Для чего ноль в аккумуляторе шуруповерта
Перейти к содержимому

Для чего ноль в аккумуляторе шуруповерта

  • автор:

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Если аккумулятор шуруповерта вышел из строя, не стоит тут же в спешке нести его в ремонт или бежать за новым. В 3/4 случаев элементы зарядных устройств подлежат восстановлению в домашних условиях. Статья расскажет, как разобрать и отремонтировать аккумулятор шуруповерта разными способами, в зависимости от причины неполадки и типа батарей.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Причины поломки аккумулятора шуруповерта

Наиболее часто аккумулятор шуруповерта перестают работать по таким причинам:

  1. Шуруповерт долго лежал без дела. Простой – такой же враг техники, как и перенапряжение. АКБ (аккумуляторная кислотная батарея) должна стабильно проходить цикл заряжения и разряжения – только так она может прослужить долго.
  2. Шуруповерт или сам аккумулятор хранился при неподходящей температуре. Стоит избегать мест с высокой температурой. Литий-ионные АКБ, к примеру, лучше держать в холодильнике, но сразу оттуда ставить их на шуруповерт нельзя. Зарядный элемент должен хоть немного прогреться.
  3. Иногда автоматическая система защиты шуруповерта сама разряжает батареи до упора, а для их «оживления» требуется большая сила входящего тока.
  4. Регулярное перегревание. Это чревато постепенным испарением воды или электролита из аккумулятора шуруповерта (зависит от типа батареек), что может привести к скоплению газов и деформациям.

Есть также типичные частные причины для каждого типа АКБ. Никель-кадмиевые батареи или Ni-Cd известны так называемым эффектом памяти – потерей большой части энергоемкости со временем. В литий-ионных аккумуляторах типа Li-Ion обычное дело – разложение лития. Это – тяжелый случай, и ремонту лучше предпочесть покупку нового АКБ. В целом, большинство поломок аккумуляторных батарей для шуруповертов подлежит ремонту даже без услуг мастера.

Важно! Если хоть бы одна банка вышла из строя, это сказывается на работе всего аккумулятора шуруповерта. Скоро и остальные элементы начнут приходить в упадок.

Виды батарей для шуруповертов

Главное требование к батарее шуруповерта – она должна быстро восстанавливаться после разряжения. Быстрое восстановление аккумулятора шуруповерта могут обеспечить батареи трех видов.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Никель-кадмиевая (Ni-Cd)

Самый старый из трех видов аккумуляторных батарей шуруповерта. Номинальное напряжение составляет 1,35 В, в конце разрядного цикла – 1 В. Количество циклов – до 900, на это влияет качество сборки и материалов.

  • низкое внутреннее сопротивление (до 17 мОм);
  • долгая сохранность;
  • нет перегрева во время зарядки.
  • кадмий – опасный канцерогенный элемент.
  • обратимая утрата емкости – т.н. эффект памяти.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Никель-металлгидридная (Ni-MH)

Последователь аккумулятора шуруповерта типа ni-cd, призванный восполнить минусы кадмиевого АКБ. Номинальное напряжение – 1,25 В, в конце цикла – 1,1 В. Количество циклов – до 800.

  • нет эффекта памяти;
  • батареи нового формата Ni-MH LSD почти не разряжаются при хранении и не перегреваются при работе.
  • а вот аккумуляторы старого типа разряжаются сами в течение года;
  • во время работы выделяется много тепла.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Литий-ионная (Li-Ion)

Напряжение в литий — ионных аккумуляторах шуруповерта значительно выше, чем у двух предыдущих – 3,7 В в начале разрядного цикла и 2,5 В в конце. Количество циклов – до 600. На этом достоинства заканчиваются, а минусов достаточно:

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

  • при регулярном разряжении до упора прослужат недолго;
  • даже при полной зарядке в нерабочем режиме ежемесячно «съедается» больше 1% заряда;
  • в целом менее продолжительный срок эксплуатации, чем у Ni-Cd и Ni-MH, и частота использования на это мало влияет;
  • стоят дороже, чем два других типа;
  • пожароопасные.

Проверка и диагностика аккумуляторной батареи шуруповерта

Причина плохой работы шуруповерта может быть не в аккумуляторе, а в неисправностях мотора, редуктора, блока питания. Надежный способ определить источник проблемы – поставить вместо старой батареи такую же, которая обычно идет в комплекте вторым экземпляром. Прежде чем браться за вскрытие корпуса аккумулятора шуруповерта, его нужно зарядить до максимума. В случае с Ni-Cd устройствами требуется их сначала разрядить в ноль во избежание эффекта памяти. Для проверки и диагностики аккумуляторной батареи шуруповерта применяют 2 способа.

С помощью мультиметра

После того, как аккумулятор шуруповерта полностью заряжен, нужно его разобрать. Верхняя крышка блока обычно зафиксирована либо шурупами, либо клеем.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

В первом случае понадобится отвертка, а клееный шов лучше аккуратно разделывать канцелярским ножом. Можно дополнительно вставлять еще какой-то острый предмет – ту же отвертку или саморез. Когда верхняя крышка освободится от склейки, ее будет нетрудно снять. Но нельзя забывать, что после ремонта корпус аккумулятора шуруповерта предстоит заново склеивать, а это не так просто и быстро, как закрутить шурупы.

После снятия крышки можно увидеть все банки, соединенные воедино. Цель – внимательно перебирать их, чтобы определить не исправные.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Иногда испорченную банку аккумулятора шуруповерта выдают визуальные признаки – деформации, окисление и т.д. Может быть видно нарушение целостности соединительных пластин. Впрочем, это не отменяет главного: протестировать на выходное напряжение необходимо каждую банку.

Для этого применяется мультиметр. Каждая банка аккумуляторной батареи шуруповерта аккуратно извлекается из корпуса, и проводятся замеры. Мультиметр нужно переключить в режим постоянного тока, и подвести черный провод к минусовому контакту банки, а красный – к плюсу. Показатели нормального выходного напряжения составляют 1,2 – 1,4 В для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей, 3,6 – 3,8 В – для литий-ионных. Полученные от мультиметра значения надо зафиксировать на бумаге или в электронном виде, а еще лучше – написать на каждой батарейке ее значение маркером, это не причинит вреда.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Если есть 2 мультиметра, задача немного упрощается: один будет работать как амперметр, второй как вольтметр. Если же прибор только один, его надо настроить в режим измерения напряжения, а в роли амперметра использовать простой провод от мультиметра до источника питания.
Подключение такое:

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

  • два тонких провода (0,25 мм кв) от вольтметра к источнику питания;
  • чуть более толстые провода от аккумулятора к амперметру и источнику питания, а также от амперметра к вилке.

Если вольтметр выдает номинальное напряжение, а ток заряда на амперметре не дотягивает до 1 А, то, скорее всего, дело в неисправности какого-то элемента батареи. Тут не получится реанимировать аккумулятор шуруповерта самому в домашних условиях – надо нести в ремонт. Если разряженная АКБ имеет суммарное напряжение 16,8 В, это указывает либо на короткое замыкание, либо на естественное разряжение. Для заряженного аккумулятора шуруповерта упомянутый показатель напряжения означает короткое замыкание элемента: восстановление – не выход, только замена.

Важно! Показатели нормальной работы аккумулятора шуруповерта при зарядке – сила тока больше 1 А и постепенное увеличение напряжения. В конце заряда оно должно стать чуть больше номинального (например, 1,3 В при номинале 1,25 В). Такая батарейка не требует ремонта.

Проверка методом нагрузки

Для этого варианта проверки не надо разбирать аккумулятор шуруповерта. Потребуются автомобильные лампочки. Они служат индикатором силы тока.

Проверка делается так:

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

  1. Полностью зарядить АКБ шуруповерта.
  2. Дать на него номинальную нагрузку. Она рассчитывается делением мощности шуруповерта на номинальное напряжение аккумулятора. Чтобы в цепи появилась необходимая нагрузка, надо подключить автолампочки.
  3. Если отдача тока от батареи шуруповерта длится несколько минут, напряжение чуть ниже номинального, а яркость ламп не снижается, то аккумулятор в норме. Преждевременное ослабевание тока аккумуляторной батареи шуруповерта типа ni-cd – проявление эффекта памяти. Тогда требуется восстановление.

Способы как отремонтировать АКБ шуруповерта

Для ремонта аккумулятора шуруповерта в домашних условиях своими руками есть несколько методов. Некоторые подразумевают только внешнее воздействие, для других нужно чинить отдельные элементы вручную.

Ремонт никель — кадмиевых аккумуляторных батарей устранением эффекта памяти

Поскольку такой «недуг» характерен лишь для никель-кадмиевых батарей, этот метод применим только к ним.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Понадобятся следующие подручные средства:

  • провода (подойдет сечение 0,5 кв мм);
  • мультиметр, лучше 2;
  • 2 автомобильные лампочки на 12 В.

Алгоритм ремонта никель — кадмиевой аккумуляторной батареи шуруповерта такой:

  1. Перевести батарейку в режим разряда и наблюдать за показателем мультиметра. При потребляемой мощности шуруповерта, к примеру, 1800 мАч прибор должен показать для каждой «банки» напряжение 1,1-1,3 В. Номинальный ток нагрузки составляет половину потребляемой мощности: в данном примере – 0,9 А. Если сила тока меньше 0,9 А, стоит подключить автолампочки и раскачивать ее.
  2. Получить от вольтметра показатель минимального напряжения. Оно не должно быть ниже 1 В, иначе велик риск убить батарейку.
  3. После полного разряжения поставить АКБ заряжаться, также наблюдать за силой тока.
  4. Получить от вольтметра показатель максимального напряжения.
  5. Когда батарея будет заряжена до упора, надо на полчаса оставить ее в покое.
  6. Затем АКБ снова переводится в режим разряда, и все делается заново.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Как устранить эффект памяти, демонстрирует это видео:

Главное! Зарядно-разрядных циклов должно быть не менее 3, а лучше – больше 5. Это делается с каждой батарейкой. По итогу сила тока разряда должна стать меньше номинального тока нагрузки при работе инструмента в нормальном режиме. Если этот эффект не достигнут даже после многих циклов, аккумулятор шуруповерта надо не восстанавливать, а отремонтировать или поменять.

Доливание воды

Батареи типа ni-cd часто перегреваются, а их внутреннее сопротивление возрастает. Для устранения этого необходимо доливать внутрь воду. Чтобы реанимировать никель-кадмиевый аккумулятор шуруповерта в домашних условиях, нужно делать следующее:

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

  1. Разобрать аккумулятор, с помощью мультиметра определить проблемный элемент. Нормальное напряжение – 1-1,3 В. Низкий показатель указывает на искомую банку.
  2. Аккуратно достать ее, не повредив соединительные пластины, аккуратно разрезать и снять бумажный чехол.
  3. Сбоку около верха или низа банки проделать мини-дрелью отверстие глубиной до 3 мм. Лучше всего использовать сверло толщиной 0,5 мм.
  1. Шприцем ввести в отверстие 10 мл воды – обязательно дистиллированной.

Важно! Долив дистиллированной воды в аккумуляторную батарейку шуруповерта – не более, чем временный способ решить проблему. Ее все равно придется менять.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

  1. Оставить батарейку на сутки, пока вся она не пропитается водой.
  2. Зарядить ее до номинального напряжения и оставить в покое на неделю.
  3. Спустя неделю снова проверяется напряжение. Если показатель не упал, можно запаивать дырочку нагретым паяльником.
  4. Надеть бумажный чехол назад, тщательно заклеить.
  5. Соединить починенную банку с остальными, поместить их назад в корпус АКБ.

Внимание! После сборки работу аккумулятора еще раз проверяют. Для хорошей работы в будущем его нужно минимум трижды зарядить и разрядить посредством небольших нагрузок.

Замена не работающих банок

Восстановление и ремонт химических источников тока (тех же батареек) – методы на крайний случай. Лучше всего их утилизировать после выхода из строя и заменить новыми. Таким же способом, как и при доливании воды, с помощью мультиметра вычисляются неработающие банки, и на их место ставят новые. Причем в идеале это должны быть батареи из одной упаковки, с одинаковым сроком годности.

Замена проводится так:

  • Разобрать блок аккумулятора, найти не работающие банки.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

    Надо оставлять соединительный хвост длинным
  • Поставить вместо них новые, соединить пластинами с остальными. Места соединения спаиваются кусками провода.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

    Пайка батарей между собой
  • Необходимо залудить спаянные участки быстро, но аккуратно.
  • Вся конструкция оборачивается воедино скотчем.
  • Собрать блок АКБ.

Важно! Условие: при лужении не должно быть перегрева материалов. Во избежание этого лучше использовать флюс. К тому же, в ходе такой пайки выделяются вредные вещества, поэтому работать надо либо с вытяжкой, либо в проветриваемом помещении с открытым окном.

Выпускание газа

Этот вариант восстановления актуален только для ионно-литиевых (Li-Ion) аккумуляторов шуруповерта. Они со временем получают ту же «болезнь», что и никель-кадмиевые – пересыхание, только тут вместо воды электролит. Его начинает недоставать от регулярного перегревания, а внутри банки собирается газ. Переизбыток приводит к вздутию и деформациям. Для откачивания газа из батареи АКБ нужно разобрать корпус, мультиметром отыскать загазованную деталь (напряжения в ней обычно нет вовсе) и достать.

Выпускания газа из банки ионно — литиевой батареи шуруповерта делается двумя способами. Можно взять твердый предмет с тонким изгибом на конце, приложить его к «плюсу» и аккуратно давить на вздувшуюся плоскость. От давления газ сам сделает крошечную дырку в корпусе и выветрится. Но этот вариант восстановления малоэффективен – отверстие ведь никуда не денется, вслед за газом через него постепенно будет улетучиваться электролит, и в один момент батарея сломается.

Второй способ более надежный. Плюсовой контакт банки аккумулятора стоит аккуратно отсоединить кусачками и отогнуть, но не ломать или отрезать. Найдя деформированную пластину, нужно под нее вставить шило или толстую иглу и медленно проталкивать внутрь и газ будет выветриваться. Пластину после этого возвращают на место, дырку заделывают, а «плюс» аккуратно припаивают назад.

Осторожно! Попытки выпустить газ из «банки» аккумулятора шуруповерта непроверенными кустарными методами ни до чего хорошего не доведут. Высок риск возгорания и пожара.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях

Восстановление неисправных батареек аккумулятора шуруповерта

Чтобы восстановить поврежденные банки, на них нужно недолго, до 10 секунд, подавать напряжение в 3-4 В с силой тока 200 мА. После этого мультиметром замеряется выходное напряжение, и если оно дотянуло до 1,2 В для Ni-Cd и Ni-MH или 3,6 В для литиевых, то можно порадоваться – батарейку удалось оживить. Но это, конечно, временно. Лучше при первой возможности заменить ее. Если же этот эксперимент провалился, шансов на восстановление банки нет.

Короткое замыкание

Когда суммарное напряжение аккумулятора шуруповерта в разряженном состоянии равно 16,8 В, это – признак короткого замыкания в одной или сразу нескольких банок. Думать о ремонте такой батарейки – не стоит. Она подлежит замене.

Несколько полезных рекомендаций

В завершение – советы, которыми не стоит пренебрегать, чтобы удачно починить аккумулятор от шуруповерта своими руками:

  1. Для устранения эффекта памяти в Ni-Cd банках необходимо провести минимум 3, а лучше – 5 циклов полного разряжения и зарядки. Желательно повторять эту процедуру раз в 3 месяца.
  2. Припаивать новые Ni-Cd элементы желательно в хорошо проветриваемом помещении с постоянным доступом к свежему воздуху или вытяжкой. Кадмий – высокотоксичное вещество.
  3. Литиево-ионные батарейки припаивать разрешено только паяльником высокой мощности – свыше 100 Вт, и очень быстро. Но это – крайний случай. По возможности, и это относится также к 2 другим типам банок, надо применять только точечную сварку.

Какой аккумулятор для шуруповерта лучше выбрать

Аккумуляторный шуруповерт – это достаточно удобный и востребованный инструмент. Независимость от электросети делает это устройство мобильным и позволяет проводить работы в труднодоступных местах. Но несмотря на все плюсы, аккумуляторная батарея (АКБ) является слабым звеном в шуруповерте. Поэтому, выбирая электроинструмент, сначала нужно понять, какие существуют виды аккумуляторов, в чем их различие, плюсы и минусы разных типов АКБ.

Разновидности аккумуляторов для шуруповерта

  • (NiCd) никель-кадмиевые;
  • (NiMH) никель-металл-гидридные;
  • (Li-Ion) литий-ионные.

Шуруповерт в кейсе

Никель-кадмиевые АКБ

Этот тип аккумуляторов является самым распространенным, хотя им уже более 100 лет. NiCd батареи обладают хорошей емкостью и невысокой стоимостью.

Никель-кадмиевые АКБ имеют следующие плюсы.

  1. Долговечность. При правильной эксплуатации АКБ может прослужить 8-10 лет.
  2. Возможность работы при низких температурах. Заряд батареи практически не снижается, что позволяет использовать инструмент в зимнее время на открытом воздухе.
  3. Высокая степень надежности и неприхотливость к условиям работы.
  4. Батарея выдерживает тысячу циклов зарядки-разрядки.
  5. Аккумулятор может храниться в течение длительного времени в разряженном состоянии.

Поскольку NiCd батареи не “боятся” полного разряда, работать инструментом можно до полной его остановки, то есть до глубокого разряда АКБ. Только после этого можно поставить ее на заряд, не опасаясь, что емкость аккумулятора снизится.

Однако никель-кадмиевые аккумуляторы не лишены недостатков. Токсичность внутреннего наполнения батарейки вызывает проблемы при утилизации.

В некоторых странах Европы эксплуатация никель-кадмиевых аккумуляторов запрещена в целях сохранения экологии.

Аккумуляторы такого типа довольно тяжелые, если сравнивать с другими видами АКБ. Кроме того, они обладают “эффектом памяти”. Такое явление возникает в никель-кадмиевом аккумуляторе, когда ему не дают полностью разрядиться. Если вы включите такую АКБ на подзарядку, то она “запомнит” данное значение и при дальнейшей работе разрядится именно до этой отметки. Таким образом потеряется значительная часть емкости аккумулятора. На рисунке ниже наглядно продемонстрировано, как появляется “эффект памяти”.

Никель-кадмиевая АКБ

Никель-металл-гидридные аккумуляторы

NiMH аккумуляторы были разработаны, чтобы убрать недостатки никель-кадмиевых АКБ. Положительные характеристики никель-мелалл-гидридных батарей следующие:

  • имеют меньшие габариты и массу;
  • обладают низкой токсичностью;
  • “эффект памяти” слабо выражен;
  • имеют высокие емкостные характеристики;
  • устойчивы к повреждениям механического характера;
  • увеличилось количество циклов зарядки-разрядки (до 1500).

Однако NiMH батареи имеют и свои недостатки:

  • их запрещено использовать при отрицательных температурах окружающей среды;
  • АКБ имеет свойство быстро разряжаться;
  • меньший срок службы аккумулятора, если сравнивать с никель-кадмиевыми АКБ;
  • высокая стоимость;
  • требуется много времени для зарядки;
  • АКБ не “переносит” глубокую разрядку.

Таким образом, хотя NiMH батареи и создавались, чтобы составить конкуренцию никель-кадмиевым АКБ, они значительно уступают по эксплуатационным характеристикам последним.

Литий-ионные батареи

Li-Ion аккумуляторы заметно выигрывают большинство позиций у других типов АКБ. К плюсам литий-ионных АКБ можно отнести следующее:

  • практически полное отсутствие “эффекта памяти”;
  • подзаряжать литий-ионный аккумулятор можно на любой стадии разрядки, без опасения потери емкости;
  • нет потери мощности при низком заряде АКБ;
  • эффективный срок эксплуатации равен 5-8 годам;
  • низкий саморазряд;
  • требуется мало времени на зарядку;
  • отсутствуют токсичные элементы;
  • большая мощность при небольших габаритах.

Литий-ионная АКБ

Минусы литий-ионных АКБ:

  • чувствительность к ударам (могут взрываться при сильных ударах);
  • батарея не переносит полного разряда и перезаряда — от этого АКБ выходит из строя;
  • при низких температурах быстро разряжается;
  • высокая цена;
  • срок службы ниже, чем у никель-кадмиевых АКБ.

Однозначно сказать, какой аккумулятор лучше, затруднительно. Главным образом, вы должны определиться, для каких целей вы собираетесь приобретать шуруповерт. Если для домашнего использования, которое подразумевает нечастое включение с длительными перерывами в работе, то нужно выбирать инструмент с никель-кадмиевой АКБ.

Объяснить это можно тем, что при длительном хранении без подзарядки NiCd батарея не теряет свои свойства, при условии, что она была разряжена полностью.

Литий-ионные аккумуляторы – это выбор профессионалов. Они рассчитаны на постоянную, длительную и непрерывную работу. Также для профессионального инструмента важно время перезарядки АКБ. Но стоит запомнить одно правило: литиевый аккумулятор нельзя доводить до полного разряда.

Чем можно заменить “родной” аккумулятор в шуруповерте

Если в вашем шуруповерте аккумуляторы выработали свой ресурс, то их можно легко заменить. Существует такое понятие, как взаимозаменяемость аккумуляторов. Например, под брендом PowerPlant выпускаются АКБ, имеющие совместимость с большинством популярных марок электроинструмента. Стоят они намного дешевле “родных” батарей и вполне работоспособны.

Но если такой вариант вас не устраивает, то сами элементы питания в блоке можно заменить на новые. Для этого придется разобрать аккумуляторный блок и извлечь входящие в его состав элементы.

Замена элементов питания на аналогичные

На некоторых блоках можно увидеть крепежные винты, которые нужно выкрутить. Но на большинстве аккумуляторных блоков саморезов нет, поскольку корпус склеен. Чтобы открыть такой блок, потребуется аккуратно вставить отвертку в место склейки (на фото показано стрелкой) и слегка нажать, чтобы стенки корпуса отсоединились. Такие же действия нужно проделать по всему периметру.

Фото аккумулятора

После открытия блока вы увидите находящиеся в нем элементы питания.

Разобранный уккумулятор

Далее, следует посмотреть на маркировку, нанесенную на элементах, записать ее и выбрать такие же в интернет-магазине. Когда новые элементы питания будут у вас в наличии, их нужно спаять и установить обратно в корпус. Чтобы спаять батареи, понадобится паяльник и флюс (спиртовой на канифоли или паяльная кислота), а также олово. Нужно учесть несколько нюансов во время пайки.

  1. Паять нужно быстро, не допуская, чтобы аккумуляторная батарея нагревалась, так как она может прийти в негодность.
  2. Для соединений нужно использовать “родные” пластины, отпаяв их от старых элементов питания (они имеют нужное сечение и сопротивление).
  3. Важно правильно соединить плюс с минусом батареи. Соединять элементы нужно последовательно: минус предыдущей батарейки должен быть соединен с плюсом новой, а минус новой батареи – с плюсовым контактом следующего аккумулятора.

После соединения всех элементов нужно выровнять потенциалы на всех батареях, поскольку они отличаются. Проведите один цикл зарядки-разрядки: подключите зарядник к АКБ на ночь, после чего дайте ей остыть в течение суток и измерьте выходное напряжение по очереди на всех элементах. Если все прошло хорошо, то на всех батарейках показатель будет одинаковым — в пределах 1,3 В.

Теперь АКБ нужно разрядить, вставив ее в шуруповерт и нагружая последний по максимуму. Главное, не перегреть двигатель инструмента. Давайте ему небольшой отдых. Доведите аккумулятор до полной разрядки. Следует повторить эту процедуру еще 2 раза (полный заряд и полный разряд).

Замена на литиевые аккумуляторы

Заменить NiCd элементы на Li-Ion также не составит особого труда. Из школьного курса известно, что если батареи соединить последовательно, то их номиналы напряжения будут суммироваться. К примеру, ваш шуруповерт работает от АКБ с напряжением 14,4 В, значит, его можно заменить четырьмя пальчиковыми аккумуляторами по 3,3 В. Этого напряжения будет достаточно, потому что литиевые АКБ не слишком “проседают” при запуске аппарата.

Литиевый аккумулятор

Рекомендуется покупать аккумуляторы известных производителей, например, Sistem A123. Батарея LiFePO4 данной фирмы имеет емкость 2400 мАч, достаточную для нормального функционирования шуруповерта. Если покупать элементы питания через интернет, то они обойдутся вам дешевле — в районе 900 рублей за 3 штуки.

При покупке элементов питания обратите внимание, есть ли на их контактах медные полоски. Если они есть, то процесс пайки намного облегчается.

Также потребуется приобрести вместо спиртового флюса паяльную кислоту. В таком случае перегрев элементов питания будет сведен к минимуму. Паяльник должен иметь мощность в пределах 65 Вт.

Узнать подробнее, как происходит замена аккумуляторов на литиевые элементы питания, можно, посмотрев это видео.

Зарядное устройство для АКБ шуруповерта своими руками

Если ваша зарядка для шуруповерта вышла из строя, или вы переделали аккумулятор инструмента, заменив NiCd батареи на Li-Ion элементы, то вам потребуется обзавестись новым зарядным устройством. Ниже предоставлена схема зарядного устройства, способного обеспечить зарядный ток, подходящий для любого типа АКБ.

Схема зарядного устройства

Данное зарядное устройство является генератором тока, в основе которого находится транзистор VT2. Последний получает питание от выпрямительного моста. Мост, в свою очередь, подключен к понижающему трансформатору, имеющему необходимое выходное напряжение. У данного трансформатора должна быть хорошая мощность, чтобы он мог работать длительное время без перегрева, обеспечивая необходимый ток. В противном случае трансформатор может перегореть. Напряжение, выдаваемое трансформатором, не должно быть выше 27 В.

Ток заряда регулируется резистором R1 (аккумулятор для шуруповерта должен быть подключенным). Он должен оставаться постоянным на протяжении всего процесса зарядки. Резистор R3 предназначен для ограничения максимального тока. Светодиод VD6 будет гореть до тех пор, пока идет заряд. Когда процесс зарядки будет подходить к концу, свечение светодиода начнет уменьшаться, и он погаснет.

Для литий-ионных аккумуляторов важен контроль температуры и точных значений напряжения.

Все элементы электронной схемы устанавливаются на печатную плату из текстолита, покрытого слоем медной фольги. Диоды, указанные в схеме, можно заменить диодами, извлеченными из старой радиоаппаратуры, КД202 или Д242. Детали на плате нужно разместить таким образом, чтобы не было пересечений. Высокая плотность размещения деталей не нужна. Если вы между ними оставите по 3-5 мм, то и паять будет легче. Обязательно установите транзистор на радиатор с площадью не менее 20-50 см 2 .

Исходя из размеров платы, потребуется изготовить корпус (можно из пластика), используя клеевой пистолет. В таблице ниже дан весь перечень необходимых радиодеталей.

Таблица

Если вы соберете зарядное устройство, придерживаясь данной схемы, то получите надежную, простую и недорогую зарядку для вашего шуруповерта.

Восстановление аккумулятора шуруповерта

Использовать аккумуляторный ручной инструмент удобнее, с ним больше мобильность. Но аккумуляторные батареи требуют правильного обращения. И даже при соблюдении всех требований они не вечны. Рано или поздно аккумулятор начинает быстро разряжаться (не держит заряд) или заряжается не до конца. Есть выход — купить новый аккумулятор. Но он по стоимости равен половине цены на инструмент. А если учесть, что аккумуляторов два, то картинка получается невесёлая. Потому многие задумываются о том, как восстановить аккумулятор шуруповёрта, дрели или любого другого инструмента. Есть несколько вариантов реанимации аккумуляторов.

Способы ремонта аккумулятора

Довольно часто аккумуляторная батарея заряжается не до конца, при этом срок её эксплуатации невелик. Это может происходить не из-за неисправности батареек, а из-за того, что просели или окислились контактные пластины на батарее или зарядном устройстве.

Оживление аккумулятора шуруповерта можно начать с пластин

Как оживить аккумулятор шуруповерта: для начала проверьте состояние контактных пружин на АКБ и на зарядке

В таком случае восстановить аккумулятор шуруповёрта легко. Первым делом, проверяем состояние пластин. Чистим их от налёта, грязи, оксидов, натираем до блеска. Если пластины выгнулись, возвращаем им былую форму. Аналогичные манипуляции с контактными пластинами проводим на зарядном устройстве (обязательно выключите из сети). Затем проверяем помогло или нет. Нет, движемся дальше.

Устранение эффекта памяти

Не всегда восстановление АКБ шуруповёрта требует каких-то радикальных действий. Часто восстановить ёмкость аккумулятора помогает попеременная полная зарядка (до погасшей лампочки зарядки) и полный разряд батареи. Этот метод называют ещё «раскачать аккумулятор».

Устранение эффекта памяти АКБ

Как стереть эффект памяти аккумулятора

Он связан с так называемым «эффектом памяти» и свойственен аккумуляторам шуруповёрта на основе никеля. И особенно сильно он проявляется в никель-кадмиевых. Он возникает, когда разряженный до нуля аккумулятор не полностью заряжается и начинает эксплуатироваться или наоборот. Это приводит к укрупнению кристаллов активного вещества, что уменьшает площадь его активной поверхности.

Соблюдайте рекомендации завода изготовителя для режимов заряда и разряда.

Удалить этот эффект или значительно снизить его помогает так называемая «тренировка» аккумулятора. Она заключается в повторении циклов полного заряда и разряда.

Для этого восстанавливаемую батарею полностью разряжают, используя, например, лампочку. Затем полностью заряжают и снова подвергают разрядке. Повторить процесс раз 5 и если отдельные элементы АКБ исправны, характеристики вернутся к норме или близко к ней.

Замена банок полная или частичная

Если восстановить аккумулятор шуруповёрта «слёту» не получилось, придётся менять батарейки. Любая аккумуляторная батарея шуруповёрта представляет собой цепочку из последовательно соединённых аккумуляторных банок. При таком типе соединения при «проседании» одного элемента весь аккумулятор имеет пониженный заряд и быстро разряжается. Причём характеристики ухудшаются настолько, насколько «просела» самая неисправная банка.

Восстановить аккумуляторную батарею шуруповерта

Как восстановить батарею шуруповерта: полная или частичная замена банок

Так что восстановить аккумулятор можно двумя способами. Первый — найти те самые «просевшие» элементы и заменить их. Второй — менять «всё скопом». Второй вариант более накладный по деньгам, но более «долгоиграющий». При первом варианте остальные, пока исправные банки, в скором времени тоже просядут. Нужно будет снова ремонтировать аккумуляторную батарею. Так что желательно выбрать второй способ.

Как разобрать аккумулятор шуруповерта

Вообще, аккумуляторные батареи многих электроинструментов построены одинаково. Отличается вольтаж и токи зарядки, а само устройство аналогично. В разъёмный пластиковый корпус упакованы аккумуляторные банки. Корпус скрепляется несколькими шурупами, дополнительная фиксация — пластиковыми защёлками.

После того как выкрутили шурпы (могут потребоваться специальные формы отвёрток) аккумулятор сразу не разваливается. Он держится как раз на защёлках. Внимательно осматриваем его, определяя их расположение. Нашли защёлки, придавили слегка пластик в том месте, потянули вторую часть на себя. Никаких сверх усилий, защёлки пластиковые, хрупкие.

Восстановление аккумулятора шуруповерта: знакомимся с устройством

Как восстановить аккумулятор шуруповерта: что в корпусе

Некоторые корпуса шуруповёртов типа «неразъёмные», они соединены силиконом или склеенные. Его аккуратно вынимаем, после чего повторяем манипуляции с разъединением корпуса. Восстановленную батарею можно снова склеить или использовать изоленту.

Виды аккумуляторных банок

Разобрав корпус, вы увидите некоторое количество батареек, соединённых между собой металлическими пластинами. Сразу сделайте фото или зарисуйте. Вам надо будет с точностью воссоздать всю последовательность. Затем можно извлечь батареи, чтобы определить их тип и параметры. Параметры обычно указываются на корпусе, так что проблем не возникает. Типы тоже описаны. В бытовом электроинструменте ставятся никелевые или литиевые. Но они могут быть разными.

    Никель-кадмиевые, Ni-Cd. Наиболее распространённые ранее. Стандартная банка имеет заряд 1,2 V, Набрав 10 таких банок получаем требуемые обычно 12 В с приличной ёмкостью в ампер часах. Недостаток — эффект памяти, который выражается в том, что батарея «запоминает» самый низкий уровень заряда/разряда. Следующий её «максимум» будет не больше этого диапазона. Так, постепенно, ёмкость аккумулятора снижается. Второй недостаток — длительное время заряда.

Не заряжается аккумулятор шуруповерта: как восстановить

Разные типы аккумуляторов имеют различные параметры

Литиевые более компактные, но и более дорогие

Характеристики АКБ шуруповерта разного типа

Для замены банок нужно брать аналогичные. У NiCd и NiMh взаимозаменяемость допускается. Если у вас изначально аккумулятор на литиевых банках, альтернативы нет. Комбинировать NiCd, NiMh и Li—Ion невозможно, так как разные напряжения, токи и время заряда.

Устройство батареи шуруповёрта

Количество банок в аккумуляторной батарее зависит от мощности инструмента и типа самих банок. Для бытовых шуруповёртов дрелей, шлифмашин и другой мелкой техники того же класса, обычно последовательно соединяют от 4 до 16 банок. Компактные и мощные аккумуляторные банки подороже (значительно дороже), зато занимают меньше места и легче по весу. Чем легче аккумулятор, тем проще и легче работать ручным электроинструментом.

Соединяются между собой банки контактными пластинами. Контакты с первой и последней выведены на внешнюю колодку на корпусе. Это силовые клеммы, через которые производится заряд/разряд. На этих же контактах можно замерить общий заряд аккумуляторной батареи.

Схема подключения абатреек в АКБ - последовательно

Схема аккумулятора шуруповерта не нужна. Все батарейки подключены одна за другой

Вообще, контактов на разъёме, может быть, четыре или пять. Пять контактов — в технике подороже, аккумуляторы которых собраны на литиевых банках. В них надо контролировать ток заряда каждой из банок, так что требуется ещё и плата контроля, и термодатчик. И они требуют наличия более сложной зарядной станции, которая балансирует зарядные токи.

Как проверить батарейки в аккумуляторе

После полного заряда батареи берём мультиметр, и измеряем заряд на каждой. Полный заряд — до погасшей лампочки на зарядном устройстве. На мультиметре выставляем режим измерения напряжения, выбрав подходящий предел измерений. Прикладывая щупы поочерёдно к контактам каждой из банок, замеряем на них напряжение. Те, на которых оно ниже чем надо, каким-то образом обозначаем.

Уровень заряда на каждой из банок зависит от типа. Как уже говорили, на никелевых банках он должен быть 1,2 В, на литиевых — 3,6 В. Допустимая разница — 10–15%. Если показания ниже, значит, эта банка «просаживает» общий заряд аккумулятора и её стоит заменить, её и маркируем.

Восстановление батареи шуруповерта без мультиметра невозможно

Для восстановления батареи шуруповёрта нужен мультиметр

Вставляем аккумулятор и работаем до тех пор, пока заметно не просядет мощность шуруповёрта. Снова разбираем корпус и повторно замеряем вольтаж. На этот раз — остаточный. На повреждённых банках падение будет больше, чем на нормальных. Таким образом, вы окончательно увидите, какие из банок надо пустить под замену.

Есть и второй способ проверить аккумуляторные батареи. Нужна будет ещё дополнительно лампочка соответствующего вольтажа. Для АКБ на 12 В, лампочка такая же. После полной зарядки АКБ шуруповёрта подключить лампу к рабочим клеммам батареи и дождаться полной разрядки. Разобрать аккумуляторную батарею и замерить остаточное напряжение на каждой банке. Те, на которых оно будет самым малым, и садят батарею. Их помечают и они идут под замену.

Как выбрать аккумуляторные банки под замену

Вообще, тип аккумуляторных банок лучше не менять. А если менять, то вместе с зарядным устройством — у никелевых и литиевых аккумуляторов зарядные токи отличаются, потому и зарядные станции имеют различные характеристики.

Параметры новых аккумуляторных банок можно посмотреть на корпусе

На корпусе банок указаны ключевые параметры

Дальше, смотрим на такие параметры аккумуляторных банок, как напряжение и количество ампер/часов, которое аккумулятор в состоянии накопить. Если выбираете под замену несколько банок, то характеристики имеет смысл брать аналогичные. Если меняете все батарейки, то мощность (количество ампер/часов) можно взять и побольше — дольше будет работать шуруповёрт на одном заряде аккумулятора.

Ток разряда АКБ шуруповёрта

Надо ещё отслеживать такой параметр, как силу тока, которую батарея может отдавать. Называется этот параметр скорость разряда или разрядный ток. Иногда (при хороших параметрах) указывается в амперах, иногда обозначается буквой «С» с цифрой за ней. Чтобы перевести маркировку в ампер/часы, цифру умножаем на ампераж батареи и получаем максимальный ток разряда батареи.

Например, у аккумуляторных батарей на 1500 мАч с С 3, максимальный ток разряда 3 * 1,5 А = 4,5 А, у батарей с С 12 будет 1,5 А * 12 = 18 А. Если запас батарей 3200 мАч, то умножать надо на 3,2 А, то есть при тех же С 3 и С12 имеем 9,6 А и 38,4 А соответственно. Принцип расчёта понятен.

Как выбрать аккумулятор под замену

Пример описания аккумуляторных батарей с одного из сайтов

На что влияет ток разряда батареи? На то, какую мощность сможет развивать ваш инструмент. Если максимальный потребляемый ток у шуруповёрта, например, 15 А, а батарея может отдать всего 5 А, то достигнуть заявленной мощности ваш инструмент просто не сможет. Так что выбирайте аккумуляторные банки с током разряда не меньше максимального потребления тока вашего шуруповёрта.

Количество циклов заряда/разряда

Ещё один из неосновных параметров, на который стоит обратить внимание — количеств зарядов и разрядов. Он указывается в циклах. Отображает «срок жизни» батареи и указывает, сколько раз банка может заряжаться/разряжаться без изменения свойств.

Как устроен аккумулятор шуруповерта

Литий-ионные более компактные

Понятное дело, чем больше циклов, тем лучше. Но чем больше циклов, тем дороже. В общем, в очередной раз придётся искать компромисс.

С пластинами или без

Если вы уже разобрали свою батарею, значит, видели, что банки соединяются друг с другом контактными пластинами. При разборке батареи пластины не перекусывайте, а старайтесь, чтобы они остались целыми. Их можно зачистить и повторно использовать.

Иногда можно найти аккумуляторы с уже припаянными пластинами. Тогда можно не мучиться с аккуратной разборкой. Всё бы хорошо, но если это АлиЭкспресс, то качество самих пластин и их пайки редко бывает нормальным. Часто батареи не держат заряд или плохо заряжаются именно из-за низкого качества пластин и самих батарей.

При замене банок в аккууляторной батарее шуруповерта можно самому припаять контактные пластины

Пластины можно припаять самому

Можно попытаться припаять пластины самостоятельно. Но учитывайте, что при перегреве банки выходят из строя. Паять надо быстро, используя мощный паяльник ватт 100 и хороший припой и флюс. Предварительно зачистите контактную площадку и место пайки на пластине, обработайте флюсом, затем быстро запаяйте.

Замена батарей в аккумуляторе

В зависимости от того как вы решили восстановить АКБ шуруповёрта — полной или частичной заменой банок, процесс будет несколько отличаться. В случае частичной убираем выбракованные элементы. На их место аккуратно вставляем новые, предварительно проверив элементы на исправность. На этом реставрация аккумуляторной батареи шуруповёрта может считаться завершённой.

Переборка аккумуляторной батареи

Надо собрать точную копию вашего блока

Дальше надо закрыть корпус, зарядить АКБ и проверить в работе. Если всё нормально, снова разобрать корпус, упаковать надёжно батарейки в блок. Теперь можно запечатывать корпус окончательно.

Если восстановить АКБ решено при помощи полной замены банок новыми, вам просто надо соорудить точную копию того блока, что у вас был в корпусе. Точно так же их расставить, точно так же расположить пластины. Запаять качественно и быстро, не перегревая электролит.

Методы восстановления аккумуляторных банок

В некоторых случаях (при заказе на АлиЭкспресс, например) новые банки ждать приходится неделями. А работать надо. В таком случае можно попытаться временно улучшить характеристики «подсевших» батареек.

Как спаять аккумулятор шуруповерта

Краткосрочно можно характеристики возобновить

Никель-кадмиевые аккумуляторы

Ni-Cd аккумуляторы пересыхают, когда нагреваются во время работы. Есть несколько вариантов восстановления плотности/количества электролита.

Долить в электролит дистиллированную воду. Их аккуратно извлекают из блока, не повредив пластины. Дальше действия такие:

      • В корпусе — ближе ко дну или верху — проделывают аккуратно отверстие. Диаметр — не больше 1 мм. Оно должно быть только в оболочке. Следите, чтобы сверло не прошло дальше.
      • Батарейку кладём набок, дыркой кверху.

      Как восстановить аккумуляторную батарею шуруповерта

      Один из способов восстановления ёмкости аккумуляторной батарейки

      • В шприц набираем дистиллированную воду. Добавляем воду внутрь пока не начинает выливаться и оставляем на сутки.
      • Временно восстановить емкость аккумуляторной батарейки можно если уплотнить электролит внутри никель-кадмиевых элементов. Для этого корпус надо равномерно сжать по всей высоте. Не сжимать только верх и низ, чтобы не повредить выводы.

      Сильно разряженная батарея может не принимать заряд. Чтобы «стронуть» её с нуля нужно кратковременно подать мощный импульс. Конденсатор ёмкостью 7000 — 7500 мкФ, заряженный до 10 — 20 В подключают к банке. Проверяем остаточный заря на банке, он не должен быть выше 0,6 — 0,8 В. Пробуем принимает ли элемент заряд.

      Как восстановить литий-ионный аккумулятор

      Литий-ионные батареи от перегрева вздуваются. Повышенное давление внутри изгибает контактную пластину. Такие батарейки можно увидеть, легко заметить. Для уверенности можно проверить их заряд. Обычно он очень низкий или нулевой. Восстановить вздутый литий-ионный аккумулятор получается редко, но можно попробовать. Нужно выпустить избыток газа. Аккумулятор извлекаем из блока, не отрывая контактной пластины. Манипуляции проводим такие:

      • Отгибаем пластину на положительном контакте, но не отрываем её.
      • Под пластину заводим шило. Медленно вводим остриё внутрь батареи пока не начнёт выходи́ть газ.
      • Когда газ выйдет, отверстие заделывают клеем, силиконом, любым другим способом.
      • Припаиваем пластину на место.

      Устройство аккумулятора шуруповерта

      Как устроен аккумулятор шуруповерта

      Нельзя сказать, что описанные способы восстановления аккумуляторных батареек работают всегда. Все они рискованны. Электролит в батарейках — гелеобразная едкая субстанция, которая, попав на кожу, вызывает химический ожог. Потому все работы проводим очень аккуратно. Тем не менее иногда восстановленный аккумулятор может проработать несколько месяцев без проблем, что позволяет выждать требуемое время.

      Как заряжать и хранить аккумулятор шуруповерта

      Шуруповерт – это один из наиболее востребованных в домашней и профессиональной деятельности электроинструментов. Он позволяет не только закручивать и выкручивать различные виды крепежей, но и выполнять сверление отверстий. По способу питания устройства делятся на сетевые и аккумуляторные. Модели с батареями практически не уступают своей производительностью инструментам, работающим от сети 220 V. При этом с их помощью можно выполнять рабочие операции в автономном режиме. Удобным также является то, что питающий шнур не ограничивает движение. Но следует правильно заряжать и хранить аккумулятор шуруповерта, чтобы он прослужил долго. Многие проблемы с батарейным блоком можно устранить самостоятельно, воспользовавшись для выявления причины неисправности мультиметром.

      Устройство аккумулятора шуруповерта

      • корпуса с расположенными на нем контактами;
      • питающих элементов (батарей);
      • цепи датчика температуры (термистора), выполняющего функцию защиты блока от перегрева (диапазон составляет от 50 до 600 градусов).

      Аккумулятор

      Термисторами оснащаются не все модели. Корпус обычно представляет собой коробку из пластика, состоящую из двух частей. У него внутри размещаются, в основном, около 10 батарей, а иногда их количество больше. При этом элементы питания соединяются друг с другом в цепочку. Свободные клеммы крайних банок подсоединяются к расположенным на корпусе контактам, предназначенным для питания электродвигателя инструмента и подключения к зарядному оборудованию. Выходное напряжение АКБ определяется путем суммирования данного параметра всех соединенных в единую цепь батарей.

      На корпусе АКБ расположены 4 контакта:

      • 2 силовых («+», «-»), предназначенных для зарядки и разрядки;
      • один управляющий верхний, связанный с термистором;
      • один контакт, используемый для зарядки от специальных станций, которые способны выравнивать величину заряда у всех элементов питания, имеющихся в составе блока.

      По виду элементов питания аккумуляторные накопители разделяют на такие типы:

      • никель-металлогидридные (обозначаются – NiMh) с выходным напряжением 1,2 V;
      • никель-кадмиевые (маркируются NiCd) на выходе выдают также 1,2 V;
      • литий-ионные (обозначаемые символами Li-Ion), у которых напряжение зависит от числа питающих элементов в АКБ и может быть в диапазоне 1,2-3,6 V.

      У литий-ионных аккумуляторов имеется управляющая плата. При этом специальный контроллер следит за работой элементов питания.

      Литий-ионный аккумулятор

      Отдельная батарея состоит из следующих конструктивных элементов:

      • положительного и отрицательного контактов;
      • электрода с положительным зарядом;
      • внешнего покрытия корпуса;
      • электролита;
      • отрицательного электрода.

      Конструкция батареи

      Наибольшее распространение получили никель-кадмиевые накопители энергии из-за доступной цены, компактных размеров и большой величины емкости. Их можно перезаряжать более 1 тысячи раз.

      Общие правила зарядки АКБ

      Чтобы правильно заряжать аккумулятор шуруповерта, должен быть обеспечен определенный внешний температурный режим. Оптимальной считается температура воздуха от 10 до 40 градусов. Нежелательным моментом является возможный перегрев блока батарей во время накопления заряда. Чтобы избежать возможных негативных последствий такого явления, необходимо аккумулятор отсоединять для охлаждения от зарядного устройства.

      Не рекомендуется после того, как батареи наберут полную емкость, оставлять их в отключенном зарядном устройстве или вставлять в шуруповерт, который затем не будет использоваться, лучше укладывать в кейс из-под инструмента.

      Аккумуляторные блоки, которые длительный период времени не используются, рекомендуется один раз в течение месяца подзаряжать.

      Зарядка аккумулятора

      Рекомендуемое время зарядки АКБ составляет от 30 минут до 7 часов и зависит от ее типа. Для конкретной модели электроинструмента оно указывается в эксплуатационной инструкции. Эти указания следует точно выполнять, чтобы изделие прослужило долго. Большинство зарядных устройств оснащены индикаторами, показывающими, на каком этапе находится процесс. В таких случаях по загоранию светодиодов определенного цвета не составляет труда определить, сколько точно нужно заряжать элементы питания. После достижения полного уровня емкости нужно сразу прекратить процесс.

      Нюансы зарядки аккумуляторов различных типов

      Зарядка различных типов аккумуляторных блоков имеет свои особенности. Они связаны со свойствами материалов, из которых сделаны батареи. Для регулярной подзарядки аккумуляторных блоков используют импульсные или обычные зарядные устройства. Адаптерами первого типа оснащается профессиональный электроинструмент, а второго – модели для бытового применения. Новые или разряженные за время хранения накопители необходимо перед началом использования правильно зарядить с учетом их характеристик.

      Так, никель-кадмиевые аккумуляторы отличаются ярко выраженным «эффектом памяти». Первый раз их рекомендуется три раза подряд зарядить, каждый раз при этом полностью разряжая. Только таким способом будет достигнута максимальная (рабочая) величина емкости батарей накопителя. После понадобится проводить регулярное подключение шуруповерта к зарядному устройству, когда его мощность будет падать до минимума.

      У никель-металлогидридных элементов питания также имеется «эффект памяти». Перед первым применением цикл полной зарядки/разрядки для них рекомендуется повторять 4-5 раз. При дальнейшей эксплуатации заряд пополняют по необходимости.

      Если первоначальную зарядку аккумуляторов никель-кадмиевого и никель-металлогидридного типов выполнять не правильным образом, то постепенно будет уменьшаться емкость их батарей.

      Литиевые аккумуляторные блоки наименее прихотливы. Для них никаких особых правил нет, потому что отсутствует «эффект памяти». Литий-ионные питающие элементы длительное время способны сохранять свои первоначальные показатели уровня рабочей емкости. Каждый раз их необязательно доводить до полной зарядки/разрядки.

      Способы зарядки без использования специального зарядного устройства

      Когда стандартное зарядное устройство отсутствует или просто поломалось, можно обойтись и без него. Умельцы придумали разные способы пополнения аккумуляторного заряда от разных источников. Чтобы зарядить аккумулятор шуруповерта без зарядного устройства обычного образца, можно воспользоваться:

      • автомобильной зарядкой;
      • зарядным устройством универсального типа;
      • внешними источниками электроэнергии.

      Оптимальным вариантом автомобильной зарядки выступает устройство с возможностью регулирования величины напряжения и силы тока. Главное в таких случаях – это избегнуть перезарядки. Для этого зарядный ток устанавливают в таких пределах, чтобы процесс шел от 0,5 до 0,1 А*ч в зависимости от величины общей емкости. Например, если она составляет 1,3 А*ч, то сила тока должна быть от 650 до 130 мА.

      Автомобильное зарядное

      Когда токовые величины слишком большие, а меньшие выставить регулятором нельзя, применяют дополнительное сопротивление, например, автомобильную лампу. Ее подсоединяют последовательно к блоку батарей.

      Универсальные зарядки удобны на практике. У них много дополнительных настроек, позволяющих оптимальным образом подобрать подходящие токовые параметры для подзарядки аккумуляторов от разных электроинструментов.

      Зарядка универсальным зарядным

      Внешние источники электроэнергии применяют в основном для изношенных шуруповертов, для которых нецелесообразно с экономической точки зрения приобретать новые АКБ. В таких случаях электроинструмент модернизируют определенным образом, при этом разрабатывается соответствующая схема соединений. Примером может служить переделанная USB-зарядка, дополнительно оснащенная предохранителем.

      Рекомендации по хранению аккумуляторных батарей

      Хранить аккумуляторные батареи любого типа рекомендуется, отсоединив от шуруповерта. Каждая разновидность АКБ также имеет свои особенности в этом плане:

      • никель-кадмиевые элементы питания нужно перед хранением разрядить до такой степени, чтобы шуруповерт работал не на всю свою мощность;
      • никель-металлогидридные батареи рекомендуется держать полностью заряженными, но все же допускается небольшая их разрядка;
      • перед тем, как положить на хранение аккумулятор литий-ионного типа, его также требуется разрядить, но только наполовину.

      После долгого периода хранения никель-металлогидридные элементы питания, способные без потери емкости выдерживать от 200 до 300 циклов перезарядки, необходимо в течение суток подзаряжать. Блоки данного типа отличаются значительным параметром саморазрядки.

      Как уже было сказано выше, литий-ионные питающие элементы лишены «эффекта памяти». Они обладают большой емкостью и наиболее низким показателем саморазрядки. Пополнять их заряд можно в любой момент, несмотря на степень разрядки.

      Разряжать Li-Ion аккумуляторы полностью не следует, потому что это может вызвать отключение встроенной электронной системы защиты от повышения температуры либо напряжения.

      Чтобы достичь 50 % зарядки, необходимой для правильного хранения, литий-ионные батареи нужно заряжать с практически нулевого уровня на протяжении периода, составляющего около 65 % от времени, которое требуется для набора полной емкости.

      Соблюдение простейших рекомендаций по хранению и зарядке аккумуляторных блоков разных типов позволит выработать весь ресурс элементов питания, заложенный в них производителями.

      Проверка состояния аккумулятора мультиметром

      Не всегда, когда аккумулятор быстро садится или вообще не функционирует, необходимо покупать новый или нести блок к специалистам сервисного центра. Причину неисправности сможет самостоятельно найти во многих случаях даже неопытный электрик, ознакомившись с алгоритмом поиска. Для этого понадобится воспользоваться мультиметром либо аналогичными ему по измерительным возможностям приборами. Кроме данного устройства, потребуются также следующие инструменты:

      • отвертка;
      • паяльник с набором для пайки;
      • нож;
      • плоскогубцы.

      Мультиметр

      Чтобы точно установить причину неполадок АКБ, необходимо выяснить работоспособность каждого отдельного питающего элемента. Но сначала рекомендуется проверить зарядное устройство. С помощью мультиметра это делают таким образом:

      • включают прибор;
      • устанавливают переключатель измеряемых величин мультиметра на постоянное напряжение;
      • устанавливают щупы в соответствующие гнезда мультиметра и прикасаются ими к контактам («+» и «-») зарядного устройства;
      • сравнивают отображаемую на табло прибора величину с выходным напряжением зарядного устройства, указанным в инструкции по эксплуатации или на корпусе;
      • если значения не совпадают, то ремонтируют адаптер или покупают новый.

      Когда есть возможность, то выбирают на используемом приборе диапазон измерения, который наиболее близок к указанному на зарядном устройстве выходному напряжению.

      Проверка аккумулятора

      Чтобы проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром, выполняют следующие действия:

      • заряжают полностью аккумуляторный блок;
      • проверяют мультиметром выходное напряжение АКБ, установив переключатель прибора на его постоянную величину, а щупами дотрагиваясь до плюса и минуса;
      • если установлено несоответствие измеренного параметра указанной в эксплуатационной инструкции величине, то разбирают аккумуляторный блок и достают все батареи;
      • когда отсутствуют поврежденные банки (потекшие либо вздутые), тогда проверяют мультиметром напряжение на выводах каждой батареи, предварительно с помощью паяльника распаяв цепь;
      • к элементам питания по очереди подсоединяют нагрузку на одинаковое время (например, лампочку соответствующего вольтажа);
      • на какой батарее произошла наибольшая просадка, та и является поврежденной.

      Для проверки никель-металлогидридные и никель-кадмиевые накопители энергии разряжают полностью — это делают, чтобы избежать «эффекта памяти».

      Выполняя проверку батарей, следует учитывать, что для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных типов элементов питания выходное напряжение должно находиться в пределах от 1,2 до 1,4 V, а для литиевых – от 3,6 до 3,8 V.

      Найдя дефектную батарею, ее можно заменить новой либо попытаться временно восстановить. Также мультиметром можно измерять силу тока: если она растет и за первый час превышает 1 А, то аккумуляторная батарея считается работоспособной.

      Если напряжение на выходе аккумулятора отсутствует, то велика вероятность нарушения целостности цепи внутри блока. При этом также разбирают блок и ищут вначале визуально, а затем с помощью мультиметра место обрыва.

      Как реанимировать аккумуляторную батарею

      Поскольку батарея аккумуляторного шуруповерта состоит из множества отдельных элементов питания, сбои в ней могут быть вызваны несколькими причинами.

      1. Выход из строя или сбои в системе управления блоком элементов (контроллер заряда, уровня напряжения).
      2. Изменение параметров или выход из строя одного из элементов питания.

      Определить, что батарее требуется диагностика и реанимация, достаточно просто. Неполадки с контроллером проявляются в виде отказа в зарядке, ее непрерывность до перегрева всего аккумуляторного блока, отсутствия напряжения.

      Проблемы отдельных блоков диагностируются более разнообразно, от полного выхода батареи из строя до различных случаев изменения ее напряжения и полезной емкости. Метод реанимации зависит, прежде всего, от типа отдельных элементов питания.

      Литий-ионные

      Стандартная проверка литий-ионных аккумуляторных батарей выглядит так.

      1. Демонтируется плата управления. На ее место устанавливается рабочая, снятая с другого блока такого же типа.
      2. Извлекаются отдельные аккумуляторы и тестируются. При помощи регулируемого блока питания на каждый подается 4В с током 200 мА. Если напряжение растет — единица исправна.

      аккумулятор шуруповерта

      Если батарея не работает из-за выхода из строя одного элемента, найти и заменить виновного не составит труда. Но у аккумуляторов данного типа существуют и другие проблемы.

      У литий-ионных батарей есть стандартная технологическая особенность: носитель заряда в них разлагается. Поэтому, несмотря на отсутствие памяти и стабильный набор предела напряжения, при нормальной эксплуатации через три года емкость изделия падает в 2 раза.

      Однако в рамках всей батареи есть другая проблема. Она называется разбалансировка узлов питания. Проявляется она в виде постепенного снижения полезной емкости, времени работы шуруповерта. Определить разбалансировку можно только при разборке батареи. Извлекаются все единицы питания. Желательно это делать после полной зарядки батареи. Каждый из аккумуляторов тестируется. Если напряжение на некоторых меньше остальных, необходимо устранять разбалансировку.

      Данная проблема известна пользователям электронных сигарет. Сегодня в продаже есть множество вариантов зарядных устройств, способных устранить разбалансировку группы литий-ионных батарей. Однако в бытовых условиях можно воспользоваться более дешевым методом: каждый из элементов заряжается отдельно. При этом рекомендуется найти данные от производителя о номинальных токах и времени заряда. Используя регулируемый блок питания, можно разрядить элементы до одинакового уровня.

      балансировка литий-ионных батарей

      Балансировочная плата для литий-ионных АКБ

      Никель-кадмий

      Никель-кадмиевые батареи имеют незначительный эффект памяти, выдерживают отрицательные температуры, долго хранят заряд без заметного снижения характеристик. Однако их конструкционные особенности также формируют некоторые негативные факторы отказа.

      Во-первых, никель-кадмиевые батареи имеют электролит. Он со временем испаряется. В результате никакие методы реанимации не помогут. Элемент питания подлежит замене.

      Во-вторых, никель-кадмиевые батареи чувствительны к механическим воздействиям. На этом базируется один из пары основных методов реанимации. Элемент можно восстановить:

      • деформируя или наоборот, возвращая исходную форму элементу;
      • подачей повышенного напряжения и токов при помощи регулируемого блока питания.

      Пользоваться последним способом стоит аккуратно. Рекомендуется найти данные номинальных токов для аккумулятора конкретного класса. Полезно изучить опыт других пользователей в проведении подобных реанимационных мероприятий.

      Принцип работы никель-кадмиевого АКБ

      Как заменить отдельные элементы питания

      Собственно, часть необходимых работ уже выполняется при тестировании батареи. А именно, вскрывается корпус и открывается доступ к отдельным элементам питания.

      Заменить их несложно. Сначала нужно найти донора. Это может быть вторая батарея такого же типа. Не составит труда заказать и совершенно новые элементы питания. Главное, определить их тип, емкость, напряжение и, если есть, маркировку. После этого все нужное для ремонта легко найти в интернете.

      Работы по замене просты. Старый элемент (поврежденный или со сниженными параметрами по результатам тестирования) выпаивается и на его место устанавливается новый. Рекомендуется:

      • использовать малокоррозийный флюс;
      • применять качественное олово.

      ремонт АКБ шуруповерта

      Есть и простые правила, которые помогут успешно завершить ремонт. Во-первых, лучше не менять штатные соединительные элементы. Старый элемент питания нужно не срезать, а выпаивать. Если сохранить пластины не представляется возможным, вместо них используются медные.

      Во-вторых, нужно строго следить за правильностью полюсовки. При демонтаже старого элемента рекомендуется или запоминать его позицию, или фотографировать. Наконец, паять нужно быстро. Нагрев аккумулятора может его испортить прямо в процессе установки.

      Завершается ремонт уравниванием. Для этого батарею подвергают циклу заряда — разряда. Набирать емкость аккумулятор должен не менее 8 часов. После финальной зарядки через несколько циклов батарею оставляют на сутки и замеряют напряжение на каждом из элементов питания. Если оно примерно одинаковое, значит, ремонт прошел успешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *