Что происходит с потребителем новых автомобилей
Перейти к содержимому

Что происходит с потребителем новых автомобилей

  • автор:

Дилеры: цены на автомобили в 2024 году будут расти на 2-3% в квартал

Фото: Autonews.ru

В 2024 году в России будет продано около 1,3 млн автомобилей — такой средневзвешенный прогноз назвал в беседе с Autonews.ru, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. Для сравнения, с начала 2023 года по 25 декабря в России продано более 1 млн 13 тысяч новых легковых автомобилей. За весь 2022 год удалось реализовать 626 281 легковой автомобиль.

При этом, по его словам, есть и более амбициозный взгляд на 2024 год: «если опираться на аппетиты китайских автопроизводителей — это около 1,5 — 1,6 млн единиц».

Также, по словам эксперта, существует и пессимистичный прогноз, по которому ожидается около 1 миллиона проданных автомобилей. «Данный прогноз основан на высоких ставках финансирования и снижении покупательской способности, характерным для поздней осени 2023 года», — сказал Тюктеев.

Mercedes-Benz GLA

Volkswagen Bora

Как изменились цены на автомобили и что будет дальше

По оценке участника отрасли, в 2023 году автомобили премиум сегмента подорожали в среднем на 29%, массовый сегмент — на 22%. При этом в 2024 году эксперт не предвидит «галопирующего» роста цен, однако и условий для их снижения он не видит.

«Таким образом, по ценам можно прогнозировать незначительный рост в 2-3% в квартал. При условии отсутствия значительных колебаний курса рубля», — сказал Тюктеев.

В свою очередь генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский считает, что только при возврате курса рубля к цене около 80 рублей за доллар США, появится стимул для снижения цен на автомобили.

«Думаю, что такой курс должен установиться в среднесрочных перспективах. В настоящий момент этому есть много предпосылок», — считает эксперт.

Среди главных трендов 2024 года дилеры назвали резкое снижение объемов присутствия серых дилеров и частных продавцов в сегменте продаж новых автомобилей рынка. Они отметили, что в настоящее время в отрасли уже наблюдается падение интереса покупателей к малому бизнесу на фоне высоких рисков таких покупок.

Еще одним трендом дилеры назвали подорожание автомобилей из параллельного импорта. Такое положение дел они объяснили общим сокращением объемов продаж, что увеличивает издержки и усилением администрирования со стороны западных стран.

Будут ли китайцы снижать цены

Также эксперты предсказали начало ценовых войн между китайскими автопроизводителями.

Ранее аналогичное мнение в беседе с Autonews.ru высказывал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он уверен, что у китайских автопроизводителей не просто появился шанс снизить цены на фоне укрепившегося рубля. Аналитик считает, что у китайских автокомпаний просто нет выбора — только с помощью более конкурентоспособных предложений они смогут занять крепкие позиции на рынке в России.

Фото: Автомир

Фото: Автомир

«Сейчас наступает этап внутренней конкуренции между китайцами. Особенно в ценовом сегменте от 3 млн руб. Предложения тут очень похожи, а многие бренды до сих пор автомобилистам в России неизвестны. Это профессионалы знают, что такое Kaiyi, SWM, BAIC, а для обычных водителей, которые давно не покупали автомобили, эти буквы вообще ничего не говорят. Они могут вспомнить Chery, Haval, Geely, Changan — и все. Все остальное — темный лес. Все это будут переднеприводные кроссоверы с мотором 1,5 л, «роботом» или вариатором, плюс-минус схожих размеров и с похожими большими экранами. На этом фоне нужно хоть как-то выделяться», — объяснил Целиков.

Сколько сейчас стоят автомобили в России

По данным «Автостата», средние цены на новые автомобили в России держалась на уровне 2,6 млн руб. в феврале 2023 года (+4% к средневзвешенной цене в январе 2023 года). Средневзвешенная цена за январь—февраль 2023 года, по данным «Автостата», составила около 2,5 млн руб., что дало +16% к средневзвешенной цене за январь—февраль 2022 года.

Доля новых российских автомобилей и автобусов достигла на рынке 50%

На долю автотранспортных средств российского производства приходится половина новых машин, сообщили в Минпромторге. Российский автопром продолжит отвоевывать рынок за счет импортозамещения и господдержки, полагают эксперты

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Легковые и легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы, выпущенные в России в январе—сентябре 2023 года, составили порядка 50% отечественного рынка новых транспортных средств. Таким образом, российские производители выпустили в этот период не более 453 тыс. машин, следует из справки о состоянии авторынка, которую в среду, 4 октября, впервые опубликовал Минпромторг. Какой была доля российских транспортных средств в аналогичный период прошлого года, в документе не указано. Всего же за девять месяцев весь рынок новых транспортных средств (до трех лет) составил 905,9 тыс. автомобилей и автобусов, что на 49% больше аналогичного периода 2022 года. При этом на долю легковых автомобилей пришлось около 79,3% (почти 719 тыс. машин), грузовиков — 11,4% (103 тыс.), легких коммерческих автомобилей — 7,8% (71 тыс.), автобусов — 1,4% (13 тыс.). Документ подготовила компания «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК) совместно с аналитическим агентством «Автостат». ППК занимается аналитикой авторынка на основе данных «Электронного паспорта» — администратора систем электронных паспортов, в том числе транспортных средств, в ЕАЭС.

РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга.
Что происходит с производством автомобилей

До проведения специальной военной операции на Украине доля транспортных средств российского производства составляла на российском рынке 61%. Если учитывать иностранные транспортные средства, изготовленные в России, показатель увеличивался до 75%, напоминает старший менеджер консалтинговой компании НЭО Никита Дровосеков. По оценке директора автомобильной практики аудиторско-консалтинговой компании «Технологии доверия» (ранее — PwC в России) Виктории Синичкиной, на долю внутрироссийского производства приходилось около 80%. Но после введения санкций западные, южнокорейские и японские автомобилестроители отказались работать в России. В частности, бывший автозавод Nissan в Санкт-Петербурге перешел под контроль крупнейшего российского производителя автомобилей АвтоВАЗ, а сам волжский автозавод, принадлежавший французской Renault, перешел под контроль ФГУП «НАМИ». Российские автозаводы также столкнулись с дефицитом импортных комплектующих. В результате производство легковых автомобилей в России в 2022 году обвалилось на 67%, до исторического минимума в 450 тыс. штук. Производство грузовиков сократилось на 24,3%, до 141 тыс. машин. Выпуск автобусов допустимой максимальной массой более 5 т снизился на 15,2%, до 12,5 тыс.

Фото:Autonews.ru

Однако сейчас, по словам директора рейтингов финансовых компаний Национального рейтингового агентства Ирины Лапко, в России наблюдается восстановление объемов производства автомобилей. По данным Росстата, за пять месяцев 2023 года было произведено 155 тыс. легковых автомобилей, что на 42% меньше, чем годом ранее. Однако за семь месяцев объемы производства легковых автомобилей достигли 244 тыс. новых машин — а это уже на 18,6% меньше, чем в аналогичный период 2022-го, отмечает Лапко. На АвтоВАЗе в среду, 4 октября, сообщили, что продажи автомобилей Lada, несмотря на санкционное давление, с начала года выросли на 96%, до 242 тыс. машин. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов утверждает, что сейчас компания готова поддерживать максимальный темп работы и непрерывность производства. «Прямое попадание компании в санкционные списки в настоящее время не оказывает значительного влияния на нашу работу, хотя мы не можем исключить появления второстепенных факторов, на которые АвтоВАЗ не имеет влияния, к примеру прохождение зарубежных платежей или регулярность поставок материалов или субкомпонентов в адрес наших прямых поставщиков. Мы прилагаем максимум усилий для купирования этих рисков в зоне своих компетенций», — заявил он. По словам главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, на рост производства влияет господдержка отрасли, например в виде повышенного с 1 августа 2023 года утилизационного сбора. Достижение доли в 50% рынка для транспортных средств, произведенных в России, Дровосеков считает успехом, особенно учитывая тот факт, что даже ряд грузовых транспортных средств российского производства имел комплектующие детали западного производства (недружественных стран).

Какие перспективы у российской автопродукции

К основным тенденциям российского авторынка сейчас относятся вытеснение западноевропейских и американских производителей, которым на смену приходят китайские автоконцерны, активный поиск российскими производителями альтернативных комплектующих и наметившийся рост собственных разработок, перечисляет управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. В последнем случае речь идет прежде всего о проектах, призванных заменить ушедших иностранных производителей, в основном в сфере мало- и среднетоннажных коммерческих грузовиков как наиболее востребованных в малом и среднем бизнесе, службах доставки, предприятиях ЖКХ и на маршрутах городского и муниципального транспорта, поясняет он.

Фото:Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

В 2023 году доля российских новых транспортных средств все же немного снизится, полагает Синичкина. Но в 2024 году и далее будет расти из-за активных планов по восстановлению внутреннего производства, добавляет она. В Национальном рейтинговом агентстве напоминают о прогнозе Минпромторга, согласно которому производство автомобилей всех сегментов в России по итогам 2023 года может составить чуть более 800 тыс. штук., к 2035-му ожидается уровень в 1,6 млн единиц в год. При этом важным фактором при производстве грузовых транспортных средств остается импортозамещение комплектующих, узлов и агрегатов западного производства, отмечает Дровосеков. «Потенциал к росту [за счет] импортозамещения еще сохраняется, и это будет являться дополнительным фактором роста объемов производства», — прогнозирует он. Кроме того, китайские производители также будут все больше локализовывать сборку и даже частичное производство на территории России, что увеличит показатели по доле транспортных средств российской сборки, указывает эксперт. Наметившийся рост доли китайских производителей на рынке пока ограничивается низким уровнем развития сервисной сети и слабой узнаваемостью брендов за пределами крупных мегаполисов, отмечает Пискунов. «В среднесрочной перспективе можно допустить более глубокое проникновение китайских автомарок на отечественный (в особенности региональный) рынок», — прогнозирует он. Но этому процессу будет противостоять рост сбыта российских производителей по мере достижения ими локализации производства или импорта необходимых компонентов, обеспечивающих должный паритет безопасности и качества с китайскими конкурентами, оговаривается эксперт. Динамика доли российской продукции будет зависеть также от курса валют (доллара и юаня), уровня покупательной способности населения, появления новых или ужесточения действующих мер господдержки, подытоживает Кадаков.

Хронический дефицит: почему в России не хватает автомобилей и техники в пандемию?

Машины

В России уже несколько месяцев наблюдается дефицит товаров длительного пользования: не хватает автомобилей, некоторых видов техники и мебели. Причина в разрыве цепочек поставок — многие заводы простаивали из-за карантина. При этом спрос на автомобили и технику остается повышенным.

Автодилеры, опрошенные Би-би-си, говорят о дефиците новых и подержанных автомобилей. На данный момент у продавцов нет в наличии самых популярных моделей.

«Сейчас предзаказ на популярные модели почти всех брендов — как премиум, так и массмаркет. Тем более если это новинка», — говорит пресс-секретарь компании «Транстехсервис» Регина Гарифуллина. Компания является дилером более 20 марок автомобилей с салонами в российских регионах.

Срок ожидания автомобиля, по словам Гарифуллиной, занимает от трех месяцев до полугода и зависит от марки приобретаемого автомобиля.

В ГК «Рольф», еще одном крупном автодилере, также отмечают дефицит самых ходовых моделей у большинства брендов.

  • «В изоляции с удовольствием». Что москвичи покупают, чтобы не скучать в карантине
  • «В кризисы секс-шопы в плюсе». В России скупают костюмы медсестер и презервативы
  • Как не сойти с ума в карантине: советы людей, переживших домашний арест

Представители автодилеров объясняют это тем, что после весеннего карантина вырос спрос на машины, но при этом из-за закрытия заводов разорвались производственные цепочки.

«Когда после карантина мы открылись, естественно, те люди, которые за полтора месяца не смогли купить, они пошли покупать. Полтора месяца все были закрыты — недопроизвели. Все это повлияло на спрос на автомобили», — говорит Регина Гарифуллина.

Уже к августу автомобильный рынок полностью восстановился после падения этой весной, говорит руководитель направления PR группы компаний «Рольф» Павел Носов.

«Одновременно дилеры столкнулись с ограниченной доступностью (автомобилей) во многих брендах — сначала премиального, а затем и массового сегмента», — отмечает он.

«В количественном плане очень не хватает бюджетных моделей средней комплектации — причем это касается и Lada, и Hyundai, и Kia, и Volkswagen, и Skoda. Почти все основные марки в дефиците», — добавляет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Компьютеры, планшеты и мебель

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Реклама подкастов

Похожая ситуация сложилась на рынке электроники. Президент группы компаний Inventive Retail Group Тихон Смыков рассказал Би-би-си, что дефицит смартфонов, ноутбуков, компьютерной техники наблюдается с апреля и пока ситуация не меняется. У Inventive Retail Group есть несколько магазинов техники, включая дистрибьютора Apple ReStore, а также магазины Samsung и Huawei.

Исполнительный директор компании diHouse (поставщик компьютерной техники, смартфонов и аксессуаров) Андрей Тарасов также говорит, что весной резко вырос спрос на ноутбуки, планшеты, смартфоны, а также различные гаджеты и аксессуары, необходимые для организации удаленных рабочих мест и дистанционного обучения детей.

Казалось, что летом, на фоне улучшения эпидемиологической ситуации и возвращения части сотрудников в офисы, спрос на компьютерную технику должен снизиться. Но, по словам представителей магазинов, этого не произошло.

Практически весь год сохраняется крайне высокий спрос на ноутбуки, поясняет генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция» Алексей Мельников. Эта компания занимается оптовыми поставками компьютерной техники. «Ноутбуки зачастую в дефиците у самих вендоров и все, что они успевают произвести, скупается буквально на выходе с завода», — говорит Мельников.

«Сегодня мы наблюдаем дефицит огромного количества электроники и других товаров», — говорит ведущий аналитик Mobile Research group Эльдар Муртазин. Как отмечает эксперт, дефицит распространяется в первую очередь на устройства, которые можно назвать ходовыми и интересными по соотношению цена-качество.

Смартфоны

Тем не менее, по словам Эльдара Муртазина, в целом на рынке дефицит умеренный. «В процентах — это где-то минус 10% от потребности рынка. Но это нормально. За счет этого продаются те модели, которые можно назвать неоптимальными», — говорит Эльдар Муртазин. По словам эксперта, есть также дефицит крупной бытовой техники.

Помимо техники и электроники возникают проблемы и у магазинов мебели. Например, о существовании некоторой задержки поставок сообщили в компании ИКЕА.

В пресс-службе ИКЕА отметили, что с момента возобновления работы магазинов, наблюдается «стабильно высокий спрос на все товары» и ситуации, когда тот или иной товар распродан, неизбежны.

«Все логистические цепочки были в той или иной степени нарушены еще во время первой волны пандемии, и для их полного восстановления потребуется более длительный промежуток времени», — заявили в пресс-службе ИКЕА.

Нарушение цепочек поставок и отложенный спрос

Одна из очевидных причин возникновения дефицита различных товаров — это остановка работы многих предприятий во время первой волны пандемии.

«Это проблема не российская, это проблема мировая, потому что все практически заводы стояли от марта до июня», — отмечает Игорь Моржаретто.

Из-за волны карантинов, прокатившейся по миру, нарушились производственно-логистические цепочки между всеми производителями электроники и возник дефицит компонентов для производства техники, подтверждает Андрей Тарасов. «Невозможно собрать ноутбук, если есть процессор, оперативная память, матрица и остальные электронные комплектующие, но нет, например, пластика для корпуса», — поясняет он.

Есть и причины, не связанные с пандемией, например, санкции США в отношении Huawei и Honor, производство которых сократилось.

  • Huawei представила новый смартфон. Но ничего не сказала про санкции
  • Panasonic приостанавливает сотрудничество с Huawei

Кроме того, во время самоизоляции возможности для совершения покупок были ограничены и сформировался отложенный спрос. Когда ограничения начали постепенно сниматься и заработали офлайн-магазины, выяснилось, что спрос на автомобили и технику, вопреки прогнозам, не упал, а вырос. Поставщики и продавцы оказались не готовы к такому резкому росту спроса.

«И, соответственно, необходимого количества продукции просто не было произведено и ввезено в страну», — говорит Андрей Тарасов.

К тому же компании-дистрибьюторы компьютерной техники частично опустошили свои склады еще в начале введения режима самоизоляции.

«Такого роста продаж, конечно же, никто не ожидал… По факту мы видим 40-50% плюсом. Поэтому удовлетворить полностью спрос пока не получается», — говорит продакт-менеджер по категории «Ноутбуки» компании Elko Russia Андрей Ганин. Эта компания также занимается оптовыми продажами техники.

Быстро решить проблему дефицита компьютерной техники невозможно, говорит он. С момента размещения заказа до его появления в России, проходит в среднем два месяца.

«Фабрики в Китае, которые планируют производство, тоже не ожидали, что будет 50-процентный рост. Чтобы удовлетворить этот спрос, нужно было очень резко нарастить производство, а наращивать его было практически не из чего, потому что заводы и фабрики стояли в это время, как и предприятия во всем мире», — говорит Андрей Ганин.

Почему россияне решили покупать в карантин технику?

В самом начале пандемии рост спроса на компьютерную технику и мобильные устройства был связан с переводом сотрудников на удаленку, а школьников и студентов — на дистанционное обучение, говорит Андрей Ганин.

«Если раньше на семью был один ноутбук и его хватало, то теперь все стало вдруг нужно два-три или больше. Соответственно, это вызвало такой массовый ажиотажный спрос, очень резкий. Рост продаж в конце первого квартала составлял в районе 50%», — говорит Андрей Ганин.

По его словам, также активно закупали компьютеры и ноутбуки компании для того, чтобы обеспечить своих сотрудников необходимой техникой для работы из дома.

В Ikea признают задержки с поставками на фоне пандемии

«Люди стараются закупаться. Причем мы видим повышенный спрос как в бюджетном сегменте — до 30-40 тысяч — так и в таких дорогих сегментах, как гейминг — в районе 80-100 тысяч. То есть люди не только закупают, чтобы работать, но и чтобы развлекаться дома», — говорит Андрей Ганин.

Оставшись дома, многие занялись ремонтом квартир и обустройством дач. «Спрос вырос на ряд товаров бытовой техники — например, холодильники, телевизоры, плиты, как газовые так и электрические», — говорит Эльдар Муртазин из Mobile Research group.

Когда фактор «удаленки» был частично исчерпан, продолжать закупаться техникой и спешить с покупкой автомобилей россиян заставило падение курса рубля. Одними из первых рост спроса на фоне нестабильности курса рубля и ожидания роста цен ощутили автодилеры, говорит Павел Носов.

При этом, по его словам, подорожание уже началось. «Пока цены в среднем по рынку выросли в пределах 2%, потенциал для дальнейшего роста сохраняется», — отмечает Павел Носов.

Аналогичная ситуация складывается с ростом спроса на бытовую технику: толкает продажи сейчас то обстоятельство, что у людей есть деньги на руках и есть ощущение того, что курс меняется и завтра будет дороже, чем сегодня, считает Эльдар Муртазин.

«И это даже не попытка сохранить деньги. Это люди, которые все равно собирались потратить эти деньги на что-то, в том числе на телефон», — говорит он. На покупку техники и автомобилей они сейчас тратят деньги, которые сэкономили на несостоявшемся отдыхе за границей и отмененных поездках, объясняет эксперт.

Данные Сбербанка, крупнейшнего российского банка, показывают, что россияне в конце октября уже опять начали экономить. Правда, пока это касается в основном развлечений и услуг.

Долго ли сохранится дефицит?

Однако в условиях нестабильности автодилерам и торговам сетям невыгодно заранее запасаться товарами, так как спрос может в любой момент начать снижаться.

«Наберешь сейчас в кредит, а тут снова объявят карантин и будешь ты сидеть с этими машинами. Поэтому дилеры сейчас работают только под заказ», — говорит Игорь Моржаретто.

По словам Эльдара Муртазина, аналогичная ситуация складывается с поставками компьютерной техники и смартфонов. Продавцы компьютерной техники опасаются закупать впрок.

«Мы сейчас выглядим как такой тяни-толкай. То есть у нас происходит какое-то внешнее событие — спрос замирает, как только это внешнее событие заканчивается — спрос восстанавливается», — говорит Эльдар Муртазин.

Дистрибьюторы компьютерной техники говорят, что пока у них даже нет возможности на фоне разрыва производственных цепочек заказать столько техники, чтобы удовлетворить возросший спрос.

«Сейчас мы получаем примерно 50-60% заказанного нами товара. Как долго это будет продолжаться — не знают даже сами производители», — подчеркивает Андрей Тарасов.

Андрей Ганин уверен, что до конца года проблема с дефицитом не решится. «Запасов не было, нет и до конца года, можно сказать, уже все продано — все поставки, которые ожидаются», — говорит он. И Тарасов, и Ганин сходятся во мнении, что дефицит будет наблюдаться как минимум до апреля 2021 года.

В одном можно быть уверенным — цены вырастут, говорит Муртазин. По подсчетам эксперта, при курсе 75 рублей за доллар, техника подорожает на 10-15%. «Рост мы увидим в начале следующего года — после новогодних праздников, после распродаж, на новую технику», — говорит эксперт.

Авторынок в начале 2023 года: как изменились цены

Авторынок в начале 2023 года: как изменились цены

В 2022 году продажи новых авто в России упали на 59%, а цены выросли на 24%. Это худшие показатели за последние 20 лет.

В нынешнем году дилеры обещают подорожание еще на 10%. Разбираемся, как изменился российский авторынок и что ждет покупателей в 2023.

Купить машину можно без первого взноса
В Тинькофф можно оформить автокредит за несколько кликов и получить ответ в тот же день

Баннер

Оформить кредит

Что происходит с рынком автомобилей в России

Новые автомобили за год подорожали на 24%, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки — на 39,1%. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6%.

Главный скачок цен произошел в марте — в среднем на 23%, хотя были повышения до 60% на отдельные модели. С продажами весной тоже было тяжелее всего: число объявлений на «Авто-ру» упало вдвое относительно начала года.

Летом и осенью цены медленно падали. Средневзвешенная цена установилась на уровне чуть выше 2 млн рублей, это на 13% ниже показателей апреля — мая. Предложений о продаже по сравнению с мартом стало на 58% больше.

Изменилась сама структура рынка. Доля авто в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза. С автомобилями от 3 до 5 млн рублей все наоборот: предложений стало втрое больше.

К концу года российский авторынок так и не достиг докризисного уровня. Теперь около 40% рынка приходится на Лады, еще 30% — на автомобили китайских брендов.

Динамика цен на популярные автомобили в России, по данным «Автостата»
Модель автомобиля Цена в январе 2022 Цена в январе 2023 Как выросли цены
Лада Гранта 598 900 ₽ 678 300 ₽ +13%
Лада Нива Тревел 879 900 ₽ 998 900 ₽ +14%
Чери Тигго 7 Pro 1 689 900 ₽ 2 649 900 ₽ +57%
Хавейл Джолион 1 399 000 ₽ 1 899 000 ₽ +36%
Джили Кулрей 1 472 000 ₽ 2 300 000 ₽ +56%
Чери Тигго 4 1 139 900 ₽ 1 999 900 ₽ +75%
Хавейл F7 1 729 000 ₽ 2 299 000 ₽ +33%
Динамика цен на популярные автомобили в России, по данным «Автостата»
Лада Гранта
Цена в январе 2022 598 900 ₽
Цена в январе 2023 678 300 ₽
Как выросли цены +13%
Лада Нива Тревел
Цена в январе 2022 879 900 ₽
Цена в январе 2023 998 900 ₽
Как выросли цены +14%
Чери Тигго 7 Pro
Цена в январе 2022 1 689 900 ₽
Цена в январе 2023 2 649 900 ₽
Как выросли цены +57%
Хавейл Джолион
Цена в январе 2022 1 399 000 ₽
Цена в январе 2023 1 899 000 ₽
Как выросли цены +36%
Джили Кулрей
Цена в январе 2022 1 472 000 ₽
Цена в январе 2023 2 300 000 ₽
Как выросли цены +56%
Чери Тигго 4
Цена в январе 2022 1 139 900 ₽
Цена в январе 2023 1 999 900 ₽
Как выросли цены +75%
Хавейл F7
Цена в январе 2022 1 729 000 ₽
Цена в январе 2023 2 299 000 ₽
Как выросли цены +33%

Автомобили с пробегом подорожали на 35—37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и «Авто-ру». Больше всего цены выросли на трехлетние машины — на 39%, семилетние подорожали на 32%.

Вторичный рынок повторил тренд новых авто: весной цены увеличились на 19,9% в сравнении с концом 2021 года. В марте продавцы придерживали машины, дожидаясь более спокойного периода. Число предложений от дилеров сократилось на 22%, от собственников — на 9%, от профессиональных продавцов — на 13%.

В сентябре цены были на 28% выше, чем в конце 2021 года, после чего началось плавное снижение. В декабре рост цен по сравнению с ноябрем составил 11,3%, а продажи стабилизировались.

Трехлетняя Тойота RAV4 в январе 2022 стоила около 2,56 млн рублей, а в апреле подорожала до 3,42 млн. Однако затем именно Тойота дешевела сильнее конкурентов, сейчас средняя цена по регионам — 2,6 млн

Трехлетняя Тойота RAV4 в январе 2022 стоила около 2,56 млн рублей, а в апреле подорожала до 3,42 млн. Однако затем именно Тойота дешевела сильнее конкурентов, сейчас средняя цена по регионам — 2,6 млн

Что влияло на цены в 2022 году

�� Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов — российских и китайских. В начале 2022 было 60.

�� Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3%, если сравнивать с апрелем. Простой заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей — и продажи весной сократились на 83,5%. Такого спада не было даже в пандемию.

В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.

Обложка статьи

�� Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.

Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, «Автоваз» запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене.

Обложка статьи

Отдельно о вторичном рынке. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина. В результате эксперты отметили, что на рынке стало меньше автомобилей в сегменте «до 7 лет».

Во второй половине года сегмент машин с пробегом также расширялся благодаря ввозу из-за границы: за 11 месяцев поставили 221 тысячу машин из Японии, Беларуси, Южной Кореи, Германии, Армении и Киргизии. Объемы б /у авто увеличились на 82,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам года через Владивосток ввезли почти 200 тысяч машин: Тойоты, Мазды, Ниссаны, Хонды, Субару и Сузуки.

К осени средневзвешенные цены снизились на 13% по сравнению с апрелем и маем. Эту тенденцию также объясняют отсутствием премиальных авто на складах и ростом доли Лад.

Что повлияет на цены в 2023 году

В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. На остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже.

В декабре 2022 Минпромторг заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок.

Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.

Инфляция и курсы валют — факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3—4% из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12%, а в 2023 Центробанк прогнозирует 5—7% . Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7%. Глава «Автоваза» заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.

Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30%. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился — из-за сложностей с поставками комплектующих.

Схема параллельного импорта не покроет потребности рынка, считают аналитики. В 2022 году продали 1,5 млн автомобилей, ввезенных таким способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *