Для чего нужны противовесы на коленвале
Перейти к содержимому

Для чего нужны противовесы на коленвале

  • автор:

Коленвал – устройство, поломки, эксплуатация

Коленчатый вал (а именно так полностью называется герой сегодняшней статьи) – деталь, которую владелец исправного автомобиля вряд ли когда-то увидит вживую. Она скрыта внутри мотора, но при этом играет огромную роль: «собирает» крутящий момент от поршней и передает их на коробку передач и колеса. При поломке коленвала автомобиль превращается в «недвижимость», потому что двигатель функционировать не сможет. Это весомый довод, чтобы получше изучить принцип работы коленвала и соблюдать нехитрые рекомендации для его беспроблемной эксплуатации.

Коленчатый вал

Как работает

Для несведущего человека коленвал выглядит странно – это «палка», у которой с разных сторон есть «наросты». Но такая форма обусловлена выполняемыми функциями. Первая – обеспечить разнонаправленное движение поршней. Это как на велосипеде, когда мы ногой нажимаем на одну педаль, вторая поднимается вверх. У автомобиля цилиндров и поршней обычно больше двух, но общий принцип такой же – кто-то «едет» вверх, а кто-то вниз. За счет сложной формы коленвала такой эффект и получается.

Вторая функция – это аккумулирование крутящего момента. Под воздействием поршней сам коленвал вращается и передает энергию как на маховик, через который осуществляется привод на колеса, так и на шкив, который через ремень (или ремни, в зависимости от конструкции) «крутит» вспомогательные агрегаты – генератор, насос ГУР, компрессор кондиционера… Кроме того, на коленвале еще предусмотрено крепление для шкива привода ГРМ, он вращает цепь или ремень, чтобы в головке блока распредвалы могли своевременно открывать и закрывать цилиндры для подачи топлива и отвода выхлопных газов.

Принцип работы коленвала

Если внимательно посмотреть на коленвал, то можно увидеть, что его основная часть как бы состоит из сегментов. Эти сегменты называются шейками. Они бывают двух видов. Коренные шейки стоят на центральной оси коленвала и позволяют ему вращаться в корпусе двигателя. Шатунные шейки находятся дальше от оси, к ним крепятся шатуны и их зачада обеспечить вращение шатуна. Количество коренных шеек может варьироваться в зависимости от конструкции мотора, а вот шатунных шеек всегда столько же сколько цилиндров в двигателе. Шейки взаимодействуют с подшипниками, которые называют вкладышами. Чтобы шейки и вкладыши не натирали друг друга они работают в условиях обильной смазки.

Устройство коленчатого вала

Также в конструкции коленвала можно увидеть массивные металлические части – это противовесы. Они нужны для ровного вращения самого коленвала без вибраций и облегчения работы коренных шеек и подшипников. Количество и размеры противовесов зависят от конструкции мотора. Особенно важным расчет количества и конструкция противовесов становится для моторов с нечетным количеством цилиндров, которые от природы менее сбалансированы чем двигатели, у которых цилиндров четное количество.

Противовес коленвала

В местах выхода коленвала из блока на нем установлены сальники, которые призваны не допустить течи масла. С одной стороны коленвал заканчивается фланцем для крепления маховика, с другой – носком, на который крепится шкив или шкивы.

Поломки

Однозначным лидером по поломкам коленвала являются проблемы с шейками и вкладышами. Вкладыши это уже не элемент коленвала, но обычно проблемы у них начинаются одновременно. Главная беда – задиры, когда на ровной поверхности шейки и вкладыша начинают появляться борозды и потертости. Они мешают ровному вращению коленвала, создают сопротивление, а самое главное перегреваются. Температура при работе задранной шейки может получится такой высокой, что метал начнет плавиться, а коленвал деформируется и уже не сможет выполнять свои функции.

Задиры на шейке

Основная причина задиров – проблемы со смазкой. Детали могут испытывать масляное голодание из-за малого количества смазки в системе, неправильно подобранной вязкости или слабого давления насоса. Нет притока масла – будут задиры. Однако на больших пробегах они могут появиться и при идеально работающей масляной системе – просто из-за усталости металла и износа. Обычно для такого эффекта пробег должен быть серьезным, но встречаются моторы, которые из-за конструктивных просчетов подвержены задирам даже с не очень большими пробегами.

Задиры можно отремонтировать шлифовкой или расточкой в зависимости от глубины проникновения. На специальном оборудовании снимается слой поврежденного металла, чтобы поверхность шейки снова стала гладкой. Для компенсации зазора подбираются более толстые вкладыши. На многие двигатели (но не на все!) есть так называемые ремонтные размеры.

Коленвал после шлифовки

Проворот вкладышей формально не является неисправностью коленвала, но очень влияет на его работу. Если подшипник сорвало с посадочного места, то он уже не может взаимодействовать с шейкой коленвала, а вся тонко настроенная система вращения получает сильнейший дисбаланс. При провороте вкладышей коленвал может заклинить, а блуждающий по двигателю вкладыш принести много механических повреждений.

Провернуло шатунные вкладыши коленвала

Третьей по популярности проблемой коленвала является течь сальников. В таком случае масло в местах контакта коленвала с блоком цилиндров «вырывается» наружу. Степень может варьироваться от небольшого запотевания, до уверенной струи. Такие ситуации чреваты как тем, что уровень масла в двигателе без постоянного долива упадет настолько, что это приведет к масляному голоданию, так и тем, что снаружи блока масло может залить датчики или попасть на ремень ГРМ или вспомогательных агрегатов, что сократит срок их службы.

Течь сальника коленвала

Проблема решается заменой сальников. Хорошая новость, что мотор разбирать для этого не нужно, хотя все равно процедура обычно весьма трудоемка, ведь нужно снять ремень ГРМ или привода вспомогательных агрегатов (в зависимости от того, какой сальник течет). Поэтому на некоторых моделях, которые склонны к течи сальника (например, мотор Renault К7М) владельцы меняют сальники превентивно, при замене ГРМ. Если ГРМ разобран, то замена самого сальника труда не вызывает.

Механические повреждения коленвала бывают реже, но тоже случаются. Сюда можно отнести и износ фланца, и поломку балансиров, и значительные выработки в металле, разбалансировку, да и поломку самого коленвала. Действительно, бывают случаи, когда коленчатый вал просто ломается на несколько частей. Обычно все эти проблемы возникают при больших пробегах и чрезмерной нагрузке на мотор. Ремонтировать в большинстве случаев тут нечего – только замена детали на другую. Новые коленвалы стоят дорого. Даже на древние моторы ВАЗ цена может доходить до 15-20 тысяч рублей, на иномарки еще выше. Альтернатива – поиск на разборках, но там могут быть свои проблемы, да и ресурс коленвала не вечен.

Перелом коленвала ММЗ Д-245

Как продлить срок службы коленвала

Описание причин поломок уже дает понимание как уменьшить их вероятность. Самая первая и главная задача – следить за маслом. Менять его вовремя, выбирать нормальные бренды, использоваться вязкость, рекомендованную заводом-изготовителем, покупать нормальные масляные фильтры, а также следить за общим уровнем. При масляном голодании или загрязнении смазки страдают все элементы мотора,а коленвал в первую очередь. Не факт, что он сломается первым (в зависимости от конструкции у разных моторов свои тонкие места), но ущерб ресурсу получит в любом случае.

Уровень масла в двигателе

Не любит коленвал и перегрев мотора. Высокие температуры способны деформировать металлические элементы, из-за чего нормальное вращение может быть невозможным. Так что за антифризом, термостатом и радиаторами тоже нужно следить.

Не скажет коленвал спасибо и за чрезмерные нагрузки – постоянная езда с «тапкой в пол», перегруз, разного рода форсировки. Это выбор владельца машины, но он приводит к постепенному сокращению ресурса, ведь даже если масляная система работает хорошо и перегрева нет, все равно механический износ коленвала присутствует, и вопрос в том, когда он станет критичным. Чем более щадящая эксплуатация, тем дольше прослужат детали. И коленчатый вал в том числе.

Автор — Александр Нечаев

Что такое коленвал и почему он может сломаться

Фото: Shutterstock

Классический двигатель внутреннего сгорания способен какое-то время проработать без фильтров и даже с минимумом масла, но без коленчатого вала он просто не может существовать! Этот базовый элемент конструкции мотора является к тому же одним из самых дорогих в автомобиле.

Что такое коленвал

Коленвал — это расположенный в блоке двигателя внутреннего сгорания (ДВС) элемент сложной формы, преобразующий возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое через маховик и трансмиссию передается на колеса.

Слово «коленвал» является сокращением от термина «коленчатый вал». Употребляется и жаргонное обозначение элемента, «колено». Коленом также называют сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения. Количество колен зависит от числа цилиндров.

Датчик коленвала: что это и как его проверить

Фото: Shutterstock

В серийных ДВС имеется один коленвал, но создавались опытные образцы с двумя «коленами». Коленчатые валы изготавливают из литого высокопрочного чугуна и различных видов стали (для моторов с наддувом и дизелей). В ДВС малой и средней мощности для сокращения стоимости производства могут применяться стальные коленчатые валы, полученные методом горячей штамповки, а наилучшими характеристиками обладают кованые стальные элементы. В автомобильных ДВС, в отличие устанавливаемых на мототехнике, используют неразборные коленвалы.

Основные компоненты коленвала

В коленчатом вале любого ДВС выделяют следующие основные компоненты:

  1. Коренные шейки — сегменты вала, находящиеся на его оси вращения.
  2. Шатунные шейки — сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения и коренных шеек. Служат для крепления шатунов с поршнями и воспринимают передаваемое от них усилие. Диаметр шатунных шеек меньше, чем у коренных.
  3. Щеки — как правило, округлые или эллиптические диски, служащие для соединения коренных и шатунных шеек. В щеки также интегрированы противовесы, предназначенные для снижения уровня вибраций ДВС.
  4. Носок — передняя часть коленвала, к которой крепится звездочка / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательных систем.
  5. Хвостовик (фланец маховика) — задняя выходная часть коленвала, соединенная с маховиком, а через него — с трансмиссией.
  6. Масляные каналы — система полостей во всех шейках и щеках вала для подачи масла к трущимся частям.

Из чего состоит коленчатый вал

Из чего состоит коленчатый вал (Фото: globaldrive-shop.ru)

По типу опоры различают две разновидности коленвалов:

  1. Полноопорные. У таких валов коренные шейки располагаются по обеим сторонам от шатунных и их на одну больше. Сложны в изготовлении, но позволяют сочетать легкость и надежность конструкции. Сегодня являются самым распространенным видом коленвалов.
  2. Неполноопорные. В таких валах коренных шеек меньше, чем шатунных, а с обеих сторон щеки могут располагаться смещенные относительно друг друга шатунные шейки. Проще в производстве, но из-за меньшего числа точек опор (коренных шеек) для получения приемлемого уровня надежности должны быть более тяжелыми.

Датчик коленвала

Бензиновые и дизельные двигатели с электронной системой управления имеют датчик коленвала или датчик положения коленвала (ДПКВ). Он необходим для синхронизации систем зажигания и впрыска топлива. Рассогласованность в их работе, вызванная неисправностью ДПКВ, может привести к тому, что двигатель не заведется или заглохнет.

ДПКВ могут устанавливаться:

  1. У шкива коленвала.
  2. В блоке ДВС.
  3. В корпусе коробки передач.

По принципу действия различают следующие виды ДПКВ:

  1. Магнитные — основаны на эффекте электромагнитной индукции, не требуют источника питания.
  2. Датчики Холла — измеряют напряженность магнитного поля. Точнее магнитных, но требуют подключения к источнику питания.
  3. Оптические — срабатывают при затенении светодиодного источника света специальным устройством.

ДПКВ, как и любое устройство, может выйти из строя. Причины этого следующие:

  1. Механические повреждения при выполнении ремонтных работ в моторном отсеке.
  2. «Затенение» датчика посторонними предметами.
  3. Окисление недостаточно загерметизированных контактов датчика.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как проявляется неисправность ДПКВ?

  1. Затрудненный пуск двигателя, особенно в сырую погоду.
  2. Плавающие обороты двигателя как при остановке, так и в движении.
  3. Детонация в цилиндрах при высоких нагрузках, проявляющаяся в повышенной вибрации двигателя.
  4. Явное снижение мощности.
  5. При работающем стартере двигатель не заводится, а стрелка тахометра при этом неподвижна.
  6. Двигатель внезапно глохнет.
  7. На панели приборов загорается индикатор Check engine.

К счастью, ДПКВ не «умирает» скоропостижно, поэтому при появлении таких симптомов, как правило, есть возможность добраться до сервиса. Самостоятельно поменять ДПКВ на дороге у большинства современных автомобилей крайне сложно, поскольку их моторные отсеки плотно нафаршированы различным оборудованием.

Неисправности коленвала

Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные, а потому «колено» тоже может заболеть. Чем?

Задиры шатунных шеек

Главная причина — недостаточная смазка элемента, испытывающего сильные нагрузки. Что к этому привело — плохое качество масла, забитый масляный фильтр или конструктивный просчет, — дело второе. Задиры не позволяют коленвалу свободно вращаться в подшипниках (вкладышах), из-за чего возникает перегрев, чреватый деформацией коленвала. Если своевременно принять меры, можно ограничиться шлифовкой шатунных шеек и подбором более толстых ремонтных вкладышей.

Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные

Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные (Фото: cool-shina.ru)

Срез шпонки коленвала

Шпонка — вставляющийся в пазы миниатюрный металлический клин, который в данном случае позволяет закрепить на носовой части коленвала звездочку / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательного оборудования. Некачественный металл становится причиной среза шпонки. Поврежденный паз в коленвале можно попытаться восстановить сваркой с последующей фрезеровкой.

Износ отверстий фланца коленвала

Этот дефект, вызванный усталостью металла, можно устранить, рассверлив отверстия под бóльший диаметр болтов.

Течь масла из-под сальников

Со временем сальники, установленные на задней и носовой части коленвала, изнашиваются и начинают пропускать масло, которое может попасть на сцепление и/или ремень ГРМ, что чревато отказом первого и обрывом второго. В таком случае дорогостоящий ремонт обеспечен.

Как продлить срок службы коленвала

Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману. Чтобы не нарваться на крупные неприятности, лучше выполнять элементарные меры профилактики:

  1. Своевременно менять масло в двигателе на рекомендованное производителем.
  2. Выбирать качественные масляные фильтры и менять их одновременно с заменой масла.
  3. Периодически проводить визуальный осмотр на предмет утечки моторного масла из-под сальников.
  4. Не допускать перегрева двигателя.
  5. Следить за состоянием прокладки головки блока цилиндров, чтобы не допустить попадания в моторное масло охлаждающей жидкости и топлива.

Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману

Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману (Фото: Shutterstock)

Что такое коленвал в автомобиле и как он работает

Kolenval (1)

Коленвал это деталь в моторе автомобиля, приводящаяся в движение поршневой группой. Он передает крутящий момент на маховик, который в свою очередь вращает шестерни трансмиссии. Далее вращение передается на полуоси ведущих колес.

Все автомобили, под капотом которых установлены двигатели внутреннего сгорания, оснащаются таким механизмом. Эта деталь создается специально под марку двигателя, а не под модель автомобиля. В процессе эксплуатации коленчатый вал притирается к особенностям строения ДВС, в котором он установлен. Поэтому при его замене мотористы всегда обращают внимание на выработку трущихся элементов и на то, почему она появилась.

Как выглядит коленвал, где он находится и какие бывают неисправности?

История коленчатого вала

Как отдельное изделие коленчатый вал не появился в одночасье. Вначале появилась технология кривошипа, которая применялась в разных областях сельского хозяйства, а также в промышленности. Например, кривошипами с ручным приводом пользовались еще в период 202-220 гг.н.э. (во времена династии Хань).

Отличительной особенностью таких изделий было отсутствие функции преобразования возвратно-поступательных движений во вращательные или обратно. Разные изделия, выполненные в форме кривошипа, использовались в Римской империи (II-VI век н.э.). Некоторые племена центральной и северной Испании (кельтиберы) пользовались навесными ручными мельницами, которые работали по принципу кривошипа.

Что такое коленвал в автомобиле и как он работает

В разных народах эта технология совершенствовалась и использовалась в разных устройствах. Многие из них использовались в механизмах вращения колес. Примерно в 15 веке текстильная промышленность начала использовать барабаны с конструкцией кривошипа, на которые наматывались мотки пряжи.

Но сам по себе кривошип не обеспечивает вращение. Поэтому его нужно совместить с другим элементом, который обеспечивал бы преобразование возвратно-поступательных движений во вращение. Арабский инженер Аль-Джазари (жил в период с 1136 по 1206 год) изобрел полноценный коленчатый вал, который при помощи шатунов был способен выполнять подобные преобразования. Этот механизм он использовал в своих машинах для подъема воды.

На основе этого устройства постепенно разрабатывались всевозможные механизмы. Например, современник Леонардо да Винчи, Корнелис Корнелисзун построил пилораму, которая работала от ветряной мельницы. В ней коленчатый вал выполнят обратную функцию по сравнению с коленвалом в ДВС. Под действием ветра вращался вал, который при помощи шатунов и кривошипов преобразовывал вращательные движения в возвратно-поступательные и двигал пилу.

По мере развития промышленности коленчатые валы приобретали все больше популярности за счет универсальности их применения. На сегодняшний день самый эффективный двигатель работает на основе преобразования возвратно-поступательных движений во вращательные, которое возможно благодаря коленвалу.

Для чего нужен коленчатый вал

Как известно, в большинстве классических двигателей внутреннего сгорания (о том, как могут работать другие ДВС, читайте в другой статье) происходит процесс преобразования возвратно-поступательных движений во вращательное движение. В блоке цилиндров установлены поршни с шатунами. Когда смесь воздуха и топлива попадает в цилиндр и воспламеняется от искры, высвобождается большая энергия. Расширяющиеся газы давят на поршень, перемещая его к нижней мертвой точке.

Что такое коленвал в автомобиле и как он работает

Все цилиндры посажены на шатуны, которые в свою очередь закреплены на шатунных шейках коленчатого вала. Благодаря тому, что момент срабатывания всех цилиндров разный, на кривошипно-шатунный механизм оказывается равномерное воздействие (частота колебаний зависит от количества цилиндров в моторе). Это приводит коленвал к постоянному вращению. Вращательное движение дальше передается на маховик, а от него через сцепление на коробку передач и затем на ведущие колеса.

Итак, коленчатый вал предназначен для преобразования разного рода движений. Эта деталь всегда создается предельно точно, так как от симметричности и точно выверенном угле наклона кривошипов относительно друг друга зависит чистота вращения первичного вала в КПП.

Материалы, из которых изготовлен коленчатый вал

Для изготовления коленчатых валов используется сталь или высокопрочный чугун. Причина в том, что деталь подвергается большой нагрузке (большой крутящий момент). Поэтому данная деталь должна отличаться высокой прочностью и жесткостью.

Для изготовления чугунных модификаций используется литье, а стальных – ковка. Для придания идеальной формы используются токарные станки, которые управляются электронными программами. После того как изделие получит нужную форму, его шлифуют, а чтобы оно было прочнее, его подвергают обработке при помощи высоких температур.

Строение коленвала

kolenval1 (1)

Коленчатый вал устанавливается в нижнюю часть двигателя непосредственно над масляным картером и состоит из:

  • коренной шейки – опорная часть детали, на которой устанавливается коренной подшипник картера мотора;
  • шатунной шейки – упоры для шатунов;
  • щек – соединяют все шатунные шейки с коренными;
  • носка – выходная часть коленвала, на которой закреплен шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ);
  • хвостовика – противоположная часть вала, к которой крепится маховик, приводящий в движение шестерни коробки передач, к нему же подсоединяется и стартер;
  • противовесов – служат для сохранения баланса во время возвратно-поступательных движений поршневой группы и снимают нагрузки центробежной силы.

Осью коленвала являются коренные шейки, а шатунные всегда поочередно смещены в противоположном направлении друг от друга. В этих элементах сделаны отверстия для подачи масла на подшипники.

Кривошип коленчатого вала это узел, состоящий из двух щек и одной шатунной шейки.

Раньше в автомобили устанавливали сборные модификации кривошипов. Сегодня все двигатели оснащены цельными коленвалами. Они изготавливаются из высокопрочной стали путем ковки, а затем обработки на токарных станках. Менее дорогие варианты изготавливаются из чугуна при помощи литья.

Вот пример создания стального коленвала:

Что такое коленвал в автомобиле и как он работает

В этот момент другая деталь, расположенная на противоположной части оси, движется в обратном направлении и опускает следующий поршень в цилиндр. Цикличные движения этих элементов приводит к ровному вращению коленвала.

Так возвратно-поступательное движение преобразуется во вращательное. Крутящий момент передается на шкив привода ГРМ. От вращения коленвала зависит работа всех механизмов двигателя – водяной помпы, масляного насоса, генератора и другого навесного оборудования.

В зависимости от модификации двигателя кривошипов может насчитываться от одного до 12 (по одному на цилиндр).

Подробно о принципе работы кривошипно-шатунного механизма и разновидности их модификаций смотрите в видео:

zadiry (1)

Износ шатунных шеек – распространенная неисправность, так как в этом узле образуется сила трения при большом давлении. В результате таких нагрузок на металле появляются выработки, которые затрудняют свободный ход подшипников. Из-за этого коленвал неравномерно нагревается и впоследствии может деформироваться.

Игнорирование данной проблемы чревато не только сильными вибрациями в моторе. Перегрев механизма приводит к его разрушению и по цепной реакции – всего двигателя.

Проблема устраняется путем шлифовки шатунных шеек. При этом их диаметр уменьшается. Чтобы размер этих элементов был одинаковым на всех кривошипах, данную процедуру следует выполнять исключительно на профессиональных токарных станках.

vkladyshi_kolenvala (1)

Так как после процедуры технические зазоры детали становятся больше, после обработки на них устанавливается специальный вкладыш, компенсирующий образовавшееся пространство.

Задиры появляются из-за низкого уровня масла в картере двигателя. Также на возникновение неисправности влияет качество смазки. Если не менять масло вовремя, оно загустевает, от чего масляный насос не способен создать нужное давление в системе. Своевременное ТО позволит кривошипно-шатунному механизму работать длительный срок.

Срез шпонки кривошипа

shponka (1)

Шпонка кривошипного механизма позволяет передать крутящий момент с вала на приводной шкив. Эти два элемента оснащены пазами, в которые вставляется специальный клин. Из-за некачественного материала и большой нагрузки эту деталь в редких случаях может обрезать (например, при заклинивании двигателя).

Если пазы шкива и КШМ не разбиты, то достаточно просто заменить эту шпонку. В старых моторах такая процедура может не принести желаемого результата из-за люфта на соединении. Поэтому единственным выходом из ситуации будет замена этих деталей на новые.

Износ отверстий фланца

flanets (1)

На хвостовике коленчатого вала закреплен фланец с несколькими отверстиями для подсоединения маховика. Со временем эти гнезда могут разбиваться. Такие неисправности относятся к категории усталостного износа.

В результате работы механизма под большими нагрузками в металлических деталях образуются микротрещины, из-за которых образуются одиночные или групповые углубления на соединениях.

Неисправность устраняется путем рассверливания отверстий под больший диаметр болтов. Эту манипуляцию следует выполнить как с фланцем, так и с маховиком.

Течь из-под сальника

salnik (1)

На коренных шейках вала устанавливается два сальника (по одному с каждой стороны). Они предотвращают вытекание масла из-под коренных подшипников. Если смазка попадает на приводные ремни газораспределительного механизма, это значительно снижает их ресурс.

Течь сальников может появиться по следующим причинам.

  1. Вибрации коленчатого вала. В этом случае изнашивается внутренняя часть сальника, и она неплотно прилегает к шейке.
  2. Длительный простой на морозе. Если машина долго стоит на улице, сальник пересыхает и теряет свою эластичность. А из-за мороза он дубеет.
  3. Качество материала. Бюджетные детали всегда имеют низкий рабочий ресурс.
  4. Ошибка в установке. Большинство механиков производят монтаж при помощи молоточка, аккуратно набивая сальник на вал. Чтобы деталь функционировала дольше, производитель рекомендует использовать предназначенный для данной процедуры инструмент (оправка для подшипников и сальников).

Чаще всего сальники изнашиваются одновременно. Однако если возникла необходимость в замене только одного – следует поменять и второй.

Неисправность датчика коленвала

datchik_kolenvala (1)

Этот электромагнитный датчик устанавливается на двигатель для синхронизации работы системы инжектора и зажигания. Если он неисправен, то мотор невозможно будет запустить.

Датчик коленвала определяет положение кривошипов в мертвой точке первого цилиндра. На основании этого параметра электронный блок управления автомобиля определяет момент впрыска топлива в каждый цилиндр и подачи искры. Пока от датчика не поступит импульс, искра не образуется.

В случае выхода из строя этого датчика проблема решается его заменой. Только подобрать следует ту модель, которая разработана для данного типа двигателей, иначе параметры положения коленчатого вала не будут соответствовать реальности, и ДВС будет неправильно функционировать.

Обслуживание коленчатого вала

В автомобиле нет таких деталей, которые не нуждались бы в периодической проверке, обслуживании или замене. То же касается и коленчатых валов. Так как эта деталь постоянно находится под большой нагрузкой, она изнашивается (особенно быстро это происходит, если мотор часто испытывает масляное голодание).

Чтобы проверить состояние коленвала, его необходимо демонтировать из блока.

Снятие коленчатого вала производится в такой последовательности:

  • Вначале нужно слить масло;
  • Далее необходимо снять мотор с машины, затем от него отсоединяются все его элементы;
  • Корпус ДВС переворачивается поддоном кверху;
  • В процессе разбора крепления коленвала необходимо запомнить расположение крышек коренных подшипников – они разные;
  • Демонтируются крышки опорных или коренных подшипников;
  • Снимается заднее уплотнительное кольцо, и деталь вынимается из корпуса;
  • Снимаются все коренные вкладыши.

Далее проверяем коленвал – в каком он состоянии.

Ремонт и стоимость поврежденного коленчатого вала

Коленчатый вал – деталь, которую крайне сложно отремонтировать. Причина в том, что эта деталь работает в условиях высоких оборотов под большими нагрузками. Поэтому эта деталь должна иметь идеальную геометрию. Этого возможно достичь только при использовании высокоточного оборудования.

Что такое коленвал в автомобиле и как он работает

Если коленчатый вал нужно шлифовать из-за появления задир и других повреждений, эту работу должен выполнять профессиональный мастер на специальном оборудовании. Чтобы восстановить изношенный коленчатый вал помимо шлифовки нуждается в:

  • Чистке каналов;
  • Замене подшипников;
  • Термообработке;
  • Балансировке.

Естественно, такие работы способны выполнить только высококлассные специалисты, а они за это возьмут большие деньги (работа выполняется на дорогостоящем оборудовании). Но это только вершина айсберга. Прежде чем мастер приступит к ремонту коленвала, его нужно снять с мотора, а после – грамотно установить на место. А это дополнительные растраты на работу моториста.

Стоимость всех этих работ зависит от прайса мастера. Это нужно уточнять в местности, где проводятся подобные работы.

Нет смысла при полном разборе мотора ремонтировать только коленвал, поэтому данную процедуру лучше сразу совместить с капитальным ремонтом ДВС. В некоторых случаях проще купить контрактный мотор (ввезен из другой страны не под капотом авто и без пробега по территории данной страны) и установить взамен старого.

Алгоритм проверки коленчатого вала:

Чтобы определить, в каком состоянии деталь, ее необходимо промыть бензином, чтобы удалить остатки масла с поверхности и из масляных каналов. После промывки деталь продувается при помощи компрессора.

Далее проверка производится в такой последовательности:

  • Проводится осмотр детали: нет ли на ней сколов, царапин или трещин, а также определяется, насколько сильно она изношена.
  • Продуваются и прочищаются все масляные каналы, чтобы выявить возможную закупорку.
  • При обнаружении задир и царапин на шатунных шейках деталь подлежит шлифовке и последующей полировке.
  • При обнаружении повреждений на коренных подшипниках их необходимо заменить на новые.
  • Проводится визуальный осмотр маховика. Если на нем есть механические повреждения, деталь меняется.
  • Осматривается подшипник, установленный на носке. В случае дефектов деталь выпрессовывается, и запрессовывается новая.
  • Проверяется сальник крышки распределительных звездочек. Если у автомобиля большой пробег, то сальник подлежит обязательной замене.
  • Производится замена уплотнителя задней части коленвала.
  • Проверяются и в случае необходимости заменяются все резиновые уплотнители.

После проверки и соответствующего обслуживания деталь возвращается на свое место, и мотор собирается в обратном порядке. После выполнения процедуры коленчатый вал должен плавно вращаться, без больших усилий или рывков.

Шлифовка коленвала

Независимо от того, из какого материала изготовлен коленвал, рано или поздно на нем образуется выработка. На самых ранних этапах износа, чтобы продлить рабочий ресурс детали, ее шлифуют. Так как коленчатый вал – деталь, которая должна иметь идеальную форму, то процесс шлифовки и полировки должен выполнять понимающий и опытный токарь.

Всю работу он сделает самостоятельно. От автовладельца зависит только покупка ремонтных шатунных вкладышей (они толще заводских). Ремонтные детали отличаются своей толщиной, и бывают размеры 1,2 и 3. В зависимости от того, сколько раз шлифовался коленвал или от степени его износа, приобретаются соответствующие детали.

Более подробно о функции ДПКВ и диагностики его неисправностей смотрите в видео:

для чего нужны противовесы на коленвалах и колесах поравозов?

Коленвала нет, кривошип называется. Обратите внимание, кривошипы разных сторон смещены на 90 градусов.

Мореход Искусственный Интеллект (571821) С лекциями будьте любезны в аудиторию. А коленвал и в Африке коленвал как составная часть кривошипно-шатунного механизма. Изучали, знаем.

Противовесы – детали, которые предназначены для уравновешивания веса поршней и шатунов.
За счет этих деталей обеспечивается максимально плавная работа
Устранение вибраций и т. д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *