Что нужно для работы в такси самозанятому
Перейти к содержимому

Что нужно для работы в такси самозанятому

  • автор:

Как самозанятому работать в такси

Самозанятость — одна из форм легализации трудовой деятельности. Вы вправе получать деньги, реализуя продукцию или оказывая услуги и уплачивая единый налог на профессиональный доход. Однако на работу в качестве самозанятого накладываются определенные ограничения, о которых нужно знать. О том, можно ли в такси работать как самозанятый, читайте далее.

  • Могут ли самозанятые получить лицензию на такси
  • Может ли таксист быть самозанятым
  • Сопоставляем правила для таксистов и самозанятых
  • Почему Яндекс-такси предлагает водителям регистрацию в качестве самозанятого

Могут ли самозанятые получить лицензию на такси

Лицензия для работы в такси нужна фирмам, которые ведут предпринимательскую деятельность в этой сфере, то есть владеют таксомоторным парком. Обычному водителю, чтобы возить пассажиров и работать от имени организации, такую лицензию получать не нужно.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 № 69 деятельность по перевозке граждан и багажа посредством легкового автомобиля должна осуществляться юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем. Законодательство исключает возможность получения лицензии гражданином в статусе самозанятого.

Однако лицензия, предоставляющая право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, может быть выдана при подтверждении статуса ИП или юридического лица.

Может ли таксист быть самозанятым

Закон о самозанятых принят сравнительно недавно, в 2018 году. Работать он начал лишь с 1 января 2019 года. В настоящее время закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422 действует в тестовом режиме в ограниченном числе регионов. Самозанятый гражданин должен отвечать ряду условий, которые в целом не исключают возможность осуществления деятельности, основанной на перевозке пассажиров.

Так как выдача разрешительных документов гражданам, зарегистрированным в качестве самозанятых, исключена, лица, принадлежащие к данной категории, могут работать таксистами только в нескольких случаях:

  • дополнительно зарегистрировавшись в качестве ИП или юрлица;
  • на договорных условиях в рамках таксомоторного предприятия или агрегатора.

Осуществление пассажирских перевозок гражданином, имеющим лишь статус самозанятого, считается нарушением действующего законодательства.

Сопоставляем правила для таксистов и самозанятых

ФЗ № 69 регламентирует ряд правил, соблюдение которых носит обязательный характер для таксистов и граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых:

  1. Наличие лицензии или официального договора, заключенного с таксомоторным предприятием.
  2. Наличие транспортного средства в личной собственности либо полученного на основании договора аренды, лизинга.
  3. Соответствие транспортного средства техническим требованиям.
  4. Документальное подтверждение ТО, проходить который требуется один раз в шесть месяцев.
  5. Договор, заключенный с учреждением, предоставляющим медицинские услуги, на основании которого водитель наделяется правом проходить регулярные осмотры.
  6. Соответствие требованиям, предъявляемым к водительскому стажу: для лиц, ранее осуществлявших пассажирские перевозки, 3 года, для иных категорий — 5 лет.
  7. Осуществление пассажирских перевозок коммерческого характера только при наличии путевого листа.

Одно из главных правил, обязательных для соблюдения, — осуществление трудовой деятельности допустимо только в пределах региона, в котором выдан разрешительный документ. Обойти правило возможно только в случае, если необходимость обусловлена требованиями пассажира.

Почему Яндекс-такси предлагает водителям регистрацию в качестве самозанятого

Агрегатор Яндекс-такси — один из наиболее популярных и распространенных. Начиная с 01.01.2019 гражданам, планирующим вести деятельность в качестве водителя такси, по договору с агрегатором предоставляется выгодная возможность работать на основании статуса самозанятого лица.

Заключение договора дает возможность уплачивать налоговые сборы в размере, не превышающем 6%, а также исключить необходимость обязательного лицензирования.

Однако это не значит, что можно не соблюдать правила, предусмотренные для водителей такси.

По какой причине агрегатор предлагает водителям трудоустройство в качестве самозанятых? Это выгодно. Вы не становитесь работником Яндекс-такси, соответственно, за вас не нужно уплачивать налоги и страховые взносы.

У каждого гражданина, желающего предоставлять услуги пассажирских перевозок, есть выбор — заключить официальный трудовой договор с таксомоторным предприятием или работать в качестве самозанятого. В первом случае работник вправе рассчитывать на получение полного соцпакета и стабильного заработка, во втором — размер зарплаты зависит от ряда совокупных факторов. Существенная разница заключается в размере отчисляемых налоговых сборов: при официальном трудоустройстве он составляет 13%, тогда как для самозанятых НДФЛ равен 6% (при работе с юрлицами).

Таким образом, работать самозанятым в такси можно, и это выгодно с точки зрения налогообложения, условий регистрации самозанятым. Начать работать можно очень быстро, не отвлекаясь на бюрократические процедуры по оформлению трудовых договоров, или собственного бизнеса. Однако учтите, что вы не являетесь работником организации, которая ведет перевозки, соответственно не имеет социального пакета, отпусков и премий, за вас не отчисляют страховые взносы.

Еще больше материалов — по теме в рубрике «Самозанятые».

Может ли самозанятый работать в такси?

Самозанятые в такси работать могут, но только через посредников. Самостоятельно организовать бизнес не получится. В статье расскажем, как стать самозанятым в Яндекс-такси и нужна ли лицензия для осуществления пассажирских перевозок.

  • Может ли самозанятый получить разрешение («лицензию»)?
  • Самозанятый ИП
  • Можно ли не оформлять ИП и работать самозанятому в такси?
  • Как самозанятому водителю работать в такси?
  • Самозанятый в «Яндекс.Такси»
  • Самозанятые в такси: плюсы и минусы
  • Итоги

ВНИМАНИЕ! C 01.09.2023 самозанятые могут получить лицензию на такси в общем порядке. Подробнее об этом (на примере оформления лицензии в Москве) мы рассказали в этой статье. Если разрешение было получено до 01.09.2023 года, то оно будет действительно в течение 5 лет с момента оформления.

Ознакомьтесь с подробным описанием процедуры оформления лицензии на такси (с учетом особенностей статуса самозанятого) в специальной публикации.

Может ли самозанятый получить разрешение («лицензию»)?

Деятельность по перевозке пассажиров и их багажа в легковом автомобиле требует получения разрешения в электронном виде (п. 10 ст. 2 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ). Оформить его могут как юридические, так и физические лица — в том числе самозанятые (п. 4 ст. 2 закона № 580-ФЗ). При этом физлица могут осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, только если заключат договор со службой заказа такси (ч. 2 ст. 3 закона № 580-ФЗ).

Таким образом, не регистрируясь в качестве предпринимателя, даже будучи в статусе самозанятого, можно получить лицензию, но при условии наличия договора со службой такси. Необходимо заполнить заявление и направить его в департамент транспорта в местной администрации либо МФЦ.

ВНИМАНИЕ! В отношении одного автомобиля выдается только одно разрешение. Единый выданных разрешений на такси публикуется онлайн.

Самозанятый ИП

Можно также открыть ИП и работать на «самозанятом» режиме налогообложения — уплачивая налог на профессиональный доход. В этом случае разрешение можно получить и без договора со службой такси.

Как правильно зарегистрироваться в качестве самозанятого, пошагово разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы все сделать быстро и без ошибок, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

Важно только своевременно перейти с общего режима налогообложения на НПД.

Как зарегистрироваться в качестве плательщика НПД см. в материалах:

  • «Как стать самозанятым в 2024году — пошаговая инструкция»;
  • «Как зарегистрировать самозанятость на Госуслугах».

Самозанятые ИП, работающие в такси, передают сведения о доходах через специальное приложение «Мой налог» и уплачивают 4% от суммы дохода при работе с физлицами и 6%, если доход поступил от юрлица или ИП.

Самозанятым ИП разрешили не платить фиксированные страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают ИП на других режимах налогообложения. Но в этом случае у них не идет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Можно ли не оформлять ИП и работать самозанятому в такси?

В этом случае можно работать через посредника — таксопарк, который имеет лицензию. По этому принципу работают не только обычные наемные работники, но и самозанятые таксисты, принимающие заказы через посредника. Количество самозанятых таксистов постоянно увеличивается, потому что работать таким образом просто и выгодно.

Своевременная регистрация в качестве самозанятого — простой способ уплачивать налог по низкой ставке без нарушения закона.

Как самозанятому водителю работать в такси?

Чтобы работать в такси, не получая лицензию, нужно заключить договор с владельцем таксопарка.

Самозанятые по трудовому договору работать не могут — в этом случае теряется весь смысл самозанятости, а между таксистом и таксопарком возникают отношения работник-работодатель, регулируемые Трудовым кодексом.

Именно поэтому самозанятому гражданину нужно заключить с владельцем автопарка договор, в соответствии с положениями которого таксист должен за вознаграждение осуществлять услуги по перевозке граждан.

Небольшие таксопарки заключают такие договоры в индивидуальном порядке с каждым таксистом. Большие компании («Яндекс.Такси», «Максим», Uber Russia и пр.) размещают на сайте договор-оферту — присоединиться к нему может любой желающий, подписав документ упрощенной электронной подписью (т. е. поставив галочку в соответствующем окне приложения).

Узнайте больше о налогообложении оказания услуг при работе с агрегаторами такси.

Самозанятый в «Яндекс.Такси»

Сервис «Яндекс.Такси» позволяет самозанятым гражданам принимать заказы через мобильное приложение. Чтобы стать самозанятым в Яндекс-такси, необходимо:

  1. Скачать приложение «Яндекс Про».
  2. В начале регистрации выбрать подключение в качестве самозанятого.
  3. Следовать подсказкам в приложении.
  4. При необходимости — зарегистрироваться в качестве самозанятого через приложение «Мой налог» (проверить активный статус плательщика НПД).
  5. Вернуться в «Яндекс Про» и завершить регистрацию в качестве самозанятого водителя такси.

После этого можно приступать к работе.

На основании данных о поездках, которые совершил водитель, «Яндекс» формирует чеки и автоматически отправляет их в налоговую через приложение «Мой налог». Выдавать чек пассажиру не нужно — он получит его автоматически, по электронной почте или через сервис заказа такси.

Больше информации о работе в «Яндекс.Такси» в качестве самозанятого можно получить на сайте компании. Там даны ответы на самые популярные вопросы.

Самозанятые в такси: плюсы и минусы

Чтобы понять, какой статус лучше для такси — ИП или самозанятый, рассмотрим и оценим преимущества и недостатки каждого из них.

Преимущества работы в такси в качестве самозанятого:

  • Пониженная налоговая ставка — 6% от дохода при работе с юридическими лицами и 4% при работе с физическими лицами.
  • Возможность получения налогового вычета на сумму до 10 000 рублей посредством применения пониженной налоговой ставки (3% при работе с физлицами и 4% при работе с юрлицами).
  • Налоги уплачиваются только при наличии дохода — если таксист временно не осуществляет перевозки, долга перед государством не возникнет.
  • Касса не нужна — обязанность по ее приобретению и использованию есть только у водителей-ИП.
  • Не нужно вести учет и составлять отчетность — приложение «Мой налог» всё сделает автоматически.
  • Можно заниматься перевозками в качестве подработки, совмещая ее с основной трудовой деятельностью.

Недостатки работы в такси в качестве самозанятого:

  • Нельзя устраиваться в такси на постоянную работу — подписав трудовой договор с таксопарком, таксист автоматически лишается права на осуществление перевозок в качестве самозанятого.
  • Годовой доход таксиста не может превышать 2,4 миллиона рублей — если заработок будет больше, придется регистрироваться в качестве ИП или заплатить НДФЛ в размере 13% с суммы, превышающей указанную.

Узнайте больше о плюсах и минусах ведения деятельности на НПД.

Итоги

Разрешение для работы в такси вправе оформить самозанятые, не являющиеся ИП — при наличии договора со службой такси. Оформить лицензию можно в том числе на ИП или на ООО. Самозанятым можно работать таксистом через организации-посредники, например «Яндекс.Такси». Крупные компании предоставляют пользователям возможность регистрации в качестве таксиста через приложение — достаточно подтвердить личность, а также предоставить данные об автомобиле и водительских правах.

Работа самозанятым в такси

cart

По данным Минэкономразвития на новом специальном налоговом режиме НПД (налог на профессиональный доход), который по-простому называется «самозанятость», работают почти 2,5 миллиона граждан. Среди них особенно много водителей легковых такси. И не зря.

Таксисты на своем автомобиле и со своим ИП могут легально заработать больше в статусе «самозанятый» благодаря невысоким налоговым ставкам. Плюс – им не надо сдавать декларации и применять онлайн-кассу.

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые?

Термин «самозанятые» на уровне налогового законодательства не существует. Так называют людей, которые работают «на себя» и ведут свой бизнес легально с применением специального налогового режима НПД.

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым?

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

  • у вас нет наемных работников,
  • ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,
  • вы оказываете услуги самостоятельно,
  • ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом?

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

  • Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.
  • Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.
  • Освобождение от НДС и НДФЛ.
  • Самостоятельно вести бухгалтерию не нужно. Квитанция для оплаты налога автоматически направляется вам в «Мой налог» – официальное приложение ФНС для налогоплательщиков НПД, где они регистрируются и работают.
  • Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.
  • Онлайн-кассы не нужны. Требуется только фиксировать в приложении «Мой налог», что вы оказали услугу на определенную сумму, и формировать электронный чек.
  • Декларации сдавать не надо.
  • Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.
  • Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

  • Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.
  • Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.
  • Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси?

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

  1. Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.
  2. Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Регистрация в качестве плательщика НПД происходит в сервисе «Мой налог» – в мобильном приложении, либо в веб-кабинете «Мой налог» на сайте ФНС.

Причем, если вы уже сотрудничаете с Яндекс.Такси как ИП с другим режимом налогообложения, поменять действующий налоговый режим на НПД можно сразу в приложении агрегатора Яндекс.Про (Таксометр). Так как приложение связано с приложением для самозанятых «Мой налог». И если вы только собираетесь стать водителем-партнером Яндекс.Такси, то вы также сможете оформить самозанятость непосредственно в Таксометре при регистрации. Что надо сделать в каждом случае, подробно описано здесь.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В кассе Лайтбокс есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

  • Ставим кассу Лайтбокс на автовокзале, в офисе или даже дома.
  • Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу Лайтбокс.
  • Подключаем смартфоны к кассе Лайтбокс. Одна касса Лайтбокс справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.
  • Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.

Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов. Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Заявление на получение разрешения можно подать лично в МФЦ, непосредственно в уполномоченном органе государственной власти: Министерстве транспорта по региону или Департаменте дорожного хозяйства и транспорта, либо онлайн через портал «Госуслуги». Кроме заявления, потребуются заверенные копии паспорта, свидетельства о регистрации ИП и свидетельства о регистрации транспортного средства (либо договора аренды/лизинга).

Разрешение выдается на машину с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Важно! Документ действует только в том регионе, где его выдали. Реестр актуальных разрешений на такси размещается на официальном сайте уполномоченного органа. Например, в Москве и Московской области разрешения можно проверить на сайте mos.ru.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году?

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке
    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором
    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
  3. Поиск заказов самостоятельно
    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

  • Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.
  • Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.
  • Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.
  • 3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.
  • Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.
  • Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

Владислав, водитель такси, Тула

Мне нравится самозанятость — это удобно и прозрачно. В «Моем налоге» я вижу все совершенные поездки. Сразу вижу какой налог мне нужно будет заплатить и понимаю, какой заработок получу от агрегаторов.

Евгений, водитель такси, ИП и самозанятый, Москва

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Дмитрий, водитель такси, самозанятый, Тверь

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Николай, владелец таксопарка, Санкт-Петербург

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Андрей, водитель такси, самозанятый, Воронеж

Плюсы: стать самозанятым довольно просто, а платить налоги можно прямо в приложении «Мой налог». Некоторые жалуются, что платежи от агрегатора приходят неравномерно, но у меня проблем с этим до сих пор ни разу не возникало. Еще одна важная особенность: деньги на мою карту переводятся без процентов. Не нужно платить 1-2% за вывод, как при работе на таксопарк.
Налог в 4% за поездки физических лиц и в 6% за поездки юридических лиц, на мой взгляд, слишком большой. Идеально было бы, если бы установили единый налог в 3%. Иначе с некоторыми парками будет выгоднее работать.

Владимир, владелец таксопарка, Москва

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

  1. Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:
  • до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;
  • после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;
  • у автомобиля такси должны быть опознавательные знаки – оранжевый фонарь на крыше и «шашечки»;
  • на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.
  1. Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.
  2. Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.
    Изменился список марок и моделей разрешенных машин, и минимальный год их выпуска. В регионах требования отличаются. Например, в Москве некоторые модели машин были исключены даже из категории «Эконом», тогда как в других регионах работать на них еще можно. На сайте агрегатора есть подробные списки для каждого региона.
  3. Автоматическое продление разрешений для таксистов.
    Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

  • Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.
  • Ограничение работы до 8 часов.
  • Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
  • Ограничение возраста автомобиля до 7 лет.
  • Увеличение в 2 раза штрафов для таксистов за нарушение ПДД.

Дата публикации: 18.06.2021

Что нужно для работы в такси самозанятому

Услуга по перевозке пассажиров — популярный, востребованный вид деятельности. По данным налоговой службы каждый пятый самозанятый, который регистрируется через приложение «Мой налог», оказывается таксистом. Переход на самозанятость, работа на себя без начальников и посредников выгодна водителям: свободный график, небольшой налог (4% от работы с физическими, 6% с юридическими лицами), не нужно заполнять кипу бумаг для отчета. Анализируем, есть ли смысл работать самозанятым в такси.

Содержание
Условия получения статуса самозанятого таксиста

Сфера самозанятости привлекает людей разных профессий. В поисковую строку пользователи очень часто вводят вопрос: может ли водитель такси быть самозанятым. Официально такого термина пока нет. Так называют лиц, которые выбрали работу по специальному налоговому режиму НПД (налог на профессиональную деятельность).

Из более чем 5 миллионов самозанятых, зарегистрированных в России, свыше 20% составляют водители, которые занимаются перевозкой пассажиров на легковых автомобилях. В действующем законодательстве (ФЗ-69) разрешено оказывать такие услуги лицам, которые оформили ИП, стали индивидуальными предпринимателями. После введения пилотного режима самозанятости многие водители перешли с ИП на новый налог НПД.

Сейчас вопрос о том, может ли самозанятый работать в такси, решается на самом высоком уровне. Госдума рассматривает законопроект, предложенный Минтрансом, об организации пассажирских перевозок, об упрощении работы для самозанятых, об исключении лишних юридических процедур и упрощении доступа к заказам. В законе будет прописано, можно ли быть самозанятым в такси, кто может получить разрешение на такой вид деятельности. В нем будут отражены права и обязанности агрегаторов, формирующих заказы.

Новый свободный статус могут получить самозанятые водители такси, если они:
трудятся самостоятельно, без наёмных сотрудников;
оказывают частные услуги физическим лицам;
оказывают услуги юридическим лицам по гражданско-правовому (но не по трудовому!) договору;
их годовой доход не превышает цифру 2,4 миллиона рублей (не более 200 000 тысячи в месяц).
Если такие условия соблюдены, водитель может работать как самозанятый по НПД-режиму.
Есть ли смысл работать самозанятым в такси: плюсы и минусы

Как любая деятельность, самозанятость кому-то может показаться привлекательной, а кого-то сильно разочарует. Каждый человек сам вправе решить, выгодно ли ему работать самозанятым в такси.

Плюсы самостоятельной деятельности;Каковы минусы самозанятости?

Подтвержденный официальный доход;Если после получения оплаты от заказчика вовремя не заплатить налог, инспекция предъявит штраф в размере 20% от заработанной суммы. За следующую просрочку штраф будет равен заработанной сумме. Низкие налоги (4% при работе с частными, 6% с корпоративными лицами);Налог платится от всей суммы дохода, включая бонусы от агрегатора и премиальные (чаевые) от пассажиров, без учета того, что самозанятый в такси работает на своем авто. А машина требует постоянных затрат на топливо, мойку, дезинфекцию, регулярное техническое обслуживание. Если нет выручки, налог не платят (при ОСНО оплату вносят ежемесячно, независимо от дохода);Не идет трудовой стаж, но водители могут сами перечислять часть дохода в пенсионный фонд для начисления трудового стажа и накопительной пенсии Самозанятый в такси освобожден от НДС и НДФЛ, от уплаты страховых отчислений;Если свободный предприниматель захочет расширить бизнес, ему придется сменить статус самозанятого, который не позволяет таксисту иметь несколько машин или нанимать работников. Не нужно специально оформлять расчетный счет на юридическое лицо, можно использовать имеющуюся банковскую карточку и счет физического лица. Но лучше для работы завести отдельную карту для контроля денежных потоков.;-; Не нужно вести свою бухгалтерию, заполнять декларации, сдавать отчеты. Не придется ежемесячно ходить в налоговую службу. Налоги можно платить дистанционно;-;

Водитель, решивший стать самозанятым, регистрируется в приложении «Мой налог». Он получает квитанции для уплаты налога. В этом же приложении формирует чеки, которые подтверждают получение оплаты от заказчика за предоставленные им услуги.

Важное примечание:

Помимо приложения «Мой налог» удобно использовать специализированный сервис
Jump.taxi

Он предоставляет отличные возможности для работы, включая автоматическое заполнение и отправку электронных чеков, мгновенный вывод заработанных денег в любое время суток без дополнительных комиссий.

Оценив плюсы свободной деятельности, легко решить, выгодно ли быть самозанятым в такси.

Взвесив преимущества и недостатки деятельности, каждый водитель сможет сам решить, стоит ли становиться самозанятым в такси. Даже некоторые минусы такой предпринимательской деятельности можно обратить в плюсы. Несложно самостоятельно переводить деньги в ПФР, зато налоги в 2−2,5 раза ниже.

Как стать самозанятым в такси

Режим самозанятости доступен в 76 регионах РФ. Многочисленные агрегаторы призывают самозанятых водителей такси подключиться к их сервису, получать бонусы за партнерство. Новички получают приоритет на полгода, бонусные баллы за сотрудничество, вознаграждения за корпоративные заказы, процентные отчисления за участие в реферальных программах.

Если у водителя оформлено ИП, он должен подать в налоговую службу заявление о переходе на налоговый режим НПД.

Как зарегистрироваться самозанятым для такси, если нет своего ИП:

Можно выбрать любой способ регистрации — через федеральную налоговую службу ФНС (лично, отправив документы заказным письмом или электронной почтой); через Госуслуги или многофункциональный центр МФЦ, через мобильный автоматический сервис «Мой налог».

Водитель подает заявление о присвоении ему статуса самозанятого лица. К нему прикладывает скан паспорта с ИНН и пропиской. Указывает код ОКВЭД — 49.32.

После рассмотрения документов он получает выписку о присвоении ему персонального регистрационного номера. Это подтверждает, что таксист стал полноправным владельцем статуса налогоплательщика НПД.

Подробная инструкция о регистрации опубликована на сайте налоговой инспекции.
Лицензия на перевозку пассажиров легковым такси

Самозанятый может работать в такси на личной или на арендованной автомашине. Автомобиль может быть взят в кредит или в лизинг, может принадлежать таксопарку либо агрегатору. На любую автомашину нужно получить разрешение. Водитель, имеющий трехлетний стаж и опыт работы таксистом, подает заявление в МФЦ, в Дорожный Департамент, в региональное Министерство транспорта либо оформляет документы на портале Госуслуг.

К заявлению прилагает:
скан паспорта для подтверждения личности;

регистрационное свидетельство на свой автомобиль или договор аренды/лизинга (доверенность) на временное обладание чужим транспортным средством;

регистрационный номер налогоплательщика НПД, подтверждающий, что он намерен работать самозанятым в такси.

В полученном лицензионном разрешении (главном документе таксиста) указаны:
паспортные данные водителя;
марка и госномер автомобиля;
данные организации, которой он принадлежит, и о ведомстве, что выдало лицензию;
обязательно проставлена дата выдачи.

Лицензия выдается только на одну машину, срок действия — 5 лет, стоимость — 3−5 тысяч рублей.

Её нужно хранить в салоне, предъявлять по требованию ГИБДД и пассажиров.

За отсутствие лицензии начисляется штраф 5000 рублей. Документ таксиста может быть отозван, если автомобиль не отвечает установленным требованиям, если видеокамеры зафиксировали неоднократные нарушения ПДД, если вовремя не пройден техосмотр либо расчет с пассажирами производится без выдачи чека.

Разрешение действует в том регионе, где оно получено. Его подлинность легко проверить — документ числится в реестре на сайте уполномоченной организации, которая его выдала, в базе данных ГИБДД, Минтранса, ЦОДД. В разных районах России требования к автомобилям могут различаться (цвет, брендирование, опознавательные знаки, оборудование).

Как самозанятому работать в такси в 2022 году
Чтобы стать самозанятым в такси, нужно:
Установить на смартфон специальные приложения, упрощающие работу.
Нанести на авто опознавательную шахматную разметку.
Получить лицензию на перевоз пассажиров и их багажа.

Самозанятый может работать в такси самостоятельно (самый сложный вариант), через таксопарк или подключиться к одному агрегатору либо к нескольким сразу.

Работа в таксопарке возможна после оформления гражданско-правового договора. В соглашении указывают, что водитель будет заниматься перевозками граждан, получать за работу вознаграждение.

Он обязан отчислять таксопарку комиссию 3−6,5% за получение заказов и платить 1−2% за вывод заработанных средств. Водитель официально не числится в штате, но обладает правом оказывать частные и корпоративные услуги от лица таксопарка.

Работа через агрегаторы (Яндекс, Uber, Gett и прочие службы) производится через их мобильные приложения. Чтобы оформиться самозанятым в такси, нужно зарегистрироваться на сайте агрегатора, подписать электронный договор и ожидать предложений от оператора.

Водитель сам устанавливает график работы, длительность смены. Он не является сотрудником компании, а лишь получает от неё заказы и предложения. Взамен платит до 17−25% комиссионных за предоставление услуг.

Самостоятельный поиск заказов для самозанятых в такси имеет плюсы и минусы. Ни с кем не нужно согласовывать выход на смену, да и смен как таковых нет. Водитель работает, когда захочет, время и длительность работы устанавливает сам. Деньги получает сразу в полном объеме, ничего не нужно отдавать таксопаркам или агрегаторам.

Это плюсы, но есть немногочисленные минусы самозанятого в такси — доход непостоянный, самому сложно находить клиентов. Приходится отстаивать «место под солнцем», сражаясь с местной таксисткой мафией, так как все прибыльные места уже давно поделены. На первых порах придется довольствоваться случайными подработками, пока не будет наработана приличная клиентская база постоянных заказчиков.

Выгоды для таксистов от партнерства с Jump Taxi

Для облегчения работы самозанятых в такси создаются автоматические сервисы, упрощающие взаимодействие между заказчиками и исполнителями. Таксопаркам с большим количеством привлеченного персонала удобно использовать Jump Taxi. Он разработан специально для того, чтобы сделать комфортной работу транспортных компаний и самозанятых таксистов. Если водители сотрудничают с большим числом служб — с Яндексом, Ситимобил, Gett, Bolt, Uber, Wheely — приложение поможет им разграничивать выплаты с каждого агрегатора, управлять балансом со своего смартфона.

Достоинства сервиса Jump Taxi для таксистов — он помогает:
Видеть свой заработок (поступления отображаются в режиме реального времени).
Быстро рассчитать доход, получить больше прибыли.
В любой момент создавать заявки на вывод средств.
Мгновенно выводить деньги на карты любых банков, на электронные кошельки, на телефон.
Общаться с техподдержкой любого таксопарка.

Данные пользователей зашифрованы, исключена их передача сторонним лицам. На сайте есть база знаний, даны ответы на самые популярные вопросы, которые чаще всего задают пользователи.

Сервис развивается за счет подписок таксопарка, с водителей он ни за что не берет денег. Таксисты смогут заработать, подключившись к его партнерской программе, приводя новых рефералов. Каждый месяц партнер сервиса получает проценты от деятельности приведенных им водителей. При регистрации каждый из них должен заполнить небольшую анкету, указать телефон для связи.

Коротко работу сервиса можно описать так: он упрощает цепочку передачи денег, позволяет водителям вывести средства в тот же день, когда они были заработаны.

Ранее схема получения заработка была громоздкой и сложной. Между водителем и агрегатором ещё есть таксопарки, которым тоже выгодно работать с агрегаторами — не нужно самостоятельно заниматься поиском клиентов.

К таксопаркам и агрегаторам подключены тысячи компаний, которые нанимают таксистов для оказания временных услуг. Пассажиры оплачивают проезд картой прямо из приложения, деньги поступают агрегатору, он удерживает комиссионные, остальное переводит таксопарку. Парк вычитает свою комиссию, затем зачисляет деньги водителю на его личный счет. При такой схеме неизбежны задержки за несколько дней и даже недель, водителям приходится долго ждать выплат. Банк тоже долго переводит деньги, в течение рабочей недели, и взимает дополнительную комиссию за вывод.

Автоматический сервис Jump Taxi — автоматизатор работы таксопарков — гарантирует моментальные выплаты. Нажав одну кнопку, водитель сможет получить заработанные деньги за любой промежуток времени. Через 1−2 минуты сумма будет доступна на его карте. Таксистам не придется ждать неделю или две, чтобы получить свой заработок.

Таксопаркам также выгодно использовать автоматический сервис, хотя они не трудоустраивают водителей, но пользуются их услугами и оплачивают их труд. При ручной отправке денег на карты таксистов, которые подключены к разным агрегаторам, неизбежны ошибки.

Автоматизатор описок не допускает, он не может указать неправильный номер карты, не допустит ошибку в написании фамилий. Все платежи водителям выгружаются в форматах 1С, txt, xml, csv. Их поддерживают все банки.

Таксопаркам не нужно держать в штате лишних бухгалтеров для взаиморасчета с приглашенными водителями. Они могут сократить бухгалтерский отдел до минимума.

Его заменит автоматическая программа, которая способна работать в веб-режиме и как мобильное приложение. Она упростит регистрацию привлеченных таксистов, оформление договоров и прочих документов. Поможет регулировать выплаты по реферальной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *