Помеха справа почему именно справа
Перейти к содержимому

Помеха справа почему именно справа

  • автор:

Как в ПДД описана «помеха справа» и в каких случаях она не работает

Первое правило автомобильного клуба: «уступи дорогу помехе справа». Каждый водитель, когда только осваивался за рулем, постоянно от более опытных автомобилистов слышал про пресловутую «помеху справа».

Moscow-Live.ru

Часто даже начинающие водители не имеют четкого представления об этом «выдуманном» правиле, которое даже не прописано в ПДД. Там в принципе не существует такой терминологии. И все же «помеха справа» давно является чуть ли не основополагающим принципом безаварийной езды в России и странах ближнего зарубежья. Но несмотря на то, что в ПДД так называемой «помехи справа» действительно нет, некоторые пункты Правил описывают именно этот принцип вождения.

К примеру, в п. 8.4 ясно сказано, что водитель «должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа» при одновременном перестроении. Аналогия «помехи справа» есть и в п. 8.9, который гласит, что когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, «дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». В общем-то, примерно то же самое указано в пункте Правил 13.11: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Правда, есть и исключение в виду круговых перекрестков.

Как видно, «помеха справа» и правда имеет силу в Правилах, хоть и указана там довольно косвенно. Правда, многие водители по недомыслию или незнанию пользуются «правилом помехи справа» в случаях, совершенно для этого не предназначенных. Наиболее частыми случаями являются разворот и поворот налево. В наших Правилах такая ситуация регламентируется пунктом 13.12, в котором ясно сказано, что водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо». То есть получается, что в этих случаях никакой «помехи справа» и не существует. Несмотря на это, очень часто можно встретить даже в протоколах при оформлении аварии именно такую формулировку, хотя для нее применяется юридически корректные определения с транспортными средствами, приближающимися или находящимися справа.

Комментировать

Автомобильные новости

Мотокаталог на Quto

Более 5000 моделей в каталоге

Quto.ru, 2024 г. 16+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Правила дорожного движения регулируются светофорами и знаками. Но что делать, если на перекрестке или во дворе их не оказалось, а ситуация спорная?

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.

  1. Что это
  2. Когда действует
  3. На перекрестке
  4. Во дворе
  5. Штрафы

Что такое «Помеха справа»

Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].

Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.

Когда действует правило «Помеха справа»

Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:

1. Пути движения водителей пересекаются

Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.

2. Ситуация не регулируется другими ПДД

В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.

3. Участники движения равнозначны

В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.

Помеха справа на перекрестке

Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.

Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.

Когда правило не действует

Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:

— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);

— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);

— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.

Помеха справа во дворе

В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.

Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?

Автомобилисты нередко замечают нелогичность правила «правой руки». К примеру, почему при повороте налево нужно пропускать автомобили, двигающиеся справа, а не наоборот. Такой разъезд мешает тем, кто движется слева, и выезд на Т-образный нерегулируемый перекресток для них становится опаснее. Да и на скоростной трассе при перестроениях из одного ряда в другой логичнее пропускать тех, кто едет по левым полосам движения, потому как у них больше скорость. В целом эти тонкости уже не замечаются, и на них обращаешь внимание только, когда оказываешься в неловкой ситуации. Почему же такое правило «правой руки» введено в обиход?

Карикатура на распространение паровых повозок (1831 г.).

Статья по теме

Великобритания — родина машин

Дело в том, что правила дорожного движения рождались там, где начали производиться первые автомобили, и там, где был самый большой рынок сбыта. Это была Британская империя с ее колониями и левосторонним движением. Многие страны в начале века ездили по левой стороне дороги, включая Норвегию, Швецию, Австралию и африканские колонии Великобритании.

Первые автомобили изготавливались с зеркальным расположением руля даже для рынков с традиционно правым движением. Во Франции продавались праворульные Renault, чтобы водителю было легче выходить на тротуар при парковке машины и успеть открыть дверь для господ, путешествующих в задней кабине автомобиля.

Некоторые машины имели руль посередине передней панели для облегчения обзора перекрестков, а место спереди было только одно — для водителя, как у кучера в карете. Неудивительно, что мировые правила стали закрепляться для тех транспортных средств, что изготавливались на тот момент.

Международные конвенции

В начале ХХ века количество автомобилей настолько увеличилось, что потребовалась более тщательная систематизация движения. В 1909 году в Париже была принята первая Международная конвенция, устанавливающая единую систему правил и дорожной сигнализации для европейских стран. Конвенция содержала 15 статей по различным вопросам. Она вносила единые технические требования к автомобилям, закрепляла унифицированный номер, звуковой сигнал, фары, задний фонарь, а также систематизировала правила обгона, проезда перекрестков и разъезда встречных автомобилей. Тогде же было введено четыре предупреждающих знака, которые обозначали приближение к опасным местам дороги, таким как перекресток, крутой изгиб на дороге, железнодорожный переезд и неровный участок дороги, где было необходимо сбросить скорость.

Вопрос-ответ

Для остальных случаев вводилось правило «правой руки». Если кто-то едет по левой стороне дороги, то чтобы вывернуть на свой ряд, требовалось «пропустить помеху справа». Это правило для левостороннего движения было настолько логичным, что не вызывало вопросов. А вот для стран с рулем, расположенным зеркально, менять его не стали и приняли, как в Англии.

По такому пути пошла Россия. В начале 20 века автомобилизация страны была очень низкой и не было никакой разницы, какую помеху пропускать в первую очередь, правую или левую. Россия взяла на вооружение международные правила и закрепила для своего использования.

Позднее, в 1926 г., эти правила были доработаны и дополнены на парижской конференции по безопасности дорожного движения, а также в 1931 году в Женеве, где европейские государства подписали Конвенцию, которая закрепляла единообразие правил и знаков дорожного движения. На тот момент их было уже 26, и разделялись они на три большие группы — предупреждающие, предписывающие и указательные. Правило «правой руки» оставалось неизменным, как и сейчас.

Правило «пропусти помеху справа» действует и для стран с левосторонним движением, таких как Англия, Кипр, Мальта, Индия, Индонезия, ЮАР, Пакистан, Бангладеш, Австралия, Япония, и в других государствах. Есть оно и в США, которые не подписали международную Конвенцию 1968 года по безопасности дорожного движения. В мире примерно 28% дорог левосторонние и 34% населения ездит на автомобилях с правым рулем.

Смотрите также:

  • Как вести себя на дороге, если вашу машину «поджимают» сзади? →
  • Скоростной слалом. Как нельзя перестраиваться на дороге →
  • Кто должен уступать дорогу в узком дворе? →

Почему пропускают «помеху справа»? Слева же проще!

В ПДД никаких «помех справа» или «правила правой руки» вообще нет. Под этим собирательным названием обычно имеют в виду положения пунктов 8.4, 8.9 и 13.11.1, которые описывают одну и ту же ситуацию: когда правила не дают однозначных инструкций по очередности движения, водители обязаны уступать транспортному средству, которое находится справа от них, чтобы безопасно разъехаться.

Как так получилось?

Для водителя, сидящего в леворульном автомобиле на дороге с правосторонним движением, гораздо логичнее кажется пропускать помеху слева, которую проще заметить, и тем самым обезопасить себя от возможно смертельного столкновения. Но общепринятый сейчас принцип — противоположный. Почему так получилось?

Версии разнятся. По одной из них, виноваты англичане. В начале XX века на мировом уровне принимались первые документы об общих правилах для автомобилей, и за образец тогда якобы был взят британский опыт левостороннего движения, при котором совершенно естественно уступать в ходе перестроений находящимся справа машинам. А страны с правосторонним движением механически внедрили у себя эту норму. Достоверность этой версии под вопросом: международные конвенции того времени не регулировали такие вопросы (в отличие от современной Венской конвенции о дорожном движении), а в Великобритании просто нет понятия помехи справа.

Согласно другому объяснению, принцип вообще сложился в древности: то ли во времена Римской империи, то ли был позаимствован из судоходной практики викингов. Те устанавливали рулевое весло справа и, соответственно, могли заметить движущийся параллельным курсом корабль и вовремя уступить ему путь тоже только справа. Но если принять на веру тысячелетнюю историю «правила правой руки», то неясно, почему его закрепили только в середине XX века, а многие страны до сих пор обходятся без него.

Текст: Вадим Зайцев

  • Безопасно парковаться теперь стало легче — благодаря защите камеры заднего вида. Используйте возможности вашего автомобиля на 100% благодаря интересным предложениям нашего интернет-магазина.
  • Столкнулись с обледенением стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с обогревом BURNER! Хотите, чтобы боковые стекла оставались чистыми, приобретите водосток лобового стекла!

Подпишитесь на «За рулем» в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *