Какие противотуманные фары можно поставить по закону на автомобиль
Перейти к содержимому

Какие противотуманные фары можно поставить по закону на автомобиль

  • автор:

Всем доброго. Разрешено ли ставить светодиодные противотуманные фары на ВАЗ?

Всем доброго. Разрешено ли ставить светодиодные противотуманные фары на ВАЗ?

09.09.2022 26161333 15177

3 ответа

Лучшие

Нижневартовск

Ответов: 59838 Лучших: 5252

И вам добра! В статье 12.5 часть 3 КоАП РФ говорится, что установка неподходящих световых приборов на переднюю часть автомобиля считается нарушением, и наказывается лишением прав от полугода до года, с конфискацией самих приборов и приспособлений. Т.е. если конструкцией автомобиля предусмотрена установка светодиодных ламп в противотуманные фары, то можно.

Но есть один важный момент: светодиодные лампы можно ставить только в фары, которые рассчитаны на использование таких источников света. Существует два типа противотуманных фар, с маркировкой B и F3. В силу своей конструкции первые не подходят для установки светодиодов. Законом прямо запрещено ставить СИД в фары типа B. А, вот, во вторые (с маркировкой F3) можно поставить диодные лампы, их конструкция предполагает совместную работу с LED источниками. Об этом говорится в пункте 5.7.2 Правила 19 ЕЭК ООН.
Наиболее надёжный с точки зрения закона вариант — приобретение и установка вместо штатной противотуманной фары новой, со светодиодными излучателями. В этом случае световой прибор изначально разрабатывается под светодиодный чип. Поэтому все требования по мощности светового потока, его геометрии, направленности пучка и пр. выполняются в такой ситуации автоматически. Разумеется, изделие должно быть сертифицировано и разрешено к эксплуатации.

Хорошо делай — хорошо будет!

КРОНШТЕЙН КРЕПЛЕНИЯ ФАРЫ/БАЛКИ ПОД НОМЕРНОЙ ЗНАК

Если Вы ездите по ночным трассам, или вечером затемно возвращаетесь с дачи, наверное не раз возникал вопрос о том, что дорогу в дождь и в сумерки видно условно, а если еще размета стерлась.
Все эти вопросы актуальны не только для пожилых людей, но и для всех, кому часто приходится сталкиваться с ночными поездками вне освященного города.

Можно ли установить дополнительный свет на Вашу машину?

Если нельзя законно улучшить свет качеством, например установив ксеноновые лампы, то может можно количеством – установив дополнительные фары?
Можно, однако тут есть свои нюансы. ГОСТ разрешает иметь в автомобиле 2 фары ближнего света, 2 или 4 фары дальнего света, 2 противотуманные фары и ДХО.

Если у вас с завода не полный комплект, то недостающее можно установить самостоятельно. Есть формальные требования – противотуманки не должны стоять выше фар ближнего света, фары дальнего света не должны стоять шире фар ближнего света и так далее. Самое главное требование – все, что светит вперед, должно это делать белым, либо, в качестве исключения, желтым светом. Если автомобиль сертифицирован для использования дополнительных световых приборов (читай, они используются в более дорогих комплектациях), то перерегистрировать такую переделку не нужно.

То есть если вы установили штатные противотуманные фары или штатное ДХО, то никто не придерется. Иное дело если оборудование нештатное. Если оно соответствует ГОСТу, то его установка разрешена, но требует регистрации в ГАИ, потому что с точки зрения закона в конструкцию автомобиля были внесены важные изменения. Довольные водители, купившие ленты светодиодов и приклеившие их к себе на бампер в качестве ДХО, не знают, что это нужно еще зарегистрировать.

Владельцы внедорожников обычно переживают по поводу так называемых люстр на крыше. Законна ли их установка? Сами по себе люстры никто не запрещает, а если у модели данная вещь сертифицирована, то переоборудование можно даже не регистрировать. Другое дело – что за световое оборудование там стоит. Обычно считается, что полностью соотвествует закону люстра только с двумя фарами дальнего света.

Зарегистрировать установку разрешенного, но нештатного светового оборудования не очень сложно, но очень муторно. Вот список документов: заявление на внесение изменений в конструкцию, сертификат соответствия для оборудования, схема установки, электрическая схема подключения к бортовой сети автомобиля, выписка из ГОСТа, описание ДХО, заключение о возможности внесения изменений в конструкцию автомобиля.

Последний пункт самый интересный, потому что получать его нужно в специализированных организациях, в основном это НАМИ. Приятно, что «пустякам» типа ДХО или туманок они делают заключение дистанционно, то есть не нужно гнать автомобиль в Москву. Неприятно, что сие заключение стоит денег – в прошлом году около 3500 рублей. Получив заключение, нужно пройти техосмотр и если на станции не придерутся к качеству установки и выдадут талон, то можно еще раз идти в ГИБДД и получать свидетельство на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Потом, по желанию, можно сделать отметку в ПТС.

Что нельзя делать с фарами и фонарями автомобиля: 7 ошибок водителей

Любой автомобиль оборудован внешними источниками света: фарами спереди и фонарями сзади. Есть еще габаритные огни, указатели поворотов и противотуманные фары. У каждого источника света есть своя задача и правила, по которым их используют. Рассказываем, что нельзя делать с фарами и фонарями и что за это может быть.

��️ Ставить ксеноновые лампы вместо штатных галогенных

Чем мощнее источник света, тем лучше он освещает дорогу. Но с таким светом есть риск ослепить других водителей. Ксеноновые лампы в фарах, которые предназначены для галогенных ламп, — повод для запрета эксплуатации машины

Что за это будет: штраф 3000 Р по ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ или лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. В обоих случаях конфискуют лампы с блоками розжига и не исключено, что эвакуируют автомобиль на штрафстоянку

⚠️ Включать аварийку, когда нарушаете ПДД

Если объезжать пробку по тротуару или сдавать назад на автомагистрали, но при этом включить аварийку — никаких преимуществ не будет. Допустимо включать ее при ДТП, при вынужденной остановке в запрещенном месте, при буксировке или в случае, когда водитель ослеплен светом фар встречного автомобиля и потому снижает скорость и останавливается

Что за это будет: штраф 500 Р по статье 12.20 КоАП РФ за аварийку, а также штрафы за остальные нарушения ПДД, которые зафиксирует инспектор

Подробнее: п. 7.1 ПДД РФ

�� Ездить с выключенными световыми приборами

Если выключить фонари и фары, автомобиль может стать незаметным для пешеходов и других водителей. В отдельных случаях водителя, который ехал с выключенными световыми приборами, могут признать виновным в ДТП

Что за это будет: штраф 500 Р по ст. 12.20 КоАП РФ

✌️ Устанавливать слишком много фар

Всего у легкового автомобиля может быть не более четырех фар дальнего света и не более двух противотуманных фар. Основные фары автомобиля также учитывают. Получается, что можно установить две дополнительные фары дальнего света и две противотуманные фары — но только если их нет с завода

Что за это будет: штраф 3000 Р по ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ или лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ

��️ Включать задний противотуманный фонарь без повода

Иногда водители включают все возможное освещение, и это грубая ошибка. В условиях достаточной видимости задний противотуманный фонарь слишком яркий и может отвлечь или ослепить водителя сзади. Допустимо включать его только при недостаточной видимости

Что за это будет: штраф 500 Р по статье 12.20 КоАП РФ

Подробнее: п. 19.7 ПДД РФ

��️ Ездить с постоянно включенным дальним светом

На первый взгляд, хорошая идея: дорогу видно отлично. Но других водителей дальний свет слепит. Его необходимо переключать на ближний на освещенных дорогах населенных пунктов, при встречном транспорте ближе 150 м и при любой вероятности ослепить встречных или попутных водителей. Например, при повороте или подъеме

Что за это будет: штраф 500 Р по статье 12.20 КоАП РФ

Подробнее: п. 19.2 ПДД РФ

��️ Ездить с неисправными световыми приборами

Если перегорел поворотник, то другие водители могут не узнать о маневре — это может спровоцировать ДТП. Если на автомобиле не будет работать одна из фар, другие участники движения могут неправильно оценить габариты автомобиля и принять его за мотоцикл. Проблемы с неисправными стоп-сигналами или лампой заднего хода тоже могут привести к неприятностям. Перегорела лампочка — сразу меняйте ее

Что за это будет: штраф 500 Р по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ

�� Как быть в курсе новостей про авто⁠⁠⁠⁠

Читайте наш Автодайджест — рассылку для тех, кто водит машину. Как купить или продать авто, не переплачивать за обслуживание и еще море всего полезного

Противотуманные фары: когда их разрешено и запрещено включать

Противотуманные фары: когда их разрешено и запрещено включать

Здравствуйте, друзья! Тема сегодняшнего разговора — противотуманные фары (ПТФ), или попросту противотуманки. Разберемся, когда их разрешено либо, наоборот, запрещено использовать, и какие санкции грозят в случае нарушения этих требований.

Необходимо сразу отметить, что какие-либо запреты или обязанности по включению противотуманных фар в ПДД отсутствуют. Правилами лишь прописаны ситуации, когда их можно использовать. О каких ситуациях речь? Поясним.

ПДД: раздел 19

Именно здесь кроется ответ на вопрос.

Согласно пунктам 19.3; 19.4; 19.5 и 19.7 ПДД, возможность (но не обязанность) пользоваться противотуманными фарами появляется:

  • во время дождя, тумана, снегопада — в общем, когда видимость на дороге явно недостаточна. Причем одновременно с ПТФ необходимо включать ближний или дальний (когда ПДД этого не запрещают) свет фар;
  • вечером или ночью — другими словами, при движении по неосвещенной дороге. Как и в ситуации выше, вы должны при этом обязательно включать ближние или дальние фары;
  • днем или утром, то есть в светлое время можно пользоваться противотуманками вместо ближних фар при обозначении транспортного средства на дороге;
  • при включении габаритных огней в случае стоянки либо остановки вечером или ночью на неосвещенном участке дороги и при недостаточной видимости — в этих ситуациях допускается, совместно с «габаритами», пользоваться и противотуманными фарами.

К слову, напомним, что недостаточной видимостью, согласно пункту 1.2 ПДД, является дальность обзора менее 300 метров при сумерках или осадках.

Вышеуказанные ситуации, при которых возможно использование противотуманных фар, на практике означают запрет их применения в любых других случаях.

Особенности езды днем

Итак, дневное время суток предусматривает использование ПТФ в непогоду при видимости менее 300 метров, а также вместо ближних фар при обозначении авто на дороге.

Другими словами, если модель вашей «ласточки» предусматривает в случае выключения ближних фар автоматический запуск дневных ходовых огней (ДХО), то включать дополнительно противотуманки уже нельзя, поскольку они разрешены лишь с габаритными огнями. Впрочем, даже с технической точки зрения подобный тандем невозможен.

Когда именно запрещены ПТФ

Исходя из четко прописанных условий, разрешающих использовать противотуманные фары, можно сформулировать ситуации, когда они запрещены.

Итак, пользоваться противотуманками нельзя:

  • вечером или ночью — на освещенной дороге;
  • в ночное время или при недостаточной видимости — в качестве ближних или дальних фар;
  • днем — одновременно с ДХО или ближними фарами.

Кстати, бытует мнение, что возможность использования ПТФ зависит от того, едет ли авто по населенному пункту либо загородной дороге. Это миф — ПДД таких различий не содержат.

Очевидно, причина подобных выводов кроется в том, что загородные трассы нередко изобилуют неосвещенными участками. И как правило, именно там автомобилисты имеют возможность включать ПТФ на законных основаниях.

Каким цветом разрешается светить?

Для ответа на вопрос достаточно обратиться к Перечню неисправностей, исключающих эксплуатацию транспортного средства (это приложение к ПДД).

Пункт 3.6 этого документа разрешает для передних фар только желтые, белые либо оранжевые огни. Для задних фар допускаются белые (задний ход и освещение госномера), красные, оранжевые или желтые (противотуманные) огни.

Еще раз: ПТФ могут заменить ближний свет?

Как отмечали ранее, есть две ситуации, когда можно пользоваться противотуманками место ближних фар.

Во-первых, это позволительно делать днем, чтобы обозначить свое авто для других транспортных средств. Во-вторых, вечером или ночью — при стоянке или остановке на неосвещенном участке дороге, но лишь совместно с габаритными огнями.

Условия включения задних ПТФ

В соответствии с пунктом 19.7 ПДД, основанием для использования задних противотуманных фонарей является исключительно недостаточная видимость.

Другими словами, если за окном непогода (ливень, туман, снегопад) или сумерки, при которых дальность обзора составляет менее 300 метров, вы имеете право пользоваться задними противотуманными фонарями.

Предусмотрена ли ответственность за ослепление противотуманными фарами?

Это покажется странным, но санкций в подобном случае нет. В такой ситуации, согласно Правилам дорожного движения, обязанность выключить огни распространяется исключительно на дальний свет.

А если вы ослепили других участников движения противотуманными фарами (и вам сигналят «аварийкой», как это предусматривают ПДД), то формально не обязаны их выключать.

Нюанс тут в другом. Если встречных водителей слепят противотуманки, значит, они работают неправильно. Чаще всего причиной является источник света, который не предусмотрен или вовсе запрещен для этих фар.

И такая ситуация является уже явным нарушением, предусмотренным статьей 12.20 Административного кодекса, и грозит предупреждением либо штрафом 500 рублей. Если же в некорректной работе ПТФ обнаружат дефект из Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто, то нарушитель сталкивается с реальной угрозой лишения прав на 6 — 12 месяцев согласно части 3 статьи 12.5 Административного кодекса.

Изначально авто без ПТФ. Законна ли «ручная» установка?

Если противотуманные фары не предусмотрены производителем вашего автомобиля, то их установка означает внесение изменений в конструкцию.

А такая процедура требует:

  • разрешения Госавтоинспекции;
  • протокола безопасности (из лаборатории — уже после монтажа ПТФ);
  • прохождения техосмотра;
  • свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности.

Отсюда можно сделать вывод, что изменением в конструкцию не является ситуация, когда противотуманные фары переставлены с более продвинутой комплектации автомобиля.

Это полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного союза (утвержденному Комиссией ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), пункт 77 которого освобождает от подобной процедуры транспортное средство в случае установки противотуманок, рассчитанных на данную модель и предусмотренных в эксплуатационной документации.

Таким образом, когда вместо ПТФ бюджетная комплектация «светит» заглушками, то вы можете переставить противотуманки с более дорогой версии авто. Но это обязательно должны быть фары конкретно под вашу марку, модель и модификацию. А вот поставить противотуманные фары с рестайлинговой версии на дорестайлинговую уже нельзя.

Справедливости ради отметим, что даже установка ПТФ, предусмотренных заводом, нарушает пункт 3.1 Перечня неисправной, поскольку в этом случае световые приборы по своему количеству не соответствуют первоначальной (заводской) конструкции.

Теоретически это штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.15 Административного кодекса. То есть формально вы все равно должны зарегистрировать внесенные в конструкцию изменения, правда, в упрощенном порядке.

Но в реальности вероятность того, что инспектор отличит стоковую версию от тюнинга (другими словами, поймет, что вы купили авто без противотуманок и лишь позднее их поставили), уверенно стремится к нулю. Конечно, если это именно «родные» противотуманные фары, предусмотренные заводом-изготовителем.

И тут самое главное — это правильное подключение фар к автомобильной электросети. В противном случае расходы могут в разы превысить 500-рублевое наказание.

Допускается ли демонтаж заводских противотуманных фар?

Здесь можно сказать однозначно: нет.

Почему? Потому что к изменению конструкции относится не только оснащение автомобиля «неродными» компонентами; но и демонтаж элементов, предусмотренных заводом-изготовителем.

И в отличие от предусмотренной Техрегламентом установки противотуманок, их снятие законных оснований не имеет. Впрочем, инспектор и тут практически гарантированно не сможет определить, что заглушки на месте ПТФ — это незаводская комплектация.

Возможна ли установка в ПТФ светодиодных ламп либо ксенона?

Тут всё просто. Если конструкцией противотуманных фар подобный вариант предусмотрен, то — без проблем.

И в этом случае нужно руководствоваться Перечнем неисправностей, пункт 3.4 которого запрещает пользоваться транспортным средством при установке ламп, не соответствующих типу фары.

Таким образом, если противотуманная фара разработана для эксплуатации с галогеновым источником света, то устанавливать в нее светодиодную лампу (LED-источник) или ксенон запрещено.

О штрафах

В заключение скажем четко обо всех финансовых рисках, связанных с противотуманными фарами.

Наказать водителя инспектор может по трем основаниям:

  • использование противотуманных фар с нарушением ПДД;
  • отсутствие ПТФ, предусмотренных конструкцией автомобиля, или, наоборот, несанкционированное конструкционное изменение в виде установленных противотуманок;
  • установка ксеноновых или светодиодных ламп в условиях, когда противотуманные фары на это не рассчитаны.

В каждой ситуации предусмотрены свои санкции.

Использование противотуманных фар с нарушением ПДД. Нормы применения противотуманных фар (впрочем, как и любого внешнего светового прибора автомобиля) изложены в разделе 19 Правил дорожного движения. И в случае любого нарушения ответственность грозит по статье 12.20 Административного кодекса в виде штрафа 500 рублей.

Теоретически штраф может быть заменен предупреждением (статья предусматривает такой вариант), однако в реальности подобная удача практически исключена.

Отсутствие либо несанкционированная установка ПТФ. Здесь применяется часть 1 статьи 12.5 Административного кодекса, предусматривающая аналогичное наказание в виде предупреждения либо штрафа 500 рублей. Но в данном случае проблемы только начинаются.

Следом за постановлением собственнику наверняка придет письмо из ГИБДД с просьбой представить машину на осмотр, дабы удостовериться, что конструкция транспортного средства не подверглась изменению. И если этого не сделать, то следующим шагом становится прекращение регистрации авто.

Установка непредусмотренных ксеноновых или светодиодных ламп. В такой ситуации наступает ответственность, также предусмотренная частью 1 статьи 12.5 Административного кодекса и чреватая штрафом 500 рублей.

Ранее мы отмечали, что инспектор может усмотреть здесь основание для применения части 3 статьи 12.5 КоАП, которая грозит совсем иными последствиями, а именно лишением прав на 6 — 12 месяцев. Однако дела́ по такому основанию, как правило, закрываются уже после первого рассмотрения.

Всё дело в Постановлении Верховного Суда № 20 от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым лишение прав грозит при одновременном несоответствии цвета огней и режима их работы.

Таким образом, установка ксеноновых или светодиодных ламп, которые не предусмотрены для использования в конкретных противотуманных фарах, наказывается исключительно по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. В то же время, по этой статье инспектор выносит требование об устранении выявленного нарушения. А неисполнение требования чревато уже прекращением регистрации транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *