Гтц что это в машине
Перейти к содержимому

Гтц что это в машине

  • автор:

Главный тормозной цилиндр

Что такое ГТЦ (главный тормозной цилиндр)

Главный тормозной цилиндр или ГТЦ (на английском main brake cylinder или master cylinder) — это деталь системы торможения автомобиля, которая преобразует энергию нажатия тормозной педали в усилие прижимания тормозных механизмов.

фотогалерея:

Процесс замена главного тормозного цилиндра Лада Нива

Главный тормозной цилиндр в подкапотном пространстве ВАЗ 2108

Главный тормозной цилиндр в подкапотном пространстве ВАЗ 2110

Главный тормозной цилиндр в подкапотном пространстве ВАЗ 2114

ГТЦ имеет цилиндрический металлический корпус, с выходами для тока гидравлической жидкости. Именно он является основным компонентом системы и управляет усилиями цилиндров каждого отдельного колеса. Поэтому не стоит путать его с колесными тормозными цилиндрами: на барабанных тормозах они выглядят в виде бочонков, раздвигающих тормозные накладки, а в дисковых тормозах они находятся в суппортах (поршень суппорта).

Где находится ГТЦ

Главный тормозной цилиндр находится в верхней части подкапотного пространства, вплотную к стенке, отделяющей моторный отсек от салона. Проще всего найти ГТЦ по резервуару тормозной жидкости, который всегда установлен сверху.

Зачем нужен ГТЦ

ГТЦ преобразовывает энергию нажатия на тормозную педаль в энергию сжатия тормозной жидкости. И усилие очень быстро передается по системе. Его задача обеспечивать тормозное усилие хотя бы в одном из контуров тормозной системы. При отказе одной части системы, всегда остается работоспособным еще один контур. Это позволяет машине тормозить, хотя и не так эффективно. В современных автомобилях ГТЦ работает в паре с системой ABS — последняя регулирует тормозное усилие на колесах, управляя давлением через главный тормозной цилиндр.

Виды ГТЦ

Главный тормозной цилиндр может быть одно- и двухсекционным. Но первый вид на сегодня уже практически не используются — такие стояли, например, на грузовиках ГАЗ-53.

Односекционный ГТЦ с ГАЗ 53

Односекционный ГТЦ с автомобиля ГАЗ 53

Двухсекционный ГТЦ с Хонды Аккорд

Двухсекционный главный тормозной цилиндр от Хонда Аккорд

Также главные тормозные цилиндры могут отличаться наличием и отсутствием усилителя тормозов. Но опять же — все современные автомобили оснащены вакуумными усилителями тормозов. Поэтому на подавляющем большинстве машин, которые эксплуатируются сейчас, установлены двухсекционные ГТЦ с вакуумными усилителями тормозов.

Как работает ГТЦ

Внутри металлического корпуса ГТЦ друг за другом размещены два поршня. Когда водитель жмет на тормозную педаль, усилие через толкатель передается на вакуумный усилитель тормозов. Тот в свою очередь толкает шток ГТЦ. Шток непосредственно упирается в первый поршень главного тормозного цилиндра, который сжимая тормозную жидкость, создает давление в первом контуре. Одновременно с этим шток продолжает движение и второй поршень создает давление во втором контуре. В пустоты, оставшиеся после движения поршней, подается тормозная жидкость. Она поступает из компенсационного резервуара, установленного сверху ГТЦ. Создав давление в тормозной системе, ГТЦ таким образом передает энергию сжатия на колесные цилиндры. Это приводит к прижатию тормозных колодок к тормозному диску или к распиранию барабанных колодок внутри тормозного барабана. Автомобиль замедляется.

Принцип работы ГТЦ

Когда водитель снимает ногу с педали тормоза, шток возвращается в исходное положение. Поршни тоже возвращаются на место благодаря возвратным пружинам. Давление в системе уменьшается, а вытесненная поршнями тормозная жидкость возвращается в бачок. Для предотвращения перетекания тормозной жидкости между поршнями или вытекания из корпуса ГТЦ, в его конструкции используются резиновые манжеты.

Конструкция

Устройство главного тормозного цилиндра

  1. Шток вакуумного усилителя тормозов.
  2. Стопорное кольцо.
  3. Перепускное отверстие первого контура.
  4. Компенсационное отверстие первого контура.
  5. Первая секция бачка.
  6. Вторая секция бачка.
  7. Перепускное отверстие второго контура.
  8. Компенсационное отверстие второго контура.
  9. Возвратная пружина второго поршня.
  10. Корпус главного цилиндра.
  11. Манжета.
  12. Второй поршень.
  13. Манжета.
  14. Возвратная пружина первого поршня.
  15. Манжета.
  16. Наружная манжета.
  17. Пыльник.
  18. Первый поршень.

Схема работы

Для того, чтобы даже в случае утечек автомобиль мог замедляться, гидравлическую тормозную систему всегда делят на два отдельно работающих контура. Именно поэтому все современные тормозные цилиндры получили двухсекционную конструкцию с двумя поршнями. Даже если в одном контуре невозможно создать давление и поршень ходит свободно, то в другом ГТЦ сможет спровоцировать успешное торможение.

Контуры подключаются к колесам по-разному, в зависимости от производителя и типа привода. Самые распространенные варианты схемы работы:

  • Параллельный 4+2, когда один контур работает на всех четырех колесах, а второй — только на передних (страхует первый).
  • Параллельный 2+2, с отдельными контурами для обеих осей (распространено для автомобилей с задним приводом).
  • Диагональный 2+2, когда один контур работает на правое переднее и левое заднее колесо, а второй — наоборот. Если откажет один из контуров, второй позволит тормозить обе стороны автомобиля.

Схема работы главного тормозного цилиндра

Признаки выхода ГТЦ из строя

Есть несколько признаков проблем с ГТЦ.

  1. Следы подтеканий тормозной жидкости. В первую очередь на вакуумном усилителе тормозов, расположенного непосредственно под тормозным цилиндром. Причина в износе воротничкового манжета низкого давления.
  2. Слишком “мягкая” педаль тормоза говорит о том, что система разгерметизировалась и усилие педали не передается, потому что сжатие тормозной жидкости не происходит. Случается из-за износа манжет поршней или стенок самого ГТЦ, в результате чего он не может прокачать тормозную жидкость.
  3. Педаль тормоза может подклинивать, когда засорения забили компенсационное отверстие ГТЦ.
  4. Педаль тормоза может заедать, если заедают поршни ГТЦ. Причина — загрязнения, которые со временем появляются в тормозной жидкости. Именно поэтому ее нужно регулярно менять.
  5. Педаль тормоза не возвращается, если возвратные пружины уже не могут вернуть поршни ГТЦ на место. Хотя возможны и физические повреждения самой педали.

Есть и косвенные признаки, одной из причин которых может быть неисправный ГТЦ. Среди них неравномерный износ колодок и увод автомобиля в сторону при торможении.

Основные неисправности ГТЦ и их причины

Самая часто возникающая неисправность — это износ резиновых компонентов ГТЦ. Прокладки, уплотнители и манжеты просто изнашиваются со временем. В этом им помогают различные загрязнения, которые рано или поздно накапливаются в тормозной жидкости.

Изношенные уплотнители на штоке ГТЦ

Шток ГТЦ с изношенными резиновыми компонентами

Изношенный уплотнитель из ГТЦ

Следы износа на одном из резиновых уплотнителей ГТЦ

Также износу и деформации может подвергаться зеркало тормозного цилиндра. Это происходит в результате кавитации тормозной жидкости и наличия в ней загрязнений.

Еще неисправность может вызвать потеря давления в системе в результате утечек. Тормозная жидкость может подтекать через любые другие детали гидравлической системы тормозов. Это результат физических повреждений компонентов. И хотя потеря давления не является непосредственно неисправностью ГТЦ, она приводит к тому, что главный тормозной цилиндр не может выполнять свои функции.

Проверка и обслуживание ГТЦ

Ремкомплект ГТЦ на Ланос

Ремкомплект ГТЦ для Ланоса

Главный тормозной цилиндр — необслуживаемая деталь. Хотя для его ремонта в случае износа резиновых уплотнителей может использоваться ремкомплект. Актуальность его применения определяют после оценки эффективности работы цилиндра и оценки изношенности компонентов после полной разборки.

Проверка ГТЦ осуществляется следующим образом.

  1. Проверяются следы потеков или внешние повреждения корпуса.
  2. Проверка герметичности тормозного цилиндра.
  3. Проверяется зеркало цилиндра на отсутствие повреждений, раковин или овальной формы цилиндра.
  4. Проверка зазора между поршнями и цилиндром на соответствие заводским параметрам.

Также для корректной работы ГТЦ нужна своевременная замена качественной тормозной жидкости (в среднем — раз в два года или каждые 60 000 км). Тормозная жидкость очень гигроскопична, поэтому со временем в ней появляются пузырьки воздуха, которые могут вызывать кавитацию и разрушение элементов цилиндра.

В процессе эксплуатации в жидкости появляются пыль, примеси, металлическая стружка, которые тоже способны вывести ГТЦ из строя. Поэтому важно менять тормозную жидкость вовремя и выбирать качественные продукты.

Жидкость низкого качества приводит к разбуханию резиновых элементов и серьезному ухудшению работы ГТЦ!

Подбор и покупка ГТЦ

Подбор ГТЦ лучше всего делать по VIN-коду автомобиля, хотя можно обойтись и маркой, моделью и типом мотора. Деталь не имеет различных вариантов на выбор, поэтому единственный параметр выбора — это производитель. Выбирайте надежные бренды, потому что работа ГТЦ критично важна для вашей безопасности. На сайте partreview.ru хорошие отзывы у продукции брендов TRW, ATE и LPR.

Как было сказано выше, иногда можно обойтись заменой деталей ремкомплекта ГТЦ. Но если изношен или поврежден сам корпус или компоненты не из ремкомплекта — главный тормозной цилиндр меняют целиком.

Связанные термины

  • АБС (Антиблокировочная система)
  • Вакуумный усилитель тормозов

Главный тормозной цилиндр — устройство и работа

На последних моделях автомобиля устанавливается специальный двухсекционный главный тормозной цилиндр. Существует гидравлический контур, который обслуживает каждая из секций. Для машин с передним приводом один из контуров соединяет, как правило, тормозные механизмы правого переднего и левого заднего колес, второй соответственно – левого переднего и правого заднего колес. В автомобилях с задним приводом рабочая тормозная система сделана по другому. Первый контур работает с тормозами передних колес, второй с тормозами задних колес.

Главный тормозной цилиндр установлен на крышке вакуумного усилителя тормозов. Над цилиндром можно найти двухсекционный бачок с определенной тормозной жидкостью, который совмещается с секциями основного цилиндра через специальные отверстия. Бачок работает для прибавления жидкости в тормозной системе в случае незначительных ее утечки или испарения. Стенки бачка не имеют цвета, поэтому жидкость легко контролировать. В бачке также установлен специальный датчик уровня тормозной жидкости. Когда падает уровень тормозной жидкости ниже необходимого, то водитель это может проследить на панели приборов. В таком случае можно заметить специальную лампу.

В корпусе главного тормозного цилиндра можно найти друг за другом 2 поршня. В первый поршень упирается шток вакуумного усилителя тормозов, второй поршень работает свободно. Уплотнение поршней в корпусе цилиндра смонтировано с помощью резиновых манжет. 2 возвратные пружины удерживает поршни в правильном положении.

Glavnyj tormoznoj cilindr 2.jpg

Как работает цилиндр?

Когда водитель тормозит, то шток вакуумного усилителя тормозов проталкивает первый поршень. При движении по цилиндру поршень закрывает компенсационное отверстие. Начинает увеличиваться давление в первом контуре. В результате этого давления начинает перемещение второй контур, давление во втором контуре также начинает увеличиваться. В образовавшиеся при движении поршней пустоты начинают заполняться через перепускное отверстие тормозной жидкостью. Движение каждого из поршней будет до тех пор, пока позволяет возвратная пружина. Параллельно этому процессу в контурах образуется самое большое давление, которое обеспечивает само торможение.

После того, как вы перестали тормозить поршни под действием возвратных пружин возвращаются в прежнее состояние. Когда поршень передвигается через компенсационное отверстие, давление в контуре сравнивается с атмосферным давлением. Даже если тормозная педаль отпускается неплавно, разряжения в рабочих контурах не образуется. Этому мешает тормозная жидкость, заполнившая полости за поршнями. Когда поршень двигается эта жидкость постепенно возвращается (перепускается) в бачек через перепускное отверстие.

Если в одном из контуров будет утечка тормозной жидкости, другой контур будет также функционировать. К примеру, при утечке в первом контуре первый поршень без препятствий переместиться по цилиндру до соприкосновения с другим поршнем. Второй поршень начинает перемещаться, в результате чего срабатывают тормозные механизмы во втором контуре.

При утечке во втором контуре, функционирование основного тормозного цилиндра происходит по другому. Движение первого поршня вовлекает в движение другой поршень, который не встречает препятствий на своем пути. Он двигается до достижения упором торца корпуса цилиндра. После чего давление в первом контуре будет увеличиваться, притормаживая авто.

Несмотря на то, что ход педали тормоза при утечке жидкости становится больше, торможение будет хорошее.

Запчасти для тормозной системы можно купить в магазинах «АВТОмаркет Интерком». Также можно сделать интернет заказ, который вам доставят в сжатые сроки. Адреса магазинов можно посмотреть на нашем сайте, задать вопрос можно через услугу Экспресс-service.

Удачных покупок Вам!

Как работает главный тормозной цилиндр.

Гидравлическая система привода тормозов автомобиля начинается с устройства, которое должно преобразовать механическое усилие на педали в давление рабочей жидкости. В этой роли выступает гидроцилиндр, названный по занимаемому им месту «главным». При этом все прочие не являются второстепенными, их именуют рабочими или исполнительными.

Назначение ГТЦ в автомобиле

Начинается торможение с нажатия педали. Пока можно не рассматривать всевозможные умные системы помощи водителю, которые прекрасно справляются и при без его участия.

Максимум, что поддержит ногу человека, пожелавшего замедлить автомобиль, это вакуумный усилитель тормозов (ВУТ), расположенный между педальным узлом и первым гидравлическим устройством в цепочке, заканчивающейся тормозными колодками. Совместное действие мускульной силы и атмосферы через мембрану ВУТ должно повысить давление во всей гидросистеме. Если в дело не вмешиваются клапаны и насосы системы АБС, то это давление одинаково в любой точке.

Жидкости несжимаемы, именно поэтому они и применены в тормозах легковых автомобилей. До этого использовались не менее несжимаемые твёрдые тела в виде тяг и тросиков привода колодок первых машин.

Непосредственно давление создаётся именно поршнем главного тормозного цилиндра (ГТЦ). За счёт несжимаемости оно очень быстро нарастает, каждый водитель чувствовал, как твердеет педаль под ногой после выбора её свободного хода.

Сброс давления после отпускания педали и пополнение магистралей жидкостью, когда это потребуется, тоже являются функциями ГТЦ.

Одноконтурные ГТЦ, где имелся всего один поршень, уже не встречаются в автомобилях, поэтому рассматривать стоит лишь двухконтурный. Он отличается наличием двух поршней, каждый из которых отвечает за давление в своей ветке системы.

Таким образом тормоза дублируются, чего требует обеспечение безопасности. Если возникнет утечка жидкости, то оставшаяся в исправности ветка позволит остановить машину без применения стояночного тормоза и прочих аварийных приёмов. Первый поршень непосредственно соединён со штоком педали. Начав движение вперёд, он перекрывает перепускные и компенсационные отверстия, после чего усилие через объём жидкости будет сразу же передано на колодки первого контура. Они прижмутся к дискам или барабанам, и начнётся замедление с помощью сил трения.

Взаимодействие со вторым поршнем производится через короткий шток с возвратной пружиной и жидкость первого контура. То есть поршни соединяются последовательно, отсюда такие ГТЦ и получили название тандемных. Поршень второго контура работает аналогично на свою ветку системы. Обычно рабочие колёсные цилиндры работают по диагонали, то есть в каждый контур подключено одно переднее и одно заднее колесо. Так сделано с целью в любом случае задействовать передние, более эффективные тормоза, хотя бы частично.

Но встречаются машины, в которых по конструкционным причинам один контур работает только на передние колёса, а второй на все четыре, для чего используются дополнительные наборы колёсных цилиндров.

В состав ГТЦ входят:

корпус со штуцерами, подводящими жидкость от расходного бачка и отводящими к магистралям рабочих цилиндров;

поршни первого и второго контуров;

уплотнительные резиновые манжеты, расположенные в проточках поршней;

возвратные пружины, сжимающиеся при движении поршней;

пыльник, прикрывающий место входа штока от ВУТ или педали в углубление тыльной стороны первого поршня;

резьбовая пробка, закрывающая цилиндр с торца, открутив которую можно собрать или разобрать цилиндр.

Компенсационные отверстия расположены в верхней части корпуса цилиндра, они могут перекрываться при движении поршней, разобщая полость высокого давления и расходный бачок с запасом жидкости. Сам бачок обычно прикреплён непосредственно к цилиндру через уплотняющие манжеты, хотя может быть и вынесен в иное место подкапотного пространства, а соединение производится через шланги низкого давления.

Поломки в главном тормозном цилиндре практически исключены, а все неисправности связаны с пропусканием жидкости через уплотнения:

износ и старение уплотнительных манжет со стороны штока, жидкость уходит в полость вакуумного усилителя или при его отсутствии в салон, на ноги водителю;

аналогичные нарушения работы манжет на поршнях, цилиндр начинает перепускать одним из контуров, педаль проваливается, торможение ухудшается;

подклинивания поршней из-за коррозии их самих и зеркала цилиндра, а также при потере упругости возвратных пружин;

увеличение хода и снижение жёсткости педали при торможении из-за завоздушивания тормозной магистрали.

Для некоторых автомобилей до сих пор сохранились в каталогах запасных частей ремонтные комплекты с поршнями и манжетами. Как и рекомендации по удалению дефектов поверхности цилиндров наждачной бумагой.

Практически это занятие особого смысла не имеет, заметно продлить ресурс отработавшего своё ГТЦ вряд ли получится, а ездить с ненадёжным гидроцилиндром тормозов, который не зря называется главным, неприятно и опасно. Поэтому в подавляющем числе случаев цилиндр меняется на новый в сборе.

Как проверить и прокачать главный тормозной цилиндр

Проверяется ГТЦ по симптомам возникшей проблемы с тормозами. Обычно это проваливающаяся или ставшая мягкой педаль с увеличенным ходом. Если проверка всех рабочих цилиндров и шлангов не даёт признаков неисправности, значит заключена она в главном, который и следует заменить.

Можно приблизительно оценить работоспособность, ослабляя поочерёдно штуцеры тормозных трубок от ГТЦ и наблюдая за интенсивностью утечек при нажатии на педаль. Но особой необходимости в этом нет, поработавший ГТЦ заменяется при малейших подозрениях, безопасность дороже. При замене цилиндр заполняется свежей жидкостью, а лишний воздух уходит в бачок через перепускные отверстия, поэтому особой необходимости в отдельной прокачке нет. Достаточно многократного нажатия на педаль при общей прокачке системы через клапаны рабочих механизмов.

Если же по какой-то причине потребуется прокачать и ГТЦ, то для этого, работая вдвоём, последовательно перекрываются выходные штуцеры, кроме одного. Через него и уходит воздух путём открывания его перед нажатием педали и закрытием перед отпусканием.

Нет необходимости даже отсоединять трубки, достаточно их «подрывать», слегка ослабляя накидную гайку. При этом надо следить за достаточным количеством жидкости в бачке.

Сохранность цилиндра и обеспечение его долгой службы обеспечивается своевременной регламентной заменой тормозной жидкости с промывкой системы. Со временем туда попадает вода, забираемая гигроскопичным составом из воздуха.

В результате не только падает температура кипения, что опасно, но и начинается коррозия поверхностей поршней и цилиндров, а манжеты теряют эластичность. Процедуру рекомендуется проводить раз в два года.

Цилиндр тормозной: основа тормозной системы вашего автомобиля

В транспортных средствах с гидравлической тормозной системой ключевую роль играют главный и колесные тормозные цилиндры. О том, что такое тормозной цилиндр, каких типов бывают цилиндры, как они устроены и работают, а также о правильном выборе, обслуживании и ремонте данных деталей — читайте в статье.

Тормозной цилиндр — функции, типы, особенности

Тормозной цилиндр — общее наименование управляющих и исполнительных механизмов тормозных систем транспортных средств (ТС) с гидроприводом. Выделяют два разных по конструкции и назначению устройства:

ГТЦ — элемент управления всей тормозной системы, колесные цилиндры — исполнительные элементы, которые непосредственно приводят в действие колесные тормозные механизмы.

ГТЦ решает несколько задач:

• Преобразование механического усилия от педали тормоза в давление рабочей жидкости, которого достаточно для привода исполнительных механизмов;
• Обеспечение постоянного уровня рабочей жидкости в системе;
• Сохранение работоспособности тормозов при потере герметичности, утечках и в других ситуациях;
• Облегчение управления транспортным средством (при наличии усилителя тормозов).

На рабочие цилиндры возложена одна ключевая функция — привод колесных тормозных механизмов при торможении транспортного средства. Также эти компоненты обеспечивают частичный возврат ГТЦ в первоначальное положение при растормаживании ТС.

Типовая схема тормозной системы легкового автомобиля

Типовая схема тормозной системы легкового автомобиля

Число и расположение цилиндров зависит от типа автомобиля и количества осей. Главный тормозной цилиндр один, но многосекционный. Количество рабочих цилиндров может быть равно числу колес, вдвое или втрое больше (при установке двух или трех цилиндров на колесо).

Подключение колесных тормозных механизмов к ГТЦ зависит от типа привода ТС.

В заднеприводных ТС:

• Первый контур — передние колеса;
• Второй контур — задние колеса.

Возможно комбинированное подключение: при наличии двух рабочих цилиндров на каждом переднем колесе, один из них подключается к первому контуру, второй — ко второму, он срабатывает вместе с задними тормозами.

В переднеприводных автомобилях:

• Первый контур — правое переднее и левое заднее колеса;
• Второй контур — левое переднее и правое заднее колеса.

Могут применяться и другие конфигурации тормозных систем, однако указанные выше схемы наиболее распространены.

Конструкция и принцип работы главного тормозного цилиндра

Главные тормозные цилиндры делятся на две группы по количеству контуров (секций):

Одноконтурные цилиндры сегодня практически не используются, их можно встретить на некоторых старых автомобилях. Абсолютное большинство современных автомобилей оснащается двухконтурными ГТЦ — в сущности, это два цилиндра в одном корпусе, которые работают на автономные тормозные контуры. Двухконтурная тормозная система более эффективна, надежна и безопасна.

Также главные цилиндры делятся на две группы по наличию усилителя тормозов:

• Без усилителя;
• С вакуумным усилителем тормозов.

Современные автомобили оснащаются ГТЦ с интегрированным вакуумными усилителем тормозов, который облегчает управление и повышает эффективность работы всей системы.

Конструкция главного тормозного усилителя проста. Его основу составляет литой цилиндрический корпус, в котором располагается два установленных друг за другом поршня — они образуют рабочие секции. Передний поршень штоком связан с усилителем тормозов или непосредственно с педалью тормоза, задний поршень не имеет жесткой связи с передним, между ними располагается короткий шток и пружина. В верхней части цилиндра над каждой секцией располагаются перепускные и компенсационные каналы, также из каждой секции выходит один или два патрубка для подключения к рабочим контурам. На цилиндре устанавливается бачок для тормозной жидкости, он соединяется с секциями с помощью перепускных и компенсационных каналов.

Функционирует ГТЦ следующим образом. При нажатии на педаль тормоза передний поршень сдвигается, он перекрывает компенсационный канал, вследствие чего контур становится герметичным и в нем растет давление рабочей жидкости. Рост давления заставляет двигаться задний поршень, он также закрывает компенсационный канал и сжимает рабочую жидкость. При движении поршней перепускные каналы в цилиндре всегда остаются открытыми, поэтому рабочая жидкость свободно заполняет образовавшиеся за поршнями полости. В результате давление в обоих контурах тормозной системы растет, под действием этого давления срабатывают колесные тормозные цилиндры, толкающие колодки — ТС затормаживается.

При снятии ноги педали поршни стремятся возвратиться в свое первоначальное положение (это обеспечивают пружины), этому же способствуют и возвратные пружины колодок, сжимающих рабочие цилиндры. Однако рабочая жидкость, поступившая в полости за поршнями в ГТЦ через перепускные каналы, не позволяет поршням мгновенно вернуться в первоначальное положение — благодаря этому отпуск тормозов происходит плавно, и система работает более надежно. При возврате в исходное положение поршни открывают компенсационный канал, вследствие этого в рабочих контурах давление сравнивается с атмосферным. При отпущенной педали тормоза рабочая жидкость из бачка свободно поступает в контуры, что компенсирует уменьшение количества жидкости вследствие утечек или по иным причинам.

Вакуумный усилитель тормозов с главным тормозным цилиндром

Конструкция главного тормозного цилиндра обеспечивает работоспособность системы при утечке рабочей жидкости в одном из контуров. Если утечка произошла в первом контуре, то привод поршня второго контура осуществляется напрямую от поршня первого контура — для этого предусмотрен специальный шток. Если утечка произошла во втором контуре, то при нажатии на педаль тормоза этот поршень упирается в торец цилиндра и обеспечивает рост давления жидкости в первом контуре. В обоих случаях увеличивается ход педали и несколько снижается эффективность торможения, поэтому неисправность необходимо как можно скорее устранять.

Вакуумный усилитель тормозов также имеет несложную конструкцию. Его основу составляет герметичный цилиндрический корпус, разделенный мембраной на две камеры — заднюю вакуумную и переднюю атмосферную. Вакуумная камера соединена с впускным коллектором двигателя, поэтому в ней создается пониженное давление. Атмосферная камера соединена каналом с вакуумной, также она связана и с атмосферой. Камеры разделены клапаном, установленным на мембране, через весь усилитель проходит шток, который с одной стороны связан с педалью тормоза, а с другой — упирается в главный тормозной цилиндр.

Принцип действия усилителя следующий. При ненажатой педали обе камеры сообщаются через клапан, в них наблюдается низкое давление, весь узел находится в нерабочем состоянии. При приложении усилия на педаль клапан разъединяет камеры и одновременно соединяет переднюю камеру с атмосферой — вследствие этого в ней повышается давление. За счет разницы давлений в камерах мембрана стремится переместиться в сторону вакуумной камеры — это создает дополнительное усилие на штоке. Таким образом, вакуумный усилитель облегчает управление тормозами, снижая сопротивление педали при нажатии на нее.

Конструкция и принцип работы колесных тормозных цилиндров

Типичная конструкция двухконтурного главного тормозного цилиндра

Рабочие тормозные цилиндры делятся на два типа:

• Для барабанных колесных тормозных механизмов;
• Для дисковых колесных тормозных механизмов.

Рабочие цилиндры в барабанных тормозах — это самостоятельные детали, которые устанавливаются между колодками и обеспечивают их раздвижение при торможении. Рабочие цилиндры дисковых тормозов интегрированы в тормозные суппорты, они обеспечивают прижим колодок к диску при торможении. Конструктивно эти детали имеют существенные отличия.

Колесный тормозной цилиндр барабанных тормозов в простейшем случае представляет собой трубку (литой корпус) со вставленными с торцов поршнями, между которыми находится полость для рабочей жидкости. С наружной стороны поршни имеют упорные поверхности для соединения с колодками, для защиты от загрязнений поршни закрыты эластичными колпачками. Также снаружи находится штуцер для соединения с тормозной системой.

Тормозной цилиндр дисковых тормозов представляет собой цилиндрическую полость в суппорте, в которую через уплотнительное кольцо вставлен поршень. С обратной стороны поршня предусмотрен канал со штуцером для соединения с контуром тормозной системы. В суппорте может быть от одного до трех цилиндров различного диаметра.

Работают колесные тормозные цилиндры просто. При торможении в контуре повышается давление, рабочая жидкость поступает в полость цилиндра и толкает поршень. Поршни цилиндра барабанных тормозов выталкиваются в противоположные стороны, каждый из них приводит в движение свою колодку. Поршни суппорта выходят из своих полостей и прижимают (прямо или косвенно, через специальный механизм) колодку к барабану. При прекращении торможения давление в контуре снижается и в какой-то момент усилия возвратных пружин становится достаточно для возврата поршней в первоначальное положение — ТС растормаживается.

Выбор, замена и обслуживание тормозных цилиндров

При выборе рассматриваемых деталей необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя транспортного средства. При установке цилиндров другой модели или типа возможно ухудшение работы тормозов, что недопустимо.

В процессе эксплуатации главный и рабочие цилиндры не нуждаются в специальном ТО и без проблем служат на протяжении многих лет. При ухудшении функционировании тормозных механизмов или всей системы необходимо диагностировать цилиндры и в случае их неисправности — просто заменить. Также периодически нужно проверять уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости пополнять ее.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *