Что такое квакушка для гитары
Перейти к содержимому

Что такое квакушка для гитары

  • автор:

Какой такой wah-wah? Обзор педалей-квакушек

История эффекта «wah-wah» (у нас прижилось другое название — «квакушка») берет начало в 60-х. Его создатели хотели «очеловечить» звучание гитары. Но и сегодня педали wah пользуются большой популярностью среди музыкантов. Дело даже не в том, что гитаристы консервативны по своей сути и постоянно загоняются по всему «старому и доброму» (кстати сказать, в электронной музыке вы найдете немало примеров использования перестраиваемого частотного фильтра, принципа, положенного в основу wah-эффекта). «Квакушка» — это прекрасный инструмент для передачи экспрессии. Она одинаково хорошо работает в стилях от блюза и фанка до металла. И кроме того, это — один из немногих интерактивных гитарных эффектов, который может быть использован в качестве тон-контроллера с фиксированным положением (затейные «америкосы» придумали этой функции — когда педаль wah фиксируется в определенных положениях — поэтический термин «set-and-forget»).

Н а сегодняшнем рынке представлено невероятное количество педалек wah, которые способны удовлетворить запросы любителей как vintage, так и модерна. В наш обзор вошли шесть базисных моделей, что максимально охватывают данный спектр — «Vox V847 Wah Wah», «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Dunlop Cry Baby 95Q», «Snarling Dogs Mold Spore Wah» и «Akai VariWah». В тестировании (см. ниже) использовался хамбакеровый «Hamer Duo Tone» и 30-ваттный ламповый усилитель с чистым и перегруженным каналами. «Нарулив» нужный звук, мы в дальнейшем не притрагивались к ручкам усилителя.

На фото — шесть тестируемых педалей wah (по часовой стрелке с левого верхнего угла) — «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Vox V847 Wah Wah», «Akai VariWah», «Dunlop Cry Baby 95Q» и «Snarling Dogs Mold Spore Wah».

Что и как

П едаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант — auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.

Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание — rhythmic sweep — (как в соло Эрика Клэптона из «White Room» /«Сream»/ и всевозможных фанки-трэках); медленное, искусное движение вокруг частотного центра (яркий пример тому — Хендриксоновская «Voodoo Chile»); и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении (послушайте «You Shook Me» Джеффа Бека или жирные «соляки» Слэша). По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.

Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели — «Vox» и «Crybaby» и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта» раскачивания. В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.

Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электро-оптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели «switchless». У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.

Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.

Vox V847 Wah Wah

T raditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для «Vox V847», которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры «Vox», дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.

Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. «Vox» лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.

Fulltone Clyde

О Майкле Фуллере говорят, как об одном из лучших производителей ретро-эффектов. Его детище — «Clyde» — обладает традиционным звучанием и функциями. Однако, корпус несколько усовременен, в чем легко убедиться посмотрев на фото. Питание — от 9-вольтовой батарейки (доступ к отсеку осуществляется через днище; необходимо открутить шурупы) или блока питания.

Превосходное звучание, сбалансированный и плавный ход педали, одинаково хороший как для плавного, так и для пульсирующего быстрого раскачивания. Глубина диапазона лучше всего ощущается в нижней позиции (пятка), где звучание очень мрачное. Есть несколько замечательных положений «set-and-forget».

Теперь об одном пикантном моменте: в среднем «Clyde» на $100 дороже устройств подобного толка. Для большинства исполнителей (включая профессионалов) — сумма значимая. Но если вы серьезно относитесь к звуку и обладаете N-ным количеством денег, то, по крайней мере, должны хотя бы послушать эту «квакушку».

Morley Bad Horsie

С 70-х «Morley» является альтернативой «мейнстримовым» «Vox» и «Crybaby». «Bad Horsie», разработанная при участии Стива Вая, — это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электро-оптический дизайн. Питание — от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.

Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set and forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, «Bad Horsie» может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.

Dunlop Cry Baby 95Q

А пгрейд оригинальной педали «Cry Baby» c дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости — гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.

Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное — на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и volume, находятся на левой боковинке, в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.

Другой интересный момент — переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у «Morley». А в целом, философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинакова хорошо для соло и ритма.

Snarling Dogs Mold Spore Wah

Т ри модуля «квака» («Shaft», «Voo Doo» и «White Room»); встроенный кольцевой модулятор (a.k.a. «Mold Spore») с несколькими настраиваемыми параметрами и автономным переключателем. Wah и кольцевой модулятор могут работать раздельно или одновременно. Переключение уровня громкости. Работает как от 9-вольтовой батарейки, так и от адаптера. Те же самые характеристики (минус кольцевой модулятор), что и у модели «Snarling Dogs Whine-O-Wah».

Нарядная ярко-желтая коробочка, ножная педаль в виде ступни (см. фото), логотип «Snarling Dog» с горящими глазами и чудесатые обозначения параметров, типа «Freakwincy» и «Physchoscumation», поначалу вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Но прочный корпус (хоть под танк кидай!) и безукоризненное звучание сводят «на нет» поверхностные выводы о данном устройстве как о дорогой безделушке. Тумблеры и ручки потенциометров массивны и отлично размечены. Сам по себе кольцевой модулятор генерирует sci-fi-шумы (путем несложных манипуляций удалось нарулить звук поломанного лампового усилка).

Эффект неплохо показал себя в сочетании с wah, когда на звук «квакушки» наслаивается легкий дисторшн. Уверен, мое резюме вас поразит: «Mold Spore» и в самом деле что-то! К тому же за разумную цену.

Akai VariWah

Д анное устройство представлено функциями педального и авто-вау. Параметры последнего включают в себя широту нарастания звука и скорость, чувствительность, баланс (все контролируется ножной педалью в режиме реального времени), а также время атаки. Блок выполнен в stompbox-стиле, и переключатель «on/off» вынесен прямо на корпус (а не под ножной педалью, как у традиционных «квакушек»). Питание — «Крона» или адаптера.

Авто- и педальный вау — эффекты, сходные по своей сути, но применение у них разное. И такой симбиоз в сумме дает только «плюс». Оригинально решение, когда параметры auto-wah задаются ножной педалью. Это позволяет создавать совершенно новые эффекты, о чем только могут мечтать владельцы обычных педальных и авто-«квакушек». При работе с педальным wah мне показалось, что эффект немного окрашивает звучание, делая его более ясным. В особенности это заметно на соло. Ручек управления предостаточно (см. фото), но чтобы разобраться в них потребуется некоторое время. Размещение переключателя «on/off» на корпусе имеет свои преимущества. Например, вы можете найти интересное set-and-forget-положение педали и включать-выключать эффект, не влияя на выбранный тон.

Как итог мысли — современный взгляд на vintage-эффект.

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир

«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир

18 августа 1969 года, около 10 часов утра, не нуждающийся в особом представлении гитарист-виртуоз Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) поднял вверх свой белый «стратокастер» и, окинув взглядом многотысячную толпу зрителей фестиваля Вудсток (Вудстокская ярмарка музыки и искусств, Woodstock Music & Art Fair), ударил по струнам, заиграв инструментальную версию гимна США «The Star-Spangled Banner».

В течение предыдущих трех дней ранее ничем не примечательную молочную ферму городка в сельской местности Бетел, Нью-Йорк, посетило, по разным оценкам, от 400 000 до 500 000 человек. Хендрикс, который был гвоздем концертной программы всего фестиваля, вышел на сцену последним номером, и около 30 000 людей стали свидетелями его по-настоящему звездного выступления.

За 3 минуты и 43 секунды Джими поверг всех зрителей в шок, объединив в одно музыкальное полотно сразу несколько композиций и сдобрив исполнение серией звуковых экспериментов, отразивших во многом настроение эпохи и чувство разочарования в среде американской молодежи. Их основой стала та самая «квакушка» — «вау-вау»-педаль, с которой у многих ассоциируется культовый саунд гитариста.

Созданная в середине 60-х годов, в самый разгар музыкальной революции, этот гитарный эффект стал, по словам одного из музыкальных критиков эпохи, «психоделией без психоделиков». Его имитация человеческого голоса позволила преодолеть барьер между музыкальной и вокальной коммуникацией. Со времен записи Эриком Клептоном (Eric Clapton) заглавной темы для культового фильма «Шафт» (Shaft), «вау-вау»-педаль так и осталась в истории музыки самым узнаваемым и влиятельным звуковым эффектом.

Как же произошло изобретение этой культовой технологии? И почему оно нашло такое широкое применение в массовой культуре? Ответом на эти вопросы станет долгий и полный неожиданных поворотов рассказ, который, что примечательно, начнется с легендарных ливерпульцев The Beatles.

Горе-усилитель Beatles

Горе-усилитель Beatles

«Битлы» играют через свой новый усилитель Vox AC-100, который получил название «Супер-Битл» (Super Beatle) (1964)

Как только легендарная четверка начала готовиться для своего первого тура по США в начале 1964 года, они вдруг поняли, что имеющимся у них технологиям не хватает нужной мощности. За предыдущие четыре года группа стала самой востребованной в Великобритании, и парни играли перед толпами в 10 000 человек, но нередко крики и пение зрителей заглушали музыку, звучащую из усилителей.

На тот момент англичане использовали 30-ваттный усилитель Vox AC-30, выпускавшийся английской компанией Jennings Musical Industries (JMI). Как только представители JMI узнали, что их оборудование уже не соответствует потребностям «ливерпульской четверки», компания разработала 100-ваттную версию своего усилителя, который получил название «Супер-Битл» (Super Beatle). Неделю спустя группа, вооружившись новым устройством, дала аншлаговое выступление в США на шоу Эда Салливана (Ed Sullivan), зрителями которого стали 73 миллиона человек (треть жителей страны).

На следующий день The Beatles стали известны по всей Америке. Вскоре JMI осенило, что США — это потенциальный новый рынок для их мощных усилителей, и они стали искать дистрибьютора, который помог бы им с осуществлением замысла. В августе 1964 года им удалось найти подходящую кандидатуру: небольшую фирму в Лос-Анджелесе, которая носила название Thomas Organ Company.

Поначалу JMI поставляла усилители из Великобритании, но такая бизнес-модель грозила обвалить рентабельность всего сотрудничества. Тогда предприимчивый директор Thomas Organ Company убедил представителей британской фирмы продать своей фирме права на производство и распространение усилителей на территории США.

Случайное изобретение

Случайное изобретение

В 1965 году, в небольшом подсобном помещении в Лос-Анджелесе, инженеры Thomas Organ Company начали производство усилителей Vox AC-100. Среди этих инженеров был и очень смышлёный 20-летний парень по имени Брэд Планкетт (Brad Plunkett).

Генеральным директором компании Планкетту была поручена сложная задача: он должен был разобрать гитарный усилитель Vox AC-100 и найти способ сделать его производство дешевле, сохранив при этом качество продуцируемого им звука.

«Первое, что я заметил, — вспоминает он в документальном фильме «Cry Baby», — это был маленький переключатель усилителя, маркированный символами MRB».

Этот переключатель, изобретенный британским инженером Диком Денни (Dick Denney) и установленный в Vox AC-100, усиливал диапазон средних частот. Усиливая эти частоты, он как бы сглаживал звуковые экстремумы (очень высокие и очень низкие тона) и делал звук более ровным и плоским. Планкетт понял, что он может заменить этот дорогой переключатель потенциометром (регулируемый делитель электрического напряжения, разновидность реостата) и достичь точно такого же эффекта.

«Выключатели были очень дорогие, стоили около $4 каждый,» — вспоминает Планкетт. — А потенциометр стоил всего-то около 30 центов».

Потенциометр

Провозившись несколько дней с запчастями, Планкетт с успехом разработал схему, которая могла с легкостью изменять частоту исполняемой ноты простым вращением ручки потенциометра. Но затем произошло нечто неожиданное:

«Я пошел к соседу и попросил его подключить свою гитару к этой кучке проводов, резисторов и конденсаторов, которые лежали на скамейке, — вспоминает Планкетт. — Он сыграл несколько аккордов, в то время как я поворачивал ручку потенциометра. Получилось что-то типа «вау-вау-вау». Мы посмотрели друг на друга и воскликнули: «Это, черт возьми, круто!».

Хотя полученный эффект был заводным и уникальным, была одна проблема: гитарист никоим образом не мог одновременно играть на гитаре и крутить ручку потенциометра. Окинув взглядом комнату, Планкетт заметил педаль от электроклавиш Vox Continental и его осенила идея: поместить потенциометр внутрь этой педали. После произведенных манипуляций Планкетт мог ногой инициировать колебания потенциометра, продолжая играть на гитаре:

Характер колебаний звуковых волн

Характер колебаний звуковых волн, генерируемых «вау»-педалью

Гитара подключалась к педали, педаль вела к усилителю, становясь хитрым посредником, позволяющим манипулировать звуком. Когда педаль прижималась к полу, сыгранные на гитаре ноты фильтровались по низкой частоте; когда она поднималась, ноты фильтровались по высокой частоте.

«Вскоре весь офис признал, что получилось довольно неплохо, — продолжает Планкетт. — Однако мы не осознавали и половину масштаба того события, которое случилось».

От Заппы до Хендрикса: как «вау»-педаль завоевала рок-н-ролл

В 1965 для гитаристов были доступны только 4 вида звуковых эффектов, которыми можно было манипулировать через педаль: дилей (delay), тремоло (tremolo), ревербации (reverb), фузз (fuzz), что по сути является дисторшном (от англ. distortion — искажение). Как отметил старший редактор журнала Guitar Player Magazine Арт Томпсон (Art Thompson), «гитара была очень популярным инструментом, но, к сожалению, группы, которые играли на них, было сложно отличить друг от друга». Музыканты экспериментировали и искали новые способы воздействия на звук.

Одним из таких музыкантов оказался Дэл Кешер (Del Casher). Он был студийным гитаристом для таких звезд, как Джин Отри (Gene Autry) и Элвис Пресли (Elvis Presley). Однажды он присоединился к группе Vox Ampliphonic Orchestra, которая была создана по инициативе компании Thomas Organ, чтобы продвинуть на рынок их новые усилители. Здесь он и наткнулся на ранний прототип Планкетта.

«Я спросил: «А что это за ручка?», и начал крутить ее в разные стороны, удивляясь тому, какие звуки начала издавать гитара, — вспоминает Кешер в интервью New York Times. — И тогда я воскликнул: «Это то, что нужно!».

Поначалу генеральный директор Thomas Organ, большой фанат биг-бэндов (больших джазовых оркестров), воспринял педаль как новую примочку для трубачей, которые уже много лет создавали подобный эффект с помощью резиновой заглушки. Но Кешер был настойчив в идее, что она должна продаваться только для гитаристов, и ему удалось убедить вышестоящее руководство позволить себе записать демо, используя «вау»-педаль.

«Они думали, что я спятил, но все же позволили мне это сделать» — шутит Дэл. — А я просто взял свою гитару, подключил ее к первому прототипу педали и поиграл немного для себя».

Хотя запись Дэла не снискала успеха, странный гитарный эффект привлек внимание известного мульти-инструменталиста и гениального композитора Френка Заппы (Frank Zappa). Эклектичный гитарист нанял музыкантов и отправился с ними в тур, попутно экспериментируя с педалью.

В феврале 1967 года компания Thomas Organ презентовала педаль широкой публике.
Поначалу аппарат называли «Clyde McCoy», в честь джазового трубача, который широко использовал резиновую заглушку, чтобы создать «вау»-эффект в 1920-е годы. Но вскоре, по предложению подкованных в маркетинге сотрудников, заметивших, что педаль звучит как детский плач, название поменяли на «Cry Baby». Из-за договорных обязательств с компанией Vox, на рынок поступило два продукта под именами «Cry Baby» и «Vox Wah-Wah».

Текст рекламных объявлений гласил, что с помощью «вау»-педали гитаристы смогут смело экспериментировать со звуком и выйти за пределы своих прежних возможностей. Можно сымитировать звучание индийской ситары, получить действительно фанковое звучание бас-гитары, играть очень грувовый блюз и многое другое.

вау»-педали

вау»-педали

Примеры рекламных объявлений «вау»-педали

«Вау» стал для меня новым голосом гитары, — признался Кешер в интервью. — Олдскульные музыканты и продюсеры не видели ничего интересного в этой технологии, а вот молодежь вышла с ней на сцену».

После выхода в продажу Френк Заппа тут же приобрел себе один экземпляр и, подобно Эрику Клептону и Джими Хендриксу, увековечил педаль в своих произведениях.

Затем последовала череда громких хитов, в которых так или иначе использовалась «вау»-педаль: в мае 1967 года группа Cream записывает «Tales of Brave Ulysses», за ним последовала «Up From the Sky» Джими Хендрикса, «Little Miss Lover» и «Burning of the Midnight Lamp».

«Я думаю, что мы будем использовать его еще на нескольких записях, — говорил Хендрикс в том году. — У нее очень заводной звук».

Хотя многие другие именитые групп постоянно использовали «вау»-эффект и экспериментировали с ним, Хендриксу первому удалось пересмотреть его звуковые возможности: откровением стала запись 1969 года «Voodoo Child (Slight Return)» (продолжение темы «Voodoo Chile», записанной в мае 1968 во время студийного джема со Стивом Винвудом на органе и Джеком Кэседи на басу):

В конце 60-х многие музыканты на территории США и Великобритании стали использовать «вау»-педаль в надежде повторить успех Хендрикса. За чуть менее, чем четыре года она превратилась из сомнительного устройства в определяющий звучание рок-музыки эффект.

quote

В конце 60-х многие музыканты стали использовать «вау»-педаль — эффект, определивший звучание рок-музыки

«1960-е годы были временем удивительных перемен в мире музыки, — поясняет журналист «Rolling Stone» Бен Фонг-Торрес (Ben Fong-Torres). — Когда вы слышите что-то другое — а мы живем в мире, где все говорят на разных языках, вы берете это на заметку».

Патент на «вау»-педаль

Патент на «вау»-педаль

Хотя «вау»-эффект и вызвал поистине культурную революцию и дал рок-музыке новый, пульсирующий голос, перед производителем Thomas Organ уже замаячили большие проблемы.

24 февраля 1967 года, немногим позже после выпуска изделия на рынок, Брэд Планкетт подал заявление на получение патента на это изобретение. К сожалению, процесс оформления патента занял целых три года.

В это время Warwick Electronics Inc., внушительного размера компания, поглотила Thomas Organ. Чтобы снизить издержки производства, они решили перенести производство «вау»-педали в Эко, компанию в Италии.

К марту 1967 года сведения о дизайне «вау»-педали, ввиду неудовлетворительной системы информационной безопасности Эко, распространились по территории всей Европы, что привело к появлению ряда предприятий, которые также наладили выпуск реплик оригинального «Cry Baby».

Даже после того, как Thomas Organ, купленный Warwick Electronics, получил патент на производство этой педали, работу фирм-клонов уже невозможно было остановить: «К тому времени, когда руководство компании осознало всю важность этой информации, уже все собирали эти педали, и потребовалось бы очень много средств и усилий, чтобы позакрывать все эти компании», — делится воспоминаниями один из очевидцев событий.

«Shaft» и возрождения фанка

Shaft

Постер к культовому фильму 70-х годов «Shaft».

В 1960-х годах «вау»-эффект нашел свое место в обжигающих гитарных соло, в 70-е этот эффект взяли на вооружение исполнители фанка, соула и ритм-энд-блюза, чьи композиции и составили саундтрек нашумевшего фильма «Шафт».

Фильм был снят в жанре «blaxploitation», то есть ориентирован преимущественно на чернокожих зрителей. Сюжет рассказывал историю чернокожего детектива, который своими силами боролся с итальянской мафией, чтобы спасти дочь.

Когда режиссеры кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer начали съемки в 1971 году, они понимали, что им нужна чертовски хорошая заглавная песня. Для сочинения главной темы был нанят Айзек Хейз (Isaac Hayes), который в то время как раз выдал целую вереницу превосходных хит-синглов.

Хейз собрал группу сессионных музыкантов, пригласив в нее и Чарльза Питтса (Charles Pitts), который на тот момент считался одним из лучших кудесников фанк-гитары. Вот что он вспоминает о процессе сочинения материала:

«Мы искали нечто, что соответствовало характеру фильма. Айзек сказал барабанщику взять ритм, а я в этот момент проверял свою гитару и педали. Я включил «вау»-педаль и сыграл какой-то рифф. Как только Айзек услышал это, он завопил: «Что ты делаешь? Продолжай играть этот рифф! Продолжай его играть!». Я не стал менять даже позу, просто продолжил играть».

Этот рифф (последовательность аккордов) впоследствии стала самой узнаваемой в истории музыки.

«Мне это показалось очень смешным и нелепым, — признается Питтс. — Даже спустя годы, когда я слышу эту песню, я искренне не понимаю, почему мне позволили играть это фуфло на протяжении всей песни».

Критики отреагировали по-разному. Выпущенный в виде сингла в 1971 году «Theme from Shaft» занял первое место в хит-параде Billboard Hot 100, второе место в BIllboard Soul Single Chart и 6-е в Billboard’s Easy Listening Chart.

В 1972 году песня выиграла премию Американской кино-академии в номинации «Лучшая оригинальная песня», сделав Хейса первым афроамериканцем, который когда-либо получал эту награду.

К концу десятилетия «вау»-педаль проникла во все популярные жанры: рок, ритм-н-блюз, соул, фанк, джаз, регги, телевизионные джингы и даже в порнофильмы.

Мелвин Рагин (Melvin Ragin), известный под ником «Вау-вау» Уотсон, прославился своими способностями играть ритм с помощью «вау»-педали. Он записал целую дюжину хитов, сольно и в составе коллективов: «What’s Going On» (Marvin Gaye, 1971), «Papa was a Rollin’ Stone» (The Temptations, 1972), «Come a Little Closer» (Etta James, 1974), «Car Wash» (Rose Royce, 1976), and «I Will Survive» (Gloria Gaynor, 1978).

Забвение и возрождение

Забвение и возрождение

С наступлением 80-х в музыку пришла эра панка и новой волны. Постепенно рок-музыка вышла из моды, а музыканты стали чаще использовать электронику, а не аналоговые инструменты.

Прогресс в компьютерной микросхемой интеграции привел к созданию сотен цифровых гитарных педалей, и «вау»-педаль — простая, бесхитростная, электромеханическая — стала использоваться все меньше и меньше.

В 1982 году Whirlpool, конгломерат, владевший правами компании Thomas Organ, решил ее распустить и прекратить выпуск «вау»-педали.

Но только один человек, по имени Джим Данлоп (Jim Dunlop), не мог допустить, чтобы это произошло.

Джим Данлоп

Джим Данлоп на церемонии шотландской музыкальной премии в 2011 году

Шотландский иммигрант Джим Данлоп основал завод по производству гитарных аксессуаров Dunlop Manufacturing в 1965, работая по совместительству инженером-химиком. После нескольких успешных редизайнов гитарных тюнеров, он сместил внимание на медиаторы и в мгновение ока занял всю нишу.

«Он был известен как коллекционер аксессуаров», — признается его дочь.

В 1982 году, в разгар ликвидации Thomas Organ, Джим связался с вице-президентом Whirlpool и выразил желание приобрести права на производство «вау»-педали. Вице-президент не был искушен в музыкальном бизнесе, поэтому с радостью согласился на подобную сделку.

В течение 9 месяцев Данлоп занимался повторным моделированием педали: схема была полностью перестроена, корпус стал более прочным.

После того, как Стивен Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) перезаписал выдающийся хит Хендрикса «Voodoo Child» в 1984, педаль повторно привлекла внимание музыкантов и вместе с такими группами, как Metallica, Guns&Roses и Toto проникла в мир металла.
Ренессанс «вау»-педали сохранился и в революционных 90-х: Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam использовали ее вовсю.

quote

Благодаря таким группам, как Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam старая аналоговая «квакушка» получила новую жизнь

Заключение

Сегодня, несмотря на то, что современная музыка все больше принимает цифровой формат, «вау»-педаль вызывает восхищение, как и прежде. К примеру, в 2008 году «вау»-педаль Джими Хендрикса ушла с аукциона за астрономические $15 500, а к ее покупателю тут же обратились популярные музыканты с просьбой одолжить ее на время.

Хотя сегодня компьютер может синтезировать практически любой звук, «вау»-педаль все же нашла свое место в истории и остается своего рода культом.

«Вау»-педаль — это динамика в чистом виде», — восторгается Бобби Седро (Bobby Cedro), инженер Dunlop Manufacturing. – Каждый раз вы создаете нечто уникальное, что повторить уже не получится. Поэтому «вау»-педаль остается и всегда будь вне времени».

Все об эффекте Wah-Wah

Педали Wah помогли сформировать звучание психоделик-рока, определили саундтрек полицейских шоу и стали основой фанка.

После роста популярности фанка и психоделик-рока данный эффект стремительно ворвался практически во все музыкальные жанры – от того же самого фанка и поп-рока до металла и панк-рока.

История появления Wah-Wah

Существуют различные версии изобретения эффекта Wah, но факт состоит в том, что инженер «Thomas Organ» Брэд Планкетт работал над схемой еще в 1966 году. В то время компания Thomas Organ распространяла продукцию Vox в США, и Планкетт адаптировал схему усиления средних частот из усилителя Vox Super Beatle, разработанного Диком Денни.

Он заменил трехходовой переключатель потенциометром, чтобы снизить производственные затраты, и использовал осциллятор Армстронга по совету коллеги Леса Кушнера. Сессионному гитаристу и эндорсеру «Vox» Делу Кашеру понравилось то, что он услышал при повороте ручки потенциометра частоты, и он решил, что усилитель может хорошо звучать с электрогитарами.

Кашер предложил использовать педаль громкости органа Vox вместо ручки управления, чтобы гитаристы могли использовать эффект во время игры. Около суток Планкетт и Кашер экспериментировали со звучанием, чтобы добиться необходимого результата.

Педаль Wah от Vox

По словам Кэшера, именно тогда, в процессе отстройки, генеральный директор «Vox/Thomas Organ» Джо Бенарон зашел послушать результаты. Опираясь на свой бизнес-опыт в производстве гитарных эффектов, Бенарон решил, что педаль Wah не подойдет для гитары. Однако он был убежден, что сможет продать миллионы педалей Wah прочим музыкантам. В частности, духовикам.

Впоследствии трубачу Клайду Маккою предложили 500 долларов за то, чтобы он одобрил педаль Wah, которой никогда не пользовался. Кстати, на самой первой педали Wah американского производства Vox было изображение Маккоя. Более поздние «фирменные» педали эффекта МакКоя имели только надпись, и обе эти модели фактически взорвали рынок эффектов для инструментов – хотя и не у трубачей.

Благодаря Хендриксу, Клэптону и другим, Wah быстро стала аксессуаром, без которой не мог обойтись ни один уважающий себя гитарист. Что касается ранних сторонников данного эффекта, послушайте «Wah Wah Blues» Эрла Хукера, благодаря которому Хендрикс начал примерять эффект в своём творчестве.

Vox V846 появился в 1967 году, за ним последовал первый Cry Baby в 1968 году, а вскоре эффекты от Thomas и Wah от Vox стали производиться компанией EME в Италии. Имена Брэда Планкетта и Леса Кушнера фигурируют в патентной заявке, поданной 24 февраля 1967 года, но патент был выдан только 22 сентября 1970 года. К тому времени копии уже производились практически во всём мире.

В 1969 году компания Jen Elettronica стала производить Cry Baby. Данные эффекты в настоящее время являются коллекционными и очень редкими.

Схема

Педаль Wah — это, прежде всего, полосовой фильтр, который подавляет высокие и низкие частоты и создает резонансный пик на частоте фильтра низких частот. В результате получается усиление, направленное на очень узкую полосу частот. Если вы хотите узнать, как звучит «истинный wah», послушайте некоторые из ранних записей Мика Ронсона с Дэвидом Боуи.

Педаль Wah изнутри

Перемещение педали изменяет резонансный пик вверх и вниз по частотному диапазону и заставляет вашу гитару звучать так, как и называется рассматриваемый нами эффект – Вах-Вах. Это не похоже на параметрический эквалайзер усиления с узкой настройкой эквалайзера, но большинство эквалайзеров той эпохи переключались между несколькими индукторами и конденсаторами для достижения различных частотных точек. Принцип работы схемы Wah заключается в том, что осуществляется перемещение точки низких частот с использованием катушки индуктивности и одного конденсатора.

Потенциометр, транзистор и конденсатор обманывают индуктор, заставляя его «думать», что он подключен к переменному конденсатору. Педаль регулирует величину тока, проходящего через конденсатор, в результате чего значение конденсатора кажется больше, чем на самом деле, поэтому положение пика резонанса определяется величиной тока, проходящего через конденсатор.

Типы индукторов

Использовались различные типы индукторов, и хотя ни один из них не был дорогим или редким изделием, некоторые приобрели легендарный статус.

Самый ранний индуктор, который использовался в моделях Clyde и самых ранних моделях V846, называется «ореол». Индуктор Halo в металлическом корпусе — он же «мусорное ведро» – использовался в самых ранних педалях Wah итальянского производства, но в Wah Jen использовались красные индукторы Fasel. Все три типа высоко ценятся, как и коричневый индуктор типа «стопка монет», покрытый эпоксидной смолой, но наименее популярным из винтажных типов является кубовидный TDK.

Индукторы в педалях Wah-Wah

Знаменитый красный индуктор Fasel в ранней модели Jen Cry Baby. Разноцветная коробка прямо перед индуктором – это конденсатор типа «тропическая рыбка».

Сейчас производятся копии многих винтажных индукторов, а модернизация индукторов Wah – это простой и популярный DIY (Do It Yourself или сделай это сам) для модернизации или изготовления педали. Вы можете приобрести красные и желтые Fasels от Dunlop, а Halo-типы от Small Bear Electronics, Arteffect, Mojo Tone и других. Banzai Music продает реплики Halo и Stack of dimes.

Существует множество мнений о том, как звучит каждый индуктор, и есть еще несколько компонентов, которые также влияют на тон педали Wah. Простое впаивание запасного индуктора не гарантирует достижения «того самого звука».

Важнейшие компоненты

Понимание работы компонентов и комплектующих – ключ к созданию необходимого звука. К примеру, потенциометры определённых параметров в корне изменяют звучание эффекта, как и транзисторы с меньшим коэффициентом усиления.

Патент на Wah-Wah

Резисторы в устройстве отвечают как за уровень сигнала, так и за частотную характеристику (АЧХ). Применение традиционных резисторов позволит достичь винтажного звука. Тем не менее, экспериментировать никто не запрещал, а потому звучание эффекта может быть совершенно неповторимым, если использовать иные компоненты.

Проблемы с ByPass и буфером сигнала

Винтажные Wah-педали никогда не обладали достойным байпасом, и нагрузка, которую они оказывают на гитару, высасывает из неё высокие частоты — даже когда они выключены. Wah, выпущенные с середины 90-х годов, оснащены входными буферами сигнала для устранения этой проблемы, а те, кто хочет получить винтажные характеристики, часто удаляют входной буфер.

Wah плюс фузз считается классической комбинацией, но несоответствие импеданса (сопротивление между двумя элементами) при использовании фуззов типа Fuzz Face и Tone Bender приводит к снижению уровня сигнала эффекта Wah и появлению квакающих колебаний, которые меняются вместе с переключением эффекта Wah.

Однако, ни одно из данных решений не является совершенным. Большая часть магии винтажных педалей фузза исходит от их динамики и их взаимодействия с потенциометром громкости на гитаре. Установка буферной педали между Wah и fuzz или установка буферного каскада внутри Wah может решить проблему зашкаливающих высоких частот, но в таком случае некоторые из лучших качеств fuzz будут потеряны.

Современные эффекты Wah

Сегодняшние технологии в педалях Wah опираются на то время, когда Хендрикс пригласил Роджера Майера в качестве своего личного сценического техника. Хотя большинство педалей Wah по-прежнему основаны на старой схеме Клайда, современные производители педалей понимают, как изменять звучание для создания специфических тонов и добавления изюминки в тон педали.

Современная

В наши дни нередко можно встретить потенциометры и переключатели частотного диапазона на боковой стороне корпуса, что позволяет получить басовитые или высокие тона эффекта Wah и подчеркнуть «вокальное» качество, снизив сопротивление. Некоторые модели педалей позволяют переключаться между индукторами.

Современные педали оснащены переключаемыми выходными буферами и светодиодными индикаторами, а истинный байпас является обычным явлением. Поскольку потенциометры и переключатели изнашиваются, некоторые производители вообще отказались от них.

Заберите персональный промокод на скидку в 10%! Получить промокод

Ваш персональный промокод — H&JGF-VSNL-SKBS-BSKB

Скидки не распространяются на акционные товары

Скидки на распространяются на гитары, товары из раздела «Усиление, эффекты», б/у товары

ИСТОРИЯ «КВАКУШКИ»

ИСТОРИЯ «КВАКУШКИ»

Когда рок-музыка была ещё молода, каждая новая звуковая обработка – тем более обработка для такого модного и мужественного инструмента, как электрогитара! – была настоящим откровением. Педаль, получившая в русском языке имя «квакушка» (в английском оригинале Wah-Wah, или просто Wah), стала второй после фузза гитарной обработкой в рок-н-ролле, но её влияние на музыку XX века одним роком не ограничивается, простираясь даже до иных зазорных субстилей. И, как и фузз, квакушка берет свое начало в духовой секции джазового биг-бэнда.

Первый в истории фузз Maestro Fuzz-Tone FZ-1 рекламировался его производителем, брендом Gibson, как обработка, «придающая гитаре звучание трубы, тромбона или тубы». В свою очередь, исторически первая серийная квакушка, Vox Clyde McCoy WahWah Pedal (1967), изначально рассчитывалась для работы с духовыми инструментами по микрофонному входу усилителя, а ради её популяризации использовалось имя знаменитого американского трубача Клайда МакКоя (Clyde McCoy, 1903–1990) – вплоть до того, что на первой коммерческой серии педалей имелся портрет Клайда. Правда, на тыльной, напольной пластине обработки.

Эффект квакушки как раз и был открыт Клайдом МакКоем еще в золотой век американского джаза, то есть в 20-е годы: вместо того, чтобы просто играть свои партии с сурдиной или без неё, он начал экспериментировать с этим, казалось бы, не самым обязательным приспособлением. Оказалось, что перемещение сурдины по оси трубы приводило к эффекту, напоминающему плач – как раз “wah-wah”. Никаких электронных фильтров за их неимением – чистая акустика, что можно услышать в прославившей музыканта записи номера “Sugar Blues” (1931). Эффект стал умеренно популярен в рамках как поп-джаза, так и серьёзных его субстилей, вплоть до серийного выпуска специальных сурдин для данного эффекта. Соответственно, первые квакушки не зря несли на корпусах портрет Клайда – они первоначально позиционировались как обработки для солистов-духовиков. Но на дворе стоял уже февраль 1967 года, и не было на Земле музыкального инструмента популярнее электрогитары.

Чересчур подробно излагаемая во всех возможных источниках история квакушки Vox сводится к следующему: компания Thomas Organ Company в 1965 году заключила соглашение с британской фирмой Jennings Musical Instruments / JMI о производстве усилителей Vox на территории США. Однако американцев уже не устраивали ламповые усилители британского бренда, и они приступили к разработке собственных транзисторных моделей. В ту же сторону дрейфовала и английская инженерная мысль, и во время своего визита за океан ведущий инженер JMI Дик Денни (Dick Denney) предложил комплектовать новый перспективный усилитель переключаемым темброблоком MRB / Mid Range Resonant Boost, представлявший собой резонансный контур с тремя переключаемым конденсаторами различной ёмкости. Это решение позволяло подчёркивать при работе с «бриллиантовым» каналом нового усилителя одну из частот – 500 и 700 Гц и 1 кГц. Но при игре на гитаре и одновременном переключении частот как раз и получался эффект квакушки! Теперь руководство Thomas Organ Company поручило молодому инженеру Брэду Планкету (Brad Plunkett) перепроектировать данный бустер на основе вращающегося потенциометра. В результате Брэд собрал, строго говоря, параметрический фильтр с динамически смещаемой частотой пика сигнала. Первые испытания в лаборатории компании проводились на саксофоне, но затем творческий консультант компании Дел Кэшер (Del Casher) догадался включить в ещё сырую схему свою гитару. После моментальной доработки был получен тот самый звук засурдиненной трубы Клайда МаКоя. Патент на новую обработку был получен 24 февраля 1967 года, и невзирая на сопротивление руководства Thomas Organ Company, тогда же Дел Кэшер с коллегами записал промо-диск (7″) со своей игрой через квакушку. Диск был разослан американским дистрибьюторам Vox и, как говорится, всё завертелось…

Промо-диск произвёл нужный эффект, и в отличие от первоначально затоварившего склады фузза, квакушка моментально пошла в играющий народ. Что ещё важнее – первым из серьёзных рок-музыкантов, обративших на неё внимание, стал Эрик Клэптон (Eric Clapton), на тот момент игравший в первом в истории пауэр-трио (если угодно – первой в истории супергруппе) Cream. Эрик проявил прыть неимоверную: второй альбом Cream “Disraeli Gears” записывался в мае 1967-го, но квакушка на нём уже задействована, во всяком случае в одном из самых известных номеров с него, “Tales Of Brave Ulysses”. В том же месяце Джими Хендрикс (Jimi Hendrix, 1942–1970) записывает сингл “Burning Of The Midnight Lamp”, с которым музыкант становится прямо-таки глашатаем неслыханного звучания новой обработки, а главной его пьесой, исполненной с широчайшим применением квакушки, станет “Voodoo Child (Slight Return)” (1968). После освоения квакушки такими авторитетами иные большие, либо только собирающиеся стать таковыми, имена рок-н-ролла также стали включать обработку в свой инструментарий. Так, на дебютном безымянном альбоме Black Sabbath с квакушкой работает не только Тони Айомми (Tony Iommi), но и – едва ли не впервые на записи – бас-гитарист Гизер Батлер (Geezer Butler) в пьесе “N.I.B.”. Про аналогичные и куда более поздние подвиги на этой ниве обработки звука покойного басиста Metallica Клиффа Бёртона (Cliff Burton) и так все знают.

Итак, квакушка почти моментально вошла в ещё небогатый набор гитарных обработок у рок-музыкантов, но всемирному успеху эффекта поспособствовала мода первой половины 70-х годов на коммерческие разновидности фанка. Прорыв случился с пьесой американца Айзека Хэйеса (Isaac Hayes), ставшей темой саундтрека к фильму “Shaft” (1971) – после чего фанк уже не мог обходиться без гитары с квакушкой, причём вплоть до того, что подобным образом звучащие гитары каждый желающий может услышать в саундтреке к важнейшим моментам едва ли не любого порнофильма. В России же популярность квакушки началась не с непопулярного у нас фанка, а, пожалуй, с пьес группы Uriah Heep “Traveller In Time” и “Sweet Lorraine” (1972). Тем не менее, существует редкий, да меткий пример использования квакушки нашим музыкантом именно в фанк-контексте – гитарист группы «Рок-ателье» Сергей Берёзкин играет совершенно каноническую партию в одной из первых пьес группы «Распахни окно» (1980).

Разговор о педали-квакушке будет неполным без упоминания сверхпопулярной модели Dunlop Cry Baby GCB95, выпуск которой был начат прямо под этим именем в 1967 году – бренд Thomas Organ Company ухитрился не запатентовать название собственной педали, посему оно было спокойно украдено. На протяжении 36 лет конструкция и схема этой квакушки оставалась неизменной (за исключением именных моделей), и только в 2003 году в производство пошла модель GCB95F Classic с индуктивностью производства итальянской компании Fasel. Один только этот факт свидетельствует, что классическая, управляемая ногой квакушка ещё долго будет сохраняться в арсенале гитаристов, и конкуренция со стороны даже собственной автоматической разновидности (Auto-Wah) ей вряд ли грозит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *