Обоюдка при дтп кто платит
Перейти к содержимому

Обоюдка при дтп кто платит

  • автор:

Обоюдная вина при ДТП

адвокат Дмитрий Мохнюк

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp

  1. Главная
  2. Блог
  3. Обоюдная вина при ДТП

обоюдка при ДТП

Обоюдная вина при ДТП является своеобразным феноменом, когда виновным в аварии признают не одного, а сразу двух водителей. Есть мнение, которое поддерживают ряд судей, что виновником аварии может быть только один водитель – тот чье нарушение находится в прямой причинно-следственной связи с ДТП. Но тем не менее, часто протокол за ДТП составляют на обоих водителей. Разберемся, что такое обоюдка, и какие последствия обоюдной вины для водителей-нарушителей.

Что такое обоюдка?

Обоюдная вина при ДТП – установленный постановлением суда в деле об административном правонарушении по ст. 124 КУоАП факт наличия вины в дорожно-транспортном происшествии со стороны нескольких водителей.

Кто устанавливает обоюдную вину при ДТП?

На месте ДТП полицейские могут составить протокол по ст. 124 КУоАП на обоих водителей. Затем материалы поступают в суд, который и определяет наличие вины в действиях каждого конкретного водителя.

По каждому водителю, на которого составлен протокол, заводится отдельное дело об административном правонарушении. Чаще всего дела водителей – участников одного и того же ДТП рассматриваются разными судьями и в разное время. По одному из дел водитель проходит как лицо, привлекаемое к ответственности, а по второму имеет статус потерпевшего.

Если по обоим делам суд выносит постановление о признании водителей виновными в ДТП, тогда можем говорить, что суд установил обоюдную вину в ДТП. Но бывает и по-другому: один из водителей может доказать отсутствие своей вины, и тогда дело в отношении него закроют.

Выплаты страховки при обоюдной вине

Вопрос выплаты страхового возмещения при обоюдке урегулирован довольно просто. Размер страховки определяется путем разделения размера причиненного ущерба на количество лиц-виновников.

Пример. Водитель Toyota застраховал свою ответственность в СК «Краб», водитель Chevrolet – в СК «Вовк». У Toyota ущерб на 70 тыс. грн., а у Chevrolet на 20 тыс. грн. Суд установил обоюдную вину в ДТП. В итоге, каждый водитель получит 50% компенсацию ущерба от страховой компании другого водителя:

схема страховых выплат при обоюной вине

Кто и в каком размере возмещает ущерб?

Если с выплатой страховки все достаточно просто, то с возмещением остального ущерба намного интереснее.

Статья 1188 Гражданского кодекса Украины устанавливает: при наличии вины всех лиц, деятельностью которых был причинен вред, размер возмещения определяется в соответствующей доле в зависимости от обстоятельств, имеющих существенное значение.

Говоря проще, размер возмещения зависит от степени вины: тот из водителей, кто виноват в ДТП больше должен возместить другому водителю больше возмещения. Если степень вины разделяют как 60% на 40%, то 50% ущерба водитель получит от страховой, а остальные 10% — по гражданскому иску к виновнику.

Кто определяет степень вины в делах по обоюдке?

Суд, но не при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 124 КУоАП, а при рассмотрении гражданского иска (когда один из водителей просит взыскать причиненный ущерб).

Определение степени вины в делах по обоюдке является довольно субъективным — так как методик такого расчета нет, то этот вопрос возлагается на усмотрение судьи.

Рассмотрим на примере из практики:

Водитель Toyota осуществлял поворот на лево и не убедился в безопасности своего маневра, в результате чего допустил столкновение с автомобилем Chevrolet, который двигался на встречной полосе. Водитель Chevrolet также был признан виновным в ДТП, поскольку двигался в черте города с превышением допустимой скорости, а при возникновении опасности совершил маневр вправо, нарушив дорожную разметку. В этом деле суд установил, что при обоюдной вине обоих водителей, водитель Toyota виноват больше, и степень его вины составляет 70%, а у водителя Chevrolet – 30%.

схема размера возмещения при обоюдной вине

В рассмотренном примере оба водителя должны получить страховое возмещение по 50% (как писал выше, размер страховки при обоюдке не зависит от степени вины). А вот в рамках гражданского иска водитель Chevrolet может взыскать с водителя Toyota еще 20% от понесенного ущерба.

Обоюдная вина при ДТП: какие есть риски

«Обоюдка» — устоявшееся в водительской среде выражение, которое используют для описания дорожно-транспортного происшествия, в совершении которого признают ответственность обоих участников. И таковых в практике Госавтоинспекции и судов более чем достаточно. Строго говоря, почти в любой аварии та или иная степень вины лежит на каждом водителе, но в нашей стране предпочитают идти по упрощенному пути, поэтому в большинстве случаев «вешают» ответственность либо на кого-то одного из водителей, либо на обоих, но в равных долях (та самая «обоюдка»). Между тем, далеко не всегда стоит соглашаться с таким упрощенным подходом.

Несколько примеров ДТП с обоюдной виной

Есть целый ряд типичных ситуаций, которые не особо въедливые сотрудники ГИБДД и судьи разбирают по шаблону. Вот примеры. Допустим, один водитель поворачивает налево под зеленую стрелку светофора, горящую одновременно с основным красным сигналом, в то время как встречная машина, для которой горит запрещающий сигнал, пролетает перекресток прямо. Удар! Поскольку пункт 13.5 ПДД требует уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений без каких-либо дополнительных условий (в том числе о соблюдении ПДД), получается, что в столкновении есть вина того, кто ехал в направлении стрелки. Более того, нередко исходом становится даже не обоюдка, а виновным в ДТП признают именно его. Того же, кто ехал на красный, лишь штрафуют за проезд на запрещающий сигнал.

Еще один пример. Машина в плотном встречном потоке уважительно останавливается, чтобы дать вам повернуть налево, и когда вы, махнув в знак благодарности рукой, уже заканчиваете маневр, вам в бок прилетает хитрец, который решил объехать затор по встречной для вас обочине. При разборе вполне вероятно, что часть, а то и полный объем вины возложат на вас, так как нарушение ПДД налицо: пункт 13.12 требует при левом повороте «уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо». Аналогичная норма есть и для маневра, выполняемого вне пределов перекрестка (пункт 8.8).

Ну и третий, пожалуй, самый распространенный типичный случай, когда представители власти, идя по пути наименьшего сопротивления, признают обоюдную вину. Речь о ДТП, которые происходят из-за того, что водитель пошел на обгон машины, которая в этот момент решила повернуть налево. Очевидно, что водитель не должен был начинать опережение, особенно если в этом месте обгон был запрещен знаками и (или) сплошной линией дорожной разметки. Но второму водителю нередко вменяют в вину то, что он не убедился в безопасности маневра.

Что говорит Верховный суд

Два года назад на помощь водителям, которые уже попали и продолжают попадать в такие ситуации, пришел Верховный суд, который, проанализировав практику рассмотрения судьями дел, рекомендовал нижестоящим судебным инстанциям при разборе ДТП исходить из следующих соображений (дословно):

«Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу».

Это цитата из постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года No 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Соблюдение ПДД не гарантирует победу в суде

Значит ли это, что теперь водитель, свято соблюдающий ПДД, навсегда избавлен от риска быть обвиненным в совершении ДТП? Отнюдь. И причин тому, как минимум, две. Во-первых, несмотря на то, что Верховный суд — это высшая судебная инстанция, нижестоящие суды (как федеральные, так и мировые) ему не подчиняются. Право в нашей стране не прецедентное, в отличие, в частности, от Великобритании, где однажды принятое судом решение должно в аналогичных ситуациях копироваться другими судьями.

Иными словами, указанный документ — это лишь рекомендация судьям, которой они могут следовать, а могут и не обращать внимания. При этом декларируется, что суды у нас независимы, поэтому окончательное решение всегда на совести конкретного судьи. Для сотрудников полиции, которые рассматривают львиную часть дел о ДТП, позиция ВС РФ тем более не указ, так как у них есть свое руководство.

Позиция Верховного суда — это лишь рекомендация, поэтому даже убежденным приверженцам ПДД стоит оставаться осмотрительными.

Вторая причина кроется в фактической составляющей. Да, нарушающий ПДД не должен рассчитывать на безусловное преимущество. Однако всегда ли водитель, четко следующий букве закона, может знать о том, нарушает другой водитель или нет? Возвращаясь к приведенным ранее примерам, водитель, поворачивающий на зеленую стрелку, не может достоверно знать, какой сигнал горит с противоположного направления, ведь светофор ему не виден. Движущийся по обочине транспорт может иметь на это право. Допустим, если это мопед или автомобиль, который съехал на обочину, чтобы остановиться на ней, или, наоборот, только начинает движение и просто не успел выехать на проезжую часть. Обгоняющий водитель мог не знать о запрете на обгон (знаков и разметки не было видно из-за погодных условий или нарушений в их применении), а левый поворотник на впереди идущей машине включился, когда он уже находился на встречной полосе.

Какой же вывод можно сделать? Очень простой: соблюдение ПДД не освобождает участника дорожного движения от обязанности быть осмотрительным и уж точно не гарантирует невиновность при разборе инцидента. Это должен понимать каждый, кто вступает в процесс, именуемый дорожным движением.

Обоюдная вина при ДТП — кто платит?

Дорожно-транспортные происшествия, в которых виноваты оба участника, происходят достаточно часто. Не все понимают, кто в этом случае должен компенсировать ущерб.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО. За счет страховки виновника ДТП возмещается ущерб, нанесенный пострадавшему. Однако в нашем случае возникает своеобразная правовая коллизия, когда оба водителя являются и виновниками аварии, и пострадавшими. Оба они внесли страховой взнос и считают, что имеют право на компенсацию ущерба.

Страховые компании в таких случаях не слишком охотно расстаются с деньгами. С одной стороны, за выплатой обращается виновник ДТП, с другой, необходимо определить степень вины каждого из участников происшествия. Однако инспекторы ГИБДД не занимаются определением степени вины. Они просто фиксируют в протоколах и определениях нарушения, допущенные обоими водителями, и описывают результаты происшествия. Страховщики тоже не имеют права определять, кто из граждан виноват больше. Разберемся с вопросом о том, как разрешить этот конфликт, и кто должен возместить ущерб.

Что говорит закон?

П. 22 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ содержит по указанному вопросу противоречивые сведения. С одной стороны, она говорит о том, что выплаты производятся в этом случае страховщиками обоих участников в пропорциях, соответствующих степени ответственности каждого, установленной судом. С другой стороны, тот же пункт гласит, что если степень ответственности судом не установлена, то страховщики платят ущерб в равных долях.

Возникает вопрос: имеет ли значение причина, по которой суд не определил степень ответственности? Основания для этого может быть два:

  1. материалы дела не позволили суду установить степень ответственности участников ДТП;
  2. в суд просто никто не обращался.

Формально оба случая подходят под определение закона. Между профессиональными юристами давно идут споры о том, обязаны ли участники ДТП с обоюдной виной обращаться в суд за разделением ответственности.

Одна часть юристов, и ее поддерживают страховые компании, уверена в необходимости такого обращения. Они настаивают, что в равных долях возмещать ущерб страховщики виновников ДТП обязаны, только если суд не сумел установить степень ответственности каждого нарушителя.

Вторая часть юристов, и на ее стороне автомобилисты, считает, что страховщики должны разделить ответственность пополам. А требование об обращении в суд — это просто попытка снять с себя ответственность или оттянуть время выплат. В качестве доказательства приводится список документов, необходимых для получения денег. Решения суда в этом перечне нет.

Позиция органов надзора

Контролем в области страхования занимается Центральный банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА). Центральный банк четкой позиции по этому вопросу не имеет и отправляет всех обратившихся в РСА. Эта организация вовсе не является общественной. Это государственный орган, созданный специально для контроля и разрешения конфликтных ситуаций в сфере ОСАГО.

Интересно, что сотрудники этой организации имеют разные позиции по этому вопросу. В частных беседах и телефонных разговорах они высказывают мнение, что в суд следует идти, если страховые компании отказываются разделить ответственность между собой в соотношении 50 на 50. Однако в письменных ответах на официальные запросы РСА рекомендует руководствоваться позицией Верховного Суда России.

Какой позиции придерживается Верховный Суд?

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 29.01.2015 № 2 содержит недвусмысленное утверждение о том, что лица, обратившиеся за выплатой по страховке, имеют на нее право, а компании должны возместить ущерб в равных долях.

Обратите внимание!

На основании этого Постановления можно считать, что каждый из автовладельцев должен получить половину суммы общего ущерба, а возместить ее должны оба страховщика в равных долях. Если одну из компаний это не устраивает, она может обратиться в суд.

Что делать, если страховщик настаивает на определении степени вины в суде?

Если хотя бы одна из страховых фирм настаивает на обращении участников ДТП в суд и отказывается производить выплаты, следует подать на нее жалобу в РСА и ЦБ РФ. Если это не принесло желаемого результата, придется обращаться в суд с иском. Если вы пришли к этому решению, рекомендуем заручиться поддержкой юриста.

Кому заплатят по ОСАГО, если при аварии обоюдная вина

Баннер

Что такое обоюдная вина, как оформить протокол и как правильно действовать водителю после аварии на дороге? Ответим на эти вопросы и расскажем, кому и сколько заплатят, если при ДТП вина обоюдная.

  • Что такое «обоюдка» при ДТП
  • Как действовать после аварии и оформить протокол
  • Обоюдная вина в ДТП: как происходит выплата по ОСАГО
    • Если у обоих водителей есть полис ОСАГО
    • Если ОСАГО был у одного
    • Если за рулем был нетрезвый автомобилист

    осаго обоюдная вина

    Возьмите контакты свидетелей после ДТП

    Бывает, что в ДТП признают виновными обоих водителей — получить выплаты по ОСАГО от страховой в этом случае может быть проблематично. Всегда можно пойти в суд и оспорить решение ГИБДД. Чтобы со всем разобраться, важно понять, как рассматривается обоюдная вина в законодательстве.

    Важно: если произошла авария, сохраняйте спокойствие и не меняйте положение автомобилей, пока не приедут сотрудники инспекции.

    Самая крупная по размеру — памятная банкнота Малайзии номиналом в 600 ринггитов образца 2017 года. Ее размер чуть больше листа А4.

    Другой факт

    Что такое «обоюдка» при ДТП

    Определения «обоюдной вины» в законодательстве нет. К категории «обоюдок» относят дорожно-транспортные происшествия, в которых водители одинаково серьезно нарушили правила движения.

    Если в протоколе есть пометка о противоречивости показаний, обратитесь в суд. Инстанция рассмотрит дело и определит степень виновности каждого участника аварии. Необходимо выяснить, действительно ли поведение на дороге обоих водителей привело к ДТП.

    Чтобы быть уверенным водителем, законопослушным гражданином, не волноваться при проверке документов и быстро оформлять ДТП по европротоколу, оформите ОСАГО в Совкомбанке по оптимальной цене. Страховку можно приобрести онлайн — на сайте или в приложении, оплатить Халвой в рассрочку на 12 месяцев и пользоваться круглосуточной поддержкой специалистов.

    Как действовать после аварии и оформить протокол

    Не пускайте все на самотек. Пассивность в такой ситуации — плохая тактика. Что делать:

    1. Включить «аварийку» и выставить на дороге предупреждающий знак.
    2. Выйти из машины и снять на фото и видео повреждения автомобиля и ситуацию в целом.
    3. Записать имена и контакты свидетелей.
    4. Вызвать сотрудника ГИБДД.

    Последний должен занести в протокол нарушения со стороны каждого водителя. Внимательно проверьте данные: метражи, расположение автомобилей — все, что инспекторы отразили в документе. В будущем оспорить несоответствия будет сложно.

    После всех замеров и составления протокола сотрудники Госавтоинспекции выдают справку, где прописывают данные водителей и указывают виновного. Степень вины в ГИБДД не определяют — этим занимается суд.

    После происшествия обращайтесь в свою страховую компанию. Если полиса нет — в фирму второго участника ДТП. Он в этом случае может потребовать с вас компенсацию через суд.

    осаго обоюдная вина

    Если не согласны с постановлением ГИБДД, обратитесь в суд

    Обоюдная вина в ДТП: как происходит выплата по ОСАГО

    Водителей всегда волнует вопрос: если при ДТП была «обоюдка», кто платит?

    Иногда страховщики из-за неточностей в законе отказываются от возмещения ущерба при обоюдной вине в ДТП. Первым делом необходимо обратиться в суд. Только там можно установить причинно-следственную связь и определить степень вины каждого из участников аварии.

    Если факты из протокола говорят об обоюдной вине, водители могут получить страховую выплату — 50 на 50.

    Важно: если авария произошла без свидетелей, не попала на камеры видеорегистраторов, на месте не нашли четких улик, которые указывали бы на вину одного из водителей, а каждый из них выдвигает разные версии, компенсацию не выплатят никому.

    Если у обоих водителей есть полис ОСАГО

    Если ОСАГО действителен у обоих участников, то, как указано в п. 22 ст. 12 № 40-ФЗ , выплаты будут равны либо обратно пропорциональны степени виновности. То есть чем больше правил нарушил водитель, тем меньше будет сумма.

    Если ОСАГО был у одного

    Ситуация осложняется для человека, у которого есть полис. Его страховая компания выплатит деньги оппоненту, а ему самому средства на ремонт авто придется «выбивать» с водителя, а не страховщика. Если тот не захочет отдавать деньги добровольно, придется требовать плату через суд.

    Владимир и Анна столкнулись на перекрестке — мужчина ехал на красный свет, а девушка на зеленый, но с превышением скорости и просроченным ОСАГО. Суд признал обоюдную вину.

    У Владимира есть страховой полис — он поможет компенсировать затраты Анны на ремонт автомобиля. А девушке придется выплачивать компенсацию самостоятельно, без поддержки страховой.

    Если за рулем был нетрезвый автомобилист

    Если человек был пьян, не факт, что ДТП случилось из-за его состояния. Алкоголь — не гарантия невиновности другого участника происшествия.

    Андрей сел за руль в состоянии алкогольного опьянения. Он вел машину по всем правилам: не нарушал разметку, останавливался на светофорах, пропускал пешеходов. На одном из поворотов в него врезался Максим — мужчина ехал по встречке на красный свет.

    Пьяного водителя оштрафуют и лишат прав за нетрезвую езду. Но он не будет виноват в аварии.

    Если оба автомобилиста окажутся в равной степени виновными, выплата будет 50 на 50. Если в ином соотношении, сумму компенсации установит суд.

    Как оспорить обоюдность

    Если хотите оспорить сведения из протокола, идите с заявлением к начальнику инспектора ГИБДД, который составил и подписал документ. Если это не принесет желаемый результат, направьте заявление в суд.

    Если хотите оспорить решение суда, подайте апелляционное заявление. Подготовьте факты, обоснуйте позицию.

    осаго обоюдная вина

    Если в аварии виноваты оба, можно получить выплаты по ОСАГО

    Итоги

    После ДТП следуйте правилам дорожного движения. Включите аварийный сигнал, поставьте знак, выйдите из авто. Зафиксируйте все детали столкновения, сделайте фото и видео. Заручитесь поддержкой свидетелей: запишите контактные данные и попросите подтвердить обстоятельства случившегося.

    Если факты из протокола Госавтоинспекции говорят об обоюдной вине, выплаты от страховой получить можно, но только через суд.

    В сложной ситуации заручитесь поддержкой опытного юриста. Не сдавайтесь, если уверены, что вашей вины в ДТП нет.

    Не нарушайте правила дорожного движения и не забывайте продлевать полис ОСАГО. В случае аварии установленную сумму ущерба придется платить из своего кармана. Получить поддержку от страховой не получится.

    Статьи на автотематику у вас в почте

    Подпишитесь на подборку статей на автомобильную тематику. Все самое интересное из автомобильной рубрики будем присылать вам на почту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *