Диск сцепления dw64 на какой авто
Перейти к содержимому

Диск сцепления dw64 на какой авто

  • автор:

Диск сцепления

Диск сцепления

Сцепление

На чтение 5 мин. Просмотров 2.4k.

Своевременная диагностика и замена диска сцепления в автомобиле необходимо, иначе вы рискуете понести серьезные финансовые затраты

Для передачи момента вращения от силового агрегата к трансмиссии, а также временного отсоединения маховика силового агрегата от трансмиссии служит механизм сцепления. Кроме того, он смягчает колебания вращения двигателя, делая процесс движения автомобиля плавным.

Общая информация

Основной функцией сцепления является отсоединение трансмиссии от силового агрегата. Это необходимо осуществлять при переключении передачи (для того, чтобы в коробке передач произошло зацепление зубцов необходимых шестеренок) или же в момент остановки. Кроме этого, механизм позволяет разгонять транспортное средство плавно, без ощущающихся, для водителя и пассажиров, колебаний скорости.

Детали диска сцепления

Существует несколько видов систем, однако, в основе их работы лежит диск сцепления. Если их несколько, они плотно сжаты между собой специальными пружинами. Обеспечение плавности движения транспортного средства осуществляется за счет проскальзывания при вращении ведущего диска (который соединяется с силовым агрегатом) относительно нажимного устройства (ведомого), который соединен трансмиссией автомобиля.

Узел сформирован из следующих элементов:

  • маховик;
  • нажимной диск сцепления;
  • специальные износостойкие накладки;
  • ведущий диск сцепления;
  • нажимная муфта;
  • вилка;
  • вал педали;
  • выжимной подшипник;
  • вал КПП.

Диск сцепления собран непосредственно из самого диска с пружинными пластинами, а также двух износостойких накладок, которые соединены с ним независимо друг от друга с помощью заклёпок или специального клея. Такая конструкция обеспечивает расхождение накладок при отключенном сцеплении, а при включении — эти пластины сожмутся, что обеспечит плавность движения автомобиля.

При утере плавности хода транспортного средства, следует проверить целостность всех частей механизма, возможно, может понадобиться замена диска сцепления.

Принцип работы

Диск сцепления

Нажатие педали, через нажимную систему (механическую или гидравлическую), приводит к тому, что ведущий диск сцепления отходит от ведомого. Это происходит благодаря тому, что усилие от механизма нажимной системы передается на вилку, муфту, рычаги и пальцы, которые отведут на некоторое расстояние ведущий нажимной диск. В этот момент, установленные пружины, сжимаясь, образуют необходимые зазоры. Если установлено двухдисковое сцепление, за обеспечение необходимых зазоров отвечают пружины отжимные и регулировочный болт.

В этот момент, при нажатии педали, двигатель отсоединен от коробки передач, таким образом, момент вращения не передается трансмиссии. Отпускание педали приведет к плотному сжатию дисков. После отпускания педали, происходит возвращение всех элементов к исходному состоянию благодаря пружинам, а ведомый диск сцепления вновь прижимается к нажимному.

Классификация

Множество механизмов можно классифицировать по следующим критериям:

Схема диска сцепления

  1. Способ управления. Существуют варианты с механическим, электрическим, гидравлическим или смешанным приводом.
  2. Тип трения: сухой (износостойкие накладки функционируют в воздушной среде) и мокрый (накладки работают в масле) принцип работы.
  3. Режим включения: постоянно или непостоянно замкнутые.
  4. Количество ведомых дисков. Может содержать один, два или же несколько.
  5. Тип и расположение нажимных пружин. Может быть несколько, расположенных по периферии или одна центральная диафрагменная пружина.
  6. Число потоков передач момента вращения от двигателя: однопоточные, двухпоточные.

Замена элементов

Замена диска сцепления проходит в несколько этапов. Для того чтобы получить доступ к корзине сцепления, следует снять коробку переключения передач. Сделав это, следует, удерживая маховик монтажной лопаткой, открутить шесть болтов, которые крепят кожух. Для доступа к каждому из них проворачивайте коленчатый вал. Сделав это, снимайте кожух.

Осматривая диск сцепления, обратите внимание, на нем не должно быть следов механической деформации. Проверьте накладки на предмет повреждений, замасленности или же ослабленного крепления.

Кроме этого, следует проверить надежность фиксации пружин. Повреждение или слабая фиксация отдельных пружин требует замены всей конструкции. Осмотрите плоскости трения маховика и ведомого диска на предмет механических повреждений. Если повреждения имеются, диск сцепления следует заменить.

Также не должны иметь видимых следов износа или механического повреждения опорные кольца. Места соприкосновения лепестков диафрагменной пружины должны лежать в одной плоскости с выжимным подшипником.

После осмотра и замены изношенных элементов устройства, необходимо произвести сборку. Ведомый диск сцепления устанавливается в кожухе нажимного таким образом, чтобы менее выступающая часть ступицы направлялась к маховику.

Вставив центрирующую оправку, установите механизм, и шестью болтами прикрутите его к маховику. Закрутку болтов следует проводить по диагонали, с усилием 19-31 Нм. Выполнив это, можно вытащить центрирующее устройство.

Крепление диска сцепления

Возможные неисправности

Одним из наиболее распространенных проблем при работе сцепления может быть пробуксовка. Пробуксовка, или неполное включение — это проскальзывание одного диска относительно другого, при не нажатой педали. Этот процесс меняет температурный режим работы механизма, что может привести к тому, что ведомый диск деформируется, а ведущий диск сцепления покроют трещины. Износостойкие накладки, обгорая, создают специфический запах.

Заметить эту неисправность легче всего на высоких передачах, когда при увеличении скорости вращения двигателя, скорость движения транспортного средства не увеличится. Для отладки работы сцепления следует заменить поврежденные детали нажимного устройства, может понадобиться замена диска сцепления.

Замена диска сцепления должна производиться вовремя, так как своевременное устранение неисправностей позволяет понести меньшие затраты времени и денег.

Как правильно ставить диск сцепления?

Качественная коробка передач будет бесперебойно функционировать несколько лет. Однако при активной эксплуатации, сцепление может выйти из строя. Для его замены требуются знания в комплектации и навыки, однако сам процесс не является сложным.

Как ставить диск сцепления: пошаговая инструкция

Основная задача сцепления — обеспечение мягкого переключения передачи. Автомобиль начинает движение максимально аккуратно, трансмиссия и двигатель работают без значительных нагрузок, благодаря чему сохраняют рабочее состояние на длительный срок. Так как на сцепление оказываются большие силы, замена проводится регулярно: спустя 100 тыс. км пробега. Признаками, что пора менять диск сцепления, станут данные изменения:

  • пробуксовка;
  • неполное выключение сцепления;
  • затрудненное переключение передачи;
  • тугая педаль сцепления (возможно проваливание);
  • отсутствие тяги у машины, в особенности грузового автомобиля.

Не рекомендуется самостоятельно менять деталь, если автолюбитель плохо разбирается в комплектации машины и никогда не проводил монтаж собственноручно. Некачественно вмонтированный диск сцепления не будет работать должным образом, и придется заново разбирать узел.

Как правильно ставить диск сцепления

Чаще всего, требуется установка новой корзины сцепления, однако иногда достаточно только замены диска. Сам процесс не вызывает трудностей, однако у большинства автолюбителей появляется вопрос: как ставить диск сцепления? Эта задача может быть выполнена 2-мя способами:

  • с предварительным снятием коробки переключения передач;
  • без снятия КПП.

Второй вариант наиболее простой и быстрый, а если машина оснащена задним приводом, с задачей сможет правиться даже неопытный водитель. С передним приводом дело обстоит сложнее, однако провести замену все равно можно.

Для самостоятельной установки сцепления машина ставится в гараж на эстакаду или яму. Перед монтажом под шины кладутся упоры, чтобы автомобиль не двигался.

Диск сцепления как правильно ставить

Этапы замены

Весь монтаж и демонтаж диска сцепления проходит в несколько этапов:

  1. От ККП открепляются кардан и рабочий цилиндр. После выключаются концевики электропроводки переключателя сигнала заднего хода.
  2. С помощью накидного ключа откручиваются болты, держащие подушку ККП. Сама подушка демонтируется.
  3. ККП отводится на значительное расстояние от мотора, при этом переключатель плотно приближен ко дну. Это необходимо, чтобы трансмиссия располагалась на входящем патрубке выхлопной системы. Для этого коробка передач подпирается домкратом или специальной опорой.
  4. Демонтируется маховик, и откручиваются 6 болтов, держащие корзину сцепления. Необходимо регулярно прокручивать коленчатый вал, чтобы обеспечить свободный доступ к болтам.
  5. В появившийся вал переводится корзина сцепления, чтобы было легче демонтировать деталь. Чтобы вытащить корзину, ее необходимо передвигать в сторону двигателя. После чего демонтируется вилка и выжимной подшипник.
  6. Для установки сцепления, все вышеописанные действия проводятся в обратном порядке. Смазывается отверстие подшипника первичного вала ККП. Участок, с которым контактирует прижимная деталь, протирается материей.

Что нужно знать при замене

Возникает вопрос: какой стороной ставить диск сцепления? Элемент устанавливается таким образом, чтобы выступающая сторона и корзина смотрели друг на друга. Перед этим на кожух и маховик наносятся метки. В дальнейшем они будут совмещены — это обеспечит правильную установку сцепления.

В процессе монтажа ведомый диск центрируется относительно оси коленчатого вала. Лучше всего подходит правило, которое является шлицевным элементом первичного вала. Если монтаж проведен правильно, оно быстро и просто вытаскивается.

Болты, удерживающие кожух, завинчиваются с равной нагрузкой, иначе он будет сдвигаться. С боковой стороны кожуха находятся прямоугольные выемки, в которые будут входить 3 ступицы нажимного диска. Данная структура обеспечит максимальную качественную передачу крутящего момента на элемент. Также, его лучше сместить, относительно оси при выключенном сцеплении.

Устанавливаются попарно 18 пружин между нажимным диском и кожухом. На каждом элементе есть витки, направленные в различные стороны. Это необходимо, чтобы конструкция всегда работала бесперебойно. Все пружины относятся к одной категории, чтобы рабочий диск не перекосился при необходимом усилии.

Сечение шлицевого вала и втулки с прямобочным профилем.

Устанавливаются шайбы, чтобы при пробуксовке сцепления пружины не перегревались. Шайбы изготовлены из спрессованного асбеста, так как он выдерживает резкие температурные перепады и обладает хорошей теплопроводностью.

Также, устанавливаются конусовидные пружины и сферические гайки на концы хвостовых вилок. Все это создает эффект качения механизма, что требуется при нивелировании расстояния между осями, при отведении диска сцепления.

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю?

Элемент устанавливается к корзине той поверхностью, на которой расположены пружины демпфера. Если деталь поставлена неправильно, появляются сбои в работе:

  • полное отсутствие сцепления;
  • скрежет в механизме, посторонние звуки;
  • зазор между диском и маховиком;
  • зажатый диск между корзиной и маховиком.

Небольшие секреты замены диска сцепления

При демонтаже коробки передач и сцепления, необходимо дефектовка. Перед установкой диска, его нужно тщательно осмотреть. Если износ происходит неравномерно (например, края слишком тонкие, по сравнению с толстым центром), то корзина и маховик также будут иметь неровности.

Диск сцепления

В процессе работы необходимо следить не только за тем, как ставить диск сцепления, но и учитывать расположение корзины и маховика. Например, если при монтаже диска другие детали не были затронуты, площадь прижима будет недостаточной. В таком случае, спустя неопределенное время, придется снова снимать коробку передач.

Важно! При установке нового диска необходимо монтировать корзину и выжимной диск. Если нет возможности купить новый маховик (стоит он дорого), его можно выточить у токаря. Если рабочая поверхность маховика выступает, обрабатывается только нерабочая сторона. Стачивание происходит равномерно с двух сторон. Так, демпфер корзины будет плотно прилегать.

Полезные советы профессионалов

Если невозможно полностью заменить комплект сцепления, можно проточить корзину. При правильной обработке плоскостей, конструкция прослужит исправно несколько лет.

Неравномерность корзинных лепестков можно оценить визуально. Если они располагаются неровно, демпфер не будет достаточно прижиматься к корзине, и ее придется демонтировать. Когда элементы в норме, корзину необходимо продуть с внутренней стороны.

При установке необходимо заменить сальники:

  • на первичный вал ККП;
  • коренной.

Первый сальник установлен в съемной крышке, но иногда, чтобы его заменить, нужно наполовину демонтировать коробку передач. Также, придется заменить выжимной и опорный подшипники. Если этого не сделать, они в ближайшее время перестанут нормально функционировать. Ремонт обойдется дороже, чем покупка новых деталей.

После установки диска сцепления, его требуется отцентрировать, чтобы упростить монтаж коробки передач, и предотвратить деформацию демпфера.

Важно! Болты корзины натягиваются в диагональном направлении. При изменении направления, демпфер потрескается.

Необходимо смазать зубцы первичного вала и лапки выжимной вилки на участке, где они контактируют с выжимным диском. Так, диск сцепления будет вмонтирован надежно и на несколько лет.

Элементы сцепления автомобиля: нажимной диск сцепления

Нажимной диск сцепления автомобиля

Как известно, двигатель автомобиля соединен с коробкой передач не напрямую, а через сцепление. Данный узел позволяет плавно трогаться с места, дозировать подачу крутящего момента от мотора на КПП, а также мягко переключать передачи при езде.

Параллельно благодаря наличию такого узла существенно снижаются нагрузки на КПП и двигатель. Далее мы рассмотрим, как устроено и работает сцепление, а также какие функции выполняет такой важный элемент, как нажимной диск сцепления в устройстве сцепления автомобиля.

Основные функции, виды и отличия сцепления автомобиля

Сцепление автомобиля устройство

Итак, основной задачей сцепления является плавное подсоединение маховика двигателя к первичному валу коробки передач. Это необходимо как при трогании с места, так и во время движения для возможности переключения передач.

Простыми словами, сцепление позволяет «подсоединить» и «отсоединить» коробку и двигатель, то есть обеспечивает возможность прерывать подачу крутящего момента от ДВС на трансмиссию.

Также стоит отметить, что если резко затормозить во время движения на включенной передаче, сцепление бережет коробку от перегрузок, снижая риск преждевременных поломок КПП.

  • Что касается особенностей, существуют разные виды сцепления. Как правило, его типы делятся на однодисковое и многодисковое сцепление (с учетом количества ведомых дисков). При этом однодисковое сцепление распространено больше, чем многодисковое. Также сцепление бывает «сухим» и «мокрым».

Сухое сцепление встречается часто и активно используется на авто с МКПП и РКПП. Во втором случае следует понимать, что сцепление работает в масляной ванне. Такое сцепление часто встречается на роботизированных преселективных КПП с двойным сцеплением.

Еще сцепление делится по схеме устройства привода: механический, гидравлический, электропривод, а также различные комбинации из указанных приводов. Также можно выделить отличия касательно способа нажатия на прижимной диск. Встречаются варианты с круговым расположением пружин, а также сцепление, где имеется центральная диафрагма.

Схема сцепления автомобиля предполагает следующие основные элементы:

  • нажимной диск;
  • диск сцепления (ведомый);
  • выжимной подшипник;
  • вилка привода выжимного подшипника;
  • привод (педаль) выключения сцепления;

Если рассматривать сцепление автомобиля, устройство данного узла относительно простое. Нажимной диск сцепления, который часто называют «корзина» сцепления, является выпуклым основанием, которое имеет круглую форму. В такое основание встроены особые выжимные пружины, соединенные с круглой прижимной площадкой.

Указанная площадка по диаметру аналогична диаметру маховика, одна сторона имеет шлифовку. Нажимные пружины направлены в центр нажимного диска (корзины). На них в момент выжима оказывает воздействие выжимной подшипник. Сама корзина жестко присоединена к маховику. Ведомый диск сцепления устанавливается между прижимной площадкой и маховиком.

Ведомый диск сцепления круглой формы, по конструкции имеет лучевое основание, фрикционные накладки и шлицевую муфту. Последняя необходима для того, чтобы подсоединить первичный вал КПП. Еще диск имеет специальные демпферные пружины (успокоители). Пружины стоят вокруг шлицевой муфты и нужны для того, чтобы сглаживать вибрации, которые возникают в момент включения сцепления.

Также на диске имеются фрикционные накладки. Материалом их изготовления может быть углеродный композит, кевларовые нити, керамика и другие варианты. Фрикционные накладки прикреплены к основе заклепками. Аналогичным образом приклепана и шлицевая муфта, расположенная внутри накладок.

Следующим элементом сцепления является выжимной подшипник. Одна сторона подшипника представляет собой круглую нажимную площадку, по диаметру площадка соответствует выжимным пружинам, находящимся в центре нажимного диска.

Сам выжимной подшипник ставится на первичный вал КПП, который выступает из коробки. При этом крепится подшипник не на валу, а на его защитном кожухе. В действие выжимной подшипник приводится вилкой привода (коромыслом). Фактически, вилка нажимает на оправку выжимного подшипника, где выполнены отдельные выступы.

Также в некоторых случаях вилка и подшипник могут быть дополнительно зафиксированы при помощи стопорных пружин. Еще выжимной подшипник по принципу действия может как нажимать, так и оттягивать нажимные пружины.

  • Что касается системы привода сцепления, простейшей является механическая (нажимное сцепление). Усилие на нажимную вилку в этом случае передается путем нажатия на педаль сцепления через трос. Трос находится внутри кожуха, который зафиксирован перед педалью выжима сцепления и выжимной вилкой.

Гидропривод сцепления включает в себя главный гидравлический цилиндр и рабочий цилиндр, которые соединены трубкой. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, усилие передается на шток главного цилиндра. На конце штока имеется поршень, сжимающий жидкость (в качестве рабочей используется тормозная жидкость) и создающий давление.

Рабочий цилиндр тоже имеет шток, аналогичным образом соединенный с поршнем. Поршень также давит на шток, который, в свою очередь, воздействует на выжимную вилку.

Электропривод сцепления имеет в основе электродвигатель, включение которого происходит в момент нажатия на педаль сцепления. К указанному электромотору подведен трос, а сама система работает аналогично исполнению механической схемы.

Еще добавим, что на авто с МКПП имеется отельная педаль сцепления (расположена слева), тогда как на машине с автоматом, точнее, с роботом, педали сцепления нет. При этом в случае с АКПП данного типа также имеет механизм сцепления, однако он работает без участия водителя.

Принцип работы сцепления автомобиля

Нажимной диск сцепления и принцип работы сцепления автомобиля

Чтобы понять, как работает сцепление, давайте рассмотрим наиболее распространенное сухое однодисковое сцепление. Такое сцепление является постоянно включенным, а общий принцип его работы основан на плотном прижатии рабочей части маховика к диску сцепления с наладками, а также прижимной поверхности нажимного диска.

Когда сцепление включено, выжимные пружины заставляют прижимной диск плотно прилегать к ведомому диску сцепления. Таким образом, диск прижат к маховику. В шлицевую муфту на диске заходит первичный вал, что и позволяет эффективно передавать крутящий момент от диска сцепления на КПП.

Когда водитель жмет на педаль сцепления, происходит выключение сцепления. Нажатие на педаль заставляет выжимной подшипник нажать на выжимные пружины, в результате чего рабочая поверхность корзины сцепления отодвигается от диска сцепления. Диск перестает плотно прижиматься к маховику, первичный вал коробки перестает вращаться, крутящий момент не передается, при этом двигатель автомобиля нормально работает.

Еще добавим, что в коробках с двойным сцеплением установлены два ведомых диска сцепления, а также нажимной диск сцепления с двумя рабочими поверхностями. При этом процесс отсоединения маховика от первичного вала реализован точно так же, как и в сцеплении с одним диском.

Как работает сцепление в роботизированных коробках передач

Сцепление коробки робот

Коробки – автомат (робот) также имеют многодисковое «мокрое» сцепление или же оснащаются «сухим» сцеплением. При этом за включение и выключение сцепления в данном случае отвечает не водитель, который нажимает на педаль, а сервомеханизм (актуатор сцепления).

Переключение передач на РКПП также осуществляется за счет подобных механизмов. Актуаторы могут быть электрическими (управляются ЭБУ коробкой) или гидравлическими (управление осуществляется гидравлическим распределителем). При этом, как уже было сказано выше, за выжим сцепления может отвечать как электропривод, так и гидропривод (гидравлический актуатор сцепления).

В первом случае ЭБУ коробкой на основании показаний нескольких датчиков определяет момент переключения передачи и посылает управляющий сигнал на актуатор сцепления (сервопривод). Электродвигатель начинает работать, отсоединяя КПП от ДВС. Затем автоматика производит включение нужной передачи.

Гидропривод работает таким образом, что во время увеличении оборотов двигателя, маслонасос в коробке под давлением нагнетает масло в распределитель. Когда давление масла в распределителе доходит до определенной отметки, масло подается по специальным масляным каналам и воздействует на актуатор.

Сцепление ДСГ замена сцепления DSG

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена сцепления на ДСГ. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сцепления DSG, а также что нужно учитывать в рамках такой замены.

В результате срабатывает механизм, отвечающий за выключение сцепления. Затем, после переключения передачи, давление снижается, сцепление снова «подсоединяет» двигатель к трансмиссии.

При этом не всегда «робот» работает быстро и плавно. В результате водитель замечает паузу, также во время переключений могут быть ощутимы рывки и толчки. Чтобы избавиться от таких недостатков, конструкторы предложили двойное сцепление для коробки робот.

В преселективных роботах с двойным сцеплением (типа ДСГ) указанные сцепления работают поочередно. Когда происходит выжим первого сцепления, чтобы включить, например, четную передачу, второе сцепление ожидает выжима для переключения на следующую нечетную передачу.

К преимуществам можно отнести то, что скорость срабатывания сцепления намного выше, переключение передач происходит незаметно для водителя. Результат- повышение топливной экономичности, практический полное отсутствие разрыва потока мощности в момент переключений, а также высокий уровень комфорта.

Что в итоге

С учетом вышесказанного становится понятно, что сцепление автомобиля является важным узлом. Также от качества его работы напрямую зависит эффективность работы самой КПП, а также комфорт при переключении передач.

Какой стороной ставить диск сцепления

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой стороной ставить диск сцепления при замене. Из этой статьи вы узнаете, как поменять сцепление на автомобиле, а также на что обратить внимание при установке диска сцепления в рамках выполнения указанной процедуры.

Что касается нажимного диска сцепления, корзина является одним основных составных элементов в устройстве механизма сцепления. По этой причине любые повреждения, дефекты и поломки корзины могут приводить к тому, что работа всего механизма сцепления будет нарушена.

Читайте также

Какой стороной ставить диск сцепления

Замена сцепления: какой стороной ставить диск. Замена сцепления и установка диска сцепления. Какой стороной необходимо устанавливать диск сцепления, рекомендации, на что обратить внимание при установке.

Замена диска сцепления

Замена диска сцепления автомобиля: что нужно знать Диск сцепления: назначение и устройство. Как выполняется замена диска сцепления, самостоятельная замена данного элемента. Рекомендации.

Корзина и диск сцепления в устройстве сцепления. Сцепление: корзина, выжимной, диск сцепления. Назначение и устройство, принцип работы корзины сцепления. Как увеличить срок службы сцепления.

Не включаются передачи после замены сцепления

После замены сцепления не включаются передачи. Передачи (скорости) МКПП не включаются после замены сцепления: основные причины, настройки и регулировки. Диагностика неполадок, полезные советы.

Замена сцепления DSG ДСГ-7 замена сцепления

Замена сцепления ДСГ: как поменять сцепление самому Как заменить сцепление на роботизированной коробке DSG/S-Tronic. Признаки необходимости замены, снятие и установка сцепления ДСГ, калибровка и адаптация.

Сцепление АКПП

Сцепление АКПП: есть ли сцепление в коробке автомат Как реализовано сцепление в устройстве трансмиссии на автомобилях с АКПП по сравнению с механической или роботизированной КПП. Особенности и отличия.

Разбираемся со сцеплением

Разбираемся со сцеплением

Сцепление – один из самых высоконагруженных компонентов в любом автомобиле с механической или автоматизированной (роботизированной) коробкой передач. В этой статье мы рассмотрим основные неисправности данного узла, причины их возникновения, способы диагностики и методы устранения.

Без него никак

Каждый старт, каждая остановка и каждое переключение передач приводят к включению и выключению сцепления. Трение, создаваемое между диском сцепления, нажимным диском и маховиком при включении сцепления, вызывает нагрев и износ, и чем больше водитель «ездит» на педали сцепления (выжимая наполовину) и/или позволяет ему чрезмерно проскальзывать, тем горячее становится диск сцепления и тем быстрее он изнашивается.

Среди основных причин ускоренного износа сцепления также буксировка тяжелых прицепов, перевозка тяжелых грузов, частое стояние в пробке с выжатой педалью, пробуксовка и т.д. Модификации двигателей (или тюнинг) с увеличенной мощностью также увеличивают требования к сцеплению.

Впрочем, прежде чем диагностировать проблемы со сцеплением, давайте освежим в памяти принцип его работы. Сцепление – это механический узел в транспортном средстве (или другом механическом устройстве), который включает и отключает трансмиссию между вращающимися валами.

Муфта соединяет два вала, давая возможность либо блокироваться вместе, вращаясь с одинаковой скоростью, либо разъединяться и вращаться уже с разными скоростями. Чаще всего в большинстве автомобилей сцепление располагается между двигателем и первичным валом коробки передач, управляя передачей крутящего момента и мощности от двигателя к колесам.

Проще говоря, сцепление в машине необходимо, потому что двигатель все время крутится, а колеса – нет. Чтобы остановить машину, не останавливая двигатель, вам нужен надежный способ отсоединения колес от двигателя. Это легко делается за счет трения маховика двигателя и диска сцепления.

сцыепленеи

В процессе эксплуатации транспортного средства сцепление может потребовать регулировки, обслуживания и замены, в зависимости от степени износа. Сцепление – это узел, который можно смело назвать в известном смысле расходным материалом, потому что в его конструкции используются детали трения и компоненты, подвергаемые постоянной высокой нагрузке.

Запас прочности

Все компоненты сцепления рассчитаны на определенный крутящий момент. Номинальный ресурс сцепления зависит от области применения, выходной мощности двигателя и типа вождения/алгоритма использования сцепления. Большие и тяжелые модели, а также высокопроизводительные автомобили обычно имеют, что вполне закономерно, более ресурсные сцепления. Диск сцепления и нажимной диск получают больший диаметр для более эффективного распределения нагрузки по большей площади поверхности. Фрикционные накладки на диск сцепления изготавливаются из более высокотемпературного, более износостойкого фрикционного материала. Пружина диафрагмы или винтовые пружины в прижимном/ведомом диске – более жесткие, поэтому муфта может выдерживать более тяжелые нагрузки без проскальзывания.

Если клиент заменяет стандартное сцепление на большом пробеге, запасной комплект достойного качества, скорее всего, удовлетворит его потребности. Однако, если оригинальное сцепление показывает признаки перегрева и подгорания, вы можете порекомендовать перейти на какой-либо тип сцепления с улучшенными/повышенными рабочими характеристиками.

Комплект сцепления, как правило, включает новый стандартный или модернизированный диск сцепления, нажимной диск в сборе (корзина) и выжимной подшипник. Вообще говоря, использование для ремонта/замены комплекта – наилучший вариант, потому что все детали поставляются одним и тем же поставщиком и полностью согласованы между собой. Поэтому с установкой и эксплуатацией в дальнейшем никаких сложностей не возникнет. А вот несоответствующие части разных производителей, даже самого высочайшего качества, могут иной раз вызывать проблемы с зацеплением и высвобождением.

И еще несколько рекомендаций, коль уж зашла речь. Если сцепление проскальзывает из-за загрязнения маслом, диск сцепления не следует менять до тех пор, пока утечка масла не будет точно обнаружена и устранена. Для этого может потребоваться замена заднего сальника коленчатого вала, уплотнения первичного вала коробки передач или комплекта прокладок впускного коллектора.

Если загрязнение диска маслом произошло на автомобиле с относительно небольшим пробегом (скажем, менее 45 тыс. км), исходный нажимной диск и выжимной подшипник обычно можно использовать повторно. Естественно, при условии, что они находятся в хорошем состоянии. Но если диск сцепления, нажимной диск или выжимной подшипник вышли из строя на автомобиле с большим пробегом, всегда рекомендуется заменить все три компонента одновременно. Почему? Потому, что замена сцепления – очень трудоемкая работа; имеет смысл заменить все сразу, чтобы клиенту не пришлось потом менять что-то еще.

Важно понимать, что в сцеплении есть две части, которые быстрее всего выходят из строя и, соответственно, не переносят тяжелых условий эксплуатации, – фрикционный диск сцепления и выжимной подшипник. Диск сцепления начинает быстрее изнашиваться, а его повышенный износ характеризуется специфическим запахом. В свою очередь, выжимной подшипник из-за продолжительной работы на холостом ходу трескает и гудит.

Вот мы, собственно, и подошли к типичным неисправностям сцепления. Рассмотрим их подробнее.

Признаки проблем со сцеплением

Существует несколько прямых и косвенных признаков износа сцепления. Чтобы определить причины, необходимо провести тщательную диагностику, которая может напрямую указать конкретную деталь, вышедшую из строя. Рассмотрим основные признаки, говорящие об износе сцепления:

  • сцепление вы/включается не полностью. Происходит из-за того, что при нажатии педали сцепления рабочие поверхности ведомого и ведущего дисков соприкасаются лишь отчасти. Поэтому переключение передач либо сопровождается хрустом синхронизаторов, либо вообще невозможно включить передачу, пока водитель не выжимает сцепление несколько раз;
  • проскальзывание ведомого диска. Пробуксовка возникает из-за недостаточного сцепления с поверхностью маховика, что делает невозможным включение сцепления. Как только педаль сцепления отпускается, начинается резкое увеличение оборотов, при этом машина ускоряется с задержкой. Пробуксовка сопровождается резким запахом подгоревшего фрикционного материала. В зависимости от степени износа сцепления проскальзывание возникает при движении под уклон, при резком ускорении или при полной загрузке автомобиля;
  • вибрация и посторонние звуки. Возникают при включении и выключении сцепления, во многом они говорят о неисправности демпферных пружин ведомого диска и неисправном выжимном подшипнике;
  • рывок сцепления. Происходит в начале движения или при переключении во время движения.
  • педаль сцепления пульсирует. Когда вращающиеся детали внутри трансмиссии качаются или вибрируют, можно почувствовать пульсацию педали сцепления. В этих случаях проблема может быть в деформированном маховике или необходимости регулировки отжимного рычага. Если пульсация или вибрация начались после обслуживания трансмиссии, возможно, корпус трансмиссии неправильно совмещен с двигателем.

Проверка износа сцепления

Проверка сцепления на износ обычно не вызывает затруднений и выполняется довольно-таки просто:

  • Запустите двигатель и включите 1-ю передачу.
  • Плавно отпуская педаль сцепления, не газуя, постарайтесь тронуться.
  • Если автомобиль трогается с места, как только вы отпускаете педаль, значит, сцепление практически не изношено. «Заедание» сцепления в середине амплитуды педали – износ 40–50%. Когда автомобиль начинает движение только при полностью отпущенной педали сцепления, это свидетельствует о неисправности, при этом ведомый и ведущий диски могут быть в отличном состоянии, а рабочий цилиндр сцепления вышел из строя или трос растянут.

сцепленеи

Причины отказа сцепления

Часто автовладельцы сталкиваются с неадекватной работой системы сцепления только при обнаружении явных признаков. Прямые причины:

  • Износ ведущего или ведомого диска, всей системы. Как правило, изнашиваются фрикционный диск и выжимной подшипник, а сама корзина нередко остается исправной.
  • Тяжелая эксплуатация автомобиля. Постоянное проскальзывание, резкое нажатие на педаль акселератора, переключение передач на высоких оборотах с резким рывком педали сцепления «поджигают» фрикционный диск. Также любые перегрузки в виде превышения снаряженной массы, подъема на крутые склоны, а также попытки «выскочить» из бездорожья тоже «сжигают» сцепление намного раньше, чем оно могло износиться.
  • Выход из строя выжимного подшипника. В этом случае он начинает «съедать» лепестки корзины, из-за чего ведомый диск неплотно прилегает к маховику.
  • Вибрация при выключении/включении сцепления. В это время фрикционный диск вращается «на холостом ходу», и если бы в конструкции не было предусмотренных поперечных пружин, вибрация бы происходила постоянно. Пружины позволяют диску вращаться без колебаний, а при растяжении увеличиваются вибрационные нагрузки на первичный вал, увеличивается износ рабочей поверхности маховика.

Вышеперечисленные причины относятся к достаточно стандартным и возникают в процессе обычной эксплуатации автомобиля. Но есть и, скажем так, аномальные:

  • Ведомый диск изнашивается раньше всех, однако и корзина, и маховик могут быть виноваты в пробуксовке из-за недостаточной толщины рабочей поверхности.
  • Корзина может потерять свои свойства при перегреве. Это видно только при снятом сцеплении; если обратить внимание на рабочую поверхность корзины, то синие оттенки (некий градиент) говорят о том, что агрегат работал в условиях перегрева.
  • Ранний износ сцепления также происходит из-за неисправности заднего сальника коленчатого вала и сальника первичного вала коробки передач. Герметичность картера сцепления – важный момент, поэтому попадание масла на сцепление не только способствует пробуксовке даже нового сцепления, но и приводит к полному выходу из строя узла.
  • Механический отказ деталей сцепления. «Потеря» лепестков корзины, вышедший из строя выжимной подшипник, разрушение ведомого диска происходят при некачественном сцеплении, в критически тяжелых условиях эксплуатации и при несвоевременной замене агрегата.

Для выявления и устранения неисправностей сцепления необходимо понимать характер поведения сцепления, максимально точно провести локализацию неисправности и иметь достаточную осведомленность о конструкции системы.

Неисправности корзины сцепления

Выход из строя корзины сцепления характеризуется следующими факторами:

  • при выжимании сцепления возникает шум. Если при снятии коробки передач и последующем поиске неисправностей ведомый диск и выключатель сцепления находятся в нормальном состоянии, то лепестки корзины, скорее всего, потеряли свои пружинящие свойства;
  • обрыв диафрагменной части корзины или облом лепестков;
  • коррозия; возможность дальнейшего использования корзины, если ржавчина поверхностная, зависит от глубины коробления.

Неисправности диска сцепления

Чаще всего возникают отказы ведомого диска, выражающиеся в характерном поведении сцепления, таком как пробуксовка:

  • Коробление. Если оно больше 0,5 мм, то фрикционный диск будет постоянно цепляться за корзину, что приведет к понятным проблемам. Деформацию можно исправить механически, но, если биение диска велико, его необходимо заменить.
  • Перекос ступицы диска. Проверить можно, осмотрев шлицы входного вала коробки передач, может быть достаточно использовать литиевую смазку с антиоксидантными добавками, чтобы ступица не «прилипала» к валу.
  • Масло в картере сцепления. Это сразу же пагубно сказывается на фрикционной накладке диска, выводя ее из строя гораздо раньше положенного. Возникает данная ситуация на автомобилях с большим пробегом, с несвоевременной заменой сальников первичного вала и коленчатого вала.
  • Износ фрикционной муфты. Нужно будет только заменить диск, а раньше можно было менять накладки с заклепками.
  • Шум и вибрация. Если это происходит при нажатии на педаль сцепления, то это свидетельствует о неисправности поперечных дисковых пружин, которые работают как балансиры.

Неисправности выжимного подшипника

Диагностика выжима сцепления довольно проста: нужно нажать на педаль сцепления и прислушаться к появляющемуся звуку. Если вовремя не обратить внимания на неисправность выключателя сцепления, это может привести к выходу из строя не только всего пакета сцепления, но и коробки передач. Нередко встречаются случаи, когда выжимной слетает, а его куски повреждают картер коробки передач.

Неисправности главного цилиндра сцепления

В этом компоненте неисправности возникают крайне редко, на пробеге не менее 150 километров, но их также нельзя исключать. Чаще всего забивается перепускное отверстие, которое еще можно попробовать промыть самостоятельно. Попутно необходимо заменить манжеты, набухающие при попадании масла и не подходящие для повторного использования.

Проверять главный цилиндр сцепления целесообразнее с помощником, где первый нажимает педаль сцепления, а второй оценивает амплитуду движения штока вилки сцепления.

Имейте в виду, шток цилиндра может надолго возвращаться в исходное положение, из-за чего ведомый диск сгорит. Это происходит при длительном простое автомобиля, а также из-за несвоевременной замены тормозной жидкости в гидроприводе сцепления. Чаще всего манипуляции на переборке главного цилиндра сводятся к тому, что приходится приобретать новую деталь.

Обратите внимание на уровень жидкости в гидросистеме, а также проверьте магистраль, если заметили снижение уровня тормозной жидкости.

Проблемы с герметичностью могут иметь место не только в главном, но и в рабочем цилиндре – утечки не позволят цилиндрам создавать необходимое давление. Воздух в гидравлической линии – это вообще очень и очень плохо. Он непосредственно влияет на привод, занимая пространство, требующееся жидкости для формирования усилия.

Неисправности педали сцепления

Необходимость в замене педали сцепления возникает еще реже, но, тем не менее, возникает. В зависимости от того, какой тип привода используется в системе, стоит обратить внимание на конструкцию. В любом случае наиболее часто встречаются самые разнообразные механические повреждения, которые во многих ситуациях можно исправить сваркой. Бывает, что растягивается пружина. Или ослабляется соединение педали с толкателем главного цилиндра.

Неисправности датчика

Использование электронной педали сцепления требует соответствующих электронных систем и датчиков. Датчик положения педали регулирует угол зажигания и частоту вращения двигателя для достижения оптимальных условий, в которых переключение передач будет своевременным и комфортным.

При частичной неисправности датчика автомобиль не работает адекватно: плавает частота вращения двигателя, возникают рывки при переключении передач. Причин выхода из строя датчика несколько:

● выход из строя самого датчика;

● электронной педали требуется «обучение».

Неисправности тросика сцепления

Большинство бюджетных автомобилей с механической коробкой передач оснащаются сцеплением с тросовым приводом. Это очень удобно и практично, а также недорого в обслуживании, потому что между вилкой сцепления и педалью находится только трос. Иногда необходимо отрегулировать натяжение троса, если сцепление «заедает» в середине положения педали или вверху. Если трос порвался, его нужно заменить.

Трос заключен в прочную защитную пластиковую оболочку и регулируется специальной гайкой.

Неисправности электроники

К таким неисправностям относятся:

  • неисправен датчик положения педали сцепления;
  • вышел из строя электродвигатель выключения сцепления;
  • в электрической цепи короткое замыкание или обрыв;
  • необходимо заменить педаль сцепления.

Крайне важно перед ремонтом провести тщательную диагностику не только системы сцепления, но и связанных с ней деталей и механизмов.

Неисправности маховика

Состояние маховика также нельзя сбрасывать со счетов. Для обеспечения правильной работы сцепления он должен быть чистым, гладким, безупречно плоским и без трещин. В некоторых случаях может потребоваться шлифовка или замена.

Педаль сцепления дребезжит при ускорении

Когда ваша педаль сцепления вибрирует, это означает, что диск сцепления периодически теряет сцепление с маховиком. Возможные причины вибрации или дребезжания включают:

  • изношена накладка диска сцепления (фрикционный материал);
  • накладка диска сцепления сгорела или загрязнена маслом;
  • «остекление» диска сцепления;
  • ступица диска сцепления с изношенными шлицами;
  • деформированный прижимной диск или маховик;
  • ослаблена пружина мембраны нажимного диска или сломаны пальцы (подпрыгивает);
  • изношен маховик.

сцепление1

Неисправности вилки выключения сцепления

Если при нажатии или отпускании педали при выключенном двигателе слышен посторонний шум, вероятно, проблема в механизме выключения сцепления и вилке сцепления. Вилка сцепления – это гидравлическое или механическое устройство, которое помогает включать и выключать сцепление. Шум возникает, когда смазка высохла и механизм износился. Поводок троса, втулка или соединение также могут за что-то задевать и тем самым вызвать скрип или лязг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *