Что означает на гербе олень
Перейти к содержимому

Что означает на гербе олень

  • автор:

Олень в геральдике

Олень является эмблемой воина, мужского благородства. Особенно был популярен олень как эмблема в Англии и Германии. Согласно древнему поверью германских народов, олень способен одним своим запахом отогнать и обратить в бегство змею. И это качество послужило основанием рассматривать оленя как эмблему борьбы со злом, эмблему благородного воина, сильного не столько физической силой, сколько идейной убежденностью, силой духа, своими моральными качествами.

Изображение благородного оленя используется на гербах многих городов. Благородный вид, красота сделали это животное популярным в геральдике. Олень изображается всегда в профиль, но он может быть бегущим, скачущим или мерно шествующим, а также стоящим на месте. Как исключе­ние, олень может быть изображен и отдыхающим, то есть в лежачем положении. Иногда изображаются лишь одна голова оленя или только его рога. Все эти различия, кроме смыслового значения, приняты для того, чтобы не смешивать изображений оленей, принадлежащих как эмблемы разным странам, разным землям и территориям, разным народам, или отдельным родам. Кроме различий в начертании фигуры и частей тела оленя приняты еще различия в его цвете. Так, например, в древнем гербе Ростовского княжества — серебряный олень, а в гербе Нижегородского княжества — рыжий (красный), олень, в польской геральдике — белый с золотой короной и т. д.

Древний символ. Как олень появился на гербе Нижегородской области

Если Нижегородская губерния в этом году празднует свой трёхвековой юбилей, то вот по поводу возраста оленя на её гербе у историков однозначного ответа пока не существует. Некоторые эксперты до сих пор задаются вопросами: «Откуда он взялся?» и «Олень ли это?»

Образ оленя

Геральдисты очень любят образ оленя. Это животное — древний символ, который в веках так и не поменял своего смысла. Олень — эмблема воина, мужского благородства, смелости и силы. Он воплощает собой светлые силы, которые дают бой тёмным чарам, воплощённым в образе змея, и побеждают.

Причём в веках у самых разных народностей на разных континентах образ оленя весьма схож. Самый древний смысл связан с символикой Древа Жизни — оленьи рога напоминают ветви. В некоторых культурах Азии и доколумбовой Америки олень вошёл в представление людей как символ возрождения — его рога периодически обновляются. И эту оленью гордость носит на голове целый ряд древних богов. Многие из них, согласно мифам, передвигаются на оленях. А кельты верили, что стада этих диких грациозных животных вообще принадлежат богам. Впрочем, и христианские святые не лишены счастья общения с оленями — святой Николай, то есть Санта Клаус, путешествует в оленьей упряжке.

Олень изображается геральдистами почти всегда в профиль — бегущим, скачущим или мерно шествующим, стоящим на месте, бьющим копытом или даже лежащим. Иногда изображается лишь одна голова оленя или только его рога. Смысл от этого не страдает — это всё та же сила света и добра. Согласитесь, это прекрасный символ.

И город, на чьём гербе есть олень, просто обречён на возрождение и процветание. Поэтому олень изображён на гербах сразу нескольких городов: белорусского Гродно, якутского Успешного, Воркуты, Одинцова, Инты, Магадана, древнего Ростова. Олени смотрят на нас с гербов дворянских фамилий. Например, на гербе древнего княжеского рода Щепиных-Ростовских изображено это благородное животное.

Олень или лось?

Гордое животное появилось на нижегородских печатях намного раньше, чем император Пётр I повелел «быть Нижегородской губернии особо».

Одни эксперты считают, что гербом Нижнего Новгорода в XVI-XVII веках был не грациозный олень, а могучий сохатый. К тому же на территория современной Нижегородской области всегда была богата лосями — они и сейчас заглядывают на окраины областного центра из прилегающих лесов, пугая горожан. Что было в XVI-XVII веках, лёгко передаётся всего двумя словами — «ловы богатые». И легенду о том, что, пробираясь нижегородскими лесами под стены гордой Казани, Иван Грозный питался исключительно лосятиной, тоже со счетов сбрасывать нельзя. По тогдашним поверьям, лосиное мясо придаёт едоку смелость и силу. И царю так понравилась эта дичь, что он велел использовать образ лося на нижегородских печатях. В качестве доказательства историки также приводят указ царя Алексея Михайловича от 1666 года — об изготовлении гербового знамени. Там говорится: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает».

Другие эксперты ссылаются на «Роспись всем государевым печатям 1626 года», составленную в Посольском приказе после большого московского пожара, который якобы уничтожил множество документов. В росписи сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля». И эта же сторона указывает на прежнее обилие этих красивейших животных в нижегородских лесах.

Появляются версии того, как лось стал оленем. Во-первых, лося в старину часто называли «сохатым оленем», то есть указывали на то, что его массивные рога очень напоминают родную соху. А во-вторых, если герб рисовал фряжский живописец, то есть иностранный художник, то он мог и не знать, как выглядит «сохатый олень», а потому изображал обычного, благородного, привычного европейцу.

Есть и третья версия! Якобы сама императрица Екатерина Великая, придумывая гербы городам, обратила внимание на то, что олень всё же красивее лося, и велела придать нижегородскому символу изящности.

Интересно, что в воспоминаниях охотников единственный олень, встречавшийся в нижегородских лесах, — это северный, каким-то чудом забредавший в южную тайгу. Некоторые эксперты уверены, что именно он и изображён на нижегородском гербе. И если сейчас этого зверя уже не встретить в наших лесах, то ещё в конце позапрошлого века на него устраивали настоящие облавы.

Как охотились на нижегородских оленей

Описание сцен охоты на северного оленя есть в воспоминаниях охотника Колосовского, который бывал в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Записки были опубликованы в книге «Русская охота» серии «Нижегородские были».

«Откуда взялся северный олень в Макарьевском уезде, когда он перекочевал со своей родины, и, наконец, что его могло заставить расстаться с ней — решить мудрено. Из расспросов местных жителей относительно времени появления оленя ничего положительного узнать не пришлось, но, тем не менее, один старик-охотник говорил, что олень здесь не коренной жилец», — пишет Колосовский.

Далее охотник описывает порядок охоты на северного оленя в макарьевской тайге и повадки зверя. Сезон открывался с первым снегом. Кочующие олени не обладали возможностью замечать движущегося с подветренной стороны охотника во время бега, а потому иногда подпускали к себе довольно близко. «. Олень чрезвычайно пуглив и недоверчив; притом по мелкому снегу в наших местах мало застаивается, а бродит куда вздумается и делает очень нередко большие переходы, а тогда нагонять его не стоит и слишком рискованно и утомительно», — описывает трудности добычи оленя охотник.

Если стадо оленей что-то пугало, животные могли бежать по лесу много вёрст, не останавливаясь ни для отдыха, ни для еды. При этом рогатые пугали всё вокруг, и охота вообще теряла смысл. Именно поэтому охотники всячески умудрялись, чтобы подобраться и сделать меткие выстрелы раньше, чем зверь заметит их. Охотились и большими группами, устраивая облаву и окружая стадо. При этом автор записок признаёт, что охота на оленя весьма затратна и тяжела. Он ссылается даже на отлично организованную охоту в этих лесах его императорского высочества великого князя Николая Николаевича-младшего — добычей стали всего три оленя. Видимо, для княжеского лова это был весьма скромный результат.

Охота на оленя по глубокому снегу проводилась на лыжах, что тоже требовало умения и ловкости. Стрелять на ходу было вообще непросто. Однако были у северного оленя «пагубные привычки», которые играли на руку охотнику. Во-первых, животное боялось любого человеческого следа. Если стадо удавалось обойти на лыжах — оно металось по кругу, боясь выскочить. Во-вторых, олень любил бегать по своим старым следам. При правильном расчёте можно было устраивать удачные засады. В-третьих, долгий бег по насту выматывал стадо, обдирал оленьи ноги в кровь. Охотники на лыжах даже не стреляли, а лишь преследовали животных, чтобы потом просто добивать их дубиной. Колосовский пишет, что в 1860-х годах охотничьей артели крестьян села Каменки удалось разом загнать и убить сорок оленей.

Надо ли говорить, что уже в ХХ веке о северных оленях в нижегородских лесах помнили только седые старики, а исследователи радовались найденным в крестьянских избах трофейным рогам. Теперь северный олень и вовсе не встречается на нижегородском севере. И как знать, может, это именно он, облагороженный геральдистами, смотрит вдаль с нижегородского герба.

Смотрите также:

  • Тайна царицы. В Нижнем Новгороде нашли волосник отвергнутой царской невесты →
  • Минин — русский. Слышим ли мы эхо мининского призыва? →
  • Искусство — оружие. Как скульптуры влияют на людей →

Почему на гербе Нижнего Новгорода изображён олень?

История герба Нижнего Новгорода и символики, изображенной на нем, до сих пор считается спорной. Некоторые историки утверждают, что в XVI-XVII вв. на гербе был нарисован сохатый лось, а в XVIII веке был изменен герольдмейстерами на оленя. Другие эксперты полагают, что олень на нижегородском гербе присутствовал уже в XVII веке. Свои предположения они основывают на «Росписи всем государевым печатям» 1626 г., которая была составлена после пожара в Москве, произошедшего в 1626 году. Говорится в оной: «Печать нижегородская: олень, под ним земля».

С. В. Афоньшин в своем «Сказе о яростном олене» пишет о том, что в эпоху Ивана Грозного много сохатых оленей обитало в нижегородских лесах. Их мясо воодушевляло воинов на победную битву. Царь Грозный научился охотиться на них и, добыв мясо храброго и красивого лося, завоевал город Казань. После этого он дал указ, чтобы герб Нижнего Новгорода украшал сохатый лось, но чиновники по ошибке нарисовали рогатого оленя.

Еще одна версия появления вместо лося оленя: в старые времена лося частенько именовали «сохатым оленем», то есть показывали то, что рога его могучие по своему виду напоминают русскую соху. И если представить, что герб был нарисован фряжским художником (живописцем из другой страны), то, скорее всего, тот не понимал, что такое «сохатый олень» и как он выглядит, и нарисовал привычного для европейцев благородного оленя.

Еще ходят слухи, что императрица Екатерина Великая в то время, когда сама придумывала всем городам гербы, подумала, что все же олень выглядит, по сравнению с могучим лосем, изящнее, и приказала придать гербу Нижнего Новгорода утонченность.

Интересным фактом является то, что, как вспоминают охотники нижегородской области, единственный олень, которого видели в местных лесах, был северным, непонятным образом очутившимся в южных широтах. Возможно, это именно его поместили на герб Нижнего Новгорода.

Герб Нижнего Новгорода. История гордого оленя

Герб Нижнего Новгорода. История гордого оленя - изображение

Герб. Для всех это звучит серьёзно и величаво. Все примерно знают, что это такое. Все мы, скорее всего, знаем, что и у нашего великого города Нижнего Новгорода есть свой собственный герб. Но вот что мы о нём знаем? Скорее всего, не так много или вообще ничего. А знать хоть что-то было бы весьма полезно. Итак, немного информации о гербе города Нижнего Новгорода.

Для начала давайте разберёмся, что такое вообще герб? Если своими словами, то это какое-то изображение с какими-то символами, как правило исключительно серьёзными: суровые животные и птицы, короны, оружие и тому подобное. Если почитать определения, то получится что-то вроде «визуальный опознавательный знак, составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца от других». Причём, под владельцем подразумевается не только человек. Это может быть семейство или род, населённый пункт или территория, государство или иное объединение.

В нашем случае речь идёт о гербе целого города, на котором изображён грациозный олень. Почему олень? Это вопрос. И он основной. Ведь в нашей местности они никогда и не водились. Вообще история создания и появления герба до сих пор доподлинно не установлена и, наверное, уже и не будет. Но, так или иначе, существует две теории.

Первая. Согласно этой теории на гербе Нижнего Новгорода в XVI-XVII веках был не олень, а лось. Лоси жили на этих территориях ранее и встречаются по сей день. Поэтому изображение лося можно объяснить и обосновать. Но в XVIII веке герольдмейстеры переделали его в оленя. Почему? Для чего? Вопрос открытый. Так или иначе, в поддержку этой теории выступает указ царя Алексея Михайловича от 1666 года об изготовлении гербового знамени, в котором говорится: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает».

Вторая. Сторонники этой теории утверждают, что уже в XVII веке на гербе был изображён олень. В защиту этой теории выступает Посольский приказ после большого московского пожара в 1626 году. В документе есть следующее: «Печать Нижегородская: олень, под оленем земля». В этом случае, опять же, возникает основной вопрос. Почему олень? И тут опять нет никаких объяснений.

Герб Нижнего Новгорода 1626

«Печать Нижегородская: олень, под оленем земля», 1626 год

Однозначно можно сказать одно. Олень – это как-то солидно и более благородно, чем лось. Олень — животное несколько более красивое и статное, если сравнивать со слегка угрюмым лосем. С этим не спорит никто. Хотя мощи, размерам и силе лося позавидует любой олень.

Как мы уже написали выше, время и причины появления именно оленя на гербе мы уже не узнаем. А вот дата точного утверждения герба известна однозначно. Речь идёт о 16 августа 1781 года. Он был утверждён высочайшим указом Её Императорского Величества – Екатериной II. К указу прилагалось «Описание гербам Нижегородского наместничества» с рисунками этих самых гербов. Про герб непосредственно нашего города было написано следующее: «Нижегородский — «В белом поле красный олень, рога и копыта чёрные». Причём, была пометка, что «город Нижней имеет старый герб».

Герб Нижнего Новгорода 1781

Герб столицы Нижегородского уезда — Нижнего Новгорода, 1781 год

Интересным моментом является то, что бурлаки, для которых Нижний Новгород и его герб были чем-то вроде символом долгожданного отдыха и веселья, после многих дней тяжких трудов, называли его «весёлой козой»!

Во времена большевиков герб был упразднён, но зверь с него использовался повсеместно. Олень того времени был слегка видоизменен. Как правило, он изображался белым или золотым, бегущем на красном фоне.

Восстановлен герб был только в 1992 году решением городского Совета народных депутатов №11/9 от 15.10.1992г. Правда, он претерпел некоторые изменения. Вокруг прежнего герба появились золотые дубовые листья, перевязанные лентой цветов национального флага России. Данная версия вызвала много вопросов и породила негодование со стороны специалистов по геральдике и дизайну.

Герб Нижнего Новгорода 1992

Герб Нижнего Новгорода после распада СССР, 1992 год

Тем не менее, в таком виде герб просуществовал до 2005 года, когда Геральдический совет при президенте России принял решение, в котором были следующие требования: «На гербах всех административных центров регионов страны должно быть изображение короны. В гербах муниципалитетов не должны присутствовать цвета государственного флага страны». В результате чего 20 декабря 2006 года постановлением №96 городской думы нашего города был утверждён новый герб Нижнего Новгорода, графическое изображение символов которого было утверждено постановлением №25 городской думы от 21 марта 2007 года.

Что же из себя представляет нынешний герб Нижнего Новгорода? За основу взят исторический герб губернского города Нижнего Новгорода, утверждённый Екатериной II 16 августа 1781 года. Он представляет из себя изображение оленя на четырёхугольном щите, с закруглёнными нижними углами и заострением внизу по центру, обрамлённом по бокам и снизу лентой ордена Ленина. Официальное геральдическое описание следующее: «На серебряном щите идущий червлёный олень, рога, глаза и копыта чёрные. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком, и обрамлён по сторонам и снизу лентой ордена Ленина».

Герб Нижнего Новгорода 2006

Герб Нижнего Новгорода после внесения изменений Геральдического совета, 2006 год

Что же символизируют элементы, использованные в гербе Нижнего Новгорода:
Олень — символ благородства, чистоты, величия, жизни, мудрости и справедливости.
Корона — символ достижения высокой ступени развития. В данном случае она указывает, что город Нижний Новгород является городским округом — административным центром Нижегородской области.
Лента, обрамляющая гербовый щит – символ, указывающий на то, что город Нижний Новгород награждён орденом Ленина.

Цветовая палитра тоже не случайна. Каждый цвет имеет значение:
Серебряный – это символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
Чёрный – это символ благоразумия, мудрости, честности, скромности, смирения и вечности бытия.
Червлёный – это символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.

Вот те основные мысли и моменты, которые желательно знать каждому нижегородцу о гербе своего любимого города!

Подпишитесь на нас ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *