Для чего нужно моторное масло
Перейти к содержимому

Для чего нужно моторное масло

  • автор:

Роль моторных масел

  • Моторное масло уменьшает трение, улучшает работу двигателя и сокращает потребление топлива.
  • Моторное масло защищает трущиеся части двигателя от износа и коррозии, позволяет работать двигателю более эффективно и увеличивает срок его эксплуатации.
  • Масло позволяет поддерживать двигатель в чистом состоянии благодаря удалению примесей и посторонних частиц (через замену масла и масляного фильтра).
  • Моторное масло помогает обеспечить герметичность двигателя и, следовательно, вносит свой вклад в создание оптимального уровня давления (компрессии) в двигателе, что способствует увеличению мощности мотора.
  • Масло поглощает тепло и тем самым предохраняет части двигателя от перегрева и деформации.

Какие функции выполняет моторное масло и что делает моторное масло

>В сфере автомобильной гигиены немногие вещества столь же жизненно важны, как моторное масло, для обеспечения бесперебойной работы приводного устройства автомобиля. Он служит источником жизненной силы двигателя, гарантируя, что сложное оборудование работает эффективно и без ненужного трения. Функции моторной смазки выходят далеко за рамки простой смазки и охватывают ряд критически важных задач, которые способствуют долговечности и производительности приводного механизма. В этой статье мы углубимся в многогранные функции моторного масла и рассмотрим, какую роль оно играет в поддержании работоспособности автомобильных электростанций.

Что делает масло для двигателя

Каковы основные функции моторного масла? Выходя за рамки своей роли простого смазочного материала, смазка двигателя становится жизненно важным охлаждающим агентом, препятствующим накоплению избыточного тепла между сложными деталями двигателя. Его значение выходит за рамки очистки, поскольку он берет на себя роль улавливания и суспендирования загрязняющих веществ, предотвращая их пагубное воздействие. Кроме того, смазочный материал, предназначенный для двигателей, берет на себя обязанность по установлению прочной связи между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, что приводит к уменьшению трения и повышению эффективности работы. Хореография функциональных возможностей моторного масла параллельна замысловатым гармониям симфонического шедевра, где многогранные взаимодействия безупречно сходятся, укрепляя устойчивость двигателя и достигая вершины совершенства производительности.

Каковы основные функции моторного масла

Итак, что же делает моторное масло?

Смазка

По своей сути одной из основных функций масла в двигателе является смазка. Обволакивая различные кинетические элементы внутри двигателя, он образует защитную завесу, которая снижает трение и уменьшает износ. Эта смазка гарантирует гармоничное функционирование компонентов двигателя, будь то поршни, коленчатый или распределительный валы, позволяя им плавно и оптимально входить в работу без каких-либо абразивных столкновений.

Охлаждение

Моторная смазка поглощает часть этого тепла, помогая регулировать тепловое состояние двигателя и предотвращать перегрев. Отводя тепло от точек трения, смазочный агент двигателя гарантирует, что движущее устройство остается в безопасном и оптимальном диапазоне температур.

Очистка

Еще одной важной функцией моторного масла является его способность поддерживать чистоту привода. В состав моторных смазочных материалов входят очищающие вещества, которые тщательно улавливают и суспендируют эти микрочастицы, эффективно предотвращая их склонность оседать на ключевых элементах. По мере того, как смазочный раствор проходит через сложные механизмы приводного аппарата, он берет на себя миссию транспортировки этих примесей, тем самым обеспечивая непрерывное обслуживание приводного механизма, который остается более чистым и значительно более эффективным.

Защита от коррозии

Моторная смазка действует как защитный слой, предохраняющий от коррозии и образования ржавчины на металлических поверхностях. Он создает барьер, который защищает внутренние компоненты двигателя от влаги и последствий окисления. Эта защита особенно важна для двигателей, которые могут подвергаться воздействию различных погодных условий или окружающей среды.

Герметизация и сжатие

Смазочная жидкость для двигателя способствует надлежащему уплотнению и сжатию цилиндров двигателя. Он образует пленку между поршневыми кольцами и стенками цилиндра, предотвращая утечку газа и поддерживая оптимальную степень сжатия.

Шумоизоляция

Хотя это часто упускается из виду, смазочные вещества двигателя также могут помочь снизить шум двигателя. Смазочные объятия, которые он простирает, действуют как глушитель при столкновениях между подвижными компонентами, эффективно смягчая вибрации и достигая кульминации в работе, которая резонирует с приглушенной частотой вращения педалей.

Моторное масло — на что следует обратить внимание

Моторное масло – это компонент, который незаменим для двигателя, и от его параметров и физических свойств зависит работа транспортного средства, расход топлива и срок правильной эксплуатации. Оно распределяется т.н. масляной магистралью, то есть системой каналов, обеспечивающих доведение смазывающего средства ко всем движущимся частям двигателя. В первую очередь смазываются главные буксы и коленчатый вал, оттуда масло перемещается по специальным каналам внутри вала. Важным элементом смазывания является также гладь цилиндра или стержень поршня, которые смазываются масляным туманом, образующимся во время испарения масла в картере. Дополнительно масло поступает по каналам к головке блока цилиндров, смазывая распределительные валы и гидравлические регуляторы зазоров клапанов.

Кроме основной задачи (создание масляной пленки, обеспечивающей скольжение соприкасающихся движущихся элементов двигателя) масло выполняет другие важные функции:

Защита работающих элементов – масло является единственным фактором, встречающимся с движущимися частями двигателя. Поскольку во время процесса сжигания часть несгоревших продуктов накапливается как нагар и шлам, то следует эффективно нейтрализовать эти явления. Чтобы это выполнить, в масле применяются дополнительные добавки, которые растворяют осадок.

Чистка двигателя – упоминаемое ранее устранение шлама и нагара — нейтрализуется путем постоянной циркуляции масла в двигателе, что ведет к вымыванию этого типа загрязнений и затем их нейтрализации путем откладывания на фильтрационном материале масла.

Охлаждение внутренних элементов двигателя. Мы должны помнить, что элементы карданно-поршневой системы или газораспределительного механизма не охлаждаются, а единственным фактором, позволяющим отвести тепло, является масло (температура масла в масляной ванне достигает почти 90-130 градусов)

Улучшение герметизации камеры сгорания – масляная пленка, возникающая на поверхности стенок цилиндра с кольцами, не только смазывает, но и также уплотняет – уменьшает попадание выхлопных газов в картер.

Устраняет шум во время работы — шум, который слышен в момент запуска холодного двигателя, исчезает после его нагрева. Ничего удивительного в том, что производитель отмечает время, когда должна быть произведена замена масла. На что следует обратить внимание при покупке масла?

Тип масла – минеральное или синтетическое

Минеральные масла – рафинированные из нефти – до сих пор остаются самым популярным типом смазывающих средств, a главной причиной этого является их цена, более низкая по сравнению с синтетическими маслами. Их недостатком является тот факт, что даже при использовании продвинутой технологии рафинации, сера, реактивные углеводороды и другие посторонние материалы попадают в состав минеральных масел.

На противоположном полюсе находятся обеспечивающие самую высокую степень мощности синтетические моторные масла (Synthetic) . Полностью синтетические моторные масла разработаны при использовании синтетических базовых масел, которые возникают во время химического синтеза, сырой рафинации или других сложных химических реакций. Их молекулярная однородность и степень чистоты являются недосягаемыми в традиционном процессе рафинации. Поэтому они лучше переносят сложные условия работы. Обычные минеральные масла под влиянием высокой температуры могут утратить свои свойства. В результате чего возникнет нежелательный осадок и шлам в двигателе.

Кроме минеральных и полностью синтетических масел также существуют полусинтетические масла (Semisynthetic) . Они состоят из высокопроизводительных синтетических смесей с традиционным минеральным маслом, что способствует росту мощности по сравнению с обычными минеральными маслами.

Синтетические масла, называемые «Syntetykami”, обеспечивают лучшую защиту при низких температурах, облегчая запуск двигателя в холодные дни (полностью синтетические моторные масла защищают двигатель даже при температурах ниже -40°C). Существует также большая толерантность к высоким температурам, что влияет на редукцию окисления и износ частей двигателя (лучшие продукты защищают двигатель даже при температуре порядка 200°C). Кроме того, в случае синтетического масла потребляется меньше масла (речь идет о новом исправном двигателе), производится лучшая защита двигателя при больших нагрузках, осуществляется повышенная термическая стабильность и большая чистота двигателя. Исходя из выше представленных данных, синтетические масла идеально подходят для новых автомобилей, работающих с большой нагрузкой. В большинстве автомобилей хватит минеральное масло. Перед тем, как выбрать минеральное масло или синтетическое, стоит обратить внимание на классификации по качеству и вязкости приобретаемого масла.

Классификация качества масла API Американского нефтяного института

API различает два стандарта: один для бензиновых двигателей с обозначением «S», а второй – для дизеля с обозначением «C». В основном они выступают вместе и на емкости с маслом можно увидеть обозначение, например, «SN/CF». Вторая буква обозначает стандарт, которому масло соответствует относительно своего назначения в бензиновом и дизельном двигателе. Буква алфавита определяет уровень стандарта – чем далее по алфавиту, тем выше стандарт. Следует помнить, что всегда нужно использовать масло с обозначением, предусмотренным производителем. Если для нового автомобиля с требованием стандарта SN будем использовать масло SL, то это не самое лучшее решение. Это действует также и в обратную сторону, хотя и в меньшей степени – крайних случаях, если двигатель имеет низкие требования на уровне SA, a будем применять к нему масло SL, может возникнуть повреждение.

На упаковке каждого моторного масла можно найти обозначение вязкости, согласно SAE (Society of Automotive Engineers).

Классификация SAE делит масла на основании потребительских параметров. SAE выделяет 12 классов вязкости:

  • 6 зимних классов, обозначенных цифрой и буквой W (Winter): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
  • 6 летних классов: 16, 20, 30, 40, 50, 60

Зимние классы установлены согласно следующим факторам:

— максимальная вязкость, которую может достичь масло при данной отрицательной температуре
— предельная температура прокачки
— минимальная вязкость при температуре 100 °C

Летние классы установлены согласно следующим факторам:

  • минимальная вязкость при температуре 100 °C
  • максимальная вязкость при температуре 100 °C
  • минимальная вязкость при температуре 150 °C

В случае всесезонных масел должны соблюдаться критерии, касающиеся летних и зимних режимов работы.

Наиболее частой ошибкой является факт отождествления цифровых обозначений с типом масла. Распространенное мнение, что, например, 5W40 – синтетическое масло, a 20W50 – минеральное, является ошибкой, поскольку вязкость не указывает на качество масла и информацию, к какой группе оно принадлежит. В случае синтетических масел имеются масла как 0W20, так и 25W50, также и в случае минеральных масел есть по вязкости такое же, как синтетическое.

Как видно из вышесказанного, во время выбора моторного масла обязательно нужно выполнять рекомендации производителя касательно вязкости масла, а не только руководствоваться его составом, указывающим наминеральное и синтетическое масло. Важной информацией для покупателя является также сообщение об испытаниях и допусках масла отдельными автомобильными концернами. Выполнение норм автомобильного концерна является не только подтверждением качества, требуемого в рамках европейской классификации, но и показателем соответствия требованиям производителя, которые зачастую являются более жесткими.

В случае продуктов Master-Sport, масло отвечает требованиям ведущих производителей таких автомобилей, как MB, VW, MAN, Volvo, Renault, гарантируя полную защиту двигателя в любых условиях работы.

Зачем нужно моторное масло

Все владельцы автомобилей знают, что моторное масло обеспечивает смазку трущихся узлов в двигателе. Поэтому новичок может руководствоваться принципом «залью какое-нибудь, пусть работает». Однако смазка деталей – лишь одно из назначений моторного масла. На самом деле перечень его функций гораздо обширней.

В статье разберем, зачем действительно нужно моторное масло, какие интервалы предусмотрены для его замены и в чем основные ошибки при использовании смазочной жидкости.

Функции моторного масла

Заливает масло

В современных двигателях внутреннего сгорания масло выполняет следующие задачи:

  • За счет масляной пленки уменьшает трение между узлами и снижает их износ.
  • Охлаждает двигатель и турбину, отводя тепло от горячих деталей и обеспечивая тем самым постоянный температурный баланс.
  • Защищает металлические механизмы от коррозии и окисления, а резиновые и пластиковые соединения – от рассыхания.
  • Снижает негативное воздействие продуктов сгорания (пыли, влаги и сажи) на работу двигателя.
  • Защищает узлы от образования твердых отложений, донося крупные частицы грязи до масляного фильтра и удерживая остальное в собственном объеме в мелкодисперсном состоянии.
  • Сохраняет свои свойства длительное время, несмотря на агрессивную внешнюю среду.

Чтобы моторное масло могло полноценно выполнять эти задачи, в него добавляют пакет присадок: вязкостных, моющих, противопенных, антикоррозийных и прочих. Эти синтетические добавки, в том числе, не дают маслу замерзнуть зимой, усиливают масляную пленку, повышают устойчивость жидкости к окислению и продлевают срок службы смазочной жидкости.

Подробнее о составе моторного масла и его специфических свойствах мы рассказали в этой статье.

Как часто нужно менять моторное масло?

Каким бы качественным ни было моторное масло, в определенный момент оно требует замены. Когда именно это нужно делать – вопрос, который беспокоит и новичков, и опытных автомобилистов. Дело в том, что в процессе эксплуатации смазочная жидкость теряет свои эксплуатационные качества. Пропустили срок замены – повысили риск износа двигателя.

Существует несколько критериев, которые помогают определить, когда масло требует замены.

Ключевой критерий и основной ориентир – километраж пробега. Как правило, производители автомобилей рекомендуют менять смазочную жидкость через каждые 10–15 тыс. км. Но есть и дополнительное условие: не реже, чем раз в год. Индивидуальные рекомендации можно найти в техническом паспорте транспортного средства.

Однако указанные сроки не учитывают практические факторы. К ним относятся:

  • агрессивный стиль вождения;
  • частое передвижение по пересеченной местности;
  • режим «такси»: частые пуски и остановки, простаивание в пробках, поездки на короткие дистанции и прочее;
  • передвижение с грузом, например с автоприцепом;
  • езда при экстремально низких или высоких температурах;
  • использование топлива с высоким содержанием серы (характерно для России).

Здесь важно понимать, что подобные экстремальные факторы действительно могут сокращать рекомендуемый интервал замены масла. Но подобное, как правило, относится к смазочным жидкостям из категории масс-маркета. Такие масла минимально соответствуют требованиям и не отличаются высокой стабильностью к агрессивным нагрузкам.

Смазочные жидкости от технологических лидеров мирового рынка имеют более высокий порог сопротивления. Производители брендовых продуктов учитывают возможные экстремальные нагрузки на масло настолько, что оно гарантировано сохраняет свои защитные свойства весь установленный автопроизводителем интервал замены даже в российских условиях эксплуатации.

Кроме того, для расчета сроков замены масла можно учитывать:

  • Моточасы (если машина часто подолгу работает на холостых без движения) – в этом случае интервалы замены определяют с помощью специальных счетчиков, которые подключают к двигателю.
  • Расход топлива – замену масло производят после каждой тысячи литров.
  • Качество топлива – после вынужденной заправки на неизвестной АЗС, особенно загородом, рекомендуется поменять масло.
  • Качество масла – топовая оригинальная смазочная жидкость дольше сохраняет стабильность, чем продукт масс-маркета.

Подробнее об интервалах замены моторного масла можно прочитать в этой статье.

Как самостоятельно проверить качество масла

Масляный щуп

Есть распространенное заблуждение – если масло почернело, значит, его пора менять. Однако это совершенно неверный ориентир. Более того, он работает наоборот: качественное моторное масло обладает моющей и диспергирующей способностью. Оно очищает двигатель от продуктов сгорания и грязи, и удерживает этот мусор в собственном объеме в мелкодисперсном состоянии, предотвращая появление закупорок в масляной системе. Если вы проехали 1–2 тысячи километров, а масло остается чистым – это тревожный сигнал.

Непочерневшее масло – признак того, что смазочная жидкость не выполняет моющих функций. Грязь скапливается на деталях двигателя, образует пробки в масляных каналах, что в итоге приводит к износу и поломке мотора.

Кроме того, масло может загустевать или, наоборот, становиться слишком жидким. В первом случае вам приходится постоянно беспокоится, заведется ли машина холодным утром и менять аккумуляторы, во втором – доливать масло из-за повышенного угара. Если масло слишком быстро теряет стабильность, причина кроется в некачественных ингредиентах – базовых маслах и присадках. Выход здесь только один – выбрать более качественную смазочную жидкость от надежного бренда, с уверенностью в оригинальности продукта.

Самый верный способ получить профессиональное заключение о качестве используемого вами масла – обратиться в специализированную лабораторию. Однако опытные водители знают несколько лайфхаков, как проверить работоспособность смазочной жидкости самостоятельно:

  • Осмотреть масляный щуп и маслозаливную крышу. Появление темных сгустков в масле – сигнал к срочной его замене.
  • Обратить внимание на цвет масла. Если оно не темнеет при эксплуатации – присадки не справляются с очисткой двигателя от грязи.
  • Осмотреть крышку и внутреннюю часть маслозаливной горловины на наличие пены – это признак того, что в смазочную жидкость попадает антифриз.
  • Обратить внимание на консистенцию масла – если заметны густые отложения, похожие на солидол, необходимо принимать срочные меры.

Любой из этих признаков – веское основание не только для замены масла, но и для диагностики состояния ДВС на профессиональной СТО.

Более тщательную проверку масла можно провести с помощью капельного теста. Как это сделать, мы рассказали и показали здесь.

Основные ошибки при эксплуатации моторных масел

Чтобы использовать масло положенный срок без срочных обращений в автосервис, важно избегать распространенных ошибок:

  • Нарушение интервала замены. Это приводит к износу узлов двигателя.
  • Перелив или недолив масла. В первом случае масло будет создавать излишнее давление на уплотнители и может начать сочиться наружу, во втором – может возникнуть масляное голодание.
  • Неполная замена масла. В оставшейся смазочной жидкости остается грязь и кислотная среда, которая снизит эффективность свежезалитого масла.
  • Неправильный подбор масла. Если залить смазочную жидкость, игнорируя требования автопроизводителей, оно попросту не будет выполнять предписанные функции. Например, масляная пленка будет недостаточной для надежной защиты двигателя.
  • Смешивание масел. Допускается при экстренной доливке, но В долгосрочной перспективе снизит эффективность защиты двигателя.
  • Использование отработавшего свой срок масляного фильтра. На этой детали скапливаются металлические фракции, вода и сажа, которые загрязнят свежее масло, а в итоге забьют фильтр для такой степени, что масло подходить через него не будет, что приведёт к полному выходу ДВС из строя.

Выбираете масло для своего автомобиля и не хотите сделать ошибку? Мы предлагаем воспользоваться нашим автоматическим сервисом подбора смазочной жидкости. Вам достаточно указать категорию, марку, модель и тип вашего транспортного средства – умная система укажет вам оптимальный вариант масла и интервал его замены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *