Когда нужно менять прокладку гбц
Перейти к содержимому

Когда нужно менять прокладку гбц

  • автор:

Порядок замены прокладки ГБЦ

прокладка гбц

Прокладка ГБЦ – одна из тех деталей, которая, несмотря на относительную простоту конструкции, играет в современном автомобиле чрезвычайно важную роль. Расположенная между двумя основными частями двигателя внутреннего сгорания, блоком цилиндров и его головкой, она обеспечивает нормальную работу газораспределения (герметизацию полости цилиндров), а также движение жидкостей в каналах охлаждения и смазки.

Зачем менять прокладку ГБЦ

В процессе эксплуатации на прокладку действуют значительные давления и температурные нагрузки, что приводит к износу уплотняющего элемента и. как следствие, вызывает необходимость в периодической замене. При неправильной эксплуатации и других негативных факторах разрушение прокладки ускоряется, что может привести к ее прогару.

Эксплуатация автомобиля с неисправной прокладкой ГБЦ недопустима. При разгерметизации каналов происходит смешение жидкостей и газа, а также их утечки. Как следствие – движущиеся элементы начинают недостаточно охлаждаться или смазываться. И та, и другая ситуация существенно увеличивают износ трущихся частей и быстро приводят к заклиниванию двигателя.

Виды прокладок ГБЦ

Все прокладки ГБЦ являются одноразовыми и подлежат обязательной замене при любом снятии головки блока цилиндров.

В зависимости от материала различают:

  • асбестовые;
  • безасбестовые;
  • металлические прокладки.

Первые два типа отличаются низкой усадкой, упругостью и эластичностью. Асбестовые плохо переносят перегревы, безасбестовые данного недостатка лишены.

Металлические прокладки ГБЦ с дополнительным усилением ответственных зон прорезиненными элементами считаются самыми долговечными и надежными, позволяющими наиболее равномерно распределить нагрузки по плоскости.

В каких случаях необходима незамедлительная замена прокладки

Как было отмечено выше, разрушение прокладки ГБЦ вызывает разгерметизацию систем. Это можно заметить по:

  • течам масла или охладителя;
  • при проверке масла заметны белесые вкрапления охладителя;
  • из выхлопной идет белый дым: в цилиндрах есть тосол;
  • в расширительном бачке или радиаторы видны следы масла;
  • в системе охлаждения наблюдаются пузырьки газов.

Порядок замены прокладки ГБЦ

  • от блока цилиндров отсоединяются все «навесные» элементы, мешающие снятию головки;
  • производится снятие крышки ГБЦ;
  • вооружиться инструкцией по эксплуатации автомобилей: снятие болтов ГБЦ должно проводиться в строгом порядке и с заданным усилием (если игнорировать процедуру, неправильно разгруженную ГБЦ может «повести»);
  • перед раскручиванием болтов нужно очистить рабочую зону от грязи;
  • осторожно снимается старая прокладка, контролируется отсутствие посторонних частиц на поверхности и одевается новая;
  • установка ГБЦ производится без перекосов (по направляющим) втулкам или пазам для центровки;
  • затяжка болтов ГБЦ ведется по инструкции производителя при помощи динамометрического ключа;
  • собираются все ранее демонтированные элементы подкапотного пространства;
  • при заводе мотора визуально контролируется герметичность соединения блока и ГБЦ — целостность прокладки.

Купить новую прокладку и другие оригинальные запчасти и аналоги вы можете на нашем сайте!

Как понять что нужно менять прокладку ГБЦ на авто

Прокладка головки блока двигателя (ГБЦ) представляет собой уплотнительную деталь между головкой и блоком двигателя автомобиля. Основное её предназначение — это предотвращение утечки газов из камеры сгорания, а также антифриза и масла из систем смазки, и охлаждения.

«Симптомы» проблем с прокладкой ГБЦ

В современных автомобилях при соблюдении норм эксплуатации данная деталь является достаточно надежной и не требует особого внимание в процессе работы, но бывают случаи, когда прокладка повреждается («пробивает» или «прогорает»).

Основными факторами указывающими на это, является:

1. Появление дыма между блоком двигателя и головкой блока при работающем двигателе. Стоит отметить, что в данной ситуации также может появиться посторонний звук, которого ранее не было. Из-за нарушения герметичности камеры сгорания отработанные газы выходят между блоков в месте повреждения прокладки.

2. Быстрое увеличение рабочей температуры. Простым словами – двигатель «кипит». Пробитая прокладка нарушает герметичность системы охлаждения и газы с камеры сгорания попадают в магистрали системы охлаждения, тем самым увеличивая давления и температуру антифриза.

Жидкость начинает выкипать и выбрасывать наружу через расширительные бачки. По этой причине температура системы охлаждения достаточно быстро повышается.

3. На прогретом двигателе выхлопные газы белого цвета. Нарушение герметичности охлаждающей системы и попадание антифриза в камеру сгорания превращает его в пар, что приводит к появлению ярко выраженного белого дыма в выхлопной трубе.

Смотрите также: ABT подготовил программу доработок VW Beetle

4. В масляную систему попал антифриз, и образовалась эмульсия серого цвета. Для проверки масляной системы достаточно вытащить щуп из поддона и обратить внимание на цвет масла, также это может быть заметно открыв заливную горловину для масла в двигателе.

5. Попадание масла в систему охлаждения. В данном случае необходимо открутить крышку расширительного бачка и посмотреть на наличие примесей масла. Очень важно – не откручивать крышку радиатора на «горячем» двигателе из-за возможности получения ожога!

6. Неэффективная работа печки. Нарушение герметичности системы охлаждения и попадания воздуха влечет за собой снижение эффективности работы печки салона.

Перечисленные симптомы могут свидетельствовать не только о проблемах, связанных с повреждением прокладки ГБЦ, но и некоторыми другими неисправностями, связанными с работой двигателя, масляной и охлаждающей системах.

Стоит уточнить, что в данной ситуации существует два понятия дефекта прокладки ГБЦ – это «пробой» и «прогар». Для незначительных повреждений речь идёт о прогаре прокладки, а в более серьёзных случаях – пробоем.

Как понять что нужно менять прокладку ГБЦ на авто

Причины повреждения прокладки ГБЦ

Среди наиболее встречающихся проблем, связанных с повреждением прокладки ГБЦ специалисты автосервиса отмечают следующие:

1. Перегрев двигателя. Особенно это актуально для моторов, оснащенных алюминиевыми головками, которых может «повести» после превышения рабочей температуры.

Нарушения геометрии плоскости головки влечет за собой разгерметизацию камеры сгорания, системы смазки и охлаждения. Помимо этого, критическая температура разрушает материал самой прокладки, что также ведет к аналогичным проблемам.

Смотрите также: Женева-2012: Audi превратил A4 Avant в реактивный

2. Несоблюдение момента затяжки болтов. После проведения ремонта двигателя связанной с демонтажем головки требуется строгое соблюдение последовательности и момента затяжки болтов динамометрическим ключом согласно рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. В противном случае это может повлечь за собой повреждение прокладки ГБЦ и другим неприятным моментам.

3. Некачественный материал прокладки. При проведении ремонта, связанного с заменой прокладки ГБЦ следует обращать должное внимание на производителя и качество материала детали.

Как быть, если случилось повреждение прокладки?

Обнаружив в работе двигателя вышеописанные симптомы следует незамедлительно обратиться в автосервис. Повреждённая прокладка не подлежит ремонту, а только заменой на новую деталь.

В случае, если в дороге случилась данная неприятность и характер повреждения незначительный следует добраться до ближайшего сервиса на щадящем режиме работы двигателя. Особое внимание следует уделять температуре работы силового агрегата, не допустив при этом перегрева и масляного «голодания».

Как понять, что пора менять прокладку ГБЦ?

Как понять, что пора менять прокладку ГБЦ?

Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) — это важная деталь двигателя автомобиля, которая обеспечивает герметичность между головкой блока и самим блоком. Если прокладка неисправна, это может привести к утечке масла, охлаждающей жидкости и даже к перегреву двигателя. В этой статье мы рассмотрим признаки, которые указывают на необходимость замены прокладки ГБЦ.

  • Потеря масла.
    Если ваш автомобиль теряет масло, это может быть признаком проблем с прокладкой ГБЦ. Обычно, если прокладка повреждена, масло начинает вытекать наружу и оставлять следы на дороге или на парковочном месте. Если вы заметили, что уровень масла в двигателе падает слишком быстро, стоит обратить внимание на состояние прокладки.
  • Проблемы с охлаждением.
    Прокладка ГБЦ также обеспечивает герметичность между охлаждающей жидкостью и двигателем. Если прокладка повреждена, жидкость может начать вытекать, что может привести к перегреву двигателя. Признаками проблем с охлаждением могут быть нагрев автомобиля выше нормы, появление пара из-под капота, повышенный уровень температуры охлаждающей жидкости и ее быстрое падение.
  • Запотевание внутри автомобиля.
    Если вы заметили, что стекла в вашем автомобиле начали запотевать слишком быстро и это происходит даже при работающей системе кондиционирования воздуха, это может указывать на проблемы с прокладкой ГБЦ. Если прокладка повреждена, охлаждающая жидкость может начать вытекать внутрь автомобиля, вызывая запотевание стекол.
  • Появление белого дыма из выхлопной трубы.
    Если вы заметили, что из выхлопной трубы выходит белый дым, это может быть признаком проблем с прокладкой ГБЦ. В этом случае, охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры и сгорать вместе с топливом, что вызывает появление белого дыма. Этот признак может быть особенно заметен при запуске автомобиля на холодном двигателе.
  • Неравномерная работа двигателя.
    Если двигатель начинает работать неравномерно, то это может быть связано с проблемами с прокладкой ГБЦ. Обычно это происходит, когда прокладка начинает терять свои герметичные свойства, и смесь топлива и воздуха начинает смешиваться с охлаждающей жидкостью. Это может привести к неэффективной работе двигателя, потере мощности и даже к его поломке.
  • Утечка охлаждающей жидкости.
    Если вы заметили, что под автомобилем остается лужа жидкости, которая имеет сладковатый запах, это может указывать на утечку охлаждающей жидкости из-за проблем с прокладкой ГБЦ. На вкус и запах этой жидкости похожа на сироп или леденцы, так как она содержит антифриз. Если вы обнаружили такую утечку, обязательно замените прокладку ГБЦ, иначе вы рискуете повредить двигатель.

В заключение, если вы заметили хотя бы один из вышеописанных признаков, обратитесь к механику для замены прокладки ГБЦ. Это важно для поддержания здоровья вашего автомобиля и сохранения его работоспособности. Помните, что профилактика и своевременная замена деталей способствуют увеличению срока службы автомобиля и экономии ваших средств.

Перегрев, болты и паронит: как понять, что пора менять прокладку ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров – деталь странная. Вроде бы она есть, а видели её живьём единицы. И то в крайнем случае – когда её уже как бы и нет. То есть во время замены. И это совершенно несправедливое отношение к этой не слишком сложной, но очень важной детали: от её состояния зависит здоровье всего мотора, так что забывать о существовании прокладки ГБЦ не стоит. Кстати, а почему раньше про неё вспоминали чаще?

Не просто так

Задача прокладки звучит несложно: быть уплотнением стыка блока цилиндров с головкой этого блока. На деле это не так просто. Сопряжение головки с блоком имеет много довольно тонких мест и из-за расположения цилиндров, и из-за каналов для охлаждения мотора. А тонкое место – это то место, где, согласно поговорке, всё рвётся. Кроме того, жизнь прокладке усложняют три обстоятельства: температура, давление газов и циклическое сжатие-растяжение при работе ходе поршней. Собственно, они прокладку со временем и убивают. Есть ещё, правда, воздействие довольно агрессивных жидкостей (моторного масла и антифриза), но их влияние не так критично. При этом отмечу: раньше все эти обстоятельства убивали прокладку чаще, чем сейчас. Почему? Всё дело в технологиях.

Во-первых, со временем сильно изменились материалы прокладки. Раньше в качестве жаростойкого уплотнения в них использовался паронит – материал на основе каучука и асбеста. Сейчас асбест запрещён в силу его канцерогенности, так что приходится делать прокладки немного другими (об этом чуть ниже). И они получаются более долговечными, чем старые с асбестом.

Ну а во-вторых, большое значение имеет конструкция двигателя. Прокладка (тем более – паронитовая, недостаточно эластичная) очень трепетно относится к правильности геометрии сопрягаемых поверхностей. Точность изготовления блока и ГБЦ за последние лет 50 выросла, но главное даже не это. Главное – это, как ни странно, модный даунсайзинг, то есть, стремление сделать литровое турбированное недоразумение с тремя цилиндрами вместо нормальной атмосферной рядной «шестёрки» объёмом три литра. А ведь было время, когда таких моторов было много, и все были ими вполне довольны. Вот только прокладки ГБЦ на таких моторах никак не могли жить долго: длинные головки рядных объёмных моторов от малейшего перегрева шли винтом, сопряжение становилось недостаточно точным, и прокладка быстро выходила из строя. Этим в основном грешили как раз «шестёрки», потому что рядные восьмицилиндровые двигатели в своё время додумались выпускать только в Bugatti и ещё паре фирм, а рядный 12-цилиндровый мотор изобрели только в Packard, да и то серийным этот мотор так и не стал (может быть, просто не нашли, куда его впихнуть). Ну да чёрт с ними, основная мысль заключается в том, что длинные головки блока очень сокращали жизнь прокладки. Несмотря на то, что эти старые моторы были менее теплонагруженными и у них была ниже степень сжатия, их прокладки служили всё-таки меньше современных. Вполне вероятно, что если бы прокладки ГБЦ в то время делали по современным технологиям, проблем бы с ними было меньше. А всё потому, что современная комбинированная прокладка – это сложное и довольно технологичное изделие. Хотя и напоминает обычный бутерброд.

Основа этого бутерброда – перфорированная жесть. На неё с обеих сторон наносится полимерный состав (обычно в виде бумаги), после чего прокладку вулканизируют и на самые проблемные зоны наносят герметик в необходимом количестве. Как понимаете, при установке такой прокладки никакого герметика дополнительно наносить не надо – он уже есть, причём только там, где надо. Если замазать им тепловые мостики перемычек между цилиндрами, прокладка в этих местах быстро прогорит. Впрочем, это будет уже не очень важно, потому что если щедро намазать прокладку герметиком, при установке его выдавит, он попадёт в цилиндры, и мотор такое может и не пережить. А вот что действительно важно – это момент затяжки болтов ГБЦ. И для этого есть несколько причин.

Готовая прокладка получается достаточно мягкой – она гнётся, а её верхние слои деформируются при установке для плотной герметизации стыка блока и головки. Очень важно зажать прокладку достаточно, чтобы не допустить прорыва газов или жидкостей во время работы двигателя, но при этом нельзя её передавливать – она быстро прогорит или вообще будет испорчена во время установки. Поэтому головку надо притягивать болтами в нужной последовательности и с нужным моментом затяжки.

Кроме того, все мы помним, что болты ГБЦ имеют одну особенность: при их затягивании они немного растягиваются и прижимают головку равномерно и достаточно плотно. При повторной установке они этого делать уже не смогут, поэтому экономия на болтах может привести к необходимости снова снимать ГБЦ и менять прокладку (а если, например, в масло хлынет антифриз, то ещё и ремонтировать мотор).

В общем-то, это всё основное, что следует знать о прокладке ГБЦ. Теперь перейдём ко второму вопросу: как понять, что её пора менять?

Сложно, но можно

Нестабильная работа мотора, странный шум, снижение уровня антифриза, перегрев, снижение динамики, непонятного цвета нагар на свечах… Разных симптомов, конечно, много, все они какие-то неоднозначные: по ним можно приговорить к замене половину комплектующих. Более наглядный признак – смешение масла и антифриза. Вот тут можно сразу подумать на прокладку ГБЦ. То есть, если в расширительном бачке вместо чистого антифриза наблюдается непонятная субстанция или эмульсия, антифриз и масло точно перемешиваются. Но опять же: не всегда в этом виновата прокладка ГБЦ. Может быть, есть трещина в блоке или гильзе цилиндра, может быть, от коррозии где-то протёк теплообменник, может быть, чудит помпа. Так что только по этим признакам судить о состоянии прокладки сложно.

Также не стоит сразу приговаривать прокладку в случае появления белого дыма из выхлопной трубы. Спорить не буду, в большинстве случаев этот дым говорит о том, что камеру сгорания попадает антифриз, но вернёмся к предыдущему абзацу: способов попасть туда у него много.

Ещё один косвенный признак – снижение компрессии в одном или паре соседних цилиндров. Особенно во втором случае: тут вполне может прогореть перемычка прокладки между цилиндрами. А может и не прогореть, потому что причин для падения компрессии великое множество, и далеко не всегда они связаны с прокладкой ГБЦ.

В общем-то, поиск способа попадания масла в антифриз (или антифриза в масло) может затянуться надолго и стать очень увлекательным квестом с использованием опрессовки, эндоскопа, сканера и ругательных слов. И всё-таки часто он приводит к тому, что приходится снимать головку блока, и вот тут волей-неволей прокладку в любом случае придётся менять – как и в случае с болтами ГБЦ, ставить обратно ту прокладку, что уже хотя бы один раз сняли, не надо. Экономия на этой детали может обернуться повторным ремонтом, иногда весьма дорогим.

Основной причиной выхода прокладки из строя до сих пор остаётся перегрев мотора. Вроде бы чем мотор компактнее, тем проще живётся прокладке, но у любой медали есть две стороны. Недостатки современных моторов – их высокий температурный режим и более существенная степень сжатия. С температурой всё ясно, а вот при чём тут степень сжатия? Хотя бы при том, что чем выше степень сжатия, тем выше и компрессия, а значит – способность газов прорваться в слабом месте прокладки. А ещё – в нагрузке на те самые болты, которые держат ГБЦ. Постоянные циклы сжатия и растяжения болтов ГБЦ приводят к таким же знакопеременным нагрузкам на прокладку, и чем выше степень сжатия – тем выше и нагрузки. Но если с этим ничего поделать нельзя, то с температурой можно. Чем холоднее будет мотор (в рамках дозволенного, конечно), тем дольше проживёт прокладка. А значит, чистота радиаторов, своевременная замена антифриза, отсутствие ошибок по приготовлению топливовоздушной смеси и коррекции угла опережения зажигания обеспечат более долгую жизнь прокладки. Точнее, уберегут от её преждевременной замены.

И последнее: не надо жадничать при выборе прокладки для замены. Подделок сейчас очень много, а определить их на глаз часто трудно. Конечно, можно заметить какие-то недостатки окантовок масляного канала или канала охлаждения, кривой слой герметика или что-то ещё, но вот определить по внешнему виду материалы прокладки невозможно. А какую там использовали жесть – вопрос. Может, она быстро прогорит? Может, на ней не держится полимерный состав? Да и что это за полимер? Может быть, простая асбестовая бумага, которая толком не деформируется при затяжке болтов ГБЦ, не обеспечивает герметичности стыков или «пылит» асбестом или волокнами основы? Или вообще моментально сгорает? Вопросов к таким прокладкам много, а ответов, как водится, нет. Поэтому лучше совсем дешёвые прокладки обходить стороной, а замену доверять только опытным специалистам, которые не только не ошибутся при установке, но и вовремя отговорят от установки подозрительной детали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *