Детонация в двигателе как определить
Перейти к содержимому

Детонация в двигателе как определить

  • автор:

Двигатель детонирует во время разгона: как распознать детонацию и что делать в этом случае

Давайте начнем с того, что опытные механики и сами водители способны выявить ряд неисправностей двигателя, просто слушая звук его работы. Часто новичков не сильно пугают странные звуки, такие как «звон» при резком нажатии на газ на высоких передачах или «бубнящий» звук после выключения зажигания. Однако зачастую эти звуки свидетельствуют о детонации двигателя.

Иногда такие звуки неправильно приписывают стуку поршневых пальцев. Однако важно осознать, что причина может быть не в поршневых пальцах, а в детонации, что впоследствии может привести к серьезным проблемам и дорогостоящему ремонту двигателя.

Следует помнить, что стук поршневых пальцев обычно проявляется на сильно изношенных моторах, где уже есть проблемы с поршнями, кольцами и так далее. Звонкие стуки в относительно «молодом» двигателе с нормальными компонентами говорят о других проблемах и не являются результатом ударов металла по металлу.

В таких случаях металлический звон возникает из-за нарушения процесса сгорания топлива в цилиндрах. Далее мы рассмотрим, по каким причинам возникает детонация двигателя при разных режимах работы, таких как холостые обороты или резкое ускорение. Мы также обсудим, как водителям поддерживать надежность двигателя и продлевать его срок службы.

Детонация двигателя: основные признаки

Двигатель детонирует во время разгона

Таким образом, детонация — это непредсказуемый хаотичный процесс сгорания топлива, который больше напоминает взрывы внутри цилиндра. Эти взрывы происходят в неподходящее время, например, в момент сжатия, когда поршень все еще движется вверх. Это приводит к образованию ударных волн и высокому давлению, что создает огромную нагрузку на компоненты цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, буквально разрушая двигатель.

Детонацию можно выявить не только по звуковым признакам, но и по ряду других признаков. В первую очередь, при детонации мощность двигателя снижается при нажатии на педаль акселератора. Кроме того, двигатель может выбрасывать небольшое количество серовато-черного дыма при резком нажатии на газ. Обычно сильная детонация сопровождается перегревом двигателя, а его работа на холостых оборотах и под нагрузкой может стать крайне нестабильной, с прыжками оборотов и другими неполадками.

Почему возникает детонация в цилиндрах двигателя

Специалисты выделяют несколько основных причин, по которым происходит детонация в двигателе.

В первую очередь, стоит обратить внимание на использование низкокачественного бензина в двигателях с высокой степенью сжатия. Октановое число бензина (АИ-92, 95 или 98) фактически указывает на его способность устойчиво сгорать, а не только на его качество, как часто неверно думают.

Использование бензина с несоответствующим октановым числом для конкретного двигателя может привести к детонации топливовоздушной смеси при сильном сжатии. Простые двигатели без системы управления зажиганием и датчика детонации более подвержены этому риску.

Заслуживает внимания также накопление угарных отложений в двигателе. Важно понимать, что современные двигатели сильно отличаются от старых моделей, включая даже автомобили времен СССР. Сегодняшние двигатели имеют высокие степени сжатия (обычно от 9 до 11 и более единиц), в то время как старые модели «Москвич» 2141 имели степень сжатия около 7 единиц и работали нормально на различных топливах.

Следовательно, нагар, собравшийся в камере сгорания и сокративший ее объем, может вызвать детонацию топливовоздушной смеси. Если к этому добавить низкое качество топлива на российских АЗС, то риск детонации возрастает.

Нарушение процесса смешивания воздуха и топлива также может привести к детонации. В этом случае смесь может быть слишком «богатой», то есть содержать слишком много топлива по сравнению с объемом воздуха. Это может вызвать кратковременную детонацию, которую водитель часто не замечает, но это не значит, что она не наносит вред двигателю.

Угол опережения зажигания (УОЗ) играет важную роль. УОЗ определяет момент подачи искры в камеру сгорания. Учитывая, что топливо должно гореть, а не взрываться, важно, чтобы максимальное давление газов на поршень возникало в момент его движения вниз. Для этого искру можно подать немного раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки. Так топливо успевает воспламениться, и максимальное давление газов происходит в нужный момент. Неправильная регулировка УОЗ, когда смесь воспламеняется практически при верхней мертвой точке поршня, может вызвать детонацию, особенно при использовании низкокачественного топлива.

Некоторые конструктивные особенности камеры сгорания и поршней могут также способствовать детонации. Некоторые двигатели изначально склонны к детонации из-за особенностей своей конструкции, включая систему охлаждения. Например, поршни с плохим тепловым балансом (например, с утолщенным днищем) могут ухудшить отведение избытков тепла, способствуя детонации.

Перегрев двигателя также может быть причиной детонации, так как повышенная температура в камере сгорания способствует этому процессу. Если система охлаждения не работает должным образом, то это может привести к перегреву двигателя и, следовательно, к детонации. Детонация при перегреве особенно опасна, так как может нанести серьезный ущерб двигателю, который может быть не подлежит восстановлению.

Как устранить детонацию двигателя

Итак, разобравшись с основными причинами детонации в двигателе и поняв, что это такое, давайте перейдем к тому, как можно избавиться от этого явления. Начнем с рассмотрения ситуации на старых двигателях. В самом начале следует исключить перегрев двигателя, а также избегать заправки низкокачественным или неподходящим топливом, а также проверить свечи зажигания.

Если на двигателе отсутствует датчик детонации, и проявляются признаки детонации, то необходимо провести регулировку угла опережения зажигания (УОЗ). Для этого следует уменьшить угол опережения зажигания, поворачивая трамблер. Главное — добиться того, чтобы двигатель работал стабильно на холостом ходу.

Следует помнить, что это временное решение, так как долгое вождение с уменьшенным углом зажигания может привести к повреждению выпускных клапанов из-за повышения температуры отработанных газов. Тем не менее, это может помочь доехать до сервисного центра.

Во время движения необходимо постоянно следить за наличием характерного «звона» в двигателе. На старых двигателях можно также установить электронный октан-корректор, чтобы избежать манипуляций с трамблером. Также некоторые владельцы автомобилей с карбюраторными двигателями предпочитают переходить на электронное зажигание.

Что касается более современных двигателей с системой впрыска топлива, у них обычно уже предусмотрены средства для предотвращения детонации или минимизации ее воздействия. В частности, используется датчик детонации двигателя (ДД), который фиксирует наличие детонации. Затем этот сигнал поступает на электронный блок управления (ЭБУ).

ЭБУ может автоматически корректировать угол опережения зажигания с учетом информации от ДД. Обычно корректировка составляет смещение угла зажигания на 2-5 градусов. Если коррекция не позволяет устранить детонацию, ЭБУ регистрирует ошибку и может перевести двигатель в аварийный режим, что может выразиться в загоревшемся индикаторе «чек» на приборной панели и других симптомах.

То же самое происходит, если сам датчик детонации выходит из строя или если используется топливо низкого качества, которое невозможно скорректировать путем изменения угла опережения зажигания.

В случае современных двигателей, водителю следует начать с проверки датчика детонации и считывания ошибок из памяти ЭБУ. Это можно сделать с помощью компьютерной диагностики двигателя. Также возможно провести проверку самостоятельно с использованием диагностического адаптера-сканера в разъем OBD и устройства (смартфона, планшета или ноутбука) с установленным соответствующим программным обеспечением.

Детонация двигателя

Детонация — это нарушение процесса сжигания топливной смеси в камере сгорания, когда горение происходит не плавно, а взрывообразно. При этом топливовоздушная смесь взрывается не от искры, идущей от свечи, а самопроизвольно, от сверхвысокого давления и температуры в камере сгорания. Скорость горения детонационных вспышек так велика, что можно говорить о микровзрывах в сжатой топливовоздушной смеси. Микроскопические мощные вспышки дают скачки давления — формирующие ударные волны. Процесс горения превращается в хаос, экономичность двигателя и полезная мощность падает, двигатель перегревается, происходит интенсивное разрушение поршня, клапанов, компрессионных колец, вообще всех элементов присутствующих в камере сгорания.

Естественно, что в первую очередь это явление вредит стенкам цилиндров, поршням и прокладке ГБЦ.

Детонация обычно свойственна двигателям, работающим на бензине (карбюраторным и инжекторным), в том числе, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО). Дизельные моторы работают по иной схеме, и там, в основном, другие причины ее возникновения.

Причины возникновения детонации двигателя

Чаще всего детонация может возникать на старых карбюраторных двигателях, хотя в некоторых случаях этот процесс может возникнуть и на современных инжекторных моторах. К причинам, по которым может возникнуть детонация, относится:

  • Чрезмерно обедненная топливовоздушная смесь. Ее состав может воспламениться еще до того, как в камеру сгорания попадет искра.
  • Ранее зажигание. При увеличенном угле зажигания процессы воспламенения топливовоздушной смеси начинаются еще до попадания поршня в «верхнюю мертвую точку».
  • Использование неподходящего топлива. Если в бак автомобиля был залит бензин с более низким октановым числом.
  • Высокая степень сжатия в цилиндрах. Другими словами, закоксованность или иное загрязнение в цилиндрах двигателя, которое постепенно накапливается на поршнях. И чем больше нагара — тем выше вероятность детонации в нем.
  • Неисправная система охлаждения двигателя. Если двигатель перегревается, то давление в камере сгорания может расти, а это, в свою очередь, может стать причиной детонации при соответствующих условиях.

Также существует ряд факторов, влияющих на появление детонации в отдельно взятых двигателях:

  • Степень сжатия двигателя. Ее значение обусловлено особенностями конструкции ДВС, поэтому если мотор имеет высокую степень сжатия — он более предрасположен к появлению детонации.
  • Форма камеры сгорания и днища поршня. Это также конструктивная особенность мотора, и некоторые современные небольшие по объему, но мощные двигателя также склонны к детонированию (однако электроника новых ДВС практически не допускает этот процесс).
  • Форсированные двигатели. Обычно у них этих двигателей температура горения топлива и давление сжатия очень высокое, соответственно, они также предрасположены к детонации.
  • Турбированные моторы. Аналогично предыдущему пункту.

Признаки возникновения детонации

Существует ряд признаков, по которым косвенно можно определить, что в двигателе конкретного автомобиля возможно происходит детонация:

  • Появление металлического звука из двигателя при его работе. Это актуально, когда мотор работает под нагрузкой и/или на высоких оборотах. Звук похож на тот, который происходит, когда ударяются друг о друга две железные детали. Он как раз и вызван взрывной волной.
  • Падение мощности двигателя. Обычно при этом двигатель работает не стабильно, может глохнуть при работе на холостых оборотах, падают динамические характеристики.

Признаки выхода из строя датчика детонации:

  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
  • падение мощности мотора и в целом динамических характеристик машины (слабо разгоняется — не тянет);
  • повышенный расход топлива;
  • затрудненный пуск двигателя при низких температурах.

Признаки идентичны тем, которые возникают при позднем зажигании.

Последствия детонирования

Последствия детонации в двигателе автомобиля очень серьезные, и ни в коем случае нельзя затягивать выполнение ремонтных работ, ведь чем дольше ездить — тем большим разрушениям подвергается двигатель и его отдельные части. Так, к последствиям детонирования относится:

  • Сгорание прокладки ГБЦ. Материал, из которого она выполнена, не рассчитан на работу в условиях повышенной температуры и повышенного давления, при детонации — она быстро выйдет из строя.
  • Ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы. Это касается всех его элементов. И если двигатель уже не новый или на нем давно не проводили капитальный ремонт, то это может очень плохо кончиться, вплоть до его полного выхода из строя.
  • Пробой головки блока цилиндров. Это случай один из самых сложных и опасных, но если долго ездить с детонацией, то его реализация вполне возможна.
  • Прогорание поршня/поршней. При этом зачастую его/их ремонт невозможен и его/их нужно будет только менять.
  • Разрушение перемычек между кольцами. Под воздействием высоких температуры и давления они могут разрушиться одними из самых первых среди других деталей двигателя.
  • Изгиб шатуна. Тут аналогично, в условиях взрыва его корпус может поменять свою форму.
  • Подгорание тарелок клапанов. Это процесс происходит очень быстро и имеет неприятные последствия.

Как убрать детонацию — методы профилактики

Методы борьбы с детонированием:

  • Использование топлива с параметрами, рекомендованными автопроизводителем. В частности, это касается октанового числа (нельзя его занижать). Необходимо заправляться на проверенных заправках и не заливать в бак всякий суррогат.
  • Установить более позднее зажигание.
  • Выполнить раскоксовку — почистить двигатель, то есть, сделать объем камеры сгорания нормальным, без нагара и грязи. Это можно сделать и самостоятельно в гаражных условиях, с использованием специальных средств.
  • Выполнить ревизию системы охлаждения двигателя. В частности, проверить состояние радиатора, патрубков, термостата. Также не забудьте проверить уровень антифриза и его состояние (если он давно не менялся, то лучше поменяйте).
  • Правильно эксплуатировать машину — не ездить на высоких передачах с малой скоростью и не перепрошивать ЭБУ с целью экономии топлива.

Детонация двигателя: причины, способы устранения

Детонация двигателя - это воспламенение смеси раньше искры

Детонация — это процесс, при котором смесь топлива и воздуха в цилиндрах двигателя взрывается не по команде свечи зажигания, а самопроизвольно. Это может произойти из-за повышенного давления или температуры в цилиндре, а также из-за нарушений в качестве топлива или зажигания. Одна из неприятностей, с которой сталкиваются владельцы автомобилей – детонация двигателя на холостом ходу и в других режимах работы. Данная неполадка приводит к серьезным поломкам и даже разрушению некоторых деталей.

Товар по теме:

Присадка в масло для двигателя любого типа «Супротек Актив ПЛЮС». Уменьшает расход масла и топлива.

Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Оглавление

  • Что такое детонация двигателя
  • Причины детонации двигателя
    • Топливо с неподходящим октановым числом или низкого качества
    • Неправильно настроенное зажигание
    • Неисправные свечи
    • Обедненная топливовоздушная смесь
    • Нагар на стенках цилиндров
    • Неисправность системы охлаждения
    • Несоответствующее октановое число
    • Неправильно выставленное зажигание
    • Неисправные или несоответствующие свечи зажигания
    • Детонация при останове мотора
    • Перегрев двигателя

    Что такое детонация двигателя

    В некоторых случаях топливовоздушная смесь воспламеняется раньше, чем свечи зажигания дали искру. Данное явление, сопровождающееся ударным горением топлива и есть детонация двигателя. Огромная скорость сгорания топлива связана с воспламенением всего объема одновременно, а не последовательно от искры. Кроме того, воспламенение начинается раньше расчетного угла поворота коленчатого вала, когда поршень еще двигается к верхней мертвой точке (ВМТ). Воспламенившиеся газы стремительно расширяются, но поднимающийся поршень стремится их сжать. В результате давление в камере сгорания многократно превышает расчетную величину.

    Ударная волна от мини-взрыва (которым, по сути, является воспламенение топливовоздушной смеси) бьет в стенки цилиндра и дно поршня, поднимающегося в противоход газам. Этот удар порождает звуковые волны, которые водитель воспринимает как неприятный металлический стук или звон мотора.

    Правильное и неправильное горение двигателя схема

    Присадка Супротек Актив Бензин для нового бензинового двигателя

    Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом до 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.

    Причины детонации двигателя

    Мотор может детонировать на любом автомобиле: новом, старом, современном или уже снятом с производства. Не имеет особого значения тип силового агрегата, карбюраторный он, или применяется впрыск топлива.

    На новых автомобилях устанавливается специальный датчик детонации двигателя (только для инжекторных силовых агрегатов). Это устройство дает возможность бортовому компьютеру регулировать работу мотора так, чтобы он не детонировал.

    Современные автомоторы работают при больших степенях сжатия, поэтому риск, что топливовоздушная смесь будет детонировать, достаточно велик. Если датчик детонации двигателя неисправен, ЭБУ не может эффективно регулировать работу агрегата. Проблемы не заставят себя ждать.

    Наиболее частые причины детонации двигателя при разгоне, на оборотах или на холостом ходу:

    • топливо низкого качества или с неподходящим октановым числом,
    • слишком большое упреждение зажигания,
    • обедненная топливовоздушная смесь,
    • нагар на стенках цилиндра,
    • низкокачественные или неподходящие по параметрам свечи зажигания,
    • перегрев двигателя из-за неисправности системы охлаждения.

    Рассмотрим каждый пункт подробно, чтобы понять первопричину. Тогда будет легче исправить неполадку.

    сдетонировавший двигатель

    Топливо с неподходящим октановым числом или низкого качества

    Если в двигатель попадает бензин с октановым числом ниже рекомендованного, детонация происходит с почти 100% вероятностью. Производитель автомобиля рассчитывает степень сжатия на определенный тип топлива, поэтому использование некачественного или неподходящего по октановому числу горючего приводит к детонации двигателя на холостом ходу или при разгоне.

    Исправить качество топлива можно присадкой СГА.

    Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»

    Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.

    Неправильно настроенное зажигание

    Стремясь повысить крутящий момент, некоторые умельцы изменяют заводские настройки системы зажигания. Если выставить слишком большой угол опережения, свеча будет давать искру раньше, чем поршень приблизится к ВМТ. Воспламенение произойдет раньше времени, когда горючее не полностью перемешалось с воздухом.

    Неисправные свечи

    Иногда причина детонации двигателя ВАЗ или другой марки автомобиля – неисправные или неподходящие по параметрам свечи зажигания. В этом случае искра может генерироваться не так, как рассчитывал производитель мотора. Несвоевременное искрение свечи – одна из распространенных причин проблем воспламенения топливовоздушной смеси.

    Обедненная топливовоздушная смесь

    В погоне за экономичностью автомобилисты могут специально обеднять топливовоздушную смесь. Это еще одна причина, почему возникает детонация двигателя. Из-за недостаточной концентрации паров горючего искра не может воспламенить смесь. При следующем цикле впрыска, наоборот, паров топлива становится больше нормы. Чрезмерно обогащенная смесь воспламеняется от сжатия раньше времени.

    Нагар на стенках цилиндров

    Часто причиной детонации двигателя на оборотах становится наличие отложений на внутренней поверхности камеры сгорания. Нагар раскаляется и выполняет функцию фитиля, воспламеняя топливовоздушную смесь. Кроме того, нагар увеличивает степень сжатия и топливо с данным октановым числом воспламеняется раньше из-за повышения температуры сжатия.

    Очистка двигателя возможна специальной долговременной промывкой двигателя.

    Долговременная промывка двигателя «Супротек Апрохим»

    На протяжении 200 километров пробега мягко и постепенно очищает все отделы двигателя от загрязнений, способствует восстановлению подвижности поршневых колец. Безопасна для резиновых и пластиковых деталей.

    Неисправность системы охлаждения

    Также топливо детонирует, если в силовом узле неисправна охлаждающая система. При такой неполадке наблюдается детонация двигателя при разгоне. Под нагрузкой мотор перегревается, внутреннее пространство камеры сгорания раскаляется до температуры, когда пары бензина самовоспламеняются.

    Последствия детонации двигателя

    Когда силовой агрегат детонирует, в нем происходят самые настоящие микровзрывы. Любые взрывы не несут в себе ничего хорошего. В момент детонации двигателя на оборотах температура в некоторых точках камеры сгорания достигает 3500 °C, а скорость нарастания давление превышает расчетное в несколько раз.

    Понятно, что долго выдерживать подобные условия не способен ни один мотор. Даже самый прочный. Особенно пагубно детонация сказывается на современных легких двигателях, изготовленных из алюминиевых сплавов. Чугунным агрегатам тоже ничего хорошего эта неисправность, в принципе, не сулит.

    Главные негативные последствия детонации двигателя ВАЗ или любой другой марки:

    • перегреваются детали мотора,
    • прогорает прокладка под головкой блока цилиндров,
    • падает мощность силового агрегата,
    • разрушаются перегородки поршневых колец.

    В особо тяжелых случаях происходит проворачивание кривошипно-шатунного механизма, и коленчатый вал начинает вращаться в обратном направлении. Это приводит к разрушению узлов двигателя.

    сорванный поршень детонация двс

    Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

    Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

    Как устранить детонацию двигателя

    Разобравшись в причинах детонации двигателя в различных ситуациях, можно решить, как справляться с этим явлением.

    Несоответствующее октановое число

    Сознательно покупаете бензин с октановым числом ниже рекомендуемого производителем мотора? Это станет причиной детонации двигателя рано или поздно. Стараясь сэкономить несколько десятков рублей, вы можете попасть на весьма дорогостоящий ремонт.

    Бывает, что причиной детонации двигателя становится заправка на непроверенной АЗС. Иногда владельцы автозаправки искусственно завышают октановое число, добавляя в бензин различные химические компоненты изооктаны легко испаряются, поэтому в топливе быстро растет процент гептанов, и оно начинает детонировать.

    Следите, чтобы октановое число горючей жидкости, которую вы заливаете в бак своего автомобиля, соответствовало рекомендуемому производителем значению. При подозрении на несоответствие слейте сомнительное топливо. Пользуйтесь проверенной заправкой.

    правильная заправка авто

    Неправильно выставленное зажигание

    Если детонация двигателя появилась вслед за попыткой отрегулировать угол зажигания, то причина в неправильной настройке. Даже мастера в автомастерской могут ошибаться, тем более ошибка возможна при неквалифицированном вмешательстве.

    Обращайтесь только в проверенные технические центры и очень осторожно относитесь к советам изменить опережение зажигания. Лучше вообще не трогать настройки завода производителя, если нет полной уверенности, что они сбились.

    То же самое можно сказать о манипуляциях с обеднением топливовоздушной смеси. Часто эта операция приводит к возникновению детонации двигателя ВАЗ, УАЗ или автомобилей других марок. Семь раз подумайте, прежде чем изменять заводские настройки.

    Неисправные или несоответствующие свечи зажигания

    Если детонации двигателя вашего автомобиля началась после замены свечей, проверьте, соответствуют ли они рекомендованным производителем параметрам. Если характеристики не подходят – замените соответствующим по параметрам изделием.

    свечи зажигания

    Детонация при остановке мотора

    Если силовой агрегат продолжает работать до 20 секунд при выключенном зажигании, значит, на стенках цилиндров накопился нагар. Часто эти отложения раскаляются и играют роль фитиля, вызывая самовоспламенение топливовоздушной смеси даже в отсутствии искры от свечей.

    Для профилактики этого явления старайтесь регулярно давать нагрузку силовому агрегату своего железного коня. Движение с повышенными оборотами на максимальной передаче позволит освободить стенки от нагара.

    Неплохие результаты в борьбе с детонацией двигателя по причине нагара показывает такое средство как «Очиститель топливной системы» компании «Супротек». Состав добавляется прямо в горючее в определенной пропорции. Это средство для разового применения.

    В дальнейшем рекомендуется пользоваться присадкой SGA Suprotec, которую можно применять регулярно. Она смазывает и защищает от коррозии все элементы топливной системы автомобиля, препятствует отложению нагара за счет полного сгорания топлива.

    Очиститель дизельной топливной системы «Супротек»

    Присадка для комплексной очистки топливной системы дизельных двигателей от всех видов нагаров и отложений.

    Очиститель бензиновой топливной системы «Супротек»

    Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.

    Перегрев двигателя

    Иногда причиной детонации становится перегрев двигателя. Если мотор детонирует только под нагрузкой, возможно проблема – высокая температура. Измерьте уровень охлаждающей жидкости, при недостатке – срочно долейте. Если с ОЖ все в порядке, проверьте работоспособность термостата и вентилятора. Иногда приходится промывать радиатор.

    Наиболее частые причины детонации двигателя и способы решения

    Признак

    Неисправность

    Причина

    Решение

    Детонация появилась после заправки.

    Топливовоздушная смесь самовоспламеняется.

    Низкокачественное топливо с неподходящим октановым числом.

    Слить топливо, промыть двигатель промывкой «Супротек».

    Детонация сразу после запуска мотора.

    Искра слишком рано поджигает топливовоздушную смесь.

    Неправильно настроенное зажигание.

    Отрегулировать угол зажигания.

    Детонация в любом режиме работы.

    Обедненная топливовоздушная смесь.

    Неправильно настроен впрыск.

    Отрегулировать впрыск топлива.

    Детонация после выключения зажигания.

    Топливовоздушная смесь самовоспламеняется без искры.

    Нагар на стенках цилиндров.

    Использовать промывку или присадку SGA от Suprotec.

    Детонация в любом режиме работы.

    Неподходящие или неисправные свечи.

    Несвоевременный поджиг топливовоздушной смеси.

    Детонация под нагрузкой.

    Перегрев силового агрегата.

    Неисправность системы охлаждения двигателя.

    Проверить исправность всех компонентов системы охлаждения.

    Детонация появляется во время долгой поездки.

    Перегрев силового агрегата.

    Неисправность системы охлаждения двигателя.

    Проверить исправность всех компонентов системы охлаждения.

    При детонации выхлоп черного или зеленого цвета.

    Частицы алюминия в продуктах сгорания топлива.

    Разрушение компонентов двигателя.

    Полная замена ЦПГ и других поврежденных деталей.

    Дата публикации: 11-09-2019 Дата обновления: 13-11-2023

    Сергей Соловьев

    Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО «НПТК Супротек». Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.

    Детонация двигателя: причины и способы устранения

    Что это? Детонация двигателя – неисправность главного узла автомобиля, сопровождающаяся характерным звуком из-под капота. Мало кто знает, что ее вызывает, и еще меньше тех, кто понимает, чем это может аукнуться.

    Как исправить? Данная проблема может возникнуть в любом автомобиле. Чтобы действовать грамотно, следует в первую очередь понять причину поломки.

    В этой статье:

    1. Что такое детонация двигателя
    2. Признаки детонации двигателя
    3. Последствия детонации двигателя
    4. Причины детонации двигателя
    5. Где на двигателе находится датчик детонации
    6. 6 способов устранения детонации двигателя
    7. Часто задаваемые вопросы о детонации двигателя

    Что такое детонация двигателя

    Детонацией двигателя принято называть сбой, при котором топливо в цилиндрах сгорает не плавно, а с отчетливо слышимым звуком взрыва. Взрывная волна при этом распространяется не со стандартной скоростью от 30 до 45 м/с, а со сверхзвуковой – 2 000 м/с (именно в момент, когда скорость распространения взрывной волны превышает скорость звука, происходит хлопок). Причиной возгорания топливно-воздушной смеси в этом случае служит не искра на электродах свечи зажигания, а избыточное давление в камере сгорания.

    Что такое детонация двигателя

    Что такое детонация двигателя

    Если учесть, что детонация двигателя – это взрыв, то воздействие взрывной волны может серьезно повредить стенки цилиндра, которые подвергаются избыточному нагреванию, поршни и прокладку головки блока цилиндров. Вред, наносимый последней, – максимален. Волна от взрыва, экстремальная температура и резкое повышение давления способны практически сжечь ее или, как говорят опытные водители, – «выдуть».

    Детонация обычно возникает на бензиновых двигателях, оснащенных инжектором или карбюратором. Проблема может коснуться автомобилей, на которых установлено газобаллонное оборудование и в качестве топлива используется метан или пропан. Однако чаще всего с подобными неполадками сталкиваются водители автомобилей с карбюраторным мотором. О дизельных ДВС поговорим позже.

    Датчики детонации (ДД) начали устанавливать на карбюраторные двигатели в конце 70-х годов прошлого века, встраивая в блоки управления, которые регулировали их работу.

    Современные V-образные ДВС часто оснащают двумя ДД. На четырехцилиндровых двигателях обычно устанавливают один датчик детонации, располагая его между вторым и третьим или третьим и четвертым цилиндрами. Маломощные моторы до последнего времени, как правило, ими не оборудовались.

    Признаки детонации двигателя

    Детонация чаще всего возникает:

    • на сильно прогретом моторе (холодный эта проблема не затрагивает);
    • при использовании бензина с низким октановым числом;
    • в режиме высоких нагрузок или на очень низких оборотах.

    Риск возникновения детонации повышается, если ДВС в течение длительного времени работал с минимальной нагрузкой, что привело к скоплению нагара в камерах сгорания. На практике современные автомобильные моторы с впрыском топливной смеси, если они не тюнингованы и оснащены исправно функционирующей системой управления, подвержены подобным неполадкам только на минимальных оборотах. Речь идет о транспортных средствах с механической КПП – на «автоматах» это невозможно.

    Последствия детонации двигателя

    Следует понимать, что при детонации речь идет о взрыве, который не может остаться без последствий для двигателя.

    Взрыв приводит к существенному снижению мощности двигателя и сопровождается увеличением расхода топлива.

    Огромные нагрузки, воздействующие на стенки цилиндров, со временем становятся причиной их выхода из строя, а в наиболее тяжелых случаях – полного разрушения двигателя. Экстремальная температура, которой сопровождается детонация топливной смеси, зачастую приводит к прогоранию прокладки ГБЦ – она повреждается первой, так как не приспособлена к долговременному воздействию механических и термических нагрузок.

    От взрыва могут серьезно пострадать коленчатый вал, блок цилиндров и другие элементы. Двигателю после детонации может понадобиться дорогостоящий капитальный ремонт с полной заменой вышедших из строя узлов и деталей.

    Последствия детонации двигателя

    Последствия детонации двигателя

    Специалисты пользуются условной классификацией, согласно которой детонация может быть приемлемой и неприемлемой.

    В первом случае детонация двигателя, возникающая на малых оборотах и мгновенно прекращающаяся, может оставаться незамеченной. Это явление характерно для ДВС небольшого объема с внушительной мощностью и большим крутящим моментом.

    Неприемлемая детонация двигателя обычно возникает при работе мотора на больших оборотах и с серьезной нагрузкой. Такой сбой в работе за считанные секунды может серьезно повредить силовую установку.

    Причины детонации двигателя

    Причины детонации двигателя

    Причины детонации двигателя

    Детонации часто подвержены старые двигатели внутреннего сгорания, оснащенные карбюратором, однако эта неприятность не обходит стороной и современные моторы с инжектором и электронным управлением впрыском. Среди наиболее частых причин:

    Воспламенение чересчур обедненной топливно-воздушной смеси

    Происходящее до появления искры на электродах свечей зажигания. Причина, по которой в этом случае происходит детонация, кроется в окислительных процессах, спровоцированных высокой температурой.

    Раннее зажигание

    Если угол зажигания слишком велик, топливная смесь воспламеняется до прохождения поршнем так называемой верхней мертвой точки.

    Товары из категории

    Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16

    • Производительность на входе, л/мин 1400
    • Объем ресивера, л 500

    В кредит от 7 736/мес
    В корзину Купить в 1 клик

    Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS

    • Хладагент R134A
    • Вакуумный насос 120 л/мин

    В кредит от 11 733/мес
    В корзину Купить в 1 клик

    ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08

    • Количество предметов, шт 387
    • Вес, кг 110

    В кредит от 8 467/мес
    В корзину Купить в 1 клик

    Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)

    • Напряжение питающей сети, В 380
    • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В

    В кредит от 5 133/мес
    В корзину Купить в 1 клик

    Неправильно выбранное октановое число бензина

    Которым был заправлен автомобиль. Если оно ниже рекомендованного производителем двигателя, возрастает риск детонации. Дело в более высокой химической активности низкооктанового топлива. Такой же эффект возможен при использовании низкокачественных суррогатов.

    Высокая компрессия

    При закоксовывании цилиндров двигателя внутреннего сгорания или попадании других загрязнений происходит их накопление на поршнях, что повышает вероятность возникновении детонации.

    Детонация на горячем двигателе

    К которой могут приводить неисправности в системе охлаждения. Избыточный нагрев ДВС приводит к повышению давления в цилиндрах, что в свою очередь вызывает взрыв топливно-воздушной смеси.

    Перечисленные условия являются общими как для двигателя, оснащенного инжектором, так и для карбюраторного. У первого детонация может происходить также из-за поломки соответствующего датчика, при нормальной работе подающего сигнал о возникновении подобных неполадок электронному блоку управления, который в свою очередь должен автоматически изменить угол зажигания. Если устройство вышло из строя, ЭБУ не сможет отреагировать на проблему и устранить ее. В подобной ситуации на приборной доске загорается индикатор Check Engine, а сканер выдает соответствующую ошибку (диагностические коды P0325, P0326, P0327, P0328).

    Кроме того, детонация двигателя может возникать по ряду других причин:

    • Степень сжатия. Эта величина определяется конструкцией конкретной модели ДВС. При высоких значениях вероятность возникновения детонации возрастает.
    • Особенности формы камеры сгорания и днища поршней. Для некоторых моделей современных мощных, но малообъемных двигателей внутреннего сгорания характерна склонность к детонации (эта проблема решается за счет оснащения электронным блоком управления).
    • Форсирование двигателя. Такие моторы отличаются высокой температурой горения топливно-воздушной смеси и большим давлением в цилиндрах, что делает их предрасположенными к детонированию.
    • Турбированные ДВС – смотрите предыдущий пункт.

    Таким образом, детонация топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе может происходить из-за низкого качества топлива, проблем в работе системы охлаждения или неправильно установленного угла опережения впрыска.

    Взрыв также может возникать вследствие нарушения рекомендаций производителя, касающихся режимов работы ДВС. К примеру, возникновение этой неполадки возможно при езде с малой скоростью на повышенной передаче и низких оборотах. Топливная смесь может воспламеняться из-за высокой степени сжатия.

    Часто владельцы автомобилей прибегают к чип-тюнингу, чтобы сэкономить на топливе, снизив его расход за счет обеднения топливно-воздушной смеси, что приводит к снижению динамики, увеличивает нагрузку на двигатель и, как следствие, повышает риск возникновения детонации.

    Где на двигателе находится датчик детонации

    Чаще всего датчики детонации устанавливают на блоке цилиндров с помощью резьбового соединения, располагая его поблизости от камер сгорания и центрального цилиндра. Выбор места установки неслучаен и полностью соответствует назначению устройства.

    Если описывать работу ДД простыми словами, то он выполняет функцию микрофона, улавливая звук взрывной волны, которая бьет в стенку цилиндра при детонации топлива.

    Где на двигателе находится датчик детонации

    Где на двигателе находится датчик детонации

    Возникновение взрывной волны связано с горением топливной смеси в камере сгорания, которая происходит с аномальной быстротой. Этот процесс отличается от штатного так же, как работа порохового заряда, который выталкивает артиллерийский снаряд, отличается от его взрыва при попадании в цель.

    Относительно медленное сгорание порохового заряда толкает снаряд, придавая ему необходимое ускорение, а взрывчатое вещество внутри него предназначено для того, чтобы дробить и разрушать. Дело в том, что детонация сопровождается горением, скорость которого на порядок выше, чем при сгорании пороха.

    6 способов устранения детонации двигателя

    Первое, что необходимо для предотвращения детонации двигателя, – правильное топливо. Ошибка, которую допускают многие водители, заключается в игнорировании рекомендаций производителя. Часто, стремясь сэкономить, автомобиль заправляют более дешевым горючим. Этого категорически нельзя делать, так как качество бензина и его цена прямо взаимосвязаны.

    Заплатив на заправке немного меньше, можно через какое-то время столкнуться с необходимостью выложить в десятки раз больше за капитальный ремонт и замену вышедших из строя деталей. Важно также заправляться бензином, имеющим именно то октановое число, которое указано в сопроводительной технической документации к конкретному транспортному средству.

    Читайте также!

    Регулировка угла опережения зажигания. При преждевременном воспламенении топливно-воздушной смеси в камере сгорания создается слишком высокая температура, что может привести к детонации. Неправильно настроенный мотор может продолжать детонировать даже после выключения.

    Проверка свечей зажигания на исправность и их замена (если в этом есть необходимость).

    6 способов устранения детонации двигателя

    6 способов устранения детонации двигателя

    Если в ходе эксплуатации двигатель автомобиля подолгу испытывает небольшую нагрузку, в цилиндрах могут скапливаться отложения нагара, который в свою очередь повышает риск возникновения детонации при его выключении. Для профилактики специалисты рекомендуют периодически повышать нагрузку, например, увеличивать обороты на высокой передаче.

    Если детонация двигателя сопровождается выбросом с выхлопными газами зеленого или черного дыма, значит, в них содержится алюминий. Это в свою очередь говорит о начале разрушения поршневой системы или ее выходе из строя. Решить проблему можно только полной заменой соответствующих деталей.

    Если детонация двигателя на холостом ходу происходит, несмотря на правильно отрегулированный угол опережения зажигания, используется качественный бензин с рекомендованным октановым числом, свечи зажигания исправны, то причина кроется в чрезмерно высокой температуре. Очень часто устранить проблему можно, снизив «жар» в цилиндрах с помощью интеркулера, охлаждающего приточный воздух, или обычной воды.

    Причиной избыточной температуры двигателя может быть неисправный термос. Если он вышел из строя, для устранения детонации необходимо обращаться к профессионалам – своими силами исправить положение не получится.

    Часто задаваемые вопросы о детонации двигателя

    Часто задаваемые вопросы о детонации двигателя

    Часто задаваемые вопросы о детонации двигателя

    В чем разница между калильным зажиганием и детонацией двигателя?

    Калильным зажиганием называют воспламенение топливно-воздушной смеси при взаимодействии с нагретыми элементами ДВС, из-за которого последний может продолжать работать после выключения. Однако между этим процессом и детонацией нет ничего общего.

    Также нередко взрывную волну путают с так называемым дизелингом, который также приводит к тому, что мотор некоторое время продолжает работать после выключения зажигания. Возможно, причины этого явления в повышенной степени сжатия или использовании горючего с несоответствующей рекомендациям производителя детонационной стойкостью. Название такой неполадки связано с воспламенением смеси под действием высокого давления, как это происходит в дизельных двигателях.

    Читайте также!

    Что нужно сделать в первую очередь при детонации двигателя?

    Услышав звук детонации двигателя, водитель должен по возможности быстро выяснить ее причину и принять меры для устранения неполадок, ведь это явление наносит вред деталям и узлам мотора и может даже привести к полному выходу ДВС из строя.

    Правда ли, что автомобили, оснащенные автоматическими КПП, реже страдают от детонации двигателя?

    Да, это так. Дело в том, что мотор с автоматической коробкой даже при желании невозможно заставить работать, например, в таком режиме, как если на «механике» по ошибке включить четвертую передачу вместо второй. Однако и с АКПП возможна незначительная детонации при наборе скорости в гору.

    Итак, мы выяснили, почему чаще всего происходит детонация двигателя. Изложенная выше информация поможет предотвратить возникновение этого неприятного явления. Если все-таки придется услышать характерные звуки из-под капота, теперь вы знаете, что следует делать.

    Редакция сайта ЦТО

    Понравилась статья? Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *