Что относится к грузам повышенной опасности
Перейти к содержимому

Что относится к грузам повышенной опасности

  • автор:

«Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 20.11.2023)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ)
  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Бюджетный кодекс (БК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс
  • Конституция РФ
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Лесной кодекс (ЛК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс
  • Уголовно-процессуальный кодекс
  • Производственный календарь на 2023 год
  • МРОТ 2024
  • ФЗ «О банкротстве»
  • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
  • Об исполнительном производстве
  • О персональных данных
  • О налогах на имущество физических лиц
  • О средствах массовой информации
  • Производственный календарь на 2024 год
  • Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ
  • Расходы организации ПБУ 10/99
  • Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
  • Календарь бухгалтера на 2024 год
  • Частичная мобилизация: обзор новостей

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности»

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ)
  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Бюджетный кодекс (БК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс
  • Конституция РФ
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Лесной кодекс (ЛК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс
  • Уголовно-процессуальный кодекс
  • Производственный календарь на 2023 год
  • МРОТ 2024
  • ФЗ «О банкротстве»
  • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
  • Об исполнительном производстве
  • О персональных данных
  • О налогах на имущество физических лиц
  • О средствах массовой информации
  • Производственный календарь на 2024 год
  • Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ
  • Расходы организации ПБУ 10/99
  • Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
  • Календарь бухгалтера на 2024 год
  • Частичная мобилизация: обзор новостей

Опасные грузы. Классификация и особенности перевозки.

опасные грузы

Опасный груз (dangerous good) — это груз, который в ходе перевозки, погрузки, разгрузки или во время хранения, а также в результате транспортного происшествия, может нести угрозу жизни и здоровью находящихся рядом людей или окружающей среде.
Опасные грузы либо запрещены к перевозке, либо на их перевозку наложены определенные ограничения, вызванные соблюдением мер безопасности.

Перевозка этих грузов требует заполнения особой документации и упаковки.

  • При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом руководствуются Соглашением государств Европы о международных автоперевозках опасных грузов (ADR). Это Соглашение признают не только участники ЕС. Для России оно также актуально, но называется ДОПОГ.

Для других способов международной перевозки действуют:

Для всех этих документов основной источник — Типовые правила ООН. Они определяют классификацию опасных грузов, процедуры отправления, аварийные мероприятия и технологию составления отчётов о них. Также в Правилах обозначены принципы подготовки работников и обеспечения безопасности.

Считается серьезным нарушением разрешить провозить опасные грузы даже при малейшем несоблюдении этих правил. Чтобы гарантировать, что незаявленные опасные грузы или заявленные, но не соответствующие Правилам не были загружены на борт самолета, лица, отвечающие за это, несут юридическую ответственность.

В Типовых правилах ООН сформирован специальный список опасных веществ (более 3000 наименований). Каждое опасное вещество, внесённое в этот список, имеет четырёхзначный номер, который называется идентификационным номером по списку опасных веществ ООН. По этому номеру можно узнать точное название перевозимого опасного вещества. Список разбит по классам — разрешено опасное вещество одного класса перевозить, только по предназначенным для него правилам.

В зависимости от вида, физико-химических свойств и степени угрозы при транспортировке такие грузы делятся на девять классов. Порядок нумерации не определяет уровень опасности, который представляет тот или иной груз.

Весь список опасных веществ. Нумерация от 1 до 9.

  • Грузы делятся на классы опасности в соответствии с классификацией договора ADR:
  • 1 класс — взрывчатые материалы и предметы;
  • 2 класс — сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы;
  • 3 класс — легко воспламеняющиеся жидкости;
  • 4.1 класс — легко воспламеняющиеся твёрдые вещества;
  • 4.2 класс — самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 класс — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
  • 5.1 класс — окисляющие вещества;
  • 5.2 класс — органические пероксиды;
  • 6.1 класс — ядовитые вещества;
  • 6.2 класс — побочные продукты переработки животных и инфекционные вещества;
  • 7 класс — радиоактивные материалы;
  • 8 класс — коррозирующие вещества;
  • 9 класс — прочие опасные вещества.

Типичные примеры опасных грузов: топливо, которое легко воспламеняется; кислоты, которые обжигают или разъедают кожу, металлы или другие материалы; краски, которые могут содержать воспламеняющиеся компоненты; все типы аэрозолей, которые легко воспламеняются и при деформации взрываются; растворители; некоторые виды удобрений; клеи; образцы зараженной крови; автомобильные аккумуляторы с электролитом; химические вещества; сухой лед; медицинские препараты и т.д.

Для транспортировки таких грузов перевозчик должен оформить специальные документы и соблюсти нормы безопасности: они касаются упаковки, маркировки, температуры, влажности и многих других аспектов. Вплоть до невозможности везти в одном пространстве транспортного средства, например, два разных опасных груза, если они способны создать угрозу в случае контакта.

Если имеется более, чем одна опасность, то договор определяет главную и дополнительную опасности (например: метанол имеет главную опасность — огнеопасность и дополнительную опасность — ядовитость). Искусственно созданные опасности не учитываются.

Оформление ТТН на опасные грузы.

  • Товарно-транспортная накладная на перевозку опасных грузов обязана быть написана на официальном (государственном) языке грузоотправителя. Если этот язык не является английским, французским, немецким, то ещё дополнительно и на одном из этих языков.
  • При записи в накладной наименования перевозимого опасного груза вначале указывается идентификационный номер UN… (или ANO…) (пример: 1831).
  • Затем записывается полное наименование опасного груза (кислота серная).
  • Затем указываются класс главной опасности (называется номер знака главной опасности) и, если есть, то класс дополнительной опасности (в скобках) (называется номер знака дополнительной опасности) — 8 (6.1), а также указывается группа упаковки, если она есть — I.

Пример полной записи: UN 1831, кислота серная, 8 (6.1), I.
Форма упаковки, количество и вес записываются словами, например: UN 1223, керосин, 3, III (бочки, 10 штук, 2000 кг.)

Перевозка опасного груза требует более тщательной подготовки: для проверки принятия портом и перевозчиком опасного груза необходимо знать IMO Class и номер классификации ООН (UN Number), а также иметь паспорт безопасности на груз на английском языке – MSDS. При выборе терминала доставки следует заранее убедиться в наличии у терминала лицензии на работу с данным грузом и уточнить, по какому варианту разрешена выгрузка. Учитывая это, целесообразнее размещать букинги на опасные грузы заблаговременно.

Морские и железнодорожные перевозки вагонами вышеперечисленных грузов могут осуществляться только специализированными транспортными средствами, а погрузка, разгрузка и перегрузка их разрешена на лицензированных терминалах и перевалочных станциях.
Из-за повышенной опасности в отношении подобных грузов на морские перевозки обычно действуют повышенные тарифы.

Cargotime — это активно развивающийся цифровой логистический портал, цель которого дать клиентам грузовых компаний простой доступ к информации об их грузах и перевозчиках.

На портале представлен ряд полезных сервисов. Сервисы трекинга контейнеров, судов и посылок помогут быстро отследить текущее местоположение груза. А калькулятор доставки поможет рассчитать стоимость перевозки по России и сравнить цены у разных транспортных компаний.

Также на портале собраны крупные, актуальные, регулярно пополняемые каталоги компаний, предоставляющих услуги в области перевозки грузов. В них можно найти информацию о компании и её контактные данные.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом – 2021

Специальные Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом утверждены несколькими нормативными актами, которые начали действовать с середины прошлого года. Они содержат требования к перемещениям отдельных видов ж/д грузов, с учетом их особенностей. Также с 1 января 2021 года вступили в силу общие Правила перевозки грузов по железной дороге, утвержденные Приказом Минтранса РФ № 256 от 27.07.2020.

  • Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом – 2021: общие условия
    • Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
    • Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом

    Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом – 2021: общие условия

    Основной документ, в котором прописан порядок ж/д грузоперевозок – это Устав железнодорожного транспорта. Он был утвержден федеральным законом № 18-ФЗ от 10.01.2003, и последний раз обновлялся 23 ноября 2020 г. В частности, здесь дано определение, что такое «груз» (ст.2) — это объект (предметы, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д.), перемещаемый в контейнерах или грузовых вагонах, после того, как он принят к перевозке в установленном порядке.

    Узнайте о перевозке опасных грузов автотранспортом здесь:

    Особо выделено понятие «опасный груз», при перевозке которого может быть нанесен вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде или техническим средствам, включая емкость, где он размещен. В частности, правила перевозок опасных грузов по железным дорогам включают обязанность грузоотправителя наносить коды опасности на вагоны, контейнеры и тару (ст.18 закона № 18-ФЗ). Что относится к грузам повышенной опасности, решает Правительство. Они перемещаются по железной дороге только по специальному разрешению.

    Грузоотправители должны подготовить перевозку груза с соблюдением полного комплекса установленных требований. Они обязаны обеспечить:

    • безопасность движения ж/д транспорта;
    • сохранение качества перевозимой продукции;
    • защиту от повреждения груза, вагона, контейнера;
    • экологическую и пожарную безопасность при перевозке груза.

    Чтобы осуществить грузоперевозку ж/д транспортом, отправитель груза направляет перевозчику заявку — не менее, чем за 10 дней (если грузоперевозка международная, то не менее, чем за 15 дней). Она рассматривается в 2-дневный срок. Если перевозчик решит, что может заявку удовлетворить, то отправляет ее на согласование владельцу инфраструктуры. Либо мотивированно отказывает грузоотправителю в ее удовлетворении (ст.11 закона № 18-ФЗ).

    Владелец инфраструктуры в течение пяти дней рассматривает заявку перевозчика (при международных перевозках в течение 10 дней), после чего возвращает ее с пометкой о согласовании – отрицательной или положительной. Согласованная заявка, как перевозчиком, так и владельцем инфраструктуры передается грузоотправителю – не позже, чем за три дня до осуществления перевозки.

    Вышеупомянутый Приказ Минтранса № 256 об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом регламентирует следующие вопросы, касающиеся всех ж/д перевозчиков:

    • порядок переадресовки грузов и пустых вагонов, если меняется грузополучатель и/или станция назначения (раздел II);
    • правила составления актов при грузоперевозках (раздел III);
    • правила оформления транспортной ж/д накладной (раздел IV);
    • порядок и сроки хранения грузов на железнодорожной станции, куда они прибыли (раздел V).

    Так, в п.43 общих Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом говорится, что обстоятельства, при которых возникает ответственность со стороны грузополучателя, грузоотправителя или перевозчика, фиксируются:

    • либо в коммерческом акте;
    • либо в актах общей формы;
    • либо в других актах.

    Именно эти документы являются средствами доказывания факта нарушения обязательства одной из сторон. Какой акт оформляется, зависит обстоятельств, которые он удостоверяет. Например, коммерческим актом удостоверяется (ст.119 закона № 18-ФЗ):

    • несоответствие таких параметров груза, как масса, наименование, количество мест;
    • обнаружение груза без необходимых перевозочных документов;
    • повреждение груза;
    • его непередача на железнодорожный путь;
    • возвращение похищенного груза.

    Другие обстоятельства удостоверяются иными актами, в частности, актами общей формы.

    Детальные условия и порядок грузоперевозок ж/д транспортом регулируются специальными правилами, которые устанавливает Минтранс для определенных грузов – опасных, скоропортящихся, подкарантинных, с объявленной ценностью, с сопровождением и т.д.

    Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

    Требования к подобным грузоперевозкам установлены Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 № 15 (ред. от 27.11.2020).

    Так, разделом 1.2 введена классификация опасных грузов. По характеру опасных свойств они разделены на девять классов, некоторые из которых имеют дополнительные подклассы. Условия перевозок таких грузов зависит от того, к какому классу они относятся.

    Например, транспортировка ж/д транспортом газа (класс 2) осуществляется в специализированных контейнерах, баллонах или сосудах с соответствующей окраской, и при соблюдении всех технических стандартов, предъявляемых к данным емкостям.

    Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом

    Данные правила регулируются Приказом Минтранса № 66 от 04.03.2019. Особые требования предъявляются к температурному режиму емкостей, их вентилированию и охлаждению.

    Грузоотправитель заранее согласовывает с грузополучателем условия перевозки скоропортящегося груза. В накладной определяется скорость его передвижения. Грузоотправитель не несет ответственности перед грузополучателем, если порча груза произошла вследствие непреодолимой силы.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *