На сколько сейчас поставлен звук
Перейти к содержимому

На сколько сейчас поставлен звук

  • автор:

Исправить звуки за неделю! Миф или реальность?

Проблемы со звукопроизношением испытывают не только дети, но и взрослые. Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые не выговаривают звук [р]. Нередко людей с недостатками речи можно увидеть по телевизору или услышать по радио.

Можно ли помочь взрослому человеку исправить эти недостатки, или время безвозвратно упущено?

Жизнь современного человека проходит в очень быстром ритме. Времени ни на что не хватает, и если кто-то задумывается над исправлением своей речи, то в голову приходит вопрос, а можно ли исправить неверно произносимые звуки быстро и без особого труда? Для того, что бы ответить на этот вопрос следует разобраться, что же для этого необходимо.

Работа над постановкой любого звука начинается с диагностики. На данном этапе выясняется, как нарушено произношение звука и по какой причине это произошло.

После выяснения необходимой информации и ,учитывая все особенности нарушенного звукопроизношение, начинается работа над постановкой звука.

В этот этап входит: развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью специально подобранных упражнений, развитие речевого дыхания и выработка правильного артикуляционного уклада, необходимого для произношения звука.

При постановке звука можно столкнуться с тем, что язык недостаточно натренирован, и упражнения даются не просто, а уж поставить язык в правильное положение и вовсе представляется чем-то запредельным. Но чем чаще и старательнее будут выполняться упражнения, тем быстрее все придет в норму.

Когда удается правильно произнести отдельный звук, его постепенно вводят в речь. Это называется автоматизация звука. К сожалению, сразу произносить звук в свободной речи правильно не получится, придется отрабатывать произношение звука сначала в слогах, затем в словах, потом в словосочетаниях, предложениях, стихах и уже наконец-то в свободной речи. Почему так долго? Представьте, вы всю жизнь пишете правой рукой, и вот решили или забавы ради или из-за травмы научиться писать левой рукой, вряд ли у вас сразу же получится, ни один лист бумаги будет исписан, прежде чем написанное станет хоть чуточку понятным. Так и с произношением звуков. Длительное время звук произносился при неправильном укладе артикуляционного аппарата и этот образ зафиксировался в мозге и теперь, что бы перепрограммировать наш мозг понадобится время. А постепенная отработка звука на различном речевом материале будет являться отличным тренажером для закрепления нового артикуляционного уклада.

На этом этапе, также может поджидать неприятный сюрприз. Казалось бы все слоги отработаны, и легко и непринужденно можете сказать и РА и ША, но вот «рак» так и остался «гаком», а вместо «шапки» выходит все та же пресловутая «сяпка». Причиной такой неудачи будет слишком ранний переход от слогов к словам. В этом случае стоит изменить слоговой материал и более тщательно проработать звук в слогах.

Как видим, процесс исправления звуков не так уж и прост, как некоторым кажется. И в большинстве случаев исправить звук быстро и без хлопот не удастся. Но отчаиваться не стоит. Относительно исправления звукопроизношение у взрослых не маловажную роль играет и мотивация. Бывали случаи, что изолированный звук получался буквально за ночь.

Георгий 19 лет, ротацизм (картавость) — решил поступать в театральное училище, сдал экзамены с отличием, но приемная комиссия сказала, что с дефектом речи брать не хотят. Поэтому вынуждены ему отказать. А поскольку молодой человек очень хотел поступить, то посмотрев в интернете все необходимые упражнения всю ночь занимался. В результате чего ему удалось поставить звук самостоятельно.

В данном случае у молодого человека был высокий уровень мотивации, да и, судя по всему, причины, по которым произношение звука было искаженно, оказались не серьезными, поэтому ему удалось в рекордные сроки исправить произношение звука.

Но существуют и другие примеры.

Ольга 20 лет. Пришла на консультацию к логопеду, было выявлено нарушение произношения звуков [ш] и [р]. По словам девушки пыталась самостоятельно заниматься, но результатов не было и через пол года девушка прекратила занятия. На консультацию решилась не сразу, испытывала стеснения по поводу своего возраста. В результате логопедических занятий и домашних заданий (каждый день по 15-20 минут), за месяц были устранены недостатки произношения звука [ш] и ещё спустя два месяца поставлен и автоматизирован звук [р].

К сожалению, ситуация описанная в первом примере встречается крайне редко и зачастую, быстро и без труда устранить дефекты звукопроизношения не удается. Существует очень много факторов, которые необходимо учесть в работе над звуками. Это и причины, по которым нарушен звук и природные особенности строения и работы речевого аппарата, особенности личности человека (быстро схватывает информацию, активный или наоборот более спокойный и вдумчивый) и заинтересованности самого человека в результате, готовность работать над собой. Поэтому сложно однозначно ответить на вопрос, реально ли исправить звук за неделю? Для кого-то это реально, а для кого-то, к сожалению, лишь мечта. Помимо всего прочего следует учесть и тот факт, что самостоятельно сложно будет составить план работы и подобрать упражнения и речевой материал, использование которого будет результативным. В идеале, конечно, надо обратиться за консультацией к опытному логопеду, который поможет составить план работы, покажет, какие упражнения будут наиболее эффективны, подберет речевой материал для отработки.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Телефон в Санкт-Петербурге:

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сколько времени нужно, чтобы поставить звук?

Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук? Долго ставить звуки — нормально?

Об этом не всегда спрашивают родители (стесняются, что ли), но абсолютно каждого волнует, сколько же занятий потребуется для постановки звуков.
Первое, что надо знать родителю -работа над звуками всегда индивидуальна. Здесь не работает принцип «а нашей соседке Р за 2 занятия поставили. Поставьте и нам за 2».
Перед тем, как логопед начнет ставить звук, нужно проделать большую подготовительную работу: подготовить мышцы языка, губ, щек (массажем, артикуляционной гимнастикой); научить ребенка правильно и долго дуть, а также СЛЫШАТЬ нужный звук, отличать его от других, различать правильное и неправильное произношение.
Сколько же занятий потребуется? Зависит от того, какая причина неправильного произношения, сколько лет ребенку, как развиты его память, мышление, внимание, насколько он усидчив и т.д.
Сейчас мы говорим о ребенке, у которого есть речь (он говорит длинными предложениями) и сохранен интеллект.
У ребенка ДИЗАРТРИЯ.
Дизартрия – это нарушение ОРГАНИЧЕСКОГО характера. Органическое нарушение (когда есть нарушение на уровне нервной системы) нельзя исправить быстро.
Это сложное нарушение.
К чему надо быть готовым, если у ребенка дизартрия?
1. Долгая, не всегда успешная постановка звуков.
2. Откаты назад в периоды длинных выходных и на каникулах, после болезней. Даже если просто два-три дня не повторять материал дома, ребенок быстро теряет навыки.
Во многом коррекция зависит от индивидуальных компенсаторных возможностей организма ребенка. Т.е. коррекция звуков может продлиться и полгода, и год, и два, при тяжелой степени – всю жизнь.
Ускоряет сроки триада «ЛЕЧЕНИЕ-ЗАНЯТИЯ с логопедом-ежедневное ЗАКРЕПЛЕНИЕ дома». Без закрепления дома ничего не получится, ребенок продолжит говорить невнятно. Хотите, чтобы результат был побыстрее — регулярно ходите на занятия и постоянно повторяйте дома.
У ребенка нарушено только звукопроизношение, без органических нарушений (дизартрии нет).
В этом случае звуки исправляются быстрее. Как быстро?
Исследования ученых показывают, что новая ПРИВЫЧКА у человека вырабатывается в течение 60 дней (а произнесение звуков — это привычка ставить губы, зубы, язык определенным образом). Мы должны изменить у ребенка ПРИВЫЧКУ говорить неправильно. Подумайте, насколько взрослым легко менять свои привычки. Ага. Так и у детей. Не 5 минут дело.
А теперь считаем:
1. Если говорить о 60 уроках логопеда без участия родителей в процессе коррекции (при условии занятий 2 раза в неделю без пропусков), то процесс займет почти 8 месяцев, то есть учебный год (если было нарушено 2-6 звуков. Если >6 — от года до 2.. и более).

2. Если мы говорим о 60 днях ежедневного труда родителей совместно с логопедом – это 3-4 месяца работы (включая время на подготовку речевого аппарата к произнесению звука).

!! Это на ОДНУ группу звуков (свистящие, шипящие или сонорные). Т.е. СЗЦ — 3-4 месяца. ШЖЧЩ — еще 3-4 месяца и т.д. Чтобы ускорить этот процесс, я всегда работаю над несколькими звуками сразу (С и Л, Р и Ш, например).
Не надо ждать от логопеда волшебства. Волшебные палочки педагогам пока не выдают с дипломом (а жаль..). Приложенные логопедом усилия никогда не заменят усилий родителей.

Что такое постановка звуков

Постановка звуков — это процесс во время которого малыш, при активном участии логопеда и родителей, учится правильно произносить звуки русской речи.

  1. Подготовка
  2. Изолированный звук
  3. Автоматизация
  4. Дифференциация

Подготовительный этап

На первом этапе мы подготавливаем артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков русской речи: малыш занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше будет подготовлен артикуляционный аппарат малыша на этом этапе, тем легче ему будет учится правильно произносить новые для него звуки.

Особенность подготовительного этапа такова, что очень много здесь зависит от времени, затраченного родителями на выполнение домашних заданий и закрепления разученных на занятии с логопедом упражнений.

Этап постановки изолированного звука

После того, как мама и логопед подготовили артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков, логопед начинает учить малыша правильно произносить отдельные звуки, например, звуки С, Ш, Р, то есть те звуки, ошибки в произношении которых были выявлены логопедом на диагностике.

На этапе постановки изолированного звука, в отличии от подготовительного, главную роль играет логопед и родители должны внимательно выполнять его рекомендации и ни в коем случае не торопиться, поощряя или заставляя малыша произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звук изолированно.

Хорошая новость, если логопед и родители потратили достаточно времени на подготовительном этапе, у малыша отсутствуют неврологические нарушения, например, дизартрия, то поставить звук можно за несколько занятий.

Этап автоматизации звука

Когда малыш уже научился правильно произносить отдельные звуки, можно переходить к следующему этапу — этапу автоматизации. Здесь малыш учится произносить трудные для него звуки сначала в слогах и словах, затем чистоговорках и стихах, и, наконец, в предложениях и спонтанной (заранее неподготовленной) речи.

Как правило, процесс автоматизации самый долгий. Если на постановку изолированного звука может потребоваться всего несколько занятий, то на его автоматизацию, то есть на время за которое малыш научится правильно произносить этот звук в повседневной речи не спотыкаясь на нем, может потребоваться от одного до нескольких месяцев.

На этапе автоматизации звуков, точно также, как и на подготовительном этапе, очень много зависит от родителей. Ежедневные пятнадцатиминутные занятия мамы с малышом, в дополнение к занятиям малыша с логопедом, позволят значительно сократить время введения трудных звуков в речь малыша.

Этап дифференциации звука

Следующим по списку, идет этап дифференциации — умения правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т.

Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем малышам. Но бывает и так, что научившись произносить новый для него звук, малыш начинает заменять этим звуком схожие и, при этом, ранее правильно произносимые звуки. Например, сок становится шоком, лодка — роткой и так далее. Это очень пугает родителей, которые видят, что поставив один звук, мы испортили другой. Пугаться этого не стоит, здесь нет ничего страшного, упражнения по дифференциации звуков позволяют от этого избавиться.

Надеюсь, что эта статья поможет родителям лучше понять как строится процесс коррекции недостатков произношения у детей и почему, даже водя малыша к самому лучшему логопеду в городе, не стоит пренебрегать домашними заданиями.

  • «Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений», Л. С. Волкова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

Достаточно ли поставить звук?

Если у ребёнка наблюдаются трудности при произношении каких либо звуков, то родители отведут его на консультацию к логопеду и будут абсолютно правы. А как же быть взрослым людям, у которых есть трудность с произношением? Ответ прост, обратиться к логопеду, да-да, в независимости от возраста, именно этот специалист поможет разрешить проблемы связанные с речью.

Каким же образом осуществляется помощь в данной ситуации?

Для начала специалист проведет диагностику, которая поможет ему разобраться, каким именно образом нарушено звукопроизношение (какие звуки произносятся неверно и что послужило причиной дефекта). Затем логопед составит индивидуальный план, по которому и будет осуществляться коррекционная работа.

Несмотря на то, что существует множество видов дефектного звукопроизношение (замена звука, искажение, пропуск звука в слове) логопедическая работа всегда будет проходить несколько этапов:

Основная цель первого этапа — установка доверительных отношений между специалистом и клиентом. Кто бы ни обратился за помощью, ребёнок или взрослый, перед логопедом стоит задача создать такие условия, при которых ученик осознал бы необходимость занятий и принимал в них активное участие. Кроме этого с помощью специально подобранных артикуляционных и дыхательных упражнений идет подготовка к постановке звука.

На этапе постановки логопеду необходимо добиться правильного звучания звука. Достигается это несколькими способами:

• по подражанию, когда ребёнок или взрослый, смотря в зеркало, повторяет движения за логопедом, в результате чего получается необходимый звук.

• механический способ постановки. В этом случае логопед использует либо специальные инструменты (логопедические зонды), либо разнообразные зондозаменители (зубные щетки деревянные шпатели, спички зубочистки и т.д.) для того, чтобы помочь языку принять правильное положение во рту.

• смешанный, он соединяет в себе два предыдущих способа, т.е. сначала логопед объясняет и показывает необходимое положение языка и если у ученика что-то не получается, то оказывается небольшая помощь специальными инструментами.

Казалось бы, два этапа пройдены и уже получается заветное раскатистый [Р] или чистое [Ш], что же еще нужно? Некоторые готовы прекратить занятия уже после первых положительных результатов, но, к сожалению, это невозможно.

Рассмотрим на примере: Аня (6 лет) после 4 занятий удалось поставить звук [Л], родители, выслушав рекомендации логопеда по поводу необходимости продолжения занятий, решили, что раз звук есть, то дальше они справятся сами и прекратили занятия. Через месяц девочку привели на повторную консультацию, родители говорили о том, что ребёнок все равно говорит не правильно. При диагностике выяснилось, что и изолированно девочка произносит звук с трудом.

Еще один пример: Алексей (20 лет) после постановки звука [Р] прекратил посещать занятия, объяснив это тем, что теперь все понятно и он сможет заниматься сам. В результате через какое-то время при встрече с логопедом пожаловался, что слова со звуком [р] он четко произнести не может, и появились запинки в речи, если встречается такое слово.

Почему же так произошло? Все дело в том, что в данных случаях был пропущен еще один немаловажный этап, этап автоматизации звука.

Автоматизация звука, это важнейший этап работы над звукопроизношением. Он направлен на то, чтобы закрепить произношение звука в речи.

Работа ведётся в определенной последовательности: звук; слово; словосочетание; предложение; текст; связная речь.

Сначала звук отрабатывается в открытых слога (ша, ра), затем в обратных слогах (ош, ор), далее в слогах, где звук находится между гласными (ора, ошо), после идут слоги со стечением согласных (кла, кра).

Когда произношение звука в слогах не вызывает трудности переходят непосредственно к словам, но и здесь торопиться не стоит, слова подбираются по тому же принципу, что и слоги. Иногда, возможно совмещение этих двух этапов и после отработки открытых слогов переходят к словам, содержащим такие слоги (суп, рак, шапка).

Далее с отработанными словами составляют словосочетания, затем предложения. Следующим пунктом будет прорабатывание текстов, заучиваются стихи насыщенные отрабатываемым звуком и ведется работа над рассказами (пересказ текста, ответы на вопросы и т.п), тем самым звук вводится в связную речь.

Для взрослых людей этап автоматизации в диалогах, рассказах самый трудный. Зачастую им мешает страх выглядеть «смешно», потому что первое время звук все равно будет выделяться в речи. И, если с друзьями и близкими они могут говорить без стеснения, то с незнакомыми — это очень некомфортно. Большой помощью в автоматизации становится чтение книг, газет, журналов вслух.

Пример из логопедической практики: программист Андрей в 30 лет решил исправить картавость. Он очень много и упорно занимался, однако на завершающем этапе автоматизации звука в связной речи возникли сложности — он целый день работает за компьютером, общения с коллегами практически нет, как же тренировать речь? Ответ нашелся просто — Андрей каждый день читал вслух трехтомник «Война и мир». Первый том давался с трудом, к третьему тому он уже мог свободно общаться с окружающими.

Как мы видим, работа весьма долгая и трудоемкая и вряд ли человек, не обладающий специальными знаниями, грамотно подберёт речевой материал для отработки звука.

Для чего же необходимо соблюдать именно такой порядок, почему нельзя от слогов перейти сразу к словосочетаниям или от слов к связной речи?

Все дело в том, что исправляя звук, формируется новый уклад органов артикуляции, к которому необходимо привыкнуть. Мозгу необходимо обработать вновь полученную информацию, закрепить образовавшуюся связь между слышимым звуком и новым положением языка. Именно поэтому работа ведётся от простого к сложному, чтобы постепенно правильное положение закрепилось и уже не пришлось бы задумываться, а как поставить язык, чтобы произнести звук.

Представьте, что вы пришли в спортивный зал и сразу же попытались поднять штангу весом 50 кг. Скорее всего — это не получится, либо будет очень сложно, и будут большие сомнения, а надо ли это вообще? А если вы сначала с тренером сделаете разминочные упражнения, научитесь правильно держать снаряд, подберете подходящую нагрузку и будете постепенно увеличивать ее, то и результат будет совсем другой. Научиться произносить звук — это одна нагрузка, ввести его в речь — совсем другая (как 100 кг!).

В случае если последовательность нарушится, не будет достаточного времени для тренировки языка, а значит и человеку будет трудно понять, а как же так поставить язык, чтоб сказать слово «корзина», отсюда будут заминки в речи.

Правда бывает и так, что даже на этапе отработки звука в предложениях родители или окружающие ученика замечают, что тот пользуется правильным звуком и в обычной речи, тогда можно сделать вывод, что звук автоматизировался, а значит постепенно можно прекращать занятия. А бывает и наоборот, когда необходимо пройти весь длительный путь от слога к связной речи. Всё индивидуально и зависит от человека, от особенностей его нервной системы.

Приведем несколько примеров:

Костя (5 лет) Искаженное произношение звука [ш] после месяца занятий с логопедом (занятия проводились 3 раза в неделю, плюс родители активно принимали участие в работе над звуком) мальчик без труда произносил слова в свободной речи, тогда логопедом было принято решение о прекращении занятий.

Или другой показательный пример: Ольга (19 лет) горловое произнесение звука [р] после двух месяцев занятий (2 раза в неделю) удалось только поставить звук, еще два месяца ушло на отработку звука в слогах, перейти на этап работы со словом не удалось так как девушка переехала и перестала заниматься с логопедом.

Алексей (30 лет). Впервые пришел на занятия к логопеду в 19 лет, чтобы исправить картавость, занимался усердно 4 месяца по 2 раза в неделю, к тому же много тренировался дома. Его научили правильно произносить звук [Р], началась автоматизация в словах и предложениях. Потом юноша сделал перерыв в занятиях из-за летней сессии и каникул. Осенью занятия с логопедом не продолжил, т.к. были материальные проблемы. Иногда доставал конспекты и немного занимался дома самостоятельно, но не регулярно. В связной речи [Р] не использовал, т.к. было очень сложно. В 30 лет снова решил заняться своим произношением и пошел к новому логопеду. Опять начал регулярно заниматься, но дома ленился и не закреплял полученные умения. Через 2 месяца бросил занятия. В 33 года пришел снова на занятия к третьему логопеду. На подготовительном этапе не было необходимости готовить язык к постановке звука, следовало найти мотив, понять, а для чего это надо? Что готов изменить человек в привычном и комфортном мире? Как только мотив был найден, работа пошла успешно. Параллельно с речевыми занятиями, пациент прошел курс массажа, т.к. логопед заметила сильное мышечное напряжение, которое мешало плавному произнесению звуков. Через 3 месяца Алексей смог «рычать» в связной речи, у него появилась уверенность в том, что все получится.

Как мы видим, все индивидуально и на автоматизацию звука может влиять огромное количество факторов, (возраст ученика и вид нарушения и индивидуальные психические особенности), но, несмотря на это, ввести правильный звук в речь возможно, главное не останавливаться. Еще одним фактором, влияющим на автоматизацию, будет контроль над речью. В случае, если звуки исправляет взрослый, он должен неустанно следить за своей речью и стремиться правильно произносить звук, выполнять рекомендации логопеда. Если же мы говорим о ребёнке, то роль такого контролера должны взять на себя родители, следить за речью ребёнка, выполнять домашние задания, так как чем чаще будет отрабатываться новый звук, тем он быстрее войдет в речь.

Таким образом становится понятно, что просто поставить звук недостаточно, и этап автоматизации необходим, для того чтобы поставленный звук мог с легкостью применяться в свободной речи. Решение о прекращении занятий лучше обсудить с логопедом, так как только специалист сможет оценить насколько звук закрепился в речи.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *