Что такое гбц на ниве
Перейти к содержимому

Что такое гбц на ниве

  • автор:

Что такое ГБЦ в автомобиле

Аббревиатура ГБЦ расшифровывается как Головка Блока Цилиндров, это один из важнейших узлов любого двигателя внутреннего сгорания. Знать, что такое ГБЦ в автомобиле, принцип ее работы и особенности конструкции, должен каждый владелец машины. Это поможет вовремя заметить возможную неисправность, а также обеспечить стабильную работу силового агрегата в различных режимах.

Описание ГБЦ и существующие модификации

ГБЦ, это верхняя часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Она крепится на нем при помощи болтов или специальных шпилек. Основное назначение головки — контроль поступления топлива в рабочие цилиндры, обеспечение его сгорание, контроль и распределение потоков газов. Именно от точности регулировки отдельных узлов ГБЦ зависит мощность и устойчивость работы всего двигателя в целом.

как выглядит головка блока цилиндров

Как выглядит головка блока цилиндров

Для различных силовых агрегатов выпускают головки блока цилиндров из чугуна или сплавов на основе алюминия. Именно алюминиевые ГБЦ устанавливаются на большинстве современных автомобилей, что позволяет несколько снизить общий вес силового агрегата.

Для двигателей с рядным расположением цилиндров применяется единая ГБЦ, а для V-образных силовых установок применяют отдельные головки на каждый ряд. Других конструктивных отличий не существует.

Видео о ГБЦ

Теория ДВС: Прокладки ГБЦ

  • Теория ДВС: Прокладки ГБЦ

    Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ)

  • Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ)

    Теория ДВС: Мойка ГБЦ

  • Теория ДВС: Мойка ГБЦ

    Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле, как он работает и зачем нужен.

    Как устроена головка блока цилиндров

    • Газораспределительный механизм, обеспечивающий отвод отработанных газов. Клапана системы газораспределения открываются в четкой последовательности в зависимости от этапов работы каждого отдельного цилиндра.
    • Привод газораспределительного механизма, обеспечивающий открывания клапанов в необходимый момент.
    • Площадки для крепления впускного и выпускного коллекторов, обеспечивающих подачу топлива и отвод отработанных газов.
    • К несъемным элементам ГБЦ относят направляющие втулки и седла клапанов. Данные элементы обеспечивают герметизацию механизма газораспределения. Монтаж этих деталей осуществляется методом горячей опрессовки, выполнить его самостоятельно, тем более без специального оснащения, практически невозможно, особенно в условиях частного гаража.

    Каждый из приведенных узлов отвечает за работоспособность двигателя в целом, а выход любого из них из строя станет причиной более серьезной поломки. На видео ролике внизу можно наблюдать работу всех элементов ГБЦ в движении.

    Solidworks Cylinder Head Animation

  • Solidworks Cylinder Head Animation

    Читайте также: Что такое ДМРВ и какие функции оно выполняет в автомобиле.

    Как правильно установить ГБЦ

    ГБЦ, прокладка и блок двигателя

    ГБЦ (Cylinder Head), прокладка (Head Gasket) и блок двигателя (Engine Block).

    Учитывая то, что ГБЦ имеет множество каналов для движения смазки, охлаждающей жидкости, отработанных газов, важнейшим условием правильного монтажа является надежная герметизация в месте соединения с блоком цилиндров. Осуществляется это путем установки специальной прокладки, изготовленной из армированного асбеста. Такой материал способен выдержать высокую температуру и значительное давление рабочих жидкостей и отработанных газов. Учитывайте то, что прокладка ГБЦ одноразовая, повторное применение не сможет гарантировать надежную герметизацию места соединения с блоком цилиндров. Плотное прилегание головки и сжатие асбестовой прокладки достигается затяжкой крепежных болтов или гаек на шпильках. Учитывайте тот факт, что любой перекос при выполнении этих операций приведет к недостаточной герметизации соединения. Именно поэтому затяжка должна осуществляться с определенным усилием, которое должно контролироваться при помощи динамометрического ключа. При этом каждая шпилька должна подтягиваться строго в определенном порядке, нарушение которого так же станет причиной появления проблем с недостаточной герметизацией. При постоянной эксплуатации необходимо уделять внимание именно на плотность прилегания ГБЦ к поверхности блока цилиндров. Появление потеков масла, охлаждающей жидкости свидетельствует о ненадежной герметизации соединения. В этом случае необходимо обтянуть головку по новой. При техническом обслуживании обязательно проверяйте состояние наиболее нагруженных элементов ГБЦ. Непременно оценивайте состояние клапанов, распределительного вала, не упускайте из вида и целостность уплотняющих сальников. Все работы, относящиеся к ремонту головки блока цилиндров или замене отдельных ее механизмов, можно выполнять самостоятельно исключительно при наличии соответствующего опыта. Помните, любая небрежность и несоблюдение технологии монтажа станет причиной более серьезных поломок двигателя. А стоимость такого ремонта будет существенно большей. Поэтому доверяйте ремонт ГБЦ только профессиональному автослесарю, имеющему опыт и соответствующее оборудование.

    Что такое ГБЦ: описание, функции, конструкция и диагностика

    Силовая установка большинства автомобилей в настоящее время представлена двигателем внутреннего сгорания. Его сложность растет с каждым годом. Появляются новые узлы и вспомогательные системы, которых не было еще десять лет назад. Две основные корпусные детали, которые существуют с самого появления ДВС, – это блок цилиндров и головка блока цилиндров. Рассмотрим подробнее, что же такое ГБЦ.

    • ГБЦ в двигателе авто – что это такое
    • Как найти ГБЦ под капотом машины
    • Какие элементы и детали входят в состав ГБЦ
    • Какие признаки указывают на проблемы с ГБЦ в авто

    Что такое ГБЦ в авто простыми словами

    ГБЦ

    Головка блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ), или сокращенно «головка», «голова» двигателя, расположена в его верхней части. Она соединяется с блоком цилиндров при помощи болтов. Это одна из главных деталей мотора, являющаяся основой конструктива.

    ГБЦ можно сравнить с крышкой, закрывающей цилиндры двигателя. Стык между ней и блоком очень тщательно герметизируется с помощью специальной обжимной прокладки, для того чтобы обеспечить высокую компрессию горючей смеси во время рабочего такта. Нарушение этого соединения приведет к поломке автомобиля.

    В состав ГБЦ входят детали, отвечающие за процесс смесеобразования и подачи топлива в камеру сгорания. Правильное соотношение между горючим и воздухом достигается благодаря синхронизированной работе всех элементов головки. От состояния и качества настройки ее частей во многом зависит бесперебойное функционирование мотора.

    Читайте также!

    Головка изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Последний материал более предпочтителен из-за меньшего веса. Однако имеет недостаток, связанный с большей текучестью и склонностью металла к короблению при высоких температурах в случае перегрева мотора. Рядные двигатели имеют, как правило, одну головку блока цилиндров. V-образные – две головки. И, наконец, экзотические W-образные двигатели оснащаются как минимум тремя головками. При любом их количестве наполнение узла остается примерно одинаковым.

    Где находится ГБЦ

    Где находится ГБЦ

    Под капотом автомобиля можно увидеть пластиковый кожух, сняв который легко обнаружить крышку ГБЦ. Сама головка расположена ниже, но обычно она скрыта агрегатами навесного оборудования.

    Головка находится над блоком цилиндров, занимающим большую часть подкапотного пространства. Двигатель может быть расположен как вдоль продольной оси автомобиля, так и поперек. Редкий вариант размещения двух головок – по бокам на оппозитном двигателе.

    Головка крепится к блоку цилиндров резьбовыми соединениями – шпильками или болтами. Через плоскость их разъема проходит множество каналов и камер, которые задействованы в работе двигателя. Это в первую очередь камеры сгорания, а также масляные каналы, магистрали жидкостного охлаждения и т. д.

    На корпусе ГБЦ располагаются клапаны с пружинным механизмом и постель распредвала. Снаружи в специальные резьбовые отверстия вкручиваются свечи. Также на ней может быть другое оборудование, в зависимости от типа двигателя и расположения его цилиндров.

    Читайте также!

    Клапаны в движение приводит распредвал, смонтированный в верхней части головки блока цилиндров. В передней части находится шестерня привода газораспределительного механизма, расположенная на оси распредвала, а также цепь (или ремень) привода ГРМ.

    Конструкция детали: что входит в ГБЦ

    Конструкция детали

    Поподробнее рассмотрим, из чего состоит ГБЦ.

    Первоначально детали головки изготавливались из чугуна. Выбор материала был обусловлен высокой вибронагруженностью и температурным режимом работы двигателя. Чугун обладает высокой механической прочностью и термоустойчивостью. Он не подвержен деформациям и короблению при нагревании. Основной недостаток чугуна – большой удельный вес. Современное материаловедение позволяет использовать сплавы из легких металлов (например, из алюминия), которые отвечают всем вышеперечисленным характеристикам, но обладают меньшей массой.

    Герметизация плоскости разъема блока и головки цилиндров осуществляется посредством специальной прокладки. Это сложная деталь, в основу которой входит армированный асбест. Она должна повторять все контуры и каналы головки и при этом выдерживать высокое давление и температуру. Во время крепления болтов головки блока цилиндров необходимо соблюдать заданное усилие и последовательность затяжки. Обычно она осуществляется в несколько этапов и деформирует прокладку в определенных местах.

    Что входит в состав ГБЦ?

    • Прокладка создает герметичное соединение и функционирование систем охлаждения и смазки.
    • ГРМ – это газораспределительный механизм, включающий в себя цепь (ремень), связывающую коленвал и распредвал, собственно распределительный вал и клапаны с пружинным механизмом.
    • Корпус головки блока цилиндров называется картером. В нем расположены все детали и механизмы.
    • Резьбовые отверстия для монтажа свечей системы зажигания и форсунок для впрыска топлива.
    • Камера сгорания, в которой происходит рабочий процесс воспламенения горючей смеси, обеспечивающий работу двигателя.
    • Цепь или ремень ГРМ.
    • Привалочные плоскости с отверстиями для крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора вместе с датчиками и патрубками системы охлаждения.

    Клапаны впуска и выпуска расположены вдоль постели распредвала. При использовании двух клапанов на цилиндр они расположены в один ряд. При использовании четырехклапанной конструкции (два впускных и два выпускных на цилиндр) они располагаются в два параллельных ряда. Ось клапанов имеет отклонение от перпендикуляра к плоскости разъема головки и блока цилиндров, как правило, в 20 градусов.

    В передней части головки находится пространство для звездочки газораспределительного механизма цепи (или ремня) и ее успокоителя. Они приводят в движение распредвал. Камеры сгорания расположены над цилиндрами и имеют немного меньший диаметр, чем поршни. Благодаря такому несоответствию на границе блока цилиндров и ГБЦ создается завихрение топливной смеси в конце такта сжатия. Это благоприятствует воспламенению горючего и увеличению мощности двигателя.

    Направлению движения

    Слева по направлению движения автомобиля расположены входные отверстия для монтажа свечей зажигания и форсунок подачи топлива. Они вкручиваются по резьбе и участвуют в процессе работы двигателя. На противоположной стороне находятся площадки для подсоединения впускного и выпускного трубопроводов. Также сюда подходят патрубки, подводящие охлаждающую жидкость к ГБЦ.

    Сверху головка блока цилиндров имеет сложную конфигурацию, обеспечивающую расположение элементов газораспределительного механизма. Вдоль центральной оси идут площадки для монтажа вкладышей распредвала. В них помещается сам распредвал и сверху фиксируется крышками с ответными полукольцами подшипников скольжения. В специальные отверстия под распредвалом запрессовываются направляющие втулки клапанов. Над ними крепятся шайбы сложной формы, в которые устанавливаются пружины, удерживающие клапан в поднятом состоянии. Сверху ГБЦ надевается металлическая или силуминовая крышка, закрывающая механизмы.

    Из чего еще состоит ГБЦ? В головке блока цилиндров имеются неподвижные элементы, такие как:

    • седла клапанов, обеспечивающие герметичность впускных и выпускных клапанов в закрытом состоянии;
    • направляющие клапанов, задающие вектор их перемещения.

    Седла и направляющие запрессовываются с натягом в ГБЦ. В домашних условиях выполнить такую работу очень сложно. Требуется сильный нагрев головки блока цилиндров и глубокое охлаждение ответных деталей перед процессом монтажа. Долгая запрессовка может привести к выравниванию температур и заклиниванию направляющей или клапана. Кроме того, головки из алюминиевого сплава подвержены деформации при нагревании, поэтому перегрев может стать для них фатальным. Для выполнения этой операции лучше обратиться в специализированную мастерскую.

    Функции ГБЦ в автомобиле

    Функции ГБЦ в автомобиле

    Головка имеет в своей нижней части полости, являющиеся камерами сгорания. Между ГБЦ и блоком цилиндров устанавливается жаропрочная прокладка. Ее основной функцией является подача горючего, отвод отработанных газов и рабочий процесс сгорания топлива.

    Рассмотрим, для чего нужна ГБЦ:

    • сверху головки блока цилиндров находится металлическая крышка, выполняющая защитную функцию;
    • в верхней части крышки устроена маслоналивная горловина, закрытая резьбовой пробкой;
    • стык блока цилиндров и головки уплотняется жаропрочной асбестовой прокладкой, армированной металлом;
    • в головке блока смонтирован распредвал, на котором закреплена шестерня привода ГРМ с ремнем (или цепью) и успокоителем;
    • свечи зажигания (в дизельных моторах – свечи накаливания), а также форсунки подачи топлива находятся с левой стороны головки;
    • снизу устроены полукруглые выемки, являющиеся камерами сгорания цилиндров;
    • газораспределительный механизм монтируется в корпусе ГБЦ;
    • с правой стороны головки находятся площадки и отверстия для подсоединения впускного и выпускного трубопроводов.

    Техобслуживание и диагностика ГБЦ

    Техобслуживание и диагностика ГБЦ

    Соблюдение температурного режима и своевременное проведение сервисных регламентных мероприятий обеспечит бесперебойную работу головки блока цилиндров на протяжении всего срока службы двигателя. Основные операции по обслуживанию головки блока цилиндров связаны с газораспределительным механизмом, подверженным наибольшим механическим и тепловым нагрузкам.

    Следует упомянуть о:

    • нормальном функционировании клапанов;
    • контроле эластичности сальников клапана;
    • сальниках шкивов распредвала;
    • и, самое важное, целостности прокладки ГБЦ.

    Повреждения прокладки головки блока цилиндров – самая распространенная неисправность. Она может прогореть, и тогда в ней появляются каналы, по которым жидкости и газы начинают перемешиваться. Например, охлаждающая жидкость может попадать в камеру сгорания.

    Диагностировать такую неисправность можно по беловатому цвету выхлопных газов. Если есть сомнения, то надо выкрутить свечи зажигания и внимательно их рассмотреть. Одна из них (в том цилиндре, где появилась течь) будет отличаться цветом и состоянием электродов от остальных.

    Читайте также!

    Еще бывает, что масло попадает в антифриз. При этом последний теряет свои свойства, и мотор начинает перегреваться. Охлаждающая жидкость бурлит, меняет цвет, начинает выдавливаться через пробку расширительного бачка или радиатора. Если же тосол попадает в масло, то оно пенится, на поверхности образуется эмульсия, при этом смазывающие свойства значительно ухудшаются.

    Ранняя диагностика и ремонт в начале проявления неисправности существенно продлят жизнь головке блока цилиндров. После ремонта особое внимание обратите на порядок и момент затяжки болтов ГБЦ. Подробно процесс описан в руководстве по ремонту.

    В некоторых случаях ремонт возможен только после демонтажа головки. Рассмотрим их подробнее:

    • расточка и хонингование цилиндров;
    • замена направляющих втулок клапанов и их седел;
    • замена клапанов или притирка рабочих фасок к седлам;
    • проточка или шлифовка седел;
    • проточка привалочных плоскостей ГБЦ;
    • замена пробитой прокладки ГБЦ;
    • заваривание микротрещин и дефектов в корпусе головки блока цилиндров.

    Большинство ремонтных работ, связанных с головкой блока цилиндров, требует высокой квалификации мастера и специализированного инструмента. Поэтому тщательно взвесьте все за и против, прежде чем самостоятельно браться за сложные операции.

    В некоторых случаях ошибка может стать фатальной, и придется покупать новую ГБЦ. Самая трудоемкая операция связана с демонтажем изношенных направляющих втулок и запрессовкой новых.

    Перед выполнением операции головка должна быть нагрета до определенной температуры. Превышение температурного порога чревато ее короблением и выходом из строя. Особенно это касается силуминовых ГБЦ.

    Направляющие втулки, наоборот, должны быть глубоко охлаждены. Тепловая деформация металла позволяет смонтировать их в посадочные места, а после выравнивания температур появляется требуемый натяг детали.

    Гораздо проще выполнить операцию замены втулок (подшипников скольжения) шкива маслонасоса. По крайней мере, здесь не надо создавать специальный температурный режим сопрягаемых деталей.

    Признаки проблемы с ГБЦ в машине

    Признаки проблемы с ГБЦ в машине

    Регламентные работы выполняются в условиях специализированного сервиса опытными механиками. Проведение технического обслуживания двигателя включает, в числе прочих, и операции, связанные с ГБЦ. Это регулировка клапанов, замена успокоителя, ремонт распредвала, замена и регулировка свечей зажигания и т. п.

    Снятие головки блока цилиндров для ремонта влечет за собой массу дополнительных операций. Сюда входит замена прокладки, снятие и установка привода ГРМ и его последующая регулировка, выставление зазоров клапанного механизма и т. п.

    Нарушение целостности прокладки можно выявить по следующим признакам:

    • белесый цвет выхлопных газов;
    • высокий расход моторного масла;
    • эмульсия в моторном масле, особенно хорошо видная на масляном щупе холодного мотора;
    • изменение цвета и бурление охлаждающей жидкости после попадания в нее масла;
    • течь масла или антифриза по стыку ГБЦ и блока цилиндров;
    • быстрое снижение уровня охлаждающей жидкости.

    Мнения автовладельцев о проблемах с ГБЦ

    1. Печальный опыт «В прошлом году заменил прокладку ГБЦ у неофициалов. Через некоторое время двигатель начал парить. Пробило прокладку, и антифриз попадает в цилиндры. Временно спас герметик в антифриз, который закупоривает дыры в прокладке. Но сейчас опять парит. Надо было делать в нормальном сервисе».
    2. Проблема в кадрах «Двигатель 4SFEна автомобиле Toyota-Corona-ST190 1995 года выпуска потребовал ремонта. Самое сложное было с ГБЦ. Нужно было проточить фаски седел и клапанов. Нет ни сервисов с нормальными специалистами, ни достойного оборудования. Все, что есть в продаже, стоит необоснованно дорого. В итого сделал сам. Теперь все работает».
    3. Странные люди вокруг «Ремонт головки блока цилиндров заключается не только в сборке-разборке. Надо правильно притереть седла. Нужно создать правильный угол, точнее, целых три угла. Во время работы фаска притирается, и клапан садится на место. В итоге два угла срабатываются, и остается третий, который дает хорошее прилегание. Если же притирать седло клапаном внутрь, то рабочая фаска, и так уже сносившаяся, еще больше уходит в минус. После сборки двигателя клапан во время работы должен садиться глубже, а ему некуда. Так ГБЦ долго не прослужит и опять попросит ремонта».
    4. Шлифовать бесполезно «У меня автомобиль Nissan Pathfinder. От перегрева ведет головку блока цилиндров. Если такая история приключилась, то некоторые пытаются прошлифовать плоскость ГБЦ. Я тоже поначалу так сделал. Провел опрессовку, нигде не травит. Собрал мотор, начал ездить. Через пару месяцев появились проблемы. Микротрещины в металле никак себя не проявили во время опрессовки, а затем достаточно быстро превратились в трещины. Поэтому поведенную головку блока лучше сразу менять на новую».

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Без каких деталей двигатель внутреннего сгорания не будет функционировать? К сожалению таковых деталей очень много, и все они выполняют свои важные для работы ДВС функции. Данная статья расскажет о такой детали в конструкции мотора Нивы Шевроле, как головка блока цилиндров. Какое ее назначение и как она функционирует, а также главные поломки и порядок замены ГБЦ внедорожника Нива Шевроле.

    ГБЦ — это одна из главных деталей конструкции двигателя внутреннего сгорания, но и не только. Дизельный мотор также имеет в конструкции такой элемент, только между ними есть некоторые различия в выполняемых функциях (вид топлива, степень сжатия), но это уже другая история. Данная статья посвящена именно головке бензинового мотора, которым и оснащаются все автомобили линейки Шевроле Нива.

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Назначение головки блока

    Данное устройство предназначается в конструкции бензиновых двигателей для выполнения следующих функций:
    1. Осуществление подвода горячей смеси в цилиндры;
    2. Отвод отработанных газов;
    3. Осуществляется базирование механизмов газораспределения;
    4. Производство камеры, в которой происходит сгорание горючей смеси и осуществление ее уплотнения;
    5. Осуществление динамических характеристик заряда;
    6. Подведение и отведение масла, которое предназначается для нормального функционирования механизма ГРМ.

    Немаловажной функцией является также предоставления соответствия транспортного средства стандартам по экологичности и по характеристикам выброса опасных веществ. Таким образом, из назначения головки блока видно, что этот элемент является незаменимым в работе двигателя, а значит, и автомобиля в целом.

    Из чего состоит устройство?

    Выяснив незаменимость данного устройства, стоит разобраться, что же оно собой представляет, и из каких элементов состоит. Итак, головка блока на Шевроле Нива представляет собой прямоугольной формы крышку двигателя, которая изготавливается из алюминия и его сплавов.

    Редко можно встретить на старых моделях чугунные ГБЦ, чаще всего они устанавливались на моторы дизельного типа.

    В конструкцию крышки входят:

    1. коромысло клапана;
    2. гидрокомпенсатор;
    3. седла для клапанов;
    4. направляющие втулки;
    5. пружины, которые обеспечивают возврат клапанов в первоначальное положение;
    6. свечки зажигания;
    7. впускные и выпускные клапана.

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Вид на изделие сбоку

    Крышка со всеми вышеперечисленными деталями двигателя автомобиля Нива Шевроле называются головкой блока цилиндров.

    Итак, функционирование головки обусловлено следующими действиями:

    1. При запуске мотора происходит толкание штанги распределительным валом.
    2. Штанга осуществляет механическое воздействие на гидрокомпенсатор и впоследствии на коромысло.
    3. Коромысло оказывает воздействие на открывающийся топливно-воздушный клапан.
    4. При открытии этого клапана происходит подача воздушно-топливной смеси в камеру сгорания, где она воспламеняется.
    5. Сгорание обеспечивается за счет наличия свечей зажигания, которые издают искру по определенному такту.
    6. Выпускной клапан отводит воспламенившуюся смесь в виде газов в выпускной коллектор. Цикл повторяется.

    Головка блока цилиндров автомобиля Нива Шевроле рассчитана на работу четырех поршней, а, значит, и столько же камер сгорания. Функционирование ГБЦ нередко сопровождается появлением различных видов неисправностей, которые требуют как минимум скорейшего устранения. О том, какие могут возникнуть неисправности в головке на автомобиле Нива Шевроле и как их можно устранить описано в следующем подразделе.

    Неисправности ГБЦ на Ниве Шевроле

    Для удобства рассмотрения проблем, которые возникают при эксплуатации ГБЦ, сведения занесены в таблицу.

    Номер Суть проблемы Причины возникновения Чем характерны последствия
    1 Повреждение соединения головки и воздушного коллектора Отсутствует уплотнение в соединении с воздушным коллектором Нарушаются газодинамические свойства. Топливо имеет особенность сгорать не полностью. Снижается мощность авто
    2 Нарушена герметичность в соединении прокладки с ГБЦ Плохо затянуты стяжные винты Отсутствует чистота обработки поверхности ГБЦ под прокладку не обеспечивая герметичность соединения
    3 Нарушена герметичность между устройством и выпускным коллектором Отсутствует герметичность стыка между головкой и выпускным коллектором Нет выдержки допуска плоскостности под прокладку
    4 Выход газов через уплотнение стыка Недостаточное сопряжение жесткости блока с опорами головки Нарушение рабочего процесса, потеря мощности, повышение шумов, нестабильность работы мотора
    5 Снижена герметичность между ГБЦ и втулками впускных и выпускных клапанов Позиции отверстий под направляющие втулки не обеспечивают герметичного соединения Снижается компрессия двигателя, повышается расход масла и топлива, а также возникают проблемы с запуском мотора
    6 Нарушена герметичность посадки впускных и выпускных клапанов Не выдержаны геометрические параметры стенки посадочного места под седло Снижается компрессия, затрудняется запуск мотора

    При выявлении таких неисправностей, их можно устранить. Но есть и более серьезные неисправности, которые влекут за собой только проведение замены головки блока цилиндров. К таким неисправностям относятся:

    1. Нарушение герметичности каналов системы охлаждения. Появляется в результате перегрева двигателя. Трещина образуется чаще всего в водяной рубашке, вследствие чего антифриз смешивается с моторным маслом, вызывая серьезные проблемы.
    2. Коробление привалочной поверхности к блоку. Следствием данной неисправности является утечка охлаждающей жидкости не только в двигатель, но и наружу. Коробление головки практически нельзя исправить, поэтому требуется замена детали.

    Порядок разборки и сборки ГБЦ на Ниве Шевроле

    При определении неисправности необходимо провести процедуру снятия головки, для последующей ее замены на автомобиле Нива Шевроле. Прежде всего, необходимо вооружиться стандартным набором инструментов, и приступать.

    Снять головку блока цилиндров с внедорожника Нива Шевроле можно следующим образом:

    1. Все работы разрешено проводить исключительно на холодном «остывшем» двигателе.
    2. Отсоединяется питание от аккумулятора. Для этого необходимо снять клемму «минус» с устройства.
    3. В снятии двигателя с Шевроле Нива нет необходимости, так как головка блока цилиндров находится в верхнем основании мотора, поэтому снять ее можно так. Прежде всего, сливается антифриз из радиатора.
    4. Извлекается трос привода дроссельной заслонки.
    5. Далее требуется снять распредвал вместе с корпусом подшипников.
    6. Снимаются регуляторы клапанов, а затем и их опоры.

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Снятие распредвала
    7. Демонтируется рампа, обеспечивающая подвод масла к опорам.
    8. К датчику положения дроссельной заслонки подводится жгут проводов, необходимо разъединить клеммную колодку этих жгутов.
    9. Аналогичным образом отсоединяются колодки и от датчика температуры с регулятором холостого хода.
    10.Питающие провода форсунок также обесточиваются, разъединив пластиковый фиксатор.
    11.Обесточивается датчик детонации.
    12.Пластиковые стяжные хомуты, удерживающие проводку, необходимо разрезать и увести кабеля в сторону.
    13.Извлекаются питающие провода свечей зажигания Шевроле Нивы. Для этого необходимо взяться за резиновую оболочку и потянуть за нее.

    Тянуть за сам провод запрещено, так как может нарушиться соединительный контакт.

    14.Далее требуется снять питающий провод с датчика, указывающего температуру.
    15.На впускном коллекторе ослабляется хомут и отсоединяется резиновая трубка.
    16.Вывинчивается крепление распорки впускной трубки, а затем уводится в сторону.

    Головка блока цилиндров: назначение, конструкция, снятие и установка

    Порядок затяжки головки блока
    17.От дроссельного узла отсоединяется трубка адсорбера.
    18.От головки блока цилиндров отсоединяются трубки системы охлаждения.
    19.Извлекается шланг термостата и аналогично трубка подвода антифриза.
    20.Используя два рожковых ключа, разъединяются топливопровода.
    21.Вывинчивается верхний кронштейн задней распорки, а нижний ослабляется и отводится деталь в сторону.
    22.Защитный чехол стартера отвинчивается и уводится в сторону.
    23.Извлекается натяжитель цепи распредвала.
    24.Извлекаются кронштейны гидроусилителя руля.
    25.Извлекается цепь вместе со звездочкой распредвала.
    26.Ключом с торцевой головкой вывинчиваются все стяжные болты крепления ГБЦ. Можно извлечь головку блока цилиндров для проведения последующих ремонтных работ.

    В этом случае можно осуществить замену головки блока цилиндров на новую или заменить уплотнительную прокладку. Срок службы прокладки ориентировочно равен от 60 до 80 тыс. км пробега. Если на головке блока цилиндров при визуальном осмотре обнаруживаются трещины, микротрещины, коробление и т.п., то ее следует заменить на новую.

    Если даже уплотнительная прокладка находится в хорошем состоянии, то рекомендуется ее заменить на новую, дабы не проводить столь длительную операцию снятия ГБЦ через некоторое время.

    Таким образом, зная порядок проведения работ по снятию ГБЦ на Ниве Шевроле можно осуществлять все ремонтные работы самостоятельно в своем гараже. Если возникают неисправности, с которыми вы не знаете, как быть, лучше на данном этапе обратиться за помощью к специалисту, так как головка блока — это очень важная деталь в конструкции мотора, а малая неточность может привести к большим проблемам. Удачных ремонтных работ.

    Что такое ГБЦ: устройство, как выглядит и где находится

    Фото: Shutterstock

    ГБЦ — это одна из основных деталей двигателя — фактически, верхняя его половина. ГБЦ расшифровывается как головка блока цилиндров.

    Как выглядит ГБЦ

    Ниже приведена фотография типичной ГБЦ четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. На кадре головка блока перевернута: сверху видны большие круглые отверстия для клапанов, между ними маленькие резьбовые отверстия для свечей зажигания. 4 овальных отверстия ниже — каналы впуска, рядом установлены шпильки крепления впускного коллектора.

    Фото: ruud.ru

    Фото: ruud.ru

    Далее рассмотрим иллюстрацию типичной ГБЦ с видом сверху (как можно ее наблюдать под капотом).

    Фото: avtostore.spb.ru

    Фото: avtostore.spb.ru

    Здесь головка ВАЗ-21176 (ставится на «Лада XRay») находится в полусобранном состоянии. Сиреневым цветом обозначена непосредственно ГБЦ. Синим и красным — соответственно, впускной и выпускной распредвалы. Также на впускном валу видна большая синяя шестерня с фазовращателем (фазорегулятором), рядом этим же цветом обозначен электронно-регулируемый клапан, который и отвечает за изменение фаз. Голубая широкая деталь, накрывающая весь «бутерброд» — крышка подшипников ГБЦ. В корпусе ГБЦ можно видеть большие круглые отверстия впуска, расположенные рядом маленькие отверстия под форсунки и шпильки крепления коллектора.

    Где находится ГБЦ

    ГБЦ является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания, являясь верхней его половиной. На примере мотоциклетного 4-цилиндрового двигателя Yamaha R1 очень хорошо видно деление «тела» мотора на две основные половины — блок цилиндров (серебристый, снизу) и головку блоков цилиндра (черная, сверху).

    Фото: mototribu.com

    Фото: mototribu.com

    Устройство ГБЦ

    Если рассматривать головку блока цилиндров как составную часть общей конструкции ДВС, она является сложным узлом, включающем в себя множество деталей. Описание всех их находится за пределами темы данной статьи, поэтому перечислим основные конструктивные нюансы непосредственно головки.

    Прокладка ГБЦ

    Хоть и является отдельной деталью, но часто подразумевается в составе ГБЦ. Располагается между блоком и головкой, исполняя роль уплотнителя. ГБЦ и блок стягиваются болтами.

    Фото: Shutterstock

    Фото: Shutterstock

    Отверстия под болты

    Сквозные отверстия, в которые вставляются болты головки блока цилиндров. В самом блоке, соответственно, находятся резьбовые части.

    Каналы рубашки охлаждения

    Каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость внутри двигателя. Являются сквозными — проходят как через блок цилиндров, так и через головку, сообщаясь на их стыке. Прокладка ГБЦ служит, в том числе, для уплотнения этих стыков.

    Камера сгорания

    Камера сгорания представляет собой куполообразный (как правило) объем, где и происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Количество камер сгорания соответствует количеству цилиндров.

    Объем под цепь (если она есть)

    Пространство, необходимое для расположения деталей цепного газораспределительного механизма, включая саму цепь ГРМ.

    Фото: proaveo.ru

    Фото: proaveo.ru

    Отверстия под клапаны и свечи

    В камере сгорания есть отверстия под стержни клапанов, места для посадки их направляющих, а также фрезеровки под места прилегания (фаски) самих клапанов. В любой ГБЦ также присутствуют колодцы для свеч зажигания или накаливания.

    Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)

    Установочные места для гидрокомпенсаторов, если таковые присутствуют в конструкции двигателя.

    Фланцы и привалочные плоскости

    Всевозможные привалочные плоскости и отшлифованные площадки для установки или подсоединения к головке блока различных узлов и деталей, как то: подшипники скольжения, впускной и выпускной коллекторы, датчики, термостат, клапанная крышка и т.д.

    Крышка ГБЦ

    Как и прокладка, является отдельной деталью, но часто упоминается в составе головки блока. Прикручивается к ГБЦ и накрывает сверху весь двигатель, являясь его «шапкой». Именно в клапанной крышке расположена видимая часть заливной горловины под масло.

    Прочие элементы ГБЦ

    Разумеется, перечисленные пункты являются базовыми. В зависимости от конкретного мотора, особенно современного и многоцилиндрового, их количество может быть значительно выше.

    Фото: dr1ver.ru

    Фото: dr1ver.ru

    Неисправности ГБЦ и как их решить

    Основными предпосылками к ремонту или замене головки блока являются следующие неисправности.

    • Пробой прокладки ГБЦ. Здесь снова необходимо сделать примечание: все же, это не повреждение непосредственно головки, а выход из строя прилегающего компонента. Тем не менее, не отметить данный пункт нельзя. Пробой прокладки — пожалуй, самая распространенная неисправность, связанная с обсуждаемой деталью. Решение только одно: замена прокладки ГБЦ.
    • Увод привалочной плоскости ГБЦ. Если простыми словами — искривление поверхности, которой головка прилегает к блоку цилиндров через прокладку. Сама прокладка, помимо уплотнения стыка, также частично компенсирует неидеальность плоскостей двух смыкаемых деталей, но иногда ГБЦ деформирует так, что прокладка уже не способна это скомпенсировать. Так происходит вследствие перегрева двигателя или неправильной установки головки. Решением является шлифовка ГБЦ с применением специализированного контрольно-измерительного инструмента. При самом плохом раскладе, если деформация значительна, ГБЦ заменяют.
    • Отдельной подкатегорией можно выделить трещины, также появляющиеся по причине перегрева или ввиду чрезмерных усилий затяжки резьбовых соединений.
    • Износ постелей и крышек распредвалов. Постелями называются точки опоры распредвала в ГБЦ. Ввиду естественного износа или иных причин (абразив, недостаточное давление масла) они теряют гладкую заводскую обработку, покрываясь задирами, раковинами и меняя изначальную сверхточную геометрию. Как и в вышеописанном случае, при первых признаках износа может помочь шлифовка, но в ряде обстоятельств придется менять головку.
    • Износ мест прилегания клапанов. Часто является следствием постоянного перегрева в камере сгорания. Решается либо притиркой, либо, если повреждения слишком серьезные, заменой ГБЦ.

    Фото: Shutterstock

    Фото: Shutterstock

    Часто задаваемые вопросы

    Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?

    Одним из признаков пробоя прокладки головки является пузырение в бачке охлаждающей жидкости. Так происходит потому, что газы из цилиндра через пробитую прокладку попадают в контур охлаждения. Параллельно и сама охлаждающая жидкость может проникать в цилиндр: при старте после долгого простоя может наблюдаться белый дым из выхлопной трубы. В антифризе присутствуют следы масла.

    Как поменять прокладку ГБЦ?

    Без базового набора автослесарного инструмента поменять прокладку головки блока не получится. Тем не менее, процедура проводится из-под капота, и при наличии пары свободных дней и руководства по ремонту, поменять прокладку ГБЦ можно и во дворе. При этом обязательным условием будет присутствие в арсенале динамометрического ключа. Без этого инструмента невозможно затянуть головку правильным моментом. В противном случае крайне вероятна неравномерность затяжки и порча новой прокладки — с последствиями в виде повторной замены в обозримом будущем.

    Как правильно затягивать ГБЦ?

    Затяжка головки блока цилиндров — важнейший этап в процедуре замены прокладки или самой головки. Притяжка двух основных половин двигателя производится с очень большим усилием и с максимальной равномерностью. Для этого производителем предусмотрена особая процедура затяжки болтов ГБЦ, описанная в руководстве по ремонту. Болты необходимо затягивать в несколько этапов, в определенной последовательности и с определенным усилием на каждом этапе. Выполнить все требуемые условия можно только при наличии динамометрического ключа с соответствующей вилкой моментов.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *