Чем дт отличается от смт
Перейти к содержимому

Чем дт отличается от смт

  • автор:

Марки дизельного топлива: в чем принципиальная разница?

В сегодняшней статье мы выясним, какие существуют марки дизельного топлива, а также, что оно, вообще, из себя представляет.

Дизельное топливо — это разновидность жидкого углеводородного топлива, получаемого из нефтепродуктов, методом перегонки и сортировки отдельных фракций (керосиново-газойлевых). Существует более 160 лет (с 1857-го!), его также называют соляркой, солнечным маслом, дизелем, дизтопливом. К слову этилированный бензин появился в 20х годах XX века.

Фракция – часть какого-либо вещества.

На самом деле, называть дизельное топливо «соляркой», не совсем корректно. Последняя является продуктом прямой перегонки. Она более вязкая, имеет более высокую температуру кипения, низкое цетановое число, содержит серу в большем количестве. Дизель же – это комплекс парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, очищенный, экологичный, с различными присадками.

Сегодня дизель занимает вторую строчку в мировом рейтинге моторных горючих жидкостей для легковых автомобилей (после бензина).

Область применения

Рассмотрим, в каких сферах используется дизтопливо:

  1. В качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания железнодорожного и грузового транспорта (автобусы, грузовики, военная техника, тяжелые машины в промышленности);
  2. В сельском хозяйстве для заправки техники, электрогенераторов;
  3. Как топливо для дизельных легковых автомобилей, строительной техники, судов;
  4. Солярку применяют в качестве котельного горючего, для пропитки кож, обработки металлов (термической, механической), в смазочно-охлаждающих продуктах и т.д.

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Требования к дизелю

Ну что же, выше мы рассмотрели распространенные маркировки дизелей по ГОСТу и их основные понятия.

Далее, кратко обозначим ключевые требования к дизелю, в обязательном порядке указываемые в паспортах качества каждой марки:

  • Температурные условия применения;
  • Цетановое число;
  • Содержание серы в мг/кг (экологический класс);
  • Смазывающая способность;
  • Предельная t фильтруемости;
  • Температура вспышки;
  • Содержание водорастворимых кислот и щелочей, йода, воды, зол;
  • Плотность субстанции;
  • И др. параметры.

Теперь вы разбираетесь в марках и видах дизельного топлива, не хуже технических мастеров на производстве. Отдельно упомянем про, так называемое, городское дизтопливо. В него добавляют специальные антидымные присадки, сокращающие токсичность выхлопов, минимум, на 30%. Также выделяют биодизель, близкий по свойствам к углеводородной смеси, но являющийся комплексом метиловых эфиров жирных кислот.

Надеемся, материал оказался для вас полезным!

Статьи

Чем судовое маловязкое топливо отличается от дизельного топлива

Вопросы допустимости применения разных вариантов топлива имеют высокое практическое значение для экономной и долговечной эксплуатации дизелей судов и других транспортных средств. Дизельное топливо, которое используется для средне и высоко оборотистых силовых установок, отличается высокой стоимостью, поэтому многие компании интересует возможность применения более дешевых топливных материалов, в частности, судового маловязкого топлива. Для того, что бы получить решение этой проблемы необходимо рассмотреть основные эксплуатационные характеристики материалов, а именно, плотность, вязкость, компонентный состав и температуру вспышки.

Дизельное топливо

СМТ

Дизтопливо, используемое для быстроходных дизельных моторов и судовой техники, является одной из фракций прямой перегонки нефти. Его характеристики определяет межгосударственный ГОСТ 305—201 (действует с 01.01.2015). В зависимости от температуры застывания различают зимние, летние и арктические виды дизеля.

— Вязкость (определяется для температуры 20°C). Зимний дизель: от 1,8 до 5сСт, летнее топливо: от 3 до 6 сСт.

— Воспламеняемость. Этот параметр для дизельных топливных материалов характеризуется цетановым числом, которое для стандартного дизеля определяется, как Л-45.

— Температура вспышки летнего дизеля 62°C и зимнего 40°C.

— Компонентность. Основное внимание при производстве дизеля уделяется содержанию серы, а точнее серных соединений. В связи с экологическими требованиями европейские нормы подразумевают содержание серы в дизтопливе не более 0,001 %.

Судовое маловязкое топливо

Судовое маловязкое топливо

Получают судовое маловязкое топливо из дизельных фракций нефти, добавляя газойли вторичных процессов перегонки в соответствии ГОСТ 305-82. Используется СМТ в средне и высоко оборотистых силовых установках и газотурбинных агрегатах.
Характеристики
— Вязкость (определяется для температуры 20°C) 3-6 сСт.
— Воспламеняемость: цетановое число от Л-40 до Л-45.
— Температура вспышки: 60°C.
— Компонентность: содержание серы от 0,5% (ГОСТ 305-82), до 1,5% ( по ТУ38.101567-2000).

Возможна ли замена дизеля судовым маловязким топливом?

Сравнивая характеристики дизеля и маловязкого судового топлива, можно отметить, что основное отличие СМТ заключается в высоком процентном содержании серы и несколько меньшем значении цетанового числа. Как эти параметры сказываются на работе силовых агрегатов?

Более высокое цетановое число у дизеля приводит к быстрому сгоранию топлива, что мешает его полному смешиванию с воздухом. В результате получаем меньшую экономичность силового агрегата. Поскольку разница в цетановом числе СМТ и дизтоплива не очень большая, то этот эффект мало заметен.
Куда большее значение имеет процентное содержание серы. Низкое содержание этого элемента в дизтопливе, которое определено международными стандартами, ведет к снижению смазывающих характеристик. Поэтому, для дизтоплива с минимальным содержанием серы рекомендовано использование современных смазывающих присадок.

Особое значение для экономики имеет значение цена того, или иного вида топлива. Поскольку процесс производства СМТ более простой (одна из причин заключается в менее строгих требованиях), то и стоимость его значительно ниже, чем у дизеля. Доступная цена способствует все более широкому использованию СМТ в разных отраслях. Единственным недостатком этого вида топлива для дизельных двигателей является высокое содержание серы, которое влечет за собой низкую экологичность выхлопа.

Отличие солярки от дизельного топлива

Отличие солярки от дизельного топлива

Часто в разговорах дизельное топливо упоминается как синоним слова «солярка». Правильно ли это? А если нет, в чем отличия?

Дизельное топливо (ДТ) — что это

Под дизельным топливом понимают продукт нефтеперегонки, который получают при температуре 170–380°C. Это горючее расходуется в двигателе меньше на 30–40% по сравнению с бензином, меньше выделяет в атмосферу вредных веществ, продлевает срок эксплуатации мотора. В зависимости от предназначения бывает три марки ДТ: летнее, зимнее, арктическое. Для дизтоплива действуют ГОСТы 32511–2013 и 305–2013.

Как отличить солярку от дизтоплива

Может возникнуть вопрос, что такое солярка, ведь многие так называют именно дизтопливо. Солярка или соляровое масло — одна из составляющих ДТ, у которой более вязкая консистенция. На нее распространяются ГОСТы, аналогичные дизтопливу, например, 305–2013.

Особенности химического состава

Главное различие между соляркой и ДТ кроется в степени очистки, химическом составе. В основе дизтоплива — фракции керосина и газойля. Соляровое масло получают при перегонке сырой нефти, чаще — каменноугольного дегтя. Оно состоит из углеводородов: ароматических, нафтеновых, парафиновых, которые прошли щелочную очистку. Дополнительно есть примеси серы, смол, воды и других веществ. При очистке от серы солярка теряет смазочные свойства. Поэтому перед продажей в нее добавляют присадки. При этом горючее обоих видов (с серой и без нее) востребовано на рынке. Продукт без серы используют в моторах TDI, CDI с электронным впрыском, а с примесью — в механических плунжерных насосах.

Физические характеристики и цвет

Если на горючем нет никаких обозначений, а сделать химический анализ невозможно, по цвету и запаху можно выяснить, что перед вами. Таблица 1. Сравнение физико-химических характеристик солярового масла и ДТ

Показатель Солярка Дизельное топливо
Температура кипения, °C от +240 до +400 до +200
Температура застывания, °C меньше –20 в зависимости от марки от –5 до –55
Цетановое число 40–55 45
Вязкость, мм2/с 5–9 2–4
Плотность, кг/м3 896 840–860
Температура вспышки в открытом тигле, °C выше +125 52–96
меньше 0,2 0,1–0,2
Цвет желтый, как у подсолнечного масла может отличаться в зависимости от марки (летний дизель — желто-зеленый, остальные виды немного темнее растительного масла)
Запах неприятный, стойкий приятный, маслянистый

Дизтопливом заправляют легковые автомобили с турбированным двигателем, разные виды техники для сельского хозяйства и промышленности, автобусы, электрогенераторы. Соляровое масло применяют при термической, механической обработке металлов как жидкость для охлаждения и закалки, в качестве котельного топлива, для заправки светильников, а также как горючее для тихоходных судов, сельскохозяйственной и военной техники.

Почему ДТ называют «солярой»

Теперь понятно, что называть дизтопливо «соляркой» некорректно из-за их разных свойств. Основная причина путаницы — на поверхности: раньше это горючее активно использовали в сельском хозяйстве для заправки техники. Сейчас все переходят на ДТ: оно выгоднее.

История и причины

В переводе с немецкого языка Solarol — «солнечное масло». Такая жидкость с тяжелыми фракциями появилась в 1857 году при перегонке нефти. По цвету, консистенции она была похожа на растительное масло, откуда и получила свое название. Большое применение этот вид горючего получил в начале XX века, когда активно развивалось сельское хозяйство, военная сфера. В советское время им заправляли технику. Были даже отдельные ГОСТы: 1666–41 и 1666–51. Из-за возрастающих требований к топливу дизелем стали пользоваться активнее, поэтому акцент сместился в его сторону.

Что в итоге

Дизтопливо и солярка — два разных вида продукта нефтеперегонки. Однако эти виды топлива часто не различают в быту. Соляровое масло для заправки авто и техники не используют. Его заменяют дизельным топливом.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

ЦТ и ЦЭ: чем они отличаются? Анализируем официальную информацию и ищем ответ

Мысль о ЦТ заставляет напрячься любого абитуриента, который ещё его не сдавал. Что уж говорить про ЦЭ, который появится только в 2023 году и по которому нет ни сборников, ни спецификаций. Адукар попытался разобраться, есть ли между ЦТ и ЦЭ разница, и если да, то какая.

Разница ЦТ и ЦЭ: официальная информация

Новости о том, что школьные выпускные экзамены объединят с ЦТ появились ещё в августе 2021-го . Уже тогда было известно, что четыре привычных 11-классникам экзамена (изложение по русскому или белорусскому, контрольную по математике, устные экзамены по истории Беларуси и иностранному языку) упразднят, а на их место придёт централизованный экзамен — ЦЭ — по двум предметам: по русскому или белорусскому (на выбор) и математике. Разница ЦТ и ЦЭ чётко не обозначалась, но сейчас появляется всё больше информации о том, с чем же придётся столкнуться выпускникам-2023 и тем, кто будет оканчивать школу в последующие годы. В феврале 2022 года министр образования рассказал больше про формат ЦЭ и его сходство с ЦТ:

В настоящее время предполагается, что в 2023 году он пройдет в формате централизованного тестирования. То есть, это фактически будет такое же тестирование, которое будет проходить в единый день для всей республики, абсолютно для всех учащихся и абсолютно по идентичным заданиям. Безусловно, для тех, кто по состоянию здоровья либо уважительной причине не сможет сдать экзамен в этот единый день, будут введены дополнительные дни.

Андрей Иванец, министр образования Республики Беларусь

По сути, ЦЭ — это гибрид выпускного экзамена и централизованного тестирования. Тогда что быть с содержанием тестов? Они будут отличаться? И кто будет сдавать ЦЭ, а кто — ЦТ? На эти вопросы официальные источники также уже дали общий ответ :

Тесты ЦЭ должны соответствовать типологии заданий, предлагаемых в учебных программах и учебных пособиях. Централизованное тестирование хорошо выполняет функцию ранжирования. Но с появлением централизованного экзамена мы говорим об аттестации по завершении обучения в учреждении общего среднего образования. В год прохождения ЦЭ выпускникам школ нельзя будет сдавать ЦТ по предметам ЦЭ. Однако выпускники, например, ССО, поступающие в вузы на общих основаниях, могут сдавать ЦТ по этим предметам.

Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования

Да-да, тем, кто сдаст ЦЭ по математике, нельзя будет сдать ЦТ по этому же предмету. То же касается остальных предметов ЦЭ. Но зато будет возможность сдать больше ЦТ и расширить список вариантов для поступления (на руках у абитуриентов 2023 года будет целых пять сертификатов!), об этом также сообщалось :

Выпускнику будет предоставлена возможность сдать ЦТ ещё по трём профильным предметам (физика, химия ), которые он не сдавал как централизованный экзамен.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования министерства образования Беларуси

Возможно, сразу сложно разобраться, в чём же всё-такие отличия и сходства ЦТ и ЦЭ, поэтому попробуем всё разложить по полочкам в инфографике:

На данный момент (июль 2022 года) известны далеко не все подробности касательно ЦТ и ЦЭ. Например, будут ли выпущены спецификации ЦЭ и будут ли они отличаться от спецификаций ЦТ, как будет проводиться репетиционное тестирование, можно ли будет выпускникам 2023 года сдавать, к примеру, ЦЭ по русскому и ЦТ по белорусскому Мы оперативно следим за официальными новостями, поэтому сразу же тебя проинформируем, если что-то станет известно.

Поэтому не стоит паниковать, готовься к ЦЭ так же, как готовился бы к ЦТ. Кстати, мы уже опубликовали 7 советов как абитуриентам 2023 готовиться к ЦЭ и ЦТ летом. А тем, кто настроен особенно решительно, можем предложить курсы ЦТ и ЦЭ, где опытные преподаватели помогут тебе подтянуть знания и научиться щелкать тесты как орешки.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *