Что лучше эур или гур
Перейти к содержимому

Что лучше эур или гур

  • автор:

Что лучше ГУР или ЭУР? Разбираемся какой усилитель руля лучше!

Что лучше ГУР или ЭУР? Разбираемся какой усилитель руля лучше!

Современный автомобиль сложно представить без усилителя руля, о котором, кстати, многие автомобилисты даже и не догадываются. Аббревиатура ГУР или ЭУР многим «наездникам» ни о чем не говорит, поэтому вопрос: какая разница между ГУР и ЭУР, задавать бессмысленно.

Сегодня на ВопросАвто мы поговорим об усилителе руля, о том каким он бывает, а также постараемся разобраться в вопросе, что лучше ГУР или ЭУР. Поехали.

Усилитель руля придумал хлипкий слабенький водитель большого грузового авто, у которого просто не было сил поворачивать тяжелый руль и огромные колеса. �� Шучу конечно! �� Хотя доля правды в этой шутке все-таки есть. Правда в том, что усилитель и вправду был позаимствован у грузовиков, именно их изначально стали оборудовать ГУРами (ГидроУсилитель Руля). Большие грузовые машины имеют большие колеса, которые повернуть не так уж просто, а если машина еще и стоит на месте, то и вовсе невозможно. Поэтому было изобретено устройство, которое вместо водителя выполняло силовую задачу во время вращения водителем рулевого колеса.

Чуть позже гидроусилитель перекочевал на легковые авто, владельцы которых также жаждали комфорта и легкости управления. Но до этого наши отцы, деды и прадеды управляли своими «ГАЗами», «Волгами», «Жигулями» и «Москвичами» без каких-либо усилителей руля, возможно из-за этого и были такими сильными и смелыми. �� (Юмор!)

Что такое гидроусилитель рулевого колеса (ГУР)?

Гидроусилитель появился первым и существенно упростил управление автомобилем, при этом его главная задача была не только снять силовую нагрузку с рук водителя, одной из задач, которые поставили перед собой конструкторы была — безопасность. После повреждения переднего колеса на скорости при наличии ГУРа водитель не терял управления над автомобилем, к тому же меньше ощущал вибрации, которые поступали от колес во время езды по неровностям.

Как работает ГУР?

Устройство ГУР

Гидроусилитель руля представляет собой набор узлов, среди которых: система масляных магистралей высокого и низкого давления, масляный насос при помощи которого происходит циркуляция жидкости гидроусилителя в бачок, в котором находится жидкость ГУР, а также рулевая рейка и наконечники. Во время поворота руля в системе гидроусилителя происходит ряд событий, о которых вы даже не догадываетесь. Вы, водитель, поворачивая руль, задаете направление, после чего специальная жидкость (синтетическое или полусинтетическое масло почти такое как в АКПП) под высоким давлением нагнетается насосом через распределитель. Тем самым образуя силу, которая воздействуя на гидроцилиндр и поршень, смещает механизмы рулевой рейки в ту сторону, которую вам необходимо. После этого жидкость ГУР по системе обратной подачи снова возвращается в бачок ГУР.

Что такое электроусилитель рулевого колеса (ЭУР) и как он устроен?

Устройство ЭУР

Спустя многие годы после появления и успешного использования ГУРа появился ЭУР — ЭлектроУсилитель Руля. Задача ЭУР такая же как и у ГУРа — облегчать управление и поворот руля. В отличие от гидроусилителя, ЭУР не использует в своей конструкции жидкость, вместо этого используется электромотор, который и создает необходимое усилие. Кроме прочих отличий, ЭУР отличается большим количеством электроники, различных датчиков, а также целого электронного блока управления (ЭБУ). Принцип установки ЭУР также отличается от гидравлического аналога. Электрический аналог располагается непосредственно на самой рулевой рейке или рулевой колонке, а поворот и передача крутящего момента происходит при помощи торсионного вала, который вмонтирован в систему рулевого управления.

Гидроусилитель создает усилие при помощи насоса и жидкости, которая образует давление, под которым происходит смещение рулевых механизмов и непосредственно поворот колес, электроусилитель выполняет то же самое действие только использует для этого электромотор и ток. Когда руль с электроусилителем поворачивается, датчик крутящего момента ЭУР это обнаруживает и сообщает об этом в ЭБУ. Затем электронный блок анализирует данные и руководствуясь определенными алгоритмами определяет количество тока необходимое для электромотора, чтобы осуществить поворот руля. Характерным отличием для ЭУР является способность увеличивать/уменьшать усилие в зависимости от скорости движения автомобиля. Как вы знаете, на скорости поворот руля происходит гораздо легче и в усилителе практически нет необходимости, так вот гидроусилитель в отличии от электроусилителя не способен учитывать скорость движения и угол поворота, за счет чего на скорости руль авто с ГУР становится «ватным» и неинформативным. ЭУР учитывает скорость движения авто и снижает усиление, в результате рулевое управление становится более острым, и водитель лучше контролирует свой автомобиль во время маневров.

Уфф. Вроде разобрались, теперь давайте перейдем непосредственно к сравнению «плюсов» и «минусов» каждого из этих устройств.

«Плюсы» гидроусилителя

ГУР относительно не дорогая система, устанавливается преимущественно на большие авто или бюджетные легковушки. Производство системы гидроусилителя менее затратное, за счет чего производитель удешевляет себестоимость своих авто.

Запас мощности. Гидроусилитель более мощный, поэтому ими оборудуются внедорожники и микроавтобусы, на которых использование ЭУР невозможно.

«Минусы» гидроусилителя

  • Необходимо постоянно следить за состоянием и уровнем жидкости в ГУРе. Кроме того, ее необходимо менять в соответствии с требованиями автопроизводителя.
  • Необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации. К примеру, крайне нерекомендовано долго удерживать руль в крайнем положении, поскольку это может привести к перегреву жидкости ГУР или вывести систему гидроусилителя из строя.
  • Гидроусилитель требует постоянного контроля со стороны владельца. Регулярно следует проверять состояние приводных ремней, шлангов, а также насоса ГУРа на предмет трещин, подтеканий и т. д.
  • Работа гидроусилителя напрямую зависит от работы мотора. Привод масляного насоса ГУРа связан с мотором, ремнем или цепью, поэтому если не работает мотор, колеса повернуть будет сложно. Кроме того, когда вы движетесь по прямой трассе на большой скорости, и в ГУРе нет никакой необходимости, мощность двигателя расходуется впустую, поскольку насос все равно работает и создает определенную нагрузку на мотор.
  • ГУР не позволит регулировать усилие в зависимости от скорости, положения руля или режима езды («SPORT», «NORMAL» и т. д.).
  • «Ватность» и неинформативность рулевого на большой скорости. Как я уже говорил, на скорости гидроусилитель «убивает» чувствительность и водителю тяжело выполнять маневр.

«Плюсы» электроусилителя

  • Довольно простая и негромоздкая конструкция. Это позволяет сэкономить место под капотом.
  • Отсутствует насос и какие-либо шланги. Это упрощает и удешевляет эксплуатацию. Нет необходимости следить за уровнем или состоянием жидкости в бачке или контролировать состояние ремней и шлангов.
  • Компактные размеры. Компактность позволяет располагать ЭУР в салоне авто, что существенно сказывается на продолжительности «жизни» этого устройства.
  • Электроусилитель экономит топливо. За счет того, что ЭУР контролирует блок управления, во время движения ЭБУ практически не использует электроусилитель, тем самым снижая нагрузку на двигатель, как результат — экономия топлива.
  • Возможность настройки усилителя «под себя». ЭУР можно очень тонко настроить, как само усиление, так и усиление на определенных скоростях и режимах работы.
  • Руль с ЭУР всегда остается «острым». Это качество очень важно для гонщиков, которые ценят информативность рулевого колеса и управляемость автомобиля превыше всего.

«Минусы» электроусилителя

Несмотря на кажущуюся безупречность, ЭУР имеет недостатки.

  • Цена. Пожалуй, самый главный и большой недостаток электроусилителя — это его стоимость.
  • Дорогой ремонт. Электроусилители считаются довольно выносливыми устройствами, однако тоже подвержены поломкам, и уж если ломаются, починить их сложно и недешево. В некоторых случаях приходится менять весь механизм в сборе.
  • Небольшой запас мощности. Этот недостаток — причина, по которой электроусилителем не комплектуются внедорожники, автобусы, пикапы и грузовики.

Именно эти, на первый взгляд, незначительные недостатки, играют в пользу ГУР и позволяют ему успешно сосуществовать с более выгодным и совершенным с любой стороны ЭУРом. Хотя, кто знает!? Прогресс не стоит на месте и возможно уже сегодня кто-то придумывает или конструирует самый новый и совершенный электроусилитель, который навсегда вытеснит из автомобильной промышленности старый добрый ГУР.

У меня все. Теперь вы знаете, что такое ГУР и чем он отличается от ЭУР, а также какие отличия есть между гидро- и электроусилителем. Спасибо за внимание и за то, что дочитали да конца. Всем Мира и до новых встреч на vopros-avto.ru.

Что лучше гидроусилитель руля или электроусилитель руля?

Что лучше гидроусилитель руля или электроусилитель руля?

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» — так считал персонаж одного известного фильма. Но автопром не стоит на месте, и теперь это выражение можно оспорить. В авто появились системы кондиционирования воздуха, подушки безопасности и другие функции для комфорта. Прогресс коснулся и рулевого управления. Если раньше, чтобы повернуть руль, нужно было приложить усилия, то теперь на автомобилях установлены усилители — гидравлические и электронные, а управлять автомобилем можно одной рукой.

Расскажем, чем отличаются друг от друга усилители руля, а также разберем основные недостатки и преимущества каждого из них.

Что такое ГУР

Гидроусилитель руля (ГУР) — это устройство, облегчающее вращения руля при маневрировании на дороге, на низкой скорости и при парковке.

Гидроусилитель руля состоит из:

  • гидронасоса — устройства, отвечающего за создание давления в гидросистеме;
  • гидравлической жидкости — масла, за счет которого создается давление в гидроцилиндре;
  • гидроцилиндра — механизма, который преобразует давление, созданное гидронасосом, в механическое усилие. Оно и помогает в повороте руля.
  • редуктора — механизма, снижающего уровень давления, создаваемого гидронасосом, для обеспечения необходимой силы при повороте руля.
  • бака для жидкости — емкости с резервным запасом масла, которая еще и поглощает возможные колебания давления;
  • фильтра — прибора для отвода грязи из масла;
  • маслопроводных шлангов — шлангов, по которым протекает гидравлическое масло.

Это схематичное описание, так как некоторые элементы ГУРа могут изменяться в зависимости от модели автомобиля.

Как работает ГУР?

При запуске двигателя автомобиля начинает работать гидронасос. Он приводится в движение от коленвала двигателя через приводной ремень и создает давление в гидравлическом масле, которое циркулирует в системе. Когда водитель начинает вращать руль, редуктор направляет поток масла так, чтобы оно давило в гидроцилиндре на вал в нужном направлении. С цилиндром связана рулевая рейка, которая через шарниры и задает нужный угол поворота колёс.

Плюсы и минусы ГУРа

В современных автомобилях редко встречаются рулевые системы с ГУРом. Зато система была популярна в иностранных авто, произведенных с 1985 по 2010 гг. Например, старые Ауди, Фольксвагены, БМВ уже с завода шли с гидроусилителем руля.

К плюсам гидроусилителя руля можно отнести:

  1. Облегчение управления. Гидроусилитель значительно снижает усилия, необходимые для поворота руля, особенно на низких скоростях или в состоянии покоя.
  2. Лучший контроль. Облегчает маневрирование и повышение точности управления, что особенно важно при парковке или в тесных условиях.
  3. Комфорт в длительных поездках. Уменьшает утомляемость водителя в длительных поездках, так как требуется меньшая физическая динамика.
  1. Потеря обратной связи. Некоторые водители — особенно те, кто уже привык управлять машиной без усилителей руля считают, что гидроусилители уменьшают «ощущение дороги» и само управление становится менее интуитивным.
  2. Увеличенный расход топлива. Из-за того, что система потребляет часть мощности двигателя, увеличивается расход топлива.
  3. Сложность и высокая стоимость ремонта. Хотя проблемы с ГУРом появляются довольно редко — каждые 200-300 тыс. км, ремонт гидроусилителя руля сложнее и дороже в обслуживании по сравнению с классической системой рулевого управления. К потенциальным проблемам можно отнести неисправность насоса, протечки, заклинивание редукционного клапана насоса или попадание воздуха в систему.
  4. Возможные утечки. Шланги могут расслаиваться и выпускать масло из системы, что приведет к масляному голоданию, ухудшению управляемости и как следствие — к аварии.
  5. Занимает место в подкапотном пространстве.

К минусам можно отнести и высокую стоимость самого оборудования, из-за которого гидроусилители постепенно уступают место электроусилителям.

Что такое ЭУР и как он работает

Электроусилитель — это устройство, облегчающее вращения руля при маневрировании на дороге благодаря электромотору.

Электроусилитель в автомобилях состоит из следующих компонентов:

  • Рулевой вал с торсионным валом. Рулевой вал соединяет руль с механизмом управления. Торсионный вал помогает применять усилия, прилагаемые водителем к рулю, и передает эту информацию в ЭБУ.
  • Электродвигатель. Этот механизм служит для передачи усилий на рулевой вал. Работа электродвигателя регулируется ЭБУ на основании информации от датчиков.
  • Электронный блок управления (ЭБУ). Это блок управления работой электроусилителя, анализирующий данные от датчиков и регулирующий работу электродвигателя для обеспечения необходимого усиления.
  • Датчик крутящего момента (бесконтактный). Этот датчик измеряет усилие, приложенное водителем к рулю, и передает эту информацию в ЭБУ для повышения уровня усиления.
  • Датчик положения ротора. Он определяет точное положение ротора электродвигателя, что позволяет ЭБУ точно регулировать его работу для стабилизации усиления.

Принцип действия электроусилителя руля начинается с того, что когда водитель поворачивает руль, торсионный вал в рулевом валу искривляется пропорционально приложенному усилию. Это изменение фиксируется датчиком крутящего момента, который посылает сигнал о приложенном усилии в ЭБУ. Он анализирует эти данные с информацией от других датчиков автомобиля, чтобы определить, какой результат необходим. После обработки информации ЭБУ отправляет сигналы на электродвигатель.

Электродвигатель работает в паре с механической системой рулевого управления, а электроусилитель постоянно корректирует уровень усиления на основе обратной связи от датчиков, обеспечивая возможность управления в различных условиях вождения.

Минусы и плюсы электрического усилителя

Преимущества и недостатки электроусилителя стоит рассматривать относительно ГУРа. Помимо легкости вращения руля, ЭУР обладает следующими преимуществами:

  1. Цена. Сейчас почти не найти автомобилей с ГУРом, так как по себестоимости ЭУР выходит на 30-35% дешевле.
  2. Уменьшение нагрузки на двигатель. Электроусилитель не зависит от двигателя — не раскручивает ремень, поэтому авто проще заводится и не увеличивает расход топлива.
  3. Простота интеграции с дополнительными системами. С электроусилителями легче интегрировать различные функции помощи водителю.
  4. Компактность и гибкость в дизайне. Электроусилители занимают меньше места за счет отсутствия насоса, ремней и т.д.

Но и минусов у ЭУРа достаточно:

  1. Ограниченное применение. Электромотор обладает маленькой мощностью и встречается только на легковых автомобилях.
  2. Теряется связь с самим автомобилем. Часто теряется связь с колесами — может просто не повернуть авто в нужном направлении, что приведет к аварии.
  3. Риск перегрева. При езде по неровной дороге, когда постоянно приходится маневрировать — электромотор перегревается и выходит из строя. Особенно это касается старых авто.
  4. Ненадежность и неремонтопригодность. Любая часть, которая выйдет из строя не подлежит ремонту и придется ее менять.
  5. Сложная диагностика. Проверить работу ЭУР можно только в автосервисе на специальном диагностическом стенде.

Заключение

ГУР и ЭУР — это системы облегчения поворота рулевого механизма, и каждая имеет свои преимущества. ГУР подходит для крупногабаритных авто, а ЭУР — легковым машинам.

⚖️ Что лучше: ГУР или ЭУР — гидроусилитель или электроусилитель руля

Сравнение разных по устройству, но одинаковых по назначению узлов автомобиля — нормальное явление. ГУР или ЭУР в этом плане далеко не единственный пример. Автомат или механика, ксенон или LED, АКБ GEL или AGM… По своей сути эти пары являются одним и тем же. Только придумали их в разное время и сделали по разным технологиям. Вполне закономерно, что подобные вещи всегда сравнивались. Усилители руля не остались без внимания.

15 критериев сравнения ЭУР с ГУР

Что-либо сравнивать лучше всего по определённым критериям. Чем таковых больше, тем объективнее могут считаться итоги. В случае с электроусилителем и гидроусилителем после недолгих размышлений критериев нашлось 15 штук:

  1. Субъективные ощущения.
  2. Конструктивные особенности.
  3. Сложность устройства.
  4. Цена машины.
  5. Надёжность.
  6. Сложность обслуживания.
  7. Стоимость ремонта.
  8. Отзывчивость рулевого управления.
  9. Обратная связь от колёс.
  10. Вид усилителя и расход топлива.
  11. Размеры и вес.
  12. Проблемы в зимнее время года.
  13. Коэффициент усиления.
  14. Совмещение с «умной» электроникой автомобиля.
  15. Безопасность.

По таким пунктам, например, как конструктивные особенности и совмещение с «умной» электроникой — между ГУР и ЭУР целая пропасть. Есть и такие, разница по которым весьма размыта и не всегда однозначна. Например, сложно с уверенностью заявлять, что машины с гидроусилителями более дорогие, чем с электроусилителями. Тем не менее, некая закономерность наблюдается по абсолютно каждому из представленных критериев. А это значит, что рассматривать их стоит все.

Субъективные ощущения

Как бы сумбурно это не выглядело, но объективное мнение всегда складывается из нескольких субъективных. Причём, первое всегда считалось более ценным, чем второе. В случае с выяснением вопроса что лучше — гидроусилители или электроусилители руля — всё просто. Надо обязательно попробовать и то, и другое. Без этого хоть сотню статей перечитайте по теме — толком ничего не поймёте. Это как пытаться судить о вкусе двух сортов кофе, читая их описания на упаковках.

Единственная польза от подобного рода материалов заключается в том, что они помогают понять, на что обратить внимание. То есть, если без подготовки проехаться на двух машинах с разными системами усиления руля, выводы будут неполноценными. Аналогичное сравнение, но уже с предложенным списком критериев — позволит ярче увидеть не совсем очевидные вещи.

Что-то более конкретное по этому пункту сказать невозможно, так как будет необъективно. К примеру, автор материала отдаёт предпочтение классическому ГУР. Причин несколько. Среди них чистая случайность — машин желаемой модели с ЭУР попросту никогда не попадалось. Но это никак не может значить, что гидравлика объективно лучше электроники. Одного критерия и мнения маловато. Идём дальше.

Конструктивные особенности и сложность устройства

Эти критерии стоит объединить, так как сложность устройства становится более-менее понятной сразу после разбора конструктивных особенностей. Забегая наперёд, отметим для себя, что машин с гидроусилителями пока больше, чем с электроусилителями. Поэтому первой будет рассматриваться классическая гидравлика.

Устройство ГУР

Гидроусилитель руля

Вся суть механизма заключается в следующем. Гидроусилитель «понимает», когда и в какую сторону водитель вращает руль, и в зависимости от этого помогает поворачивать передние колёса. Сила, которая используется для выполнения работы — жидкость под высоким давлением. Создаётся оно посредством насоса. Последний постоянно приводится в действие от двигателя.

Сначала следует разобраться, как система «толкает» колёса в нужную сторону. Делает это гидравлическая рулевая рейка. Основная её часть — гидроцилиндр. В нём есть поршень, который разделяет цилиндр на два герметичных отсека. Физически он закреплён на рейке, которая через тяги и рулевые наконечники толкает колёса в одну и другую сторону. Если подать рабочую жидкость под большим давлением в один из указанных отсеков, поршень начнёт двигаться. Так ГУР «помогает» водителю поворачивать колёса.

Разберём вкратце, как ГУР «понимает» — когда и в какую сторону водитель вращает руль. Ведь от этого зависит, в какой из двух отсеков будет подаваться рабочая жидкость. До тех пор, пока автомобиль едет прямо, масло в системе усилителя циркулирует вхолостую. То есть, перегоняется из пустого в порожнее. Как только руль начинает вращаться, рабочая жидкость под давлением устремляется в гидравлическую рулевую рейку. Отвечает за это узел, который называется распределителем.

Устройство ГУР

Распределитель — это, пожалуй, самая сложная деталь ГУР. Бывают они разных конструкций, и описывать их здесь нет особого смысла. У нас иная цель. По итогу получается, что гидроусилитель имеет достаточно сложное устройство. Но не спешите с выводами. Посмотрим теперь на ЭУР.

Устройство ЭУР

В минимальном исполнении электроусилитель руля состоит из трёх узлов — электродвигателя, датчика вращения руля и контроллера. Вроде бы просто и понятно. Датчик «следит», крутится ли руль, и в какую сторону. Если да, то на контроллер передаётся соответствующий набор сигналов. Тот, в свою очередь, отдаёт команды электродвигателю — в какую сторону вращаться и с какой силой. Ну а сам двигатель физически соединён с рулевым управлением и передними колёсами.

ЭУР

Если смотреть на электроусилитель с такой точки зрения, то эта технология может показаться на порядок проще, чем гидравлика. Однако это не совсем так. Тот же контроллер показался простым, так как для непонимающего человека это просто какая-то коробочка с электронными компонентами. А вы пробовали когда-нибудь разобраться, как работает электроника? Если углубиться, то она куда сложнее, чем гидравлика.

В итоге имеем следующее. Визуально ГУР кажется более сложным узлом, чем ЭУР. В том числе потому, что электроусилители руля выглядят компактнее и в них вся суть спрятана внутри. Если же посмотреть на эти две технологии с точки зрения ремонта, выводы по поводу того, что лучше — уже не будут такими однозначными. Но о ремонте ещё поговорим.

Цена машины

Этот пункт часто относится к недостаткам гидравлических усилителей. А всё потому, что для изготовления ГУР требуется больше материалов. К их прочности тоже предъявляются жёсткие требования, так как внутри высокое давление. ЭУР обходится производителям сравнительно дешевле. Но насколько?

Если машина с электроусилителем руля стоит, скажем, полмиллиона неважно каких денег, то с гидроусилителем её цена будет выше на пару тысяч. Справедливости ради следует сказать, что такая закономерность наблюдается не всегда. Да и разница в пару тысяч на фоне полумиллиона выглядит, по правде говоря, смешно. По крайней мере, недостаточно серьёзно для того, чтобы по этому критерию уверенно заявить — ЭУР лучше ГУР.

Надёжность

В плане надёжности на мнение большинства часто влияют какие-то субъективные оценки. К примеру, кто-то купил машину с ЭУР, который отказал в первый же год эксплуатации. Понятное дело, что данный автовладелец будет с пеной у рта доказывать, что электроусилитель — это в крайней степени ненадёжное барахло. Но означает ли это, что ГУР объективно надёжнее? Отнюдь.

Ведь раз на раз не приходится. У кого-то и гидроусилители часто выходят из строя. А ещё они поголовно текут, гудят, становятся источником вибрации руля и так далее. Другие же вообще не знают даже, какого типа у них усилитель на машине. Он просто работает, и не создаёт проблем долгие годы.

В целом, если потратить с полчаса времени на прогулку по автомобильным форумам, можно увидеть, что о поломках ЭУР реальные автолюбители пишут чаще. Соответственно, из-за этого складывается впечатление, что ГУР — более надёжная и безотказная технология. На самом деле утверждать это нельзя. Слабые места есть там и там. А ещё от марки и модели машины многое зависит. Где-то используются более удачные конструкции, хоть и морально устаревшие. На других автомобилях, наоборот, новые технологии, но ещё требующие серьёзной доработки.

Итог — теоретически ГУР лучше ЭУР в плане надёжности. Но с большим количеством оговорок и уточнений.

Сложность обслуживания

Кто владел машинами с гидроусилителями, тот знает, в каком обслуживании они нуждаются. Надо следить за уровнем рабочей жидкости. Своевременно её доливать. На рулевой рейке есть пыльники. Если они потрескались или, не дай бог, разорвались — гидроцилиндру с поршнем капец. За другими деталями рулевого управления тоже надо следить, так как из-за убитых наконечников или тяг легко может пострадать и гидравлика. В общем, нескучная технология — ГУР.

С электрическими усилителями руля, на первый взгляд, куда проще. Чего стоит только то, что жидкости никакой нет. Однако не следует обольщаться и расслабляться. Есть и у ЭУР детали, требующие периодического внимания со стороны автовладельца. В том числе, как и другая электроника, система нуждается в обеспечении хороших контактов, защите от влаги и регулярном устранении окислов. Очень часто за этим всем не следят, зато потом генерируют на форумах свои жалобы и сетования, что ЭУР — это синоним ненадёжности.

Итог — ГУР немножечко сложнее в обслуживании. Жидкость, даже если не подтекает, нуждается в периодической замене. Пыльники и прочее. ЭУР же, если удачно сделан, внимания требует лишь изредка. А встречаются и такие, которые без какого-либо обслуживания молотят годами безотказно.

Стоимость ремонта

По этому критерию чаще нахваливают ЭУР, что несправедливо. Да. Конечно. Если за гидроусилителем руля не следить, долго заставлять его работать с недостаточным уровнем жидкости и порванными пыльниками — ремонт встанет в нехилую копеечку. Однако, если автовладелец своевременно обслуживает систему усиления руля, то служить без поломок она может практически вечно. Сюда стоит также добавить такой немаловажный фактор, как многокомпонентность узла. То есть благодаря тому, что ГУР состоит из многих отдельных деталей, их замена обычно не бывает дорогой.

Что же касается ЭУР, то в большинстве случаев система представляет собой блочный узел. Соответственно, если что-то и ломается, менять надо целый блок. А это уже совсем другие деньги. Дорогое в данном случае всё — и электродвигатель, и контроллер. Чинить эти детали можно, конечно, самостоятельно. Но это куда сложнее, чем поменять жидкость, растрескавшиеся пыльники или повреждённые патрубки. Опять же, из-за большей распространённости ГУР запчасти найти легче. В частности, на тех же разборках.

Итог — ремонт ЭУР обычно обходится дороже, поскольку система имеет блочную структуру. ГУР бьёт по карману лишь тем, кто долго за ним не следит, ездит без жидкости или с повреждёнными пыльниками. Но, опять же, раз на раз не приходится. Это тоже надо учитывать.

Отзывчивость и обратная связь рулевого управления

Опять объединяем два критерия в кучу, так как отдельно рассматривать их особого смысла нет. Тем более, что по этому пункту ГУР явно лучше ЭУР. Рулевое управление с гидравлическим усилением более отзывчивое, информативное и понятное. К езде на машине с электроусилителем часто надо привыкать. Некоторые так и не могут этого сделать, отказываясь от этой технологии если не навсегда, то надолго.

Сюда часто также приплетают ощущения от вождения машины. Большинство говорит, что приятнее они с ГУР, чем с ЭУР. Так ли это, словами доказать невозможно. Надо пробовать. Кроме того, так называемая «ватность» руля с электроусилителем ощущается далеко не на всех автомобилях. А на самых современных система ещё и регулируется, что позволяет подстроить чувствительность, отзывчивость и обратную связь под личные предпочтения.

Итог — электроусилители руля пока ещё не на всех машинах радуют своих владельцев по данному критерию. Гидравлику в этом плане сложно превзойти, если не невозможно.

Вид усилителя и расход топлива

На этот счёт в Интернете развелось немало «экспертов», которые со всей серьёзностью утверждают, что машина с ГУР расходует больше топлива, чем с ЭУР. Обосновывают они это тем, что насос гидроусилителя постоянно вращается, отбирая энергию у двигателя. А это дополнительное топливо. Электродвигатель же ЭУР вращается только тогда, когда водитель крутит руль. Соответственно, только в эти моменты кушает топливо, которое тратится на выработку генератором электроэнергии.

В теории всё наглядно и логично. Но есть сразу три «но». Во-первых, ещё никто и никогда не измерял на практике, сколько именно топлива уходит конкретно на работу ГУР или ЭУР. Во-вторых, насос в случае с гидравликой хоть и вращается постоянно, но, когда руль не крутится, делает он это вхолостую. В-третьих, без экспериментов невозможно сказать, насколько нагружает электродвигатель во время работы генератор. А ведь на секундочку, мощность мотора ЭУР варьируется от 1 кВт и выше. Это сопоставимо со стартером. А уж о том, насколько это мощный потребитель, надеемся, знают все.

Итог — мнимая экономичность машин с ЭУР является ничем иным, как непроверенным мифом. Пользуются этой выдумкой и продавцы машин, и «эксперты» с диванов, и остальные, кому выгодно преподнести электроусилители в наилучшем свете. С объективностью это ничего общего не имеет.

Размеры и вес

Если считать более компактное и лёгкое преимуществом, то по этому критерию электроусилитель лучше гидроусилителя. С другой стороны, кому есть дело до того, насколько большой или тяжёлый узел автомобиля, если разница на фоне полутора тонн составляет несколько жалких сантиметров с килограммами. В руках носить усилитель руля не нужно. Под капотом он занимает ровно столько места, сколько под него выделили конструкторы.

Итог. В вопросе что лучше — ГУР или же ЭУР — размер и вес не имеет никакого практического значения. Для тех же конструкторов, да, это важно. Но нам, как автовладельцам, всё равно.

Проблемы в зимнее время года

Здесь всё крайне просто, а потому коротко. Где есть жидкость и резиновые детали, там всегда имеются проблемы, связанные с отрицательными температурами. Масло в холодное время года густеет, требует время для прогрева, и пока этого не сделает, работать эффективно не будет. Резиновые пыльники, сальники и уплотнители на морозе дубеют, изнашиваются. В ЭУР этого всего нет. А значит, нет и проблем. Правда, только когда вопрос касается зимы.

Коэффициент усиления

По этому пункту электроника не обойдёт гидравлику никогда. Не потому, что невозможно создать мощный электродвигатель. Ещё как можно. Но это уже недетские габариты и вес. А самое главное — питание. Мощность генератора ограничена, и расходуется далеко не только на усилитель руля. Как раз именно это, по большому счёту, и является самым серьёзным тормозом, не позволяющим инженерам делать ЭУР хоть сколь-либо приближёнными по мощности к ГУР.

Итог — очевидный. С другой стороны, нельзя сказать, что на легковых автомобилях у водителей возникает из-за этого дискомфорт. Усилия хватает что там, что там. Вот у грузовиков и тяжёлой спецтехники есть такая проблема. Потому ГУР у них пока что незаменимый.

Совмещения с «умной» электроникой автомобиля

ЭУР и умная электроника

Здесь тоже почти всё очевидно, и не требует подробных объяснений. Электрический узел гораздо проще совместить с «умной» электроникой, нежели гидравлический. Благодаря этому появились автомобили, которые умеют самостоятельно парковаться, ехать без водителя, ориентируясь по дорожной разметке и так далее. Также из-за этого фактора многие считают, что за ЭУР будущее. Может-быть и так. Такое будущее, между прочим, уже наступило, но только у 1% населения планеты Земля.

Безопасность

Этот критерий последний только в нашем списке. В жизни он чуть-ли не самый первый. Чтобы сравнить объективно ЭУР с ГУР по безопасности, нарисуем в уме для обеих технологий результат отказа системы. Когда на ходу прекращает работать гидравлический усилитель, автомобилем можно продолжать управлять. Да. Руль крутить будет тяжелее, чем обычно. Но направить машину туда, куда нужно, возможность остаётся.

При отказе ЭУР такая возможность предоставляется водителю далеко не всегда. В жизни встречались глюки электроники, из-за которых машина не то, что теряла управление, а попросту ехала туда, куда ей приказывает взбесившийся электроусилитель руля. К счастью, такие случаи единичные. Тем не менее, этого достаточно, чтобы считать ГУР более безопасным.

Краткие итоги

По итогам вы узнали, пускай и в общих чертах, в чём заключается отличие гидроусилителя от электроусилителя руля. Какими достоинствами и недостатками обладают обе технологии. Слабые и сильные стороны, перспективы, мифы и ничем не подтверждённые выдумки диванных «экспертов» тоже теперь известны. На вопрос же, что лучше — ГУР или ЭУР, ответ придёт сам, когда попробуете оба варианта на практике.

ВИДЕО: ГУР или ЭУР — что лучше

Автор: Петренко Сергей Категория: Рулевое управление Доступны: Обновлено: 02 февраля 2024 Просмотров: 3363

Что лучше — ГУР или ЭУР: в чем разница, какие преимущества

что-лучше-гур-или-эур

Всем доброго времени суток! Находясь за рулем автомобиля, меня посетила одна мысль. Я решил сравнить, что лучше — ГУР или ЭУР.

Сейчас редко встретишь автомобили, на которых с завода не установлен усилитель рулевого колеса. К их числу можно отнести модели ВАЗ, УАЗ Буханка, Газель и прочие старые машины.

А вот на автомобилях уровня ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 в дорогих комплектациях усилитель появился. На Приоре, Ладе Гранта, машинах типа Форд Фокус 3, Митсубиси Лансер, Ауди А4 усилитель является обязательным элементом базовой комплектации.

гур эур

Все усилители можно разделить на 2 большие группы. Это электроусилитель и гидроусилитель. Но справедливости ради отметим еще и ЭГУР, как разновидность гидравлического устройства. Он дополнительно оснащен электромоторчиком, работает за счет гидравлической жидкости и зависит от работы электросистемы авто.

Для объективности будет сравнивать именно ГУР и ЭУР, как полноценные представители устройств усиления рулевого управления.

Немного про ГУР

Логично узнать, на каких машинах устанавливается гидравлическая система. На самом деле именно ГУР является первой разновидностью усилителей, которые появились на автомобилях.

Несмотря на солидный возраст, от них не отказываются до сих пор.

Как проверить работосрособность аккумулятора

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность дома без приборов

Для начала разберемся с принципом работы. Он довольно простой. Основным элементом считается гидравлическая жидкость. Здесь рулевая рейка выполнена в виде полого цилиндра. Внутри него осуществляет свой год поршень, соединенный с рулевым валом. Если говорить в общих чертах, это чем-то напоминает обычный медицинский шприц. С помощью специального насоса нагнетается жидкость в разные стороны, помогая тем самым водителю вращать баранку.

В цилиндре находится в среднем около 600-1000 мл жидкости. Насос, нагнетающий гидравлику, работает от коленвала двигателя, имея соединение с помощью ременной передачи.

Не стоит забывать про трубки из металла и резины, по которым ходит жидкость.

ГУР отбирает часть мощности мотора, поскольку она уходит на работу насоса.

В последнее время начали внедряться электрические гидроусилители. Отличий от ГУР не так много. Ременной насос просто заменили на электродвигатель. На него идет электричество, и насос работает.

Тем самым ЭГУР не отбирает мощность у двигателя, а также позволяет расходовать немного меньше топлива.

гур

Плюсы и минусы

У ГУРа есть несколько характерных преимуществ и недостатков.

Начнем с положительных качеств. К числу достоинств можно отнести такие пункты:

  • хорошая управляемость;
  • отличная обратная связь;
  • способность создавать большие усилия;
  • пригодность для использования на тяжелых машинах;
  • одинаковый комфорт управления на малой и высокой скорости;
  • отказ от ременной передачи на ЭГУР;
  • отсутствие сложных датчиков и контроллеров;
  • фактически это аналоговая система;
  • высокий уровень надежности.

Весь уход заключается в том, чтобы вовремя менять масло и следить за его уровнем.

Причем масло в гидроусилителях действительно служит долго. По заявлениям некоторых автопроизводителей, жидкость в усилителе не меняется в течение всего эксплуатационного срока.

гур руля

Важным фактором в пользу ГУР можно назвать способность оснащать таким усилителем тяжелую технику, грузовики и автобусы. Электрические аналоги пока плохо справляются с подобными машинами.

Особых претензий к таким агрегатам нет. Но все же выделить несколько недостатков можно. А именно:

поворот-по-стрелке

Что нужно знать про поворот по стрелке и как не нарваться на штраф

  • требует много места под капотом;
  • система использует жидкость, которая может вытекать;
  • утечка жидкости ведет к моментальной поломке;
  • ременная передача повышает расход топлива;
  • дополнительно нагружает двигатель;
  • отбирает часть мощности ДВС;
  • при низкой температуре требуется предварительный прогрев;
  • эксплуатация без масла строго запрещена;
  • в некоторых случаях ремонт обходится дорого.

Их существенных минусов стоит отметить лишь отбор мощности, расход топлива и вероятность утечки гидравлической жидкости.

В остальном же преимущества превышают значимость недостатков.

гидроусилитель

Поговорим про ЭУР

Электроусилитель создавали как новый шаг в усовершенствовании усилителей рулевого управления.

Ее называют более совершенной и простой. Причем ЭУР имеет внушительное количество разновидностей.

В двух словах опишу принцип работы. Здесь в основе всей системы лежит электрический двигатель, который соединяется с валом. Этот мотор осуществляет вращение вала в левую или правую сторону. Тем самым водителю проще вращать рулевое колесо. Разница между электроусилителями заключается в том, что моторчик может устанавливаться на разные участки рулевой системы. Обычно это рулевая колонка, вал рейки, переходник в виде шариковой гайки и прочие решения.

Среди всех представленных вариантов, именно конструкция с шариковой гайкой ближе всех оказалась к гидроусилителям в плане точности и создания оптимального усилия для работы рулевого механизма.

Остальные же пока в поисках и на пути к совершенствованию.

ЭУР лишен всевозможных трубок, здесь не применяются жидкости и шланги из металла или резины. Также отсутствует насос. Это обеспечивает конструкции компактность. Иногда полноценный ЭУР помещается на рулевой колонке.

электроусилитель

В чем плюсы и минусы

Начнем с положительных моментов.

К числу достоинств электроусилителей на автомобилях относят такие пункты:

  • хорошее создаваемое усилие при управлении;
  • минимум 2 режима работы (город и трасса);
  • способность лучше экономить топливо;
  • компактные размеры;
  • технически более простая конструкция;
  • не используются жидкости;
  • обладает широким температурным режимом работы;
  • в случае возникновения неисправности рулить все равно можно;
  • ряд электронных помощников парковки и автопилот работают только с ЭУР;
  • надежные системы, по качеству не уступающие конкуренту.

Владельцы автомобилей с электроусилителем даже не знают, что такое замена гидравлической жидкости или как выглядит потекший сальник.

Многие электроусилители отлично работают до 150-200 тысяч км пробега, не проявляя никаких признаков неисправностей.

Но если вы заметили, что у вас скрипит руль , либо по какой-то причине руль тянет в сторону , есть высокая вероятность того, что усилитель вышел из строя.

На самом деле и с гидравликой может случаться нечто подобное.

эур

Кажется, я что-то забыл. Ах да, назвать недостатки.

Минусов у ЭУР вполне достаточно. Среди них:

  • сложный и дорогой ремонт;
  • система боится влаги;
  • нужна более сложная электропроводка;
  • требуется мощный генератор на машине;
  • первые образцы ЭУР часто глючат и работают невнятно.

Ситуации, когда руль не возвращается в исходное положение, довольно распространены для усилителя. Хотя причин такого явления есть несколько.

Что в итоге

Цена на авто с электроусилителями зачастую выше, как и предполагаемые расходы на их ремонт. Но тут все зависит от конкретной ситуации и модели ЭУР. Многие из них работают значительно лучше и дольше, нежели ГУР.

гур или эур лучше

Объективно будущее за электроусилителями. Учитывая темпы, с которыми развиваются и совершенствуются технологии, в скором времени ЭУР окончательно превзойдут ГУР по всем направлениям. Пока же между ними наблюдается равенство.

А какой усилитель руля стоит на вашей машине? Имело ли это значение при выборе автомобиля, и какой системой вы больше довольны?

Подписывайтесь, оставляйте обязательно комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *