Велосипед с большим передним колесом как называется
Перейти к содержимому

Велосипед с большим передним колесом как называется

  • автор:

Велосипед-«паук»

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Моб. приложение

Велосипед-«паук» — это велосипед с большим передним колесом. В Англии такие велосипеды называли high bicycle (высокий велосипед) или “пенни-фартинг” от названия двух английских монет — маленькой и большой. У нас за таким высоким велосипедом закрепилось название «паук», так как рисунок спиц напоминал паутину.

Велосипед-«паук» был больше всего распространен с середины 70-х годов и до конца 80-х годов 19 века. На нем впервые были применены шариковые подшипники, пустотелые трубчатые рамы и обода, поэтому дорожный вариант такого велосипеда весил около 20-25 кг, а облегченный гоночный — 11-15 кг, что даже по нынешним временам неплохой результат по весу.

Именно на таких велосипедах устраивались первые в мире велосипедные гонки. В том числе и в Российской империи. В 1882 году гонки прошли в Москве: в них участвовало всего 6 ездоков, зато зрителей пришло больше 25 тысяч человек, для того времени – огромная толпа.

Почему велосипед с одним очень большим и одним маленьким колесом называется не гроша

Пенни-фартинг (другие известные названия — «гран-би» (фр. grand-bi), «высокое колесо» англ. (high wheeler) и «обычный» (англ. ordinary)) — один из ранних типов велосипеда, характеризующийся очень большим передним и маленьким задним колесом, который получил распространение в 1880-х годах, сразу после боншейкера и до изобретения так называемого «безопасного велосипеда» (т. н. «бисиклет»), близкого к современному варианту.
Впервые в печати данный термин был употреблён в 1891 году в журнале Bicycling News. Название велосипеда происходит от внешнего вида британских монет пенни и фартинга, поскольку одна из них (пенни) намного больше другой (фартинга) , и велосипед сбоку напоминал своим видом эти монеты, следовавшие одна за другой.
http://www.evpatori.ru/zolotoj-vek-velosipeda-v-evrope.html

Остальные ответы

Похожие вопросы

Почему у старинных велосипедов «Пенни-фартинг» было огромное ведущее переднее колесо

Сразу после появления первого прототипа велосипеда, он заслужил большое внимание среди широкой публики. Но первая двухколёсное устройство очень сильно отличались от современных моделей, потому как к концу девятнадцатого столетия велосипеды имели большое переднее колесо. Хотя и мода на них довольно быстро пропала, но необычный привлекательный вид надолго остался в памяти и на старинных фотографиях. Поэтому, можно сказать, что со знаменитыми велосипедами «Пенни-фартинг», ассоциируется целая эпоха велосипедостроения. Хотя наверное никто и не задумывался почему у первых велосипедов было такое огромное ведущее колесо.

История появления велосипеда лежит с 1817 года, когда изобретатель из Германии, барон Карл фон Дре, воссоздал прототип велосипеда, и назвал его «машина для бега», но по виду это был лишь двухколёсный самокат без педалей. В дальнейшем, первый простейший велосипед получил педальную тягу и слегка изменял свою конструкцию. А в 1870 году французский изобретатель Джеймс Старли представил свой велосипед с передним большим колесом и педалями, который в дальнейшем назовут «Пенни-фартинг». Хотя такое смешное название он получит лишь после того, как эти велосипеды перестанут использовать. А в моде они были всего лишь 10 лет.

А придумали прозвище этому уникальному велосипеду журналисты из периодического издания «Bicycling News», сопоставив размеры колёс с размерами английских монет тех времён. И для сравнения были взяты металлические деньги — пенни и фартинг. Если сравнивать размеры этих монет, то можно увидеть, что они пропорциональны размерам колес велосипеда.

Большую популярность велосипед «Пенни-фартинг» не заслужил, потому как был небезопасен, но из-за своего необычного внешнего вида, который оставил яркий след в истории. В конце 1885 года британским изобретателем Джоном Кэмпом Старли, был запатентован «безопасный велосипед» с пропорциональными колёсами.

С историей создания велосипеда мы разобрались, и почему его назвали «Пенни-фартинг» — тоже. А вот почему у него разные колёса не совсем понятно. Оказывается, всё довольно просто. Конструкция первого велосипеда довольно простая и в то время не задумывались о цепной передаче. Педали проще было установить на переднюю ось колеса, а чем оно больше, тем проще добиться высокой скорости при минимальной потере сил велосипедиста. История создания двухколёсных транспортных средств существовали модели с большим задним колесом, соответственно и привод был задний. Если рассматривать конкретно конструкцию велосипеда «Пенни-фартинг», то стоит отметить, что увеличенное ведущее колесо позволяло получить комфорт во время поездки, потому как была лучше амортизация. Кроме того, стоит учитывать, что дороги того времени не отличались идеальной ровностью. Но дальнейшего распространения такие велосипеды не получили, потому как были небезопасны из-за высокой посадки человека.

Тест-драйв пенни-фартинга

«У вас не получится, – предварил нашу встречу Андрей Мятиев, обладатель самой большой в России коллекции старинных велосипедов. – Ни у кого сразу не получается. Нужна подготовка, тренировки. » Мы немного сомневались в его правоте: неужели это так сложно – проехать сотню метров на легендарном пенни-фартинге, викторианском велосипеде с огромным передним колесом?

Тим Скоренко
sportishka.com

Основная сложность в вождении пенни-фартинга — отсутствие свободного хода педалей и тот факт, что руль, педали и колесо составляют жесткую конструкцию. На обычном велосипеде с цепным приводом вращение педалей не влияет на руление, в пенни-фартинге же нажмешь на левую педаль — управляемое колесо поведет влево, на правую — вправо. Нужно научиться придерживать руль, постоянно контролируя машину, не позволяя ей вилять. И это более чем на полутораметровой высоте над землей, при том что центр тяжести седока находится практически на оси переднего колеса — чуть зазеваешься, перетормозишь и кувыркнешься вперед. Страшно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая в истории велогонка на пенни-фартинге прошла 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, Париж, на дистанции 1200 метров. Выиграл ее англичанин Джеймс Мур на классическом костотрясе. Он же стал победителем и в первой длинной, 123-километровой велогонке между Парижем и Руаном, прошедшей 7 ноября 1869 года. Уже в 1870-х годах велогонщики пересели на пенни-фартинги; на снимке – гоночный заезд на велодроме Херн-Хилл в западном Лондоне. Велодром, к слову, функционирует по сей день.

Первая в истории велогонка на пенни-фартинге прошла 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, Париж, на дистанции 1200 метров. Выиграл ее англичанин Джеймс Мур на классическом костотрясе. Он же стал победителем и в первой длинной, 123-километровой велогонке между Парижем и Руаном, прошедшей 7 ноября 1869 года. Уже в 1870-х годах велогонщики пересели на пенни-фартинги; на снимке – гоночный заезд на велодроме Херн-Хилл в западном Лондоне. Велодром, к слову, функционирует по сей день.

standard.co.uk

Тем не менее у нас получилось поехать на пенни-фартинге почти сразу. Сначала как на самокате — стоя на подножке, вцепившись в руль и отталкиваясь от земли ногой. Потом уже с педалями, немножко повиливая, но в целом вполне сносно. «Вы третий человек на моей памяти, у кого получилось с первого раза», — сказал Андрей Мятиев нашему главному редактору. Повод для гордости, не иначе!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое пенни-фартинг?

Пенни-фартинг, также известный как «гран-би» и «высокое колесо», является одним из первых типов велосипедов. Он характеризуется очень большим передним и маленьким задним колесом и получил распространение в 1880-х годах, сразу после боншейкера и до изобретения так называемого «безопасного велосипеда», который близок к современному варианту. Пенни-фартинги были первыми транспортными средствами, которые стали называть словом «велосипед».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Викторианская эпоха была временем чрезвычайной популярности пенни-фартингов. Исторически диаметр переднего колеса был ограничен только длиной ног ездока и мог достигать полутора метров. Благодаря большой длине окружности колеса пенни-фартинги развивали солидную скорость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня велосипеды пенни-фартинги используются в основном для ретро-велосипедных гонок и шоу. Они представляют собой не только историческое достояние, но и красивые объекты коллекционирования. Однако езда на пенни-фартингах в повседневной жизни ограничена из-за их неудобства и неэффективности — если сравнивать с более современными велосипедами.

Почему пенни-фартинг так называется?

Термин «пенни-фартинг» связан с размерами колес. Разница между ними примерно такая же, как между этими двумя английскими монетами. Что интересно, в период популярности таких велосипедов их называли ordinary bicycle, то есть «обычный велосипед», в то время как едва появившиеся велосипеды современной конфигурации получили название safety («безопасный»). Пенни-фартингами викторианских гигантов прозвал какой-то ушлый журналист в начале 1890-х — когда их век уже прошел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Падение с пенни-фартинга — действо одновременно красивое и страшное. Поза, в которой упавший оказывается после кульбита через голову, порой выглядит очень странно. Это породило целый жанр велосипедной фотографии, достаточно популярный в 1870–1880-х годах: «Упавшие с пенни-фартинга». Фототехника того времени не позволяла качественно поймать момент падения, и потому большинство подобных снимков – постановочные. Велосипедист ложился в диковинную позу, его «накрывали» велосипедом и снимали результат.

Падение с пенни-фартинга — действо одновременно красивое и страшное. Поза, в которой упавший оказывается после кульбита через голову, порой выглядит очень странно. Это породило целый жанр велосипедной фотографии, достаточно популярный в 1870–1880-х годах: «Упавшие с пенни-фартинга». Фототехника того времени не позволяла качественно поймать момент падения, и потому большинство подобных снимков – постановочные. Велосипедист ложился в диковинную позу, его «накрывали» велосипедом и снимали результат.

icarus.photos

В России же подобные велосипеды стали популярны под названием «пауки»; за рубежом этот термин всплывал в начале 1870-х, но распространения не получил. Прямым предком пенни-фартинга был так называемый boneshaker — «костотряс». Его конструкция определялась патентом французского изобретателя Пьера Мишо, который придумал прямой педальный привод на переднем колесе. Костотрясы были невероятно тяжелыми, переднее их колесо чуть-чуть превышало по размерам заднее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последний факт был обусловлен необходимостью обеспечить удобную посадку: расстояние между сиденьем и осью переднего колеса диктовалось длиной человеческих ног. В коллекции Андрея Мятиева есть три костотряса 1860-х годов (из всего четырех или пяти сохранившихся в России); мы протестировали экземпляр 1868 года — он весит, наверное, килограммов пятьдесят. Литая рама, тяжеленные деревянные колеса, крайняя сложность при поворотах.

В России пенни-фартинги стали известны как «пауки». За границей термин появился в начале 1870-х, но не получил широкого распространения

В России пенни-фартинги стали известны как «пауки». За границей термин появился в начале 1870-х, но не получил широкого распространения

TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конец эпохи костотрясов наступил в 1869—1870 годах, когда французский инженер Эжен Мейер придумал новую конструкцию. Перед велопроизводителями стояло несколько задач: во-первых, организовать нормальное серийное производство, во-вторых — максимально облегчить машину, в-третьих — увеличить скорость ее движения. Решение последней проблемы возникло само собой: чем больше колесо, тем выше скорость при схожих усилиях ездока.

Старт с ходу на пенни-фартинге

Старт с ходу на пенни-фартинге
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, при увеличении диаметра снижалась и тряска. Одновременно с Мейером к тому же выводу пришел британский инженер Джеймс Старли. Костотрясы его компания начала производить еще в 1868 году, а с 1870 года перешла на «пауки». Что главное, Старли внес в конструкцию велосипеда множество изменений, позволивших серьезно облегчить и удешевить машину. Снизить массу удалось не сразу — сначала тяжелые деревянные колеса заменили на тонкие металлические с радиальной спицовкой (это придумал еще Мейер), затем упростили раму, превратив ее в тонкостенную трубу переменного сечения (это уже разработка Старли). В принципе, Старли заложил технологические основы современного велостроения.

Старли внес множество изменений в конструкцию велосипеда, что серьезно облегчило и удешевило пенни-фартинг. Однако снизить массу удалось не сразу

Старли внес множество изменений в конструкцию велосипеда, что серьезно облегчило и удешевило пенни-фартинг. Однако снизить массу удалось не сразу

TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые пенни-фартинги, появившиеся в 1870 году, несли в себе множественные «атавизмы» костотрясов. Например, перед рулем сохранялись подставки для ног, которые использовались, когда велосипедист ехал с горки и вынужден был снимать ноги с педалей. Но если на костотрясах это было в порядке вещей, то подобный эквилибр на пенни-фартинге мог привести разве что к аварии.

Тормозная система пенни-фартинга

Тормозная система пенни-фартинга
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История пенни-фартингов

Велоэволюция шла быстро. Первые пенни-фартинги были еще достаточно тяжелы, но уже к началу 1880-х гоночные велосипеды снизили вес до 9−11 кг (!) — и это при высоте до 1,5 м. С учетом того, что первая в истории велогонка прошла незадолго до появления пенни-фартингов — 31 мая 1868 года в Париже, — именно «пауки» стали первыми массовыми гоночными велосипедами, царившими на скоростных заездах 1870−1880-х годов.

Что интересно, «убил» пенни-фартинги тот же человек, который одним из первых начал производить их серийно, — Джеймс Старли. Именно он в 1884 году запатентовал велосипед типа safety с колесами равного размера и цепным приводом на заднее. А с появлением пневматических шин «безопасные» велосипеды окончательно заняли рынок — и занимают его по сей день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Противовесы пенни-фартинга

Противовесы пенни-фартинга
TechInsider

Но за 15-летнюю историю развития пенни-фартинги претерпели ряд интересных технологических изменений. С каждым годом переднее колесо все увеличивалось, а заднее — уменьшалось, превращаясь просто в подпорку. Рама теряла элемент за элементом, пока не превратилась в трубку переменного сечения, на одном конце которой крепилась сцепка «переднее колесо — руль», а на другом — заднее колесо. Педаль для посадки из вполне удобной для ноги эволюционировала в крошечный приваренный к раме штырек. Радиальная спицовка уступила место тангентной, использующейся на велосипедных колесах и сегодня (ее, кстати, тоже изобрел Джеймс Старли).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересные технические решения применялись для тормозов и сиденья пенни-фартинга. Ввиду того что у его педалей нет свободного хода, тормозить можно, просто прокручивая педали с меньшей скоростью. Но еще на костотрясах существовала страховочная система: рукояти руля можно было прокрутить на себя, потянув таким образом за тросик, ведущий к обыкновенному механическому тормозу. Эта система используется и сегодня — только современные тормоза прижимаются к ободу, а в те времена тормоз терся о шину (все равно она была сплошной, твердой и почти не боялась истирания).

Андрей Мятиев

widget-interest

«Все технические решения, использующиеся на современном велосипеде, были применены более ста лет назад если не на костотрясах, то как минимум на пенни-фартингах. Это и штампованные рамы, и ободные тормоза, и многие другие элементы. Изменились лишь материалы.
Причем в Россию все это приходило достаточно быстро. Те же костотрясы завезли к нам в конце 1860-х годов. Известным велоактивистом был воронежский предприниматель Вильгельм Столль. В 1869-м он основал фабрику сельхозмашин и в том же году привез в Воронеж несколько велосипедов — тогда еще костотрясов. Впоследствии Столль основал «Товарищество воронежских велосипедистов», бесплатно обучал катанию желающих и лично принимал участие в первой российской велогонке 1883 года на Ходынском поле. В Москве и Питере процесс шел схожим образом.
Тем не менее Москва на сегодняшний день остается одним из последних городов-гигантов, в которых нет собственного велосипедного музея. В моей коллекции около 400 машин (а мелких экспонатов несколько тысяч), из них более 60 хоть сегодня готовы к экспонированию — они восстановлены, на ходу. Причем есть крайне редкие велосипеды — это и костотрясы, и «пауки», и дореволюционные «Дуксы» (у меня пять из восьми сохранившихся в мире). Не хватает только помещения, а уж экспозицию можно сделать крайне интересную.»
Андрей Мятиев предоставляет свои велосипеды для временных выставок, перформансов, киносъемок, занимается организацией исторических велопробегов, принимает участие в международных конференциях коллекционеров и ценителей. Пожелаем ему удачи в создании веломузея!

Сиденье пенни-фартинга обычно крепилось на рессоре, чтобы смягчить посадку. Но такая конструкция не позволяла подогнать велосипед по росту — регулировки руля тоже не было. Единственной возможностью подправить расстояние между седлом и педалями была, собственно, перестановка педалей. Шатуны имели не одно отверстие, а несколько — чем ближе к оси располагалось отверстие, в которое устанавливалась педаль, тем более низкорослый человек мог управлять велосипедом. Интересно, что эта система по инерции, в виде атавизма, перекочевала и на safety-велосипеды, хотя там уже была регулировка седла и руля по высоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мы катались на пенни-фартинге

Вообще, пенни-фартинг — это страшно интересно. Он не воспринимается как неудобный архаизм. Это просто оригинальный спортивный снаряд, требующий особых навыков и доставляющий массу удовольствия. За рубежом пенни-фартинги производят по сей день, на них проводят гонки и велопрогулки. Известна, например, чешская фирма J. Mesicek & Synove, а также американские Rocky Mountain High Wheels и Rideable Bicycle Replicas.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *