Когда платные дороги станут бесплатными
Перейти к содержимому

Когда платные дороги станут бесплатными

  • автор:

В Польше хотят ликвидировать платные дороги: когда и для кого

Польские власти не планируют продолжать концессию на автомагистрали А4 и А2 после завершения срока действия текущих соглашений. Они перейдут в управление Генеральной дирекции национальных и автомагистралей и станут бесплатными для двух категорий транспорта.

Недавно стало известно, что частный концессионер Stalexport Autostrada Małopolska запланировал повысить оплату за проезд на участке автострады A4 Катовице – Краков.

В Генеральной дирекции национальных дорог и автомагистралей (GDDKiA) такой шаг назвали неоправданным и непосредственно влияющим на водителей и автомобильный транспорт.

На это отреагировали в профильном министерстве и сообщили, что не будут продолжать концессию на автомагистрали А4 и А2.

По словам спикера Министерства инфраструктуры Рафала Яшковского, действие концессионных договоров относительно:

  • A4 Катовице – Краков заканчивается в 2027 году;
  • A2 Свецко – Новый Томышль – Конин завершается в 2037 году.

При этом государство не намерено их продлевать или компенсировать плату за проезд легкового транспорта и мотоциклов, а участки перейдут в управление GDDKiA по истечении срока действия консессионных соглашений.

Реализация этих планов будет означать фактическую ликвидацию платных дорог для мотоциклистов и двухосных легковых автомобилей массой до 3,5 тонн.

Напомним, сейчас в Польше для этих категорий транспорта бесплатны:

  • все скоростные дороги (тип S);
  • с 1 июля 2023 года – все участки автомагистралей, которыми управляет GDDKiA (А2 Конин-Стрикув, А4 Вроцлав-Гливице);
  • с 4 сентября 2023 года – участок автобана A1 Гданьск-Торунь (концессионер Gdańsk Transport Company). Соответствующее распоряжение правительства будет действовать, по меньшей мере, до конца 2024 года.

Вместе с тем, власти активно усиливают контроль на дорогах, запуская новые участки секционного измерения скорости.

Платные дороги станут бесплатными для школьных автобусов

Госдума приняла во втором чтении законопроект о бесплатном проезде школьных автобусов по платным автодорогам. Норма распространится на все автобусы, которые перевозят организованные группы детей, например, на соревнования или на экскурсии, в лагеря отдыха, пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Илья Питалев/РИА Новости

Согласно документу, норма действует с 1 сентября 2023 года.

«По платным дорогам дети смогут ездить с большим уровнем комфорта и безопасности, быстро и без пробок. А значит, будут меньше уставать, — отметил спикер ГД. — Кроме того, эта возможность, которую мы вводим с нового учебного года, позволит сэкономить муниципальные, школьные и семейные бюджеты».

Как пояснили в Госдуме, в настоящее время от оплаты проезда по платным дорогам освобождены рейсовые автобусы, автомобили спецслужб и почтовой связи.

Новшество упростит не только дорогу в школу, но и поездки на соревнования, экскурсии, предметные олимпиады, походы в музеи и театры, на природу, отметил в комментарии «РГ» член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев.

«Эти поездки, как правило, длительные, и важно, чтобы ребята ездили безопасно и с комфортом, по лучшим в стране дорогам, — заявил он. — Важно и то, чтобы родители могли не волноваться, представляя, по какой дороге повезут их детей, есть ли там освещение, целое ли покрытие, смогут ли туда добраться экстренные службы, если вдруг автобус неожиданно сломается в пути».

По его оценке, новая норма снимает проблему выбора, перед которой порой стоят родители и администрации учебных заведений: ехать долго и неудобно, зато бесплатно — или с комфортом, но за деньги.

Депутат привел пример из Московской области, где цена проезда по платной магистрали в одну сторону может варьироваться и составлять порядка 500 рублей. «Допустим, едем из Бронниц в Каширу. Проезд туда и обратно — уже тысяча. Из чьего кармана ее взять? Может быть, школы? Или родителей? Или водителя? Все, больше такие вопросы решать не нужно», — резюмировал депутат.

Депутат ГД Владимир Сипягин тоже уверен, что дети не должны стоять в пробках. Он выразил мнение, что в список для бесплатного проезда необходимо добавить и экскурсионные автобусы с детьми (если поездка совершается не на школьном автобусе) и инвалидов.

Платные дороги могут снова сделать бесплатными для электромобилей

Минэкономики, Минтранс и «Автодор» обсуждают возможность продолжения проведённого в 2023 году эксперимента по бесплатному проезду электромобилей по федеральным платным автодорогам. Владельцы электрокаров воспользовались преференцией более 300 тыс. раз. Самыми востребованными участками оказались Северный обход Одинцово и М-11 «Нева», чаще всего там были замечены Tesla и другие электромобили зарубежного, а не отечественного производства. Об этом сообщил «Коммерсантъ».

Эксперимент, который давал право бесплатного проезда владельцам электромобилей по платным федеральным автодорогам (ЦКАД; М-1 «Беларусь», включая Северный обход Одинцово; М-3 «Украина», М-4 «Дон»; М-11 «Нева» и М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань»), проводили с 1 марта по 31 декабря 2023 года.

Для этого было необходимо купить или арендовать у «Автодора» транспондер или активировать льготу на уже действующем устройстве. Пилотный проект был предусмотрен концепцией правительства РФ по развитию производства и использованию электрического транспорта, согласно которой к 2030 году не менее 10% всех машин, производимых в России, будут электрическими.

На конец декабря было зафиксировано свыше 306 тыс. проездов электромобилей с оформленной льготой, сообщили «Коммерсанту» в Минэкономики России. Наибольшей популярностью пользовались Северный обход Одинцово (более 142 тыс. проездов) и платные участки трассы М-11 (более 89 тыс. проездов, большая часть из них по головному участку Москва-Солнечногорск). По трассе М-4 электромобили проехали около 35 тыс. раз, на М-3 — менее 3 тыс.

В России могут продлить эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным дорогам

Основная доля «льготников» — владельцы дорогих электрокаров зарубежного производства

В Минэкономики отметили, что ведомство вместе с Минтрансом и «Автодором» уже прорабатывает возможность и «параметры обеспечения бесплатного проезда» по платным участкам для электромобилей в 2024 году. Пока же владельцы электромобилей платят за проезд наравне с остальными автовладельцами.

По данным Минэкономики, на конец июня 2023 года в России было зарегистрировано более 30 тыс. электромобилей, это на 23% больше, чем в начале года. По данным агентства «Автостат», по итогам 2023 года в России продано более 14 тыс. электромобилей возрастом до трёх лет — в 4,7 раза больше, чем годом ранее. В топ-5 самых продаваемых марок электромобилей вошли Zeekr, Evolute, Volkswagen, Tesla и Voyah.

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Коммерсанту», что основная доля оформивших бесплатный проезд — владельцы дорогих электромобилей зарубежного производства, в частности Tesla и других. Именно они чаще других ездили в аэропорт Шереметьево по М-11 и в направлении престижных коттеджных посёлков. В компании-операторе Северного обхода Одинцово отметили, что на этой платной трассе отмечено «наиболее широкое распространение электромобилей».

«Выходит, мы спонсируем людей, которые и так себя неплохо чувствуют»

Владельцы электрокаров отечественного производства, для стимулирования продаж которых и был задуман пилотный проект, льготой пользовались редко, уверен собеседник «Коммерсанта».

Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков назвал положительным то, что государство различными способами стимулирует продажи автомобилей. Но он обратил внимание, что электрокар могут себе позволить, как правило, состоятельные люди, покупающие в семью вторую или третью машину.

«Выходит, мы спонсируем людей, которые и так себя неплохо чувствуют, а те, кто не может поменять старую «Калину» на новую «Гранту», остаются за бортом. Это не слишком справедливо», — отметил Кадаков.

Проезд по польским автомагистралям становится бесплатным

С 1 июля 2023 года вступает в силу закон, устанавливающий бесплатный проезд по всем государственным и муниципальным дорогам. Кроме прочего, это коснется некоторых ранее платных трасс.

Что произошло и какие дороги станут бесплатными, читайте в материале «Польского консультанта».

Что заявили в польском правительстве?

Информацию об отмене оплаты за проезд сообщил на пресс-конференции министр инфраструктуры Польши Andrzej Adamczyk:

Я надеюсь, что плата за проезд по автомагистралям, находящимся в ведении Главного управления национальных дорог и автомагистралей, будет отменена с 1 июля, сообщил чиновник.

Какие дороги станут бесплатными с 01.07.2023?

Из сообщения главы министерства стало известно, что решение будет касаться:

  • автомагистрали А2, участок Стрыкув – Конин;
  • автомагистрали А4, участок Вроцлав — Сосница.

Изменения также коснутся всех дорог, которые будут открыты в ближайшие годы.

В дальнейшем, как заявил министр, будут предприняты аналогичные действия по дорогам (участкам), принадлежащим частным лицам. На данные меры правительство РП «дает себе год» для согласования и внесения изменений.

С какого транспорта перестанут брать деньги?

Из текста закона вытекает, что взимания платы за проезд по автомагистралям будет прекращено с транспортных средств с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн. То есть речь идет только о легковых автомобилях и мотоциклах.

Для грузового и прочего транспорта проезд по-прежнему останется платным.

  • Какой штраф в РП за отсутствие аптечки в машине?
  • Наказание за мусор, выбрасываемый водителями?
  • Как оформить в РП лицензию для работы в такси?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *