От чего падает давление в шинах автомобиля
Перейти к содержимому

От чего падает давление в шинах автомобиля

  • автор:

Какое давление в шинах должно быть зимой

Шина

Из всех компонентов и деталей автомобиля только шины находятся в непосредственном контакте с дорожным покрытием. Поэтому их состояние крайне важно для любого авто. Ведь от него зависит не только проходимость и экономичность машины, но и безопасность водителя, пассажиров, да и других участников движения.

Одним из главных показателей состояния покрышек является давление воздуха в них. Чтобы поддерживать его оптимальное значение, нужно контролировать давление во всех колесах не реже, чем раз в месяц. А зимой, когда за окном сильные морозы, следить за параметрами автомобильной резины особенно важно.

Какое давление должно быть зимой

Независимо от времени года и погоды давлению в шинах автомобиля следует быть одним и тем же. Его оптимальное значение в диапазоне от 2,0 до 2,8 атм (от 29 до 41 psi) — одинаковое для всех колес или отличающееся для передних и задних — указывается автопроизводителем на специальной наклейке. Ее легко найти в проеме водительской двери или на обратной стороне лючка бензобака.

Обычно на наклейках автопроизводитель указывает значения давления для авто с малой загруженностью (водитель, пассажир и полный бак топлива) и с большой (четыре человека в салоне, багаж и бак горючего). Это, как правило, снимает основную часть вопросов о том, насколько нужно качать колеса в тех или иных условиях.

Важно: Для каждой модели авто и каждого типоразмера покрышки давление может быть разным.

Однако из-за того, что при понижении температуры на улице на каждые 10 градусов давление воздуха в шинах уменьшается примерно на 0,1 бара, колеса могут оказаться накачанными не до оптимального значения. Проще говоря, будут подспущенными. Например, установленная в октябре при +10 °С зимняя резина с давлением 2,0 атм, если вдруг в конце ноября ударят морозы −20 °С, окажется накачана лишь до 1,7 атм. Это может вызвать повышенный износ боковых частей протектора, увеличение расхода топлива и даже повреждение диска.

Поэтому опытные водители советуют при подготовке машины к зиме перекачивать шины на 0,2 бара или примерно на 3 psi выше положенных значений, дабы компенсировать снижение давления при резких похолоданиях. Также повышать давление рекомендуется перед длительной поездкой по скоростной трассе и в шинах груженого автомобиля либо везущего за собой прицеп.

На что влияет давление в шинах

Давление в одной или нескольких шинах помимо оптимального может быть повышенным или пониженным. От этого зависит размер пятна контакта покрышки в месте соприкосновения с дорожным полотном, управляемость авто, расход топлива и комфортность поездки в целом. Неправильное давление может привести к неравномерному износу шин, а также повреждению дисков при наезде на серьезные неровности или попадании колеса в большую яму.

Резину, в которой давление ниже нормы, называют спущенной или недокачанной. У таких шин пятно контакта с дорогой больше и, как следствие, выше трение, а также сопротивление качению. В этом случае авто потребляет больше горючего, резина может нагреваться из-за деформаций при движении, а боковины протектора изнашиваются сильнее. Машина на спущенных шинах хуже управляется — у нее снижается точность реакций. Если давление будет критически низким, колесо может разбортироваться прямо на ходу — шина сама снимается с диска.

Читайте также

Шина

Перед наступлением заморозков водители не успевают установить шины по сезону. До каких температур можно ездить «на лете»?

Покрышки, давление в которых превышает норму, называют перекачанными. При избыточном давлении пятно контакта с дорогой становится меньше. В этом случае повышенному износу подвергается центральная часть протектора, на которую приходится основное трение. У машины с перекачанными шинами могут обостриться реакции и несколько снизится расход топлива, но ухудшается комфортность поездки из-за более жестких реакций подвески на неровности. Да и повредить такие шины проще. А еще авто с перекачанными колесами может хуже управляться на скоростях и в поворотах. Плюс на мокрой и скользкой дороге у него увеличится тормозной путь.

О неправильном давлении в шинах, помимо его замеров с помощью манометра, можно узнать из поведения автомобиля. Если машину во время движения уводит в сторону, то, вероятно, у нее спустило колесо. Также на пониженное давление укажет свист резины на маленькой скорости и в крутом повороте. Когда давление выше нормы автомобиль ощущается жестче и болезненнее обычного реагирует на неровности под колесами. Также при этом может появиться ощущение, что авто стало лучше катиться.

Колесо

Когда и как нужно проверять давление в шинах

Это раньше, когда автомобильные шины были камерными, контролировать давление в них следовало еженедельно. Теперь же это достаточно делать хотя бы раз в месяц — не реже. В идеале — с интервалом в две недели. Кроме того внепланово измерить давление в шинах нужно перед долгой дорогой и дальней поездкой.

Измерять давление нужно только на холодных автомобильных шинах. То есть когда машина находилась без движения не менее 4−5 часов. В крайнем случае можно его измерить после короткой не интенсивной поездки. Кроме того, автомобиль должен стоять на ровной поверхности без перекосов. Чтобы какие-то из колес не были нагружены в большей или в меньшей степени. И измерения проводить следует сразу у всех колес, а не только у подозрительного.

Измерение давления в шине — достаточно простая процедура, не требующая особой подготовки и знаний. Для нее потребуется лишь исправный манометр (механический или электронный). Чтобы измерить давление в покрышках следует:

  1. Открутить защитный колпачок с ниппеля,
  2. Присоединить к ниппелю манометр (вкрутить, вставить или нажать — зависит от типа девайса),
  3. Посмотреть цифры на табло.

Соответствует ли давление рекомендованному автопроизводителем, можно узнать, сверив цифры со значениями для данного типоразмера покрышек на наклейке в водительском дверном проеме или на обратной стороне лючка бензобака. Если собственного манометра у вас нет, измерить давления в шинах можно в автосервисе, в шиномонтаже, на автомойке или заправке, где стоят аппараты для подкачки колес. Также эти значения можно увидеть не выходя из авто на экране бортового компьютера, если машина оснащена системой контроля давления TPMS (Tire Pressure Monitor System).

Шины

Правила подкачки шин зимой

По большому счету процесс накачки колес зимой не отличается от любого другого времени года. Точно также надо снять колпачок с ниппеля и зафиксировать на ниппеле шланг от электронного компрессора или механического насоса с манометром, например, ножного. Потом наполнить покрышку воздухом до требуемого давления. И затем, отсоединив шланг насоса, вернуть колпачок на ниппель.

Какое должно быть давление в шинах

Шина не только резиновый круг на колесе. Её состояние наряду с тормозами является ключевым для безопасности на дороге. Только при правильном давлении колёса будут поглощать удары и обеспечивать нужное сцепление и управляемость. Плохо накачанные шины могут стать причиной аварии. В этой статье мы разберём, сколько атмосфер качать в колёса в зависимости от ситуации, как проводить замер, и чем опасно неправильное давление.

Обновлено: 05.04.2024

Нормальное давление в шинах

В первую очередь значение зависит от загруженности машины: сколько человек обычно ездит, есть ли тяжелый груз. Данные о нормах есть в каждом автомобиле: информацию из заводской инструкции часто дублируют на наклейке в проёме двери со стороны водителя, с внутренней стороны лючка топливного бака и на внутренней дверце бардачка. Ниже мы подробно объясняем, как читать таблицу с данными о давлении.

Помимо загруженности определенную роль играют дорожные условия, стиль вождения и сезон. Специфические условия требуют коррекции показателей, о чем мы подробно пишем в разделе когда нужно корректировать давление в шинах.

Про запасное колесо часто забывают, но за ним тоже требуется уход. Показания давления для запаски, если она предусмотрена, указывают в тех же табличках от автопроизводителя, но от типа запасного колеса будет зависеть, насколько высоким давление будет. Например, у шины стандартного размера значение не отличается от основного комплекта, а у маленькой докатки показатель должен быть больше 4 бар.

У производителей шин есть свои рекомендации по поводу эксплуатации. Данные часто наносят на покрышку (маркировка), так можно узнать о максимальном давлении, которое шина может выдержать, но лучше его не превышать.

Один из способов понять, что в давлении шины что-то не так – это изучить рисунок протектора. При правильном давлении нагрузка распределяется равномерно, и рисунок сильно не меняется. О низком давлении могут говорить симметрично стертые внешние края, а стертый центр – о высоком. Подробнее можно почитать в разделе что будет, если накачать шины неправильно. Однако это не самый надежный способ диагностики, так как износ протектора может быть вызван разбалансировкой, или нужен сход-развал. Следы износа в этом случае выглядят по-другому, но на глаз выявить проблему может быть трудно.

Для точной диагностики понадобится манометр. Прочитать о том, как сделать замер самому вы можете в разделе как измерить давление.

Проверка давления шин

В чём измеряется давление в шинах

Определить давление – значит измерить силу, которую воздух оказывает на внутренние стенки покрышки. То есть мы определяем, насколько шина наполнена воздухом. Автопроизводители используют разные единицы измерения в зависимости от страны:

  • США – psi (фунт на квадратный дюйм);
  • Японские и ЕС концерны – бары;
  • В России автомобилисты любят термин ‘атмосферы’ (атм), однако, на современных измерительных приборах и на продаваемых в РФ автомобилях результат отображается в барах. Есть вероятность найти советские устройства, показывающие результат в атм, но небольшая. Точное соотношение единиц: 1 бар = 0.9 атм, поэтому условно мы будем считать их равными и взаимозаменяемыми.

Для российской марки Lada давление указывается в МПа (мегапаскали), но это скорее исключение из правила.

Чтобы было проще разобраться, мы свели основные единицы измерения в таблицу:

Атмосфера (atm, атм)

Фунт на квадратный дюйм (psi)

Мегапаскаль (Mpa, МПа)

Для перевода измерений можно использовать онлайн-калькулятор.

Как читать таблицу с данными о давлении

Это ориентировочная таблица, ее вид отличается от того, что вы, вероятно, найдете в своем автомобиле, но основная информация будет та же. Возьмем в качестве примера показатели к Audi A3:

  • В левой части перечислены размеры шин, подходящие для модели. Иногда список из таблицы может быть не таким полным, как в руководстве к машине, поэтому неплохо проверять и его. Смотрим те шины, что установлены на автомобиле сейчас. Первое значение, разделенное косой чертой – это ширина шины и профиль; второе, после буквы R – диаметр диска. Иногда в конце еще указывается цифровой индекс нагрузки на одно колесо и индекс скорости шины, т.е. максимальная скорость, которую шина может выдерживать несколько часов (обозначается буквой).
  • Два следующих столбца – загрузка автомобиля. Чем больше людей и грузов, тем выше давление. Но бывают исключения.
  • Каждый из столбцов с нагрузкой разделён ещё на две части – рекомендуемое давление для передней и задней оси. Обычно значения прописываются в барах, но иногда бывают дополнительно указаны в psi.

Давайте представим, что на данном Audi обычно ездит семья из четырёх человек и регулярно перевозит тяжелые вещи из дома на дачу и обратно. Размер установленных шин 205/55 R16 91 V. Если смотреть по таблице, оптимальное давление для передней оси будет 2.2 бара, а для задней 2.5.

Нормы давления для разных автомобилей

В таблице представлены нормативы давления в шинах популярных в России машин:

Давление бар (передние/задние)

225/65 R17 102 V

Geely Atlas Pro

225/65 R17 102 H

Как часто проверять давление

Многие автоэксперты сходятся во мнении, что замерять давление следует 1 раз в 2 недели, но не реже 1 раза в месяц. Даже в идеальных условиях показатель падает со скоростью 0,07 бар/мес, поэтому регулярные проверки необходимы, чтобы не упустить момент, и не дать значениям упасть до критических значений.

  • Дополнительная проверка нужна в случае:
  • резкого перепада температуры;
  • если машиной долго не пользовались;
  • перед долгими поездками;
  • если была замена шин.

Не забывайте также о запасном колесе – давление в нем следует проверять не реже, чем в основных.

Оформить ОСАГО

Сравните цены на ОСАГО от 20 страховой компании
Рассчитать без номера

Как измерить давление

Можно замерить самому или обратиться на СТО.

Предварительно шины должны остыть, после последней поездки должно пройти не меньше 3 часов. Связано это с тем, что покрышки сильно нагреваются при трении об асфальт, воздух внутри становится горячим и давление растёт. Лучше замерять давление утром перед поездкой.

  • Аналоговые манометры, из которых самый популярный стрелочный. Это металлическое устройство с круговой шкалой и стрелкой. Механизм интуитивно понятный, не требует зарядки, но погрешность обычно выше, чем на цифровых. Чтобы получить точный результат важно правильно калибровать и регулировать манометр. Хотя у стрелочных манометров большой срок службы, и они выдерживают значительные нагрузки, их механические компоненты со временем изнашиваются.
  • Электронные: имеют жк-дисплей, на котором отображается цифровое значение. Проигрывают аналоговым в цене, но превосходят в точности и удобстве. Работают от батареек.

Как проверить уровень давления:

  • снимите колпачок с вентиля (ниппеля) шины и подсоедините манометр;
  • сравните показания на устройстве с рекомендованными значениями;
  • подкачать колесо можно ножным насосом или компрессором, или посетить автосервис. Если давление высокое, нужно надавить на ниппель и выпустить немного воздуха;
  • на насосах и компрессорах часто есть свой манометр, но для гарантии лучше проводить контрольный замер тем же инструментом, какой был в первый раз;
  • закрутите колпачок;
  • повторите для всех колёс.

На многих европейских и американских машинах, а также авто премиум-сегмента, обычно предустановлена система, постоянно отслеживающая давление в шинах – TPMS (Tire Pressure Monitor System). В ниппель или в шины монтируется датчик, который передаёт данные в автомобильный компьютер. Если давление стало слишком низким или высоким, на передней панели отобразится предупреждение. Это TPMS прямого контроля.

Система непрямого контроля использует для определения проблемы информацию с датчиков ABS. Она отслеживает скорость вращения колёс: если давление внутри упало, радиус колеса уменьшится, из-за чего меняется скорость его вращения. Система сообщит о возможном проколе, но точное давление в шинах узнать не выйдет. Водители также отмечают невысокую точность системы и вероятность ложного срабатывания, например, в случае перегруза машины или резкого подъёма. Чтобы сбросить старые показатели, нажмите на кнопку либо в салоне, либо в меню компьютера, иначе система будет работать неправильно.

Если TPMS не была предусмотрена заводом, можно купить внешнюю систему: по одному датчику крепится на каждый вентиль, и информация о давлении передается на монитор блока контроля. Блок устанавливают на передней панели и заряжают через usb или от батареек.

Что будет, если накачать шины неправильно

Давление влияет на многие факторы: скорость износа протектора, расход топлива, управляемость автомобиля и самое главное – безопасность. Плохо накачанное или перекаченное колесо сделает площадь пятна контакта слишком маленькой для хорошего сцепления с дорогой.

Пятно контакта – это ‘отпечаток’, который остается на дороге при контакте шины с поверхностью. То есть это часть шины, которая непосредственно взаимодействует с дорогой.

Повышенное давление в шинах

Когда шина перекачена, только узкая центральная часть протектора сцепляется с дорогой. К чему это приводит:

  • центральная часть изнашивается быстрее, чем внешние края;
  • пятно контакта слишком узкое и не дает хорошее сцепление с дорогой;
  • возрастает тормозной путь;
  • избыточное давление делает ход подвески более жёстким, это ухудшает амортизацию и влияет на комфорт;
  • перекаченные шины становятся менее гибкими, что увеличивает вероятность проколов и повреждений.

Пониженное давление в шинах

Если спустить слишком много воздуха, основная нагрузка начинает падать на внешний край шины, и происходит следующее:

  • пятно контакта большое, но неравномерное. Видно, что по бокам протектор изнашивается быстрее;
  • увеличивается трение колёс о дорожное покрытие, и повышается расход топлива;
  • резина перегревается из-за повышенного трения с дорогой;
  • внешняя часть резины обмякает, машина ‘плавает’ и хуже управляется на высокой скорости и в поворотах, повышается риск аквапланирования и заноса;
  • тормозной путь возрастает.

Корректировка давления шин

Когда нужно корректировать давление в шинах

Значение подбирают в зависимости от дорожных условий, сезона (зима или лето) и загруженности автомобиля. Разберем случаи, когда корректировка давления нужна, а когда лучше не экспериментировать.

Загрузка машины

Нагрузка на машину играет первостепенное значение в выборе давления. Средняя загрузка предполагает поездки налегке: не более двух человек и небольшие сумки. Полная загрузка предполагает перевозки от 4 человек с грузом. При перевозке тяжёлых грузов нужно увеличивать давление в шинах, чтобы предотвратить избыточный износ покрышек и обеспечить стабильность на дороге. Рекомендованные значения могут сильно отличаться для каждого автомобиля, поэтому не забывайте сверяться с руководством.

Напоминаем, что корректные значения есть на стойке двери водителя, за крышкой топливного бака или на внутренней крышке бардачка.

Зима и лето

Зимой давление в шинах слегка падает из-за низких температур. Машина может сильно потерять в устойчивости. В среднем производители советуют увеличивать показатель на 0.1-0.2 бара, но всё зависит от конкретной модели.

Давление в шинах летом, напротив, поднимается. Растёт температура воздуха и дорожного покрытия, усиливается трение о дорогу, отчего температура внутри шины тоже увеличивается.

Частые колебания температуры, особенно зимой, могут непредсказуемо повлиять на давление внутри шин, поэтому нужна регулярная диагностика. Давление проверяют только на остывших колёсах как зимой, так и летом, т.е. перед поездкой или после длительной стоянки (от 3-х часов).

Горная местность

Неправильно перекачивать шины, опасаясь, что на высоте произойдет снижение давления. В поездке резина будет много нагреваться из-за затяжных торможений на спуске, крутых подъёмов и поворотов. По возможности ориентируйтесь на указания производителя.

Быстрая езда по трассе или экстремальное вождение

Езда на высокой скорости длительное время (так же как обилие резких торможений и поворотов, характерных для спортивной езды) негативно сказывается на состоянии шин. Чтобы минимизировать ущерб от таких тяжёлых для колёс условий, Европейская техническая организация по ободам и покрышкам (ETRTO) предлагает повышать давление на 0.2 бар для шин, чей индекс скорости не превышает 190 км/ч (соответствует буквенному обозначению ‘T’ в маркировке шины) и на 0.5 бар для шин с индексом от 200 км/ч (H,V, W, Y, ZR и усиленные). Однако финальное значение не должно превышать максимум производителя. При наличии рекомендаций в инструкции к автомобилю, предпочтение следует отдавать последней.

Бездорожье

Большинство экспертов сходится во мнении, что при движении по вязкой грязи, песку и мокрой траве следует спустить давление примерно на 0.5-1 бар, зависит от сложности местности. Чтобы не ошибиться, можно начинать с небольшого уменьшения, и сбавлять давление по чуть-чуть до положительного эффекта. Чем мягче поверхность, тем больше сбавлять давление, главное не пытаться ехать слишком быстро и резко. Если оставить все как есть, велика вероятность, что машина увязнет, и вы застрянете, но если спустить немного воздуха – это сделает шину мягче, улучшится сцепление и проходимость. Для проезда по рыхлому снегу эти рекомендации также подойдут.

Как только удастся выехать на чистый асфальт, не забудьте накачать давление до нормального уровня. Если руководство к автомобилю содержит инструкции на этот случай, ориентируйтесь на них.

Подведем итоги:

  1. Нормы давления для каждого автомобиля свои. Информация есть на табличке в проеме водительской двери, на лючке бензобака, на внутренней стороне крышки бардачка и в руководстве.
  2. Оптимальное давление зависит в первую очередь от загруженности авто: чем больше нагрузка, тем выше давление. Также роль играет сезон, специфические дорожные условия и стиль вождения.
  3. На покрышке указано максимальное давление, но это предел, а не рекомендуемый стандарт.
  4. Измерять давление нужно на холодной шине (минимум 3 часа после последней поездки), желательно 1 раз в 2 недели, но не реже 1 раза в месяц.
  5. Измерить давление можно манометром, результат отображается в барах (очень редко в атмосферах). Или можно съездить на шиномонтаж.
  6. Резкая смена температуры, длительная стоянка или поездка, замена шин – это повод проверить давление дополнительно.
  7. Если шины накачаны неправильно, колесо имеет плохой контакт с дорогой, и протектор изнашивается неравномерно, а расход топлива увеличивается.

Следуйте рекомендациям в инструкции и регулярно проводите осмотр. Безопасных дорог и комфортных поездок!

Все о давлении в шинах: полный гайд

Фото: Shutterstock

Шины — это единственный элемент автомобиля, который находится в постоянном контакте с дорогой. Один из главных показателей их исправности — давление. Оно влияет не только на эффективный расход топлива, но и на безопасность. Как правило, автопроизводители рекомендуют выдерживать давление в шинах от 2,0 до 2,8 атм. Но на практике бывают ситуации, когда следует отступать от этой нормы.

  1. Чем опасно неправильное давление в шинах
  2. Признаки неправильного давления
  3. Каким должно быть
  4. Когда следует корректировать
  5. Как проверить
  6. Как часто проверять
  7. Таблица для популярных в России марок авто

Чем опасно неправильное давление в шинах

Давление в шинах — это то сопротивление, с которым воздух «давит» на внутреннюю площадь резины. Правильно накачанные шины прослужат дольше, обеспечат лучшие ходовые качества и повысят безопасность поездки. Если в колесах слишком низкое давление или они перекачаны, то автовладелец рискует столкнуться с рядом проблем: от покупки новой резины до угрозы попасть в аварию.

Правильно накачанные шины прослужат дольше

Правильно накачанные шины прослужат дольше (Фото: Global Look Press)

Давление в шинах ниже нормы

Недокачанные шины — это шины, давление в которых ниже рекомендованного значения. В этом случае увеличивается пятно контакта резины с дорогой, что приводит к повышенному трению или сопротивлению качению. Визуально выдать такую проблему может изношенный внешний край протектора.

Повышенное трение с дорогой может привести к перегреву покрышки, ее сползанию и даже разрыву. Кроме этого, пониженное давление в шинах приводит:

  • к их чрезмерному износу;
  • к плохой управляемости и менее точным реакциям автомобиля на действия водителя;
  • к снижению экономии топлива из-за увеличившегося сопротивления;
  • к увеличению риска аквапланирования.

Давление в шинах выше нормы

При избыточном давлении в шинах, то есть выше рекомендованной производителем нормы, пятно контакта уменьшается. Как результат — основное трение с дорогой принимает на себя центральная часть шины.

Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины, вплоть до ее разрушения. Перекачанные покрышки также приводят к следующему:

  • автомобиль становится плохо управляемым на больших скоростях и поворотах;
  • подвеска сильнее и жестче отрабатывает нагрузку от кочек и неровностей;
  • из-за меньшего сцепления с дорогой увеличивается тормозной путь (особенно это опасно в дождь или гололед):
  • возрастает вероятность прокола или иного повреждения.

Признаки неправильного давления в шинах

Комментирует автоэксперт, мастер спорта международного класса по автоспорту Татьяна Елисеева

Для спущенных шин:

  • свистят в крутых поворотах и на маленьких скоростях;
  • если спущено одно колесо — машину начинает водить (тянуть в одну сторону) по дороге;
  • в быстрых поворотах приспущенное колесо «подламливается» — может появиться звук или разбортироваться.

Для перекачанных шин:

  • машина становится более нервной на прямой;
  • ее потряхивает на неровностях;
  • больше чувствуется боковая кромка колеса в поворотах;
  • появляется приятное ощущение (это должно насторожить), что машина вдруг стала хорошо катиться.

Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины

Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины (Фото: Shutterstock)

Какое давление должно быть в шинах

Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает свое оптимальное давление в шинах. Этот показатель зависит от массы авто, скоростного режима эксплуатации, количества пассажиров (частичная или полная посадка), а также загруженности багажника [1].

Информацию о рекомендуемом давлении в шинах можно найти в справочнике по эксплуатации автомобиля или на одной из табличек/наклеек в салоне. Они могут быть:

  • на стойке водительской двери или пороге;
  • на дверце перчаточного ящика;
  • с обратной стороны лючка бензобака;
  • на двери багажника.

Таблица измерения давления в шинах

Давление в шинах измеряется в нескольких единицах. В России обычно указывают в кг/см 2 (или атмосферах) и барах (bar). Эти два показателя практически равны, отчего часто используются как синонимы:

  • 1 бар = 0.986923 атм.

На зарубежных моделях чаще применяются фунты на квадратный дюйм (pound per square inch), или psi:

  • 1 psi = 0.068948 бара;
  • 1 бар = 14,5 psi.

Для удобства автопроизводители могут указывать давление сразу в двух единицах — bar и psi. Таким образом, необходимость самостоятельно рассчитывать по формулам отпадает. В противном случае это можно сделать в одном из онлайн-калькуляторов или свериться с таблицей популярных значений.

Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi

Давление в шинах летом и зимой

Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура: когда она падает, то и давление в колесах снижается вместе с ней. При понижении температуры на 10 °C шина подспускает в среднем на 0,07–0,14 бара или от 1 до 2 psi [2].

Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура

Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура (Фото: Shutterstock)

Для летней резины обычно используют показания, рекомендованные производителем. Но зимой к этим цифрам советуют прибавлять около 0,2 бара [3].

Специалисты также рекомендуют проверять и корректировать давление в шинах при температуре наружного воздуха. В холодное время года подкачку лучше выполнять не в теплом гараже, а на улице. Летом перед такой манипуляцией стоит убедиться, что одни колеса автомобиля не стояли под палящим солнцем, а другие — в тени.

Когда следует корректировать давление: 5 примеров

Иногда давление в шинах следует корректировать по ситуации. Например, при полной загрузке машины или буксировке прицепа. Для таких случаев автопроизводители, как правило, отдельно указывают оптимальное давление.

Но бывают моменты, которые попадают в разряд экстремальных и нестандартных (особенно если до этого машина чаще всего ездила по городу). Автомобильный эксперт Татьяна Елисеева разобрала самые распространенные из них.

Длительная поездка по трассе

Приводит к нагреву колес, особенно летом, и поэтому надо перед такой поездкой придерживаться рекомендаций производителя. Мы не знаем, что нам встретится: заплаточный ремонт дороги или проливной дождь. Ведь для каждой из этих ситуаций рекомендации будут противоположные. Играть с давлением могут спортсмены, когда условия трассы известны и инженеры могут всегда поменять настройки. Для дальней дороги обывателю надо просто выбрать среднее.

На бездорожье

Шины надо стравливать, особенно на песке. Вопрос — на сколько? Можно стравливать и до 0,7 атм, но не очень опытный автомобилист может неаккуратным движением сорвать колеса в пробуксовку, а если при этом водитель будет резко крутить руль (например, пытаясь зацепиться за край колеи), то шина может соскочить с диска. И такие случаи встречаются регулярно.

По укатанному снегу и льду

При околонулевой температуре по укатанному снегу, льду или шуге для новых колес (типа «липучка» или шипованных) лучше чуть-чуть перекачать колеса, чтобы из центральной зоны пятна контакта выдавливалась вода и шуга и протектор лучше работал. Колесо должно очищаться, чтобы работал протектор. Когда оно забивается снегом, тормозной путь и сцепные свойства сильно ухудшаются.

Если на машине изношенные колеса, но с допустимой глубиной протектора для зимних шин (4 мм), то надеяться на правильную работу протектора не стоит. Такая невысокая шашечка уже не выталкивает снег. В таком случае надо снижать давление в колесе, тем самым увеличивая то самое пятно контакта.

Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

На загруженной машине

На проселочной дороге важным фактором будет именно общая масса машины. В этом случае давление выбираем по загрузке — конкретные показатели надо посмотреть на центральной стойке кузова. Там вы увидите примерно следующую рекомендацию: чем больше загруженность машины, тем выше должно быть давление в задних колесах.

Но сильно разбитая дорога может привести к грыжам, разрывам и повреждениям шин. Поэтому если повышаем давление, то по плохой дороге едем максимально спокойно и размеренно. Или слегка отступаем от рекомендации производителя и поднимаем давление не так сильно, как рекомендует производитель.

В горной местности

Главный фактор изменения поведения колеса — это не перепад давления на высоте, а наличие большого количества крутых поворотов и долгих торможений. Шина будет нагреваться не только от нагрузок, но и от работы тормозных механизмов. Поэтому идея, что из-за низкого давления надо поднимать давление в шинах, неправильная, ведь куда большее влияние в этом случае оказывает температура колеса.

Как проверить давление в шинах

Рекомендованное давление всегда указывается для холодных шин. Это значит, что автомобиль не был в движении в течение трех часов или проехал менее 1,6 км (или одну милю).

Проверить давление в шинах можно двумя способами: самостоятельно или на станции СТО. В первом случае достаточно воспользоваться общедоступной подкачкой на АЗС или приобрести манометр. Это устройство для измерения давления в шинах бывает трех видов:

  • Стрелочный. Простой рабочий механизм, как правило, выдающий небольшую погрешность.
  • Электронный. Компактный, удобный цифровой экран, работает от батареек.
  • Реечный или с выдвижной шкалой. Недорогой, прост в использовании, но более хрупкий по сравнению с другими видами.

Еще один вариант — установка специальных колпачков контроля давления на каждый ниппель. Такой гаджет работает следующим образом: верхняя часть колпачка прозрачная и в зависимости от уровня давления в ней появляется индикатор трех цветов. Зеленый — давление в норме, желтый — колесо спускает, красный — давление превысило норму.

От чего падает давление в шинах автомобиля

Регулярный контроль уровня «атмосфер» в шинах – вопрос безопасности управления, скорости износа протектора, расхода топлива и комфорта передвижения. К сожалению, многие автовладельцы не придают этому простому и важному “ритуалу” необходимого значения, всячески пренебрегая им.

Какое давление в шинах должно быть

Данная статья поможет разобраться в нюансах правильного накачивания колес и ответит на частые вопросы начинающих водителей.

1. Рекомендуемое автопроизводителями давление в колесах

(ℹ) Правильное давление в автошинах – определяется производителем автомобиля с учетом всех его особенностей и характеристик, для каждой конкретной марки, модели и условий эксплуатации – индивидуально.

Рекомендации по оптимальному накачиванию колес учитывают вес машины, нагрузки на разные оси и зачастую предусматривают изменение следующих эксплуатационных параметров:

  • Скорость движения автомобиля;
  • Количество перевозимых пассажиров;
  • Вес груза в багажном отделении;
  • Типоразмер установленных колес;
  • Особенности дорожных условий.

Как узнать заводские параметры давления в шинах?

Узнать рекомендуемые производителем параметры, касающиеся шин можно:

  • В руководстве по эксплуатации вашей модели транспортного средства;
  • На сайте компании производителя авто или автодилера;
  • В официальном автосервисе, обслуживающим вашу марку автомобиля;
  • В специальной табличке (наклейке, стикере) на самом автомобиле, которая предоставляется автопроизводителем.

⚠️ Важно! Рекомендуемое давление в колёсах для правильной эксплуатации ТС определяет непосредственно автопроизводитель. Не стоит путать с маркировкой на боковине автошины «MAX PRESSURE» – это максимально разрешенный уровень, при котором шина не получит ущерб своей конструкции. Зачастую маркировка указывается в psi или kPa.

Где расположена заводская таблица правильного давления в шинах?

В зависимости от марки авто эта информация, как и рекомендуемые размеры покрышек, может находиться:

  • На внутренней стороне крышки бардачка;
  • На торцевой части двери, пороге или стойке со стороны водителя;
  • На средней стойке кузова автомобиля с водительской стороны;
  • На обратной стороне лючка бензобака (также там указывается информация о топливе).

2. В каких единицах измерения обозначается давление в покрышке?

Для начала необходимо разобраться в единицах измерения. У разных производителей автомобилей и на разных измерительных приборах – обозначения могут отличаться.

В Украине, как правило, измерения фиксируются в физических атмосферах (атм, atm) или в барах (бар, bar). В США и Великобритании – в фунтах на дюйм квадратный (psi). Также его измеряют в Паскалях (килопаскалях – kPa) по международной системе единиц (СИ).

Для удобного перевода величин, используемых для измерений (psi, kPa, atm, bar) предлагаем воспользоваться сводной таблицей, представленной ниже.

2.1 Давление в шинах: таблица перевода единиц измерения

Давление в шинах таблица перевода единиц измерения

*Так как atm и bar имеют незначительную разницу в значениях (1 bar = 0,986923 atm) – они обобщены в одну колонку.

**Указаны значения с округлением до десятых.

3. Как измерять давление в шинах?

(ℹ) Манометр – основной и незаменимый прибор для измерения давления воздуха в колесах. Он установлен на каждом автокомпрессоре и помогает определить, насколько накачана покрышка.

Существуют портативные манометры следующих типов:

  • Стрелочный – простое и недорогое пружинное механическое устройство.
  • Реечный – компактный и простой в использовании прибор, достаточно надежный благодаря цилиндрической пружине в механизме.
  • Цифровой (электронный) – обладает большей точностью (до ±0.05 atm/bar).

4. Электронные автоматические системы контроля давления в шинах

(ℹ) TPMS (от англ. Tire Pressure Monitor System) – автоматическая система контроля, электронные датчики которой следят за давлением (а некоторые и за температурой) в каждой покрышке и передают информацию в режиме онлайн на дисплей бортового компьютера или отдельный экран. Иногда встречается другая аббревиатура как RDKS (от нем. Reifendruckkontrollsystem), что по сути тоже самое. В некоторых странах подобными системами по закону должны оснащаться все новые автомобили, сходящие с конвейера.

Если на вашем ТС в базовой комплектации такая система отсутствует – рекомендуем установить. Она упростит процесс контроля и поможет оперативно отслеживать изменения состояния колес.

Существуют разные виды датчиков TPMS:

  • Встраиваемые – устанавливаются внутрь колеса вместо ниппеля и используются в штатных системах мониторинга, поскольку точнее показывают температуру и хорошо защищены от внешних повреждений.
  • Наружные – накручивающиеся на ниппель вместо колпачка, просты в монтаже, но менее точны и в большей степени подвержены повреждениям.

(ℹ) Система косвенного контроля – программное дополнение к функционалу блока ABS, анализирующее частоту вращения колес. При потере воздуха у покрышки уменьшается радиус и, следовательно, пройденное за оборот расстояние. Система сравнивает текущие и номинальные данные и, в случае расхождения, сигнализирует о проблеме индикатором на приборной панели.

Преимущество такой системы мониторинга в отсутствии дополнительного оборудования. К недостаткам относится невозможность определить отклонение до того, как началось движение, а срабатывание происходит только при большой разнице в показаниях.

5. Чем опасны отклонения давления в шинах от нормы?

Отклонение от рекомендуемых производителем автомобиля норм – неизбежно скажется теми или иными нежелательными последствиями.

5.1 Влияние пониженного давления в шинах

⚠️ Важно! Продолжительная езда на спущенных покрышках деформирует их и приводит в негодность для дальнейшей эксплуатации.

Недостаточно накачанное колесо становится слишком мягким, из-за чего теряет форму и буквально проминается. Весь вес машины приходится на податливые боковины, особенно во время маневрирования, что приводит к определенным негативным последствиям:

  • Ухудшается управляемость и предсказуемость поведения транспортного средства во время маневрирования, увеличивается тормозной путь, сцепление с дорожным покрытием портится;
  • На мокрой дороге возрастает опасность заноса из-за меньшего сопротивления эффекту аквапланирования;
  • Неравномерный и быстрый износ протектора в плечевых зонах, так как на них приходится основная нагрузка;
  • Перегревание покрышки из-за повышенного сопротивления качению ускоряет старение резиновой смеси и может вызвать деформацию каркаса;
  • На неровной дороге риск повредить диск и автошину увеличивается;
  • При слишком низкой накачке существует вероятность разбортировки ската во время движения;
  • Увеличенное сопротивление качению приводит к чрезмерному расходу топлива.

Когда полезно снизить давление в автошинах?

В отдельных случаях стравленный воздух в шинах может помочь преодолеть труднопроходимые участки пути, на которых машина вероятно забуксует или загрузнет. За счет части боковины, которая временно становится продолжением протектора, происходит увеличение пятна контакта с поверхностью. Благодаря такому решению, а также наличию у многих (особенно внедорожных шин) боковых грунтозацепов, удается на порядок улучшить проходимость автомобиля. Таким же «лайфхаком» пользуются для уменьшения пробуксовки на старте в гонках на 402 метра (драг-рейсинг), что позволяет уменьшить время преодоления дистанции.

«Подспущенное» колесо помогает справиться с такими препятствиями как:

  • Рыхлый песок;
  • Болотистые грунты;
  • Мокрая трава;
  • Сильный гололед (для преодоления отдельных участков).

⚠️ Важно! Для прохождения сложного отрезка дороги достаточно выпустить воздух на 1.0-1.5 atm (зависит от автомобиля, типоразмера шин и дорожных условий). Двигаться нужно на скорости не более 10-15 км/ч, чтобы не повредить диски и покрышки. После преодоления труднопроходимого участка давление следует повысить до рекомендуемого производителем ТС уровня. Двигаться по твердой поверхности на полуспущенной авторезине – опасно и губительно для покрышки.

5.2 Влияние повышенного давления в шинах

Протекторная часть перекачанной автопокрышки из плоской и работающей сбалансировано – становится выпуклой по середине, что уменьшает пятно контакта и приводит к ряду нежелательных последствий:

  • Снижается сцепление с дорожным полотном, ухудшается управляемость и возрастает тормозной путь;
  • Нарушение формы пятна контакта создает риск возникновения аквапланирования на влажном покрытии;
  • Увеличивается риск появления “грыж” или разрыва при встрече колеса с ямой или ухабом на дороге;
  • Центральная зона протектора быстро стирается из-за неравномерного контакта с дорогой;
  • Уменьшается срок службы покрышки, так как повышенное давление подвергает большим нагрузкам каркас и нити корда;
  • Снижается демпфирующий эффект, что приводит к возрастанию нагрузки на ходовую часть и кузов;
  • Комфорт езды снижается из-за жесткого прохождения неровностей и повышенного шума.

Когда повышенное давление в колесах полезно?

Производители автомобилей рекомендуют немного увеличивать уровень давления перед длительной поездкой по шоссе и в случае полной загрузки автомобиля (увеличение показателей манометра на задней оси помогает в перевозке грузов). Также водители, у которых установлена низкопрофильная резина, перед выездом на неровную дорогу могут немного поднять давление, чтобы уберечь диски.

⚠️ Важно! Придерживайтесь рекомендаций в руководстве пользователя транспортного средства. В нем указано как нужно качать автопокрышку в том или ином эксплуатационном случае.

5.3 Опасность разного давления в колесах

⚠️ Важно! Строго запрещается разность показаний манометра в автопокрышках на одной оси. Разница между осями (попарно) не должна выходить за предписанные производителем ТС рамки.

При разных показателях манометра в колесах – возникают угрожающие безопасности эффекты:

  • Непредсказуемое и нестабильное поведение авто во время маневрирования;
  • Вероятность возникновения заноса при резком торможении из-за разных пятен контакта;
  • Также разница может вызвать крен корпуса и увеличение расхода топлива.

6. Особенности накачки шин в разное время года

При перепадах температуры окружающего воздуха – внутри колеса она тоже меняется. В среднем при изменении на 8-10°С стрелка манометра отклоняется на 0,1 atm. Эту особенность необходимо учитывать при эксплуатации автомобиля и с большей внимательностью следить за показателями измерительных приборов при смене температуры.

6.1 Давление в шинах зимой

После перехода на зимнюю резину к замерам давления следует подходить с особенно тщательно. Осуществлять проверку лучше всего с наступлением первых морозов и когда столбик термометра существенно опустится ниже нулевой отметки. Скорее всего потребуется дополнительно накачать колеса, чтобы компенсировать влияние отрицательной температуры на снижение уровня атмосфер.

Особенности поддержания необходимых показаний манометра зимой:

  • Чтобы определить фактические показатели – замеры следует делать после двухчасового пребывания машины на открытом воздухе без движения.
  • Если же проверка осуществляется не в условиях температуры эксплуатации (например, автомобиль находится в отапливаемом гараже) следует сравнить разницу температур в помещении и на улице. После чего ориентировочно на каждые 8-10°С накачать дополнительные 0,1 atm.

6.2 Давление в шинах летом

В жаркое время года важно не допускать перекачивания колес, так как под влиянием повышенной температуры – воздух внутри расширяется и стрелка манометра поднимается. Помимо самой погоды на дополнительный нагрев влияет скорость движения и контакт с разогретым асфальтом в особо жаркие дни.

Для поддержания правильного уровня воздуха в автошинах летом следует учесть:

  • Производить замеры необходимо только в “остывших” покрышках, т.е. с момента последней эксплуатации должно пройти 5-8 часов.
  • Во время движения автомобиля колеса нагреваются от температуры воздуха, дорожного полотна и от трения, поэтому в особенно жаркую погоду уровень давления в них больше примерно на 10-15%.

7. Когда следует проверять давление в колесах?

Автопроизводители советуют делать замеры минимум раз в месяц, а для большей безопасности желательно проверять показания манометра раз в 2 недели.

Однако в некоторых ситуациях колеса следует проверить внепланово.

Внеочередная проверка давления в покрышках рекомендуется в таких случаях:

  • Если ощущается ухудшение управляемости;
  • Перед предстоящей поездкой на большое расстояние;
  • После продолжительной стоянки машины;
  • При большом изменении температуры на улице;
  • После недавнего шиномонтажа;
  • Если отсутствуют датчики – перед каждой поездкой нелишним будет как минимум визуальный осмотр.

8. Ответы на распространенные вопросы

Ответим на несколько частых вопросов, которыми задаются автолюбители, анализируя показатели манометра.

«Стоит ли накачивать шины азотом?»

Ответ. Решать Вам, но это дает некоторые преимущества: температурные колебания меньше влияют на показатели, и естественная потеря атмосфер происходит медленней.

«Какое давление в шинах R16?»

Ответ. Определяющим фактором является марка и модель автомобиля, а не посадочный диаметр диска. Поэтому рекомендуем руководствоваться данными автопроизводителя для соответствующего типоразмера.

«Сколько атмосфер (bar) качать в покрышки?»

Ответ. Каждый производитель указывает в руководстве конкретной модели ТС правильное давление для определенного типоразмера и условий эксплуатации.

«Как перевести величину psi и kPa в atm или bar?»

Ответ. Для перевода между величинами воспользуйтесь представленной в данной статье таблицей или онлайн конвертером.

Будем рады, если информация в статье поможет правильно накачивать авторезину, что в свою очередь обеспечит безопасность на дороге и экономию средств.

При возникновении вопросов или для консультации и подбора автошин – звоните нашим специалистам по номерам, указанным на сайте! Правильного Вам давления в шинах и безопасных дорог!

  • Предыдущая статья: Куда сдать старые шины на переработку? 24.07 2022 Куда сдать старые шины на переработку?
  • Следующая статья: Типы рисунков протектора: как выбрать и установить? 10.07 2022 Типы рисунков протектора: как выбрать и установить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *