Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать
Перейти к содержимому

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать

  • автор:

Низкий уровень электролита в аккумуляторе: что делать

Аккумуляторы играют важную роль в нашей повседневной жизни, обеспечивая питание различных устройств. Однако, иногда может возникнуть проблема с низким уровнем электролита в аккумуляторе. Что делать в такой ситуации и как исправить эту проблему? В этой статье мы рассмотрим несколько полезных советов.

Во-первых, когда вы сталкиваетесь с низким уровнем электролита, важно проверить положение дел в вашем аккумуляторе. Электролит обеспечивает химическую реакцию, которая происходит внутри аккумулятора, и низкий уровень может снизить эффективность работы аккумулятора. Проверьте, достаточно ли электролита находится в каждой отдельной ячейке аккумулятора.

Во-вторых, если уровень электролита низкий, то необходимо восполнить его. Для этого можно использовать дистиллированную воду или специальный электролит для аккумуляторов, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Но будьте осторожны: не переполняйте аккумулятор, так как это может привести к проблемам с его работой.

В-третьих, после того как вы восполнили низкий уровень электролита, рекомендуется проверить работу аккумулятора. Зарядите аккумулятор до полного уровня и убедитесь, что все сигналы и индикаторы на устройстве работают должным образом. Если проблема остается, возможно, аккумулятор требует замены или профессионального обслуживания.

Повышение уровня электролита в аккумуляторе: проблемы и решения

1. Добавление дистиллированной воды

Один из самых простых способов повысить уровень электролита — добавить дистиллированную воду. Проверьте уровень электролита в каждом отдельном отсеке аккумулятора и, если уровень ниже рекомендуемого, аккуратно добавьте небольшое количество дистиллированной воды в каждый отсек, используя специальный шприц или мерную колбу. При этом важно не превышать рекомендуемый уровень, чтобы не переполнить аккумулятор.

2. Использование электролитической добавки

Если низкий уровень электролита вызван быстрым испарением или утечкой, может быть полезно использование электролитической добавки. Эта добавка специально создана для повышения уровня электролита и восстановления нормальной работы аккумулятора. Следуйте инструкциям на упаковке для правильного использования.

3. Проверка и замена поврежденных элементов аккумулятора

Иногда проблемой с низким уровнем электролита может быть повреждение элементов аккумулятора. Проверьте аккумулятор на наличие видимых повреждений, таких как трещины, протечки или коррозия. Если вы обнаружите какие-либо повреждения, рекомендуется заменить поврежденные элементы или весь аккумулятор.

4. Соблюдение правил эксплуатации аккумулятора

Чтобы избежать проблем с низким уровнем электролита в будущем, важно соблюдать правила эксплуатации аккумулятора. Не допускайте перегрузки аккумулятора и периодически проверяйте его уровень электролита. Также убедитесь, что аккумулятор хранится в сухом и прохладном месте, чтобы избежать быстрого испарения электролита.

Недостаточный уровень электролита в аккумуляторе: возможные причины и последствия

Основными причинами недостаточного уровня электролита являются следующие:

1. Утечка: В результате повреждений корпуса аккумулятора или неисправности пробок происходит вытекание электролита. Также утечка может быть вызвана неправильной эксплуатацией, например, в результате чрезмерной зарядки аккумулятора.

2. Испарение: В процессе работы аккумулятора происходит распад воды на водород и кислород. Водород испаряется, что приводит к потере электролита.

Недостаток электролита в аккумуляторе может иметь следующие последствия:

1. Снижение емкости: При недостаточном уровне электролита уменьшается активная поверхность пластин, что приводит к снижению емкости аккумулятора и ухудшению его работоспособности.

2. Короткое замыкание: Недостаток электролита может вызвать короткое замыкание между пластинами аккумулятора, что приводит к выходу аккумулятора из строя и его потенциальной опасности.

3. Снижение срока службы: Недостаток электролита ускоряет процессы коррозии и окисления пластин, что снижает срок службы аккумулятора.

Чтобы избежать проблем, связанных с недостаточным уровнем электролита в аккумуляторе, необходимо регулярно проверять его уровень и при необходимости доливать дистиллированную воду или специальный электролит.

Важно помнить: При работе с аккумулятором следует соблюдать меры предосторожности, такие как использование защитных очков и перчаток, чтобы избежать контакта с электролитом, который является едким и опасным для здоровья.

Низкий уровень электролита в аккумуляторе: что делать

Аккумуляторы играют важную роль в нашей повседневной жизни, обеспечивая питание различных устройств. Однако, иногда может возникнуть проблема с низким уровнем электролита в аккумуляторе. Что делать в такой ситуации и как исправить эту проблему? В этой статье мы рассмотрим несколько полезных советов.

Во-первых, когда вы сталкиваетесь с низким уровнем электролита, важно проверить положение дел в вашем аккумуляторе. Электролит обеспечивает химическую реакцию, которая происходит внутри аккумулятора, и низкий уровень может снизить эффективность работы аккумулятора. Проверьте, достаточно ли электролита находится в каждой отдельной ячейке аккумулятора.

Во-вторых, если уровень электролита низкий, то необходимо восполнить его. Для этого можно использовать дистиллированную воду или специальный электролит для аккумуляторов, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Но будьте осторожны: не переполняйте аккумулятор, так как это может привести к проблемам с его работой.

В-третьих, после того как вы восполнили низкий уровень электролита, рекомендуется проверить работу аккумулятора. Зарядите аккумулятор до полного уровня и убедитесь, что все сигналы и индикаторы на устройстве работают должным образом. Если проблема остается, возможно, аккумулятор требует замены или профессионального обслуживания.

Повышение уровня электролита в аккумуляторе: проблемы и решения

1. Добавление дистиллированной воды

Один из самых простых способов повысить уровень электролита — добавить дистиллированную воду. Проверьте уровень электролита в каждом отдельном отсеке аккумулятора и, если уровень ниже рекомендуемого, аккуратно добавьте небольшое количество дистиллированной воды в каждый отсек, используя специальный шприц или мерную колбу. При этом важно не превышать рекомендуемый уровень, чтобы не переполнить аккумулятор.

2. Использование электролитической добавки

Если низкий уровень электролита вызван быстрым испарением или утечкой, может быть полезно использование электролитической добавки. Эта добавка специально создана для повышения уровня электролита и восстановления нормальной работы аккумулятора. Следуйте инструкциям на упаковке для правильного использования.

3. Проверка и замена поврежденных элементов аккумулятора

Иногда проблемой с низким уровнем электролита может быть повреждение элементов аккумулятора. Проверьте аккумулятор на наличие видимых повреждений, таких как трещины, протечки или коррозия. Если вы обнаружите какие-либо повреждения, рекомендуется заменить поврежденные элементы или весь аккумулятор.

4. Соблюдение правил эксплуатации аккумулятора

Чтобы избежать проблем с низким уровнем электролита в будущем, важно соблюдать правила эксплуатации аккумулятора. Не допускайте перегрузки аккумулятора и периодически проверяйте его уровень электролита. Также убедитесь, что аккумулятор хранится в сухом и прохладном месте, чтобы избежать быстрого испарения электролита.

Недостаточный уровень электролита в аккумуляторе: возможные причины и последствия

Основными причинами недостаточного уровня электролита являются следующие:

1. Утечка: В результате повреждений корпуса аккумулятора или неисправности пробок происходит вытекание электролита. Также утечка может быть вызвана неправильной эксплуатацией, например, в результате чрезмерной зарядки аккумулятора.

2. Испарение: В процессе работы аккумулятора происходит распад воды на водород и кислород. Водород испаряется, что приводит к потере электролита.

Недостаток электролита в аккумуляторе может иметь следующие последствия:

1. Снижение емкости: При недостаточном уровне электролита уменьшается активная поверхность пластин, что приводит к снижению емкости аккумулятора и ухудшению его работоспособности.

2. Короткое замыкание: Недостаток электролита может вызвать короткое замыкание между пластинами аккумулятора, что приводит к выходу аккумулятора из строя и его потенциальной опасности.

3. Снижение срока службы: Недостаток электролита ускоряет процессы коррозии и окисления пластин, что снижает срок службы аккумулятора.

Чтобы избежать проблем, связанных с недостаточным уровнем электролита в аккумуляторе, необходимо регулярно проверять его уровень и при необходимости доливать дистиллированную воду или специальный электролит.

Важно помнить: При работе с аккумулятором следует соблюдать меры предосторожности, такие как использование защитных очков и перчаток, чтобы избежать контакта с электролитом, который является едким и опасным для здоровья.

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Аккумуляторная батарея — сравнительно недолговечное изделие, подлежащее замене после определенного пробега. Продлить срок службы помогает контроль уровня электролита, его плотности, уровня заряда.

Без применения особых инструментов можно контролировать только уровень электролита, чтобы проверить остальное, лучше обратиться к специалистам или обращать внимание на косвенные показатели работы электрооборудования.

Как должно быть в норме?

Свинцовый аккумулятор — перезаряжаемый источник электрического тока. Он производится уже более 100 лет, так как имеет простую конструкцию, популярен и легко производится современной промышленностью. За сотню лет он претерпел множество изменений, но даже сейчас появляются новые технологичные решения.

В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.

Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см3. У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см3 .

При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.

Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.

Какой уровень должен быть в норме? — Нормальный уровень электролита — 10-15 мм над свинцовыми пластинами. Его достаточно, чтобы при движении автомобиля пластины были полностью погружены в электролит. При изменении уровня электролита баланс реакций нарушается, что приводит как минимум к быстрому износу АКБ. Низкий уровень электролита почти всегда является признаком повышения плотности электролита.

Причины изменения объёма жидкости

Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.

Происходит это по следующим причинам:

  1. Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
  2. Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
  3. Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
  4. Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.

Важно! Измерять плотность и уровень нужно только после полной зарядки.

Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.

Как проверить?

Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.

Следуйте рекомендациям по проверке:

  • Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
  • Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.
  • Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
  • Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
  • Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.

Внимание! Брызги кислоты могут повредить кожу, слизистые, поверхность глаза! Используйте защитные очки, респиратор, резиновые перчатки. При поражении органов или разбрызгивании электролита его можно нейтрализовать слабым раствором пищевой соды. Если под рукой соды нет — любой содовой газировкой.

При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков. Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом.

Как определить в необслуживаемом АКБ?

Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.

Зачастую для проверки уровня электролита предусмотрены специальные «глазки», и подробно разъясняется как ими пользоваться.

После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть

Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.

Что делать если уровень низкий

Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.

Но при сильном падении уровня обязательно измерьте плотность электролита. Делается это специальным прибором — ареометром, и о том как определить уровень плотности, отдельная статья.

В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см3.

Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.

Заключение

Как видно уровень электролита влияет на эффективную работу батареи. «Перелитый» или «пустой» аккумулятор значительно слабее крутят стартер, плохо воспринимают зарядку, самостоятельно разряжаются во время стоянок.

Его контроль помогает понять состояние батареи, продлить её срок службы и избежать внезапных поломок.

: Почему power bank не заряжает аккумулятор телефона?

Какими должны быть плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Практически все владельцы автомобиля имеют представление о том, что такое аккумулятор. Однако немногие знают, что он требует периодического обслуживания и ухода. В лучшем случае владелец авто просто заряжает АКБ от случая к случаю. Но этого недостаточно. Нужно периодически проверять уровень электролита в банках аккумулятора и контролировать его плотность.

Причём, если плотность не соответствует норме, её нужно корректировать. Что касается плотности, то её рекомендуется измерять после зарядки батареи. А уровень электролита нужно проверять чаще, чтобы он сильно не понижался. Особенно за уровнем нужно следить в летнее время года, когда под капотом держится высокая температура.

В этом материале мы подробно поговорим об уровне и плотности электролита в автомобильном аккумуляторе.

Что заливают в аккумулятор автомобиля?

В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах группы WET в качестве электролита используется водный раствор серной кислоты (H2SO4). Есть ещё AGM аккумуляторы, в которых электролитом пропитано стекловолокно. И ещё одна разновидность свинцово-кислотных АКБ ─ это GEL. В них электролит переведён в гелеобразное состояние с помощью добавки оксида кремния. Уровень электролита требует контроля в автомобильных аккумуляторах WET. Всё сказанное ниже справедливо в отношении этих АКБ.

Уровень электролита в АКБ

Итак, скажем пару слов о кислоте в аккумуляторе. В производстве автомобильных аккумуляторов серная кислота с момента их появления.

Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде с содержанием 30─35% (вес.). Обычная вода из-под крана не подходит. Для приготовления электролита используется именно дистиллированная вода, которая очищена от примесей. Если примеси (соли, оксиды металлов) попадут в раствор, это приведёт к возникновению паразитных реакций, коррозии пластин и сокращению срока эксплуатации АКБ.

Электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов

Электролит для аккумулятора автомобиля продаётся в автомагазинах уже в разбавленном виде (плотность 1,29 гр/см3). В производстве серная кислота имеет более высокую концентрацию. Она получается в 2 стадии. Сначала концентрация доводится до 70%, а затем 98%. В таком виде она хранится до использования в различных целях. Автомобильные аккумуляторные батареи – это лишь небольшое направление, где используется серная кислота. Она применяется в различных сферах народного хозяйства. Поэтому выпускаются различные сорта серной кислоты. Они приведены ниже (в скобках указана концентрация и плотность):

  • Башенная или нитрозная (75%, 1,67 гр/см3);
  • Контактная (92,5─98%, 1,837 гр/см3);
  • Олеум (104,5%, 1,897 гр/см3);
  • Высокопроцентный олеум (114,6%, 2,002 гр/см3);
  • Аккумуляторная (92─94%, 1,835 гр/см3).

Советуем дополнительно прочитать статью о том, как самостоятельно провести обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля

В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ. Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток. В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.

Конструкция автомобильного аккумулятора

На решётках пластин с положительным зарядом нанесена обмазка диоксида свинца (PbO2). На пластинах с отрицательным зарядом нанесён свинцовый порошок (Pb). Серная кислота играет ключевую роль в электрохимических процессах, происходящих в АКБ. От величины плотности электролита напрямую зависят основные параметры аккумуляторной батареи. Ниже приведены реакции, которые протекают при заряде-разряде автомобильного аккумулятора.

На аноде (положительный электрод) протекает обратимая реакция:

PbO2 + SO42− + 4H+ + 2e− ⇒ PbSO4 + 2H2O

На катоде (отрицательный электрод):

Pb + SO42− − 2e− ⇒ PbSO4

В прямом направлении идёт разряд, в обратном ─ заряд аккумулятора.

Степень заряженности батареи можно определить по величине плотности электролита. В полностью заряженной АКБ плотность по банкам колеблется от 1,127 до 1,300 гр/см3. Когда вышеописанные реакции идут в прямом направлении, кислота в аккумуляторе автомобиля расходуется, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс идёт до того момента, пока через батарею проходит разрядный ток. Напряжение на выводах АКБ поддерживается за счёт процесса диффузии серной кислоты к электродам из раствора.

В реальных условиях эксплуатации разряд продолжается до снижения плотности до 1,15 гр/см3. На этом этапе выделяющийся сульфат свинца полностью забивает поверхность активной массы пластин, и процесс диффузии уменьшается. В этот момент резко падает напряжение аккумулятора автомобиля.

Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.

Объём уменьшается в основном за счёт испарения дистиллированной воды. В результате меняется плотность и, что ещё хуже, оголяются пластины. Поэтому требуется контролировать уровень и доливать воду.

Контроль уровня электролита

От автомобилиста требуется проводить периодический контроль уровня электролита в АКБ. Как это делается? Вообще, на корпусе автомобильных аккумуляторов наносятся метки min и max, которые показывают минимальный и максимальный уровень, соответственно.

Метки min и max

Но использовать их для контроля неудобно. Большинство корпусов выполнены из пластика чёрного цвета, и посмотреть уровень внутри аккумулятора нереально. Поэтому, чтобы проверить уровень, используйте трубочку из стекла или пластика. Можете просто взять прозрачный корпус шариковой ручки или трубочку от пакета с соком. Откройте банки аккумуляторной батареи. Обычно пробки сделаны в виде единой планки или закручиваются по отдельности.

Одна крышка на все пробки

Отдельные пробки на каждую банку

Опускаете трубочку в каждую банку до касания с пластинами. После этого зажимаете верхний срез пальцем и вынимаете.

Измерение уровня электролита

В трубочке должно остаться 10─12 мм электролита. Это нормальный уровень. Если меньше, нужно долить электролит или дистиллированную воду. Если уровень больше, то откачать излишки. Слишком высокий уровень не так критичен, как низкий, но также нежелателен. В крайних банках, которые ближе к выводам, уровень опускается быстрее. В случае низкого уровня вам нужно понять, что доливать, электролит или дистиллированную воду. Чтобы это узнать, нужно измерить плотность. Об этом речь пойдёт ниже.

Стоит также сказать пару слов об измерении уровня электролита в необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. В них нет доступа к банкам. Поэтому контроль уровня в них выполняется с помощью меток на корпусе или индикатора заряда АКБ. Его ещё называют гидрометр или «глазок».
Вернуться

Контроль плотности электролита

В таблице ниже можно посмотреть зависимость степени заряженности АКБ и плотности электролита, а также температуры его замерзания.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. ЦельсияПлотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Как и уровень, плотность нужно периодически контролировать. Лучше всего это делать после полной зарядки АКБ. На полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность должна быть 1,29 гр/см3. В регионах, где зимой низкие температуры, рекомендуется поддерживать плотность около 1,3 гр/см3. Для измерения плотности нужен прибор, который называется ареометр. В магазинах он продаётся по цене 150─200 рублей.

Для того чтобы измерить плотность, опускаете ареометр в банку и с помощью груши набираете в колбу электролит. На шкале специального поплавка внутри будет показана плотность. Таким способом измеряете плотность во всех банках и вычисляете среднее значение. Оно должно быть примерно 1,29 гр/см3.

Если уровень низкий и плотность выше нормы, то просто добавляете дистиллированной воды. Она также продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого. Если уровень в норме, а плотность высокая, то отбираете часть электролита из банок и заливаете воду. Эту операцию нужно делать для каждого аккумуляторного элемента, поскольку банки не сообщаются между собой.

Если плотность электролита на заряженной АКБ ниже 1,29 гр/см3, то привести её в норму будет сложнее. Нужно отбирать раствор из банок с помощью «груши» или ареометра. Вместо него заливайте свежий электролит требуемой плотности. Может потребоваться полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля.

Как заменить электролит в автомобильной АКБ?

Замена электролита в автомобильном аккумуляторе может потребоваться, если его плотность значительно ниже нормы. Процедура достаточно трудоёмкая. Для её выполнения потребуются:

  • Свежий электролит с плотностью 1,29 гр/см3;
  • Ёмкость для слива старого раствора;
  • Резиновая «груша»;
  • Ареометр.

Внимание! Не переворачивайте аккумуляторную батарею для слива старого электролита. В результате вы можете повредить пластины и спровоцировать их замыкание, а это верный выход из строя АКБ.

При замене электролита нужно сначала откачать его из банок, используя «грушу». После этого заливаете свежий. Как залить электролит в аккумулятор автомобиля, я думаю, разберётся каждый из вас.

Внимание! При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.

Напоследок стоит сказать, что в случае изменения цвета, замена электролита в автомобильном аккумуляторе не поможет решить проблему. Этот дефект говорит о разрушении обмазки пластин. В этом случае поможет только замена аккумулятора для автомобиля.

Опрос

Примите участие в опросе!

Мониторинг правильного уровня электролита для автомобильного аккумулятора

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

В современных автомобилях повышается роль источников электропитания. Инженеры увеличивают количество потребителей в бортовой сети, поэтому затраты энергии растут. Если двигатель авто не работает, то ток на потребителей поступает от аккумуляторной батареи. От её состояния также зависит качество запуска мотора.

Что такое электролит

Большинство установленных в автомобилях аккумуляторов являются жидкостными кислотно-свинцовыми источниками питания. Они подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые типы. Фактически это не единая ёмкость с электродами, а несколько ёмкостей (банок), соединённых между собой последовательно.

Внутри каждой банки имеются свинцовые электроды, отделённые токонепроводящими сепараторами. Металл располагается в жидкой электролитической среде, состоящей из специального кислотного раствора.

Электролит в аккумуляторе автомобиля – это бесцветный раствор серной кислоты и дистиллированной воды с примерной плотностью 1,23–1,25 г/мл.

Благодаря жидкой среде в батареях идут электрохимические процессы, приводящие к генерации электричества. На степень заряженности АКБ оказывают влияние различные факторы, включая плотность раствора, окружающую температуру, загрязнённость пластин (степень сульфатации) и уровень жидкости в банках.

Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе

Без токопроводящей жидкости кислотно-свинцовая АКБ в автомобиле работать не будет. Электролит обеспечивает движение ионов между электродами (плюсовым анодом и минусовым катодом). На положительном контакте происходит расщепление молекул воды на два иона водорода, молекулу кислорода и высвобождается пара электронов. Около отрицательного электрода пара свободных электронов встречается с двумя ионами водорода, образуя молекулу водорода. Эти процессы идут при отдаче энергии от аккумулятора на потребителей, а во время зарядки происходят обратные процессы.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Разберёмся, какой оптимальный уровень качественного электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе. Корпусы многих моделей АКБ с жидкостью внутри изготовлены таким образом, что снаружи удаётся заметить количество заполнения внутреннего пространства. На внешней стороне корпуса подобных аккумуляторов могут присутствовать риски с указанием минимального (min) и максимального (max) значений, что позволяет облегчить контроль текущего состояния.

Рекомендуется поддерживать уровень заполнения электролита в рабочем автомобильном аккумуляторе ближе к максимально допустимому значению.

Падение ниже планки min может привести к скорому непоправимому ущербу для АКБ. В обслуживаемых моделях при регулярной эксплуатации специалисты рекомендуют мониторить состояние жидкости примерно раз в две – три недели. Особенно надо уделять внимание состояние в летнее время, в период жары, когда повышается вероятность испарений, и количество электролита будет уменьшаться в банках.

Производители установили зависимость объёма водного раствора серной кислоты от ёмкости аккумулятора. Чем больше Ампер-часов, тем больше нужно жидкости. Узнаем, сколько находится электролита в вашем аккумуляторе:

  • 55 Ач – 2,5 л;
  • 60 Ач – до 3 л;
  • 75 Ач – 3,7–4 л;
  • 90 Ач – до 4,8 л;
  • 190 Ач – от 10 л.

Некоторые аккумуляторы продаются сухозаряженными, поэтому в них нужно доливать раствор самостоятельно. Подобная зависимость поможет сориентироваться, сколько литров будет нормой.

Как осуществить проверку уровня

Для мониторинга состояния автомобильной АКБ не требуется дорогостоящее оборудование. Также необязательно отправляться в автосервис, ведь все операции можно провести в гаражных условиях с минимальным инструментарием.

Проверка текущего уровня раствора электролита в автомобильном аккумуляторе осуществляется по такому алгоритму:

  • перед тем как определить уровень кислотного раствора в банках батареи, необходимо дать отстояться АКБ пару часов, а потом, откинув клеммы, изъять заряженный источник питания из подкапотного пространства;
  • определяем снаружи по меткам на корпусе (min/max) степень заполненности жидкостью;
  • чтобы проверить уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе, потребуется стеклянная прозрачная трубка, открытая с обоих концов и с внутренним диаметром 3–5 мм;
  • отвинчиваем пробки из банок АКБ;
  • опускаем в одну из открытых ёмкостей трубку до упора на свинцовые пластинки;
  • верхнюю открытую часть герметично прижимаем пальцем и аккуратно приподнимаем трубку;
  • проводим ориентировочный замер уровня и возвращаем жидкость в банку;
  • проделываем операцию с остальными ёмкостями, зафиксировав результаты.

Оптимальным считается значение 10–12 мм над уровнем пластин. Если имеется отклонение от номинала, то рекомендуем его устранить, долив дистиллят.

Опасность высокого и низкого уровня

Если электролита в вашем аккумуляторе мало или много, то это оказывает негативные последствия на работу данного источника питания в автомобиле. Данный факт актуален для батареи любого объёма.

При превышении оптимального объёма во время закипания возникает риск разбрызгивания агрессивной химической жидкости. Также в некоторых случаях скопившийся под большим давлением газ может спровоцировать взрыв батареи.

Низкий уровень электролита также приводит к проблемам. Чаще всего в таких обстоятельствах провоцируется сульфатация пластин и последующее их разрушение. Дополнительным негативом служит существенное понижение ёмкости источника питания ниже допустимых заводом-изготовителем пределов.

Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора

Восстановить объём кислотного раствора автомобилист сможет самостоятельно при соблюдении мер безопасности и наличии материалов и инструментов. Рассмотрим далее, можно ли самому доливать купленный электролит в автомобильный аккумулятор. Определим, как правильно восстанавливать баланс жидкости в банках.

Для долива автомобилисты могут использовать как готовый электролит, так и дистиллят. Однако чаще всего необходим второй вариант, так как в процессе эксплуатации и периодов зарядки в основном выкипает вода, а концентрация кислоты при этом повышается. Добавление непосредственно электролита актуально для тех случаев, когда он выплёскивался из общей ёмкости или раствор терялся через щели или микротрещины.

Выявив превышение уровня жидкости, необходимо сделать отбор излишков. Для данной операции подойдёт резиновая груша, в которую вставлен жёсткий наконечник, например из стеклянной трубки. После забора жидкости повторно проводим измерение и наводим баланс.

Категорически недопустимо переворачивать АКБ, чтобы слить излишки кислотного раствора, так как возникает риск разрушения хрупких свинцовых пластин. Это относится к батареям с длительным периодом эксплуатации.

Безопасная эксплуатация аккумуляторной батареи Ч.2

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Здравствуйте уважаемые автолюбители и читатели блога Arafanat.ru.

Сегодня продолжу начатый рассказ о правильной эксплуатации АКБ и продления его срока службы.

Что делать если уровень электролита ниже нормы?

В случае если уровень электролита, ниже нормы, но приблизительно, во всех секциях, одинаков – означает, что из электролита испарилась вода. Но доливать воду, торопиться не стоит. Необходимо убедиться в отсутствии следов подтекания, что бы избежать коррозии места крепления аккумулятора. Если все в порядке – долейте в аккумулятор дистиллированной воды. После доливки воды, не стоит волноваться о снижении плотности – плотность временно будет снижена в связи с тем, что вода и электролит еще не успели достаточно перемешаться. Полное смешивание произойдет в течении нескольких недель.

Если уровень электролита ниже нормы, и в секциях различен – это может быть связано с не герметичностью или с браком секции (утечка, в связи с браком в сепараторах).

Долив дистиллированной воды не сложен. Желательно это делать, используя аэрометр.

А вот доливка электролита требует некоторых знаний.

Во -первых доливать электролит нужно лишь в случае его утечки и ни как иначе. Доливать электролит нужно только той плотности, которая существует непосредственно в данной секции. Важно помнить, что температура доливаемого электролита, должна соответствовать доливаемому электролиту в данной секции. Никогда нельзя допускать «всплытия» пластин. Разумеется, пластины никуда не всплывают, это уменьшается уровень электролита. Это может привести к короткому замыканию между пластинами и как следствие – взрыв аккумулятора.

В аккумуляторах указывается уровень, до которого необходимо доливать электролит. Но если этой черты нет, то уровень электролита должен быть выше пластин на 15-20 мм.

После доведения уровня электролита до нормального, необходимо мягкой тряпкой протереть аккумулятор. А вообще доливать рекомендуется только дистиллированную воду!

Для долгой работы аккумулятора не забывайте следующие правила:

Включать стартер можно не более чем на 3-5 секунд, а перерывы между включениями должны составлять не менее чем 10-15 секунд.

При остановленном двигателе не включайте много потребителей.

Помните, что в зимний период разряд аккумулятора более чем на 25% от ее емкости может привести к невозможности запуска двигателя (зимой сопротивление холодного двигателя увеличивается в три раза), или к замерзанию электролита. При разрядке аккумулятора снижается плотность электролита. В результате он может замерзнуть. Чем больше разряжен аккумулятор, те при более высокой температуре замерзает электролит. Например при плотности электролита в 1,11 г/см3 он замерзнет при температуре -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 лишь при -58 °С.

Если у вашего аккумулятора замерз электролит – то восстановить работу аккумулятора возможно. Разумеется, все зависит от степени замерзания электролита. Если аккумулятор не замерз полностью и не деформировался – его можно восстановить. Для этого лед необходимо растопить при комнатной температуре, после чего произвести зарядку аккумулятора.

Факторы влияющие на срок службы аккумулятора:

  • Интенсивность эксплуатации аккумулятора;
  • Исправность электрооборудования;
  • Регулярность проверки плотности и уровня электролита;
  • Температура, при которой эксплуатируется аккумулятор;

При эксплуатации аккумулятора необходимо соблюдать правила техники безопасности:

1.Нельзя замыкать выводные борны.

2.Ни в коем случае не герметизируйте аккумулятора, так же нельзя допускать засорения газоотводов.

3. Аккумулятор нельзя перегревать. +55 – это максимальная температура для его работы.

4. Нельзя допускать самоотвинчивания пробок и крепления аккумулятора.

5. Не подвергайте аккумулятор механическим воздействиям.

6. Не снимайте клеммы при работающем двигателе.

7. Не используйте вблизи аккумулятора открытый огонь.

Помните, что срок хранения аккумулятора без подзарядки зависит от его типа.

Типы аккумуляторов

1. Малосурьмяные (Sb/Sb) – от 3 – 5 месяцев

2. Гибридные (Ca/Sb) – от 5 – 8 месяцев

3. Кальциевые (Ca/Ca) – от 8 – 12 месяцев

Соблюдайте приведенные в статье не сложные рекомендации, и ваш аккумулятор будет служить вам надежно и долго.

До новых встреч!

Уровень электролита в аккумуляторе: какой должен быть и как проверить, что делать если уровень низкий

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Аммумуляторный электролит – раствор из дистиллированной воды и серной кислоты, который заливается в определенной пропорции в емкость батареи (АКБ). Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе должен быть в норме, иначе возможны проблемы с работой оборудования и преждевременный выход АКБ из строя. Процедура замера проводится в домашних условиях, специальных приспособлений не требуется.

Особенности устройства АКБ, назначение электролита

Аккумулятор состоит из пластикового корпуса, пластин из свинца с разной полярностью и электролита, в который погружены рабочие элементы. В пластинах имеются токоотводящие свинцовые решетки. В основе работы батареи лежат окислительно-восстановительные реакции между раствором и пластинами с положительным и отрицательным зарядом. Серная кислота играет основополагающую роль в электротехнических процессах, которые проходят в устройстве. От плотности вещества зависит напряжение, температура замерзания, степень заряда АКБ.

Различают обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. В первом типе устройств техническую жидкость можно заменить, во втором – по исчерпанию ресурса работы аккумулятор подлежит утилизации. При отсутствии специальных инструментов, в домашних условиях можно только контролировать отметку электротехнической жидкости. Для замены электролита следует обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей. Перед поездкой необходимо провести осмотр электрооборудования – возможны подтеки жидкости и повреждения корпуса батареи.

Определение уровня и плотности электролита

Контроль рекомендуется проводить при полном заряде батареи. АКБ необходимо достать из автомобиля и поместить на ровную поверхность. Методика проведения контроля зависит от типа аккумулятора. Как проверить уровень электролита в АКБ обслуживаемого типа:

  1. Протереть корпус оборудования сухой ветошью.
  2. С помощью плоской отвертки открутить верхние пробки банок.
  3. Визуально оценить уровень – заглянуть в емкость, жидкость должна закрывать расположенные в АКБ пластины. Если на корпусе имеются отметки Min и Max, необходимо ориентироваться на них.
  4. Поместить в отверстие мерный инструмент до упора, трубку закрыть пальцами.
  5. Оценить высоту раствора в трубке – в норме – 10-12 мм. Процедуру повторить со всеми банками.
  6. Для определения плотности используется ареометр. Прибор опускают в аккумуляторную банку и с помощью груши набирают раствор. Нужно провести контроль во всех банках и вывести среднее значение показателя. В норме параметр составляет 1,29-1,3 г/см³.

Если аккумулятор необслуживаемый, проверка осуществляется с помощью специального индикатора, расположенного на корпусе прибора. Уровень электролита в аккумуляторе в норме, если цвет индикатора зеленый. Если цвет изменился, действия необходимо производить в соответствии с инструкцией производителя: зарядить батарею или добавить дистиллированную воду. Если на аккумуляторе имеются наклейки GEL или AGM, герметичный бак не рекомендуется вскрывать.

Примерный объем электротехнической жидкости в зависимости от емкости аккумулятора:

Емкость, Ач Объем, л
55 2,5
60 3
62 3,5
65 4
75 4,4
90 4,8
190 10

Рекомендации экспертов

При низком и высоком показателе электротехнической жидкости возможны проблемы с эксплуатацией аккумулятора. При высоком уровне происходит повышение давления, жидкость закипает над пластинами и выходит из пробок. На корпусе появляется налет серого цвета, окисляются клеммы. При низком уровне вследствие малого количества жидкости происходит сульфация пластин, АКБ выходит из строя. При оголении пластин уменьшается емкость батареи, что приводит к проблемам с запуском двигателя автомобиля.

В процессе эксплуатации аккумулятора испаряется вода, количество серной кислоты остается прежним. Эксперты не рекомендуют доливать в банки электролит, допускается только полная замена содержимого. Какие действия необходимо предпринять:

  1. При низком уровне электролита и плотности выше нормы – долить дистиллированную воду в каждую банку аккумулятора. Нельзя использовать водопроводную или минеральную воду – наличие посторонних примесей снизит ресурс работы оборудования.
  2. При нормальном уровне и низкой плотности – часть вещества отобрать из банок и долить воду.
  3. Если на заряженной АКБ низкая плотность электролита, необходима замена вещества – грушей нужно откачать старую жидкость и залить новую.

Если показатель регулярно падает, необходимо проверить работу электрооборудования. Возможна неисправность реле-регулятора, которая приводит к повышению напряжения на клеммах и быстрому испарению электролита. При сильном нагревании АКБ появляются брызги от выкипающей жидкости, есть риск повреждения оборудования.

Важно!

Серная кислота – едкое вещество, работать с АКБ необходимо в средствах индивидуальной защиты. Работы проводят после отключения батареи.

Уровень электролита в аккумуляторе влияет на работоспособность автомобиля, срок и частоту обслуживания устройства. Регулярный контроль показателя поможет продлить срок службы АКБ и избежать внезапных поломок в дороге.

Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

› Аккумуляторы › Автомобильные аккумуляторы

Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора

При необходимости уточнения, сколько должно быть электролита в аккумуляторе, автомобилисту в первую очередь нужно выяснить – какую емкость имеет его аккумуляторная батарея. От этого напрямую будет зависеть – сколько в норме в литрах должно быть жидкости внутри.

Сейчас на рынке России представлены аккумуляторы, начиная от 55 А * ч и вплоть до 190 А * ч. Наибольшее распространение получили АКБ с емкостью примерно от 60а и до 70а.

Приведем таблицу зависимости емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:

Емкость АКБ, в А * ч Количество раствора, в литрах
55 2,5
60 2,7 – 3
75 3,7 – 4
90 4,4 – 4,8
190 10 и более (в зависимости от конкретной модели АКБ – Зверь, Mutlu, Exide и др.)

Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?

После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).

Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.

Проверка плотности

Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:

  • температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
  • срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.

Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.

Пошаговая инструкция, как проверить плотность аккумуляторов ареометром:

  • берем приспособление;
  • опускаем его поочередно в каждую банку;
  • набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
  • смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
  • определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.

После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:

  • если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
  • наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.

Процедура доливки дистиллированной воды

В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.

Добавление или замена электролитического раствора

При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.

Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:

  • если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
  • в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).

Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:

  • откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
  • берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
  • немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
  • произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.

Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:

  • нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
  • в банки залить дистиллированную воду;
  • АКБ немного покачать из стороны в сторону;
  • откачать залитую воду;
  • повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
  • залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
  • проверить уровень и плотность.

Правила заливки

Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:

  • уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины – от 10 до 15;
  • при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
  • при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).

Важность значений плотности

Автомобилисту важно знать не только, как проверить уровень электролита в аккумуляторах, но и понимать, в чем же заключается такая важность концентрированности электролита:

  • повышенная плотность способствует сульфатации пластин и, соответственно, выходу АКБ из строя;
  • при низкой плотности зимой в мороз электролитический раствор попросту замерзнет, так как существует соотношение плотности и температуры замерзания;
  • низкая плотность, как правило, может свидетельствовать о разряде АКБ – по ней возможно определить степень заряженности, а также напряжение на клеммах, на основе специальной таблицы.

Сухозаряженные аккумуляторные батареи

Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.

В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.

Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.

Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить Ссылка на основную публикацию

Проверка уровня электролита, выбор и обслуживание автомобильного аккумулятора

Низкий уровень электролита в аккумуляторе что делать?

Аккумуляторная батарея – жизненно важный элемент в составе автомобиля, без нее невозможно запустить стартером двигатель, питать энергопотребители при выключенном моторе. Быстро садиться батарея (АКБ) может по разным причинам, одна из них – пустые аккумуляторные банки.

Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе должен быть не ниже нормы, при невыполнении требования возможен достаточно ранний выход АКБ из строя, который происходит из-за осыпания пластин.

Для продления срока службы аккумулятора нужно проводить его регулярное обслуживание, и кроме поддержки необходимого уровня также следует проводить проверку плотности электролита, периодически производить подзарядку.

Как проверить уровень электролита

Электролит, заливаемый в АКБ – это смесь дистиллированной воды и серной кислоты в строго определенной пропорции, количество второго компонента определяет плотность состава. На малообслуживаемой батарее проверять уровень раствора можно, открутив пробки банок и заглянув в них, в необслуживаемых аккумуляторах раствор заливается на весь срок службы АКБ. Рассмотрим, как проверить уровень электролита на малообслуживаемой батарее:

  • снимаем АКБ с машины, ставим ее на ровную поверхность (на стол);
  • откручиваем верхние пробки банок с помощью плоской широкой отвертки;
  • заглядываем внутрь банки, жидкость должна покрывать пластины;
  • теперь берем пластиковую трубочку с насечкой (или специальный мерный инструмент, которым можно замерить уровень), опускаем ее в открытое отверстие до упора, сверху затыкаем трубку пальцем;
  • достаем из емкости измерительный инструмент, визуально определяем, сколько на конце трубки имеется жидкости;
  • учитываем, что в каждой банке раствор должен покрывать пластины с запасом 10-15 мм, при уровне, ниже положенного, нужно добавить дистиллированную воду.

Некоторые водители и начинающие мастера ошибочно считают, что в аккумулятор можно долить электролит, но этого делать категорически нельзя! Если в АКБ добавлять раствор серной кислоты, плотность в аккумуляторных банках повысится, а при подзарядке она станет еще выше. При выкипании жидкости испаряется только вода, но не кислота, поэтому при добавлении электролита его концентрация станет слишком плотной, что недопустимо для батареи. Также проверяют уровень с помощью отметок MAX и MIN на корпусе батареи, если они предусмотрены заводом-изготовителем.

Высокий уровень электролита

Количество раствора в АКБ поддерживается в пределах рекомендуемой нормы, любые отклонения от стандарта чреваты нежелательными последствиями. Высокий уровень электролита способствует повышению давления в банках и закипанию жидкости, она начнет выдавливаться из-под пробок, в результате сверху корпуса батареи появится белый (серый) налет, окислятся аккумуляторные клеммы. Из-за избытка жидкостного состава батарея может даже взорваться, но подобное явление встречается редко.

Низкий уровень электролита

Недостаточное количество раствора в банках АКБ – наиболее распространенное явление, чем перелив жидкости, в процессе эксплуатации авто дистиллированная вода постепенно выкипает. Низкий уровень электролита приводит к более пагубным последствиям, чем высокий, при малом количестве жидкости происходит разрушение пластин (сульфатация), и аккумулятор становится непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

Все автомобильные АКБ делятся на три основных категории:

  • обслуживаемые;
  • необслуживаемые;
  • малообслуживаемые.

Последние в этом списке – наиболее распространенные типы аккумуляторных батарей, на автомобильном рынке преимущественно выпускаются именно такие модели. Необслуживаемые аккумуляторы не имеют пробок для заливки дистиллированной воды, но часто оснащаются специальным индикатором-глазком, изменяющим свой цвет в зависимости от степени заряда. Основные преимущества такого типа АКБ:

  • нет необходимости производить доливку дистиллированной воды;
  • обеспечивается повышенный стартовый ток;
  • батарея может работать даже в наклонном положении;
  • при должном уходе срок службы у них больше, чем у обслуживаемых АКБ.

Но необслуживаемые батареи имеют и свои недостатки:

  • относительно высокая цена;
  • выход из строя в случае эксплуатации машины с неисправным электрооборудованием;
  • плохая «переносимость» низких температур окружающей среды.

Также к серьезным недостаткам следует отнести неремонтопригодность, поэтому эксплуатировать подобные АКБ следует бережно: не гонять долго стартером двигатель на морозе, следить за исправностью генератора, реле-регулятора, и в целом выполнять должный уход.

Проверка состояния электролита в необслуживаемом аккумуляторе

При отсутствии пробок для залива жидкости трудно узнать количество серного раствора, но степень «живучести» АКБ выясняется с помощью индикатора (типа «глазок»), расположенного на верхней части корпуса. Состояние батареи определяется по цвету индикации:

  • зеленый – зарядка в норме (не менее 65%);
  • черный – аккумулятор необходимо подзарядить (заряд низкий);
  • желтый (светлый) – уровень электролита ниже допустимого значения.

Состояние электролита или свинцовых пластин в одной банке можно проверить, демонтировав уровневый индикатор из корпуса АКБ, делается это так:

  • берем тонкую плоскую отвертку и молоток, устанавливаем отверточный шлиц в зазор между «глазком» и корпусом, подбиваем со всех сторон;
  • забиваем отвертку в образовавшуюся щель в любом удобном месте, выковыриваем индикатор;
  • индикатор своим внешним видом напоминает ареометр, представляет собой стеклянную колбу с встроенным в нее шариком;
  • с помощью настоящего ареометра производим проверку уровня в этой банке, а также плотности раствора;
  • после проведения диагностики возвращаем индикаторный глазок на место, аккуратно подбив его молотком.

Важное уточнение! Таким методом диагностируется общее состояние АКБ, а как себя «чувствуют» другие аккумуляторные банки, узнать нельзя. Стандартный автомобильный аккумулятор обычно имеет шесть банок, все они герметичны, изолированы друг от друга.

Продление срока службы аккумулятора

Долговечность аккумулятора – одна из самых актуальных тем, волнующих собственников машин, продление срока его службы зависит от многих факторов, в том числе и от выбора самой АКБ. Если вы хотите, чтобы у вас она прослужила дольше, подойдите к выбору тщательно, не упустив некоторых важных моментов:

  • емкость батареи должна быть не меньше, чем это установлено заводом-изготовителем транспортного средства, лучше выбирать с небольшим запасом (например, вместо 55 Ампер-часов взять 60 А·ч);
  • нужно обращать внимание на дату изготовления продукции, чем «свежее» аккумулятор, тем дольше он может прослужить;
  • необходимо проверить корпус на наличие трещин и герметичности швов, а если вы заметили следы эксплуатации, от покупки такого аккумулятора следует отказаться.

Не меньшее значение имеет правильный уход за батареей и своевременное обслуживание, если вы устанавливаете новую АКБ на машину, обязательно полностью удалите транспортировочную упаковку, колпачки с клемм. Если упаковочный полиэтилен из-за небрежности каким-то образом попадет на аккумуляторную площадку, будет скапливаться лишняя грязь, что тоже ничего хорошего не сулит.

При уходе за аккумулятором необходимо регулярно контролировать его внешнее состояние, он обязательно должен быть чистым. Попадание грязи на АКБ способствует утечке тока, повышенному саморазряду, также сокращает срок службы батареи неисправное электрооборудование. Разумеется, любой аккумуляторной батарее вне зависимости от ее типа необходима периодическая подзарядка, как правило, она производится два раза в год в межсезонье: перед зимней и летней эксплуатацией. Если автомобиль зимой не используется, все равно перед консервацией зарядить аккумулятор нужно обязательно, зарядка требуется и в случае глубокого разряда.

Особенности обслуживания АКБ

В обслуживании стартерной батареи существуют определенные правила, нарушение которых приводит к сокращению ее срока службы. Итак, что нельзя или крайне не рекомендуется делать:

  • добавлять в банки электролит, доливать можно воду, и то только дистиллированную;
  • сливать электролит из АКБ без особой надобности, такое действие производится лишь на сухозаряженных аккумуляторах при их заправке (сразу после покупки) или в случае, если весь раствор из банок вытек;
  • эксплуатировать авто с загрязненными клеммными выводами;
  • допускать попадания грязи внутрь корпуса.

Разумеется, нужно стараться не доводить АКБ до полной разрядки, и если стартер «устает» крутить, следует дать некоторое время ему отдохнуть.

: Уровень электролита а аккумуляторе

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Аккумулятор – это автономный химический источник питания. Он характеризуется такими параметрами, как ёмкость, тип и напряжение. Состоит из свинцовых пластин (решётки), электролита, сепараторов и корпуса. Напряжение вырабатывается в результате электрохимической реакции – взаимодействия оксида свинца и реагента. Для сохранения батареи в рабочем состоянии на время гарантийного срока рекомендуется периодически следить за её показателями и своевременно обслуживать. Подробнее как это делать читайте в этой статье. Например, батарея с жидким электролитом (WET) визуально осматривается на целостность и чистоту корпуса, у нее проверяется уровень электролита в аккумуляторе автомобиля и его плотность.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе.

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Рассмотрим, какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе. 12 вольтовая батарея объединяет шесть двух вольтовых аккумуляторов расположенных в раздельных секциях. Каждая секция работает независимо от других и обладает своими характеристиками. Они объединены в один общий герметичный, неразборный, ударопрочный, полипропиленовый корпус. Он заполнен электролитом с плотностью 1,23÷ 1,27 грамм на сантиметр кубический. Плотность (кислотность) зависит от величины заряда и температуры.

Масса AKБ зависит от величины ёмкости, производителя и складывается из веса следующих элементов:

  • пластикового корпуса;
  • электролитической жидкости;
  • пластин.

Например, сколько должно быть электролита в батарее 6ст – 60 Ач, если она весит 16 кг. При типоразмере 242х175х190 мм объём составляет до 8 литров, из них 80% занимают пластины. Остаётся примерно 2,2 л для раствора. 6ст – 55 Ач весит 15 кг, из них раствор – 2,4 л. У аккумуляторов с ёмкостью 75Ah размеры электродов (геометрические), вместимость и вес больше, а объём электролита вырастет до 4 литров.

Производители рекомендуют поддерживать уровень выше пластин на 12÷15 мм и периодически контролировать его. Следует заметить, что вес, указанный на этикетке, это вес сухой батареи (без электролита). Реальный вес будет больше на 20÷30%.

Нормальная эксплуатация аккумулятора это регулярный контроль концентрации и уровня электролита.

Способы проверки уровня

Количество и насыщенность в каждой секции не должны различаться между собой – это необходимо для стабильной работы и равномерного износа батареи. При разряде из электролита расходуется только кислота и падает плотность, а при заряде она повышается.

У раствора электролита есть два показателя:

Раствор элетролита состоит из 35% серной кислоты (H2SO4) плотностью 1,84 г/см³ и 65 % дистиллированной воды (H2O). Подробно о том, как измеряют плотность электролита читайте в этой статье.

Ёмкость постоянно уменьшается и зависит от:

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

  • тока;
  • температуры;
  • площади активной поверхности пластин.

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Для эффективной работы батареи раствор должен их полностью покрывать, чтобы во время крена, резкого ускорения и торможения автомобиля они не оголялись. Плюс должно остаться место для выделяемых газов, чтобы не создавалось чрезмерное давление.

На автомобилях используются такие типы аккумуляторов, как:

В батареях AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое непосредствено соприкасается с пластинами.

В GEL батареях используется электролит в виде геля. В этих батареях нет необходимости проводить проверку уровня электролита в аккумуляторе, его хватает на весь срок работы.

Продаются батареи и сухозаряженные без электролита. Электролит приобретается отдельно объёмом до 5 литров. Есть комплект из 6 бутылочек соединённых между собой. Их горлышки совпадают с заливными отверстиями. Заливка происходит одновременно во все секции. После заливки их необходимо зарядить и проверить характеристики.

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Электролитический раствор во время хранения и эксплуатации изменяет объём. Вне зависимости от ёмкости заполнение раствором должно быть на 10÷15 мм выше электродов. Если заполнили ниже указанного уровня, а плотность выше нормы, то добавьте дистиллят.

Чтобы подольше поддерживать характеристики батареи, необходимо периодически и обязательно перед сменой сезона (с летнего на зимний) замерить плотность и объём раствора. Корректировка плотности жидкости в аккумуляторе и контроль её количества – это доступная и незатратная процедура.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Соблюдайте правила и рекомендации по безопасности при обслуживании аккумулятора. Электролит это агрессивная жидкость. Проверять батарею необходимо при выключенном моторе. При попадании или разбрызгивании электролита на кожу ослабить его можно раствором пищевой соды или любой содовой газировкой.

Сначала надо определить причины снижения характеристик батареи и принять меры для их устранения.

Наиболее частые причины:

  • разряженная батарея;
  • неисправность цепи зарядки;
  • испарение при зарядке;
  • электролиз (перезаряд);
  • механические – неплотно завёрнутые пробки;
  • агрессивная езда;
  • сульфатация или осыпание, короткое замыкание в пластинах.

Плотность и высота над пластинами измеряется после полной зарядки. Значение плотности говорит о степени заряженности батареи.

Контроль параметров производится визуально и по встроенным индикаторам батареи:

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

  • визуальный осмотр – раствор должен доставать до пластмассового язычка;
  • по встроенному индикатору-ареометру;
  • по меткам на корпусе MIN и MAX;
  • прозрачной трубочкой, колбой ареометра;
  • щупом из плотной бумаги.

Чем старше батарея, тем:

  • сильнее разрушаются пластины;
  • быстрее темнеет электролит;
  • уменьшается плотность и ёмкость.

Для молодых батарей, если оголились пластины, доливается только дистиллят. Различия в объёме и плотности (≥0,01 г/см³) в банках говорят о том, что процессы идут неодинаково и они находятся в разных состояниях. Для выравнивания нужно выполнить уравнительный заряд.

Специалисты рекомендуют каждый раз при открытии капота машины осматривать аккумулятор и проверять надёжность клемм.

Порядок действий при осмотре:

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

  1. Перед проверкой батарея устанавливается на горизонтальную ровную поверхность.
  2. Корпус очищается от грязи.
  3. Откручиваются пробки.
  4. На некоторых аккумуляторных батареях пробки заливных отверстий прикрыты планкой. Её надо аккуратно снять.
  5. Визуально оценивается прозрачность раствора. Хороший электролит прозрачный. Со временем он темнеет. Если он тёмный (коричневый), это означает, что батарея изношена или повреждена. Процесс оживления не имеет смысла.
  6. У батарей с прозрачным корпусом есть две метки – min и max. Нормальный уровень должен находиться между ними.
  7. В некоторых акб есть снизу заливного отверстия юбка полукруглой формы. Поверхность электролита должна соприкасаться с язычком юбки или превышать его до 5 мм.
  8. При проверке уровня можно использовать подручные инструменты. Например, прозрачную трубку, корпус от шариковой ручки или колбу ареометра. Для этого трубка опускается до касания с пластинами, закрывается пальцем верхнее отверстие и затем вынимается. Жидкость в ней покажет высоту раствора над пластинами.

Встраиваемый в одну из средних ячеек глазок — индикатор, отображает примерное состояние тремя цветами. Он имитирует ареометр. Применяются глазки с одним или двумя шариками. В зависимости от состояния раствора шарики (поплавок) меняют свои положения.

Так индикатор с одним зелёным шариком отображает цвета:

  • зелёный – ёмкость не менее 60 ÷ 80%;
  • чёрный – низкий заряд (необходима подзарядка);
  • светлый – низкий уровень.

С двумя шариками – зелёным и красным:

  • зелёный – ёмкость в пределах нормы;
  • светлый – низкий заряд;
  • красный – пониженный объём.

Надо помнить, что средние секции изнашиваются меньше, чем крайние.

Если индикатор не реагирует на заряд-разряд, значит, поплавок просто залип или создалась газовая пробка. Для устранения дефекта можно попробовать его встряхнуть.

Что делать если уровень слишком низкий

Количество раствора уменьшается в большей степени из-за естественного испарения, гидролиза и в меньшей от процесса сульфатации, при котором на пластинах увеличивается концентрация кристаллов сульфата свинца. Фактически проверяется уровень дистиллированной воды в батарее с жидким электролитом. При снижении объёма уменьшается ёмкость и ток (повышается внутреннее сопротивление).

После каждого добавления дистиллята требуется подзарядить батарею и измерить её плотность. Она должна быть равна 1,25 ÷ 1,27 г/см3. За время зарядки уровень немного повышается, это надо учитывать при доливке дистиллята.

Понижение объёма возможно от неисправности в цепи зарядки автомобиля, и аккумулятор будет находиться в режиме недозаряда или перезаряда. Нормальное напряжение при средних оборотах равно 13.5 ÷ 14.7 вольт. Если уровень ниже только в одной из секций, это предвестник выхода из строя всего аккумулятора.

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Если в одной из ячеек после зарядки плотность не поднялась до необходимой высоты, можно предположить, что это результат сульфатации или осыпания пластин. Концентрация электролита уменьшается за счёт оседания кристаллов серы на пластинах, значит, понадобится тренировочный цикл заряд-разряд. Простая доливка электролита здесь не поможет.

Небольшое испарение воды это естественный процесс при нормальной зарядке. При заряде повышенном током происходит кипение электролита и электролиз, что вызывает ускоренный износ пластин и быстрое понижение объёма.

Агрессивная езда по бездорожью вызывает резкое колебание раствора и оголение пластин.

Что при этом происходит:

  • потеря количества электролита;
  • разбрызгивание;
  • вытекание через дренажные отверстия;
  • на поверхности создаётся проводящая плёнка.

Как результат, появляется большой саморазряд.

В случае если уровень стал выше, следует тщательно проверить батарею. Например, могли осыпаться пластины. Повышенный объём может привести к раздутию корпуса от скопления газов. Чтобы добавить или убрать лишний раствор (дистиллят) можно использовать:

  • ареометр;
  • резиновую грушу;
  • шприц.

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Для герметичной батареи, у которой нет пробок, в случае сомнений в её работоспособности можно проверить покрытие пластин и плотность через проделанные отверстия. Для этого их можно высверлить над секциями сверлом диаметром 3÷5 мм. После проверки и заливки отверстия необходимо плотно закрыть (запаять, заклеить).

При пониженном уровне и повышенной плотности заливайте дистиллят. Она не должна содержать мельчайшие примеси и включения.Если значение стало 1,27-1,29 г/см 3, значит, проблема была в её потере. Когда вы уверены, что раствор вытек, добавьте электролит.

Спасибо, помогло! 7

Сейчас читают:

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля

Сколько электролита нужно заливать в аккумулятор

Почему окисляется плюсовая и минусовая клемма на аккумуляторе автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях с помощью соды

Как определить степень заряда по напряжению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *