Что сейчас с запчастями на иномарки
Перейти к содержимому

Что сейчас с запчастями на иномарки

  • автор:

Владельцы иномарок столкнулись с дефицитом запчастей

Владельцы иномарок, производители которых ушли с российского рынка, столкнулись с дефицитом запчастей и сложностями в ремонте, рассказали «РГ» представители авторынка. Особые проблемы испытывают владельцы премиальных автомобилей европейских и американских брендов.

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает.

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает. / Reuters

Конечно, проблемы с запчастями сегодня во многом решает параллельный импорт, однако для «беглых» марок сроки поставки деталей могут исчисляться неделями, а по некоторым наименованиям месяцами. Иногда сервисные центры вместо замены неисправных узлов и агрегатов вынуждены заниматься их ремонтом, в том числе микросхем. Цены на запчасти заметно выросли. Придется подумать, стоит ли приобретать подержанную иномарку, говорят эксперты.

По мнению директора по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александра Носко, при покупке машины с пробегом стоит учитывать объемы вложений, включая содержание, транспортный налог, расход топлива, наличие и ценовую доступность запчастей, ликвидность автомобиля. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.

Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей.

«У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием, как с гарантийным, так и постгарантийным, не возникает. Благодаря эффективному параллельному импорту в сегменте комплектующих практически отсутствует дефицит, единственная сложность — увеличенные сроки поставки с 4-5 дней до 2-3 недель. Оптимально приобрести Renault Logan или Sandero, Toyota Corolla, Kia Rio или Hyundai Solaris, Honda Civic, а также автомобили китайских брендов», — советует эксперт.

Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова говорит, что в первую очередь проблемы с обслуживанием могут возникнуть у Ford Focus 3 — ремонт этого автомобиля будет стоить дорого. Также сложности с запчастями могут быть у владельцев французских автомобилей Peugeot и Citroen — особенно это касается машин с двигателем EP6.

А для Range Rover сейчас в принципе сложно приобрести запчасти — на большинстве складов их нет в наличии. По мнению Барно Турсуновой, оптимальным выбором на «вторичке» с учетом санкций, стоимости обслуживания и наличия запчастей можно назвать автомобили японских и корейских марок.

Показательно, что в 2022 году Россия стала лидером по экспорту подержанных машин из Японии — он увеличился на 32% до более 213,5 тыс. единиц, гласят данные Японской ассоциации экспортеров автомобилей с пробегом (JUMVEA).

Ввоз «бэушек» из Южной Кореи пока гораздо меньше, но он стремительно растет — в прошлом году было импортировано 19,6 тыс. автомобилей с пробегом, что, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 8,3 раза больше по сравнению с 2021 годом.

Несмотря на то что в прошлом году были налажены поставки большинства наименований запасных частей по параллельному импорту, участники рынка не исключают определенного дефицита кузовных деталей, а также электронных блоков, перебои с поставками которых возникли еще в пандемию.

Самыми бесперспективными моделями эксперты называют трехлетние премиальные автомобили европейских и американских брендов

Кроме того, по данным компании Fresh Auto, на данный момент наиболее дефицитными являются лобовые стекла, которых придется долго ждать, а также те узлы и агрегаты, которые традиционно редко меняются и поэтому их запасов у дилеров нет. К ним относятся автоматические коробки передач, непосредственно двигатели, сцепление.

По словам Носко, существуют поставщики из других стран, помимо США, ЕС и Японии, которые производят качественные комплектующие по более выгодной для конечного потребителя цене. Например, тормозные колодки, шаровые опоры и рычаги подвески, которые производят партнеры РФ из Китая, по качеству не уступают тем, что поставляли на рынок западные концерны.

Помимо качественных аналогов сейчас из Китая привозят даже оригинальные запчасти от известных брендов, добавляет Барно Турсунова. Однако главная сложность — увеличились сроки доставки: если раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас по ряду позиций доставка может занимать до 2-3 месяцев.

«Особенно это касается кузовных деталей, для которых выпускают намного меньше аналогов. Некоторые запчасти продают с завышенной стоимостью. В этой ситуации у автовладельцев не так уж много опций. В большинстве случаев им нужно быть готовыми к тому, что цены на запчасти могут быть достаточно высокими, а сам ремонт — довольно долгим», — предупреждает Барно Турсунова.

Стоит отметить, что с легализацией параллельного импорта увеличились риски распространения контрафактных запчастей, что в конечном счете влияет на безопасность движения на дороге. Необходимо также иметь в виду, что использование некачественных деталей приводит к сокращению срока службы автомобиля в целом.

«Чтобы не столкнуться с контрафактными запчастями при ремонте или обслуживании авто, рекомендуется обращаться в сервисные центры официальных дилеров. Посещение неофициальных СТО чревато не только установкой неоригинальных запчастей, но и низким качеством самих услуг. Обслуживание современных автомобилей требует высокого уровня компетенции и регулярного прохождения обучения, так как многие технологии и функции в авто имеют тенденцию обновляться», — отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

В свою очередь, директор по сервису «Рольф» Юлия Трушкова говорит, что в компании наблюдают небольшой отток клиентов, который составляет около 10%, что связано с опасением клиентов о завышенной стоимости обслуживания автомобилей у официальных дилеров. Однако сравнение цен на запасные части и сервисное обслуживание показывает, что разницы в цене между официальным дилером и другими СТО нет, а зачастую по разным группам материалов и за счет объема закупок у «официалов» цены на некоторые группы товаров ниже на 10-15%, уверяет она. В то же время в «Рольфе» ожидают, что в связи с логистическими издержками и валютными колебаниями подорожание запасных частей на рынке в 2023 году может составить от 20% до 40%.

Эксперт объяснил, что происходит с запчастями на иномарки

Россиянам объяснили, что происходит на рынке запчастей для автомобилей. Сегодня на рынке автозапчастей сложилась достаточно непростая ситуация. Однако, в зависимости от бренда, доступность деталей для машин отечественных, европейских и азиатских производителей будет заметно отличаться. Об этом в беседе с Quto.ru рассказал коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов.

ТАСС / Валерий Шарифулин

Эксперт объяснил, что сегодня все автомобили можно разделить на две группы: в первую входят европейские и японские транспортные средства, во вторую — корейские, китайские и российские. «За прошедшие полтора года валовый объём продукции из первой группы уменьшился в 3–10 раз в зависимости от конкретного бренда. При этом количество предложений от поставщиков возросло примерно в 3 раза, поскольку в цепочке поставок появились новые игроки», — отметил Колисов.

Так, если в начале 2022 года поставками запчастей занималось, условно, 1 000 поставщиков, которые продавали 1 000 000 единиц товара, то сегодня картина другая — это 10 000 поставщиков, на которые приходится 100 000 единиц. Иными словами, продавцов на российском рынке стало больше, но товара — заметно меньше. Есть в сложившейся ситуации ещё один существенный минус. «Рост числа поставщиков повышает риск поставок поддельной или некачественной продукции. Не для всех игроков характеристики поставляемых автозапчастей имеют значение: по сути, это относительно новая и прибыльная ниша. Параллельный импорт, безусловно, открывает доступ товарам на рынок, но контроль качества из-за длинных цепочек поставок в значительной степени ослабевает», — предупредил специалист.

Сообщается, что порядка двух третьих новых поставщиков, которые начали сотрудничать с «Автодоком» за последний год, пытались поставить некачественные запчасти. В результате такие компании были отключены от системы. Тем не менее, сама по себе ситуация на рынке близка к катастрофической: количество контрафакта превышает 50%. «При этом комплектующие из второй группы — корейского, китайского и российского производства — показывают хороший рост и расширение ассортимента. Число поставщиков практически не изменилось. Здесь основные цепочки поставок сохраняются в прежнем виде, либо растут и расширяются», — заключил Виталий Колисов.

Что будет с ценами на запчасти в 2024 году. Прогнозы

Фото: Shutterstock

В России сохраняется дефицит запчастей на автомобили ушедших марок, зато становится проще достать запчасти на китайские машины. При этом эксперты констатируют рост числа подделок. Что ждет автомобилистов при ремонте автомобилей в 2024 году.

Ремонт машин станет дороже

Согласно опросу, проведенному Союзом автосервисов России, в 2023 году три четверти авторемонтных организаций увеличили цены на свои услуги. 60% при этом признались, что цены выросли на 10–20%. При этом 109 из 145 владельцев автосервисов, участвовавших в опросе, заявили, что собираются повысить цены еще раз в 2024 году в среднем на 10%. Речь идет как о стоимости самих работ, так и запчастей, а также расходных материалов, которые продает сервис и за качество которых он несет ответственность.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

Однако в начале 2023 года цены на запчасти снижались, особенно на расходные материалы. Этот тренд наблюдался со второй половины 2022 года. Тогда рынок корректировался после ажиотажного спроса на расходники, которые закупали впрок весной 2022 года. 2023 год вообще прошел немного легче, чем 2022-й, говорит президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин. «Действительно, в 2023 году мы наблюдали подорожание в первую очередь кузовных запчастей на 30–40%, а порой и на 100%. Это связано с усложнением логистики, падением курса рубля, сложностями с переводом средств из России в иностранные банки и повышением стоимости кредитов», — признает Подщеколдин. В то же время в РОАД уверены: если не произойдет новых негативных событий, таких как дальнейшее ослабление рубля и повышение ключевой ставки Центробанком, то за счет оптимизации новых бизнес-схем можно ожидать снижения себестоимости поставок запчастей через третьи страны на 5–10%.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Запчасти есть, но не все

Уход традиционных автобрендов из России, а также введенные санкции привели в первую очередь к сложностям с поставками оригинальных деталей ушедших марок, говорит член правления Союза автосервисом Илья Плисов. По его словам, это особенно ощущается при кузовном ремонте. Дефицит уже привел к росту цен, и сейчас отремонтировать машину по ОСАГО, используя новые оригинальные детали, попросту невозможно. «Фактически ни один расчет не позволит отремонтировать автомобиль только оригинальными запчастями. Текущий расчет на основании справочников РСА ориентируется преимущественно на цены аналогов. В среднем сумма расчета вдвое ниже от оценки с оригинальными запчастями», — констатирует эксперт. По мнению Плисова, в 2024 году эта ситуация сохранится, так как причин для ее изменения пока нет. При этом Подщеколдин объясняет, что вообще без запчастей российские автомобилисты в 2024 году не останутся. «Поставки запчастей в Россию оказались очень выгодны для таких стран с небольшой экономикой, как Грузия, Армения, Киргизия. Иностранные производители на словах декларируют приверженность санкциям, а на деле тоже стараются идти российским автомобилистам навстречу», — говорит Подщеколдин.

Контрафакта будет больше

В 2022 и 2023 годах с рынка ушли не только традиционные автопроизводители, но и компании, поставлявшие расходные запчасти и материалы. При этом пока не все автомобилисты решаются перейти на использование их аналогов, говорит Плисов. В результате создается почва для увеличения количества подделок заведомо низкого качества.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Поддельные запчасти делают за границей, а масла — тут, в России. В контрафакте клиентов привлекает красивая упаковка и низкая цена», — объясняет эксперт. По его словам, на начало 2024 года обострилось противостояние между автосервисами и маркетплейсами. Последние предлагают запчасти по привлекательным ценам, однако при их установке в случае последующей поломки ответственность в первую очередь несет сервис, который проводил ремонт. В результате автосервисы оказываются перед выбором, соглашаться обслуживать клиентов, которые приезжают со своими запчастями, или настаивать на покупке деталей у них самих, рискуя столкнуться с отказом и потерять возможность заработать хотя бы на выполнении работ. Покупка расходников у сервиса, впрочем, тоже не гарантирует спасения от контрафакта, признает эксперт. «Некоторые сервисы находят возможность заработать двух-трехкратную маржу», — не отрицает Плисов. Подщеколдин подтверждает эту тенденцию и опасения коллег из Союза автосервисов. Но, по его мнению, клиенты сами должны начать сотрудничать с продавцами, чтобы решить эту проблему. «Действительно, условия для торговли поддельными запчастями и расходниками стали очень благоприятными. Но клиент должен понимать, что, покупая импортное премиальное моторное масло по цене бюджетных российских спецификаций, он обманывает сам себя. Плюс появляется все больше возможностей по независимой экспертизе качества товара. Если клиенты озаботятся качеством, а производители, автосервисы и автодилеры станут работать совместно, проблему удастся минимизировать», — подчеркивает Подщеколдин.

Трудностей в переводе с китайского все меньше

Еще одной тенденцией 2024 года, по мнению Подщеколдина, станет заметный уже сейчас прогресс в сегменте запчастей для машин из Китая. Эксперт напоминает, что в 2023 году продажи китайских машин в России выросли в несколько раз, что привело к некоторым сложностям с поставками запчастей для их ремонта.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Оказалось, что мы и китайские партнеры в прямом смысле говорим на разных языках. Электронные переводчики хорошо справляются с разговорным языком, они даже готовы перевести слово «колесо», но на таком термине, как мультиредуктор, дают сбой», — говорит глава РОАД. Подщеколдин рассказывает, что уже в 2023 году начата большая работа по грамотному техническому переводу с китайского языка каталогов запчастей и руководств по ремонту и обслуживанию китайских машин. «Скоро заказать нужную запчасть без проблем можно будет на таких сервисах, как AliExpress на русском языке. Цены там низкие», — убежден глава РОАД. Он также отмечает большой интерес китайских производителей сменных комплектующих для автомобилей к России: «Мы стали рынком номер один для китайских машин. Желающих привезти к ним запчасти из КНР очень много», — отметил представитель РОАД. Единственной проблемой эксперт называет логистику. По его словам, железнодорожные и автотранспортные коридоры из Китая в европейскую часть России уже перегружены, а морской путь через Суэцкий канал осложнен обострением военных конфликтов в регионе.

Количество российских марок будет увеличиваться

  • Календарь автомобилиста: главные изменения 2023 года
  • Все об ОСАГО 2024: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни
  • 9 самых интересных подарков автомобилисту на Новый год
  • Правила сдачи на права в 2024 году изменят. 5 пунктов

Запчасти

С 22 апреля ЦБ изменил методику оценки ремонта по ОСАГО

До поправок в Единую методику оценки запчасти для ремонта по ОСАГО считались по ценам Москвы, а затем умножались на региональный коэффициент. Сейчас же, кроме Москвы, появится еще один регион для оценки — Приморский край

Аналитики посчитали стоимость владения «бестселлером» Lada Granta

Техобслуживание 17 апреля Михаил Переходько

Lada Granta является самым продаваемым автомобилем на российском рынке. За три месяца 2024 года в стране продали 40,4 тыс. этих машин

ЦБ поменял методику оценки стоимости запчастей по ОСАГО. Главные отличия

Новости 15 апреля Михаил Переходько

Изменения в Единой методике оценки стоимости запчастей, внесенные Центробанком, отразятся на величине выплат по ОСАГО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *