Дорога жизни где находится сейчас
Перейти к содержимому

Дорога жизни где находится сейчас

  • автор:

Дорога жизни

Дорога жизни — историческая мемориальная трасса, по которой шло снабжение блокадного Ленинграда. Своё название получила в годы Великой Отечественной войны. Расположена на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

60.040 30.868

Карта Координаты

Понять [ править ]

Дорога жизни
noframe
Памятный километровый столб
на Дороге жизни
Полезная информация
Тип маршрута историко-познавательный, активный туризм
Протяженность около 50 км
Способ
передвижения
автомобиль
noframe

Дорога длиной 46 км идёт от окраин Санкт-Петербурга до западного берега Ладожского озера. Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941-го по март 1943 года, это была единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. По ней в Ленинград доставляли продовольствие и топливо, а из осаждённого города эвакуировали жителей. Доставка людей и грузов осуществлялась в основном на грузовиках «ГАЗ-АА» («полуторках»), иногда использовался гужевой транспорт. Зимой машины шли по льду Ладожского озера на восточный берег (к деревне Кобона и далее на «Большую землю» — территорию, не занятую вражескими войсками), летом водный отрезок пути преодолевался на баржах и других плавучих средствах. Люди и техника работали круглосуточно, в тяжелейших условиях, под постоянными артобстрелами и бомбёжками.

Значение Дороги жизни для осаждённого Ленинграда огромно. Эта недлинная второстепенная трасса, до войны использовавшаяся в основном для выезда на дачу, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги ленинградцев и всех тех, кто помогал городу выжить и победить. Если вы не очень представляете, как и что это было, прочтите небольшую «Ленинградскую поэму» Ольги Берггольц, где описывается первая и самая страшная блокадная зима. Многие строки поэмы посвящены Дороге жизни.

В 1960-х годах вдоль Дороги жизни были установлены первые памятники, которые вошли в состав «Зелёного пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон и отмечающего памятные места, связанные с обороной Ленинграда. Впоследствии количество памятников увеличилось; новые монументы воздвигаются до сих пор.

Сейчас по Дороге жизни проходит трасса А128 Санкт-Петербург — Морье. С недавних пор она получила официальное название «шоссе Дорога Жизни». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского озера вдоль трассы стоят памятные километровые столбы, которые не только входят в состав мемориального комплекса, но и позволяют сделать более точную привязку к местности объектов на трассе.

Подготовиться [ править ]

Весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на своём транспорте, поскольку прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута не существует, а передвигаться «на перекладных» от деревни к деревне довольно неудобно. Ехать лучше всего на машине, хотя можно и на велосипеде — если, конечно, вас не смущает езда в потоке машин, который на Дороге жизни в час пик довольно густой.

В отсутствие машины можно воспользоваться следующим вариантом: от метро Ладожская раз в полчаса отправляется автобус № 462 (расписание), маршрут которого проходит мимо всех памятников вплоть до «Катюши» (17-й км) и содержит остановки у всех интересных мест кроме «Цветка жизни» (его придётся смотреть из окна). В районе Всеволожска на Дороге жизни куча местных автобусов, так что перемещение между объектами не составит труда.

За «Катюшей» дело обстоит хуже, поскольку там ходит единственный автобус № 602 Всеволожск–Коккорево, курсирующий с интервалом 1-2 часа. Он достигает «Разорванного кольца», а дальше к станции Ладожское Озеро, где находятся Осиновецкий маяк и музеи, не идёт. До станции можно, в свою очередь, доехать электричкой прямо из Санкт-Петербурга (каждые 1-2 ч от Финляндского вокзала), но в ближних окрестностях «Разорванного кольца» она не останавливается.

Если вас не пугают пешие переходы, можно совместить посещение «Разорванного кольца», Осиновецкого маяка и музеев, приехав на станцию Ладожское Озеро электричкой, осмотрев всё в окрестностях, затем пройдя 6 км вдоль берега озера до «Разорванного кольца» и уехав оттуда автобусом во Всеволожск или вновь электричкой в Петербург, пройдя ещё 4 км до станции Ваганово. Можно также ограничиться посёлком Ладожское Озеро, тогда много ходить вообще не придётся.

Как добраться [ править ]

Маршрут начинается в Санкт-Петербурге, а заканчивается на западном берегу Ладожского озера. Ехать логичнее именно так — с запада на восток, хотя можно, при желании, и наоборот. Дорога жизни начинается в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в историческом районе Ржевка-Пороховые.

Окончание трассы (посёлок Ладожское Oзеро) — это, по сути, тупик, откуда нет никаких дорог кроме той, по которой вы приехали. Если вернуться несколько километров в сторону Санкт-Петербурга, то оттуда на юг отходит дорога к посёлку им. Морозова (откуда летом ходит теплоход к крепости Орешек). Общественного транспорта нет, а если вы на своём, то это совершенно логичное продолжение маршрута. В конечном итоге, двигаясь на юг, вы окажетесь на Мурманской трассе, по которой можно вернуться в Петербург или продолжить путь вокруг Ладожского озера.

На маршруте [ править ]

1 «Ржевский коридор» ( от шоссе Революции до ж/д станции Ржевка ). Первые семь километров на территории Санкт-Петербурга, путь, ведущий к станции Ржевка на исторической Ириновской железной дороге: она тоже была частью Дороги жизни, по ней доставлялись грузы и вывозились люди (вдоль железнодорожной линии также установлены памятные километровые столбы). Грузовики, идущие из центра города на тогдашнюю окраину, к Ржевке (и обратно) нещадно обстреливались врагом; в марте 1942 года при очередном артобстреле взорвались вагоны с боеприпасами, что полностью разрушило станцию.

На линии Ржевского коридора в 1985 году появились мемориальные гранитные стелы «Хлеб насущный». Две из них находятся на улице Красина (у пересечений с Ржевской улицей и с улицей Коммуны), и их можно осмотреть только на обратном пути из области в Петербург, поскольку улица Красина — односторонняя и движение по ней на выезд невозможно. При движении на выезд для осмотра доступна только стела на углу шоссе Революции и улицы Потапова (на обочине, у Большого Ильинского сада; заодно в этом саду можно осмотреть старинную Ильинскую церковь). Далее надо двигаться по улице Потапова и Ириновскому проспекту, который за улицей Коммуны переходит в Рябовское шоссе, которое, в свою очередь, через Рябовский путепровод ведет к началу Дороги жизни за чертой Петербурга.

3 1-й километр. Памятный знак «Регулировщица» ( остановка по требованию «Окраинная улица» ). Дорога жизни в целях маскировки не освещалась, и единственным ориентиром для водителей были регулировщики, стоящие с флажками вдоль трассы. Большинство из них были молодыми женщинами, которые работали в любую погоду, днём и ночью, не покидая свой пост даже во время артобстрелов и бомбёжек. В память о мужественных регулировщицах вблизи станции Ржевка в 1985 году была установлена стела с барельефом. В 2005 году, в ходе строительства КАД, эта стела была бездумно снесена, но через несколько лет её всё же восстановили и поставили на новом месте. Там же стоит зенитное орудие — другой мемориал, перенесённый на это место в связи со строительством КАД. Вокзал станции Ржевка, восстановленный после войны, теперь тоже снесён, но памятную гранитную доску с него можно найти на новом здании вокзала. фев 2018

4 3-й километр. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» . Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящён ленинградским детям: не только тем, кто погиб от голода и бомбёжек, но также тем, кто наравне со взрослыми жителями боролся за жизнь и победу. Дети и подростки стояли у станков, тушили зажигательные бомбы, спасали памятники архитектуры и делали многое другое. «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-м паспорта» — эти строки написаны и о ленинградских детях тоже. Мемориальный комплекс формировался в 1968-1975 годах и состоит из нескольких элементов. Самый заметный — 15-метровый стилизованный белый цветок со строчкой из песни «Пусть всегда будет солнце». От него Аллея дружбы ведёт к траурному кургану, на котором установлены восемь стел со строками из знаменитого и горестного блокадного дневника Тани Савичевой. Позади Цветка находятся противотанковые надолбы, а вокруг комплекса высажена роща из 900 берёз (по числу блокадных дней). В советское время существовала традиция возить к этому памятнику на экскурсию школьников, которые повязывали вокруг деревьев пионерские галстуки. Сейчас пионерская организация ушла в прошлое, однако стволы берёз по-прежнему обвязаны кусками красной ткани. фев 2018

5 5-й километр. Мемориал «Балтийские крылья» ( остановка по требованию «Приютино» ). Неподалёку от этого места в годы войны находился аэродром, где базировались лётчики Балтийского флота, защищавшие Дорогу жизни и восточную часть Ленинграда от авианалётов противника. Мемориал сооружён в 1968 году и состоит из гранитной стелы с пояснительной надписью и стилизованного изображения хвостового оперения самолёта, как бы врезавшегося в землю. Такое решение не случайно: оборона Дороги жизни стоила многих людских потерь.
Далее слева, ближе к 6-му километровому столбу располагается
1музей-усадьба Приютино — скромное, но очаровательное местечко, где в начале XIX века обитало семейство Олениных, в гости к которым съезжались многие известнейшие музыканты, художники и поэты. Музей посвящён Олениным и сельской дворянской жизни тех времён, однако и с Дорогой жизни это место тоже связано: здесь в годы войны находилось общежитие лётчиков. сен 2021

6 Мемориал «Румболовская гора» ( см. также Всеволожск ) , Всеволожск ( у пересечения Дороги Жизни и Колтушского шоссе ). Находится между 9-м и 10-м километровым столбом. Не заметить этот памятник невозможно: композиция слева по ходу движения в виде двух огромных металлических листьев дуба и лавра, символизирующих жизнь и славу, видна издалека. Жёлудь перед ними означает начало новой жизни. Рядом находится гранитная стела с изображениями грузовых машин и строками из поэмы Ольги Берггольц. Мемориал сооружён в 1967 году. фев 2018

7 10-й километр. Памятник «полуторке» , Всеволожск ( у пересечения Дороги Жизни и Нагорной улицы ). Румболовская гора была самым опасным сухопутным участком Дороги жизни: заметная с большого расстояния возвышенность (68,13 м над уровнем моря) служила прекрасной мишенью и поэтому обстреливалась врагом чаще и гуще всего. Так что памятник основному транспортному средству, использовавшемуся при перевозках грузов и людей по Дороге жизни, на вершине Румболовской горы более чем уместен. Он выполнен в виде отлитого в натуральную величину из бронзы грузовичка «ГАЗ-АА» («полуторки»), лаконичная надпись на постаменте гласит: «Памяти машины-солдата». Как ни странно, это самый молодой памятник на Дороге жизни — его установили лишь 27 января 2012 года: к годовщине снятия блокады, а заодно и к 80-летию машины, первые экземпляры которой, выполненные по чертежам американской компании «Ford», были собраны на Горьковском автозаводе в конце января 1932 года.
Неподалеку от «полуторки», в паре десятков метров вниз по Нагорной улице, находится братское захоронение погибших в годы войны и ряд памятников, посвящённых другим трагическим событиям отечественной истории. На противоположной стороне трассы, напротив памятника «полуторке» расположена Спасская церковь — бывшая семейная усыпальница основателей города Всеволожска дворян Всеволожских. Церковь была возвращена верующим в 1990-х годах и после реставрации стала, кроме всего, тоже одним из военных мемориалов: на ограде храма (с внутренней стороны) установлены доски с именами 187 железнодорожников, погибших на Дороге жизни. фев 2018

8 12-й километр. Мемориальные указатели и участок Дороги жизни , Романовка ( напротив коттеджного посёлка Румболовское Предместье ). Три высокие стелы среди поля напоминают об указателях, которые были установлены на трассе во время войны. На одной написано «На Кобону», на средней — «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом», на третьей — «На Ленинград». Еще одна надпись сообщает о красноречивых цифрах: «200.000 ленинградцев эвакуировано, 500.000 тонн грузов доставлено в Ленинград». Перед мемориалом находится сохранённый подлинный 280-метровый участок Дороги жизни, которая местами шла по мощёному булыжником старому шведскому тракту, который здесь изгибается плавной дугой. В конце участка находится ещё один монумент — небольшая гранитная стела со стихами, посвящёнными этому месту. фев 2018

9 14-й километр. Курган памяти , Романовка ( перед поворотом на Инженерную улицу ). Невысокий плоский курган находится чуть дальше километрового столба, на краю поселкового парка. На склоне укреплена надпись «Никто не забыт и ничто не забыто!» и силуэты летящих белых журавлей. К парку параллельно шоссе ведёт берёзовая Аллея памяти, где деревья также обвязаны кусками треугольной алой ткани. фев 2018

10 17-й километр. Памятник «Катюша» ( между Корнево и Углово ). В этом месте, немного не доезжая до 17-го километрового столба, на небольшой возвышенности ранее располагались части зенитной артиллерии, защищавшие Дорогу жизни от налётов вражеской авиации. При этом реактивные установки типа «Катюша», строго говоря, зенитной артиллерией не являлись, однако ассоциируются прежде всего с противовоздушной обороной. Пять 14-метровых чёрных стальных балок, установленных на бетонном основании, изображают направляющие «Катюши» — лаконично и очень убедительно. Памятник сооружён в 1966 году. Интересно, что один из его авторов, архитектор Л.В. Чулкевич, сам работал во время блокады на Дороге жизни, командуя автоколонной. фев 2018

11 29-й километр. Усадьба «Ириновка» , Ириновка . Бывшее поместье барона П.Л. Корфа, политика и промышленника, инициатора строительства Ириновской узкоколейной железной дороги. Красивый усадебный дом в стиле модерн сохранился до сих пор, сейчас в нём находится поселковая больница, а в годы войны располагался военно-морской госпиталь Ладожской флотилии. К дому от шоссе ведёт старинная подъездная аллея. Далее слева от трассы, в поле возвышается гигантский старый дуб, под которым, по легенде, любил отдыхать фельдмаршал Кутузов. К дубу легко подойти по обустроенной дорожке, и от него открывается красивый вид на окрестные поля. А ещё дальше, между 30-м и 31-м километровыми столбами, на правой стороне дороги можно найти братское захоронение военных медсестёр, умерших в госпитале солдат и погибших при эвакуации ленинградцев. Здесь похоронено около 500 человек. авг 2020

237-й километр. Музей Ладожской флотилии , Ваганово, Школьная ул., 5 . Музей находится в помещении местной школы. Возник в ходе деятельности кружка юных следопытов в 1966 году и постепенно превратился в довольно большой (более 800 экспонатов), уважаемый и практически профессиональный. Много подлинных вещей (среди которых уникальный довоенный водолазный скафандр) и документов, в том числе полученных от участников военных действий и их родных.
По соседству с 37-м километровым столбом (примерно 100 м по ходу движения), у дороги сохранился деревянный дом (дом № 34) с мемориальной доской, которая сообщает, что здесь с апреля по июнь 1942 года находился штаб строительства трубопровода через Ладожское озеро. А дальше, на 38-м километре находится мемориальный
12блиндаж пункта связи «Тройка-1», восстановленный в 1975 году, также с мемориальной доской (пройти от столба немного вперёд и сваернуть вправо по дорожке). Отсюда посредством кабеля, проложенного по дну Ладоги, связисты обеспечивали многоканальную устойчивую связь блокированного Ленинграда с «Большой землёй». Звучит скучновато, но надо осознавать, насколько важны были тогда для города и топливо, и связь, и насколько трудно было прокладывать коммуникации под постоянными обстрелами, по дну глубокого и неспокойного озера. Любой, кто трудился на Дороге жизни, был героем, какую бы работу он ни выполнял. фев 2018

13 40-й километр. Мемориал «Разорванное кольцо» , Коккорево ( Вагановский спуск ). У деревни Коккорево дорога делает крутой поворот на север. В этом месте, на берегу Ладожского озера находится второй из наиболее известных памятников на Дороге жизни — «Разорванное кольцо». Две 7-метровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, а два белых железобетонных шара — прожекторные установки. Здесь же горит Вечный огонь. Рядом стоит подлинное зенитное орудие, а перед поворотом, на краю дороги — скромная гранитная стела с надписью: «Здесь начиналась Дорога жизни в период блокады Ленинграда». Она установлена на полтора года раньше мемориала, 9 мая 1965 года. Видимо, в то время трассу отсчитывали наоборот, не от Ленинграда, а от Ладожского побережья.
С 1970 года в последнее воскресенье января от монумента стартует ежегодный международный марафон «Дорога жизни», который считается уникальным, поскольку проходит зимой. В марафоне участвуют как профессиональные спортсмены, так и любители, количество участников достигает 3000. фев 2018

3 Музей «Дорога жизни» , Коккорево, д. 27 . ☎ +7 (921) 993-96-87 (Елисеев Игорь Геннадьевич). �� ср–вс 10:00 – 13:00, посещение желательно заранее согласовывать . 30₽ (2014). Музей находится в километре к югу от «Разорванного кольца», на дороге 41К-301 в деревне Коккорево, в здании бывшей школы, где во время войны располагался штаб ледового участка Дороги жизни (самого трудного и опасного) и главный узел связи Ленинграда с «Большой землёй». Музей создали в 1969-1974 году ветераны войны, собравшие множество подлинных документов, личных вещей и фотографий. Примечательная деталь экспозиции — 24-метровая художественная диорама. В 1993 году музей стал филиалом Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Однако в начале 2000-х в домик подселилась база охотников и рыболовов, которая постепенно вытеснила музей в дальний угол и довела до бедственного состояния. Сейчас неравнодушные люди усиленно стараются возродить музей и спасти экспонаты, многие из которых находятся на грани гибели. фев 2018

14 44-й километр. Осиновецкий маяк , посёлок станции Ладожское Озеро ( мыс Осиновец ). Построен в начале XX века и до сих пор действует. Высота — 74 метра, это 9-е место в списке самых высоких маяков мира; свет виден за 40 километров. Понятно, что для Дороги жизни маяк был важным ориентиром. Возле него на берегу находились причалы, от которых сейчас уже практически ничего не осталось. Маяком лучше любоваться издали, не пытаясь пробраться к нему вплотную, поскольку он находится в ведении Министерства обороны и огорожен. Впрочем, некоторые очевидцы говорят, что охраны там нет. фев 2018

4 45-й километр. Музей «Дорога жизни» , посёлок станции Ладожское Озеро, ш. Дорога Жизни, 58 . ✉ ☎ +7 (813) 70-33-771 (касса, заказ экскурсий). �� ср–вс 11:00 – 18:00, касса закрывается на час раньше . 200₽ (школьники, пенсионеры, инвалиды — 100₽). Филиал Центрального военно-морского музея, куда более солидный и обихоженный, чем музей в Коккорево. В 2014-2016 годах вместо старого деревянного здания музея построен новый двухэтажный корпус. На прилегающей территории (на бетонных плитах или просто на траве) в ангаре стоят автомобили, поднятые со дна Ладоги, на стапелях — катера и буксиры. Ещё имеется самолёт Ли-2, а также орудия береговых батарей, корабельные пушки и многое другое, вплоть до телег и саней. В общем, вся техника, которая так или иначе участвовала в перевозках по Дороге жизни.
При музее есть кафе и туалеты. фев 2018

15 Мемориальный комплекс «Ладожский курган» , посёлок станции Ладожское Озеро . Почти в самом конце трассы находится одно из самых страшных братских воинских захоронений. Здесь похоронены не только солдаты (в том числе те, чьи останки и одиночные могилы были найдены юными следопытами из Вагановской школы), но и жертвы крупнейшей катастрофы в истории озёрной навигации. В ночь на 17 сентября 1941 года, в непогоду, от берега Ладоги отчалил буксир «Орёл», таща за собой перегруженную баржу, где находились эвакуированные из Ленинграда женщины и дети, а также курсанты военных училищ, отправлявшиеся на фронт. Непогода сменилась штормом, старая баржа начала разваливаться. Дальше всё было, как на «Титанике»: запертые в трюме пассажиры, паника, самоубийства, ледяная вода, прошедший мимо катер, не отреагировавший на сигналы бедствия. Погибло около 1300 человек, тела многих так и не были найдены. Поразительно, что об этой катастрофе до сих пор мало кто знает: начальство, отдавшее преступный приказ о буксировке переполненной людьми дряхлой баржи сквозь надвигающуюся бурю, постаралось замести следы. Но в катастрофе были и выжившие, которые тоже участвовали в создании Ладожского кургана. Каждый год они приезжали сюда 17 сентября. Сейчас приезжают их дети и внуки. фев 2018

16 46-й километр. Станция Ладожское Озеро . Конечная точка маршрута — место, где сходятся автотранспортная и железнодорожная ветви Дороги жизни и начинается её водная часть. Поэтому здесь можно найти не только километровый столб, но и сразу несколько памятников. Это, во-первых, поставленный в 1970 году на вечную почётную стоянку паровоз Эш-4375 «Комсомолец», возивший топливо в Ленинград. Этот паровоз многие «знали в лицо» и ещё во время войны предлагали сделать мемориальным. Второй памятник — кораблям Дороги жизни — установлен на платформе станции, у здания вокзала. Это кусок искорёженного металла (поэтому композицию иногда называют «Взрыв») на невысоком постаменте. На скромной табличке надпись: «Сталь можно согнуть, человеческую волю — никогда». И, наконец, само новое здание вокзала, построенное в 1974 году в виде стилизованного противотанкового надолба, являет собой памятник. На втором и третьем этажах вокзала расположен музей (филиал музея Октябрьской железной дороги), посвящённый железнодорожникам, работавшим на Дороге жизни. фев 2018

5 Мемориальный музей «Дорога Жизни» , вокзал станции Ладожское Озеро . ☎ +7 (921) 924-77-46 , +7 (812) 436-34-48 (заказ экскурсий). �� вт–сб 10:00 – 17:00 . Экспозиция музея — фотографии, документы и подлинные предметы тех лет. В пассажирском зале вокзала установлена стела с именами более 400 железнодорожников, погибших на своём посту. фев 2018

Меры предосторожности [ править ]

Соблюдайте ПДД, а в холодное время года учитывайте, что с Ладоги обычно сильно дует. Больше никаких мер предосторожности на маршруте не требуется. Если едете на автомобиле, имейте в виду, что АЗС на маршруте есть только на участке от КАДа до Всеволожска, а дальше можно заправиться разве что в посёлке имени Морозова, который находится в 20 км от Коккорево и полностью в стороне от маршрута.

Куда дальше [ править ]

От станции Ладожское Озеро можно либо вернуться обратно в Санкт-Петербург, либо двинуться на юг по трассам 41К-064 и 41А-189 и через посёлок имени Морозова выехать на Р21 Мурманское шоссе. Отсюда до Санкт-Петербурга 25 км на запад. Если поехать по этой трассе на восток, то через 2,5 км, за Ладожским мостом через Неву, имеет смысл повернуть налево, еще через 3 км оказаться в Шлиссельбурге и осмотреть крепость Орешек. А если не сворачивать и двигаться прямо, можно добраться до Старой и Новой Ладоги, Тихвина, Волхова и других городов, лежащих в этой части Ленинградской области. Дальше — Карелия. В летнее время, когда в Петербурге и северной части Ленобласти световой день очень длинный, осмотр мемориалов на Дороге жизни вполне реально совместить с посещением и осмотром Всеволожска; там же есть где перекусить. Можно также продолжить знакомство с Дорогой жизни по другую сторону Ладоги. Например, на 84-м километре Мурманского шоссе, у деревни Дусьево находится еще один памятник «полуторке» (а точнее, шофёрам Дороги жизни), но не из бронзы, а из бетона. Говорят, правда, что это настоящая машина, зачем-то залитая железобетоном. А подлинная машина в её естественном виде, поднятая поисковой группой со дна Ладожского озера, экспонируется в музее под открытым небом в деревне Кобона (от перекрёстка у Дусьево поворот налево по указателю, 22 километра по хорошей асфальтовой дороге). В этой же деревне, где начинался восточный отрезок Дороги жизни, есть ещё один музей, мемориальная стела и несколько других любопытных достопримечательностей.

Эта статья является полной.
В ней собрана вся полезная и актуальная информация по данному маршруту,
но если вам есть, что добавить — Вперёд!

Дорога жизни

Проложенная поверх замёрзших вод Ладожского озера Дорога жизни — не просто трасса. Сложные инженерные расчёты, создание сети коммуникаций и прибрежной инфраструктуры превращали её в комплексный научный проект, требовавший круглогодичного обслуживания. Благодаря этой магистрали Ленинград не только пережил блокаду, но и продолжал поставлять на фронт оружие и танки.

Рендер РендерРендер

1941 Дорога смерти 1942

К началу осени ситуация с продовольствием в Ленинграде стала критической. Сгорели Бадаевские склады, в уцелевших хранилищах осталось около 20 тыс. т муки. В конце ноября в карточки был вписан печально известный норматив: 250 г хлеба в день рабочим и 125 г — всем остальным. Но даже для производства этого минимума требовалось 1 100 т муки ежесуточно: в городе по-прежнему жили и работали более 2,5 млн человек.

Кроме того, приближалась достаточно суровая зима. Уже с января столбики термометров будут редко подниматься выше –20 °С , а иногда и опускаться до –30 °С . При этом городские системы отопления были практически выведены из строя. Действовать нужно было быстро.

В сентябре был подписан приказ о создании Военно-автомобильных дорог (ВАД) 101 и 102, которым предстояло соединить деревню Коккорево на западном берегу Ладожского озера с деревней Кобона — на восточном. Для оценки масштаба планируемых работ озеро отсняли с воздуха (методом аэрофотосъёмки).

С начала ноября, когда Ладога затянулась льдом, на маршруте начали работать разведчики, связисты и гидрографы. Будущую трассу проверяли на прочность. За двое суток исследовательская группа прошла почти 60 км и составила карту магистрали с указанием толщины льда на разных участках. Затем было несколько пробных выездов: не больше десяти автомобилей за раз.

ФотографияФотографияФотография

22 ноября от мыса Осиновец в сторону Кобоны выдвинулся первый «рабочий» конвой: 60 грузовиков 389-го отдельного автотранспортного батальона, перевозивших детей, больных и раненых. Водителям предстояло преодолеть около 30 км по льду: Ладожское озеро, крупнейшее в Европе, не просто так носило звание «моря».

Трасса доказала свою эффективность: через некоторое время автомобильная колонна вернулась в осаждённый город с запасами продовольствия, медикаментами и оборудованием. Но движение по Дороге жизни по-прежнему было сопряжено с огромными рисками (в народе её иногда называли «дорогой смерти»).

Первая трудность — нестабильный и малоизученный лёд (45–55 мм в ноябре против 80 см в январе). Вероятность провалиться в полынью крайне высока — поверхность озера практически никогда не замерзала полностью.

Вторая — постоянные авиационные налёты и артиллерийские обстрелы. Трасса проходила всего в 15 км от линии фронта и места дислокации вражеских войск.

Третья — регулярные ночные переезды. Первое время фары приходилось выключать и передвигаться в кромешной тьме, чтобы не привлекать внимание противника. Разведывательные конвои были вынуждены перемещаться по озеру без отлаженной навигации. Водители ориентировались по проводам и линиям передач, протянутым разведчиками и связистами.

Это была разведывательная колонна. Возглавлял её начальник штаба 389-го отдельного автотранспортного батальона капитан Е. А. Бирюкович. Фар не зажигали, и, чтобы не сбиться с пути, ехавший на головной машине Бирюкович лежал на крыле грузовика. . Временами ехали буквально на ощупь: вытянув руку, Бирюкович касался ею кабеля.

Абрам Буров, из книги «Блокада день за днём»

Часть перевозок осуществлялась на модифицированных полуторках ГАЗ-АА, со снятыми дверьми. Это давало экипажу возможность выброситься из машины на ходу, чтобы попытаться сохранить себе жизнь в случае обстрела или угрозы провалиться под лёд. Иногда водители не спали по 48 часов, выполняя по четыре рейса подряд. По слухам, некоторые из них подвешивали в кабине котелок с гайками, чтобы назойливый фоновый шум не давал им уснуть в пути.

РендерРендерРендер

Тем не менее движение продолжалось. К январю лёд окреп настолько, что по нему уже могла перемещаться советская военная техника. Всю зиму и даже часть весны (до 24 апреля 1942 года) по двухполосной магистрали двигались автомобильные колонны: тысячи машин ежесуточно.

ФотографияФотография

Параллельно шла работа над созданием необходимой инфраструктуры. На побережьях озера обустраивались порты, гавани и небольшие участки железной дороги для перевозки грузов. Вдоль Дороги жизни начали появляться временные пункты ремонта, обогрева и медицинской помощи. Прокладывались дополнительные маршруты. Улучшилась навигация: на трассе были установлены указатели и регулировочные посты. Ночью водителям помогали ориентироваться небольшие морские фонари-мигалки, указывающие направление движения. А днём на лёд выходили снегоуборщики и инженерные бригады, прокладывавшие мосты через треснувший лёд и воронки от артобстрелов.

Ещё осенью по дну Ладоги был проложен телефонный кабель: появилась стабильная связь с Москвой и командованием Карельского фронта и 54-й армии. Теперь инженерам предстояло придумать, как протянуть электрический кабель с Волховской ГЭС и реализовать проект подводного бензопровода.

За первый сезон работы ледовой трассы в Ленинград было доставлено более 360 тыс. т полезных грузов. Из осаждённого города вывезли 550 тыс. человек, а также около 3 700 вагонов ценного промышленного оборудования и предметов искусства. Регулярные поставки продовольствия позволили постепенно увеличить норму выдачи хлеба: до 500 г — рабочим, до 300 г — детям.

В это же время ленинградские учёные продолжали изучать график ледостава и свойства ладожского льда, чтобы усовершенствовать проект трассы и к зиме 1942/43 года сделать перевозки более безопасными. Предстояло решить ещё много задач. Но в городе появилась надежда.

эвакуировано по Ледовой трассе за первую зиму блокады

1942 Дорога жизни 1943

Весной 1942 года время эксплуатации ледовой трассы подошло к концу: город переключился на водную навигацию. Одновременно в Ленинграде стала ощущаться сильная нехватка топлива: его запасы сильно истощились за минувшую зиму — в наиболее активные дни по Дороге жизни перемещалось до 4 500 автомобилей ежесуточно. Для того чтобы подготовиться к следующей зиме и поддерживать стабильную работу предприятий и транспорта, нужно было срочно наладить поставки горючего. В апреле Государственный комитет обороны принял решение о строительстве подводного бензопровода.

По дну Ладоги планировалось проложить 21,5 км трубопровода. При этом проводить сборку под водой было невозможно: все работы осуществлялись над её поверхностью.

Сначала стальные трубы сваривали на суше, объединяя их в секции по 200 м. После — тестировали на прочность и покрывали изоляцией. Затем перекладывали на вращающиеся валики специальных спусковых дорожек (длиной до 300 м) и транспортировали к воде. Далее фрагменты трубы привязывали к брёвнам и при помощи буксирных кораблей и барж доставляли к нужным участкам укладки. На специально оборудованных катерах и понтонах секции досваривали друг с другом, постепенно наращивая длину трубопровода. И только после этого всю конструкцию опускали на дно, где её фиксировали водолазы, прикреплявшие трубу к грунту при помощи небольших грузов.

На прокладку бензопровода

запланировали 50 дней

Фактически проложили за 41 день

К лету бензопровод был запущен в эксплуатацию. Появилась возможность незаметно для противника закачивать в городские резервуары до 420 т топлива ежесуточно. Но по-прежнему сохранялся вопрос с электроснабжением Ленинграда. Энергетическая блокада отрезала его практически от всех крупных электростанций, а те, что продолжали работать в черте города, не справлялись с нагрузкой, особенно в зимнее время. Так, 25 января мощности одной из уцелевших ГЭС хватило только на здания хлебозавода, госпиталя и администрации в Смольном. А небольшая восстановленная ТЭС, работавшая на торфе, покрывала лишь 3% энергетических потребностей города. Большая часть Ленинграда выживала без отопления и света: угля, торфа и топлива катастрофически не хватало. Решением стала Волховская ГЭС. 7 августа Военный совет Ленинградского фронта поручил специалистам «Ленэнерго» разработать проект прокладки подводного кабеля. Это дало бы городу дополнительные 15–20 тыс. кВт•ч ежесуточно.

ФотографияФотографияФотография

Проект не был простым. Подводная часть кабеля составляла 22 км. Для стабильной работы требовалось протянуть пять нитей, по 600 т каждая. Их предстояло разделить на сотни фрагментов и провести через 300 соединительных муфт. При этом в городе не хватало материалов: высококачественных морских кабелей просто не было. Часть изоляции пришлось изготавливать из бумаги, предназначенной для печати денег. Осложняло ситуацию и то, что работы приходилось вести ночью, перемещаясь на барже в полной темноте. Запрещалось даже курить, чтобы не привлекать внимание противника: часть коммуникаций пролегала совсем близко от линии фронта.

На прокладку электрокабелей

запланировали 60 дней

Фактически проложили за 48 дней

23 сентября линия Волхов — Ленинград была запущена в эксплуатацию. В декабре у нее появился воздушный дублёр: дополнительные нити кабеля протянули надо льдом Ладоги, установив опоры прямо на замёрзшем озере. Это позволило вернуть освещение на Невский проспект и крупные улицы города. Несмотря на тяжёлое положение, в городе регулярно работали театры.

В Физико-техническом институте Академии наук СССР тем временем решали проблему с малопредсказуемым поведением льда. Учёные разработали прогибограф — автоматический прибор для измерения деформации ледяного покрова. Прогибограф помогал понять, как движение автомобилей воздействует на ладожский лёд и при каких условиях возникает риск его пролома. Учитывалось множество факторов: ветер, осадки, движение подлёдной волны, резонанс, создаваемый движением других автомобилей, средняя температура и толщина льда в конкретный день. Только за первую зиму блокады ленинградские метеорологи проводили замеры более 3 640 раз.

Для полноценного наблюдения за трассой требовались десятки подобных приборов. Из-за общей нехватки материалов при их изготовлении были использованы части метеорологических устройств, детали телеграфных аппаратов Морзе и — обычные чугунные ограждения парковых клумб.

Всех нас очень беспокоила станина прогибографа . её следовало отливать из чугуна. Но где отливать и сколько времени это отнимет? Как-то мы, несколько физтеховцев, шли в раздумье через парк Политехнического института . Вдруг взгляд остановился на тяжёлой чугунной подставке, к которой крепились трубчатые ограждения клумб . Было нас четверо дистрофиков, но тут мы почувствовали неожиданный прилив сил. Довольно быстро выковыряли подставку из промёрзшей земли и потащили в институтскую мастерскую. Обработали на строгальном станке. Получилось!

Наум Рейнов, один из создателей прогибографа

Именно при помощи прогибографа была высчитана запрещённая скорость передвижения по Дороге жизни — 35 км/ч. При ней риск уйти под воду был особенно высок: скорость движения автомобиля совпадала со скоростью движения волны подо льдом, амплитуды складывались, возникал резонанс, лёд трескался, и машина проваливалась. Этим же объяснялось, почему машины, прибывающие в Ленинград, проваливались реже, чем те, что выезжали из города. Первые были нагружены оборудованием и продовольствием и не имели возможности достаточно разогнаться. Что касается водителей, которые помогали вывозить из Ленинграда измученных жителей, то они, как правило, спешили и тем самым непроизвольно подвергали себя и пассажиров опасности.

По результатам исследований были введены и другие рекомендации для движения по трассе: стараться не ездить колоннами, не идти на обгон, сохранять расстояние между машинами не менее 70–80 м (а при высоких скоростях — 150–200 м). Соблюдение этих правил позволяло осуществлять перевозки даже при средней толщине льда в 10 см. Впрочем, провал под лёд не всегда означал гибель. На маршрутах дежурили спасатели и сотрудники Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Последние помогали извлекать затонувшие автомобили, устанавливая рядом с прорубью небольшие деревянные пирамиды со стальными тросами. Водолазы прикрепляли их к затонувшим полуторкам и затем уже наверху при помощи лебёдок вытягивали на поверхность.

ФотографияФотографияФотография

Ещё одной разработкой, которая помогла городу выжить, стала направленная коротковолновая связь. Она отличалась от других типов связи тем, что позволяла посылать сигнал на другой берег Ладоги узким направленным лучом. Это минимизировало риск перехвата сообщения противником. Небольшие деревянные мачты с антеннами, хорошо замаскированные в лесу, помогали Ленинграду относительно безопасно общаться с Большой землёй практически на протяжении всей войны. Восстановление запасов топлива, стабильное электричество и отлаженное движение по Дороге жизни позволили городу по-новому взглянуть на приближающуюся зиму. В планах было: нарастить поставки продовольствия, увеличить помощь фронту, продолжить эвакуацию мирных жителей, ремонт военной техники и расширение железнодорожных линий. Кроме того, шла работа над новыми масштабными проектами: в городе начали разрабатывать достаточно смелые схемы троллейбусного движения через Ладогу и готовиться к прокладке зимней железной дороги. Первая идея так и не была реализована, а вот железнодорожное движение через озеро казалось более чем реальным. Сохранившиеся сухопутные участки дорог уже активно использовались: за 1942 год прифронтовые железнодорожники доставили в Ленинград свыше 300 тыс. вагонов различных ресурсов и помогли эвакуировать целые предприятия, так что на этот тип коммуникации возлагались большие надежды. По поручению Военного совета Ленинградского фронта в декабре начали проектировать два типа дорог, которым предстояло соединить западный и восточный транспортные узлы: свайно-ледовую железную дорогу (с обычной колеёй) и узкоколейку, с рельсами на деревянном основании. Город активно готовился к строительству, но в январе 1943 года планы резко изменились.

экземпляров
газеты «Фронтовой дорожник» было выпущено политотделом ВАД-102 с января по апрель 1942 года

1943 Дорога победы 1944

После захвата Шлиссельбурга руководство группы армий «Север» считало, что Ленинград продержится не больше двух месяцев. Прошло почти 500 дней — город не собирался сдаваться. Наоборот, он увеличивал поставки, разрабатывал новые проекты и пытался прорвать блокаду.

Разработка плана по прорыву блокады Ленинграда началась ещё осенью 1942 года. Общий замысел операции, получившей кодовое название «Искра», сводился к тому, чтобы встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов разгромить группировку немецко-фашистских войск на Шлиссельбургско-Синявинском выступе. В 9:30 12 января 1943 года залпы орудий на обоих фронтах возвестили начало наступления.

К вечеру 13 января расстояние между наступавшими навстречу друг другу группировками фронтов сократилось до 5–6 км. Следующие четыре дня бои носили особенно ожесточённый характер, поскольку противник подтянул свежие силы. Утром 18 января советские войска объединились и в тот же день освободили Шлиссельбург. Оцепление было прорвано, враг был отброшен от берега озера на расстояние не более 10 км. Тем не менее прямое сухопутное сообщение со страной было восстановлено.

Менее чем за три недели по пробитому советскими войсками коридору была проложена железная дорога. 6 февраля был открыт железнодорожный участок от Волховстроя до Шлиссельбурга, а 7 февраля в Ленинград уже прибыл первый поезд с Большой земли. С этого момента начал активно развиваться новый транспортный коридор: Дорога Победы (Поляны — Шлиссельбург — Мельничный Ручей — Ржевка — Ленинград Финляндский). Железная дорога и связанные с ней мосты подвергались ожесточённым атакам: немцы понимали, что пропускная способность ж/д гораздо выше, чем у ледовой трассы. Но, несмотря на обстрелы, восстановительные бригады достаточно быстро отстраивали разрушенную инфраструктуру. Движение не останавливалось ни на день. Это повлияло на всю систему навигации в целом. Стабильное наращивание железнодорожных перевозок стало одной из причин, по которой Дорога жизни постепенно начала уходить на второй план. По ней по-прежнему продолжали перевозить грузы и эвакуированных жителей города, но уже с гораздо меньшей интенсивностью. 30 марта 1943 года стало последним днём работы ладожской зимней фронтовой трассы. Общий пробег автомобилей за всё время её существования составил 38 млн км.

Сражения за ключевые транспортные узлы продолжались вплоть до 1944 года. Немецкие войска не желали «отпускать» Ленинград и регулярно обстреливали все линии коммуникаций, стремясь вновь загнать город в состояние изоляции. Но планам ГА «Север» было не суждено осуществиться. Зимой 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов нанесли немцам сокрушительное поражение, отбросив войска противника более чем на 220 км от осаждённого Ленинграда.

Величайшее событие в жизни Ленинграда: полное освобождение его от блокады. И тут у меня, профессионального писателя, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И в этом всё.

Вера Инбер, из блокадного дневника писательницы

27 января в 8 часов вечера в Ленинграде впервые за годы войны прогремел праздничный салют. 24 залпа оповещали жителей о полном освобождении города.

продлилась блокада Ленинграда

  1. Булыгина О.Н., Разуваев В.Н., Александрова Т.М. «Описание массива данных суточной температуры воздуха и количества осадков на метеорологических станциях России и бывшего СССР (tttr)»
  2. Буров А.В. Блокада день за днем
  3. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. (сборник военно-исторических карт), Часть II
  4. Виноградов Н.В. Аэрофотосъемка. // Наука и жизнь. 1941, №2.
  5. Дьяков Б.Б. Физико-технический институт в годы Великой Отечественной Войны
  6. ЗИС-8 (1934–1936) Музей Транспорта Москвы
  7. Инбер В. Избранные произведения в 2 т. Т. 2: Повести и рассказы. Почти три года (Ленинградский дневник). Очерки
  8. Историческая справка. Блокада Ленинграда. Эвакуация. Архивный комитет Санкт-Петербурга
  9. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля
  10. Ладожское озеро и достопримечательности его побережья. Атлас / ред. В.А. Румянцев
  11. Ленинград. Война. Блокада. Дорога жизни: материалы и исследования / П.В. Игнатьев и др.
  12. Рейнов Н.М. Прогибограф (Прибор для измерения деформаций ледяного покрова) // Журнал технической физики. 1943. Т. XIII. №11–12.
  13. Андреева Ю., Андреева Е., Скиртач И. 30 километров Дороги жизни. Как «срочное изобретение» спасало жителей блокадного города, ТАСС
  14. Схема 24. «Дорога жизни» 1941–1942 гг. 44-я дивизия НКВД. 15.09.1967 г. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Сайт проекта «Образы войны» Российского военно-исторического общества
  15. Техника — молодежи. 1946, №5–6.
  16. Туманов Н.С. Пять нитей жизни
  17. Цифровые данные о рельефе: MERIT DEM по лицензии CC-BY-NC 4.0
  18. Чечин О.И. Ради тебя, Ленинград! Из летописи «Дороги жизни»
  19. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР в 3 т. Т. 1
  • Автор Кристина Недкова
  • Редакторы Сабина Вахитова, Дарья Донина
  • Бильд-редакторы Анна Волкова, Яна Дейнега
  • SMM-редактор Дарья Калинина
  • Дизайнеры промо-материалов Артём Беседин, Василий Егоров
  • Иллюстратор Владимир Дедов
  • 3D-художник Дмитрий Смирнов
  • Арт-директор и разработчик Антон Мизинов

В проекте использованы фотографии Фотохроники ТАСС (Рафаил Мазелев, Всеволод Тарасевич) и предоставленные Архивом Музея энергетики Северо-Запада ПАО «ТГК-1» и филиалом ЦВ ММ имени императора Петра Великого музеем «Дорога жизни».

ТАСС выражает благодарность филиалу Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого музею «Дорога жизни» и лично Ларисе Коповой , а также руководителю Лаборатории географии и гидрологии ИНОЗ РАН — СПбФИЦ РАН, д.г.н., проф. Михаилу Науменко за помощь в подготовке проекта.

© ТАСС, 2023 ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Музей «Дорога жизни» в Ленинградской области: место силы на Ладоге

Ладожское озеро, раскинувшееся сразу на два региона России, Ленинградскую область и республику Карелия, во все времена привлекало к себе внимание туристов. Здесь удивительно красивая природа — сосны, песчаные пляжи, каменистые острова; старинные города – крепости, монастыри, скиты. С Ладогой связана также важная часть истории нашей страны, при одном упоминании которой у многих представителей старшего поколения замирает сердце – это Дорога жизни. Единственная транспортная магистраль, связавшая осажденный Ленинград и его жителей с «большой землей», ниточка надежды и веры для миллионов.

О том, как в годы Великой Отечественной войны спасали ленинградцев, как переправляли их, совсем изможденных и обессиленных, по льду замерзшего озера под бомбежками и обстрелом врага, мы все знаем. Но осознать, прочувствовать в полной мере весь трагизм тех далеких событий невозможно, не побывав на Ладоге, не посетив здешние места. Сегодня на территории известного музейного комплекса располагаются несколько локаций – основная экспозиция, музей под открытым небом, два павильона, административно-бытовой комплекс, и в каждой из них перед посетителями открываются новые героические подробности существования Дороги жизни. Как пример беззаветного мужества, стойкости и несгибаемой воли к Победе. Как строгий завет, переданный современникам, дедами и отцами.

Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, 58

Режим работы: среда-воскресенье с 11-00 до 18-00

Телефон: +7 (813) 70-33-771

История

Музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, к 31-летию начала работы водной переправы.

Он является филиалом Центрального Военно-морского музея им. Петра Великого и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы». Первоначально филиал разместился в небольшом домике на берегу Ладоги, в 45 километрах от города. В годы войны тут располагалось руководство Осиновецкой военно-морской базы, были столовая и красный уголок. Первым заведующим филиала был назначен капитан 1-го ранга Петр Лазаревич Редькин, в войну — военком лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград». Его усилиями экспозиция музея постоянно пополнялась материалами из личных архивов ветеранов армии и флота, предметами из собрания ЦВММ, а также благодаря участию поисковиков, поднимавших со дна Ладоги раритеты военных лет-транспортные средства, корабельные и полевые орудия.

Словом, из года в год экспонатов у «Дороги жизни» становилось все больше, музей не прекращал свою работу даже в сложный постперестроечный период, а не так давно его полностью реставрировали и обновили. Масштабные работы были связаны как с реконструкцией ретро-самолетов и автомобилей, так и со строительством новых зданий, благоустройством территории комплекса.

И вот теперь, получившая второе рождение «Дорога жизни» встречает своих очередных «миллионных» посетителей. А в 2022 году у музея был юбилей – 50 лет!

Посмотрите другие интересные музей Ленинградской области

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Ленинградская обл., Кировский р-н, д. Марьино

Музей железных дорог России

Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2

Петергоф

Санкт-Петербург, Петродворцовый район

Интересные факты

  • Кабель, проложенный для восстановления освещения города по дну Ладожского озера, после войны был демонтирован. В настоящее время он используется для освещения Невского проспекта, а его фрагменты хранятся в разных музеях Санкт-Петербурга.
  • На ледяной Дороге жизни работало свыше 22 тысяч человек. Случались дни, когда и начальствующий состав, и регулировщики – все выходили чистить снег. Идут впереди 15 человек с лопатами, сзади еще 10 толкают машину… Все было сделано для того, чтобы машины с хлебом не задерживались, ведь каждая из них везла 13,5 тысяч жизней для ленинградцев. Если человек сегодня не получит свои 125 граммов хлеба, завтра он уже не выживет.
  • «Дорога жизни» как мемориал создавалась по инициативе участников обороны Ленинграда – моряков Ладожской флотилии, автомобилистов, зенитчиков ПВО, угольщиков и грузчиков. В 60-е годы, когда повсеместно тут стали ставить памятники, эти ветеранские организации обратились за помощью об открытии музея в обком партии, и получили поддержку.
  • Музей сразу по открытию стал центром встреч ветеранов войны, площадкой для ежегодных торжественных мероприятий в честь Дня Победы. В течение года в музее проводится приведение к присяге, вручение погон, посвящение в юнармейцы и другие массовые акции.
  • В 90-е годы уникальный экспонат, самолет Ли-2, на котором в блокадный Ленинград доставлялись продукты, чуть было не разграбили и растащили. Вход в музей был свободный, и этим пользовались маргиналы и бомжи. Сейчас легендарный самолет восстановлен.

Что посмотреть

1. Основная экспозиция

Отправной точкой музея следует считать современное здание, имеющее форму ледяной глыбы и чем-то похожее на нос корабля. Выставки, развернутые на двух его этажах, знакомят посетителей с разными периодами Великой Отечественной войны, большое количество экспонатов – макеты, плакаты, схемы, военное обмундирование и предметы обихода – дают целостное представление хронологии событий и подчеркивают весь их драматизм. Погрузиться в суровые реалии осажденного города можно как с экскурсоводом, так и самостоятельно, застывая пораженным у некоторых стендов.

Вот водолазный костюм, в котором в сложнейших условиях штормовой погоды советские военспецы умудрились протянуть телефонный и электрический кабели по дну озера. Вот фотографии движущихся по замерзшей Ладоге машин со снятой у кабины дверкой – это чтобы успеть выпрыгнуть, если лед все-таки треснет…

Каждый четвертый автомобиль назад из рейса не возвращался. Но за период с ноября 1941-го по март 1943-го гг. по Дороге жизни все же удалось эвакуировать 1 миллион 200 тысяч человек, доставить полтора миллиона тонн грузов. Сорвать перевозки советских людей по водному коридору фашисты так и не смогли. В результате были спасены бесценные человеческие жизни – детей, стариков, ученых, писателей.

2. Коллекция военной техники под открытым небом

На открытых площадках наибольший интерес представляет выставленная боевая техника и транспорт времен войны, среди которых самолет Ли-2, вывозивший тяжелораненых из осажденного Ленинграда, буксирный пароход «Ижорец- 8», обеспечивающий перевозки грузов на баржах по Ладожскому озеру, самоходный двух трюмный тендер, построенный в 1942 году на Адмиралтейских верфях, а также разнообразная корабельная артиллерия, полевые пушки и гаубицы.

Ленинград. Дорога жизни

Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной и проходившая по Ладожскому озеру.

Караван барж с грузами для Ленинграда СССР, Ленинградская область. 1942 Музей Победы

Открытка почтовая. Доставка кораблями Ладожской военной флотилии продовольствия в Ленинград И. Родионов СССР, Москва. 1976 Музей Победы

Плакат СССР, Ленинградский фронт. 1941-1943 Музей Победы

Вопрос продовольственного обеспечения Ленинграда и эвакуации населения остро стоял с первых дней блокады. 12 сентября 1941 года по Ладожскому озеру к еще не оборудованному берегу были доставлены первые 800 тонн зерна и муки для осажденного города, а также 60 тонн боеприпасов. Это были первые рейсы с грузами, выполненные транспортом Ладожской военной флотилии.

Эвакуация детей из блокадного Ленинграда по Дороге жизни СССР, Ленинградская область. 1941-1943 Музей Победы

Погрузка продовольствия для Ленинграда. Канонерская лодка «Лахти» СССР, Ленинградская область. 1942 Музей Победы

Всего за время навигации 1941-1943 гг. водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек.
В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия.

Работа трассы не прекращалась ни в напряженной боевой обстановке, ни из-за сложных погодных условий. Наступление заморозков также не стало преградой. Именно трасса, проложенная по Ладожскому льду, стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-1942 гг. связывала осажденный Ленинград со страной. Именно эта дорога стала основным маршрутом доставки продовольствия и эвакуации населения в самые тяжелые дни блокады.

Регулировщик на Дороге жизни СССР, Ленинградская область. 1941-1943 Музей Победы

Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих. Транспортировка продовольствия и эвакуация населения требовали ежедневного подвига от тех, кто работал на Ладоге. Но каждый из участников легендарной дороги знал о том, какую роль их труд играет в спасении ленинградцев.

Въезд на «Дорогу жизни» со стороны Кобоны СССР, Ленинградская область, Кобона. 1943

За короткое время на Ладожском озере была создана целая инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Балтийский флот. Путь через Ладогу по праву стал именоваться Дорогой жизни.

Работник штаба 17-й отдельной автотранспортной бригады майор В.А. Порчунов. СССР, Ленинград. 4 августа 1942 Музей Победы

Значок «Участнику Дороги Жизни. 1941-1943» Принадлежал Порчунову Василию Антоновичу СССР. 1973 Музей Победы

22 ноября 1941 года вечером на лед выехали первые 60 грузовиков ГАЗ-АА 388-го отдельного автомобильного батальона. Возглавил колонну капитан Василий Антонович Порчунов.
Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса, при толщине льда не более 18 см, была практически не подготовлена. Водители ехали на малой скорости и с распахнутыми дверями машин на случай неожиданного провала под лед. В целях светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. Но ночью метки были практически незаметны.
Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город.

Колонна автомашин на ладожской дороге СССР, Ленинградская область. 1942 Музей Победы

Ладога Е.Ф. Грошев СССР. 1970-е Музей Победы

Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.

«Кабель жизни», фрагмент Передан музею в дар ПАО «Россети Ленэнерго» Металл, бумага, пластик, заводское производство СССР, Ленинград, завод «Севкабель». 1942 Музей Победы

Прокладка кабеля связи через Ладожское озеро 29 октября 1941 года А.Н. Семенов СССР. 1983 Музей Победы

Помимо эвакуации населения и подвоза продовольствия именно по озеру проходили и телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Большой землей, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, и трубопровод, снабжавший город
топливом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *