Как работает светофор на перекрестке
Перейти к содержимому

Как работает светофор на перекрестке

  • автор:

Правила дорожного движения 2024

Перекресток, на котором очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. На таком перекрестке знаки приори­тета не действуют.

Поскольку работают светофоры, то знаки приоритета не действуют. В такой ситуации нет главной или второстепенной дороги. Первыми проедут перекресток синий и грузовой автомобили, движущиеся на зеленый сигнал светофора.

Водитель автомобиля движется на зеленый сигнал светофора. Поскольку при работающем светофоре знаки приоритета не действуют, водитель должен руководствоваться только сигналом светофора и проехать перекресток без остановки.

В случае выключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсут­ствия регулировщика перекресток считается нерегу­лируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке соответствующими дорожными знаками.

На этом перекрестке светофор работает в режиме желтого мигающего, поэтому водители будут руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков.

В следующей ситуации светофор не работает, поэтому водитель должен руководствоваться знаком приоритета 2.2 и остановиться перед разметкой 1.12 (cтоп-линией)» . Продолжить движение разрешается только убедившись в том, что по пересекаемой дороге не приближаются другие транспортные средства.

6. Сигналы светофора и регулировщика

6.1. «В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала».

Сигналы светофора

В зависимости от назначения светофоры подразделяются на транспортные и пешеходные (еще есть велосипедные).

Транспортный светофор с круглыми сигналами, состоящий из трех секций (красный, желтый, зеленый), регулирует все направления: движение прямо, направо, налево и на разворот (в обратном направлении).

Такие светофоры с круглыми сигналами (красный, желтый, зеленый) могут в своей конструкции иметь дополнительные секции, расположенные на уровне зеленого сигнала.

Стрелки или комбинации стрелок на этих дополнительных секциях указывают направления, отличные от основной зеленой секции светофора (чаще всего это стрелка налево в левой секции, и стрелка направо в правой секции).

Для регулирования движения пешеходов и велосипедистов применяются пешеходные и велосипедные светофоры. На линзы этих светофоров наносят изображение силуэтов пешехода и велосипеда, соответственно.

Светофоры для пешеходов и велосипедов двухсекционные: верхняя секция – красный сигнал, запрещающий, нижняя секция – зеленый сигнал, разрешающий движение.

Х-образные светофоры регулируют движение по реверсивной полосе (полоса на проезжей части, на которой направление движения может изменяться на противоположное и обратно).

Реверсивная полоса на проезжей части обозначается дорожной разметкой 1.9.

6.2. «Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • Зеленый сигнал разрешает движение;
  • Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала».

Цикл работы светофоров настраивается таким образом, чтобы исключить пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе.

Это значит, если для одного направления включен разрешающий сигнал, то на пересекаемом направлении будет включен запрещающий сигнал.

Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый сигнал – разрешает.

Зеленый сигнал светофора без дополнительной секции разрешает движение во всех направлениях, если знаками и (или) разметкой не вводятся дополнительные ограничения.

Например, в случае, когда светофор установлен перед перекрестком, в качестве ограничения может быть установлен запрещающий знак 3.19 «Разворот запрещен».

Другим ограничением на стороны движения может быть один из предписывающих знаков 4.1.1-4.1.6, которые разрешают движение только в направлении, обозначенном стрелкой на знаке.

Желтый сигнал трехцветного светофора предупреждает о смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев, указанных в пункте 6.14 ПДД (об этом — ниже).

Одиночный желтый мигающий светофор (одна секция светофора с желтым мигающим сигналом) обозначает нерегулируемый пешеходный переход.

Желтый свет на переходе

Односекционный светофор с желтым мигающим сигналом разрешает движение, и обязывает вас уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по этому переходу (раздел 14 ПДД).

В ночные часы светофоры трехцветной сигнализации часто отключают и переводят в режим желтого мигающего сигнала. В этом случае участок дороги, который регулирует светофор, считается нерегулируемым.

Если светофор регулирует движение на перекрестке, но при этом работает в режиме желтого мигающего сигнала, то перекресток считается нерегулируемым.

На нерегулируемом перекрестке вы должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и требованиями установленных на перекрестке знаков приоритета.

Красный сигнал, в том числе мигающий, сочетание красного и желтого сигналов запрещают движение.

Сочетание красного и желтого сигналов информируют водителей, что скоро включится зеленый сигнал.

Красный мигающий сигнал обычно применяется в светофорах, установленных перед железнодорожным переездом.

6.3. «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией».

Красный круг

Здесь рассмотрены две разновидности транспортных светофоров: светофоры направлений и светофоры с дополнительной секцией.

У светофоров направлений на всех трех линзах основных сигналов изображены стрелки. С помощью этих светофоров регулируют движение по полосам, над которыми они расположены.

Сигналы светофоров направлений аналогичны сигналам обычного светофора, только действуют они на конкретную полосу или группу полос одного направления.

По сигналам в дополнительной секции светофора двигаться в направлении стрелки разрешается только в том случае, если стрелка включена (светится).

При этом важно соблюдать правило: если зеленая стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то, двигаясь в направлении зеленой стрелки, необходимо уступить дорогу ТС, едущим с других направлений.

В каком направлении разрешено движение при сигналах светофора с одной дополнительной секцией

Сигналы светофора с 1 секцией

В каком направлении разрешено движение при сигналах светофора с двумя дополнительными секциями

Сигналы светофора с 2 секциями

6.4. «Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам».

Днем дополнительную секцию у светофора видно хорошо, а ночью ее корпус может сливаться с окружающим темным фоном.

Пока сигнал (стрелка) в дополнительной секции не включится, вы можете не увидеть, что светофор оборудован дополнительной секцией.

Но секция у светофора установлена не случайно — она регулирует одно из направлений движения.

Для этих целей на линзу основного зеленого сигнала наносится черная контурная стрелка (стрелки), чтобы в темное время суток водители могли понять, что светофор имеет дополнительную секцию, которая, в свою очередь, регулирует направление движения, не указанное стрелками на основном зеленом сигнале.

6.5. «Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.2 1 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета».

Пешеходные и велосипедные светофоры имеют по две секции, на его линзах обычно изображены силуэты человечка и велосипеда, соответственно.

Верхняя секция с красным сигналом запрещает движение, нижняя секция с зеленым сигналом движение разрешает.

На полосах для велосипедистов, обозначенных знаком 5.14.2, может быть установлен маленький трехсекционный светофор (красный, желтый, зеленый) с изображением на всех его линзах велосипеда.

Велосипед-полосаВелосипед-светофор

На обозначенных велосипедных дорожках, для регулирования движения велосипедистов и СИМ могут применяться маленькие трехсекционные светофоры (красный, желтый, зеленый) совместно с белой табличкой 200?200 мм, на которой черным цветом изображен велосипед.

6.6. «Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом».

Когда в районе расположения светофора слышен звуковой сигнал (подобное явление можно повстречать на регулируемых пешеходных переходах, чаще – вне перекрестка), то в таком месте возможно частое появление слепых пешеходов, и этот звуковой сигнал предназначен для них.

Пункт 14.5 ПДД обязывает водителей во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, пропускать слепых пешеходов. Как их отличить от зрячих – слепые пешеходы, обычно, в движении используют трость.

Не факт, что трость обязательно будет белого цвета, нужно это иметь в виду. Звуковой сигнал у светофора в таких случаях служит для слепых пешеходов дополнительным ориентиром.

6.7. «Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен».

Въезд запрещенВъезд разрешен

На дороге может выделяться полоса или несколько полос, направление движения по которым в зависимости от ситуации изменяется на противоположное.

Такие полосы выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9. Направление движения на них регулируется с помощью реверсивных светофоров, а сами полосы называют реверсивными.

Реверсивные светофоры действуют только на те полосы, над которыми они расположены.

6.8. «Для регулирования движения трамваев, а также транспортных средств, движущихся в соответствии с пунктом 18.2 настоящих Правил по полосе для маршрутных транспортных средств, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено».

В каком направлении разрешено движение трамваев при различных сигналах светофора с одноцветной сигнализацией (светофор для трамвая)

Светофор для трамваев

На перекрестках могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Такой светофор в народе получил название «Светофор для трамваев».

Сигналы такого Т-образного светофора регулируют движение трамваев и других маршрутных ТС, которые движутся по выделенной полосе.

Трамваи, при одновременном праве на движение с безрельсовыми ТС, имеют преимущество (пункты.13.6 и 13.11 ПДД).

Поэтому, если «светофор для трамваев» разрешает движение одновременно и трамваю, и безрельсовому ТС (не трамваю), водитель последнего уступает дорогу трамваю.

Это же правило работает, когда бело-лунный Т-образный светофор установлен совместно с обычным трехцветным светофором. При одновременном праве на движение в этом случае, трамвай также пользуется преимуществом.

Если Т-образный светофор регулирует движение только безрельсовых маршрутных ТС, то в процессе маневрирования водители МТС обязаны соблюдать приоритет (пункт 8.4 ПДД).

Для МТС

По этим причинам водителям безрельсовых ТС знание сигналов «светофора для трамваев» обязательно!

6.9. «Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины)».

Белолунный сигналКрасные не горятПроезд разрешенПроезд запрещен

На железнодорожном переезде могут применяться светофоры со следующими комбинациями огней:

  • Мигающий одиночный красный сигнал – движение через ж/д переезд запрещено;
  • Два попеременно мигающих красных сигнала, расположенных горизонтально — движение через ж/д переезд запрещено;
  • Медленно мигающий одиночный бело-лунный сигнал в комплексе с двумя не горящими красными огнями, расположенными горизонтально — движение через ж/д переезд разрешается.

Когда сигналы в любой из перечисленных комбинаций не горят (выключены), то светофор, несмотря на его присутствие, считается не работающим, и ж/д переезд в данный момент считается нерегулируемым.

При выключенных сигналах светофора проезжать через него следует с повышенным вниманием. Если перед ж/д переездом установлены знаки приоритета (обычно это знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»), то в случае с неработающим светофором нужно выполнить требование знака.

6.10. «Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

Руки вытянуты в стороны или опущены:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

  • со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
  • пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

  • движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

Черыре положения регулировщика

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем)».

В каком направлении разрешается движение при различных сигналах регулировщика

Сигналы схемы

Чтобы легче освоить сигналы регулировщика, нужно уяснить, что из четырех возможных сторон движения (грудь, спина, левая рука, правая рука) регулировщик с двух сторон разрешает движение, а с двух — его запрещает.

  • Движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика и со стороны правого бока, когда его правая рука вытянута вперед, как бы перекрывая движение.
  • Вытянутыми руками регулировщик указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешается.
  • Безрельсовый транспорт движется из «рукава в рукав» регулировщика, и при этом всегда есть возможность (разрешено) повернуть направо. Повернуть налево и развернуться можно, когда траектория из «рукава в рукав» по ходу движения «поворачивает» налево.
  • Трамваи движутся только из «рукава в рукав» регулировщика.

Выполняя указания регулировщика, для поворота или разворота на перекрестке необходимо заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД).

Если имеются знаки 5.15.1 или 5.15.2, указывающие направление движения по полосам, либо разметка 1.18, которая выполняет ту же функцию, то для поворота или разворота потребуется перестроиться согласно их указаниям.

6.11. «Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте».

Вы обязаны выполнить распоряжение регулировщика даже в том случае, если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки (пункт 6.15 ПДД).

Когда вами получено указание остановиться, нужно по всем правилам подъехать к тому месту, куда указал регулировщик (инспектор).

По всем правилам, это значит, включить указатель поворота, убедиться, что этим маневром никому не будет создано помехи, плавно подъехать к указанному месту и остановиться.

Выходить из машины необязательно, однако, можно по собственной инициативе для удобства разговора выйти инспектору навстречу. Инспектор должен подойти, представиться и назвать причину остановки.

6.12. «Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения».

Для привлечения внимания участников дорожного движения инспектор может использовать свисток.

Его часто используют регулировщики движения не только на перекрестках, но и в различных затруднительных для движения ситуациях, когда сам процесс движения нуждается в регулировании.

6.13. «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

На участках дорог, где движение регулируется светофорами (для этого процесса могут быть привлечены регулировщики), пункты 6.2 и 6.10 данного раздела требуют на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика движение прекратить.

В каких местах в этом случае следует остановиться?

В первую очередь нужно обращать внимание на наличие разметки 1.12 «Стоп-линия» и знака 6.16 «Стоп-линия» перед перекрестком.

Пункт 6.13 обязывает выполнить остановку (прекратить движение), не заезжая за границу указанной разметки или знака. За нарушение этого требования на водителя будет наложен штраф по ст. 12.12 ч.2 КоАП.

Но реальность такова, что разметку может быть не видно на проезжей части (стерлась, под снегом и пр.), знак 6.16 может отсутствовать.

Сразу за светофором может быть расположена зона пешеходного перехода через проезжую часть, граничащая непосредственно с пересекаемой проезжей частью.

Если остановиться на пешеходном переходе, то будет создана помеха пешеходам, если остановиться за пешеходным переходом, то можно помешать проезжающим по пересекаемой дороге машинам.

Поэтому, учитывая реалии дорожной обстановки, когда знак или разметка «Стоп-линия» отсутствуют, самый оптимальный вариант для остановки на запрещающий сигнал перед перекрестком будет линия расположения светофора.

В идеальном случае, до линии, на которой расположен светофор, нужно чуть не доехать, чтобы видны были его сигналы.

6.14. «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений».

Если на подъезде к светофору зеленый сигнал сменяется на желтый, а скорость вашего автомобиля не позволяет остановиться, не применив экстренного торможения, то пункт 6.14 ПДД в таком случае позволяет продолжить движение.

Многие водители используют это правило не по назначению, а с целью «успеть проехать» по той причине, что «ждать не хочется».

Как показывает практика, может получиться так, что на пересекаемой дороге кто-нибудь из «торопящихся» не захочет ждать своего разрешающего сигнала, и выполнит старт на свой желтый сигнал.

Чем такие ситуации, обычно, заканчиваются можно посмотреть в серии статей Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал. Там и видеоролики есть на эту тему.

Пешеходам сложнее, не все могут быстро переходить дорогу, особенно, если проезжая часть очень широкая.

Поэтому, тем из них, кто не успел перейти проезжую часть до включения красного сигнала для пешеходов, ПДД разрешают остановиться на линии, разделяющей встречные потоки транспорта.

6.15. «Участники дорожного движения должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора».

Знаки приоритета, установленные вместе со светофором, действуют только при неработающих (выключенных) светофорах или в том случае, когда на них включен желтый мигающий сигнал.

Светофоры, работающие в режиме (красный — желтый – зеленый), отменяют действие знаков приоритета.

В таких ситуациях водители должны вести себя так, как будто знаков приоритета нет, т.е. руководствоваться только сигналами светофора.

Если дорожным движением управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом.

Его указания по порядку движения обязательны для всех участников движения в любом случае, даже если они противоречат сигналам светофора, указаниям знаков и дорожной разметки.

Регулировщик в процессе управления движением на участке дороги – главный, причем, регулировщик не обязательно должен быть сотрудником полиции.

К регулировщикам, согласно определению, могут относиться работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей .

6.16. «На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд».

На железнодорожном переезде при включении красного мигающего сигнала светофора, обычно звучит звонок.

Он включается одновременно со светофором незадолго до закрытия шлагбаума, тем самым, дополнительно привлекает внимание подъезжающих, что переезд через ж/д пути закрыт.

С этого момента движение ТС через переезд запрещается. Подробнее — в статье Светофоры на железнодорожных переездах.

Содержание: Правила дорожного движения РФ

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Применение специальных сигналов
  • 4. Обязанности пешеходов
  • 5. Обязанности пассажиров
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Начало движения, маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка людей
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, мопедов и лиц, использующих СИМ
  • 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  • 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  • Предупреждающие знаки
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)
  • Дорожная разметка
  • Основные положения по допуску к эксплуатации
  • Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Как работает светофор на перекрестке — принцип действия, время сигналов и когда звонить

topazcentr.ru

Светофоры на перекрестках — это неотъемлемая часть нашего городского образа жизни. Они регулируют движение транспорта, обеспечивают безопасность пешеходов и улучшают поток транспорта. Однако, как и любое электронное устройство, светофоры иногда выходят из строя, вызывая хаос на дорогах. Иногда они мигают сломанной лампой, иногда не горят вообще. В таких случаях важно знать, кому следует позвонить, чтобы исправить проблему и вернуть нормальную работу светофора.

Если вы заметили неисправность светофора на перекрестке, первым делом обратитесь в отделение Муниципального управления дорог (МУД), ответственного за светофоры в вашем городе. Этот орган занимается обслуживанием и техническим обслуживанием светофоров. Они могут проверить и исправить неисправности, связанные с электрическими компонентами или программным обеспечением светофоров.

Если вы не знаете контактных данных МУД, можно обратиться в местное дорожно-строительное управление, которое также имеет отделением, занимающимся обслуживанием светофоров. Они смогут предоставить вам нужную информацию и объяснить, как подать заявку на ремонт светофора.

Как работает светофор на перекрестке?

Основные цвета светофора — это красный, желтый и зеленый. Красный сигнал означает «стой», желтый — «готовься к остановке», зеленый — «иди».

Работа светофора основана на программе, которая регулирует продолжительность сигналов. Например, когда на перекрестке нет других дорожных пользователей, зеленый сигнал может гореть длительное время. Когда на перекрестке появляются другие машины или пешеходы, программа автоматически уменьшает время зеленого сигнала и увеличивает время красного и желтого сигналов.

Светофоры могут быть также оснащены датчиками движения, которые реагируют на наличие автомобилей или пешеходов на перекрестке. Это позволяет светофору «принимать решение» о продолжительности сигналов на основе текущей ситуации на дороге.

Светофор на перекрестке работает в синхронизации с другими светофорами, чтобы обеспечить безопасность и эффективность движения. Это может быть особенно важно на перекрестках с большим потоком транспорта.

Важно отметить, что при любой неисправности светофора на перекрестке, необходимо обратиться в соответствующие органы дорожного движения для оперативного решения проблемы и предотвращения возможных аварий.

Структура и принцип работы

Светофор на перекрестке представляет собой комплексное устройство, состоящее из нескольких основных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию и отвечает за определенную часть работы светофора.

Основными элементами светофора являются:

1. Светофорные фонари – это устройства, которые служат для подачи определенных сигналов участникам дорожного движения. Фонари различных цветов – красного, желтого и зеленого – указывают водителям, когда и какие действия им следует предпринять на перекрестке.

2. Светофорные контроллеры – основные устройства управления светофором. Они программированы для определения последовательности смены сигналов и контролируют работу всех фонарей на перекрестке. Светофорные контроллеры включают в себя такие компоненты, как таймеры, датчики движения и микропроцессоры.

3. Датчики движения – устройства, которые регистрируют наличие автомобилей или пешеходов на перекрестке. Они могут быть установлены на дороге или выделены отдельными датчиками, которые реагируют на движение участников дорожного движения путем изменения электрического сигнала.

Принцип работы светофора основан на последовательном переключении сигналов в определенной последовательности:

1. В состоянии покоя все фонари светофора выключены.

2. Когда светофор включается, сначала загорается зеленый сигнал для автомобилей по направлению движения. В это время для пешеходов загорается красный сигнал.

3. Через определенное время зеленый сигнал меняется на желтый, предупреждающий водителей о скором переключении сигнала. Красный сигнал для пешеходов также неизменен.

4. После желтого сигнала наступает красный сигнал для автомобилей, а зеленый сигнал для пешеходов. Водителям запрещается движение, а пешеходы получают возможность перехода дороги.

5. После определенного времени красный сигнал для автомобилей меняется на желтый, а затем на зеленый. Пешеходам в это время загорается красный сигнал, запрещающий переход дороги.

6. Цикл повторяется с начала.

Такая последовательность сигналов и их смены позволяет участникам дорожного движения безопасно пересекать перекресток и регулирует поток автомобилей на перекрестке.

Что может пойти не так?

Сбой электропитания: Если на перекрестке отсутствует электричество, светофор может перестать работать. В этом случае, участники дорожного движения должны руководствоваться правилами разъезда на нерегулируемом перекрестке.

Неисправность программного обеспечения: Если светофор работает неправильно или вовсе не работает, возможно, причина в программной ошибке. В таком случае, следует позвонить в службу дорожного движения и сообщить о проблеме.

Механические повреждения: В результате аварии или нарушений правил дорожного движения светофор может повредиться. Если физический элемент светофора (лампа, сигнальная рука) сломан или полностью отсутствует, следует также обратиться в службу дорожного движения и сообщить о поломке.

Вандализм: Светофоры могут стать объектами вандализма. Гонки на светофоре, нанесение граффити или иное умышленное повреждение светофорной системы – все это может привести к неисправности светофора. Если вы стали свидетелем вандализма или заметили неисправность, обязательно сообщите об этом властям.

Нарушение правил использования светофора: Некоторые проблемы с работой светофора могут быть вызваны неправильным использованием светофорными сигналами самих автолюбителей. Например, если автомобиль находится на датчике-петле на выделенной полосе, а водитель ожидает изменения сигнала возле бордюра, это может вызывать ошибки в работе светофора. В этом случае, необходимо изменить свое поведение на дороге в соответствии с правилами.

Основные неисправности светофора

Все мы знакомы с ситуацией, когда на перекрестке светофор не работает. Это может привести к хаосу на дороге и создать опасность для водителей и пешеходов. Вот основные неисправности, с которыми может столкнуться светофор:

1. Выход из строя электропитания. Одной из самых распространенных проблем является отключение питания светофора. Это может произойти из-за сбоя в электрической сети или неисправностей в самом светофоре. В этом случае необходимо вызывать электротехника, чтобы восстановить работу питания.

2. Поломка светодиодов. Светофоры обычно оснащены светодиодными лампами, которые освещают сигналы. Если светодиоды перегорели или вышли из строя, сигналы на светофоре могут не видны или отображаться неправильно. В данном случае необходимо заменить поврежденные светодиоды.

3. Неправильная работа автоматики. Светофоры часто оснащаются автоматическим управлением, которое регулирует время работы сигналов в зависимости от интенсивности движения на дороге. Если автоматика выходит из строя, светофор может перестать переключаться на другие сигналы или не синхронизироваться с другими светофорами. В этом случае требуется наладка и ремонт автоматической системы управления светофором.

4. Проблемы с механикой. Внешние повреждения или износ механизма светофора (например, разбитое стекло или поврежденный механизм переключения) также могут привести к его неправильной работе. Необходимо производить регулярное техническое обслуживание и ремонт механических компонентов светофора.

Если вы обнаружили неисправность светофора на перекрестке, необходимо незамедлительно сообщить об этом в соответствующие службы, ответственные за светофорное регулирование. Чтобы быстро решить проблему и избежать возможных аварий и пробок на дороге, имейте под рукой номер телефона технической поддержки или диспетчера светофорной службы.

Кому обратиться при неисправности светофора?

В случае неполадок или неисправности светофора на перекрестке, гражданам следует обратиться в местные органы исполнительной власти, ответственные за содержание и обслуживание дорожной инфраструктуры.

В большинстве случаев, компетентным органом является дорожно-транспортная инспекция (ДТИ) или городское управление дорожного хозяйства. В каждом городе или регионе могут быть свои контактные телефоны для обращения по данному вопросу, которые можно найти на официальном сайте мэрии или дорожных служб.

При обращении следует сообщить о месте нахождения неисправного светофора, указать номер перекрестка или ближайшие ориентиры. Также необходимо описать проблему с устройством светофора, например, не работает один из сигналов или мигает красный сигнал. Детальное сообщение поможет ускорить процесс обслуживания и решения проблемы со светофором.

Помимо прямого обращения в органы исполнительной власти, также полезно сообщить об неисправности светофора местной полиции или службе эвакуации автомобилей. Эти службы могут принять меры по регулированию движения и обеспечению безопасности на дороге в случае необходимости.

Важно помнить, что неработающий или неправильно функционирующий светофор может привести к авариям и опасным ситуациям на дороге. Поэтому своевременное обращение в компетентные органы поможет предотвратить возможные происшествия и обеспечить безопасность на дорогах.

Контакты службы технической поддержки

Если светофор на перекрестке неисправен, следует немедленно связаться со службой технической поддержки. Ниже приведены контактные данные, по которым можно обратиться:

  • Телефон: 8-800-000-00-00
  • Электронная почта: support@example.com
  • Официальный сайт: www.supportservice.com

Служба технической поддержки работает круглосуточно и готова предоставить консультации и помощь по любым возникающим проблемам с работой светофоров на перекрестках. Звонки по телефону и обращения по электронной почте обрабатываются оперативно, а на официальном сайте можно найти дополнительную информацию и инструкции.

Важность оперативного устранения неисправностей

Работа светофора на перекрестке играет ключевую роль в обеспечении безопасности участников дорожного движения. Правильная синхронизация сигналов светофора позволяет регулировать движение автомобилей и пешеходов, снижая риски аварий и повышая поток безопасности на дорогах.

Однако, неисправности в работе светофора могут возникнуть по разным причинам: от повреждения электронных компонентов до проблем с электропитанием. При этом неработающий или неправильно работающий светофор может стать источником аварий и создать опасность для дорожного движения.

В случае обнаружения неисправностей светофора на перекрестке, необходимо оперативно сообщить о проблеме в соответствующие службы и организации, ответственные за его обслуживание и ремонт. Наиболее эффективным способом связи может быть звонок в диспетчерскую службу или контактные центры, предоставляющие услуги по обслуживанию светофорной сети. Таким образом, можно быстро донести информацию о неисправности и принять меры по ее устранению.

Оперативное устранение неисправностей светофора максимально сокращает время, в течение которого он находится в нерабочем состоянии. Это позволяет избежать задержек и пробок на перекрестке, а также минимизировать риски возникновения аварий. Кроме того, быстрое восстановление работы светофора способствует повышению уровня доверия и безопасности дорожных пользователей.

Итак, осознание важности оперативного устранения неисправностей светофора на перекрестке позволяет содействовать обеспечению безопасности дорожного движения и снижению рисков аварий. Важно запомнить контактные данные служб и организаций, которым можно сообщить о неисправностях, а также оперативно реагировать на любые проблемы, связанные с функционированием светофорной сети.

Потенциальные проблемы без ремонта

Несвоевременный ремонт светофора на перекрестке может привести к различным проблемам и нарушениям, которые могут негативно сказаться на безопасности пользователям дороги. Вот некоторые из потенциальных проблем, которые могут возникнуть, если светофор оставлен без внимания:

1. Потенциально аварийная ситуация:

Неисправный светофор может быть потенциально опасным, так как может вызвать неправильное перемещение транспортных средств на перекрестке. Это может привести к авариям и серьезным травмам людей.

2. Увеличение дорожной нагрузки:

При отсутствии работающего светофора, движение транспортных средств на перекрестке может стать более сложным и неорганизованным. Это может привести к увеличению дорожной нагрузки и созданию пробок.

3. Риск пешеходов:

Без исправного светофора, пешеходы могут столкнуться с большими затруднениями при переходе дороги. Они могут потерять возможность использовать безопасные окна для перехода и столкнуться с опасностью на улице.

4. Нарушения ПДД:

Несправный светофор на перекрестке может привести к тому, что водители начнут игнорировать правила дорожного движения и совершать нарушения ПДД. Это может сделать уличные перекрестки опасными и привести к массовым нарушениям.

Все эти проблемы могут быть предотвращены или минимизированы, если вы своевременно обратитесь в службу, ответственную за ремонт светофоров. Поэтому, если вы заметили неисправность светофора на перекрестке, необходимо немедленно сообщить об этом соответствующим городским службам или обратиться в диспетчерскую службу, указанную на табличке на светофоре.

Как работает светофор на перекрестке

zeleniy-svet

Светофор пришел на смену регулировщику, заменив жесты на световые сигналы: движение разрешено — зеленый сигнал, движение запрещено — красный и между ними промежуточный — желтый, предупреждающий о смене сигналов.

По мере усложнения условий движения появились различные типы светофоров.

Светофор представляет собой светотехническое устройство, предназначенное для последовательного включения на заданное время определенных сигналов.

Работой светофора управляет контроллер либо вычислительное устройство. Предусмотрена возможность управления светофором вручную со специального пульта. Однако опыт показывает, что регулировщик может без надобности в силу чисто психологических причин увеличивать время действия тех или иных сигналов, что приводит к задержке транспортных средств.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства контроллера электромеханического типа. Внизу - профилированный диск.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства контроллера электромеханического типа. Внизу — профилированный диск.

При автоматической работе светофора переключение сигналов производится контроллером, представляющим собой электромеханическое или электронное устройство. Простейшим контроллером является электромеханический с одной программой (рис. 1).

Он работает следующим образом.

Однофазный синхронный электродвигатель 1 вращает редуктор 2, передаточное отношение которого выбирается с учетом характеристик двигателя и длительности цикла. На специальной оси укреплены профилированные диски 3. Диски при вращении поочередно замыкают и размыкают контакты 4 через которые к обмотке поляризованного реле 6 подводится постоянный ток различной полярности. При срабатывании реле контактами 7 и 5 включается один из трех сигналов светофора. На схеме показано положение, когда контакт 7 включил желтый сигнал. При дальнейшем вращении кулачка замыкается другая группа контактов 4, посылая в реле 6 ток обратной полярности. В результате контакт 7 притягивается, а контакт 5 перебрасывается в положение, показанное пунктиром, при этом включается красный сигнал светофора 8. Продолжительность красного сигнала равна времени скольжения контакта по той части профилированного диска, которая соответствует красной фазе. После красного сигнала включается желтый, зеленый, желтый и опять красный. Автомат может управлять одновременно несколькими светофорами.

Однако набор дисков в одном контроллере обеспечивает управление светофором на перекрестке только по одной заранее составленной программе, т. е. в полном соответствии с конфигурацией дисков и их взаимным размещением. Между тем интенсивность движения весьма существенно изменяется в течение суток и поэтому программа работы светофора (рассчитанная на какую-то определенную интенсивность) не может обеспечить оптимальное регулирование в течение всех 24 часов.

Для оптимизации процесса регулирования применяются контроллеры с несколькими программами. Обычно бывает достаточно трех программ: одна для часов пик, другая работает в дневное время, а третья — ночью. Такие контроллеры, как правило, выполняются на электронной базе и не имеют набора профилированных дисков и переключающих реле.

Системы вызывного действия

В местах пересечения магистралей с местными проездами иногда устанавливаются вызывные устройства, которые предназначены для перекрытия движения по магистрали на время проезда единичных транспортных средств по второстепенной дороге.

Принцип действия вызывного устройства заключается в следующем. Со стороны второстепенной улицы перед перекрестком устанавливают транспортный детектор — чувствительный элемент, реагирующий на движение транспортных средств. Наибольшее применение получили индуктивные и ультразвуковые детекторы. На главной магистрали постоянно включен зеленый сигнал, а со стороны второстепенного направления — красный. Если по второстепенной улице к магистрали приблизится автомобиль, то транспортный детектор пошлет сигнал в контроллер, который через заданный промежуток времени для второстепенного направления включит сначала желтый, а затем зеленый сигналы, обеспечивающие выезд автомобиля на главную магистраль. После проезда автомобиля восстанавливается обычное положение — зеленый сигнал на основной магистрали, красный — на второстепенной.

Устройства вызывного действия могут применяться и для пешеходов в местах, где их движение носит эпизодический характер (например, на пешеходных переходах, расположенных возле школ, детских учреждений и т. п.). На таких пешеходных переходах устанавливают кнопочный датчик, с помощью которого сами пешеходы включают для себя зеленый, а для транспортных средств — красный сигнал. Применение пешеходных вызывных устройств существенно повышает безопасность движения пешеходов и способствует сокращению задержек транспортных средств.

Рис. 2. Гибкая система управления светофорной сигнализацией на перекрестке. 1 — контроллер со счетно-решающим устройством, 2 — транспортные детекторы индуктивного типа, 3 — светофоры, 4 — управляемый знак со сменным изображением.

Гибкие системы управления светофорной сигнализацией для отдельного перекрестка

Автоматы, работающие по заранее заданным программам, не имеют обратной связи от объекта управления, то есть от транспортного потока. Последовательность сигналов и их длительность остаются постоянными независимо от наличия или отсутствия транспортных средств на подходах к перекрестку. Чтобы повысить эффективность регулирования, на сложных транспортных узлах используются более совершенные контроллеры, снабженные счетно-решающими устройствами. Принцип работы такого контроллера заключается в следующем (рис. 2). На всех подходах к перекрестку устанавливаются детекторы 2, собирающие информацию о наличии и количестве прибывающих с различных направлений транспортных средств, которая по каналу связи поступает в счетно-решающее устройство 1. Контроллер включает зеленый сигнал для того направления, с которого раньше появились автомобили.

Одновременно собирается информация о прибывающих к перекрестку автомобилях с других направлений. Если по истечении установленного времени горения зеленого сигнала в данном направлении больше не прибывают автомобили, то контроллер автоматически переключает зеленый сигнал на то направление, по которому к перекрестку раньше прибыла группа транспортных средств. Если поток транспорта не закончился, то действие зеленого сигнала продлевается на определенную величину. Таким образом, переключение сигналов светофоров 3 осуществляется с учетом загрузки каждого направления и очередности пребывания автомобилей к перекрестку.

Система может управлять знаками 4, на которых счетно-решающим устройством выбирается то изображение, которое требуется в конкретной ситуации (например, ограничение скорости, запрещение поворотов). Контроллеры со счетно-решающим устройством для гибкого регулирования на сложных перекрестках выпускаются отечественными предприятиями и успешно функционируют во многих городах нашей страны.

Как работают светофоры: неизвестная сторона мегаполиса

Первый светофор Новосибирск обрел через десятилетие после Ленинграда и Москвы — в начале 40-х годов прошлого века. Это было трехсекционное ламповое электрическое устройство, переключал которое дежуривший возле светофора постовой. Установили первый светофор на перекрестке улиц Серебренниковской и Сибревкома. Именно это место было определено из-за наличия школы №12, а также большого потока переходящих дорогу работниц швейной фабрики.

Сейчас в Новосибирске около 400 светофорных объектов. В понятие «светофорный объект» входит совокупность всех светофоров, установленных на перекрестке. Обслуживанием 366 объектов занимается специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение (ГБУ НСО СМЭУ). Остальные светофоры обслуживаются иными организациями. Как правило, это те светофоры, которые находятся вблизи торговых центров и крупных производственных объединений.

Дежурный по городу

За работой сотен светофоров следит всего один дежурный. Но такое отслеживание осуществляется круглосуточно. Перед дежурным несколько экранов, на которые выводятся все данные о работе объектов, подключенных к системе АСУДД (Автоматизированная система управления дорожным движением). Также рабочее помещение дежурного оборудовано большими мониторами на стене с электронной картой города — на ней отмечены светофорные объекты.

«Розовым цветом отмечены перекрестки, находящиеся в координированном управлении, красным — светофоры, потерявшие связь с центральным управляющим пунктом. Причины потери связи выясняет дежурный механик, выезжая на место расположения светофорного объекта», — рассказывает замначальника ГБУ НСО СМЭУ Евгений Барсуков.

Причины, по его словам, могут быть различными, например, отключение электроэнергии, обрыв линии связи, дорожно-транспортное происшествие, при котором поврежден светофорный объект и так далее.

«В ночное время некоторые светофоры переходят в режим «желтого мигания», что также отображается на карте», — добавляет Барсуков.

Поступающую информацию о неисправности светофоров дежурный сразу же передает бригаде, оперативно выезжающей на место. «Все зависит от сложности неисправности, светофор может выйти из строя в ночное время, а утром уже будет работать, и проезжающие через перекресток водители не догадываются, что дежурный механик всю ночь его «запускал »», — поясняет собеседник.

Бывают и более серьезные аварии. Например, 30 июля произошел провал проезжей части на пересечении улицы Гоголя и Красного проспекта, который частично разрушил тротуар, где находилась стойка светофора. В итоге пришлось немедленно демонтировать наклонившийся светофор.

«При этом (нужно было) обеспечить работу по временной схеме в течение недели, так как восстановление нужно проводить после окончания всех работ на перекрестке и (это) довольно трудоемкий процесс», — привел пример Барсуков.

Но такое, по его словам, случается редко, «чаще всего светофорные стойки страдают в результате ДТП».

На наиболее напряженных участках до прибытия дежурной бригады, как правило, осуществляют ручное регулирование сотрудники ГИБДД, поскольку СМЭУ с инспекцией работает в тесном контакте. И чаще именно инспекторы ДПС первые сообщают о неисправностях в режиме работы светофоров.

СМЭУ осуществляет не только «выездной» ремонт. В отделе контрольно-измерительных приборов ремонтируют дорожные контроллеры (обеспечивают связь светофоров с системами контроля и управления), вышедшие из строя.

Лампы и светодиоды

Сейчас на новосибирских перекрестках используют два вида светофоров: ламповые и светодиодные. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.

Ламповые светофоры состоят из обычной лампочки и цветной линзы. «Ламповые хорошо работают и просты в обслуживании, некоторые на службе более 30 лет», — говорит Барсуков, но тут же отмечает их минусы. Например, лампочки менее надежны, чем светодиодные линзы, и при этом потребляют больше электроэнергии.

Светодиодные светофоры появились в Новосибирске в прошлом десятилетии. Они значительно заметнее при любой погоде. Такой регулировщик движения энергоэффективен, не требует регулярных замен сгоревших ламп, некоторые облада ют функцией обратного отсчета времени.

Но и в этом случае есть нюанс: бывает, что время (отсчет) уже вышло, а смена цвета сигнала у такого светофора задерживается. Это может спровоцировать непонятную ситуацию для участников движения.

Зеленый и красный

Автоматизированная система управления дорожным движением сформировала оптимальный режим времени работы зеленого и красного сигналов светофора. Это время заложено на сервере системы.

В ней предусмотрено множество планов координации движения транспортных потоков на центральных магистралях. В частности, в разные дни недели для автомобилистов могут быть запущены разные режимы работы светофоров для увеличивается пропускной способности дорожной сети.

В Новосибирске можно попасть и под «зеленую волну, которая позволяет автомобилистам, соблюдающим скоростной режим, проехать ни разу не остановившись на магистрали. Проверить это можно, например, на участке от площади Калинина до площади Южная, если двигаться со скоростью 50 километров в час без остановок .

Но горожане на фоне растущего количества автомобилей технологических улучшений часто не замечают. Тем более, что внедрение алгоритмов происходит постепенно. Народная критика, по традиции, не утихает.

Сейчас в Новосибирске количество времени для пешехода в среднем около 20 секунд. Если на широкополосной дороге есть островки безопасности, то время может быть сокращено. Но пешеходы, отмечает собеседник, все равно не довольны отведенным для них временем, а автомобилисты, соответственно, своим.

«Без понимания принципа работы системы многие утверждают, что она не работает. А при этом среднее время прохождения одного из самых напряженных участков Красного проспекта от улицы Гоголя до площади Ленина около семи минут, до внедрения АСУДД было около 40 минут», — напоминает Барсуков.

Светофорные проблемы

Работа системы светофоров налажена неплохо, говорят специалисты, но остается еще много нерешенных проблем. Например, в настоящее время на связи с центром находятся только 149 светофорных объектов. Чтобы остальные отображались на мониторах СМЭУ, нужно на каждом светофоре установить дополнительное оборудование.

Это планируется делать поэтапно в будущем, предполагается, что тогда сократится количество ложных выездов дежурной бригады и дополнительно оптимизируется работа системы автоматизированного управления дорожным движением Н овосибирска.

«Область планирует с четвертого квартала этого года выделение отдельных субсидий на содержание, обслуживание светофорных объектов… Самое главное — чтобы все работало», — подытожил Евгений Барсуков.

Для чего нужны красное кольцо или белый щит? Вы уверены, что понимаете сигналы светофора?

Как у вас отношения со светофорами: понимаете, о чем они вам подмигивают? Конфликтных ситуаций на перекрестках не возникает? Может быть, бывают споры с другими водителями о значении всех этих кружков и стрелочек? А может, вы даже вспомните, что по ПДД обозначает красное кольцо на светофоре? Разбору этих вопросов сегодня и посвятит себя Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

Дополнительная секция есть, но чего-то не хватает

— У светофора три основных сигнала: красный, желтый и зеленый. Плюс есть дополнительные секции: для поворота налево и для поворота направо. Также встречаются светофоры с секцией для движения прямо, — начинает лекторским тоном ведущий рубрики. — Но есть то, о чем многие не помнят: если у светофора имеются дополнительные секции, то на основном сигнале должны быть нанесены контурные стрелки, которые показывают направление движения, отличное от того, что указано на допсекциях.

Ну как, не припоминаете? Про контурные стрелки сказано в пункте 41 Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения (п. 41):

если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления движения.

Почему это вообще важно?

— У нас уже довольно давно стали устанавливать светофоры, где дополнительная секция есть, а контурных стрелок на основном сигнале нет. Возникает вопрос: как водителю понять, что у светофора есть допсекция? Днем все просто: подъехал — увидел. А ночью? Подъезжаешь к светофору, видишь основной сигнал, он тебя слепит. Сам светофор ты не видишь, догадаться, что есть дополнительная секция, не можешь. Загорелся разрешающий сигнал — можно ехать во всех направлениях, верно? — преподаватель хочет подловить на ошибке, но мы ведь понимаем, что вопрос с подвохом.

Действительно, от того, есть ли на светофоре дополнительная секция, напрямую зависят действия водителя. Мы хорошо знаем обустройство перекрестков на тех маршрутах, по которым ездим день ото дня. Но в любой момент привычные нам вещи могут измениться. К тому же организация дорожного движения вообще и указания светофора в частности — это то, что должно быть понятно всем водителям вне зависимости от того, в какое время суток они едут и знакомы ли с маршрутом.

Но и водитель должен хорошо знать правила. Еще один вопрос для проверки: можно ли ехать на основной зеленый сигнал, если контурных стрелок на нем нет, а дополнительная секция не горит?

Ответ содержится в п. 40 ПДД — ехать нельзя. Но для этого нужно, во-первых, закрыть глаза на то, есть контурная стрелка на основном сигнале или нет, а во-вторых, в принципе увидеть, что у светофора имеется дополнительная секция, то есть мы возвращаемся к изначальной проблеме.

Правила дорожного движения:

светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала (п. 38);

круглый зеленый сигнал разрешает движение (п. 39.1);

сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета. Движение осуществляется при включении разрешающего сигнала светофора только по направлениям, указываемым стрелками. Вместо красных, желтых и зеленых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные, желтые и зеленые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками, при этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией (п. 40).

Про красные кольца и белые щиты

— Поскольку у нас уже много светофоров, на которых контурной стрелки нет, а дополнительная секция есть, специалисты стали задаваться вопросом, как же сделать ее заметной для водителя? Так появилось красное кольцо — оно горит на дополнительной секции тогда, когда не горит стрелка, — продолжает лектор Краснов. — Вопросы есть. В правилах дорожного движения ни о каких красных кольцах не сказано, и в автошколах о них зачастую не говорят ни слова — там вообще стараются не отходить далеко от книжки с ПДД. В результате едет водитель, видит красное кольцо и тормозит — у него ступор. Ему горит зеленый по прямой, а он стоит и думает, что это за красный круг — может, светофор сломался? Он основной сигнал уже не видит, у него все внимание направлено на это кольцо.

Как управляются светофоры.

Как и кем управляются светофоры

Светофор представляет собой устройство, имеющее блок управления, в который встроен компьютер. Когда он используется в режиме жесткого регулирования, запускается определённая программа. Одной схемы работы в данном режиме мало, т. к. условия всегда разные. Поэтому обычно используется три программных режима.Существует полугибкий режим управления, предназначенный для второстепенных дорог. Есть переходы, оборудованные датчиками и кнопками вызова для пешеходов. Красный свет для водителей включается через некоторое время после нажатия. Он включается при подъезжающих автомобилях.

На основных автомагистралях может включаться режим безостановочного движения. «зелёная волна» предполагает запуск светофоров один за другим. Это обеспечивает сохранение скорости на протяжении нескольких перекрёстков.

Возможность управления светофорами и регулировки включения датчиков позволила снизить уровень пробок. Также при проведении дорожных работ ситуация с организацией движения упрощается, благодаря светофорам.

Кто управляет светофорами

Специальные дорожные службы берут ответственность за управление светофорами. Их сотрудники определяют режим работы, обеспечивается нормальная синхронизация для исключения риска аварий и пробок. Для этого необходимо постоянно изучать и анализировать скорость и интенсивность потока, наличие пробок. Программа работы светофора принимается в ГИБДД, там же она и утверждается. А текущее положение контролируется ситуационной службой.

Светофоры подключены к единому центру, куда стекается информация об их техническом состоянии и работе. При появлении светофоров с обратным отсчетом ситуация значительно упростилась для водителей и пешеходов. За этим следят сотрудники службы. В их задачу также входит программирование светофоров. Рабочие режимы активируются в зависимости от конкретных дорожных условий, поэтому на специалистах лежит большая ответственность. От грамотного программирования зависит аварийность и скорость потока на дорогах.

В качестве примера можно рассмотреть московский ситуационный центр. Здесь есть рабочее помещение, оборудованное множеством рабочих компьютеров и мониторов, на которых отображаются карты и данные с камер наблюдения. Специалисты могут управлять камерами с помощью джойстиков, чтобы детально оценить ситуацию и принять меры в случае проблем с автомобильным потоком.

Устройство светофоров

Светофор —устройство, подающее различные сигналы водителям с целью управления потоком автомобилей. Его корпус сделан из пластика или алюминия, туда помещён световой источник. Прибором для освещения могут служить обычные лампы накаливания, которые использовались в светофорах старого образца. Сейчас обычно применяются светодиоды. Светофор может иметь только 3 цвета, которые четко регламентированы ГОСТом — зелёный, жёлтый и красный. На них могут быть нанесены стрелки, указывающие на возможность движения в определённом направлении.

Существует 3 типа светофоров в зависимости от способа управления:

  1. с фиксированным временем: задаётся длительность времени, остающаяся неизменной;
  2. система, которая активируется транспортным средством: в устройстве устанавливаются специальные датчики;
  3. системы с компьютерным управлением: позволяют управлять и контролировать процесс.

Датчики в соответствующих светофорах подразделяются на два типа:

  1. верхние датчики устанавливаются на шоссе, они нацеливаются на линии остановки транспорта;
  2. датчики транспортных средств определяют, когда приближается транспорт, после чего последовательность сигналов изменяется.

Каждый светофор работает по конкретному, утверждённому в дорожной инспекции режиму. Отдельные устройства могут работать индивидуально, без определённой связи с другими объектами. Программный приоритет отдаётся светофорам на более загруженных дорогах. Один цикл светофора обычно длится от 80 до 160 сек.

Особенности конструкции и требования к светофорам
  • Детали изготовлены их антикоррозионных материалов. Это даёт возможность беспроблемной эксплуатации в условиях влажности и осадков. Конструкция обязательно имеет защитное покрытие. Наносимая защита от внешнего воздействия регламентирована ГОСТом.
  • Если есть дополнительная секция — на части светофора с зелёным сигналом наносятся контурные стрелки. Экран должен быть белого цвета и иметь прямоугольную форму.
  • Сигнал обязательно должен быть различимым в тёмное время суток. Расстояние, с которого должен быть отчетливо виден свет, составляет минимум 100 м. В ночное время светофор переходит на режим экономии энергопотребления.

Светофоры оборудуются автоматизированными системами управления. Они позволяют анализировать данные и изменять режим работы. Это делается с помощью интегрированных датчиков и компьютеров. Городские светофоры управляются из единого центра.

Светофор — технически сложное устройство, которому требуется регулярное обслуживание во избежание проблем на дорогах. Поэтому при его создании используются только качественные материалы и современная техника.

Похожие публикации:

  1. Brake grease pfg110 что это
  2. Акора масло цена чье производство
  3. Какое давление в шинах самоката xiaomi m365
  4. Желтая машина в чем прикол

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *