Космический ракетный двигатель который закупают сша
Перейти к содержимому

Космический ракетный двигатель который закупают сша

  • автор:

NASA заключило многомиллионный контракт на создание двигателей для корабля, который отправится на Марс

NASA заключило с Northrop Grumman контракт на сумму до 84,5 миллионов долларов США на помощь в разработке двигательной системы MAPS, которая будет использоваться для питания космического корабля. Его цель – отправиться на Марс и забрать ценные образцы породы.

Василий Макаров

Система отправки капсулы

Пока марсоход NASA Perseverance еще лишь начинает свое путешествие по поверхности Марса, NASA и ЕКА уже работают над следующим этапом миссии MSR с участием нескольких космических кораблей, которая впервые вернут на Землю образцы Красной планеты

Когда Perseverance завершит длительные проверки систем и начнет свою научную миссию, та станет первой (с момента высадки «Викингов» в 1976 году) попыткой напрямую отыскать признаки жизни на Марсе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она будет включать не только сбор образцов почвы и горных пород, но и хранение их в защитных капсулах на поверхности Марса. Планируется, что в следующие несколько лет посадочный модуль для извлечения образцов приземлится на планету и отправит бота, который будет следовать за Perseverance, заберет пробирки для образцов, вернет их в посадочный модуль и загрузит в MAV. MAV запустит капсулу с образцом на орбиту, где другой космический корабль подберет ее и вернет на Землю.

Ключом к этому сложному многоступенчатому плану является двигательная установка MAV, которая первой запустит орбитальную ракету с поверхности Марса. Хотя марсианская гравитация составляет лишь треть земной, а атмосфера атмосфера разрежена, ракетный двигатель должен быть крайне надежным. Ему предстоит пережить автономную работу после старта с Земли, многомесячное путешествие к Марсу и весьма жесткую посадку.

Проект MAPS должен начаться немедленно, с первоначальным 14-месячным графиком и двумя дополнительными продлениями, которые будут определены NASA в будущем. За это время компания должна будет предоставить агентству двигательные установки, материально-техническую поддержку и необходимое оборудование.

США отказались от покупок российских ракетных двигателей

Российские РД-180 используют в ракетах Atlas V, их сменит ракета Vulcan Centaur, летающая уже на американских двигателях. В «Роскосмосе» отмечали, что разработчик РД-180 может потерять от 10 млрд до 13 млрд руб. годовой прибыли

Cборка двигателя РД-180 для ракеты-носителя «Атлас-5» в цехе АО «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко», 12 апреля 2019 г.

Cборка двигателя РД-180 для ракеты-носителя «Атлас-5» в цехе АО «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко», 12 апреля 2019 г. (Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости)

США больше не будут покупать у России двигатели РД-180 для ракет Atlas V. Об этом сообщил исполнительный директор компании United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно, передает The Verge. Продажа ракет Atlas V также остановлена. «На этом все. Все они (ракеты) проданы», — заявил Бруно.

Фото:Global Look Press

Atlas V полностью выведут из эксплуатации к середине 2020-х годов, перед этим ULA, альянс корпораций Boeing и Lockheed Martin, запланировал еще 29 запусков. Оставшиеся пуски будут проведены в интересах Минобороны США, NASA и Amazon и других неназванных коммерческих заказчиков,.

Три или четыре двигателя РД-180 сейчас установлены на ракетах Atlas V для предстоящих миссий, еще часть находится на складе. «Мы заблаговременно закупили РД-180, так что я могу прекратить эти отношения [с Россией] и не зависеть [от нее], как просил нас конгресс», — пояснил Бруно.

Как отмечает издание, всего США купили 122 двигателя РД-180. Последние шесть двигателей американская сторона приобрела в апреле. Вместо ракет с российскими двигателями ULA будет использовать для миссий Пентагона более дешевые Vulcan Centaur с двигателями BE-4, которые разрабатывает Blue Origin Джеффа Безоса. Он работает на кислороде и метане.

Ракетный двигатель BE-4

Последнее время, пишет The Verge, Space X подорвала монополию ULA на государственные контракты на запуски. У компании Илона Маска есть многоразовая ракета Falcon 9, более дешевая, чем Atlas V. ULA снизила стоимость миссий Atlas V с примерно $187 млн до примерно $100 млн из-за усиления конкуренции, но так и не приблизилась к стартовой цене Falcon 9, составляющей около $62 млн. В прошлом году Космические силы США выделили ULA и SpaceX миллиарды долларов на запуск от 30 до 35 миссий для Пентагона в период с 2022 по 2027 год, причем ULA получает 60% рабочей нагрузки, а SpaceX — остальную долю.

Российские ракетные двигатели РД-180 собирали по заказу США на НПО «Энергомаш» (входит в состав госкорпорации «Роскосмос»). В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил ULA производить какие-либо покупки или платежи с «Энергомашем». Однако в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В сентябре 2017 года газета The Wall Street Journal сообщала, что из-за отсутствия аналогов Пентагон не сможет отказаться от импорта двигателей РД-180 как минимум до 2025 года. Однако уже в октябре 2017 года компания Blue Origin провела первые огневые испытания двигателя BE-4. В сентябре 2018-го предприятие Безоса договорилось о поставке двигателя подрядчику NASA. По сообщению The Verge, поставки первых готовых к полетам двигателей ожидаются к концу 2021 года. Генерал Джейсон Котерн, заместитель командующего ракетным подразделением Космических сил, уточнил, что если поставки сорвутся, часть рабочей нагрузки Vulcan Пентагон может отдать SpaceX. Замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров говорил, что отказ США от РД-180 не приведет к «катастрофическим» последствиям для России. Первый замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максим Овчинников в то же время сообщил, что продажа в США двигателей РД-180/РД-181 составляла около трети общей выручки предприятия. Без нее «Энергомаш» потеряет от 10 млрд до 13 млрд руб. годовой прибыли, говорил он. «Понятно, что это [прекращение поставок ракетных двигателей] для «Энергомаша» будет достаточно знаковая потеря в экономике, но тем не менее мы прорабатываем отдельные варианты поставок этой продукции другим заказчикам и будем делать все, чтобы уходить от прямой зависимости только от одного-двух-трех заказчиков на этом рынке», — сказал Овчинников.

В США объяснили закупку космических двигателей у России

Власти США не хотели, чтобы российские конструкторы ракетно-космических систем после окончания холодной войны отправились работать в Северную Корею и Иран, поэтому было решено закупать двигатели у России, заявил глава ULA

Модель двигателя РД-180

Модель двигателя РД-180 (Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Глава компании United Launch Alliance (подрядчик NASA) Тори Бруно объяснил, почему для запусков ракет семейства Atlas на протяжении многих лет используются российские двигатели РД-180. Об этом президент ULA рассказал в Twitter, отвечая на соответствующий вопрос от подписчика. «Правительство США попросило нас купить их в конце холодной войны, чтобы российские ученые-ракетчики не оказались в Северной Корее и Иране», — написал он.

Фото:@blueorigin / Twitter

Двигатели РД-180 были разработаны НПО «Энергомаш» (предприятие «Роскосмоса») в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США, где их используют в запусках ракет семейства Atlas. Соглашение о поставках двигателей РД-180 американцам было заключено в 1997 году. По данным «Энергомаша», всего в Штаты было отправлено 119 двигателей, при этом выполнено 89 полетов на ракетах Atlas.

В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил United Launch Alliance использовать эти двигатели. ULA было запрещено «производить какие-либо покупки или платежи с НПО «Энергомаш». Однако уже в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В 2016 году конгресс пытался отказаться от использования РД-180 с 2019 года, однако из-за отсутствия аналогов прекратить закупки российских двигателей не получилось.

Игорь Арбузов

В американских СМИ регулярно появляются сообщения о том, что Вашингтон пытается ускорить процесс замены РД-180, однако создать конкурентный двигатель, который мог бы заменить его в ближайшие годы, американским разработчикам пока не удалось. В апреле прошлого года Тори Бруно на полях 35-го симпозиума по космосу в Колорадо-Спрингс заявил, что качество российских ракетных двигателей РД-180 находится на высоком уровне и у США никогда не было никаких вопросов с поставками. Тогда он сообщил, что запас этих двигателей на складах ULA покрывает потребности примерно на два года вперед. При этом президент компании затруднился ответить на вопрос, будет ли она закупать РД-180 после 2022 года (Минобороны США настаивает на том, чтобы покупка российских двигателей прекратилась именно в этом году). До этого времени, как указал Бруно, для обеспечения национальной безопасности было разрешено закупить 18 двигателей. Глава консорциума уточнил, что в 2022 году необходимо прекратить закупки, а использовать двигатели в дальнейшем будет можно.

В «Роскосмосе» заявили, что готовы к поставкам ракетных двигателей в США

В случае необходимости «Роскосмос» готов поставлять российские двигатели РД-180 для американских ракет. Об этом заявил глава ведомства Дмитрий Рогозин.

По словам Рогозина, в США уже запаслись нашими двигателями. Кроме того, завершился контракт на их поставку. «Однако если РД-180 будут вновь востребованы, мы готовы к сотрудничеству», — написал он в своем Facebook.

При этом поставки двигателя типа РД-181 в США продолжатся, подчеркнул глава «Роскосмоса». Этот двигатель ставится на первую ступень американской ракеты Antares (по две штуки). Всего с 2015 года в США их поставлено 22 штуки, из них 18 уже использованы. Ранее «Роскосмос» также получил разрешение на поставку в США новой модификации ракетных двигателей — РД-181М.

Между тем, двигатели РД-180 США нужны для ракеты-носителя Atlas-5. С 1999 года в Америку их было отправлено 122 штуки, из которых 93 уже использованы. Накануне Boeing и Lockheed Martin сообщили, что завершают продажу ракет Atlas-5, вместо которых планируют выпускать ракеты-носители Vulcan Centaur. Для них американские компании планируют использовать жидкостный ракетный двигатель BE-4, который сейчас тестируется, отмечает РИА Новости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *