Что является тяжеловесным грузом определение
Перейти к содержимому

Что является тяжеловесным грузом определение

  • автор:

Тяжеловесный груз

Тяжеловесный груз (англ. heavy lift или h/lift — в словаре ФИАТА) — это груз, вес которого превышает допустимые нормы, установленные для данного вида транспорта. Соответственно, чтобы получить конкретные числовые значения допустимых значений, нужно обратиться к правилам перевозки для отдельных видов транспорта.

Тяжеловесный груз

Тяжеловесные грузы часто имеют большие габариты и могут одновременно являться крупногабаритными (негабаритными) грузами.

Автотранспорт

Под тяжеловесным грузом в автомобильных перевозках понимается груз, который при транспортировке создаёт нагрузку, превышающую установленные нормативы в пересчёте на каждую ось транспортного средства (при этом вес груза и вес транспортного средства суммируются).

Автоперевозки в СНГ

Допустимые нагрузки для грузового автотранспорта при перевозках между странами СНГ (Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ от 1999 г.):

Тип транспортного средства

Максимально допустимая нагрузка (транспортное средство + груз), тонн

Одиночные грузовые ТС

24 (25 для авто с воздушной подвеской)

Автопоезда / седельные тягачи с прицепами

36 (40 при расстоянии между осями более 1,8 м)

24 (28 для шарнирно сочленённых мостов)

При транспортировках груза внутри РФ, перевозчики должны руководствоваться «Правилами перевозок грузов автотранспортом», утверждённых постановлением Правительства РФ № 272 (от 2011 года с актуальными правками), которые устанавливают предельную массу всего транспортного средства (вместе с грузом) и максимальную нагрузку на ось.

Максимальная масса автомобиля в РФ

Обозначенные параметры в Приложении 1 к Правилам перевозок:

Тип транспортного средства

Максимально допустимая масса (транспортное средство + груз), тонн

Одиночные грузовые ТС

Автопоезда / седельные тягачи с прицепами

При сравнении с Соглашением стран СНГ видно, что отличия незначительные.

Максимально допустимая нагрузка на ось в РФ

Согласно Приложения 2 к Правилам перевозки на автотранспорте:

Расстояние между осями

Максимальная нагрузка на одну ось в зависимости от нормативной нагрузки дорожного полотна

Для дороги, рассчитанной на нагрузку 6 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)

Для дороги, рассчитанной на нагрузку 10 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)

Для дороги, рассчитанной на нагрузку 11,5 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)

От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)

От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)

Более трёх сближенных осей в группе

От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)

Для сближенных осей, оснащённых 4 и более односкатными или двускатными колёсами на каждой оси (для групп из 2 осей и более)

От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)

При контрольном взвешивании допускается двухпроцентная погрешность (п. 4 ст. 31 257-ФЗ от 2007 г. в актуальной редакции), дальнейшее превышение без разрешительных документов — штраф.

Региональные власти вправе устанавливать сезонные ограничения для предельно допустимых норм внутри субъектов РФ на отдельных трассах или их участках.

Тяжеловесные грузы при сборных перевозках

В отдельных случаях перевозчик сборных грузов может попросить внесение дополнительной платы за превышение нормативов по весу. Рассмотрим ситуацию на примере стандартной 20-тонной фуры:

  1. Максимальная допустимая расчётная нагрузка для данного вида транспорта — около 20-22 тонн груза (чтобы с учётом собственного веса в 14 тонн, грузовик мог вписаться в норматив по максимально допустимому весу — 36 тонн для 4-осного ТС).
  2. Вместимость фуры — 33 стандартных европоддона.
  3. 20 тонн / 33 поддона ≈ 600 кг (должно быть на 1 паллете).

При превышении заданного норматива по весу для одного поддона/паллеты перевозчику придётся уменьшать количество перевозимых поддонов, чтобы пройти весовой контроль. А это повод увеличить стоимость одного грузового места, чтобы компенсировать стоимость всех сокращённых.

Специальные разрешения для перевозки тяжеловесных грузов

Перемещение транспортных средств, чьи масса и нагрузка на ось превышают установленные нормы, без специальных разрешений запрещено.

Разрешения могут быть:

  • межрегиональными (при прохождении маршрута по 2 и более регионам РФ);
  • международными (при выезде за пределы РФ);
  • локальными (внутри одного региона).

Оформление возможно несколькими способами:

  • онлайн (через портал Госуслуг);
  • лично (в филиалах Упрдор);
  • через представителя (при наличии правильно оформленной доверенности).

Для проведения анализа и согласования проезда по заданному маршруту с тяжеловесным грузом необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявление;
  • чертежи и спецификации груза (как минимум вес и размеры всех грузовых мест);
  • места погрузки и выгрузки;
  • маршрут/маршруты движения (основной и по возможности альтернативные).

По результатам обращения будет выдано разрешение или отказ.

Расходы на перевозку тяжеловесных грузов будут складываться из следующих составляющих:

  • государственная пошлина для оформления разрешения;
  • ущерб, наносимый дорожным покрытиям (рассчитывается индивидуально на основании качества дорог на выбранном маршруте);
  • расходы на сопровождение груза;
  • непосредственно расходы на транспортировку.

За движение по маршрутам, не обозначенным в разрешении, а также за нарушение иных предписаний, на перевозчика будут наложены штрафные санкции.

Морские перевозки

Под тяжеловесными грузами при перевозках морским транспортом понимаются отправления, вес которых превышает 35 тонн.

Отдельно выделяются уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) — это негабаритные грузы, масса которых превышает 100 тонн.

Основание — Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) — РД 31.11.21.24-96 (введены в действие Приказом Росморфлота № 44 от 96 г.).

Перевозка тяжеловесных грузов невозможна без составления проекта.

Исполнителем проекта может выступать компания-перевозчик или иная компетентная организация (например, исследовательский институт). Проект рассчитывается на основании технического задания заказчика/клиента.

В проекте должны быть обозначены:

  • оптимальный вариант перевозки;
  • схемы крепления груза с расчётами;
  • расчёты, касающиеся судна (балластировка, прочность, остойчивость и т.д.);
  • другие расчёты в случае дооборудования судна (например, при подкреплении палуб);
  • организация погрузки и разгрузки, включая метеоусловия;
  • подробный перечень вспомогательных материалов и средств механизации;
  • инструкции капитану;
  • мероприятия по подготовке причалов (только при необходимости).

Проект согласовывается с морским Регистром судоходства.

Проектные организации могут осуществлять надзор за процедурами погрузки, разгрузки, креплением и перевозкой груза в соответствии с проектом.

Авиационный транспорт

К тяжеловесным грузам при авиационных перевозках относятся грузы, чья масса превышает 80 кг.

При превышении указанного норматива заказчику потребуется отдельное согласование маршрута для осуществления перевозки. Это связано с тем, что не все аэропорты могут обеспечить погрузочно-разгрузочные работы для отправлений с большим весом.

Например, отдельные аэропорты могут работать со следующими грузами без дополнительного согласования:

Город размещения аэропорта

Допустимый вес отправления (согласование не требуется)

Стандартный норматив (до 80 кг)

По отдельному согласованию будут определены индивидуальные условия и маршрут перевозки, а также порядок и условия погрузочно-разгрузочных работ.

Перевозка потребует оформления отдельного пакета сопроводительных и разрешающих документов.

Железнодорожные перевозки

К тяжеловесным грузам АО «РЖД» относит грузы, которые вписываются в допустимые габариты, но создают нагрузки, превышающие нормы, установленные для универсального подвижного состава:

  • полувагоны — 63-71 т (в зависимости от модели);
  • платформы — 63-71 т (в зависимости от модели).

При этом могут учитываться нагрузки, создаваемые на отдельных элементах конструкции и смещение центра тяжести.

При международных железнодорожных перевозках могут предъявляться особые требования к максимально допустимому весу. Например (согласно инструкции ДЧ-1835 по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики):

  • при следовании по путям Германии, Китая, Польши, Чехии, Словакии, Кореи, Ирана, Афганистана, Монголии — не более 60 тонн в одном месте;
  • при следовании через Болгарию, Финляндию, Югославию, Герцеговину, Боснию, Хорватию или Румынию — не более 30 тонн в одном месте;
  • при следовании через Вьетнам и Турцию — не более 20 тонн в одном месте.

В подвижном составе на территории РФ возможно использование специальных грузовых вагонов — транспортёров, которые способны перевозить до 500 тонн груза (28-осные или 32-осные модели).

Перемещение тяжеловесных грузов и транспортерных вагонов возможно только после процедур согласования:

  • подача заявки на предварительное согласование возможности перевозки;
  • разработка технической документации и проекта (с приложением чертежей груза, его расположения на вагоне, в том числе со схемами крепления);
  • заказ на изготовление контрольной рамы (только для негабаритных грузов, она будет провезена по намеченному маршруту вместо реального груза);
  • получение предварительного согласования администрацией железных дорог;
  • окончательное согласование Отделом специальных перевозок АО РЖД;
  • оформление заявки на перевозку;
  • подготовка к перевозке и погрузка;
  • приёмка технической комиссией;
  • оформление разрешения.

Внутри России тяжеловесные отправления тоже требуют процедуры согласования с департаментом управления РЖД. Нужно предоставить:

  • параметры и спецификации груза;
  • предполагаемый маршрут следования;
  • проект размещения в подвижном составе и схему крепления;
  • описание особых условий по перевозке груза.
  • Рейтинг транспортных компаний.
  • Перевозки негабаритных грузов.

Какой груз считается тяжеловесным транспортная характеристика

В автомобильных перевозках тяжеловесным называют груз, который имеет вес, превышающий стандартные ограничения на грузоподъемность транспортного средства. Для его перевозки требуются специальные механизмы с усиленной конструкцией и большей грузоподъемностью. Кроме того, перевозчик должен получить специальные разрешения и согласовать поездку с государственными органами, в том числе ГИБДД.

Один из примеров «тяжеловеса» – мобильные краны, которые используются для подъема и перемещения предметов на строительных площадках. Они имеют большой вес, поэтому имеют особенности в погрузке, транспортировке и разгрузке. К тяжеловесным грузам относятся и металлические конструкции: стальные балки или рамы. Данные материалы активно используются в строительстве зданий и мостов, а их перемещение требует специализированного оборудования и навыков. Также тяжеловесными являются ТС, например, лодки или автобусы.

На заметку! Тяжеловесный груз это багаж, превышающий стандартный вес.

В области автомобильных перевозок существуют специализированные компании, которые занимаются доставкой тяжеловеса. Они имеют подходящее оборудование и транспортные средства, а также профессиональных водителей и персонал, работающий с такими грузами.

Критерии признания груза тяжеловесным

Международные правила перевозок требуют считать тяжеловесным груз, масса которого превышает допустимые, установленные автоконцерном-производителем нагрузки на оси транспортного средства. Для признания содержимого ТС таковым при контроле на посту устанавливают 2 параметра:

  • сумма масс ТС и содержимого.
  • размер нагрузки на каждую ось.

При принятии решения об определении груза к тяжеловесному сотрудники инспекции руководствуются ГОСТами. В соответствии с действующими нормативами, от 18000 кг груз считается тяжеловесным. Как правило, предметы с весом до 18 тонн перевозятся на двухосных автомобилях, в то время как для транспортировки содержимого до 44 тонн требуются автотранспортные средства с большим количеством осей.

На заметку! Чем больше осей в автотранспорте и чем они равномернее распределены по длине грузовой платформы, тем большую нагрузку ТС может выдержать, не нанося повреждений дорожному покрытию.

Общая масса

Действующим законодательством установлены требования перевозки тяжеловесного груза. Содержатся они в нескольких нормативно-правовых актах: ГОСТ Р 52748-2007 и Постановлениях Правительства РФ №272 от 15.04.2011 и № 67 от 31.01.2020. Согласно документам, вес тяжеловесных грузов должен рассчитываться с учетом массы транспорта. Кроме того, в категорию тяжеловесного будут входить предметы, которые оказывают превышающие нормы осевые нагрузки. Для одиночных ТС показатели будут следующими.

В случае с автопоездами ситуация будет несколько другой.

Если автопоезд превышает установленные нормативами параметры, он относится к категории специального назначения и может перемещаться по дорогам только при наличии соответствующего разрешения. Эти данные важны для поддержания безопасности дорожного движения и предотвращения повреждения дорожного покрытия.

Нагрузка на оси

Один из важных аспектов при перевозке тяжеловеса– определение допустимых параметров нагрузки на ось. Зависит этот показатель от типа дороги, а также от соответствующих технических стандартов. Российские дороги классифицируются на 5 типов: от трасс федерального значения до проселочных дорог. Каждому типу дороги присвоена конкретная предельная нагрузка на ось для одиночных транспортных средств.

На заметку! Различные типы дорог имеют различные ограничения, которые регулируются в соответствии с требованиями ГОСТ.

Для дорог, построенных в России, предельная нагрузка на ось составляет 6 до 11,5 тонн. Трассы, построенные в советский период, имеет несколько другое значение – от 6 до 10 тонн. Определяют разрешенную массу сотрудники ГИБДД на основании справочных материалов.

Отличия в РФ и СНГ

Для перевозки негабаритного груза необходимо соблюдать определенные правила и требования, а также учитывать законодательство страны, где будет проходить поездка. В России данная сфера регулируется Федеральным законом «О дорожном движении». Документ устанавливает требования к перевозке предметов с массой, не соответствующей нормативным показателям. Согласно этому закону, прежде чем осуществить перевозку негабаритного груза, необходимо получить соответствующее разрешение на перевозку от компетентных органов. Кроме того, требуется предоставление подробной информации о багаже, его характеристиках и предполагаемом маршруте движения.

Особое внимание при перевозке негабарита в России уделяется безопасности. Для обеспечения сохранности груза и предотвращения возможных аварийных ситуаций, необходимо тщательно проверить ТС, а также использовать дополнительные меры безопасности в виде сопровождения автомобилями ГИБДД.

В странах СНГ действует «Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств -участников СНГ от 1999 г.». Принцип данной Конвенции заключается во взаимном признании документа всеми подписантами. Это позволяет облегчить процесс перевозки и ускорить решение организационных вопросов.

На заметку! В разных странах СНГ существуют свои требованиях и правила перевозки негабарита. Так, некоторые страны имеют более жесткие требования в отношении безопасности, а другие предоставляют гибкие условия транспортировки.

Согласно Соглашению, отличия отнесения груза к тяжеловесному достаточно незначительные. Увидеть их можно в таблице.

Нагрузка в России

Одиночные грузовые ТС

24 (25 для авто с воздушной подвеской)

36 (40 при расстоянии между осями более 1,8 м)

Тяжеловесные грузы при сборных перевозках

Сборные перевозки грузов – это метод доставки, основанный на объединении нескольких товаров в одном транспортном средстве. Такой подход полезен, когда у отправителей есть отправления, которые не заполняют все пространство ТС. Процесс проведения сборных перевозок включает сбор и упаковку товаров, их складирование в контейнерах или на паллетах, организацию доставки до пункта отправления, а затем дальнейшую транспортировку на центральный терминал, где происходит их компоновка для оптимальной заполненности грузовых авто. После этого грузы доставляются на пункт назначения, где происходит их разделение и дальнейшая доставка каждому получателю.

Согласно законодательству, в некоторых случаях перевозчик сборных грузов может попросить внесения дополнительной платы за превышение нормативов по массе. Рассмотреть такую ситуацию можно на примере стандартной 20-тонной фуры:

  1. Допустимая нагрузка на данный вид ТС составляет около 20-22 тонн багажа.
  2. Вместимость фуры – 33 стандартных штучных европоддона.
  3. 20 тонн/33 поддона ≈ 600 кг (может быть на 1 паллете).

При превышении данного показателя перевозчик должен будет уменьшить количество поддонов (ящиков). Только в таком случае фура сможет пройти весовой контроль. В связи с этим целесообразно увеличить стоимость одного грузового места, чтобы компенсировать стоимость сокращенных.

Требования и запреты

Перевозка тяжеловеса– это сложный процесс, требующий соблюдения установленных правил и регламентов. Для осуществления такого вида транспортировок компании необходимо получить специальное разрешение – официальный документ. Выдает его Росавторанс РФ. В заявлении следует указать вес, размеры и характеристики тяжеловесных грузов, а также предоставить комплект документации и путь следования.

На заметку! При перевозке негабарита необходимо строго соблюдать требования Правил дорожного движения.

Важно учесть, что транспортировка негабарита возможна только при наличии специальных знаков на транспортном средстве, указывающих на тяжеловесный груз и его особые характеристики. Такие знаки обеспечивают безопасность и уведомляют других участников дорожного движения о присутствии грузового транспорта с особыми требованиями.

Важным аспектом является сопровождение. Во многих случаях при перевозке негабарита требуется наличие автомобиля-сопровождающего. Следовать он может как впереди, так и сзади (ТС). Это создает дополнительные условия безопасности и позволяет предотвратить аварийные ситуации на дороге.

  1. Равномерное распределение груза.
  2. Правильная фиксация багажа.
  3. Перевозка опасных или химически вредных веществ должна осуществляться по специальным правилам.

При доставке тяжеловесного груза необходимо соблюдать и некоторые запреты. В частности, запрещено перевозить предметы, выступающие за габариты транспорта. Только с полным соблюдением всех этих условий можно гарантировать безопасность перевозки тяжеловесного груза.

В других перевозках

Современные технологии и прогрессивные методы доставки тяжеловесных грузов охватили множество сфер: от автомобильного транспорта до международных морских и железнодорожных перевозок, а также авиаперевозок. Крупные контейнерные суда и корабли с открытым трюмом позволяют эффективно перемещать различные типы тяжеловесных предметов, включая автомобили, машины и строительные материалы.

Авиаперевозки позволяют за несколько часов доставить багаж в другую страну или на другой континент. Высокая грузоподъемность самолетов и специально оборудованных грузовых отсеков позволяют перевозить самые тяжелые предметы и оборудование. Благодаря авиаперевозкам негабарит доставляется в кратчайшие сроки, что особенно важно для экстренных ситуаций или поставок с ограниченными временными рамками.

Железнодорожный транспорт также занимает важное место в сфере перевозки тяжеловесных грузов. Железнодорожные пути покрывают горные хребты, густонаселенные города и небольшие населенные пункты, что позволяет доставить товары практически в любое место. Выбор конкретного вида доставки осуществляется на основании требований компании-перевозчика и особенностей отправлений.

На заметку! Перевозки способствуют развитию мировой торговли и обеспечивают эффективное функционирование современной экономики.

В морских перевозках

В морских перевозках под тяжеловесным подразумевают груз, масса которого превышает 35 тонн. Для доставки таких отправлений требуется специализированное оборудование и опытный персонал. В отдельную категорию выделяют уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ), вес которых составляет более 100 тонн. Подробное описание содержится в Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ), которые были введены в действие Приказом Росморфлота № 44 от 1996 года.

Согласно документу, для доставки негабарита морским транспортом требуется составление проекта. Разработать его может как компания-перевозчик, так и специализированная организация, например, исследовательский институт. Проект разрабатывается на основе технического задания, предоставленного заказчиком или клиентом.

Проект должен содержать следующую информацию:

  • путь следования;
  • расчеты, связанные с прочностью и стабильностью судна; дополнительные
  • расчеты, если потребуется модификация судна (например, усиление палубы);
  • порядок погрузки, разгрузки с учетом метеоусловий;
  • детальный перечень вспомогательных материалов и механизмов;
  • инструкции для капитана;
  • меры по подготовке причалов.

Проект должен быть согласован с морским Регистром судоходства, чтобы удостовериться в его соответствии нормам безопасности.

В авиаперевозках

Когда речь идет о перевозке тяжеловесных грузов в авиации, под эту категорию подпадают отправления, которые весят больше 80 кг. Этот показатель установлен Руководством по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях (РГП-85) в пункте 2.9.1.

Если масса отправления превышает указанный норматив, заказчику потребуется дополнительно согласовать маршрут. Данный шаг обусловлен тем, что не все аэропорты имеют технику для погрузочно-разгрузочных работ такого типа. Например, в аэропорту в Барнауле могут работать с отправлениями весом до 200 кг, в Астрахани – до 150 кг, в Волгограде – до 100 кг, в Краснодаре – до 200 кг, в Омске – до 100 кг, в Уфе – до 150 кг, в Ставрополе – до 250 кг. В аэропорту Владикавказа установлен стандартный норматив веса отправлений до 80 кг.

На заметку! При превышении указанных нормативов перевозка груза требует отдельного согласования, в котором устанавливаются индивидуальные условия и маршрут перевозки, а также организация и условия погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме того, перевозка негабарита авиатранспортом требует оформления специального пакета сопроводительных и разрешительных документов, актов.

В железнодорожных перевозках

Компания АО «РЖД» относит к тяжеловесным грузы, которые вписываются в допустимые габариты, но создают нагрузки, превышающие нормы, установленные для стандартного подвижного состава:

  • полувагоны: 63-71 т;
  • платформы: 63-71 т.

Для международных железнодорожных перевозок действуют особые требования к максимально допустимому весу багажа в зависимости от страны назначения. Например, в инструкции ДЧ-1835 по перевозке негабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов по железным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония) указано, что:

  1. При следовании по путям таких стран, как Германия, Китай, Польша, Чехия, Словакия, Корея, Иран, Афганистан и Монголия, максимальный вес отправления не должен превышать 60 тонн в одном месте.
  2. При следовании через Болгарию, Финляндию, Сербию, Боснию, Хорватию или Румынию этот вес должен быть не более 30 тонн в одном месте.
  3. Если же перевозка осуществляется через Вьетнам или Турцию, максимальный вес содержимого должен быть в рамках 20 тонн в одном месте.

Внутри России установлены требования для доставки негабарита железнодорожным транспортом. Для начала нужно подать заявку на предварительное согласование возможности перевозки. Далее разрабатывается техническая документация и проект с приложением чертежей груза и его расположения в вагоне, включая схемы крепления. Также может потребоваться заказ на изготовление контрольной рамы для негабарита.

Получение предварительного согласования администрацией железных дорог, окончательное согласование Отделом специальных перевозок АО РЖД, оформление заявки на перевозку, подготовка к перевозке и погрузка, приемка технической комиссией и оформление разрешения – все эти этапы необходимы для осуществления перевозки тяжеловесных грузов внутри России.

Процедура согласования осуществляется в департаменте управления РЖД. При подаче заявки необходимо предоставить информацию о параметрах и спецификациях отправления, предполагаемом маршруте следования, проекте его размещения в подвижном составе и схеме крепления, а также описании особых условий перевозки. После согласования всех условий можно приступать к доставке.

Заключение

Перевозка негабарита требует специализированных навыков и профессионального подхода. В условиях современной индустрии все чаще возникает необходимость доставки механизмов, оборудования или других элементов производства. Вес, размеры, форма и хрупкость груза являются ключевыми факторами. Иногда для доставки негабарита требуются специальные транспортные средства: автокраны, грузоподъемные машины и т.д.

Успех перевозки тяжеловесного груза во многом зависит от использования правильных технологий и методик. Тщательное планирование, своевременная организация и координация всех этапов транспортировки минимизируют риски и делают процесс максимально эффективным.

Определение тяжеловесного груза

Тяжеловесный груз – это груз, который превышает максимально допустимый вес и (или) предельно возможные нагрузки на оси автотранспорта. Масса считается общая, то есть объединенная для тягача, полуприцепа и собственно самого груза.

Следовательно, определяя груз как тяжеловесный, руководствуются следующими параметрами:

  • масса транспортного средства вместе с грузом;
  • показатель нагрузки на его оси.

Если установленные нормативы превышены по какому-либо из вышеуказанных параметров, груз относится к разновидности тяжеловесных. Это, в свою очередь, требует получения особого разрешающего документа на его транспортировку, возмещения вреда, причиняемого в процессе его доставки дорожному покрытию и инженерным сооружениям (например, мостам). Дополнительно должны соблюдаться особые меры безопасности.

Слдержание

  1. Определение тяжеловесного груза
    • Нормативы тяжеловесного груза по общей массе
    • Нормативы по предельной нагрузки на оси
      • Нормы по осям в СССР
      • Нормы по осям по современным требованиям в РФ
    • Схемы автопоездов с распределением веса по осям
      • Автопоезд общего назначения
      • Автопоезд специального назначения
    • Схемы автопоездов с распределением веса по осям
      • Установленные величины штрафов при превышении значения предельно допустимой массы

Нормативы тяжеловесного груза по общей массе

  1. для обособленных грузовых автомобилей:
    с двумя осями – 18 т;
    с тремя осями – 25 т;
    с четырьмя осями – 32 т;
  2. для автопоездов, состоящих из тягача с прицепом:
    с тремя осями – 28 т;
    с четырьмя осями – 36 т;
    с пятью осями и более – 40 т.

Нормативы по предельной нагрузки на оси

Это более сложный параметр и при его расчете может возникнуть ряд проблем.

Дороги, по которым осуществляются грузоперевозки внутри России, подразделяются на:

  • дороги общего пользования (к ним относятся дороги федерального, регионального и местного уровней);
  • частные дороги (могут быть собственностью граждан и юридических лиц).

Первые строятся в точном соответствии с требованиями ГОСТов и отвечают нормативным предписаниям, касающимся устойчивости дорожного покрытия к воздействию автомобилей, габаритов дорог (ширины полос и обочин, уровня расположения инженерных конструкций относительно проезжей части, параметров поворотов и т. д.), расположения дорожных знаков и прочих характеристик.

Основная доля дорог нашей страны была построена по требованиям ГОСТов, изданных в советский период. Сооружённая в соответствии с данными документами транспортная инфраструктура наиболее точно отвечала экономическим потребностям указанного времени.

Нормы по осям в СССР

Норматив 1-я категория 2-я категория 3-я категория 4-я категория 5-я категория
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс 10 10 6 6 6

Дороги подразделяются на пять основных категорий:

  1. К первой и второй категории относят дороги с улучшенным асфальтобетонным покрытием.
  2. К третьей категории причислены дороги, произведённые по упрощённым техническим требованиям (улучшенные гравийные, вымощенные камнем и т. д.). При их возведении допускается применение булыжного покрытия.
  3. Дороги четвёртой категории имеют самое простое полотно (обычно гравийное) и обслуживают транспортные потоки малой интенсивности. Весной и осенью движение по ним представляет значительную сложность.
  4. У дорог пятой категории (просёлочных, полевых) покрытие самого низкого уровня или отсутствует вовсе.Д

Нормы по осям по современным требованиям в РФ

В России по ГОСТ Р 52748-2007 так же пять категорий:

Норматив 1-я категория 2-я категория 3-я категория 4-я категория 5-я категория
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс 11,5 11,5 10 10 6

Как правило, элементы федеральной и региональной дорожной сети относятся к первым двум категориям. Дороги местного уровня относятся ко второй и третьей категории (чаще всего).

На сегодняшний день обстоятельства сложились таким образом, что для большинства дорог первых двух категорий, построенных в советский период, разрешены одни показатели нагрузки на ось (до 10 тс в расчёте на одну ось), а для дорог, возведённых и реконструированных на основании требований новых ГОСТов – другие (до 11,5 тс на ось). Что касается дорог третьей категории, по советским нормативам разрешённый показатель нагрузки при передвижении по ним составляет 6 тс на ось, по вновь утверждённым – 10 тс на ось.

Маршрут движения грузоперевозчика пролегает, как правило, через дороги различных категорий и назначения, построенных в разные этапы существования нашего государства. При этом максимально приемлемая нагрузка на ось на различных этапах пути может составлять как 11,5, так и 6 и менее тс.

Данные показатели являются предельно возможными, однако они могут изменяться в зависимости от межосевого интервала автотранспортного средства (чем он меньше, тем меньше максимально допустимое значение нагрузки).

Так, при расстоянии между осями величиной более 2 м на дорогах, построенных согласно предписаниям советских ГОСТов, предельно дозволенное значение осевой нагрузки составит не более 10 тс, а при межосевом интервале до 1 м – не выше 6 тс.

При аналогичных интервалах между осями для дорог первой и второй категории, возведённых по новым ГОСТам, приняты новые пограничные значения осевой нагрузки. Так, в отношении транспортных единиц с межосевым интервалом более 2 м данный показатель не должен превышать 11,5 тс на одну ось, с расстоянием до 1 м – 8 тс на ось.

Не стоит забывать о том, что зачастую маршрут грузоперевозчика проходит по местным дорогам, отнесённым к третьей категории, которые были построены по советским ГОСТам. На таких дорогах осевые нагрузки ограничены показателем, равным 6 тс на ось для транспортных средств с расстоянием между осей более 2 м. Для прочих автомобилей с более коротким межосевым интервалом показатель осевой нагрузки будет ещё меньше.

В связи с изложенным, транспортное средство, суммарная масса которого вместе с грузом составляет не более 40 т, на определённом отрезке дороги может превысить максимально дозволенное значение показателя осевой нагрузки для данного участка. Хотя об этом будут сигнализировать соответствующие дорожные знаки, иных вариантов добраться до пункта назначения может попросту не существовать (либо их использование лишено смысла с экономической точки зрения). Это ведёт к возникновению у компании-перевозчика риска нарушить правила транспортировки груза, даже если сама перевозка не представляет особой сложности.

Следует помнить, что транспортировка грузов с превышением допустимых показателей веса или осевых нагрузок без наличия соответствующих разрешительных документов и возмещения стоимости причинённого дорожному полотну вреда влечёт ряд негативных последствий. К таковым, помимо возникновения затрат на возмещение ущерба, относятся наложение штрафа в крупном размере, арест автомобиля вместе с грузом до оформления надлежащих документов, а также расходы на оплату штрафстоянки.

Схемы автопоездов с распределением веса по осям

Автотехника, обслуживающая транспортировку тяжеловесных грузов, имеет значительные отличия от обычных автотранспортных средств:

  • рама прицепов является усиленной и обычно более низкой;
  • ряд моделей полуприцепов является телескопическими, т. е. может увеличиваться как в длину, так и в ширину;
  • полуприцепы и тягачи имеют увеличенное количество осей;
  • оси транспортных средств могут снабжаться специальными рулевыми механизмами в целях улучшения маневренности;
  • большинство тралов имеют специальные трапы, предназначенные для заезда единиц строительной и дорожной техники собственным ходом;
  • тягачи, применяемые в данной сфере, являются более мощными и обладают усиленными сцепными механизмами;
  • универсальность назначения специального автопоезда может повышаться при помощи множества различных приспособлений, механизмов и навесного оборудования.

Несмотря на постоянное совершенствование выпускаемых моделей спецтехники, вышеуказанные параметры значительно увеличивают итоговый вес автопоездов. Чем больше значение этой величины, тем меньше должен весить перевозимый груз, чтобы уложиться в установленные нормативы и не попасть в категорию тяжеловесных.

На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.

Автопоезд общего назначения

Грузовые автомобили общего назначения (бортовые машины с открытым кузовом, фургоны с тентами и т. д.) обладают облегчёнными кузовами. В результате средняя масса таких машин составляет не более 18-20 т, что делает возможным транспортировать груз весом 20-23 т по дорогам любой категории.

автопоезд общего назначения

Автопоезд специального назначения

На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.

Ряд специальных транспортных средств являются тяжеловесными в порожнем состоянии, поскольку их масса (либо осевая нагрузка) находятся за пределами установленных параметров. К ним относятся автокраны с грузоподъёмностью свыше 60 т, тягачи военного назначения и прочий спецтранспорт.

По данным сформировавшейся практики перевозок к тяжеловесным принято относить грузы массой свыше 23 т. Это предельный весовой показатель, который позволяет транспортировать груз с помощью автотранспорта общего назначения.
Если груз весит больше указанной величины, предельные показатели оказываются превышенными. Такая ситуация требует оформления разрешения установленной формы на транспортировку тяжеловесного груза, отсутствие которого влечёт наступление административной ответственности за несоблюдение правил перевозки.

При перевозке тяжёлых грузов применяются особые подвижные составы. От транспорта общего назначения они отличаются увеличенным количеством осей и более мощной грузовой площадкой.

Ввиду высокой исходной массы тяжеловоза число имеющихся у него осей является ключевым фактором при осуществлении доставки тяжеловесных грузов.

Данный параметр определяется массой груза: чем он тяжелее, тем большее количество осей должно иметь транспортное средство. Это позволит снизить размер причиняемого дорожному покрытию вреда, тем самым уменьшив стоимость его возмещения и итоговые затраты на транспортировку.

Схемы автопоездов с распределением веса по осям

Стоимость возмещения вреда, причинённого дорожному полотну, складывается из ряда факторов:

  • величина ущерба, причиняемого в результате превышения установленных границ максимально возможной массы транспортного средства;
  • величина ущерба, причиняемого в связи с превышением границ разрешённой нагрузки на каждую из его осей;
  • протяжённость отрезков автодорог (независимо от их принадлежности и назначения), по которым следует транспортное средство в процессе грузоперевозки.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (ред. от 16.04.2011, с изм. от 09.01.2014)

Установленные величины штрафов при превышении значения предельно допустимой массы

Превышение предельно допустимой массы транспортного средства (тонн) Размер вреда (рублей на 100 км)
До 5 240
От 5 до 7 285
От 7 до 10 395
От 10 до 15 550
От 15 до 20 760
От 20 до 25 1035
От 25 до 30 1365
От 30 до 35 1730
От 35 до 40 2155
От 40 до 45 2670
От 45 до 50 3255
От 50 детальный расчет

Таким образом, перевозка груза из категории тяжеловесных практически всегда означает превышение предельно дозволенной суммарной массы машины и груза. В этой связи главное значение для снижения трат на транспортировку таких грузов имеет соблюдение максимально возможных показателей осевых нагрузок (или максимальное снижение количества случаев их превышения) путём применения многоосевых разновидностей техники.

  1. ГОСТ Р 52748-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения».
  2. Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2407; 2017, N 51, ст. 7831).

Тяжеловесный груз

Тяжеловесным грузом для авиаперевозки считается грузовое место, превышающее 80 кг .
Перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов может быть выполнена как пассажирскими, так и грузовыми рейсами.

Задать вопрос
Спасибо! Ваш вопрос отправлен!

Популярные направления из Москвы:

  • Авиаперевозки грузов в Краснодар
  • Авиаперевозки грузов в Сочи
  • Авиаперевозки грузов в Норильск
  • Грузовые авиаперевозки в Магадан
  • Грузовые авиаперевозки в Омск
  • Форма заявки
  • Реквизиты
  • Шаблон договора
  • Изменение грузополучателя
  • Перечень сопроводительных документов
  • Заявление на возврат
  • Образец доверенности
  • Международные авиаперевозки
  • Доставка от двери до двери
  • Сопутствующие услуги
  • Тарифы
  • Рассчитать стоимость
  • Отследить груз
  • Заказать перевозку
  • Расписание аэропортов
  • Оплатить перевозку
  • Обратный звонок
  • Задать вопрос

ТрансКом-Авиа

Наш канал в Telegram

Задать вопрос в Telegram

Московская область, г.о. Домодедово, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Лесная, д. 23, оф. 10-19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *