Что такое сапун в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое сапун в автомобиле

  • автор:

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.

«Дыхательный клапан» в авто: зачем он и как правильно чистить, чтобы не сломался двигатель

Деталь под названием «сапун», которую также называют «дыхательным клапаном» или «суфлером», что устанавливают в картере двигателя внутреннего сгорания, чтобы стабилизировать давление внутри и снаружи мотора автомобиля .

Об этом пишет «Апостроф».

Основные функции сапуна — не дать воде и грязи проникнуть внутрь, а маслу — вытечь наружу, ведь пока автомобиль едет, давление в коробке становится выше атмосферного и клапан пропускает газ, лишнее масло и т.п. Когда же давление в картере опускается, воздух попадает внутрь.

Подтекание масла или дым может быть предвестником скорой поломки сапуна.

Причины неисправности дыхательного клапана:

вышла из строя деталь цилиндро-поршневой группы (к примеру, залегают поршневые кольца или износился цилиндр);

засорилась система вентиляции;

прогорел выпускной клапан.

Если не устранить причину поломки, то вскоре автомобилю наверняка потребуется дорогостоящий ремонт. Впрочем, этого можно довольно легко избежать, если регулярно чистить или своевременно менять сапун, который склонен забиваться, особенно у водителей, ездящих по пересеченной местности и оставляющих авто на улице.

Чистка дыхательного клапана очень простая:

снять все патрубки и шланги, выходящие от сапуна;

снять крышку детали;

очистить крышку и трубки;

собрать все обратно.

А вот менять сапун на новый нужно, когда удалить грязь не уже получается.

Что такое сапун в автомобиле

Двигатель внутреннего сгорания работает на дизельном топливе, бензине или газе, но воспламенения не произойдет, если в камеры не будет поступать воздух. Кислородная смесь поступает через атмосферу, минуя фильтр, но затем ее нужно вывести наружу. Для этого был придуман сапун.

Что такое сапун двигателя

Сапун – это разновидность клапана, который все время сбрасывает избыточное давление из картера мотора, снижает температуру внутри. Вместе с этим удаляются паразитные газы. Сапун используется не только в двигателях, он есть в коробках передач, мостах, раздаточных коробках автомобиля.

Один из признаков правильной работы мотора: из клапана выходит почти прозрачный и не особо видимый при нормальном освещении газ. Если сапун неисправен в КПП, то скорости на прогретом автомобиле могут включаться рывками, при этом шестерни будут сильно изнашиваться.

Где находится сапун

Элемент расположен в районе клапанной крышки, около заливной горловины. Точное расположение нужно узнавать во время изучения документации к агрегату.

В КПП сапуны располагают на крышке коробки. А на мостах редуктора и раздаточных коробках – в верхней части корпуса.

Устройство сапуна

Клапан на всех агрегатах выглядит почти одинаково:

  • корпус;
  • пружина;
  • стопорная гайка;
  • прокладка из резины;
  • тело – втулка с отверстием и резьбой.

Корпус, пружину, гайку и тело сапуна делают из стальных сплавов, которые устойчивы к коррозии и высоким температурам. Отверстие во втулке определенного диаметра, его засорение вызовет проблемы с агрегатом, так как лишние газы будут покидать внутренние полости слишком медленно.

Как определить, что сапун двигателя требует замены

Есть семь основных признаков неисправности:

  1. Мотор плохо развивает мощность – «не тянет».
  2. Появился конденсат паров масла в коллекторах – впускном и выпускном.
  3. Камеры сгорания сильно загрязнены.
  4. На дроссельной заслонке следы отработанного масла.
  5. Клапан холостого хода засорен.
  6. Увеличенная вибрация двигателя.
  7. Плохо работает вакуумный усилитель тормозов.

Для более точного определения поломки требуется посетить автосервис и провести комплексную диагностику. Это нужно для исключения иных возможных причин неисправности.

Как производится замена сапуна

Автомобиль постоянно движется, из картера мотора через клапан удаляются смеси горячих газов, это вызывает загрязнение, износ детали. КПП и мосты редукторов взаимодействуют с агрессивной влажной средой, что также влияет на состояние сапуна. В ряде случаев пружина теряет свои свойства, поэтому чистка отверстия ни к чему не приводит. Требуется установить новый элемент.

Чтобы заменить сапун на двигателе, нужно:

  • очистить деталь снаружи – при помощи ветоши, смоченной в моющем средстве для моторов или бензине;
  • отсоединить шланг, который подходит к штуцеру;
  • выкрутить сапун, используя гаечный ключ;
  • удалить старую прокладку, очистить плоскости от масла, грязи;
  • обезжирить посадочное место, положить новую прокладку;
  • установить новый элемент.

Наилучшим вариантом будет обратиться в специализированое СТО для диагностики, замены и получения гарантии на выполненые работы.

  • Предыдущая страница
  • Следующая страница

Что такое Сапун и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

AUTO.RIA

Что такое сапун?

Сапун — деталь авто, обеспечивающая сообщение ёмкости с атмосферным воздухом, обеспечивая баланс давлений. К примеру, внутри мотора внутреннего сгорания эта деталь уравнивает давление в картере и внешнее давление во время нагревания и остывания и при колебаниях давления в атмосфере.

Автосервис и Технологии

Новий Toyota C-HR піклується про дітей краще, ніж про дорослих. Що показав краш-тест?

Автор: Роман Беньковский

Новий Toyota C-HR піклується про дітей краще, ніж про дорослих. Що показав краш-тест?

Експерти Euro NCAP перевірили безпеку другої генерації гібридного кросовера Toyota C-HR.
2024-04-29 15:01
В Избранное
Добавлено в Избранное Перейти

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, - але є нюанс

Автор: Роман Беньковский

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, — але є нюанс

Топова комплектація з максимальним пакетом асистентів отримала 5 зірок, тим часом як дешевшу оцінили тільки на «четвірку».

2024-04-15 14:15
В Избранное
Добавлено в Избранное Перейти

Другие автотермины

  1. SCR Selective Catalytic Reduction в автомобиле
  2. SOHC Single Overhead Camshaft
  3. SPFI Single Point Fuel Injection
  4. SRS Supplementary Restraint System
  5. super chardger
  6. suv
  7. Сажевый фильтр
  8. Сайлентблок
  9. Сальник хвостовика
  10. сальник
  11. Самосвал
  12. Сапун
  13. свеча зажигания
  14. седан
  15. Седельный тягач
  16. Седельно-сцепное устройство
  17. Сигнал экстренного торможения (EBS)
  18. Синхронизатор коробки передач
  19. Система Navi
  20. Система поворота задних колес (DRS)
  21. Система помощи поворота на бездорожье (OTA)
  22. Система помощи при движении по бездорожью
  23. Система помощи при движении со склона (DAC)
  24. Система помощи удержания в полосе при движении с активированным адаптивным круиз-контролем (LKA)
  25. Система предупреждения о препятствии впереди (FOW)
  26. Система предупреждения о снижении давления в шинах (TPWS)
  27. Система предупреждения об усталости водителя (VSW)
  28. Система предупреждения съезда с полосы движения (LDA)
  29. Система распознавания дорожных знаков (TSR)
  30. Система эффективного старта на склоне (HSA)
  31. Система контроля «слепых» зон (BSM)
  32. Система адаптивного дальнего света (AHS)
  33. Система автоматического дальнего света (AHB)
  34. Система аварийного торможения (BAS)
  35. Система BrakeAssist
  36. Система оповещения о приближении автомобилей во время движения задним ходом (RCTA)
  37. Система распределения тормозных усилий (EBD)
  38. Смарт
  39. Соленоид (в автомобиле)
  40. Спойлер (в автомобиле)
  41. Спортивная машина
  42. Стабилизатор поперечной устойчивости
  43. стартер
  44. Стоп сигнал
  45. Стояночный тормоз (ручник)
  46. стрейч (стретч)
  47. стс автомобиля
  48. Ступица
  49. сцепление

AUTO.RIA
в вашем смартфоне Все для покупки и продажи авто в приложении AUTO.RIA

Загрузить приложение мобильное AUTO.RIA на Android или iOS

Присоединяйтесь к сообществу автолюбителей AUTO.RIA

  • Безопасные сделки
  • Соглашение о предоставлении услуг
  • Помощь по сайту AUTO.RIA.com
  • Политика приватности
  • Вакансии AUTO.RIA

© 2014-2024 RIA.com
Режим «Частный доступ»

Внимание! Вы используете режим «Частный доступ» .

Отключите режим приватного доступа, чтоб воспользоваться поиском б/у авто.
Как отключить?

AUTO.RIA безопасен для вас
Мы используем cookie-файлы. Ознакомиться с Политикой использования файлов cookies
Понимаю и разрешаю Настроить
Настройки файлов cookies

Мы (ARS ONLINE OÜ) используем cookie-файлы (cookies), обязательные для работы нашего сайта и сервисов, на основании легитимного интереса. Также, мы хотели бы с вашего согласия установить на вашем устройстве опциональные аналитические cookies для запоминания данных о просмотрах и пользовании сервисами, а также маркетинговые cookies, которые помогут нам понять, какие сервисы и продукты наиболее интересуют пользователей.

Включая эти cookies, вы способствуете улучшению наших сервисов и продуктов. Детальнее о cookies читайте в нашей «Политике использования файлов cookies». Обязательные cookies мы устанавливаем в любом случае. Ниже можно позволить или не позволить нам установку опциональных cookies».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *