Для чего нужен грузовой транспорт
Перейти к содержимому

Для чего нужен грузовой транспорт

  • автор:

Классификация и виды грузового автотранспорта

«Ассортимент» грузового автомобильного транспорта сегодня достаточно разнообразен: в свое время кузова, прицепы и полуприцепы создавались под определенный вид груза и в соответствии с теми условиями, которых требует его перевозка. Для наливных — одно средство передвижения, для насыпных — другое, для чувствительных к температурам — третье…

А потому очевидно, что и выбор транспортного средства для каждой грузоперевозки происходит не наобум (по принципу, что больше нравится или что дешевле в эксплуатации), а с четким пониманием: какой именно груз ему предстоит везти, а также сколько этот груз весит и как его лучше загружать и разгружать.

Выделяют несколько признаков классификации грузового автомобильного транспорта:

  • по количеству осей: двух-, трех-, четырех-, пяти- и более -осные;
  • по составу: одиночное транспортное средство и автопоезд (седельный, состоящий из тягача и полуприцепа, или прицепной — из фургона и прицепа);
  • по грузоподъемности: малой (0,5-2 тонны), средней (от 2 до 5 тонн), большой (5-16 тонн), особой большой (от 16 тонн);
  • по полной (то есть состоящей из массы транспортного средства, массы груза и массы экипажа) максимально допустимой массе: 7 градаций — до 1,2 тонн, от 1,2 до 2 тонн, от 2 до 8 тонн, от 8 до 14 тонн, от 14 до 20 тонн, от 20 до 40 тонн и свыше 40 тонн.

Однако наибольший интерес представляет классификация грузовых автотранспортных средств по типу кузова:

  • открытый: бортовой, низкорамный и платформа;
  • закрытый: тентованный, цельнометаллический, промтоварный, изотермический, рефрижератор;
  • специальный: цистерна, строительная и спецтехника (мусоровоз, лесовоз, автовоз и пр.).

Что примечательно, эта классификация, в принципе, определяет и функцию автотранспортного средства: то, для какого именно груза и каких условий транспортировки оно предназначено.

Бортовой кузов

Это, по сути, платформа, ограниченная с трех сторон бортами, которые легко откидываются или снимаются. Несмотря на видимый недостаток (и это же — главная отличительная особенность), заключающийся в том, что грузы, перевозимые в открытом кузове, не защищены от ветра, дождя, солнца, пыли, грязи и пр., на самом деле такой грузовик довольно часто используется при внутрироссийских грузоперевозках.

Естественно, он не подойдет для привередливых грузов, которые требуют особых условий транспортировки, однако для строительных материалов (кирпич, арматура, трубы и пр.) незаменим. Благодаря своей открытости и откидным бортам такой автомобиль крайне удобен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ: он обеспечивает свободный доступ к грузу с четырех сторон (по бокам, сзади и сверху) и позволяет использовать специальный кран.

Единственное, для безопасной перевозки груз не должен возвышаться над бортами, в противном случае он требует особого крепления .

Да, есть еще один минус бортового кузова: он даже минимально не защищает груз от кражи, а потому с ним нельзя перевозить грузы на дальние расстояния.

Тентованный кузов

Это бортовой кузов, модифицированный добавлением специальных распорок, на которые натянут тент. Грузовой автомобиль с тентованным кузовом, наверное, самое популярное транспортное средство как при внутрироссийских , так и международных перевозках. Он подходит для достаточно большого «ассортимента» грузов — тех веществ и изделий, которые единственное, в чем нуждаются, — в защите от погодных условий, чужих глаз и рук.

Чем еще привлекателен такой кузов, так это тем, что съемный тент позволяет осуществлять погрузку и разгрузку с любой стороны (по бокам, сзади, сверху), а также предусматривает возможность своего полного снятия (полная растентовка). Плюс, благодаря легкому материалу автомобиль с тентованным кузовом обладает большей полезной грузоподъемностью, нежели автомобиль, например, с цельнометаллическим кузовом.

Однако есть и существенный недостаток: тентованный кузов не способен обеспечить надежную защиту от воров.

Цельнометаллический кузов

Это кузов с металлическими стенками. В нем можно перевозить все те же универсальные, не требующие специальных условий транспортировки и хранения грузы, что и в тентованном. Однако, в отличие от тентованного, он обеспечивает лучшую защиту от климатических условий и краж (конструкцией предусмотрены запирающиеся двери), а его прочные стенки, которые выдерживают большие нагрузки, надежнее предохраняют груз от ударов, рассыпания и пр. происшествий в пути.

Правда, материал кузова несколько ограничивает допустимые грузоподъемные возможности автомобиля, а его конструкция — способы погрузки и разгрузки.

Изотермический кузов

Он обшит специальным теплоизоляционным материалом, благодаря чему способен некоторое время поддерживать температуру определенного уровня. Такой кузов не боится жары, холода, атмосферных осадков, резких перепадов температур и предназначен для тех грузов, которые требуют особого температурного режима хранения и транспортировки (как правило, это — продукты питания ).

Однако при выборе для перевозки автомобиля с изотермическим кузовом следует учитывать тип и привередливость груза, а также расстояние его транспортировки. Ведь изотерм всего лишь сохраняет, но никак не создает определенный уровень температуры. А значит, чем дольше груз будет ехать, тем выше вероятность его остывания или нагрева.

Кстати, способность поддерживать нужный климат зависит от толщины стенок кузова, а значит, количества теплоизоляционного материала.

Рефрижератор

Это усовершенствованный изотермический фургон, снабженный встроенной холодильной установкой. Он тоже предназначен для чувствительных к температурам грузов (скоропортящиеся продукты, цветы, саженцы, растения, биологические и медицинские препараты), однако, в отличие от изотерма, благодаря своему техническому решению способен не только поддерживать, но и создавать определенный температурный режим. А значит, в состоянии возить самые привередливые грузы и на довольно большие расстояния.

Причем выбор рефрижераторов выходит за пределы одного-двух вариантов: в зависимости от температурного режима выделяют 6 классов кузова . И каждый из этих классов отвечает условиям перевозки и хранения какого-то определенного круга грузов.

  • Класс A поддерживает температуру от +12°C до 0°C.
  • Класс B — от +12° до -10°C.
  • Класс C — от +12°C до -20°C.
  • Класс D не нагревает внутренний воздух выше +2°C.
  • Класс E не поднимает температуру выше -10°C.
  • Класс F поддерживает микроклимат от -20°C и холоднее.

Впрочем, существенный минус использования рефрижератора — это его стоимость. Работающая холодильная установка неизменно увеличивает расход топлива, а значит, и цену грузоперевозки .

Платформы и низкорамные тралы

И первое, и второе — виды открытого кузова, не оборудованные бортами и стенками. Единственное, в конструкцию низкорамных тралов обычно включены: либо опускаемый «пандус», либо т.н. аппарели — опускающиеся и поднимающиеся с помощью гидравлического привода два «помоста». Эти устройства предназначены специально для заезда техники на платформу и съезда с нее.

Впрочем, именно для перевозки спецтехники и автомобилей и разработан низкорамный трал. Потому он, кроме того, имеет усиленную гидравлическую или пневматическую подвеску, погрузочную высоту не более 950 мм (за счет низкого расположения центра тяжести она обеспечивает лучшую устойчивость и позволяет автомобилю проходить под мостами, линиями электропередач и т.п.), а также может включать до восьми осей, помогающих распределять нагрузку по всей поверхности кузова. (К слову, тралы могут выдержать груз весом до 200 тонн.)

Платформы также предназначены для перевозки крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов , однако это уже будет оборудование, станки и пр. из того, что не имеет собственных колес и что нужно погружать, например, с помощью крана. Для чего, собственно, из конструкции и убраны борта и стенки.

Цистерны

Созданы специально для перевозки жидких и газообразных грузов . Они имеют, как правило, цилиндрическую форму (правда, есть цистерны, которые по форме сечения напоминают чемодан, — таковые, кстати, устойчивее к опрокидыванию) и особые устройства для налива и слива. Кроме того, к материалу, из которого изготавливаются цистерны, предъявляются достаточно строгие требования: он должен быть прочным, стойким к коррозии, агрессивному воздействию кислот и щелочи, высоких температур и пр.

Вообще, слово «цистерна» объединяет довольно разные конструкции кузовов: с изолированными друг от друга несколькими отдельными секциями (для одновременной перевозки различных веществ), с крутящимся механизмом (для постоянного размешивания груза), с «паровой рубашкой» (камерой, окружающей корпус кузова и подогревающей его), с наружным «кожухом», который снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению, и т.д. и т.д.

Конструкция цистерны целиком и полностью зависит от вида перевозимого груза, а потому специально подбирается под определенное вещество.

Цистерна, кстати, относится к специальному виду кузова . Кроме нее, в число специальных входят лесовозы, контейнеровозы, самосвалы, зерновозы, мусоровозы, снеговозы и пр. Некоторые из них, как видно, предназначены для перевозки даже не группы веществ, материалов, изделий, а какого-то конкретного груза и не могут использоваться для транспортировки чего-то другого.

Что важно: кузова (вне зависимости от их вида) могут быть различной вместимости и грузоподъемности. Кроме того, такое же разделение по назначению свойственно и полуприцепам, и контейнерам . А потому в том, чтобы подобрать автотранспортное средство, которое удовлетворяло бы всем необходимым требованиям, поддерживало бы определенные условия и предназначалось для конкретного вида груза конкретной массы и объема, сегодня нет ничего сложного.

Характеристики транспортных средств, которые чаще других используются при транспортировке грузов

Говоря о транспортных средствах, нужно сказать о тех, что чаще всего используются в грузоперевозках . Это — автомобили с закрытыми тентованными или цельнометаллическими полуприцепами и прицепами как универсального назначения, так и предназначенные для перевозки грузов, требующих особого температурного режима.

  • Стандартная еврофура (тягач + полуприцеп) вместимостью 82 м 3 , грузоподъемностью 20 тонн (становится 33 европаллеты ) и размерами 13,6 × 2,45 × 2,45 метров. Считается самым востребованным вариантом грузового автомобиля с вариантами полуприцепов — тентованным, цельнометаллическим и изотермическим. Используется также для перевозки опасных грузов (естественно, при наличии допуска ДОПОГ).
  • Юмба или Джамбо (Jumbo) (тягач + полуприцеп) вместимостью 96 м 3 , грузоподъемностью до 22 тонн и размерами 13,8 × 2,45 × 2,45 (3,0) метров. Отличается от стандартной еврофуры Г-образным основанием пола: имеет специальную ступеньку, которая увеличивает полезную высоту (до 3-х метров) и полезный объем полуприцепа. Такая конструкция позволяет перевозить более высокие грузы, однако для перевозки, например, длинных цельных грузов она вряд ли подойдет: из-за «порожка» их тяжело будет поместить и закрепить, используя при этом максимум грузового пространства.
  • Мега (Mega) (тягач + полуприцеп) вместимостью 100 м 3 , грузоподъемностью 22 тонны и размерами 13,6 × 2,45 × 3,0 метров. Его главное отличие — это колеса меньшего радиуса, которые за счет своего размера позволяют использовать полуприцеп высотой не 2,45, а 3 метра. Такой автомобиль дает возможность перевозить более высокие грузы.
  • Автопоезд (фургон + прицеп). Может быть вместимостью 110 м 3 и 120 м 3 — все зависит от размеров используемого прицепа (при этом максимальная разрешенная длина автопоезда для России составляет 20 метров). Такой вариант автомобильного транспортного средства незаменим тем, что имеет повышенную вместительность. Очень часто используется при сборных грузоперевозках по активным, популярным направлениям, так как позволяет за одну поездку перевезти больше партий товара. Наиболее распространен тентованный автопоезд, встречается — цельнометаллический, но нет изотермического.

Виды грузового транспорта: какие типы большегрузных автомобилей бывают

Автотранспорт – основа современных грузоперевозок. Его задействуют повсеместно, даже если транспортировка груза осуществляется посредством железных дорог, воздушных или морских путей. Ведь перевезти товар до вокзала, аэропорта и любого другого пункта назначения без грузовика невозможно. В нашей статье мы подробно расскажем, какие виды грузового транспорта есть, и для чего предназначен каждый из них.

виды грузового транспорта

Деление большегрузных авто на классы

Классификация – это условное разделение всех видов грузового автотранспорта на группы согласно их технических характеристикам, размерам, особенностям производства и эксплуатации. Существует такая градация не случайно: выбранный вами автомобиль прослужит намного дольше, если использовать его по назначению и соблюдать все рекомендации производителя. Кроме того, и с ремонтом, и с покупкой запчастей, и даже резины проблем у вас будет меньше.

Отличия по числу осей

Грузовой автомобиль — это техсредство, у которого может две, три, четыре и более осей, на которых и располагаются колесные пары. От количества осей напрямую зависит объем груза, который машина способна транспортировать, а также ее допуск на определенную автодорогу. При этом грузоподъемность грузовиков и фур прямо пропорциональна числу осей.

По нагрузкам оси

Чтобы сохранить дорожное покрытие в целости, некоторые городские дороги предусматривают ограничение передвижения большегрузов. Так, при ограничивающем знаке в 6 тонн на ось 3-осный состав общим весом 23 т не допускается к движению (из расчета по 6,7 на каждую). Зато четырехосный уже не подпадает под запрет, так как в итоге на осевую основу приходится по 5,75.

Стоит уточнить – масса перевозимого груза должна быть равномерно распределена, иначе значение нагрузки на оси может разниться. На одном будет, например, 5, а на другом 6,5, что уже выступает превышением допустимой нормы, а значит, авто не будет допущено к проезду.

грузовой автомобиль это

По колесной формуле

Существует также подразделение автотехники по числу колес. Первое числовое значение — сколько всего колес, второе — непосредственно ведущие:

типы кузова грузовых автомобилей

По составу

Большегрузные автомобили – машины, подразделяющиеся на одиночные ТС и автопоезда. К первым относятся техсредства с объединенными кузовом и кабиной. Вторые представляют собой тягач и присоединенный к нему полуприцеп или прицеп.

Прицепное средство не имеет двигателя и передвигается за счет тяги самого грузовика. Масса транспортируемых товаров распределяется только на его оси. При использовании полуприцепного варианта вес должен быть распределен между его осевыми основами и большегрузом (в данном случае присоединение к фургону не допускается).

виды грузовых автомобилей

По характеристикам используемого горючего

Типы и виды грузовых транспортных средств определяются разновидностью используемого для них топлива, отсюда классификация позволяет выделить бензиновые грузовики, дизельные и авто, работающие на газе.

Дизель — самый распространенный вариант горючего для большегрузов. Его отличают внушительные показатели производительности и экономичность. Такие машины расходуют на 5-10% меньше автотоплива. Благодаря данной экономии удается существенно снизить стоимость транспортировки.

Кроме явных экономических плюсов, есть и экологические преимущества. Продукты переработки дизельного топлива менее токсичны, тем выхлопы бензиновых моторов.

большегрузные автомобили

Однако в пределах города за тишину и повышенную маневренность особо ценятся автомобили, работающие на бензине. Они менее чувствительны к резким сменам температурного режима, что в зимний период выступает весьма полезным качеством.

типы автомобилей грузовых

Среди видов и типов грузовых авто известны также грузовики для перевозок с газобаллонным оборудованием. Данная категория считается самой экономичной. При этом, встретить такой большегруз — редкость. Производят их довольно мало, да и соответствующих заправочных станций — всего ничего.

Бензиновый двигатель станет прекрасным решением при покупке ТС общим весом до 3,5 тонн. Дизельный подойдет для транспортировки большего объема на дальние расстояния.

Отличия в грузоподъемности

Основная характеристика, которую стоит взять во внимание. Она определяет предельно допустимый вес перевозимых товаров. Для легковых машин, к примеру, значение имеют иные показатели.

Согласно классификации автотранспорт может быть:

  • Малотоннажным. Эти виды и типы автомобильного грузового транспорта для перевозки грузов представлены в основном 2-осными моделями. Чаще всего их задействуют на внутригородских сообщениях. Такие авто весьма удобны для перемещения продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, бытовой техники, мебели и т.д.
  • Средней грузоподъемности. Широкое распространение такие ТС получили в сфере осуществления междугородних перевозок. Они отличаются экономией топлива, повышенными маневренными качествами. А также способны перевозить внушительные объемы.
  • Высокотоннажным. Им обладают автомашины для транспортировки наиболее объемных и тяжеловесных объектов. Почти во всех авто, предназначенных для перемещения между городами и странами, предусмотрены спальные места для водителей.
  • С особо большой грузоподъемной способностью. Данные виды машин и автомобилей для грузоперевозок, представлены трехосными, четырехосными и более автопоездами. Сфера применения — перемещение наиболее тяжелых грузов на большие расстояния.

какие бывают грузовые машины

Выбирая грузовой автомобиль, учитывайте не только его допустимую предельную массу. Так, совершенно нет смысла покупать «тяжеловеса» для доставки продуктов в близлежащие регионы. Помните, что 20-тонник, транспортирующий в рейс по 3-5 тонн, — это не рентабельно. Расходы на горючее в разы перекроют получаемую от небольшого оборота выгоду.

По кузовной конфигурации

При выборе техники, самой простой и понятной классификацией кузова автотранспорта может быть разделение на:

  • открытый;
  • закрытый;
  • специальный.

Каждый тип при этом может иметь целый ряд подтипов. Более подробно на них мы остановимся ниже в статье.

По полной массе

Общий вес ТС рассчитывается из совокупности самого авто, груза и экипажа. Классификация в данном случае представлена транспортом с весовыми показателями:

  • В пределах 1,2 тонн. Чаще всего это маленькие фургоны или микроавтобусы, задействованные во внутренних грузоперевозках. Их грузоподъемность обычно не превосходит 0,8 т.
  • От 1,2 до 2 тонн. Это грузовой транспорт, который по параметрам почти аналогичен описанному выше.
  • От 2 до 8 тонн. Небольшие автомобили, способные осуществлять транспортировку на более протяженные расстояния. В некоторых для удобства предусмотрены спальники.
  • В пределах 8-14 тонн. Активные участники междугородних и международных рейсов.
  • 14-20 т. Серьезные большегрузные техсредства, представленные машинами с двумя, тремя и четырьмя осями.
  • 20-40 тонн. Согласно определению грузовика, как средства для транспортировки, данные тяжеловесы представлены тягачами с прицепами. Чаще всего их применяют для международных перевозок.
  • Больше 40 т. Эта категория состоит из прицепных автопоездов, доставляющих груз в отдаленные точки на внутригосударственных и международных линиях.

грузовые машины виды

Автотехника и разнообразие ее видов

Как широко разнообразие перевозимых грузов, так и велик выбор техники под них. Для жидких и сыпучих веществ подбираются специализированные авто, для габаритных и тоннажных предметов – мощные тягачи и прицепы. Вот почему наиболее популярными сегодня являются 5 основных видов автотехники.

Спецтехника

Этот особый вид техники был и остается самой сложной среди всех транспортных средств и по конструктиву, и по условиям эксплуатации. Например, к ней можно отнести автомобили для перевозки и непродолжительного хранения жидких веществ, сыпучих смесей, сжиженных газов. Как правило, это автоцистерны, которые могут быть:

  • одиночными с прицепами;
  • автомобилями-цистернами.

Тягачи

Самоходные ТС, оснащенные мотором. Их используют для буксировки прицепных средств. Очень распространены «седельные» варианты. С их помощью перемещают полуприцепы, которые закрепляются к автотранспорту посредством специального седельно-сцепного устройства. Такой формат сцепки обладает ощутимыми преимуществами перед цельными конструкциями. Повышенная грузоподъемность, хорошая маневренность, возможность транспортировать длинномерные грузы, а также заменить саму машину без перегрузки — все это делает тягачи лучшим вариантом автотранспортировки.

виды грузовиков

Фургоны

Интересуясь, что такое грузовой автомобиль и какая бывает грузоподъемность автомобильного транспорта, нельзя упустить из виду и эту категорию ТС. Авто фургонного типа объединены с крытым тентованным или металлическим кузовом полностью. Благодаря тенту или корпусу из металла груз удается уберечь от грязи, пыли, воздействия окружающей среды.

Полуприцепы

Подвид прицепных машин. Передней частью они крепятся к грузовику посредством сцепного механизма. Благодаря ему они также оказываются подвижными. Если вдруг ТС сломается, из полуприцепа ничего выгружать не нужно, следует просто взять другой грузовик.

большегрузные машины

Прицепы

Они не опираются на тягач, устойчивость обеспечивается собственными колесными осями. Большое количество разновидностей позволяет транспортировать различные товары как в пределах страны, так и за границу. Нередко их используют в качестве дополнения к полуприцепам.

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова

Этот параметр поможет вам разобраться, какой транспорт подойдет для перевозки определенных товарных позиций. А также он определяет погодные условия, при которых может использоваться ТС.

Тентованные

Самые распространенные и востребованные из всех кузовных вариаций. По конструктивным особенностям схожи с «бортовиками», но при этом оборудованы мобильным каркасом, на который монтируется тент. Среди плюсов стоит отметить легкость материала, благодаря чему такие машины могут транспортировать тяжелые грузы без превышения предельного веса.

Грузовики с бортами

Грузовой бортовой автомобиль — это автотранспорт, имеющий огороженную платформу. Простота конструкции обеспечивает легкость проведения погрузо-разгрузочных работ. Однако отсутствие какого-либо укрытия при перевозке ухудшает условия для перемещаемых товарных позиций. Это касается сохранности, а также защиты от дождя, снега, ветра и дорожной пыли.

грузовой транспорт это

Цельнометаллические

Такие ТС нередко называют фургонами. Они не оснащаются установками поддержания климата и теплоизоляцией, поэтому в основном задействуются для транспортировки «непривередливых» товаров, нечувствительных к осадкам и резким изменениям температурного режима.

грузовые транспортные средства

Изотермические

Приводя в пример виды грузовых машин, стоит отметить плюсы данного типа техники для перевозки грузов. Кузов этих авто – почти как холодильник. Теплоизоляционный материал дает возможность перевозить на них скоропортящиеся продукты. Благодаря обшивке груз внутри фургона не перегревается летом и не успевает замерзать при зимних перевозках. Чем больше изоляционный слой, тем дольше держится нужный градус.

Рефрижераторы

Огромные холодильники на колесах. С их помощью можно доставлять продукты питания на дальние расстояния, не беспокоясь за сохранность. Конструктивные особенности позволяют не только поддерживать, но и устанавливать нужный температурный режим.

грузоподъемность автомобильного транспорта

Цистерны

Кузов и состав грузового автомобиля — это важнейшие характеристики, по которым оценивается его пригодность для работы в определенных условиях. Автоцистерны используются для перевозки жидкостей, наливных и газообразных грузов. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются посредством специальных устройств.

виды грузовиков для перевозок

Самосвалы

Относятся к разряду строительной техники. Позволяют перевозить стройматериалы и выгружать их без сторонней помощи. Специальный механизм наклоняет кузов автотранспорта под нужным углом, вследствие чего происходит выгрузка материала.

как называется грузовая машина

Платформы и низкорамные тралы

Оба этих вида представляют собой категорию открытых кузовных отделений в классификации грузового транспорта, не оснащенных бортами и стенками. Первые ТС предназначаются для перемещения тяжеловесных объектов без колес, требующих применение крана или ручного способа погрузки. Вторые оборудуются опускающимся помостом, позволяющим самоходным грузам самостоятельно заехать в кузовной отсек.

грузовой автомобильный транспорт

Виды большегрузов, которые чаще других используются при транспортировке

Наиболее часто для грузоперевозок задействуют следующие автосредства:

  • Фура стандартных размеров. Самый распространенный и востребованный вариант.
  • Джамбо или Юмба – модели с полуприцепами. Благодаря установке дополнительной ступеньки имеет большую полезную высоту и объем. Позволяет сэкономить пространство.
  • Мега — тягач вкупе с полуприцепом. За счет малого радиуса колес дает возможность использовать более низкий прицеп, становится доступной перевозка высоких объектов.
  • Автопоезд. По вместительности ему нет равных. Нередко применяется для осуществления сборных грузоперевозок…

тип грузовика

В статье мы постарались максимально раскрыть, что относится к грузовому транспорту, рассказать о видах большегрузного автотранспорта и грузовиков. Какой тип ТС вы бы не выбрали, вам всегда потребуется помощь в выборе шин, и консультанты Vesikolesa будут рады дать вам квалифицированный совет по подбору автопокрышек. Для обратного звонка оставьте заявку в форме обратной связи на нашем сайте.

Виды транспортировки: какой из них лучше всего подходит для вашего груза?

Самолет пролетает над контейнерным терминалом

Для транспортировки груза из пункта отправления в пункт назначения обычно доступно несколько различных вариантов. Наиболее подходящий вид транспорта зависит от транспортных маршрутов, существующих между пунктом отправления и пунктом назначения. Если вам нужно, например, перевезти товары из Нью-Йорка в Амстердам, то возможность автомобильных и железнодорожных перевозок исключается.

При выборе наиболее эффективного способа транспортировки груза следует учитывать, как быстро ваш груз должен прибыть в пункт назначения (время в пути) и каким бюджетом на транспортировку вы располагаете (стоимость транспортировки). В большинстве случаев более быстрая транспортировка подразумевает и более высокие транспортные расходы, но это не всегда так.

Помимо времени и стоимости доставки, при выборе наиболее эффективного способа транспортировки следует также учитывать стоимость груза и его габариты. Эта статья поможет вам лучше понять разницу между различными видами транспорта, чтобы принимать более разумные решения для вашей цепочки поставок.

Наиболее используемые виды транспорта в мировых грузоперевозках

Согласно последним статистическим данным, 70% грузов в мире перевозится морским транспортом, 18% — автомобильным транспортом, 9% — железнодорожным транспортом, 2% — внутренним водным транспортом и менее 0,25% воздушным транспортом. [источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Freight_transport]

График 1. Перевозка грузов в мире видами транспорта.

Наиболее распространенные виды грузоперевозок в Европейском союзе

Внутри ЕС распределение используемых видов транспорта выглядит следующим образом:

  • Автомобильный транспорт – 49,3%,
  • Морской транспорт – 32,3%,
  • Железнодорожный транспорт – 11,2%,
  • Внутренние водные пути – 4,0% и
  • Нефтепроводы 3,1%.

График 2. Перевозки грузов по видам грузоперевозок внутри ЕС.

Виды транспортировки

В мировых грузоперевозках существует 4 основных категории транспортных средств:

  • морской фрахт (или морской транспорт),
  • авиафрахт (авиаперевозки),
  • железнодорожные грузоперевозки и
  • автомобильные грузоперевозки.

Кроме того, существуют мультимодальные (смешанные) перевозки, что означает объединение нескольких различных видов транспортировки.

В целом можно сказать, что авиаперевозки – это самый быстрый и дорогой вид транспортировки грузов. Для больших объемов груза и там, где это возможно, морской фрахт имеет самый низкий уровень стоимости транспортировки, но он же требует больше всего времени. Где-то посередине находятся автоперевозки и железнодорожные перевозки. Автоперевозки являются наиболее гибким видом транспортировки, но для более крупных перевозок и транспортировки на дальние расстояния железнодорожные перевозки имеют ряд преимуществ.

График 3. 4 способа транспортировки: время в пути и стоимость перевозки.Картина, разумеется, предстает не в черно-белом цвете. Ниже мы дадим более подробный обзор различных способов транспортировки.

Морские грузоперевозки

В мировой торговле морские перевозки являются основным способом транспортировки грузов. Их еще называют кровеносной системой мировой торговли. Морской транспорт — это оптимальный способ доставки больших объемов груза, для многих крупных грузов фактически единственный вариант (если не подходит авиатранспорт).

Крупнейшие морские контейнерные суда способны принять на борт более 20 000 контейнеров.

Морские грузоперевозки — контейнеровоз с грузовыми контейнерами.

Преимущества морского транспорта

При морской транспортировке стоимость единицы груза по сравнению с другими типами транспортировки самая низкая, но в большинстве случаев и время транспортировки самое продолжительное. При транспортировке за рубеж, если размер и вес груза слишком велики для авиаперевозки, морская транспортировка является единственным возможным вариантом.

Большая часть недорогих насыпных грузов, таких как зерновые, железо, уголь и т. д., перевозится морским транспортом. Морская транспортировка также предпочтительна для крупногабаритных и тяжелых грузов, таких как полезные ископаемые, металлы и т. д., для перевозки которых просто экономически нецелесообразно использовать авиатранспорт.

Морская транспортировка в пересчете на отгруженные килограммы оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта; поэтому многие клиенты именно ей отдают предпочтение.

Вкратце основные преимущества морской транспортировки следующие:
  • низкая стоимость грузоперевозок,
  • хорошо подходит для больших объемов груза,
  • наиболее экологичный способ транспортировки,
  • подходит для широкого спектра грузов.

Грузовые контейнеры

В основном грузы перевозятся по морю в контейнерах. Основными типами морских грузовых контейнеров являются следующие:

  • стандартный контейнер, также называемый сухим контейнером;
  • контейнер повышенной вместимости;
  • контейнер с открытым верхом;
  • контейнер-плоский стеллаж;
  • контейнер-плоский стеллаж;
  • контейнер-рефрижератор.

Грузовые контейнеры имеют строго определенные размеры, чтобы их можно было загружать на огромные морские суда, словно кубики LEGO. Чаще всего используются 20-футовые (внешние размеры 6090 мм x 2440 мм x 2590 мм) и 40-футовые контейнеры (12180 мм x 2440 мм x 2590 мм). Также используются более длинные 45-футовые контейнеры, а также более высокие (контейнеры повышенной вместимости) и более широкие (шире стандартных) контейнеры.

Более подробную информацию о различных типах и размерах контейнеров можно найти на нашей Информационной странице.

Морские грузовые контейнеры — стандартный 40-футовый контейнер.

Что означает TEU?

Двадцатифутовый эквивалент (TEU) — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств (для контейнерных судов и терминалов). Она основана на размерах стандартного 20-футового контейнера. Это означает, что 20-футовый контейнер равен 1 TEU, а 40-футовый контейнер равен 2 TEU.

Морской перевозчик вместимостью от 10 000 до 20 000 TEU определяется как очень большой контейнеровоз (VLCS), а перевозчик вместимостью более 20 000 TEU определяется как сверхбольшой контейнеровоз (ULCS).

По состоянию на начало 2022 года самым большим контейнеровозом в мире является Ever Ace, способный перевозить 24 000 TEU.

Полная загрузка контейнера (FCL) и неполная загрузка контейнера (LCL)

Полная загрузка контейнера (FCL) – морская транспортировка, при которой груз занимает контейнер полностью. Транспортировка FCL целесообразна, если объем груза велик и занимает большую часть вместимости контейнера. Если клиент заказывает FCL-транспортировку, то в большинстве случаев порожний контейнер доставляется к месту погрузки, где грузоотправитель загружает в него груз.

Неполная загрузка контейнера (LCL) – это морская транспортировка, при которой грузоотправитель не заключает контракт на полный контейнер, поскольку количества груза недостаточно для заполнения контейнера целиком и контейнер загружается несколькими грузами разных грузоотправителей.

Существует точка безубыточности (точка самоокупаемости), при которой цена большой партии LCL равняется цене 20-футового контейнера FCL. Она зависит от того, по какому маршруту транспортируется груз, и от текущей ситуации на рынке морских грузоперевозок. На платформе MyDello вы можете легко сортировать и сравнивать доступные LCL, FCL и другие виды транспорта по общей стоимости перевозки или времени в пути.

Авиафрахт (авиаперевозки)

Авиаперевозки — лучший вид транспортировки товаров, требующих быстрой доставки к месту назначения и минимального уровня складских запасов. Половина международных авиагрузов перевозится в грузовых отсеках пассажирских самолетов, а другая половина — грузовым авиатранспортом.

В зависимости от эксплуатируемого самолета при авиатранспортировке существуют ограничения по размеру и весу грузов.

Самым большим грузовым самолетом в мире является Ан-225 (также известный как «Мрия»). Он способен перевозить более 180 тонн груза. [подробнее здесь]

Одним из недостатков воздушного транспорта является его высокая эмиссия CO2 на кг перевозимого груза. По сравнению с другими видами транспорта при авиаперевозках она самая высокая.

Иногда между промежуточными аэропортами грузы по пути в аэропорт конечного назначения перемещаются наземным транспортом (услуга роуд-фидера), но тем не менее считаются грузовыми авиаперевозками.

kauba laadimine lennukile

Авиаперевозки — транспортировка грузов авиатранспортом.

Преимущества авиатранспорта

Авиатранспорт является самым быстрым, но в то же время самым дорогим видом транспортировки грузов. Хотя авиаперевозки составляют лишь небольшую часть от общего объема международных грузоперевозок, они являются важным видом транспорта для многих отраслей, таких как высокие технологии, автомобилестроение, медицина и т. д., где необходима срочная транспортировка грузов.

Процессы обработки при авиатранспортировке самые быстрые, а документация достаточно хорошо структурирована, поэтому оформление занимает меньше времени.

Авиатранспорт позволяет оперативно отправлять грузы практически в любую точку мира.

Автомобильные грузоперевозки

Автоперевозки являются наиболее распространенным видом транспортировки грузов по внутриконтинентальным маршрутам. Внутри Европы, например, перевозки грузов автомобильным транспортом составляют около половины от общего объема грузоперевозок.

При этом, разумеется, следует также учитывать, что при международных авиационных, железнодорожных и морских перевозках доставка от места погрузки до международного аэропорта или морского порта осуществляется автомобильным транспортом. Это же касается и окончательной доставки груза в местонахождение грузополучателя.

Обычный прицеп в Европе имеет длину 13,6 метра и вмещает до 33 европоддонов.

Хотя автомобильные грузоперевозки являются достаточно гибким видом транспорта, на эффективность транспортировки грузов автотранспортом влияют погодные условия, дорожные условия и интенсивность движения.

В последние годы автомобильный транспорт испытывает трудности из-за нехватки водителей грузовиков.

Автомобильные перевозки — грузовики на автомагистрали.

Преимущества автомобильного транспорта (или авто транспортировки грузов)

Автомобильный транспорт является наиболее экономичным видом транспорта для перемещения грузов на небольшие расстояния. Автоперевозки осуществляются относительно быстро и преимущественно в соответствии с графиком. Благодаря хорошей отрегулированности работы автотранспорта ожидаемое время в пути груза вполне предсказуемо.

Автотранспортировку грузов отличает гибкость, она доступна также в сельской местности.

Полный грузовик (FTL) и неполный грузовик (LTL)

Как и в морских грузоперевозках, в автоперевозках используется концепция полной и частичной загрузки.

Полная загрузка грузовика (FTL) — это автомобильная перевозка, при которой груз занимает полную машину.

Неполная загрузка грузовика (LTL) – это автомобильная перевозка, при которой груз занимает не полную машину, и в машине могут быть грузы от разных отправителей и получателей. LTL грузы по пути к месту назначения могут проходить через несколько терминалов и перегружаться в разные машины.

На платформе MyDello вы можете легко сортировать и сравнивать доступные варианты перевозки LTL, FTL и другие виды транспортировки грузов по общей стоимости перевозки или времени в пути.

Железнодорожные грузоперевозки

Исторически перевозки железнодорожным транспортом играли важную роль в международных грузоперевозках. Хотя в последние десятилетия доля железнодорожного транспорта в общемировом объеме грузоперевозок сократилась, тем не менее, с 2015 г. транспортировка грузовых контейнеров из Китая в Европу железнодорожным транспортом демонстрирует стремительный рост.

С точки зрения тонно-километров, перевозимых на единицу потребляемой энергии, железнодорожный транспорт может быть более эффективным, чем другие виды транспорта. [источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Rail_freight_transport]

По сравнению с автомобильными перевозками транспортировка грузов по железной дороге оказывается более экономичной, особенно при транспортировке на большие расстояния.

Один товарный поезд может состоять более чем из 100 вагонов, и для его обслуживания требуется только один машинист.

Самый длинный в мире товарный поезд курсирует в Южной Африке на 861-километровой линии Сишен — Салдана. При максимальной загрузке он состоит из 375 вагонов общей длиной 4,1 км.

Железнодорожные перевозки — контейнерный поезд.

Преимущества железнодорожного транспорта

При транспортировке грузов на большие расстояния железнодорожные перевозки являются наиболее экологически чистым видом транспорта. К тому же железнодорожный транспорт отличает относительно высокая скорость перевозок. Например, транспортировка грузов из Китая в ЕС по железным дорогам занимает примерно в два раза меньше времени, чем транспортировка по морю.

В большинстве случаев на железнодорожные перевозки не влияют погодные условия или транспортная ситуация. Традиционно железнодорожный транспорт имеет высокие показатели безопасности.

Мультимодальная (смешанная) транспортировка

Мультимодальные перевозки сочетают в себе как минимум два разных вида транспорта, таких как железнодорожный, морской, авиационный и автомобильный. На некоторых маршрутах мультимодальные перевозки сокращают время транзита или снижают стоимость транспортировки грузов.

Иногда мультимодальные перевозки являются единственным способом транспортировки грузов в труднодоступные районы.

Смешанная транспортировка по железной дороге и на грузовиках

Хорошим примером в этом отношении является транспортировка грузов из Китая по железной дороге в Польшу или Германию, а затем их дальнейшее перемещение оттуда автомобильным транспортом в конечный пункт назначения в Европе. Такое решение позволяет доставлять грузы примерно в два раза быстрее, чем морским транспортом, и в то же время значительно дешевле по сравнению с авиатранспортировкой.

Все крупнейшие транспортные компании, такие как DHL, UPS, Kuehne+Nagel и DB Schenker, предлагают железнодорожные/автомобильные перевозки по сети Шелкового пути из Китая в Европу.

Мультимодальные морские и авиаперевозки (море/воздух)

Благодаря морскому/воздушному транспортному решению грузы отправляются из портов Азиатско-Тихоокеанского региона морским транспортом в Дубай, а из Дубая – воздушным транспортом в Европу. Такое решение сокращает время транзита примерно на 40% по сравнению с чисто морскими перевозками, но при этом общая стоимость транспортировки ниже, чем исключительно при транспортировке авиатранспортом. Кроме того, оно более экологично.

Карта морских и воздушных перевозок — от портов Азиатско-Тихоокеанского региона до Европы.

Заключение: Какой вид транспортировки использовать?

Существует несколько различных вариантов транспортировки вашего груза из пункта отправления в пункт назначения. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, и перед тем, как сделать окончательный выбор, необходимо учитывать несколько факторов.

  1. доступным вариантам транспорта
  2. насколько срочно груз должен оказаться в пункте назначения
  3. Какой бюджет транспортировки груза.

Современные логистические платформы, учитывая вес и габариты груза, помогут вам принять более взвешенное решение относительно различных видов транспорта, времени в пути и цены за доставку.

Виды грузоперевозок и их особенности

Перевозка сырья, материалов, сырья, готовых товаров представляет собой сложный процесс, в который вовлечены разные государственные и коммерческие структуры, транспортные средства, специалисты и пр. Обеспечить физическое перемещение грузов по оптимальному маршруту с минимальными расходами призвана транспортная логистика. Ее основная цель – доставить товары в нужном количестве и качестве в заданное место в оговоренный срок.

Главными логистическими задачами являются:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, авиа и др.);
  • определение способа транспортировки (вида перевозки);
  • поиск компании-перевозчика и логистических партнеров;
  • разработка рациональных маршрутов доставки;
  • оптимизация параметров процесса транспортировки (снижение расходов на топливо, ускорение транспортировки и пр.);
  • обеспечение технологического единства складского и транспортировочного процессов.

Существуют разные типы доставки грузов в логистике. Могут объединяться несколько операций по доставке продукции в место назначения, проводиться страхование, оказываться складские услуги, охрана, оформление разрешительной документации на перевозку и пр. От того, насколько профессиональны сотрудники отдела логистики напрямую зависит своевременность транспортировки груза в пункт назначения.

Одним из самых важных этапов перевозок является подбор транспортных средств. Также возможна мультимодальная транспортировка – перевозка грузов несколькими видами транспорта, где логистика выступает связующим звеном. От того, насколько грамотно проработан каждый этап зависит успех всего процесса транспортировки, который может осуществляться на протяжении нескольких месяцев. Уровень транспортной логистики определяется грамотным подбором транспорта, своевременностью прохождения этапов, опытом выполнения сложных проектов. Основные виды грузоперевозок отличаются средой, скоростью и стоимостью перемещения, логистикой, принципом движения и другими важными характеристиками.

Доставка автотранспортом

Перевозка автомобильным транспортом в большинстве случаев является наиболее выгодной и удобной. В России отлично развита система транспортных перевозок автомобильным транспортом.

Данный вариант доставки позволяет объединять оба пункта «отправителя» и «получателя» и обеспечивает следующее преимущества:

  • достаточно высокая скорость доставки,
  • возможность транспортировки продукции или сырья в любую точку страны по принципу «двери-двери»,
  • отсутствуют дополнительные погрузки/разгрузки,
  • низкий риск повреждения перевозимого товара,
  • контроль перемещения, сопровождение груза,
  • оптимальная общая стоимость.

Автомобильные перевозки – наиболее часто лицензируется госорганами. Разработано Положение о лицензировании автомобильных перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, а также за пределами РФ. Данный документ определяет порядок выдачи лицензирующих документов.

Технологическая и коммерческая гибкость услуг, оказываемых с привлечением автотранспорта, обеспечивает конкурентные преимущества в сравнении с другими видами транспорта. К недостаткам данного вида транспортировки относят сезонную зависимость (в ряде регионов России состояние дорожного полотна в осенний и весенний период ограничивает географию маршрутов), невозможность транспортировки в условиях бездорожья, ограничение по параметрам продукции.

При разработке схемы доставки грузов применяется классификация маршрутов (в зависимости от протяженности и удаления населенных пунктов). Автотранспортные перевозки могут быть внутренние перевозки (внутригородского, междугороднего, межрегионального типа), так и международные (могут предусматривать неоднократное пересечение границ).

Доставка морским судном

Морские перевозки – самый давний и экологичный способ вид доставки. Наиболее популярны международные, межконтинентальные перевозки. Морская доставка считается наиболее сложной и относится к наиболее медленному способу.

Компенсируют эти недостатки такие преимущества, как:

  • обширная география поставок;
  • низкая стоимость услуг.

Морским транспортом можно перевозить следующие виды грузов:

  • Генеральные (от документации до пиломатериалов);
  • Навалочные. Погрузка производится на вес (без учета мест);
  • Наливные. Перемещаются в специальных цистернах.

Доставка самолетом

Самый оперативный способ доставки товаров на дальние расстояния. Авиаперевозки выбирают, когда на первом месте стоит срочность доставки, а лишь затем идет стоимость услуги. При данном виде грузоперевозок имеются ограничения, связанные с габаритами и массой продукции. Нагрузка на 1 кв.м. воздушного транспорта не должна превышать 400 кг.

Неоспоримыми преимуществами авиаперевозок являются:

  • максимальная скорость доставки,
  • наивысшая сохранность,
  • высокая надежность,
  • кратчайший путь доставки.

К недостаткам авиатранспорта относят высокую стоимость, зависимость от погоды и ограниченную географическую доступность.

Доставка железнодорожным транспортом

Российская железнодорожная сеть считается одной из самых протяженных в мире. Через нашу страну проходят кратчайшие ж/д маршруты между Европой и Азией. Транспортировка железнодорожными путями производится универсальным или специализированным подвижным составом в разных направлениях.

Бесспорными преимуществами ж/д перевозок являются:

  • возможность доставки крупногабаритных, массовых, негабаритных грузов;
  • круглогодичная транспортировка;
  • состав может включать значительное количество цистерн, контейнеров, вагонов;
  • возможность доставить максимального веса товаров за один рейс в оптимальный срок.

К недостаткам ж/д перевозок относят ограниченную мобильность при составлении маршрутов и необходимость учета загрузки путей. Требуется доскональное знание базы нормативной документации.

Железной дорогой можно перевозить следующие типы грузов:

  • наливные (специальными контейнерами, вагонами, цистернами, бункерным полувагонами),
  • навалочные (без учета количества мест),
  • насыпные (в специально обустроенных вагонах).
  1. Классификация грузов

Чтобы определить, какому классу принадлежит продукция, следует воспользоваться Постановлением Госстандарта РФ №405-ст от 06.11.2002 («Общероссийским классификатором видов грузов, упаковки и упаковочных материалов»).

Различают следующие типы грузов:

  • По виду продукции (сырье, топливо, комплектующие, бытовая техника, металлоизделия, продукты питания и пр.). В зависимости от вида продукции подбирается разный транспорт. Например, скоропортящиеся продукты перемещаются в специальных холодильных камерах;
  • По погрузке/выгрузке: наливные, штучные, навалочные. Транспортировка штучной продукции производится в ящиках, тюках, мешках и без упаковки. Транспорт выбирается с учетом габаритов, веса, и объема товаров.

Исходя из физических свойств и особенностей перевозки грузы классифицируются на:

  • Опасные. Транспортировка сопряжена с риском нанесения вреда здоровью людей, окружающей среде, имуществу. Их перемещение должно осуществляться согласно Правилам перевозки опасных грузов, содержащих подробные инструкции о маркировке, упаковке, транспортировке, использованию особых видов маршрута;
  • Скоропортящиеся. Требуют обеспечения особого режима хранения (температура, влажность, срок хранения). К данной категории относятся продукты питания, фармакологическая, медицинская продукция и пр.;
  • Тяжеловесные и негабаритные. Определяющими параметрами для них являются масса, объем, размер и пр. Их перемещение осуществляется с привлечением специальных средств для погрузки/разгрузки и перевозки. Может потребоваться разработка специальных маршрутов. К этой группе относят, например, тяжелую сельскохозяйственную технику, срубы и пр.);
  • Живые. Транспортировка производится с четким соблюдением специальных условий. К данной категории относятся сельскохозяйственные животные, птица и пр.

Также выделяют легкогорючие, генеральные, штучные, насыпные и навалочные, длинномерные газообразные, антисанитарные, пылевидные, наливные, подкарантинные и другие виды грузов. Для каждого вида продукции используется свой транспорт, оборудованный соответствующим образом. Особому контролю подлежит соблюдение требований к упаковке грузов, его маркировке.

Возможна перевозка сборных грузов, мультимодальная доставка. Организация перевозок различными видами транспорта требует знания классификации продукции и четкого соблюдения требований российских и международных правил.

Перевозка длинномерных грузов

Транспортировка длинномерных конструкций требует индивидуального подхода и использования специализированной транспортной техники. В рамках логистических мероприятий решается ряд организационных вопросов, подбирается специальное оборудование. Специфика грузов и способы перевозок учитываются еще на стадии погрузки/выгрузки. Перемещать такую продукцию должен специально обученный персонал, имеющий опыт работы именно с длинномерными конструкциями.

В обязательном порядке производится разработка маршрута движения груза. Если длина автопоезда превышает 20 м, потребуется оформление специального разрешения. Если длина автопоезда более 30 м или при движении транспорт может частично занимать полосу встречного движения, обеспечивается сопровождение ДПС (при длине автопоезда не более 24 м достаточно обычного автомобиля сопровождения).

К длинномерным относятся тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Их транспортировка обязана осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движении РФ (ПП РФ «1090 от 23.10.1993), Правилами перевозки негабаритные и тяжеловесных грузов, Уставом автомобильного транспорта, Гражданским кодексом РФ, Кодексом об административных нарушениях РФ.

Правила доставки грузов

Правила перевозки грузов отражены в соответствующих нормативно-правовых актах. Несмотря на то, что большинство этих правил были приняты еще в советские времена, они актуальны и сегодня. Основным документом, который регламентирует процессы доставки, является Гражданский кодекс РФ (гл. 40 и гл. 41).

Также имеются следующие нормативно-правовые акты, распространяющиеся на доставку, перевозку грузов:

  • Устав автомобильного транспорта №12 от 8.01.1961 (в действующей редакции). Общие правила перевозки грузов автотранспортом от 25.10.1974;
  • Приказ Минтранса РФ №68 от 30.06.2000;
  • Инструкция по транспортировке тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации от 27.05.1996;
  • ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» №87-ФЗ от 30.06.2003;
  • Правила транспортно-экспедиционной деятельности №554 от 08.09.2006;
  • Правила перевозки опасных грузов автотранспортом №73 от 08.08.1995.

Правила перевозки скоропортящихся грузов

Транспортировка скоропортящихся продуктов должна производиться в соответствии с разделом 13 «Общих правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Особые требования предъявляются и к используемым автотранспортным средствам.

Выделяют следующие группы скоропортящихся товары:

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • продукты переработки (колбасные изделия, молочные продукты, сыры, различные жиры и пр.),
  • живые растения (цветы, саженцы и пр.).

Доставка специфических грузов должна производиться с соблюдением особого температурного и влажностного режимов.

Правила перевозки сыпучих грузов

К категории сыпучих относится песок, керамзит, удобрения в гранулах, щебень, зерно и пр. При доставке важно, чтобы груз не выступал за верхние края бортовых грузовиков, для предупреждения высыпания при движении. При транспортировке в открытом кузове автотранспортного средства, продукция должна быть накрыта брезентом или другим специальным покрытием. Перевозку полезных ископаемых выгодно осуществлять в контейнерах. Такой вариант доставки позволяет минимизировать риск потери товаров на стадии погрузки/разгрузки, перегрузки с одного на другое транспортное средство, предупреждает просыпание во время движения и пр.

Большегрузные автоперевозки

Данный вид доставки предусматривает перемещение негабаритных, тяжеловесных грузов. Транспортировка производится с использованием большегрузных поездов и другой спецтехники. Существуют транспортные компании, узкоспециализированные на данном виде доставки. Способность решать сложные логистические и карго-задачи позволяет перемещать автотранспортом крупную спецтехнику, небольшие дома, другие очень тяжелые, объемные товары.

Магистральные перевозки грузов

Данный тип перевозок предусматривает перемещение грузов автомобильным транспортом на дальние расстояния. К этой категории относят международные перевозки и транспортировку внутри страны, осуществляемые на значительные расстояния. Значительная протяженность маршрутов накладывает особые требования к проведению перевозок и используемому транспорту. Общая масса автомобилей, перемещающих грузы, может достигать 60 т.

Перевозка грузов цистернами

Транспортировка с использованием специальных цистерн начала осуществляться в середине 30-х годов прошлого столетия. С помощью данного транспорта перемещаются в основном наливные грузы (нефть, бензин, продукты нефтепереработки, живая рыба, молоко и пр.) Существует разные модификации цистерн, в том числе приспособленных для работы с сыпучими материалами, с подогревом (для асфальта, битума), для сжиженного газа, жидких отходов, химикатов, агрессивных и инертных веществ и пр.

Типичные характеристики цистерн:

  • емкость – 20-40 тыс. л;
  • длина – 13,7-16,1 м;
  • вес – 4,5-6 т;
  • количество отсеков в цистерне – 1-5 шт.;
  • рабочее давление – до 25 кг/см. куб;
  • наличие пневматической или рессорной подвески.

Перевозка неделимых грузов

Неделимые грузы в большинстве своем тяжеловесные и крупногабаритные – ЛЭП, трансформаторы высокой мощности, котлы, строительная и сельскохозяйственная техника. Транспортировка таких товаров считается одной из наиболее сложных. Для неделимых товаров предусмотрены специальные виды перевозок. Для их осуществления привлекается специализированная автотранспортная техника или специально сконструированные средства, предназначенные для работы с тяжеловесными, негабаритными конструкциями. Осуществление перевозок неделимых грузов требует соблюдения правил безопасности, ограничений, требований относительно нормирования грузов данного вида и пр.

Перевозка грузов контейнерами

Один из самых современных и экономичных способов перемещения грузов – контейнерами. Сам по себе контейнер представляет собой универсальное съемное приспособление, в котором можно транспортировать разные товары. Контейнеры популярны в одно- и мультимодальных перевозках. Например, груз можно транспортировать железнодорожными путями, затем морским, авиа, автодорожным транспортом и все это без необходимости перегрузки и перескладирования товаров. Экономится время, предупреждается риск повреждений, сохраняется конфиденциальность товара.

Универсальность контейнерных перевозок позволяет оптимизировать транспортные издержки, тем самым снижая себестоимость продукции.

К основным типам контейнеров относятся:

  • трехтонные – с нормой вместительности до 2 00 т;
  • пятитонные – до 4 000 кг
  • 20-ти футовые – до 21 800 кг штучных и тарных грузов;
  • 40-ка футовый – до 30 000 кг.

Контейнерные перевозки могут осуществляться по принципу «от двери до двери».

Сопровождение грузов

Выделяют 2 вида сопровождения грузов:

  • обязательное,
  • добровольное.

Обязательное сопровождение осуществляется автомобилем прикрытия и/или тягачом. Транспорт прикрытия оборудуется проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета.

Согласно правилам ПДД обязательно сопровождается груз, если:

  • ширина транспортного средства (ТС), в т.ч. ширина груза превышает 3,5 м;
  • протяженность автопоезда более 24 м;
  • предусматривается движение через искусственные сооружения в одиночном порядке или в других условиях, которые требуют оперативного изменения движения на маршруте (информация содержится в «Особых условия движения»).

Обязательно сопровождение груза автомобилем ГИБДД осуществляется в следующих условиях:

  • ширина ТС, в т. ч. ширина груза более 4 м;
  • протяженность автопоезда превышает 30 м;
  • при движении ТС частично занимает полосу встречного движения;
  • в процессе транспортировки необходимо оперативное изменение движения для обеспечения безопасности;
  • перемещается опасная продукция.

Заказчик может заказать сопровождение партии товара в добровольном порядке, чтобы быть полностью уверенным в его сохранности и целостности. Данную услугу оказывают транспортные и специализированные охранные предприятия. Транспортировка особо ценных грузов проводится с вооруженным сопровождением.

Перевозка пожароопасных грузов

Транспортировка грузов, представляющих пожарную опасность, должна производиться транспортными организациями, располагающими соответствующими лицензиями. Должны четко соблюдаться условия и режимы перевозок грузов. Данная категория продукции относится к опасным, и ее перемещение регламентируется нормами и правилами, касающимися перевозки опасных грузов, требованиями по общей транспортировки грузов и гл. 12 Закона о противопожарной безопасности (ППБ 01-03). Обязательно учитывается тип и класс опасности легковоспламеняемых и пожаробезопасных материалов.

Перевозка ценных грузов

Транспортировка ценных и особо ценных грузов должна проводиться с соблюдением особых мер безопасности. Перевозки производятся специализированным, бронированным транспортом в сопровождении вооруженной или невооруженной охраны, инкассаторов. Требуется особая тщательность при проработке маршрута движения, выбираются безопасные места остановок, например, пост ГИБДД, автозаправки, СТО.

Экспортные грузы

Перевозка товаров с перемещением за пределы РФ занимает внушительную долю рынка грузоперевозок. Большая часть товаров транспортируется в страны ближнего зарубежья, в т.ч. Прибалтику, Восточную и Западную Европу, Средиземноморье. Использование эффективных логистических решений обеспечивает оперативную, качественную доставку к месту назначения. Для оптимизации процесса доставки компании оказывают услуги комплексно – выполняется перевозка экспортных товаров, прохождение таможенного оформления, таможенной очистки экспортной продукции (на границе и в складских терминалах). Такой подход снижает временные затраты и конечную стоимость перевозок.

Международные перевозки опасных грузов

Основным документом, регламентирующим международные перевозки опасных грузов, является ДОПОГ (Европейское соглашение и международной дорожной перевозке опасных грузов). В рамках данного документа большинство европейских стран установили правила международной перевозки грузов повышенной опасности через территории и границы этих стран. Основная информация относительно опасных грузов содержится в статье 2 и приложениях А и В данного Соглашения.

ДОПОГ регламентирует:

  • упаковку и маркировку, особый перечень опасных материалов, принципы заполнения сопроводительной документации (приложение А);
  • конструкцию, оборудование и правила перемещения автотранспорта по международным маршрутам (приложение В).

Нарушения требований ДОПОГ влечет за собой серьезные штрафы.

Грузоперевозки сборных грузов

Доставка сборных грузов позволяет эффективно решить проблему транспортировки небольших партий продукции. Главное преимущество – малые партии товара могут формироваться в общую партию для доставки. При этом отправитель не ограничивается в объемах заказа и платит только за место, которое занимает груз. Предел веса товара, транспортируемого данным способом, – 1-1,5 тонны. Для более крупных партий выгодно заказывать доставку отдельной партией. Целесообразность выбора доставки сборным грузом определяется дальностью маршрута и весом партии.

Последовательность организации и проведения транспортировки сборных партий:

  • товар поступает на склад транспортной компании,
  • формируется общая партия товаров из нескольких небольших партий,
  • доставка в пункт назначения.

При выборе перевозчика следует обратить внимание на следующие параметры:

  • Заявляемые сроки отправки. В некоторых транспортных компаниях срок зависит от накопления товара. Перевозчики, которым важен имидж надежного партнера, указывают точные сроки отправки;
  • Соблюдение срока доставки в место назначения;
  • Сохранность продукции. Предупредить риск финансовых потерь в результате повреждения или утраты товара позволяет заключение страхового договора;
  • Цены и тарифы. Главный фактор, влияющий на стоимость – специфика транспортировки. При выборе транспортной компании важна репутация, компетентность, опыт сотрудников, скорость решения возникающих вопросом, выбор дополнительных услуг.

Негабаритные грузоперевозки

Данный тип перевозок относится к наиболее сложным в техническом плане. Доставка негабаритных грузов требует большого опыта и высокой квалификации специалистов, четкого выполнения специальных правил, оформления разрешительной документации. Негабаритные грузоперевозки включают транспортировку тяжелой техники и оборудования, архитектурных сооружений, станков, труб и пр. Помимо опыта подобных перевозок важно наличие наработанных связей с госструктурами, способность обеспечить быстрое оформление необходимых разрешений, организовать сопровождение ГИБДД (при необходимости).

Документом, регламентирующим данный тип доставки, выступает Инструкция о перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ». В случае нанесения ущерба дорожным покрытиям и сооружениям транспортными средствами, взимаются штрафы.

Доставка железнодорожным транспортом должна производиться в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Перевозка осуществляется после оформления соответствующих разрешений в государственных органах. Для транспортировки негабаритных товаров может потребоваться привлечение специальных платформ (производственной техники, строительного оборудования, платформ-трейлеров, открытых платформ, специализированных трейлеров, оснащенных приспособлениями для погрузки/разгрузки негабарита).

Логистика перевозки грузов – ключевое звено в доставке товаров. От профессионализма сотрудников зависит своевременность доставки и сохранность продукции. Уровень логистики в транспортных компаниях определяется опытом успешного выполнения проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *