Грм цепь или ремень что лучше
Перейти к содержимому

Грм цепь или ремень что лучше

  • автор:

Цепь или ремень ГРМ: какой привод лучше

В конструкции различных ДВС независимо от типа (бензин или дизель) привод распределительного вала может быть как цепным, так и ременным. При этом каждый тип привода имеет определенные преимущества и недостатки, обязывая владельца учитывать различные нюансы в процессе эксплуатации.

Что касается самих автолюбителей, практическая эксплуатация дополнительно разделила сторонников и противников того или иного решения на два противоположных лагеря. Далее мы рассмотрим особенности ремня и цепи ГРМ, поговорим о плюсах и минусах цепных и ременных типов привода, а также постараемся ответить на вопрос, что лучше, цепь или ремень ГРМ.

Цепной привод газораспределительного механизма или ремень ГРМ

Цепь или ремень ГРМ

Начнем с того, что цепь устанавливается на двигатели давно, решение проверено временем и зарекомендовало себя как достаточно надежное. Многие водители на территории СНГ привыкли к цепи ГРМ еще со времен «классики» ВАЗ, также цепной привод установлен на огромном количестве старых иномарок.

Однако сегодня все больше и больше автомобилей нового поколения имеют ременной привод. Ремень ГРМ повсеместно ставится как на малообъемные двигатели, так и на мощные V-образные силовые агрегаты.

По этой причине многие начинающие водители часто интересуются, как узнать, стоит цепь или ремень ГРМ. Как правило, легче всего посмотреть на двигатель сверху или сбоку. Определить достаточно просто. Если снаружи ДВС имеется кожух-крышка (часто из пластика), тогда это мотор с ремнем. Цепной привод находится внутри ДВС, так как цепи нужна смазка.

Итак, вернемся к сравнению. Если противопоставить два типа привода, на первый взгляд может показаться, что цепь однозначно надежнее и долговечнее по сравнению с ремнем. Минусом цепи можно считать разве что повышенный уровень шума таких моторов, что легко компенсируется улучшенной шумоизоляцией моторного отсека.

В то же самое время более тихий и легкий ремень ГРМ является «расходником» с достаточно ограниченным сроком службы, за его состоянием нужно постоянно следить и обязательно менять через строго определенный промежуток времени. В противном случае может произойти обрыв ремня, что приводит к дорогостоящему ремонту ДВС. Однако на практике не все так очевидно. Давайте разбираться.

Цепь ГРМ: минусы

В самом начале отметим, что описанное выше общепринятое сравнение двух типов приводов является актуальным только применительно к достаточно старым моторам, на которые ставились надежные трех или двухрядные цепи с большим сроком службы. Главным плюсом можно считать факт, что такую цепь нужно редко обслуживать и нельзя сразу оборвать.

Как правило, цепи на ДВС старого поколения служат минимум 250-300 тыс. км. и более, затем происходит постепенное растяжение цепи и появляется характерный шум. Однако цепь не проскакивает на шестернях, фазы газораспределения не сбиваются, двигатель продолжает работать ровно на разных оборотах.

При этом ситуация заметно изменилась после того, как производители автомобилей сконцентрировались на производстве более компактных ДВС. Главной задачей стало снижение веса и размеров силового агрегата, что позволило уменьшить длину моторного отсека и увеличить внутрисалонное пространство.

В результате двигатели стали меньше и легче, поперечное расположение мотора стало встречаться намного чаще продольного, так как была отмечена популяризация переднего привода. Вполне очевидно, что на этом фоне размеры цепи ГРМ также уменьшились, вместо широких трех и двухрядных решений стали устанавливаться однорядные узкие цепи.

Добавим, что уменьшение ширины было необходимо не только для облегчения цепи. Дело в том, что конструктивно цепь находится под крышкой и смазывается моторным маслом из масляной ванны. Если не сильно вдаваться подробности, общая длина ГБЦ и БЦ будет зависеть от ширины цепи. Естественно, именно цепь сделали уже и облегчили.

При этом облегченные цепи стали обрываться намного чаще, их ресурс заметно сократился по сравнению с предшественниками. Например, двухрядная цепь имела более распределенную нагрузку и сохраняла работоспособность даже после того, как произошел обрыв одного ряда.

С такой конструкцией меньшему износу были подвержены и зубья самих звездочек, что позволяло добиться очень большого срока службы всего механизма. На практике цепь могла шуметь, но выхаживала столько, сколько и сам двигатель до наступления момента капитального ремонта. Что касается однорядных облегченных решений, указанные цепи шумят меньше, при этом не всегда можно услышать, что цепь растянута/изношена и скоро произойдет обрыв. Срок службы таких цепей редко превышает отметку в 150 тыс. км., зачастую замена цепи ГРМ необходима уже к 100 тыс. км.

Получается, элемент можно считать тем же самым «расходником», что и ремень ГРМ (особенно в случае с усиленными ремнями, которые имеют увеличенный срок службы). С учетом ряда особенностей становится очевидно, что современный цепной привод конструктивно более сложный и шумный, диагностика, обслуживание и замена цепи обходится намного дороже ремня (в среднем, в 2 или 3 раза).

Также следует учитывать, что на некоторых большеобъемных V-образных ДВС замена такого привода предполагает значительный список работ и определенные трудности. Может понадобиться демонтировать двигатель, затем снять с него ГБЦ. С учетом небольшого срока службы самой цепи обслуживание оказывается очень дорогим.

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что в цепном приводе использован гидронатяжитель. Элемент очень чувствителен к давлению масла в системе смазки. Если давление масла «скачет», цепь также может перескочить на шестернях во время запуска мотора и т.д.

Также встречается ситуация, когда натяжитель не справился со своей задачей в том случае, если двигатель прокрутился в обратную сторону. В качестве примера можно упомянуть банальный откат автомобиля назад, который до этого стоял на включенной передаче.

Плюсы цепного привода

Если учитывать все вышесказанное, тогда может показаться, что современные цепные моторы полностью проигрывают агрегатам с ремнем. Отметим, что и это не совсем верно.

Прежде всего, цепь фактически является деталью двигателя, то есть расположена внутри. Другими словами, элемент надежно защищен от грязи, пыли и воды, не страдает от температурных перепадов и не боится попадания технических жидкостей. При этом перечисленные выше факторы заметно влияют на ресурс ремня и могут быстро вывести из строя ременной привод.

Еще одним неоспоримым преимуществом цепи является возможность точно выставить фазы газораспределения. Дело в том, что цепь долгое время не подвержена растяжению, на нее не воздействуют растущие нагрузки на мотор. Следовательно, во время езды на повышенных и максимальных оборотах сохраняется точная установка распредвалов, двигатель не теряет мощность.

Также стоит упомянуть, что исправная цепь боле устойчива к разным нагрузкам. Это значит, что привод не перескакивает на зубьях шестерен (при условии нормальной работы натяжителя), то есть фазы газораспределения не сбиваются. Еще использование цепи в системах изменения фаз газораспределения позволяет использовать упрощенную и более надежную конструкцию фазовращателей на распределительных валах.

Преимущества ремня ГРМ

Одним из главных плюсов ремня ГРМ является его простота, а также возможность эффективно гасить вибрации. Такая способность снижать нагрузки от вибраций и колебания увеличивает ресурс постелей распределительных валов.

Также ремень снижает общий уровень шум от работы ДВС, при необходимости его состояние можно относительно легко проверить, заменить или подтянуть, при этом фазы ГРМ остаются на месте. Для диагностики нет необходимости разбирать ДВС, ремень доступен по цене, так что его можно менять в любой момент.

Современные ремни хорошо работают в условиях перепадов температур, имеют увеличенный ресурс, который не зависит от качества моторного масла и давления в системе смазки. Моторы с ремнем можно делать максимально компактными, устанавливая их под капоты микролитражек.

Недостатки ременного привода

Что касается минусов, главным из них является незащищенность ремня от воздействия внешних факторов. Попадание грязи, моторного масла, перепады температур и другие нюансы значительно сокращают срок службы элемента. Также следует учитывать, что ремень является резинотехническим изделием, а резина склонна стареть. По этой причине ремень меняют не только по пробегу, но и по времени.

Еще одной особенностью ремня является то, что он может проскальзывать в случае превышения расчетной нагрузки. Совмещение механизма изменения фаз газораспределения с ременным приводом повышает риск попадания масла из фазовращателей на ремень. Сами фазовращатели должны быть герметичными.Также многие водители хорошо знают, что обрыв ремня ГРМ приводит к тому, что на двигателе гнет клапана. Хотя производители пытались в свое время нивелировать этот недостаток, решить проблему так и не удалось.

Для того чтобы избежать последствий обрыва, на некоторых моторах в днищах поршней выполнялись особые проточки. Такие проточки были нужны для того, чтобы в случае обрыва ремня поршень не ударял по клапанам. При этом от такой «страховки» позже отказались. Дело в том, что наличие проточек сильно снижало качество сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, мощность ДВС падала. По этой причине инженеры были вынуждены отказаться от этой идеи, тем самым снизив и общую надежность конструкции.

Что в итоге

Как видно, для многих ведущих автопроизводителей выбор и переход исключительного на один или другой тип привода также является не простой задачей. Примечательно, что на разных моделях одного бренда могут быть установлены как моторы с цепью, так и с ремнем ГРМ.

  • Например, компания BMW, которая долгие годы использовала в конструкции ДВС только цепь, параллельно выпустила ряд моторов с ременным приводом (хорошо известный силовой агрегат M40).

Двигатели оказались вполне надежными, ремни полностью отрабатывали свой ресурс, никаких проблем с приводом и самим механизмом газораспределения в процессе эксплуатации выявлено не было. При этом версии моторов BMW с цепью бывали как удачными (цепь выхаживала без замены до самого капремонта агрегата), так и не особенно надежными, когда цепь требовала дорогостоящей замены уже спустя 80-90 тыс. км. С учетом данной информации не удается ответить на вопрос, что надежнее, цепь или ремень.

  • Концерн VAG (Volkswagen) на некоторых моделях начального сегмента устанавливает ремни, машины среднего класса оборудуются цепью, однако на мощные и объемные агрегаты производитель также ставит ременной привод. Получается, нельзя также сказать, что ремни можно встретить только на бюджетных версиях автомобилей, тогда как цепь идет на более престижные и дорогие модели.

Схожая ситуация прослеживается и у других автопроизводителей (отечественный автопром, марки из США и Японии). Все это говорит нам о том, что многое зависит не от самого типа привода, а от того, как он выполнен касательно технической части. Также не следует забывать и об особенностях эксплуатации того или иного ТС.

Напоследок отметим, что расширенный анализ преимуществ и недостатков цепного и ременного привода на современных моторах позволяет сделать несколько основных выводов:

  • Цепь имеет ряд плюсов только применительно к стабильности работы ДВС. Если точнее, с таким приводом удается более точно настроить фазы газораспределения.
  • Что касается ресурса, обслуживания, а также стоимости замены цепи и ремня, затраты на цепной привод в итоге окажутся намного больше (начиная от повышенных требований к качеству масла и заканчивая заменой самой цепи, натяжителя, успокоителя и т.д.).
  • Надежность современных ремней ГРМ при их невысокой стоимости выглядит намного более привлекательным вариантом как в плане замены, так и простоту обслуживания.
  • На практике своевременная замена ремня и роликов на качественные оригинальные изделия или проверенные аналоги позволяет говорить о достаточной надежности элемента.
  • Также не следует верить в огромный ресурс цепи, так как на современных авто зачастую стоит облегченная узкая цепь с небольшим ресурсом. В этом случае нужен постоянный контроль шумов, желательна периодическая проверка натяжителя и успокоителей цепи, а также замена цепного привода по регламенту.

Если учесть высокую стоимость замены, становится понятно, что многие меняют цепь не по пробегу, а только тогда, когда проявляются признаки ее растяжения и другие неисправности. В этом случае будет неправильно говорить о каком-либо преимуществе в плане надежности, так как изношенная цепь может перескочить или ее оборвет в любой момент.

В случае с ремнем, затраты на его покупку и установку относительно небольшие, что позволяет каждому автолюбителю даже с ограниченным бюджетом обслуживать свой автомобиль по регламенту.

Что лучше: цепь или ремень ГРМ

Что лучше: цепь или ремень ГРМ? Этим вопросом задаются многие автовладельцы. Каждый тип привода распределительного вала обладает своими преимуществами и недостатками, которые следует учитывать в процессе эксплуатации авто.

Среди автолюбителей есть сторонники и противники того или иного решения. В чем же особенности ремня и цепи ГРМ? Давайте разбираться.

Что лучше: цепь или ремень ГРМ

Что лучше: цепь или ремень ГРМ

Надежность цепи ГРМ подтверждена многими поколениями автомобилистов, потому что ее устанавливают на машины достаточно давно. Большинство владельцев авто знакомы с цепным приводом с тех пор, как стали выпускать классические машины марки АвтоВАЗ, кроме того, цепь установлена на многих японских и американских машинах старых годов выпуска.

Несмотря на, казалось бы, высокую надежность цепи ГРМ, практически на всех новых моторах стоит ремень ГРМ. Причем не имеет значения, какой двигатель на авто: экономичный с небольшим объемом или V-8.

Поэтому многие автомобилисты-новички не могут определить, какой привод у авто: ременной или цепной. Чтобы узнать это, необходимо заглянуть в моторный отсек и осмотреть ДВС с боковой или верхней части. В случае, когда вы видите, что двигатель спрятан под пластиковым кожухом, значит, привод ременной. А цепь устанавливается внутри мотора, поскольку она нуждается в смазке.

Так что же лучше: цепь или ремень ГРМ? Если сравнить их, можно прийти к выводу, что цепной привод обладает большей надежностью и прослужит дольше. Однако из-за цепи ГРМ появляются посторонние звуки, поэтому автопроизводители улучшают шумоизоляцию моторного отсека.

Напротив, с ременным приводом двигатель будет тихим. Легкий ремень – это расходный элемент, срок эксплуатации которого ограничен. Водитель должен регулярно проверять его состояние и периодически проводить замену. Если этого не делать, ремень ГРМ оборвется. На восстановление мотора после такой поломки уйдет крупная сумма.

Может показаться, что цепь ГРМ выигрывает у ременного привода. Однако в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Далее рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этих двух приводов, чтобы понять, что лучше – цепь или ремень ГРМ.

Преимущества и недостатки цепи ГРМ

Необходимо акцентировать внимание на том, что вышеописанное сравнение ремня и цепи ГРМ относится только к старым ДВС. Дело в том, что именно на них устанавливались прочные 2- либо 3-рядные цепи, срок эксплуатации которых был практически неограничен. Такой цепной привод никогда не обрывался и не нуждался в частом обслуживании.

Преимущества и недостатки цепи ГРМ

Срок службы цепей, которые устанавливались на старые моторы, составляет от 250 000 до 300 000 км пробега. По истечении данного времени цепь растягивалась, и двигатель начинал шуметь. При этом она не проскакивала на шестернях, не происходило сбивание фаз газораспределения, ДВС работал ровно на любых оборотах.

Однако ситуация в корне поменялась, когда автопроизводители стали выпускать компактные моторы. Их цель заключалась в том, чтобы сделать ДВС легким и миниатюрным, в результате сокращалась длина моторного отсека, а места в салоне становилось больше.

В ходе этих преобразований начался выпуск небольших и легких ДВС, которые располагались поперек, а не вдоль моторного отсека. Передний привод также стал более популярным.

В результате размер цепи ГРМ уменьшился. Теперь на двигатели устанавливали не широкие 2- или 3-рядные цепи, а узкие однорядные.

Кстати, автопроизводители уменьшили ширину не только затем, чтобы сделать цепь ГРМ более легкой. Из-за особенностей конструкции цепь расположена под крышкой и смазывается маслом из масляной ванны. То есть то, насколько длинными будут головка блока цилиндров и блок цилиндров, определяется тем, какую ширину имеет цепь. Поэтому инженеры решили выпускать узкие и легкие цепи.

В последующем обрыв обновленных цепей стал происходить часто, срок эксплуатации детали стал меньше. К примеру, у 2-рядной цепи нагрузка распределялась оптимальным образом, привод продолжал работать, даже если обрывался один ряд. Благодаря конструктивным особенностям практически не изнашивались зубья звездочек, поэтому срок эксплуатации цепного привода достаточно большой.

Многие автомобилисты проверили это на практике: даже если цепь издавала посторонние шумы, она (а значит, и мотор) оставалась в исправном состоянии до того дня, когда приходило время капремонта.

Если цепь легкая однорядная, она не будет издавать никаких посторонних звуков, в результате не получится понять, что она растянулась, износилась или готова оборваться. Срок эксплуатации таких изделий составляет до 150 000 км пробега, но менять цепь ГРМ чаще всего приходится на 100 000 км.

Читайте также!

То есть такую цепь ГРМ можно отнести к расходным деталям, как и ремень, например, если он усиленный, с достаточно большим сроком эксплуатации. Поэтому на вопрос, что лучше: цепь или ремень ГРМ, нельзя дать однозначный ответ. Если цепной привод современный со сложной конструкцией, он будет издавать посторонние шумы. Придется потратить крупную сумму, чтобы продиагностировать его или заменить цепь ГРМ, — в два или три раза больше, чем на замену ремня.

Преимущества и недостатки цепи ГРМ

Если на авто стоит мощный двигатель V-6, V-8 или V-10, то заменить цепь ГРМ будет непросто. Например, придется разбирать мотор и снимать с него головку блока цилиндров. Так как такая цепь прослужит недолго и потребуются частые ее замены, ремонтные работы будут дорогостоящими.

Обратите внимание! В цепном приводе установлен гидронатяжитель. На его функционирование влияет масляное давление в смазочной системе. Когда давление нестабильно, цепь начнет перескакивать на шестернях, когда вы будете заводить автомобиль.

Может произойти такое, что натяжитель не выполнит свою задачу, к примеру, когда мотор прокрутится обратно. Для наглядности представьте ситуацию, в которой машина откатывается назад на включенной передаче.

Многие при ответе на вопрос, что лучше – цепь или ремень ГРМ, скажут, что современные цепные приводы хуже, чем ременные. Однако такой ответ тоже не будет верным.

Дело в том, что цепь – это элемент мотора, который находится внутри него. То есть на эту деталь не попадают загрязнения, влага, технические жидкости, не воздействуют перепады температуры. И напротив, все вышеперечисленное оказывает пагубное воздействие на ремень ГРМ, что приводит к его преждевременному износу.

Почему еще цепь лучше, чем ремень ГРМ? Если привод цепной, то можно со 100%-ной точностью выставить фазы газораспределения. Объясняется это тем, что цепь практически не растягивается со временем, на нее не оказывают воздействие повышенные нагрузки на ДВС. Поэтому, даже если вы будете ездить на повышенных или максимальных оборотах, установка распредвалов не будет нарушаться, и мощность авто не упадет.

Кроме того, цепной привод не боится разного рода нагрузок. Поэтому цепь не будет перескакивать на зубьях шестеренок, конечно, если натяжитель работает правильно, а фазы газораспределения не будут сбиваться. Когда мотор оснащен цепным приводом, становится возможным применять простую и надежную конструкцию фазовращателей на распредвалах.

Преимущества и недостатки ремня ГРМ

Главное достоинство ремня ГРМ заключается в том, что он прост конструктивно и наилучшим образом гасит вибрации. За счет снижения нагрузки от вибраций и колебаний продлевается срок службы постелей распредвалов.

Преимущества и недостатки ремня ГРМ

Если на двигателе установлен ремень ГРМ, мотор будет работать тихо. Кроме того, ременной привод всегда можно продиагностировать и при необходимости выполнить его замену, подтянуть, а фазы газораспределительного механизма не сойдут со своего места. Чтобы осмотреть ремень, не нужно производить разборку мотора, стоимость данной детали небольшая, поэтому вы сможете заменить ее, если потребуется.

Современные ременные приводы не боятся резких температурных перепадов, обладают длительным сроком эксплуатации, причем не важно, насколько качественную смазку вы заливаете в двигатель и каково масляное давление. ДВС с ремнем ГРМ имеют небольшие габариты, их монтируют в моторный отсек микролитражек.

При ответе на вопрос, что лучше – цепь или ремень ГРМ, следует учитывать не только преимущества последнего, но и недостатки. К примеру, ременной привод никак не защищен от негативных факторов окружающей среды. На него попадают загрязнения, смазка, оказывают пагубное воздействие температурные перепады, все это снижает срок эксплуатации детали. Не стоит забывать о том, что ремень выполнен из резины, а данный материал быстро состаривается. Поэтому следует своевременно заменять этот расходник.

У ременного привода есть весомый недостаток: ремень может проскользнуть при повышенных нагрузках. Кроме того, смазка из фазовращателей может попасть на ременной привод. Поэтому так важно, чтобы не произошла разгерметизация фазовращателей.

Кроме того, каждый автомобилист слышал о том, что, если ремень оборвется, клапаны на моторе погнет. Несмотря на то что компании, производящие ремни ГРМ, старались устранить данный минус, полностью ликвидировать эту особенность не получилось.

Читайте также!

Чтобы исключить поломку мотора, если оборвется ремень, на многих ДВС в днищах поршней автопроизводители стали выполнять проточки. Они были необходимы на тот случай, если ремень оборвется: тогда поршень не ударит по клапанам.

Однако из-за таких проточек горючее сгорало в цилиндрах неэффективно, двигатели теряли мощность, поэтому производители авто прекратили протачивать днища поршней. В результате автомобили с ременным приводом стали недостаточно надежными.

Цепь или ремень ГРМ: что лучше выбрать в итоге

Цепь или ремень ГРМ

Некоторые производители авто до сих пор не могут определиться, что лучше – цепь или ремень ГРМ. Поэтому в зависимости от модели машины, даже если она одного бренда, монтируются двигатели как с ременным, так и с цепным приводом.

К примеру, БМВ в течение многих лет производили моторы с цепью ГРМ, а затем стали выпускать линейку двигателей с ремнем, например M40.

Надежность таких ДВС с ременным приводом достаточно высокая, ремни сохраняли целостность в течение всего эксплуатационного срока, привод работал исправно, так же как и ГРМ.

Стоит отметить, что некоторые двигатели с цепным приводом были достаточно надежными, замена детали не требовалась до капитального ремонта ДВС. Однако были и такие линейки моторов, на которых менять цепи ГРМ приходилось через 80 000–90 000 км пробега, причем данная работа была достаточно дорогостоящей. Исходя из этого, нельзя дать однозначный ответ, что лучше – цепь или ремень ГРМ,

«Фольксваген» многие недорогие модели авто укомплектовывает ременным приводом, при этом на машины среднего ценового сегмента устанавливаются цепи, на мощных V-образных двигателях стоит ремень ГРМ. Напрашивается вывод, что не всегда ременной привод встречается на недорогих авто, а цепь ГРМ – на моделях премиум-класса.

То же самое можно наблюдать и у остальных производителей авто, к примеру ВАЗ, «Форд» или «Тойота». Это говорит о том, что для ответа на вопрос, что лучше – цепь или ремень ГРМ, следует учитывать прежде всего конструктивные особенности привода относительно технической части.

Исправность привода также зависит от условий эксплуатации автомобиля. Из всего вышесказанного делаем следующие выводы:

  1. Цепной привод позволяет сделать работу мотора более стабильной. А именно, если на ДВС установлена цепь ГРМ, получится с высокой точностью настроить фазы газораспределения.
  2. Если говорить про срок эксплуатации, стоимость ремонта и замены детали, то расходы на цепь ГРМ будут выше. Например, если мотор с цепным приводом, потребуется высококачественная смазка, стоимость цепи достаточно большая, при замене потребуется также натяжитель и успокоитель.
  3. Надежный ременной привод лучше цепи ГРМ потому, что его легче заменить и просто обслуживать.
  4. Чтобы не произошел обрыв ремня, следует своевременно заменять данную детали, а также ролики. Причем важно приобретать только качественные расходники, лучше всего, если это будут оригинальные запчасти.
  5. Ресурс цепного привода ограничен, поскольку на новых машинах чаще всего установлена облегченная узкая цепь ГРМ, которая достаточно быстро выходит из строя. Водителю придется прислушиваться к работе мотора, чтобы исключить появление посторонних звуков. Важно регулярно проверять натяжитель и успокоитель цепи и заменять цепь ГРМ в указанный срок.

Так как стоимость цепи достаточно большая, большинство автомобилистов выполняют ее замену не по регламенту, а лишь после появления шумов. Данный признак указывает на то, что цепь растянулась. Поэтому нельзя однозначно сказать, что цепь ГРМ лучше ремня, так как она может перескочить либо оборваться.

Чтобы купить ремень и установить его, вы потратите небольшую сумму. Владелец авто всегда сможет выполнить своевременное обслуживание транспортного средства, чтобы предотвратить поломку.

Цепь или ремень ГРМ: в чем разница и что надежнее

Цепь или ремень ГРМ: в чем разница и что надежнее

Автомобили с цепным и ременным приводом сейчас встречаются одинаково часто, но некоторым людям все еще принципиально, чтобы в их авто стоял именно ремень. Или цепь.

В статье про устройство газораспределительного механизма мы уже писали, что привод, который вращает распредвалы, может быть ременным или цепным. Вроде логично: ремень дешевле и проще обслуживать, зато цепь надежнее и долговечнее. Но не все так очевидно. Чтобы разобраться, расскажем про особенности ременного и цепного приводов и выясним, в чем их различия.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту

Баннер

Хочу знать

Как устроен ременный привод ГРМ

Ремень ГРМ — замкнутый, с зубьями. Он передает вращение от коленвала на распредвал. Он довольно жесткий, потому что у современных ремней ГРМ внутри стекловолокно, а снаружи — слой резины. На внутренней части — зубья из нейлона, которые должны совпадать с зубьями шестерен валов.

Ремни ГРМ могут различаться материалом, из которого они сделаны, и формой зубьев. Поэтому это такая же деталь с индивидуальным каталожным номером, как и остальные запчасти автомобиля.

Ремень установлен за пределами корпуса двигателя, надет на шестерни коленвала и распредвалов и позволяет им двигаться синхронно. Кроме валов ремень может приводить в движение насос системы охлаждения двигателя — помпу.

Ремень ГРМ и шестерни валов постоянно и плотно контактируют. Если ремень прилегает слабо, то зубья проскакивают и нарушают фазы газораспределения. Но и в слишком сильном натяжении ремня тоже нет ничего хорошего: так он быстрее изнашивается, а еще может повредить шестерни.

Обложка статьи

Чтобы ремень был постоянно натянут, в приводе установлен натяжной ролик. Сам ролик гладкий и может быть металлическим или пластиковым. Он упирается во внешнюю часть ремня и вращается от его движения.

Чтобы ролик прижимал ремень с нужной силой, к нему подводят натяжное устройство, или натяжитель. Он бывает ручным и автоматическим: очевидно, что у современных авто чаще установлен второй вариант. Автоматические натяжители бывают двух видов:

  1. С пружиной. Степень ее сжатия выставили на заводе, руками ничего настраивать не нужно.
  2. С гидравлическим механизмом — чаще масляным. Такие могут следить за натяжением ремня с помощью электронных датчиков и регулировать степень натяжения.

Чтобы ремень мог правильно изгибаться и менять направление, в механизме привода есть еще один ролик — обводной. Он свободно вращается на подшипнике и отвечает за три очень важных момента:

  1. Устраняет вибрацию на длинных отрезках ремня.
  2. Не дает ремню соскользнуть с натяжного ролика.
  3. Снижает шум от работы привода.

Обычно в механизме один обводной ролик, реже — два. В небольших современных двигателях их может не быть совсем.

Ремень ГРМ на штатном месте. Двигатель 1.6 BSE

Ремень ГРМ на штатном месте. Двигатель 1.6 BSE

Автомобили с ременным приводом

Ремень и цепь в газораспределительном механизме автомобиля появились примерно в одно время и сейчас распространены одинаково широко. Ременный привод ГРМ можно встретить в автомобилях разных ценовых категорий и классов. Вот примеры авто с ремнем ГРМ:

  1. Малолитражки всех возрастов: б/у Дэу Матиз, Пежо 208 2012—2016 годов, Шкода Фабия первого и второго поколения с двигателем 1,4 л, Киа Пиканто 2020—2021 годов.
  2. Субкомпактные автомобили, то есть B-класс: любой Рено Логан и множество машин на его базе, Фольксваген Поло Седан и Шкода Рапид с двигателем ЕА211, Киа Рио первого и второго поколения.
  3. Компактные автомобили, то есть С-класс: Ситроен C4 с двигателем EC5 или VW Golf 6 с двигателем BSE 1,6 л.
  4. Старые авто бизнес-класса: например, БМВ третьей серии с двигателем М40.
  5. Старые внедорожники: Тойота Ленд Крузер до 2007 года, Мицубиси Паджеро третьего и четвертого поколения, Лендровер продолжает ставить в модели Дискавери и Спорт дизельные двигатели 3,0 л с ременным ГРМ.

Особенности эксплуатации ремня ГРМ

Ресурс ремня ГРМ обычно определяет производитель авто и пишет рекомендации в регламенте техобслуживания. Поэтому для разных марок и моделей машин сроки службы и замены ремня могут быть разные. Хотя и существует усредненный пробег в 50—60 тысяч километров, после которого советуют поменять ремень ГРМ или хотя бы проверять его состояние.

С другой стороны, у некоторых концернов пробег до замены ремня по регламенту доходит до 120—150 тысяч километров. Есть модели, у которых ресурс ремня ГРМ вообще сопоставим с качественной цепью.

Кроме рекомендованных сроков замены у ремня ГРМ есть собственный срок годности — пять-шесть лет. Дату производства указывают на самом ремне или на роликах, если ремень купили сразу в сборке.

Обложка статьи

У Рено Логана производитель рекомендует менять ремень ГРМ каждые 60 000 км. Источник: reno⁠-⁠logan.jimdofree.com

У Рено Логана производитель рекомендует менять ремень ГРМ каждые 60 000 км. Источник: reno⁠-⁠logan.jimdofree.com

У Ауди А6 с двигателем 2.0 TDI замена ремня ГРМ по регламенту только на 210 000 км. Источник: etlib.ru

У Ауди А6 с двигателем 2.0 TDI замена ремня ГРМ по регламенту только на 210 000 км. Источник: etlib.ru

В руководстве по эксплуатации для Фольксвагенов Поло срок замены ремня ГРМ — 90 000 км. Но проверять его состояние завод рекомендует при каждом техобслуживании. Источник: avtonam.ru

В руководстве по эксплуатации для Фольксвагенов Поло срок замены ремня ГРМ — 90 000 км. Но проверять его состояние завод рекомендует при каждом техобслуживании. Источник: avtonam.ru

Для Вольво XC90 замена ремня рекомендуется на 120 000 км пробега. Источник: drive2.ru

Для Вольво XC90 замена ремня рекомендуется на 120 000 км пробега. Источник: drive2.ru

Рабочая температура ремня ГРМ колеблется от довольно низкой до очень высокой. Зимой двигатель могут запускать и в −40 °С, а летом ремень может нагреться до +100 °С из-за трения и общей температуры под капотом.

Воздействие дорожной пыли и реагентов. Ремень ГРМ всегда снаружи корпуса ДВС. И может быть открытым, а может быть спрятан внутри пластикового кожуха. В любом случае важно при каждом ТО следить, чтобы на ремне не было посторонних технических жидкостей, особенно масла: во-первых, из-за него могут проскочить зубья, а во-вторых, ремень может вовсе оборваться, потому что масло размягчает резину.

Обложка статьи

Есть исключение, причем сразу по двум параметрам: у двигателя Ford Ecoboost 1.0 ремень ГРМ в корпусе ДВС и работает в масляной ванне.

Как диагностируют неисправности ременного ГРМ

Иногда состояние ремня ГРМ можно оценить визуально: в некоторых авто он или закрыт кожухом, который несложно снять, или вообще ничем не закрыт. Но встречаются и такие модели, у которых придется разобрать пол-автомобиля, чтобы добраться до ременного привода.

Ауди A4 2000 года. Чтобы добраться до ремня, пришлось разобрать переднюю часть машины. Фото: Алексей Федоров

Ауди A4 2000 года. Чтобы добраться до ремня, пришлось разобрать переднюю часть машины. Фото: Алексей Федоров

Если есть возможность самостоятельно проверить, как там ремень ГРМ, вот на что нужно обратить внимание:

  1. Видимые трещины на поверхности ремня — значит, он очень старый, а может, его серьезно перегрели или переохладили.
  2. Края потерлись, из них торчат нитки — неправильно установили ремень или сместились ролики.
  3. Зубья ремня сточились или срезались — возможно, его натянули слишком слабо, сместились шестерни валов или заклинило помпу.
  4. Масляные пятна на поверхности ремня — это могут быть следы протечки масла или антифриза.
  5. Ремень провисает в районе распредвалов — вероятно, натяжитель износился или неисправен.
  6. Рабочая поверхность ремня блестит. Резина полимеризуется и дубеет от старости, а при постоянном трении о шестерни эта поверхность полируется и становится похожей на стекло. Возрастает вероятность, что ремень порвется.

Если самостоятельно добраться до ремня не получается, вот какие признаки могут намекать на его скорую замену:

  • двигатель начал работать нестабильно, периодически без причины падает мощность;
  • двигатель вибрирует во время работы;
  • из-под капота появился посторонний шум — шуршание, щелканье;
  • выхлопные газы потемнели.

Посторонний шум из-под капота и вибрация двигателя не всегда связаны с износом ремня. Иногда причиной могут быть старые или поврежденные натяжные ролики. Если не менять их вовремя, ролики могут заклинить и оборвать ремень ГРМ. Когда неисправен сам натяжитель, даже совсем новый ремень провиснет и его зубья начнут проскакивать.

Обложка статьи

Кроме натяжных роликов свистеть может помпа насоса охлаждения. Если шестерню насоса установили неправильно или износился подшипник, ремень ГРМ начинает стираться неравномерно. Из-за критического износа или разрушения подшипника помпу может заклинить — тогда ремень, скорее всего, оборвется.

Хозяин машины сэкономил, когда менял ремень ГРМ, и не заменил помпу. Примерно через 30 000 км ее заклинило и у ремня слизало зубья. Тем не менее машина доехала до СТО своим ходом. Фото: Алексей Федоров

Хозяин машины сэкономил, когда менял ремень ГРМ, и не заменил помпу. Примерно через 30 000 км ее заклинило и у ремня слизало зубья. Тем не менее машина доехала до СТО своим ходом. Фото: Алексей Федоров

Любой из этих признаков — повод поменять ремень ГРМ: есть риск, что он оборвется или ослабнет. Когда это происходит, распредвал или распредвалы останавливаются и часть клапанов замирает в открытом положении. Коленвал продолжает перемещать поршни в цилиндрах и сталкивает их с открытыми клапанами. Клапаны могут погнуться или сломаться — несколько или все сразу. А могут сломаться сами поршни, тогда стоимость ремонта двигателя резко возрастет.

Не у всех автомобилей обрыв ремня приводит к загибу клапанов: у двигателей с одним распредвалом и восемью клапанами поршень обычно не доходит до клапанов даже в самом верхнем положении. Но бывают исключения: на 8-клапанном двигателе Лады Ларгус проблема все равно остается.

Еще одно исключение — двухвальный 16-клапанный двигатель G16B 1.6 на Сузуки Гранд Витару: если ремень оборвется, клапаны не загнутся.

Сколько стоит заменить ремень ГРМ

Обычно меняют весь привод целиком, а не только ремень: оба ролика, натяжитель и часто — помпу насоса системы охлаждения. Это должно быть прописано в рекомендациях изготовителя автомобиля. Комплекты для замены для одного и того же автомобиля могут состоять из разного количества компонентов и стоить по-разному. Можно выбрать только ремень и ролики, можно купить комплект сразу с помпой.

Отдельно ремни тоже продаются, но износу подвержены все детали механизма. Поэтому важно помнить: поменять только ремень недостаточно — стоит купить и все остальные расходники привода ГРМ.

Обложка статьи

Оригинальный набор из ремня ГРМ, натяжного ролика и гайки с шайбой для двигателя BSE 1,6 л, 102 л. с. Фото: Алексей Федоров

Оригинальный набор из ремня ГРМ, натяжного ролика и гайки с шайбой для двигателя BSE 1,6 л, 102 л. с. Фото: Алексей Федоров

Комплект ремня ГРМ с роликами обойдется минимум в 5000 ₽, с помпой — минимум в 10 000 ₽. Цены на отдельный ремень начинаются от 500 ₽ и могут доходить до нескольких тысяч. Зависит это как от марки авто, так и от производителя. Например, Bosсh выпускает ремни и для ВАЗов, и для иномарок, а варианты за 700 ₽ можно подобрать и на Ауди.

Ремень ГРМ вместе с роликами могут поменять за 3000—4000 ₽, а могут и за 20 000—30 000 ₽. Все зависит от марки и модели машины, а еще от того, нужно ли менять помпу.

Цепь или ремень ГРМ — что лучше и надежнее?

Разбирая причины, по которым в современных двигателях гнет клапана, мы определили, что это происходит, когда выходит из строя привод газораспределительного механизма (ГРМ). А точнее — рвется ремень или растягивается цепь ГРМ, в зависимости от того, какой привод у этого механизма, ременной или цепной. В нашей сегодняшней статье мы обсудим, какой же из указанных приводов ГРМ надежнее.

Ремень ГРМ слева, цепь справа

Что было раньше – ремень или цепь?

Прежде чем рассказать, какой из типов приводов начали применять на двигателях внутреннего сгорания первым, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:

Устройство ГРМ

  • Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);
  • Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);
  • Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).

Привод распределительного вала появился в моторах с верхним расположением клапанов в середине 20-го века. В наиболее распространенных до этого времени нижнеклапанных двигателях вращательное усилие от коленчатого вала к распределительному передавалось через шестеренчатый механизм. Устройство верхнеклапанного двигателя с распределительным валом, который получал крутящий момент от коленвала через привод, позволило сделать моторы более мощными.

В первых ДВС с верхним расположением клапанов для передачи момента применялась металлическая цепь. Она была двух или трехрядной – для повышения надежности, и «ходила» при помощи роликового механизма, в составе которого были натяжители, успокоители и ограничительный палец, которые не давали цепи «играть» во время работы. Впоследствии роликовый механизм уступил место зубчатому, который обладал рядом преимуществ, одно из которых – тихая работа при высоких нагрузках. Преобразилась и сама цепь – вместо прежних двух или трех рядов использовалась однорядная цепь.

Первое применение в конструкции ГРМ ременного привода датируется 1956 годом – именно тогда цепь уступила место ремню в двигателе внутреннего сгорания, установленного на американском гоночном автомобиле Devin Sports Car.

Devin Sports Car - один из первых авто с ременным приводом ГРМ.

На то время ременные приводы ГРМ в основном использовались на спорткарах, что позволяло инженерам добиться от моторов повышенного крутящего момента и мощности.

Массовый приход ремня ГРМ в автомобильную отрасль случился через три десятка лет. Сегодня большинство моделей автомобилей имеют трех и четырехцилиндровые двигатели с ременным приводом ГРМ, а цепной механизм в конструкции шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов использует ограниченное число производителей (BMW, Toyota, Mitsubishi и прочие).

Цепь грм в двигателе V8 от BMW

Есть еще так называемый гибридный привод ГРМ, в котором нашлось место цепи и ремню. Но широкого распространения этот тип механизма передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу не получил.

Особенностью цепного привода является не только наличие у него системы сдержек и противовесов в «лице» натяжителей и успокоителей. Цепь нуждается в постоянной смазке и потому проходит через так называемую масляную ванну силовой установки. Ремню смазка не нужна – и это уже упрощает эксплуатацию данного механизма, в составе которого есть натяжной ролик, шкивы и каркас, ответственные за удержание ремня в «узде». В настоящее время массово используются зубчатые ремни, которые благодаря определенной форме зубцов (трапециевидные или округлые) надежно сцепляются с поверхностью ролика и шкивов, обеспечивая передачу вращательного усилия без рывков.

Ремень грм в дизельном двигателе 2.5 Hyundai Starex

Разобравшись в основных отличительных особенностях цепного и ременного привода газораспределительного механизма, приступим к рассмотрению главного вопроса – положительных и отрицательных сторон каждого из них. Начнем с «пионера» — цепного привода ГРМ.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность. Изготовленная из прочных сталей цепь практически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не характерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя. Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

Цепь ГРМ в двигателе 1.4 TSI

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке. Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным.

Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.

Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.

Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копеечку.

Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

Цепь ГРМ в двигателе TSI

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, характерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время. Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой. Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма. Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом.

Обрыв ремня ГРМ

Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *