Что такое всу в самолете
Перейти к содержимому

Что такое всу в самолете

  • автор:

Что такое всу в самолете

Вспомогательная силовая установка (сокр. ВСУ) — вспомогательная силовая установка на транспортном средстве, не предназначенная для приведения средства в движение. Типовым назначением ВСУ является запуск основных двигателей, а также обеспечение средства энергией на стоянках. Различные типы ВСУ устанавливаются на самолёты, вертолёты, а также на некоторые большие наземные и морские транспорты.

ВСУ на различных типах ВС обычно представляет собой относительно небольшой газотурбинный двигатель, используемый для выработки электричества, создания давления в гидравлической системе и кондиционирования воздуха во время нахождения самолета на земле, запуска основных двигателей, обычно с помощью сжатого воздуха, отбираемого от компрессора ВСУ. Иногда применяется электрический запуск, в этом случае генератор ВСУ работает в форсированном режиме — так, например, действует турбоагрегат ТГ-16, установленный на самолётах Ан-12, Ил-18. Непосредственно сама установка запускается, как правило, с помощью электростартёра. В более современном варианте в качестве ВСУ используется турбостартёр на двигателе, который в режиме ВСУ работает на коробку приводов (на которой расположены генераторы и гидронасосы). Примером может служить агрегат ГТДЭ-117 двигателя АЛ-31Ф самолёта Су-27.

Первым лайнером, использующим газотурбинный двигатель в качестве ВСУ, был Boeing 727 в 1963 году. ВСУ позволяла самолету функционировать в небольших региональных аэропортах, исключая зависимость от оборудования наземных служб.

На современных реактивных самолётах ВСУ обычно располагается в хвостовой части. У большинства современных самолётов можно увидеть сопло ВСУ, выходящее из хвоста. У Ил-76, Ан-22, Ан-72 и Ан-74, Ан-124 ВСУ размещена в обтекателе шасси (на Ан-22 и Ан-124 — по одной ВСУ в левом и правом обтекателях), на Ан-24РВ и Ан-26 — в гондоле правого двигателя, на Як-42 и Ту-95МС — в форкиле (перед килем).

Вспомогательная силовая установка ВСУ-117

Назначение: обеспечение сжатым воздухом систем запуска двигателей и кондиционирования кабин самолетов, вертолетов и питание их бортовых сетей переменным током 115/200В.

Разработчик: СПб ОАО «Красный Октябрь»

  • О предприятии
  • Продукция
  • Разработка
  • Производство
  • Сервис
  • Ремонт
  • Вакансии
  • Контакты
  • ©2014«Красный Октябрь» Все права защищены. Карта сайта
  • 194100, Россия, Санкт-Петербургул. Политехническая, 13-15 Тел.: +7 (812) 380-36-34 , факс: +7 (812) 380-36-36koavia.com
  • Создание сайта — дизайн-студия Артфактор

Зачем самолётам ВСУ

У большинства современных самолётов на один двигатель больше, чем вам кажется. Этот двигатель, как правило, располагается в хвосте и называется ВСУ: вспомогательной силовой установкой. Как он работает и для чего нужен: рассказываем подробности.

Хвост A319, вид снизу на ВСУ

Конструктивно это такой же газотурбинный двигатель, работающий на авиационном керосине, только маленький. Он не создаёт тягу (вернее, создаёт, конечно, но её недостаточно даже для того, чтобы сдвинуть самолёт с места), а нужен для других задач. Первая – это вращать генератор. Вторая – это подавать сжатый воздух от собственного компрессора.

С обеими задачами прекрасно справляются и основные двигатели самолёта. Более того, когда они работают, то и ВСУ отключается. Зачем же она тогда нужна? В первую очередь на стоянке, когда двигатели не запущены – тогда от ВСУ запитывается электрооборудование и система кондиционирования, ведь нельзя же запускать двигатели во время посадки и высадки пассажиров, а также наземного обслуживания самолётов. А ВСУ находится высоко над землёй и не мешает. Кроме того, использование двигателей для этих задач приводило бы к дополнительному расходу топлива и ресурса двигателей.

Это не выхлопная труба, а эжектор ВСУ

Сама ВСУ запускается (не заводится, а именно запускается) электростартером, питающимся от аккумулятора. Он раскручивает ротор, затем подаётся топливо, ВСУ начинает работать. От работающей ВСУ можно запустить и основные двигатели. Их для запуска тоже нужно раскрутить, и делают это при помощи сжатого воздуха от компрессора ВСУ. Это обеспечвает достаточный поток воздуха для образования топливо-воздушной горючей смеси, которая зажигается и двигатель начинает работать. Если просто раскрутить двигатель, не обеспечив его достаточным потоком воздуха, он просто разрушится из-за перегрева.

Обратите внимание на открытый воздухозаборник ВСУ у этого Boeing 767

После поджигания смеси раскручивание ротора продолжается до тех пор, пока обороты не достигнут оборотов малого газа – только после этого прекращается подача сжатого воздуха от ВСУ. На некоторых типах ВС, например, на Boeing 737NG и Boeing 787, в процессе запуска двигателей на генераторы одновременно подаётся ток изменяемого напряжения и частоты: они помогают раскручивать ротор.

Во время полёта ВСУ обычно не работает, но может использоваться в аварийной ситуации – например, для перезапуска остановившегося двигателя. А если встают оба двигателя, то благодаря ВСУ все системы самолёта продолжают работать, он сохраняет управляемость. Например, именно благодаря ВСУ стали возможными «Чудо на Гудзоне» и «Чудо на кукурузоне».

Первые ВСУ появились на военных самолётах ещё во время Первой мировой войны (например, на британском квадроплане-истребителе Supermarine Nighthawk). А вот на гражданских ВСУ впервые появилась впервые только на Boeing 707 и то в качестве «тюнинга»: то есть, ими впоследствии дооборудовали часть выпущенных самолётов. Штатная ВСУ появилась только у Boeing 727, причём расположена она не в хвосте, а в нише шасси – её наличие позиционировалось как преимущество, позволяющее эксплуатировать самолёт на неподготовленных аэродромах, где нет наземных источников питания и кондиционирования, а также установок воздушного запуска.

А на том же «Конкорде», например, ВСУ не было: предполагалось, что этот самолёт будет летать только в крупные международные аэропорты, где есть вся наземная техника, в то время как у Ту-144 ВСУ была. Кстати, во многих зарубежных хорошо оборудованных аэропортах использование ВСУ запрещено в ночное время для снижения уровня шума и выброса выхлопных газов. Нет ВСУ на некоторых турбовинтовых самолётах, например, ATR: вместо неё на земле просто запускают правый двигатель, отсоединив винт. Из отечественных пассажирских самолётов первым получили ВСУ Ту-154 и Ту-134А: у последнего её разместили на месте тормозного парашюта, имевшегося в первой модификации Ту-134. Это стало возможным благодаря новым двигателям с реверсом. Между тем ещё на Як-40 имелся турбоагрегат для запуска двигателей, но он только подаёт сжатый воздух, а генераторы не вращает, поэтому не может называться ВСУ.

Ту-134А-3 с открытым воздухозаборником ВСУ

Вспомогательная силовая энергоустановка самолета

Вспомогательная силовая энергоустановка самолета

Вспомогательная силовая установка (ВСУ) — агрегат, обеспечивающий дополнительной энергией различные виды транспорта. Подобными устройствами оборудуют наземную и водную технику гражданского и военного назначения, однако наибольшую востребованность ВСУ имеет в сфере авиации. Она является обязательным элементом оснащения энергосистем пассажирских и транспортных авиалайнеров, а также вертолетов.

Место расположения и устройство

Вспомогательный силовой агрегат в воздушных судах представляет собой движок небольших размеров. Он не приводит в действие основные двигатели, а только лишь служит дополнительным инструментом их запуска, способствующим раскрутке ротора. Устройство может быть турбовальным или газотурбинным, состоит из следующих основных частей.

  1. Генератор — питает электрическую составляющую воздушного судна.
  2. Компрессор — необходим для запуска двигателей и работы кондиционеров.

В современных пассажирских самолетах ВСУ обычно устанавливают в хвостовой части, поэтому на кузове имеются характерные отверстия для входа воздуха и выхода газов. В транспортных лайнерах установка расположена в корпусе главной стойки шасси. В некоторых моделях авиатехники агрегат находится перед килем или около гондолы двигателя.

Функции ВСУ

Современные аэропорты оснащены всеми необходимыми средствами наземного обеспечения. Такие системы помогают активировать основные двигатели перед взлетом. Однако не на каждом аэродроме есть все нужное для данной цели. Поэтому в данных ситуациях движки приводят в действие с помощью автономной ВСУ, имеющейся на борту.

Помимо запуска двигателей вспомогательная силовая установка обеспечивает электричеством механизмы самолета во время стоянки и техобслуживания. Вырабатываемая энергия идет на поддержание определенного давления в гидросистемах и вентиляцию. Во время посадки пассажиров в салоне всегда функционирует кондиционер и освещение, что не в последнюю очередь возможно благодаря работе дополнительного силового агрегата.

Безопасность во время полета

При совершении рейсов у авиалайнеров из-за перебоев с энергией могут отказать различные бортовые системы. В таких случаях ВСУ выступает альтернативным энергоисточником, питающим все механизмы самолета, вплоть до момента посадки. Также при возникновении ЧП как отказ двигателей в воздухе, пилот с помощью установки способен вновь запустить их и продолжить полет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *