Графитовая или литиевая смазка что лучше
Перейти к содержимому

Графитовая или литиевая смазка что лучше

  • автор:

Графитовая или литиевая смазка что лучше

Вот что меня побудило сделать данный обзор. На первый взгляд кажется смазка она и смазка. Но не все так просто.
Смазки находятся в разных узлах: подшипники роликов, ступиц, в шрусах, в шаровых, в карданах, креставинах. В морозное время эти смазки дубеют (особенно если не качественные), именно из за них после долгих стоянок автомобиль кажется дубовым и движется с сопротивлением, в свою очередь это влияет на расход и на срок службы данных узлов. Несмотря на то что все смазки заложены на весь срок эксплуатации, по факту через 5 лет смазки изнашиваются, высыхают, появляются различные посторонние звуки, если вовремя не предпринять меры по замене смазок в данных узлах то возможен износ и выход из строя данного узла с последующим дорогостоящим ремонтом.
Смазки применяются преимущественно: литьевого состава, а так же синтетические, на основе полемочивины, силиконовые, медные и графтовые.
Класс вязкости преимущественно NLGI 2 для нагруженных подвижных узлов.

Самые популярные это Российско/Советского производства:
Литол-24, фактически это универсальная литьевая смазка, которая охватывает весь спектр требуемых характеристик и может применяться почти во всех узлах. Пришла на смену Солидолу. Она не опасна для пыльников, держит определенные морозы (даже за -30). Но все характеристики далеко не самые высокие: она и вымывается и тает в жару. Но списывать со счетов я бы её не стал, так как стоит очень маленьких денег и для средненагруэженных элементов считается достойным вариантом. На сегодняшний день её выпускает очень много организаций и зачастую не лучшего качества (с отклонениями от требований ГОСТ).
ШРУС-4— это смазка которая создана для наружных шрусов, в своем составе имеет молибден (который очень хорошо вымывается водой). Данная смазка работает в том же диапозоне температур за -30, создана под нагрузки которые возникают именно в шрусовом узле. И за частую нет смысла переплачивать за иностранные аналоги. Пока цел пыльник- Шрус будет работать.
ШРБ-4— это смазка которая создана исключительно для шаровых опор (обслуживаемого типа). Она не воспринимает какие то сверх нагрузки, но она держит морозы до -40 и сверхводостойкая, даже если рвется пыльник, данная смазка позволяет долго сохранять узел. Основа её бариевая. Купить её очень сложно, т.к. производится она на Украине.

Следующая популярная смазка в средеавтолюбителей это Кастрол ЛМХ. Фактически это тот же Литол, только с более стабильными характеристиками. Он так же не применим для тяжело нагруженных узлов, он вымывается водой. Стоит существенно дороже. диапазон температур от -30.

Мобил XHP 222 — это уже передовая смазка с повышенными характеристиками, которую можно использовать в более нагруженных узлах и подшипниках (практически во всех). У неё достаточно высокий набор противозадирных добавок, она имеет хорошее прилипание к деталям шарнира или подшипника, она достаточно водостойкая, не течет при нагреве и не сохнет. Но диапазон её температур не ниже -25 градусов и до 160град, что резко сужает круг её применения в зимних регионах.
Фактически 90% современных смазок замерзают до -30 (как это не странно).
Кто то утверждает что она замерзает уже при -15, но по моему это не так

Смазки Ликвимолли. Проверенные, но дорогие. Четко определенно назначение каждой смазки
-47 — для шрусов
-50- для нагруженных подшипников
-Для карданов и крестовин
Все вышесказанные смазки работают в температурном диапазоне до -30 (т.е. по факту это рядовые смазки)
Термофлекс работает в диапозоне -60 до 250, основное её назначение в парах трения преимущественно Металл/пластик.

CRC высокотемпературная литьевая смазка с интервалом рабочих темпеатур -30 — +150, водостойкая, применяемая для нагруженных узлов и преимущественно подшипников.

STEP UP — Синтетическая и литиевая смазка для нагруженных узлов с интервалом температур от -40 до 200град. Водостойкие, не тают и не сохнут при длительных нагрузках

Смазки Хадо имеют ремонтно восстановительное назначение (по крайней мере позиционируются именно так) для узлов и подшипников, в своем ассортименте имеют разные смазки для разной степени износа узла.

Равенол Артик -синтетическая смазка для нагруженных узлов, не теряет свои свойства при температурах меньше -60 градусов. Создана для применения в северных холодных регионах. Но вымывается водой в летний период времени. Т.е. смазка это всё таки сезонная.

Следующие смазки фактически можно применять любого производителя: это силиконовые, графитовые и медные. По мне их не бывает плохих или хороших.
Силиконовая смазка- создана для обработки резиновых элементов, особенно в зимнее время:резинки, уплотнителе, сайлентблоки и т.д. А так же ей можно устранять сверчки в пластиковой внутренней обшивке автомобиля и его центрального торпедо.
Графитовой смазкой обрабатывается резьба перед закручиванием- от заклинивания и корозии.
Медные смазки — фактически аналог графитовой смазки, только держит более высокие температуры. Ей ступицы от прикипания.
К этим же смазкам можно отнести и фиксаторы резьбы (стоит знать что они бывают разъемные и нет)
Ну и конечно WD-40 — которой можно смазывать фактически все тоже самое что и силиконовой смазкой, плюс она обладает проникающим эффектом, что позволяет устранять закисания и пригар на болтовых соединениях, так же её можно использовать как очиститель металлических поверхностей от грязи, нагара и ржавчены, а так же чистить хромированные поверхности и удалять старые самазки.
Для очистки элементов двигателя и тормозов есть более специализированные средства: Карбклинеры и очистители тормозной системы.

Российские смазки с улучшенными характеристиками, как правило имеют существенные и недостатки, из за которых не понятно как их применять:
BLUE— имеют высокий диапазон температур от -40 до 350 градусов, это проверено. Но быстро высыхают и сильно вымываются водой.
RUBIN— сверх водостойкая смазка но температурный интервал не ниже -15 градусов

Форум — это российские добавки к смазкам, которые действительно увеличивают их требуемые характеристики на порядки, тем самым значительно продлевают работу узлов.

Синтетические универсальные смазки для тормозной системы, которые выполняют роль смазок для суппортов: для направляющих и цилиндров и в т.ч. антискрипные. Это Slipkote от Hyskey (220R, 211, 943С) и Перматекс Ультра. Они не боятся высоких температур и не спекаются.
Остальные пасты представленные на рынке: ATE, TEXtar, Ликвимолли — они как правило просто антискрипные и их нельзя использовать для направляющих и в тормозных цилиндрах.
И пару популярных видео:

Литиевая смазка

Литиевая смазка, она же литол – класс ГСМ, производящихся из нефтяного масла, загущённого литиевым мылом. При необходимости в состав смазок добавляются улучшающие добавки и присадки. В результате получается густая эмульсия, напоминающая по консистенции вязкий гель. Рассмотрим основные виды литиевых смазок, область применения и эксплуатационно-технические характеристики.

Описание, особенности и свойства

В основе литиевого состава для смазки лежат углеводородные масла и соли жирной литиевой кислоты – так называемого литиевого мыла.

В нашей стране данные ГСМ были впервые разработаны в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Создана литиевая смазка была в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности. По аббревиатуре НИИ, её разработавшего, советские литиевые составы получили обозначение ЦИАТИМ.

ЦИАТИМ-201

Одновременно с СССР аналогичные составы были созданы в некоторых других промышленно развитых странах мира, где получили свои, оригинальные обозначения. Официальный патент на смазочный состав, полученный путём обогащения нефтяного масла литиевым мылом, получил в США химик К.Э. Эрл. На сегодня литолы являются одними из самых популярных и востребованных видов ГСМ в мире. В общем количестве производимых смазок, они составляют почти 70%.

Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, также могут несколько различаться и по своей консистенции. Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям.

Среди прочих характерных свойств следует упомянуть:

  • Способность сохранять свои эксплуатационные свойства в большом диапазоне температурных режимов. Средний коридор температур, при которых не меняются характеристики литолов составляет от -30 до +125ºC. Использование дополнительных присадок, улучшающих свойства смазок, ещё больше расширяет эти границы;
  • Устойчивость к воздействию влаги. Составы полностью нерастворимы в воде, имеют водоотталкивающие свойства, и хорошо защищают обработанные ими металлические поверхности от коррозии;
  • Стойкость к механическим воздействиям. Литиевая смазка способна работать в узлах и агрегатах под значительным давлением и при высоких показателях трения деталей друг об друга.

Вышеперечисленные особенности в равной мере свойственны для всех смазок, изготовленных на основе литиевого мыла.

Характеристики и состав

В основе литиевых смазок лежат углеводородное нефтяное сырьё. Простые нефтяные масла загущаются при помощи литиевого мыла оксистеариновой кислоты. Дополнительными компонентами выступают противозадирные, антикоррозионные и морозоустойчивые добавки.

Внешний вид литиевых смазывающих материалов

Основные характеристики технические литолов:

  • Термостойкость. Литиевые составы разработаны для работы в самых суровых климатических условиях нашей страны, начиная от южных регионов и заканчивая заполярьем. Поэтому диапазон эксплуатационных температур, в зависимости от наличия дополнительных присадок, может составлять от -60 до +100ºC;
  • Вязкость. Ещё один основной параметр литолов – вязкость. От этого зависит способность противостоять силе трения, а также свойство плотно обволакивать обработанные ими поверхности. Литиевые эмульсии способны сохранять стабильные показатели вязкости как при высоких и низких t, так и при повышенных механических нагрузках, возникающих в процессе работы узлов и механизмов;
  • Химическая стойкость. Ввод в состав литиевых смазок специальных присадок даёт возможность повысить надёжность защиты обработанных поверхностей от задира и коррозии. Но при этом некоторые разновидности литоловых смазок могут оказывать неблагоприятное влияние на элементы узлов, выполненные из полимеров или алюминиевых сплавов;
  • Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смывается напором тёплой воды, без использования растворителей и синтетических моющих средств. Это значительно упрощает процедуру очистки двигателя и нанесение новой смазки;
  • Восстановительные способности. Литиевые составы способны усиливать молекулярные связи поверхности смазываемых деталей, что уменьшает износ в процессе эксплуатации и продлевает рабочий ресурс.

смазки на основе лития

Классификация

От особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:

  • Минеральные. Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 до плюс 150 градусов. Имеют высокие характеристики, обуславливающие широкое применение. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Среди недостатков минеральных составов нужно отметить способность разрушать пластмассовые и резиновые детали;
  • Синтетические. В основе такой смазки лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Составы обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому минеральные литиевые смазки допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали;
  • Эфирные. Изготавливаются подобные составы на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом;
  • ПАО-смазки. Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Благодаря этому ПАО-составы нашли широкое применение в промышленности для обработки трущихся деталей различных механизмов. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкие to застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства;
  • Комплексная смазка. В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов.

Среди популярных отечественных литиевых составов можно назвать Циатим-201, 203, Литол-24. Иностранный аналог, весьма распространённый в России, выпускается компанией EFELE. Это смазки MG-211…214, SG-311 и другие.

литол-24

Область применения

Сегодня литиевые смазки нашли широчайшее применение в различных областях промышленности, в том числе в машиностроении, судостроении, в прочих видах техники. В автомобилях литиевыми смазками обрабатываются следующие узлы:

  • ШРУСы. Для этих узлов рекомендовано применение литиевых смазок с добавлением дисульфида молибдена. Они хорошо предохраняют от истирания детали, работающие при больших скоростях. Также подобный состав предохраняет детали от критического кратковременного нагрева, вплоть до 150ºC;
  • Троса, цепи и резьбы. Все трущиеся детали автомобиля следует смазывать литиевыми составами, содержащими в качестве присадки тефлон. Он способен защищать открытые детали от коррозийных повреждений и истирания;
  • Труднодоступные узлы обрабатываются литолами, содержащими кондиционеры;
  • Все остальные узлы и детали разрешено обрабатывать универсальными литолами, имеющими сбалансированные составы присадок.

Преимущества и недостатки

Как и прочие ГСМ, литолы имеют свои плюсы и минусы. Среди основных преимуществ литиевых смазок можно отметить:

  • Сочетаемость с другими смазочными веществами и присадками. Совместное их использование не ухудшает эксплуатационных качеств литола.
  • Высокие показатели смазываемости деталей. Стабильная вязкость позволяет добиться неизменного показателя вязкости при разных температурах и режимах работы.
  • Химическая инертность и влагоустойчивость. Позволяет смазке хорошо защищать обработанные металлические поверхности от воздействия воды, при этом не вступая в реакцию с кислородом, жидкостями, дорожными реагентами и прочими химическими веществами.

Среди недостатков литолов нужно отметить негативное воздействие, которое они способны оказывать на детали из полимеров и резины. В результате они набухают и впоследствии теряются свою механическую прочность, покрываются трещинами. В остальном же литиевые смазки являются универсальным и недорогим смазочным материалом, что обусловило его широкую популярность.

Литол vs Графитовая смазка

В общем сейчас все подшипники смазываю обычным дешевым Литол-24, но почитав форумы понял, что народ использует Графитовую смазку. Имеет ли она какие-то преимущества перед Литолом? Намного ли дороже? Где брать, там же в автомагазах?

Литол — вполне хорошая смазка. Ее вполне достаточно.

Сцылку! Одну, две, три. Я не видел ни одной.

По сути — это 2 разные смазки. Каждая работает по своему.

Сравнимо с литолом, а то и дешевле.

ЗЫ. Я мажу смазкой Castrol LMX. По сути — аналог литола (литиевое мыло)
Без всяких там молибденчиков. Хотя раньше пользовал смазки с ним.
Вот и посмотрим.

Миша а чем плохо/хорошо наличае молибдена?

ПыСы: вот, чего нашёл про свой Кастрюль:

Castrol MS 3 Grease универсальная пластичная смазка с антифрикционными свойствами. За счет использования очень эффективной антиокислительной присадки обеспечена высокая стойкость к окислению. Присадка MoS2 придает этому материалу хорошие антифрикционные свойства.

Кроме того, Castrol MS 3 Grease содержит присадки, улучшающие адгезию, антикоррозионные свойства и восприимчивость к давлению.

Castrol MS 3 Grease обладает чрезвычайно устойчивой консистенцией и термостойкостью.

Castrol MS 3 Grease применяется там, где трущиеся детали могут приостанавливаться или колебаться (например, при низких скоростях скольжения или высоких давлениях) или обладают довольно плохими поверхностями, т.е. везде, где условия эксплуатации уже не допускают гидродинамическое смазывание. Так, например, Castrol MS 3 Grease применяется для смазывания шарниров, в том числе ШРУС, карданных валов, подшипников скольжения, опорно-сцепных устройств со шкворнями, подшипников колес, подшипников качения и прочих узлов в промышленности и в автомобилестроении.

Хоть и рекламная информация, но по крайней мере назначение смазки соответствует тому, где её применяю.

ПыСы2: Кастрюль LMX находится в той же линейке, что и мой кастрюль. В описании написано примерно то же самое. Есть ли ощутимая разница у разных Кастрюлей? ��

Похожие публикации:

  1. Замена воздушного фильтра что это
  2. Как поменять тормозную жидкость на ваз 2115
  3. Как сделать компрессор мощнее
  4. Как снять с тигуана боковое зеркало

Выбираем графитовую смазку: критерии, совместимость, рекомендации

Графитная смазка занимает особое место среди смазочных материалов благодаря своим уникальным свойствам — сочетает в себе преимущества твердых и жидких смазочных материалов, обеспечивая надежную защиту узлов трения в широком диапазоне температур и нагрузок. По оценкам экспертов, на ее долю приходится около 10% мирового рынка специальных смазок.

Что такое графитная смазка

Графитная смазка — это смазочный материал, состоящий из базового масла, графита и дополнительных присадок. Графит, входящий в состав смазки, представляет собой мелкодисперсный порошок с размером частиц от 1 до 100 мкм. Концентрация графита в смазке может варьироваться от 1 до 30% в зависимости от назначения.

Базовое масло в графитной смазке обеспечивает текучесть и проникающую способность, в то время как графит создает на поверхностях трения прочную смазочную пленку. Дополнительные присадки улучшают адгезию, антиокислительные и антикоррозионные свойства смазки.

Виды графитных смазок

Графитные смазки, которые можно купить в каталоге Строймашсервис-Мск, классифицируют по консистенции (NLGI), типу базового масла и концентрации графита. По консистенции различают полужидкие (00-0), пластичные (1-4) и твердые (5-6) смазки. Наиболее распространены смазки класса NLGI 2, обладающие оптимальным сочетанием прочности и текучести.

По типу базового масла графитные смазки делятся на минеральные, синтетические и полусинтетические. Минеральные масла получают из нефти, они доступны и универсальны. Синтетические масла обладают улучшенными термоокислительными свойствами и стабильностью. Полусинтетические масла сочетают преимущества минеральных и синтетических базовых масел.

Концентрация графита в смазке зависит от области применения — для общего назначения используют смазки с содержанием графита 1-5%, для работы в условиях высоких нагрузок и температур — до 10-30%.

Свойства графитной смазки

Смазывающая способность Графитная смазка обладает превосходной смазывающей способностью, что обусловлено уникальной слоистой структурой графита, позволяющей значительно снизить трение между поверхностями и увеличить срок службы механизмов до 2-3 раз.
Термостойкость Благодаря высокой термостойкости, достигающей 900°C, данная смазка эффективно работает в условиях экстремальных температур, сохраняя свои свойства и предотвращая преждевременный износ деталей.
Водостойкость Одним из ключевых преимуществ графитной смазки является ее водостойкость, что позволяет применять ее в условиях повышенной влажности и даже при прямом контакте с водой, обеспечивая надежную защиту от коррозии и увеличивая срок эксплуатации оборудования на 30-40%.
Химическая инертность Химическая инертность графитной смазки делает ее устойчивой к воздействию большинства агрессивных сред, включая кислоты, щелочи и растворители, что расширяет область ее применения в различных отраслях промышленности.
Антифрикционные свойства Антифрикционные свойства графитной смазки обеспечивают плавную работу механизмов, снижая коэффициент трения до 0,1-0,2, что приводит к уменьшению энергопотребления и повышению КПД оборудования на 10-15%.
Антизадирные свойства Графитная смазка обладает выраженными антизадирными свойствами, предотвращая схватывание и заедание деталей даже при высоких нагрузках и дефиците смазочного материала, что особенно важно для тяжелонагруженных узлов и механизмов.
Защита от коррозии Защита от коррозии — еще одно важное свойство графитной смазки, которое достигается за счет образования на поверхности деталей прочной пленки, препятствующей проникновению влаги и агрессивных веществ, тем самым продлевая срок службы оборудования на 20-25% по сравнению с необработанными поверхностями.

Применение

В автомобильной технике

Графитная смазка находит широкое применение в автомобильной технике, обеспечивая надежную работу различных узлов и механизмов. Благодаря своим уникальным свойствам, таким как высокая термостойкость (до 900°C), водостойкость и химическая инертность, графитная смазка эффективно защищает шасси, подшипники и шарниры от преждевременного износа, увеличивая срок их службы до 2-3 раз.

Рекомендуемые товары

Oil Right Смазка Литол-24 2кг

Бренд: Oil Right
Применение: Многоцелевая

Цена: 770,50 руб./шт

Oil Right Смазка Литол-24 9,5 кг

Бренд: Oil Right
Объем (л): 9,5
Применение: Многоцелевая

Цена: 4 244 руб./шт

Oil Right Смазка Солидол (жировой) 9,5кг

Бренд: Oil Right
Объем (л): 9,5
Применение: Многоцелевая

Цена: 2 149 руб./шт

Объем (л): 0,1
Применение: Универсальная

Кроме того, она успешно используется в тормозных механизмах, предотвращая заклинивание и обеспечивая плавность работы. Графитная смазка также незаменима для смазки замков и петель, гарантируя их бесперебойное функционирование в любых условиях эксплуатации.

В промышленном оборудовании

Промышленное оборудование — еще одна область, где графитная смазка демонстрирует свои выдающиеся качества. Она широко применяется в подшипниках скольжения и качения, снижая коэффициент трения до 0,1-0,2 и повышая КПД оборудования на 10-15%.

Графитная смазка также незаменима в цепных и червячных передачах, обеспечивая их плавную работу и предотвращая преждевременный износ. Кроме того, она успешно используется в направляющих скольжения, гарантируя точность и надежность позиционирования рабочих органов станков и механизмов.

В бытовой технике

Графитная смазка находит применение и в бытовой технике, обеспечивая безотказную работу дверных петель, замков и садового инструмента. Благодаря своим антифрикционным и антизадирным свойствам, она предотвращает заедание и скрип, продлевая срок службы механизмов на 30-40%. Графитная смазка также эффективно защищает детали от коррозии, образуя на их поверхности прочную защитную пленку, что особенно важно для оборудования, эксплуатируемого в условиях повышенной влажности.

Применение в экстремальных условиях

Графитная смазка — идеальный выбор для применения в экстремальных условиях, таких как высокие (до 900°C) и низкие температуры, запыленность и повышенная влажность. Благодаря своей термостойкости и химической инертности, она сохраняет свои свойства в самых суровых условиях эксплуатации, обеспечивая надежную защиту механизмов от износа и коррозии. Графитная смазка также устойчива к воздействию большинства агрессивных сред, включая кислоты, щелочи и растворители, что делает ее незаменимой в химической, нефтехимической и других отраслях промышленности.

Как выбрать графитную смазку

Выбираем графитовую смазку критерии, совместимость, рекомендации

При выборе графитной смазки необходимо в первую очередь учитывать условия ее применения, такие как температурный диапазон, нагрузки, скорости скольжения и наличие агрессивных сред. Для высокотемпературных узлов трения следует отдавать предпочтение смазкам с высоким содержанием графита (до 30%), которые обеспечивают надежную защиту от износа и задиров при температурах до 900°C. В случае применения в условиях повышенной влажности или при контакте с водой, необходимо выбирать водостойкие графитные смазки, сохраняющие свои свойства даже при длительном воздействии влаги.

Совместимость графитной смазки с конструкционными и уплотнительными материалами — еще один важный фактор, который необходимо учитывать при выборе. Несовместимость смазки с материалами может привести к набуханию, размягчению или разрушению уплотнений, что чревато утечками и преждевременным выходом оборудования из строя. Поэтому перед применением графитной смазки необходимо удостовериться в ее совместимости со всеми материалами узла трения, включая металлы, пластики и резины.

Выбор графитной смазки должен осуществляться в строгом соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к узлу трения. Эти требования могут включать в себя такие параметры, как вязкость, коэффициент трения, термостойкость, водостойкость и другие. Использование смазки, не соответствующей техническим требованиям, может привести к ускоренному износу, перегреву или заклиниванию узла трения.

Кроме того, при выборе графитной смазки следует руководствоваться рекомендациями производителей оборудования, которые, как правило, указывают на наиболее подходящие смазочные материалы для конкретных моделей и условий эксплуатации.

Специалисты Строймашсервис-Мск

Материал подготовили сотрудники smsm.ru, имеющие практический опыт работы более 25 лет со строительным оборудованием и инструментами как российского производства, так и иностранного.

Графитовая смазка, область применения и характеристики

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

графитная смазка

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

графитовая смазка спрей

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Практически любая консистентная смазка производится на базе индустриального масла. Производится оно простыми способами обработки нефтепродуктов.

Возгонка мазута в емкости без кислорода при высокой температуре, либо деасфальтизация гудрона. Полученный жидкий материал требуется загустить.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.

основа графитовой смазки

Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Если необходимо изготовить ограниченное количество такого материала, можно стесать ножом немного графита с карандашного грифеля, и смешать с литолом или солидолом.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость. Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.
  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6. В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.
  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9. Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10. Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле

  • шаровые опоры, шарниры рулевого механизма, механизм рулевой рейки, части гидроусилителя (за исключением деталей, смазываемых трансмиссионными маслами);
  • элементы рессорной подвески (противоскрипные механизмы, плоскости прилегания пластин);
  • опорные подшипники с низкой скоростью вращения;
  • крестовины карданного вала (смазывание производится нагнетанием через т.н. «тавотницы»);
  • шлицевые соединения валов (можно использовать спрей);
    использование смазки на шлицевых соединениях валов
  • внутренние полости оболочки тросовых приводов;
  • графитовая смазка используется для клемм аккумулятора, и других электрических соединений, при условии единого слоя между соседними контактами;
  • покрытие резьбовых соединений в качестве профилактики «прикипания»;
    смазываем от прикипания
  • в качестве консерванта открытых ржавеющих деталей при длительном хранении техники.

Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

смазка Вымпел

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

смазываем тормозные колодки медной смазкой

Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в разной упаковке

Литол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.

Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Заключение

графитовый порошок в банке

При всех достоинствах составов, содержащих графит, необходимо помнить простое правило: «Каждой детали, своя смазка»

Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.

Графитовые смазки: применение, состав, лучшие бренды

Графитовыми смазками именуют смазочные материалы, содержащие в своём составе частицы графита. По виду большинство из таких смазок представляют собой чёрное или темно-коричневое вещество мало отличимое от всем известного солидола. От других смазок графитовые отличаются превосходными антифрикционными характеристиками, повышенной несущей способностью, способностью выполнять функции аварийной смазки, когда жидкие компоненты вытесняются, а оставшийся графит всё равно выполняет свою задачу.

  • Где применяются графитовые смазки?
  • Какой состав у графитовой смазки?
  • Какие виды графитовой смазки бывают?
  • Как выбрать лучшего производителя?
  • Топ 3 лучших бренда
  • В заключении

Где применяются графитовые смазки?

Графитовые смазки активно используется в автотранспорте, промышленности, находят применение в быту. Однако для некоторых сфер по их использованию есть весьма серьёзные ограничения, т. к. твёрдые зёрна графита могут серьёзно повреждать сильно трущиеся друг о друга поверхности.

Применение для авто

Определённые виды графитовых смазок используют для предотвращения износа рулевых шарниров и рулевых механизмов, смазки шаровых опор, защиты электрических соединений от коррозии, смазки противоскрипных шайб в рессорах. Также ими можно смазывать направляющие суппорта. Меднографитовая аэрозольная смазка хорошо себя зарекомендовала, как надёжное средство от «прикипания» тормозных барабанов и дисков к фланцам ступиц.

Многие водители и автомеханики отмечают, что графитовая смазка на резьбе при сборке после ремонта очень серьёзно облегчает откручивание болтов и гаек во время следующих визитов в автосервис. Насчёт того, допустимо ли смазывать «графиткой» подшипники однозначного ответа нет. При изготовлении закрытых подшипников её точно не используют. При смазывании высокоточных деталей графитовую смазку разрешается применять лишь в самых крайних случаях, когда решить проблему иными способами не получается.

Применение в промышленности

Графитовые смазки значительно продлевают время между сервисными обслуживаниями, поддерживают работоспособность и увеличивают срок службы как больших и малых механизмов. Если говорить о конкретных примерах использования, то можно упомянуть обработку графитовыми смазками открытых зубчатых передач, открытых и закрытых валов, деталей спецтехники, конвейерных цепей, лебёдок, запорной арматуры, тихоходных подшипников, подвески в крупногабаритных механизмах, шпинделей, опор буровых установок.

Применение в быту

Графитовые смазки очень хорошо подходят для обработки запорных и крепёжных механизмов, наносятся на велосипедные цепи и дверные петли. Плюс к этому они экономичны, не требуют особых условий для длительного хранения, не текут и доступны по цене.

Использование графитной смазки как термопасты пока находится на стадии эксперимента. Сложность представляет то, что теплопроводность графитовых зёрен различается в зависимости направления. Для достижения нужной теплоотдачи их обязательно требуется сориентировать определённым образом.

Какой состав у графитовой смазки?

В советское время он устанавливался ГОСТом 3333-80. Согласно этому документу графитовая смазка представляет собой органическое или синтетическое полученное из нефти вязкое масло с добавлением к нему кальциевого мыла и графитового порошка. Если совсем упростить, то графитовая смазка это очень тщательно перемешанный с графитом грубого помола солидол. Выглядит, как плотная мазь с серебристым оттенком.

Сейчас графитовыми смазками называют и смазки, где графит используется как присадка. Под современным понятием «графитовая смазка» подразумеваются:

  • Обычный графитовый порошок;
  • Графитовая суспензия в масляном растворе;
  • Смазка на основе мыла, в составе которого в качестве одной из составляющих входит графит.

Также в продаже можно встретить меднографитовую смазку. Этот смазочный материал содержит не только частицы графита, но и медную пудру.

О содержании графита следует сказать отдельно. В пластичных графитных смазках оно обычно находится в пределах от 0,5 до 20%. В графитных пастах доходит до 80%. В «классической» солидольной графитовой смазке отношение графита к другим составляющим около 10–12 %.

Какие виды графитовой смазки бывают?

К самым распространённым из них относятся карандаш, спрей и собственно смазка. Расскажем о каждой подробнее.

Смазка карандаш выпускается в упаковке в виде карандаша, не сильно высыхает, почти не смывается водой и практически не держит соприкасающуюся с ней грязь. Температурный диапазон, при котором такая смазка стабильно выполняет свои функции, варьируется от минус 40 °С до плюс 1000 °С. Формат смазки даёт возможность обработать деталь максимально точно, совсем не испачкав даже близко расположенные друг к другу элементы.

Аэрозольная графитовая смазка выпускается в аэрозольных баллончиках. Особенно хорошо себя показала при работе с авто, т. к. способна проникнуть в самые труднодоступные места. Предотвращает закисание и прилипание находящихся рядом деталей, создаёт электропроводящее покрытие и благодаря графитовым частицам очень долго сохраняет свои антифрикционные свойства.

Обычная графитовая смазка продаётся в самых разных ёмкостях. Как правило, имеет вид вязкой, в меру плотной субстанции, универсальна в применении и имеет широкий диапазон цен. Крепко накладывается на любые поверхности, устойчива к воздействию влаги и статического электричества.

Как выбрать лучшего производителя?

По поводу того, предпочесть западные или отечественные марки однозначно ответить нельзя. Всё зависит от целей использования. Для смазки дверного косяка в подавляющем большинстве случаев вполне подойдёт отечественная продукция. А вот если нужно, например, смазать ШРУСы в авто, то правильнее предпочесть один из импортных дорогих вариантов.

Если выбирать между малоизвестным и уже зарекомендовавшим себя на рынке подобных товаров производителем, то почти всегда правильнее обратиться к последнему. Исключение составляют случаи, когда либо смазывать приходится не особенно важную вещь и не хочется переплачивать, либо точно уверены в качестве смазывающего материала.

Естественно, любой производитель, смазку которого вы хотите купить, должен иметь всю необходимую разрешительную документацию. Его продукция должна соответствовать всем положенным по закону стандартам и т. п.

Топ 3 лучших бренда

Собрали для вас небольшую подборку зарекомендованных покупателями брендов, у которых есть огромное количество положительных отзывов. Также учитывалось практическое мнение экспертов из СТО, магазинов по продаже запчастей.

Смазка графитовая аэрозольная — 210 мл KERRY

Смазка графитовая аэрозольная - 210 мл KERRY

Графитовая смазка KERRY от отечественной компании. Пользователи в отзывах отмечают:

  1. Удобство её нанесения;
  2. Широкий ассортимент;
  3. Обширный диапазон цен;
  4. Способность долго держаться на поверхности;
  5. Полное соответствие всех указанных свойств, заявленным в официальной документации.

Что касается минусов, то ни на одном из популярных отзовиков на момент написания статьи, нет ни единого.

Графитовая смазка ВМП — Авто МС 1700

Графитовая смазка ВМП - Авто МС 1700

Графитовая смазка ВМП — Авто от российского производителя. В отзывах многие хвалят эту смазку, потому что у неё:

  1. Подходящий размер упаковки;
  2. Хорошая пригодность смазки для суппортов авто;
  3. Высокая адгезия при смазывании дверных ограничителей.

Из минусов наибольшее число пользователей отметили слишком высокую цену.

Графитовая смазка 3TON GRAPHITE SPRAY LUBRICANT 520 мл

Графитовая смазка 3TON GRAPHITE SPRAY LUBRICANT 520 мл

Графитовая смазка 3TON от российского производителя. По мнению очень большого числа пользователей – идеальный вариант для ДВС. К другим достоинствам можно отнести:

  1. Удобную фасовку;
  2. Лёгкость использования;
  3. Демократичную цену.

Существенных минусов не обнаружено, однако некоторые покупатели отмечают специфический запах «мазута».

В заключении

Графитовая смазка многофункциональный инструмент, который помогает как в быту, так и в промышленном секторе — сфера применения широкая. Разумеется смазка пользуется большой популярностью у автолюбителей, на СТО — так как является универсальной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *