Что подорожает с первого апреля
Перейти к содержимому

Что подорожает с первого апреля

  • автор:

Подорожают ли машины с 1 апреля?

С 1 апреля изменятся правила взимания таможенных сборов, а также утильсбора с автомобилей, которые ввозятся из стран ЕАЭС. Вырастут ли цены на машины? У экспертов разные мнения на этот счет. В одном они сходятся — параллельный импорт резко снизится, даже несмотря на то, что он и так не был в России популярен.

РИА Новости

Между тем, владельцы машин, которые их завезли подобным способом, активно стараются продать автомобили. Поскольку таможня пересчитывает их уплату утилизационных сборов по новым правилам. В итоге машина резко вырастает в цене, и становится неподъемной нагрузкой, когда требуется доплатить за ранее ввезенный автомобиль до 800 тысяч рублей и более. Многие модели, завезенные по заказу, просто оседают на таможне. Заказчики отказываются оплачивать дополнительные сборы.

Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Какие новые правила начнут действовать с 1 апреля, пояснил руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК Альфа-Лизинг Максим Давиденко. По его словам, с этой даты в России могут подорожать практически все иномарки, которые проходят процедуру растаможки в государствах ЕАЭС, из-за роста ставок утилизационного сбора и ужесточения правил таможенного оформления. Со второго месяца весны любой автомобиль, ввезенный в РФ для внутренней эксплуатации, будет облагаться дополнительными платежами. Например, утилизационный сбор (для юридических и физических лиц), разницу между таможенной пошлиной на базе реальной стоимости авто и указанной в декларации, а также неустойку между уплаченным в странах ЕАЭС НДС и акцизам и стоимостью их в России.

Со второго месяца весны любой автомобиль, ввезенный в РФ для внутренней эксплуатации, будет облагаться дополнительными платежами

— В связи с этим новые автомобили могут стать дороже на 10-20% в зависимости от модели и марки авто, маршрута, по которому осуществлен их ввоз, — говорит эксперт. — Однако ни конечные потребители, ни коммерческие автопарки не останутся без обновления ассортимента в сегменте новых авто по приемлемым ценам.

Автоконцерны, которые поставляют свои автомобили в Россию напрямую, например, Changan, FAW, Tank, Geely, JAC, Chery и Jetour, в марте 2024 года даже снизили розничные цены на свои модели. Так, седаны Lamore и Eado Plus бренда Changan стали дешевле на 20 000 −100 000 рублей, рекордный бонус на покупку своего внедорожника Tank 500 в комплектации Adventure предлагает и одноименный бренд — 700 000 рублей.

Популярный у россиян и представителей бизнеса Geely Coolray стал доступнее на 75 000 — 110 000 рублей. Таким образом сильному повышению цен будет препятствовать сформировавшееся к 2024 году насыщение рынка. В первую очередь ввиду продолжающегося широкого ассортимента новых автомобилей как официально импортируемых, так и локально производимых.

Фото: РИА Новости

По его словам, несмотря на прогнозы скорого повышения цен на новые авто, они по-прежнему пользуются спросом у россиян. Так, за вторую неделю марта 2024 года было реализовано 37 432 единиц новых авто, 85% из которых занимает легковой транспорт. 8% заняли продажи грузовиков и 5% — представители сегмента LCV.

Как считает директор автомобильного маркетплейса CarClick Сергей Пиголкин, в первую очередь изменение начисления сборов сильно ударит по электрокарам и гибридам, ведь в Киргизии ставка 15,25% от стоимости, тогда как в РФ — в разы выше. Например, стоимость Zeekr 001 и Li 7 может вырасти на 1,5 миллиона рублей. Аналогичная ситуация и с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. К примеру, у популярного Geely Monjaro разница в таможенных сборах в РФ и Киргизии — около 700 тысяч рублей. Учитывая введенный утильсбор в 306 тысяч рублей, все это сделает неактуальным ввоз авто через наших соседей.

Из 12% авто, поставляемых по параллельному импорту, только 6 процентов завозилась через ЕАЭС

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, параллельный импорт у нас упал. Если раньше примерно 12 % процентов авто завозилось по нему, то сейчас — 6 %. При этом только половина приходилась на Киргизию, Казахстан, Армению и прочие страны ЕАЭС. То есть, речь идет о 3%, которые влияют на отрасль очень слабо. Сейчас в России рынок очень слабого покупателя. Компании будут изо всех сил стараться продать то, что уже есть на складах. Единственное, что может сказаться на цене — это рост курса юаня к рублю.

Комментарии

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Алексей Стариков, заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей

— В связи с данным нововведением на рынке не предвидится сокращение ассортимента или увеличение сроков доставки. Рост стоимости в данный момент очевиден относительно электрокаров и гибридов. Можно ожидать, что в дальнейшем подорожают, например, такие популярные китайские электромобили, как Zeekr и Avatr, т.к. ввозить их теперь будут только физлица для частного пользования и только в РФ. Привезти такой а/м из стран ЕАЭС будет невозможно.

Такие автомобили постепенно заканчиваются на рынке и можно ожидать пропорциональный рост их стоимости. В конкретных цифрах рост цен пока прогнозировать сложно.

Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh

— В апреле 2024 года примерно на четверть подорожает ряд автомобилей, ввозимых в Россию по параллельному импорту. Например, рост утилизационного сбора и ужесточение правил растаможки авто, согласно российскому законодательству, коснутся моделей Voyah Free EVR Long Range, Geely Monjaro и других автомобилей, производители которых официально присутствуют в РФ. При этом китайским брендам, которые поставляют свои модели в РФ напрямую, удастся еще больше нарастить свой объем продаж.

Существенное подорожание «серых» авто не окажет значимого влияния на отечественный рынок, так как доля моделей на нем, ввезенных из стран ЕАЭС, в прошлом году составила всего 13%. Единственный негативный момент заключается в том, что вместе со стоимостью новых авто, ввозимых в РФ по параллельному импорту, могут стать дороже и комплектующие для них. Например, только на фоне новости об увеличении цен в апреле, в феврале 2024 года ряд запчастей подорожал на 70%, некоторые — в 1,5 раза.

Подорожание автомобилей с 1 апреля 2024 года: для каких машин, почему и на сколько

С сегодняшнего дня вступают в силу новые правила расчета таможенных платежей на автомобили, ввозимые из стран ЕАЭС. Из-за этих правил стоимость многих новых машин ощутимо вырастет. Давайте выясним, что изменилось, почему за машины придется платить больше и на каких автомобилях это скажется сильнее всего.

Что вступило в силу с 1 апреля?

На самом деле, о грядущих изменениях было известно уже давно, в середине февраля. С 1 апреля в силу вступило  Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 152  «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291». Это постановление вносит изменения в правила расчета и взимания утилизационного сбора на автомобили.

Теперь сумма утилизационного сбора считается по новой формуле:

УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка

УСед – это, собственно, утильсбор;

Ктп – разница между таможенной пошлиной, рассчитанной по цене машины по документам Минпромторга, и указанной в фактической таможенной декларации на автомобиль;

Кндс – разница между НДС, рассчитанным по документам Минпромторга, и фактически уплаченным НДС, указанным в декларации на товар;

Ка – разница между суммой акциза, рассчитанной исходя из мощности в ОТТС или СБКТС, и фактически уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товар.

Формула забавная по своей сути: теперь утильсбор – это, собственно, утильсбор плюс все суммы недоплаченных акцизов, пошлин и налогов. Ну а проще говоря, в утилизационный сбор включили все «недоплаты», которые имели место при растаможке автомобиля в странах ЕАЭС.

Кроме того, второй пункт изменений в правила ввоза автомобилей касается электромобилей. С 1 апреля в список оснований для возврата документов и отказа во ввозе является «отсутствие декларации на товары (пассажирской таможенной декларации), в соответствии с которой колесные транспортные средства приобрели статус товаров Евразийского экономического союза и решение о выпуске которых принято таможенными органами Российской Федерации, в случае ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств с электродвигателями, в том числе транспортных средств, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа, за исключением транспортных средств, оснащенных иными типами гибридных силовых установок». Проще говоря, электромобили и последовательные гибриды теперь можно растаможивать только непосредственно в России, и ввоз таких машин из других стран, даже входящих в ЕАЭС, запрещен.

Почему можно было сэкономить?

Суть экономии состояла в том, что суммы пошлин при растаможке автомобилей различались в разных странах Таможенного союза. При этом растаможка машины в стране-участнице ЕАЭС делала эту машину товаром Таможенного союза – то есть, позволяла продавать и эксплуатировать ее в любой из этих стран без уплаты дополнительных пошлин.

Это позволяло ввозить в Россию автомобили, растаможенные в Белоруссии, Кыргызстане, Казахстане, Армении и других странах по ставкам более низким, чем применяются в РФ. Например, в Белоруссии есть льготы на уплату акцизов и НДС на электромобили, в Кыргызстане НДС составляет 12% вместо российских 20%.

Более того, помимо этой «честной» экономии перепродавцы использовали и более хитрые уловки. Например, при ввозе через Кыргызстан практиковали занижение стоимости автомобиля в таможенной декларации, а при ввозе через Белоруссию – оформление автомобилей на льготные категории граждан: в частности, инвалидов и многодетных родителей, которые имеют право на скидку в 50% на уплату пошлин. В результате автомобили, ввезенные через третьи страны, оказывались дешевле тех, что растаможивались непосредственно в РФ, причем разница могла составлять от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей и более. Таким образом, официальные импортеры в России оказывались в невыгодном положении по сравнению с теми, кто ввозил автомобили через страны ЕАЭС по параллельному импорту, в том числе в частном порядке с оформлением на физлиц.

Что будет теперь?

Новые правила ввоза никак не запрещают и не ограничивают импорт автомобилей – то есть, на возможностях и ассортименте это никак не скажется. А вот цены на некоторые новые автомобили вырастут – как раз на ту разницу между «льготным» и официальным способом растаможки. То есть, сэкономить, ввозя автомобиль через Кыргызстан или Белоруссию, больше не получится. Это фактически ставит брокеров, частных импортеров, перекупщиков и других бизнесменов в равные условия с официальными импортерами и дилерами – то есть, цены на новые машины выровняются. Например, раньше «серый» Geely Monjaro можно было купить на 500-800 тысяч, а то и на миллион дешевле, чем дилерский, официально ввезенный в Россию. Теперь же, с учетом невозможности сэкономить при ввозе, «параллельный» автомобиль будет стоить столько же.

Отдельно стоит упомянуть электромобили и последовательные гибриды. Как мы помним, второе изменение, вступившее в силу – это запрет на ввоз для перепродажи электромобилей и последовательных гибридов, растаможенных в любой другой стране, кроме РФ. То есть, все электромобили, оформленные по льготным ставкам в других странах ЕАЭС, теперь ввезти в Россию просто невозможно. С 1 апреля все подобные машины нужно растаможивать в России – без декларации, выданной таможенными органами РФ, их ввоз будет запрещен. Это означает, что электромобили, ввезенные по параллельному импорту и в частном порядке через третьи страны, просто исчезнут с рынка – а цены на те, что будут ввозиться по новым правилам, также вырастут или уравняются с «дилерскими». Причем в случае с дорогими электромобилями и гибридами вроде Lixiang и Zeekr прирост может составлять даже не сотни тысяч, а миллион рублей и более.

С 1 апреля машины из параллельного импорта прибавят в цене до 30%

Фото: Shutterstock

Российские власти запретили серые схемы параллельного импорта автомобилей с прохождением таможенного оформления в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такие каналы поставок позволяют сэкономить на таможенных и иных платежах, что дает возможность снизить стоимость автомобиля на 20–30%, предупреждают участники рынка. Новые правила не перекроют поставки иномарок в Россию, но заметно увеличат их цену.

Что изменится с 1 апреля

  • разница в расчете таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС;
  • разница в уплате НДС;
  • разница в уплате акциза.

В итоге утильсбор вырастет на размер разницы в уплате таможенных сборов, акцизов и НДС между Россией и странами ЕАЭС.

Фото: avto-nomer.ru

Фото: Autonews.ru

Исключение сделано для электромобилей и гибридов

Если обычные машины можно будет растаможить в Киргизии и Белоруссии и при ввозе в Россию доплатить разницу в виде повышенного утильсбора, то ввоз электромобилей и параллельных гибридов, у которых двигатель внутреннего сгорания никак не связан с колесами, просто запрещается. Точнее, он разрешен, но только при непосредственном прохождении таможни на территории России.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

По мнению основателя компании Rucars Романа Рассудкова, это позволит обойти соглашения с ЕАЭС по стандартным таможенным пошлинам.

«Собственно, таможенные платежи составляют во всех странах ЕАЭС 15% от стоимости автомобиля и менять их нельзя. Но можно, с одной стороны, давать скидки, а с другой — снижать НДС и акциз на одну категорию товаров. С другой стороны, Россия вправе повышать утилизационный сбор, чем и пользуется», — рассуждает эксперт.

Рассудков считает, что под удар новых правил попадут в первую очередь китайские электромобили и гибриды, которые сейчас являются лидерами рынка в сегменте от 5 млн до 10 млн руб. Это в первую очередь модели марок Zeekr, Lixiang и Aito.

Как можно ввезти машины до 1 апреля

Источник Autonews.ru на рынке рассказал несколько способов, которыми пользовались поставщики машин до сих пор. По его словам, совокупные пошлины на ввоз автомобиля в Россию равны 48%, но особенности законодательства в союзных государствах позволяют значительно снизить этот процент.

Во-первых, в Белоруссии нет акцизов и НДС на ряд категорий транспортных средств, в частности на электромобили. Во-вторых, их растаможка может осуществляться на льготные категории граждан. В Киргизии НДС есть, но он составляет не 20%, как в России, а 12%. При этом там таможенные 15% берутся от очевидно заниженной цены, в результате чего прохождение оформления обходится даже дешевле, чем в Белоруссии, где НДС равен 0%.

Насколько повысятся цены

По словам Рассудкова, прохождение таможни в Киргизии или Белоруссии позволяет существенно сэкономить. При этом в каждой из стран свои способы снизить конечную стоимость машины. Это могут быть более низкие таможенные пошлины, занижение стоимости товара, от которой считается процент таможенного сбора, скидки для различных категорий граждан, а также более низкая ставка НДС, которая может быть даже нулевой в случае с электромобилями и приравненными к ним подзаряжаемыми гибридами.

«По сравнению с Киргизией, при прохождении таможни в России для электромобиля цена увеличивается на 20–30%. Скажем, если сейчас автомобиль из Китая в Москве стоит под ключ $50 тыс., то после принятия новых мер его цена увеличится до $65 тыс.», — подсчитал Рассудков.

В Белоруссии таможенные ставки такие же, как в России, но существуют схемы с растаможкой на физических лиц, которые имеют право на льготы, говорит специалист по продажам автомобилей с пробегом из Европы Руслан Кривонос. Также бывают попытки занижать таможенную стоимость ввозимых машин. Если нововведения заработают, то это будет на руку добросовестным продавцам, считает эксперт.

«Таможенная пошлина составляет 48%, но при ввозе на физическое лицо с правом на льготу платится всего 24%. О том, что использование такой схемы в коммерческих целях хотят запретить, в Белоруссии говорят давно. Вопрос в том, как все будет реализовано», — рассказал Кривонос.

Управляющий директор Frank Auto Ирина Франк также подтверждает, что участники рынка видели проект российского правительства и уже из-за него стали повышать цены.

«Популярный электрокар Zeekr 001 сейчас стоит около 6 млн руб. Подорожать машина может примерно на 400 тыс. руб. Это связано с тем, что в Киргизии повысят тарифную сетку на 6–7%. Если вы хотите купить автомобиль по максимально выгодной цене, то поспешите сделать это до 1 апреля 2024 года. Уже сейчас машины подорожали на 3–4% из-за информации в документе правительства — именно так рынок на нее отреагировал», — говорит Франк.

Geely Monjaro

Geely Monjaro (Фото: Geely)

О том, насколько вырастут цены, можно судить, например, по Geely Monjaro. Такие автомобили попадают в Россию как через официального поставщика, так и по каналу параллельного импорта через Киргизию. Отличить «киргизские» Monjaro при этом можно по сохранившимся иероглифам на задней двери, которые у официальных автомобилей отсутствуют. Сейчас у дилеров можно найти объявления о продаже новых Monjaro с иероглифами за 4 050 000 руб., и в эту цену уже входит страховка. Официальные машины стоят минимум 4 544 900 руб. с учетом действующей безусловной скидки в 150 тыс. руб.

Как будут считать цены по новым правилам

Главный вопрос, который сейчас волнует участников рынка, заключается в том, как будут считать цены с 1 апреля. В постановлении правительства на этот счет прямо сказано, что расчет таможенной стоимости будет осуществляться исходя из данных о марке и модели автомобиля по списку, подготовленному Минпромторгом на основе данных от Федеральной таможенной службы.

Такой список обязаны будут опубликовать в открытом доступе и обновлять раз в квартал. Однако до сих пор ничего подобного министерство не готовило, и первая редакция пока находится в стадии составления, пояснили Autonews.ru в Минпромторге, отметив, что сами цены устанавливаются на основе данных таможни.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Источник Autonews.ru на рынке говорит, что до сих пор действовала похожая схема с той разницей, что открытого доступа к таможенной базе со стоимостью машин не было.

«В России при растаможке использовались каталожные цены, но самих каталогов никто не видел. В Киргизии есть некая сетка с ценами, в Белоруссии делают оценку. Как с 1 апреля будет работать в России, никто не понимает», — говорит источник.

Для граждан стран ЕАЭС ничего не изменится

В проекте поручения Евразийского межправсовета, подготовленного Москвой, отдельно говорилось, что речь не идет об изменении правил таможенного оформления в странах ЕАЭС. Существующие там льготы на ввоз машин, их таможенная стоимость и ставки останутся неизменными.

Однако если окажется, что стоимость таможенного оформления в стране ЕАЭС была ниже, чем если бы машина сразу прошла таможню в России, то ввоз таких автомобилей в РФ должен быть запрещен либо осуществлен с доплатой возникшей разницы.

  • Части российских водителей решили вернуть льготы на утильсбор
  • В Россию привезли новинки от Lexus, Honda и Hummer. Подробности и цены
  • Как выросли цены в России на популярные автомобили с 2023 года
  • Авторынок в России притормозил. 6 главных выводов по итогам января

Утильсбор 2024: что изменится после 1 апреля? на сколько подорожает растаможка через Казахстан, Кыргызстан и Беларусь?

Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году

С 1 апреля 2024 года в России изменится расчет утилизационного сбора для автомобилей которые были растаможены в странах ЕАЭС (Казахстане, Киргызстане, Армении и Беларуси).

Если коротко, то все недоплаченные платежи (сборы, налоги, пошлины) при растаможки в странах ЕАЭС, с 1 апреля 2024 года теперь будут учитываться в составе утилизационного сбора.

Причем это касается как физических, так и юридических лиц.

Для тех, кто привозил автомобили напрямую в Россию, ничего не изменится.

Таким образом, с 1 апреля 2024 года больше не будет никакого экономического смысла растамаживать автомобили через Казахстан, Кыргызстан, Армению или Беларусь. В итоге ожидается подорожание автомобилей на российском рынке, в первую очередь, которые были привезены по схеме параллельного импорта.

Реальный пример: сколько можно было сэкономить при растаможки в странах ЕАЭС до 1 апреля 2024 года

Стоимость популярного кроссовера Geely Monjaro у официального дилера в России составляет от 4 700 000 рублей. Но если купить такой же новый автомобиль в Китае и растаможить его, например, в Кыргызстане, то его цена выходила со всеми расходами в районе 3 500 000 – 3 800 000 рублей. Т.е выгода была почти 1 000 000 рублей!

Именно поэтому Geely Monjaro является “звездой” параллельного импорта в России, а в феврале 2024 года кроссовер смог занять 4 место в общем зачете продаж среди всех новых автомобилей на российском рынке.

Покупатели делали выбор в пользу “серых” автомобилей даже несмотря на отсутствие официальной гарантии и русифицированного интерфейса.

Почему такая большая выгода?

Несмотря на то, что Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения, входят в единый таможенный союз. У всех стран разная стоимость пошлин, налогов и других платежей. Например, в России НДС 20%, а в Кыргызстане 12%, а в Беларуси НДС вообще нет.

Также во многих странах есть индивидуальные льготы. Например, в Беларуси, для членов многодетных семей, а также инвалидов первой и второй группы, скидка на оплату таможенных платежей составляет 50%.

Также многие пользовались разными ухищрениями для снижения стоимости растаможки. Например, в Кыргызстане многие занижали реальную стоимость автомобилей на 70-80%. Таким образом растаможка становилась намного дешевле.

К слову, именно из-за занижения стоимости, российский Минпромторг составит перечень средней стоимости автомобилей, которая будет учитываться в формуле расчета утильсбора после 1 апреля 2024 года.

Таким образом бюджет РФ не дополучал крупные суммы, именно поэтому было принято решение изменить порядок расчета утилизационного сбора автомобилей, которые проходили растаможку через Казахстан, Кыргызстан, Беларусь или Армению.

Как именно будет рассчитываться утильсбор после 1 апреля 2024 года?

Правительство РФ опубликовало специальную формулу расчета утилизационного сбора транспортных средств, которые проходили таможню через страны ЕАЭС:

УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка

УСед – сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Ктп – сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом РФ.

Кндс – сумма, равная разнице между налогом на добавленную стоимость, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей Минпромторга. Отрицательное значение Кндс признается равным нулю;

Ка – сумма, равная разнице между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в ОТТС, и уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора. Отрицательное значение Ка признается равным нулю.

Описание формулы было сокращено, полный текст здесь

Если не вдаваться в подробные расчеты, то все недоплаченные платежи при растаможки в странах ЕАЭС будут учтены в составе утилизационного сбора.

На электромобили это тоже распространяется?

С электромобилями и последовательными гибридами все еще строже. Их теперь можно привозить только напрямую в Россию.

Какие автомобили подорожают прежде всего после 1 апреля?

В первую очередь, ожидается подорожание автомобилей, которые поступают на российский рынок по схеме параллельного импорта. Например, гибридные кроссоверы Lixiang (Li Auto) или электромобили Zeekr, а также европейских иномарок, которые, преимущественно, проходили таможенную очистку через Беларусь.

Сразу стоит отметить, параллельный импорт как был, так и останется. Просто станет дороже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *