Щелочное число масла на что влияет
Перейти к содержимому

Щелочное число масла на что влияет

  • автор:

Что означает щелочное число моторного масла?

щелочное число моторного масла

Большинство автомобилистов, в той или иной мере, разбирается в классификации масел по вязкости и распространённым международным стандартам (API, ACEA и т. д.), которые указываются на лицевой стороне канистры. Однако о таком показателе, как щелочное число моторного масла, не все даже слышали. Давайте разберёмся, что означает этот параметр с теоретической и практической точки зрения.

Химический смысл щелочного числа

Щелочное число моторного масла (в англоязычной литературе обозначается аббревиатурой TBN) – это величина, указывающая на количество гидроксидов калия в одном грамме моторного масла. Единица измерения – мгКОН/г.

Как известно, щёлочь является некой противоположностью кислот. Большинство кислот, вне зависимости от химических элементов, их образующих, при взаимодействии со щелочами нейтрализуются. То есть теряют свою способность отдавать катион водорода и преобразовываются в менее активные химические соединения.

Гидроксид калия обладает одним из сильнейших свойств нейтрализации кислот. Одновременно с этим раствор КОН имеет мощные расщепляющие, растворяющие и моющие свойства. Это соединение, например, широко применяется при производстве промышленных моющих составов. Поэтому для моторных масел при подсчёте щелочного числа за базовый компонент взят именно гидроксид калия.

TBN моторного масла

Практическое значение

Моторное масло работает в сложных условиях. Давление, высокие температуры, проникающее через кольца топливо, раскалённые газы и сажа – всё это ведёт к неизбежным химическим преобразованиям как базы, так и присадочных компонентов масла.

Под воздействием высоких температур и в присутствии кислорода происходит окисление моторного масла. Несмотря на то, что базовый состав, особенно синтетических моторных масел, имеет высокую химическую стабильность, при высокой температуре неизбежно формируются окислы.

Что плохого в окислах? По большому счёту, окисление моторного масла – это его выгорание. Ведь сам процесс горения – это с химической точки зрения реакция окисления с выделением тепла. А продукты такой реакции, то есть окислы, в большинстве своём представляют собой бесполезный балласт из химически нейтральных или малоактивных соединений.

щелочное число масла

Для краткого описания совокупности большинства подобных окислов существует даже особый термин – шлам. Продукты термического разложения масла, то есть шлам, оседают на поверхностях двигателя, что приводит к его загрязнению. Загрязнение мотора чревато перегревом. Также частицы шлама зачастую содержат и сверхтвёрдые окислы, которые работают как абразивы.

Часть окислов обладает химической активностью. Некоторые из них способны инициировать коррозионные процессы или локально разрушать неметаллические детали мотора (в основном резиновые уплотнители).

Гидроксид калия работает в двух направлениях:

  • частичная нейтрализация образующихся кислот;
  • расщепление на как можно меньшие фракции шламовых соединений и препятствие их формированию.

При работе двигателя щелочное число моторного масла уменьшается, что является нормальным процессом.

снижение щелочного числа график

Оценка щелочного числа моторного масла

Щелочное число почти всегда указывается на канистре с маслом на тыльной стороне этикетки. В настоящее время этот показатель варьируется в пределах от 5 (для самых простых и дешёвых смазочных материалов) до 14 мгКОН/г.

При прочих равных в дизельных моторах образуется больше окислов. Во-первых, это связано с составом топлива. Содержание серы в дизельном топливе значительно выше, чем в бензине. А сера склонна формировать различные оксиды при воздействии высоких температур.

Во-вторых, условия работы дизельного двигателя более суровые. Выше давление, выше температура в камере сгорания. Как следствие, активнее идёт процесс выгорания масла.

старение моторного масла

Поэтому для чисто дизельных масел нормальным считается щелочное число от 9 мгКОН/г и выше. У бензиновых моторов требования несколько занижены. Для нефорсированных двигателей, работающих на бензине, достаточным будет 7-8 мгКОН/г.

Однако есть масла, в которых щелочное число ниже. Это вовсе не означает, что масло плохое, и лучше избегать его использования. Нужно понимать, что моющие свойства у таких масел будут ниже. А это означает, что ближе к замене (когда и так изначально невысокое количество щёлочи снизится) ускорится процесс образования шлама. Поэтому масла с низким щелочным числом рекомендуется менять чаще.

Обратной стороной медали выступает и то, что с усилением пакета присадок снижается и щелочное число. То есть в теории, особенно для недорогих масел, как раз таки высокое щелочное число может указывать на обеднённый состав других важных присадок.

Щелочное число моторного масла: суть характеристики

Щелочное число в масле лучше больше или меньше? Во время эксплуатации транспортного средства, двигатель подвергается постоянным перегрузкам. Процесс сгорания топливовоздушной смеси сопровождается выделением осадочных компонентов кислотной природы.

Остатки формулы, попадая в картерный отсек, оседают на стенках силовой установки, провоцируя увеличение процесса окисления поверхностей. Это подвергает мотор интенсивному износу. Дополнительно, шламовые отложения постепенно нарушают циркуляцию основного лубриканта по причине сужения напорных магистралей. Действие дополнительно перегружает узлы конструкции.

Финальным последствием влияния кислот является масляное голодание подшипников и трущихся поверхностей. Это приводит к полной деструкции агрегатов и отказу двигателя.

Щелочные присадки выступают нейтрализаторами кислотных составляющих продуктов горения. При работе масла, основная часть формулы направлена на смазку и охлаждение силовой установки. Моющие компоненты – растворяют твердые отложения, препятствуют появлению новых шламов. Диспергенты отвечают за удерживание во взвешенном состоянии, расщепление новых кислот на нейтральные фракции безопасные для силового агрегата.

Основные щелочные присадки

В качестве щелочных присадок производители применяют комплекс веществ, состоящий из таких элементов:

Дополнительно можно встретить цинк, и другие элементы щелочного типа. Однако за основу принимается именно эта группа присадок.

Как работают щелочные присадки

Минеральное масло, прошедшее процесс очистки, представляет собой химически нейтральное вещество. Но при активности двигателя горение топлива стимулирует образование кислот, оседающих на металле. Между ними и смазкой начинается химическая реакция, что приводит к коррозии и сокращает срок годности механизма, поэтому кислотные соединения необходимо нейтрализовать. А поскольку нейтрализуется кислота щёлочью (факт из школьной программы), в смазочные смеси добавляют щелочные присадки – чаще всего эта функция возлагается на моющие вещества, растворимые в воде.

От уровня содержания таких добавок непосредственно зависит рабочий ресурс смазочного материала и его способность предохранить механизм от последствий окисления.

Поэтому требования к щелочному числу масла (обозначаемому как TBN) обусловлены необходимостью защитить двигатель вашего автомобиля от порчи и продлить ему жизнь.

Рассчитать оптимальное щелочное число для моторного масла довольно непросто. Производители, стремясь улучшить эксплуатационные характеристики смазочных материалов, экспериментируют с составом моющих присадок. Также следует учитывать, что, если щелочных добавок слишком много, это не в меньшей степени способствует возникновению коррозионных процессов, а также со временем вызывает отложения золы на деталях двигателя.

Показатель щелочного числа

Картинка 2.jpg

Для того чтобы определить степень качества масел, рассматривается их вязкость, а также температурный режим, необходимый для обеспечения смазкой нормальной работы двигателя внутреннего сгорания. Кроме этих двух основных критериев используются и другие характеристики — например, щелочное число (TBN — буквенный индекс, используемый для обозначения этого параметра).

Эта характеристика помогает определить качество смазочной жидкости, а также продолжительность её эффективной работы. Этот параметр позволяет узнать об общем состоянии жидкости, её щёлочности. Щёлочность меняется, когда в состав смазки добавляют диспергирующие и моющие присадки, призванные удерживать продукты горения от оседания на стенках двигателя. Если говорить кратко, то эта характеристика показывает насколько моторное масло готово противостоять процессам окисления.

Уровень способности масел к такому сопротивлению определяется числом TBN. Общий показатель TBN определяют суммой щелочных добавок, содержащихся в смазочной жидкости, куда входят такие металлы, как Na, Ba, Mg, Ca; определяется данная характеристика массой гидроксида калия, содержащегося в грамме смазочной жидкости, отсюда можно сделать вывод о том, что единицей измерения щелочного числа является мгКОН/г.

Картинка 3.jpg

Щелочное число TBN характеризует способность масла к нейтрализации кислот, образующихся в процессе работы двигателя. Набор щелочных присадок подбирается под конкретный двигатель, так как условия работы, уровень кислотности каждого могут отличаться. Например, карбюраторным бензиновым моторам требуется всего лишь около 2 мг щелочей — немного, по сравнению с двигателями, использующими топливо с высоким процентом серы в составе. Число TBN становится меньше во время службы смазочной жидкости, и с длительным сроком эксплуатации уровень TBN может значительно понизиться.

Для чего требуется определять кислотное число в моторных маслах

Кислотное число (КЧ), определяемое в моторных маслах методом титрования, позволяет оценить количество кислотных компонентов, содержащихся в нем. Зная значение кислотного числа, можно оценить пригодность масла для дальнейшей эксплуатации. Важно отметить, что КЧ – это лишь один из критериев оценки качества масла, поэтому если оно лежит в допустимых пределах, то это не значит, что другие показатели будут в норме.

Каким методом определяется щелочное число?

На сегодняшний день единой методики определения числа TBN не существует. Разными специалистами и научно-исследовательскими центрами предлагаются разнообразные способы определения этой характеристики смазочной жидкости, разработанные на основе разных показателей качества, набора присадок и лабораторных экспериментов.

Самая популярная на сегодняшний день методика по определению щелочного числа заключается в следующем: удельный вес серы, которая содержится в топливе умножается на 20. ГОСТы позволяют содержание только 0,5% серы в топливе, следовательно, при умножении величина щелочного числа получается равна 10.

Этот пример отражает действительную величину числа TBN для двигателей, работающих на дизельном топливе. Так как солярка обладает высоким процентом содержащейся серы, чем бензин, то число TBN смазочных жидкостей для дизельных двигателей выше

Этот метод является не единственным, и к нему рекомендуется относиться осторожно. Специалисты советуют автовладельцам руководствоваться официальными паспортами и сервисными книжками

На что влияет щелочное число моторного масла

При сгорании горючей смеси кислоты выделяются постоянно. Следовательно, нейтрализация щелочами должна происходить в течение всего периода эксплуатации автомобиля.

В процессе работы лубриканта, добавочные нейтрализаторы кислот постепенно расходуются на расщепление вредных веществ.

После определенной отметки расхода, масло теряет свойства и не может препятствовать образованию отложений.

Показатель TBN характеризует запас компонентов для эффективной защиты двигателя. Соответственно чем выше значение – тем лучше.

Важно! Расчетные показатели щелочности производителя актуальны исключительно для высококачественных горючих смесей. Использование низкосортного топлива приводит к быстрому расходу примеси. Это явление нивелируется укороченным сервисным интервалом для двигателя.

Кислотность масла двигателя что это

Щелочность и кислотность масел(alkalinity,acidity). Очищенное минеральное масло, как правило, является химически нейтральным. Для нейтрализации кислот, образующихся во время работы при сгорании сернистого дизельного топлива или окисления углеводородных молекул масла, в моторные и трансмиссионные масла добавляют щелочные присадки.

Обычно эту задачу выполняют моющие и диспергирующие присадки — детергенты (поверхностно-активные вещества). Чем больше щелочность масла, тем больше его рабочий ресурс. Поэтому для моторных и трансмиссионных масел в качестве эксплуата­ционного показателя указывается общее щелочное число TBN. В некоторые индустриаль­ные масла (охлаждающие смазочные жидкости и др.) добавляют активные сернистые при­садки, которые имеют слабую кислотную реакцию. В связи с этим, в качестве показателя химических свойств, указывается общее кислотное число TAN. Этот показатель иногда определяется и при анализе работающего или отработанного масла как показатель степени окисления масла и накопления кислых продуктов сгорания топлива. Щелочность и кислотность масел выражаются через количество (в мг) гидроокиси калия (КОН), эквивалентное содержанию всех видов щелочей в 1 г масла или необходимое для нейтрализации всех кислот в 1 г масла — и для щелочности, и для кислотности дименсия та же самая (мг КОН/1 г масла). Для определения кислотности проводится титрование гидроокисью калия (КОН), а для определения щелочности — соляной кислотой (НСl). В настоящее время, для этих целей чаще используют метод потенциометрического титрования.

В документах, сопровождающих товарные продукты смазочных материалов, ще­лочность и кислотность выражаются через:

  • общее щелочное число (TBN),
  • число нейтрализации,
  • общее кислотное число (TAN),
  • число сильных кислот (SAN).
  • Общее щелочное число,TBN(totalbasenumber) показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Общее щелочное число выражается через количество гидрооки­си калия (КОН) в мг, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, находящих­ся в 1 г масла (мг КОН/г).

Моторное масло должно обладать определенной щелочностью для сохранения мо­ющих свойств, способности к нейтрализации кислот и подавления процессов коррозии. Чем больше щелочное число, тем большее количество кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива, может быть переведено в нейтральные соединения. В про­тивном случае эти кислоты вызывают коррозионный износ деталей двигателя и усилива­ют процессы образования отложений. При работе масла в двигателе щелочное число неиз­бежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются. Такое снижение имеет допустимые пределы, по достижении которых масло считается утратившим работоспособность. Считают, что при уменьшении щелочности масла примерно на 50 % от начала величины, масло следует заменить.

TBN масла определяется потенциометрическим титрованием соляной кислотой стандартам ASTM D 664, ГОСТ 11362-96, ISO 6619-88 или более новыми методами потенциометрическим титрованием перхлоровой кислотой по стандартам DIN ISO 37 ASTM D 2896-98 (по этим методам значение TBN получается примерно на 2-3 едини выше, чем по ASTM D 664). Для анализа работающих масел, в которых нейтрализация протекает медленно, предпочтение отдается методу ASTM D 4739.

Число нейтрализации (neutralizationnumber,neutnumber) показывает щелочность или кислотность масла и выражается через количество соляной кислоты (НС1) или гидроокиси калия (КОН) в мг, необходимое для нейтрализации оснований или кислот, находящихся в 1 г масла. Число нейтрализации определяется потенциометрическим титрованием (по ASTM D 664) или колориметрическим титрованием (ISO 6619, ISO 753 DIN 51 558, ASTM D 974, ГОСТ 11362-96).

Общее кислотное числоTAN(totalacidnumber). Как моторное, так и трансмиссионное масло может содержать и кислотные, и щелочные компоненты, содержание которых может быть определено раздельно. Кислотные компоненты нового масла имеют особую кислотность, которая не оказывает заметного влияния на коррозию металлов и называется общим кислотным числом масла (TAN). TAN масла выражается через количествогидроокиси калия (КОН) в мг, необходимое для нейтрализации слабых кислот, нaxoдящихся в 1 г масла и определяется по стандартным методикам ASTM D 664 и ГОСТ 113 62. При анализе работающих жидкостей автоматической коробки передач (ATF), а также трансмиссионных и моторных масел, иногда определяется TAN, как один из показателей, характеризующих образование кислот при окислении масел.

ЧислосильныхкислотSAN(strong acid number). В автомобильных маслах сильные кислоты должны отсутствовать, но они могут образовываться при продолжительной работе моторного масла. Появление в масле сильных кислот означает необходимость замены масла, так как такие кислоты вызывают интенсивный коррозионный износ и образование шлама. SAN, как и TAN, выражается через количество КОН, необходимое для нейтрализации соответствующих (сильных) кислот.

Повышение кислотности

Для моторных масел также используется такая характеризующая его химические свойства величина как кислотное число. В процессе эксплуатации смазки кислотность ее повышается из за выработки нейтрализующих свойств присадок. Если в масло попадет вода, то его кислотность может существенно увеличиться. Причины, по которым повышается кислотное число могут заключаться в неисправности двигателя-высоком износе поршневых колец, дефектах стенок цилиндров.

Снижение щелочности ниже определенного производителем порога означает выработку ресурса и предполагает замену масла и масляного фильтра. При снижении этого показателя ниже 50% от первоначального значения масло считается отработанным и подлежит замене.

Автомобилистам не обязательно знать насколько упало щелочное число, достаточно содержать автомобиль в исправном состоянии и проводить регламентную замену смазочных материалов. В диагностической лаборатории возможно установить число щелочных и кислых компонентов на единицу массы моторного масла, но подобный дорогостоящий тест не имеет никакого практического смысла, т.к. дешевле произвести замену. Замену можно сделать и без использования специальной промывки, залив порцию обычного масла и проехав небольшое расстояние. Содержащиеся в нем «свежие» присадки нейтрализуют остатки старых кислотных продуктов оставшиеся в масляной системе двигателя, и после этого можно будет залить уже новую рабочую порцию смазки.

Некачественное масло

В заключение, можно добавить, что заливая в автомобиль масло с неизвестными характеристиками владельцы рискуют необратимо вывести из строя двигатель.

Разработка присадок и проведение испытаний, это наукоемкий процесс, требующий наличия соответствующей материально-технической базы и испытательной лаборатории. В домашних условиях точно повысить щелочность до нужного уровня простым добавлением KOH невозможно — технология ввода присадочных компонентов применяемая в промышленности сложная и многоступенчатая, воспроизвести ее в быту невозможно.

  • https://masladvig.ru/opredelenie-schelochnogo-chisla-motornogo-masla-tbn/
  • https://MasloForum.ru/harakteristiki/shhelochnoe-chislo.html
  • https://maslodoc.ru/sovety/chto-takoe-shhelochnoe-chislo-motornyx-masel
  • https://electrochemistry.ru/primenenie/primenenie-titrimetricheskogo-analiza/opredelenie-kislotnogo-chisla-v-maslakh/
  • https://technolak.ru/selocnoe-cislo-motornogo-masla
  • https://avtika.ru/kislotnost-masla-dvigatelya-chto-eto/
  • https://maslogsm.ru/vidy-klassifikaciya-xarakteristiki/shhelochnoe-chislo-motornogo-masla.html

Запись опубликована автором LuxSpeed.ru в рубрике Новости автомира, Полезные статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Область основной боковой панели

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

  • Что такое техническое обслуживание автомобиля
  • Замена масла в двигателе автомобиля
  • Какую модель микронаушников выбрать для сдачи экзамена?
  • Как подготовиться к поездке на базу отдыха в Приморье
  • Возможные неисправности автомобилей Nissan
  • Сетевая безопасность: защита маршрутизатора от хакерских атак и взломов
  • Установка сигнализаций: важные моменты и рекомендации
  • О чем следует помнить во время допроса?
  • Как правильно выбрать памятник на могилку
  • Брус: как можно защитить его от порчи?

Щелочное число моторного масла: характеристики, советы по выбору, применение

Загадочные цифры на упаковке моторного масла. Что они значат? Расшифруем один из важнейших показателей — щелочное число. Узнаем, как оно влияет на работу двигателя и качество масла. Разберемся, как выбрать моторное масло с оптимальным щелочным числом для вашего автомобиля.

1. Что такое щелочное число моторного масла и что оно означает

Щелочное число моторного масла (TBN) — это показатель, характеризующий содержание оснований в масле, способных нейтрализовать кислоты, образующиеся при работе двигателя.

Щелочное число указывает на состав масла и входящих в него присадок, определяет способность к нейтрализации кислот, образующихся в процессе работы двигателя. Для большинства бензиновых двигателей значение составляет 8-9, для дизельных – 11-14 единиц. Кислотное число характеризует наличие в смазке продуктов окисления: чем меньше оно будет, тем лучше.

TBN измеряется в миллиграммах гидроксида калия (КОН) на 1 грамм масла. Чем выше это число, тем больше щелочных соединений содержится в масле.

Щелочные компоненты масла выполняют важную функцию — нейтрализуют кислоты, которые неизбежно попадают в масло из продуктов сгорания топлива, а также образуются при окислении масла.

Благодаря нейтрализации кислот, щелочное число защищает масло от преждевременного окисления и потери смазывающих свойств. Кроме того, щелочные присадки предотвращают разрушение деталей двигателя кислотной коррозией.

2. Факторы, влияющие на щелочное число моторного масла

На величину щелочного числа масла и скорость его снижения при эксплуатации влияют различные факторы:

  • Тип топлива — дизельное топливо создает больше кислот, чем бензин
  • Конструкция двигателя — форсированные моторы вырабатывают масло быстрее
  • Условия эксплуатации — городской режим с частыми пусками ускоряет падение TBN
  • Качество топлива и масла — примеси усиливают кислотность отработавших газов

Поэтому для разных типов двигателей и условий эксплуатации требуется масло с определенным запасом щелочности.

3. Какое должно быть щелочное число у моторного масла

Для современных бензиновых двигателей легковых автомобилей вполне достаточно масла со щелочным числом около 7-8 мг КОН/г.

Для дизельных двигателей рекомендуется брать масла с TBN не ниже 9-10. А для высоконагруженных дизелей грузовиков и спецтехники может потребоваться щелочное число 12-14.

Однако выбор оптимального TBN зависит не только от типа двигателя, но и от особенностей его конструкции и условий эксплуатации.

Портрет механика с масляным щупом

4. Изменение щелочного числа в процессе эксплуатации

В процессе использования масла щелочное число постепенно снижается по мере расходования оснований на нейтрализацию кислот.

Скорость падения TBN индивидуальна для каждого случая. Ориентировочно щелочное число снижается примерно на 30-50% от первоначального за весь срок службы масла.

Критическим считается момент, когда щелочное число падает приблизительно в 2 раза относительно нового масла. Это сигнал для срочной замены.

Другим показателем предельного износа масла является сравнение щелочного и кислотного чисел. Когда они сравниваются, масло теряет защитные свойства.

5. Методы определения щелочного числа моторного масла

Щелочное число можно определить в лаборатории с помощью титрования пробы отработанного масла.

Для оперативной оценки состояния масла используются экспресс-тесты щелочного числа. Они позволяют быстро замерить TBN по цветовой реакции.

Регулярный контроль щелочного числа помогает своевременно заметить выработку ресурса масла и предотвратить выход из строя двигателя.

Проверку TBN рекомендуется делать через 5-10 тыс. км пробега на автомобиле.

Для получения точных результатов важно правильно отобрать пробу — из середины масляного поддона, до замены масла.

6. Как повысить и восстановить щелочное число моторного масла

Для повышения и восстановления щелочного числа применяются специальные присадки-регенераторы TBN.

Их добавляют в масло через рекомендуемые производителем интервалы, чтобы поддержать щелочность на должном уровне.

Важно выбирать качественные присадки, предназначенные для конкретного типа масла и двигателя.

Перед использованием таких добавок нужно изучить инструкцию, чтобы избежать передозировки и негативного воздействия на двигатель.

Правильное применение присадок-регенераторов помогает продлить срок службы масла и двигателя.

Однако они не могут полностью восстановить все защитные свойства отработанного масла, поэтому полную замену все равно необходимо делать согласно регламенту.

Таким образом, в начале статьи рассмотрены основные теоретические аспекты щелочного числа моторного масла, факторы, влияющие на этот показатель, рекомендуемые значения TBN для разных двигателей и методы его контроля.

Далее планируется осветить практические вопросы и дать полезные советы по подбору и применению масла с оптимальным щелочным числом.

Продолжаем рассмотрение темы щелочного числа моторных масел.

7. Особенности щелочного числа в минеральных и синтетических маслах

Щелочное число во многом зависит от типа базового масла.

У синтетических масел на основе полиальфаолефинов щелочные свойства, как правило, стабильнее.

Минеральные масла имеют меньший изначальный потенциал щелочности и быстрее его теряют.

Поэтому при прочих равных синтетические масла могут иметь меньшее щелочное число, но дольше сохранять защитные свойства.

8. Требования к щелочному числу моторных масел по стандартам качества

Ведущие производители устанавливают свои требования к щелочному числу масел в рамках спецификаций качества.

Например, категории API SL и ILSAC GF-5 допускают TBN от 6 до 10 мг КОН/г для бензиновых двигателей.

Стандарт АСЕА E7 предписывает щелочное число не ниже 5 мг КОН/г для дизельных моторов Евро-4 и Евро-5.

9. Как считать щелочное число в разных единицах измерения

Щелочное число может указываться не только в мг КОН/г, но и в других единицах.

Например, в мг NaOH/г (гидроксид натрия).

Пересчитать значения просто — 1 мг КОН/г эквивалентно 1,4 мг NaOH/г.

То есть щелочное число 10 мг КОН/г = 14 мг NaOH/г.

Бутылка с ярко-голубой светящейся жидкостью - присадкой к моторному маслу для восстановления щелочности

10. Щелочное число в масле для дизельных двигателей грузовиков и спецтехники

Для дизелей грузового транспорта и строительной техники требуется повышенное щелочное число — до 12-14 мг КОН/г.

Это связано с более тяжелыми условиями работы и повышенной кислотностью отработавших газов таких моторов.

Выбор масла с достаточным TBN критически важен для обеспечения ресурса и надежности дизельных двигателей в тяжелой технике.

11. Ошибки при выборе моторного масла по щелочному числу

Нельзя думать, что чем выше щелочное число моторного масла, тем лучше.

Слишком высокий показатель TBN может привести к образованию отложений в двигателе и ускоренному износу.

С другой стороны, заниженное щелочное число не обеспечит должной защиты от кислот.

Поэтому оптимальный выбор щелочного числа требует учета особенностей конкретного двигателя и условий эксплуатации.

Продолжаем тему щелочного числа моторных масел.

12. Советы по подбору моторного масла с подходящим щелочным числом

При выборе масла нужно ориентироваться на рекомендации производителя двигателя.

Если таких нет, лучше брать масло со щелочным числом, типичным для данного мотора.

Например, для инжекторного бензинового двигателя подойдет масло с TBN около 7-8 мг КОН/г.

13. Контроль щелочного числа в процессе эксплуатации

Регулярно измеряйте щелочное число отработанного масла, чтобы вовремя заметить его падение.

Экспресс-тесты TBN помогут определить оптимальный момент для замены масла.

14. Применение присадок для восстановления щелочного числа

Присадки-регенераторы TBN следует использовать строго по инструкции с учетом типа масла.

Они лишь продлевают ресурс, полной замены масла не заменяют.

15. Выбор масла для дизельных двигателей грузовиков

Для дизелей грузовиков нужно масло с повышенным щелочным числом — 12-14 мг КОН/г.

Это обеспечит нейтрализацию повышенного количества кислот.

16. Типичные ошибки при выборе масла по щелочному числу

Нельзя ориентироваться only на один показатель TBN — нужен комплексный подход.

Слишком высокое или низкое щелочное число могут иметь негативные последствия.

Продолжаем тему щелочного числа моторных масел.

17. Выбор масла в зависимости от типа двигателя

Для бензиновых двигателей легковых автомобилей достаточно масла с TBN 7-8 мг КОН/г.

Для дизелей легкого транспорта оптимально масло с щелочным числом 9-10.

Для высокофорсированных бензиновых моторов может потребоваться более высокий показатель.

18. Учет условий эксплуатации при выборе масла

При частых поездках в пробках следует выбирать масло с запасом щелочности.

Для трассы подойдет масло с TBN, типичным для данного мотора.

Регулярные тяжелые нагрузки требуют повышенного щелочного числа.

19. Контроль TBN и своевременная замена масла

Регулярно проверяйте щелочное число отработки.

Меняйте масло сразу при достижении критического падения TBN.

Не дожидайтесь превышения кислотностью щелочности.

20. Правильное применение присадок-регенераторов

Строго следуйте инструкции по присадкам, не превышайте дозировку.

Учитывайте тип масла, не смешивайте разные присадки.

Присадки лишь продлевают ресурс, полной замены не заменяют.

Подбор масла по щелочному числу требует комплексного подхода с учетом особенностей двигателя и условий эксплуатации.

О чем говорит щелочное число моторного масла?

Автомобильные моторные масла обладают рядом технических параметров, от которых зависят свойства смазочных жидкостей. Одним из таких параметров является щелочное число масла, но на что он влияет и от чего зависит знают не многие автовладельцы.

Чтобы понять, как на двигатель влияет щелочное число моторного масла, нужно разобраться в химических процессах, которые протекают в системе смазки двигателя, а также определить главные характеристики щелочного числа, единицы его измерения и способы проверки данного параметра.

Назначение и принцип действия щелочных присадок

Масла с разными щелочными свойствами

Масла с разными щелочными свойствами

Базовое минеральное масло, проходящее очищающий процесс – это химически нейтральное вещество. При работе мотора сгорание топлива стимулирует появление кислот, которые оседают на металлических поверхностях. Между ними и маслом возникает химическая реакция, провоцирующая коррозию и сокращающая срок службы силового агрегата. В связи с этим кислотные соединения должны нейтрализоваться. Из курса химии вам должно быть известно, что кислоту нейтрализуют щелочью. В автомобильные моторные масла добавляются специальные щелочные присадки. В основном эту функцию возлагают на специальные моющие компоненты, которые имеют свойство растворяться в воде.

От концентрации добавок зависит моторесурс и срок службы масла, а также его способность защищать мотор от последствий опасного окисления. В связи с этим требования к щелочному числу моторного масла (параметр TBN) объясняются необходимостью защиты мотора от износа и продления его срока службы. Советуем изучить вопрос, почему чернеет масло и нормально ли это?

Как рассчитать TBN?

Прибор для расчета TBN

Прибор для расчета TBN

Чтобы рассчитать щелочное число моторного масла нужно определить сумму всех щелочных добавок, содержащихся в смазочной жидкости. Индекс определяют по массе гидроксида калия на каждый грамм смазки. TBN измеряют в единицах мгКОН/г.

Самым точным и распространенным методом определения данного параметра для двигателя является перемножение удельной массы серы на 20. Соответственно, для бензиновых моторов TBN будет не таким высоким, как для дизельных агрегатов, так как в солярке больше серы. Многие применяют данные способ, но специалисты рекомендуют использовать его крайне осторожно и всегда сверять данные с руководством по эксплуатации авто.

Опасно ли падение щелочного числа?

При каждом запуске мотора щелочные присадки взаимодействуют с окисленными молекулами и расходуются, то есть их защитные свойства ухудшаются. Масло с низким щелочным числом перестает полноценно нейтрализовать вредные продукты, выделяемые при работе мотора.

Новое и окислившееся масло

Новое и окислившееся масло

Не вступающие в реакцию с щелочью углеводороды и кислород превращаются в сажу и оседают на деталях мотора, забивая маслопровод и предотвращая его нормальную работу. По мнению автомехаников, этого можно избежать, если менять масло сразу после снижения щелочного числа до 50 процентов от изначальной цифры.

Определить уровень снижения щелочного числа моторного масла можно в лабораторных условиях, проведя сложный и дорогой химический анализ. Обычные автомобилисты этим никогда не занимаются и в этом нет никакой необходимости. Нужно лишь своевременно менять смазочную жидкость по регламенту или немного чаще и следить за техническим состоянием авто.

Меняя смазку, нет необходимости промывать всю систему – нужно лишь залить новую смазку по уровню и проехать несколько километров, чтобы свежие щелочные присадки обезвредили остатки окисленных углеводородов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *