Для чего нужна тормозная жидкость
Перейти к содержимому

Для чего нужна тормозная жидкость

  • автор:

Когда и зачем нужно менять тормозную жидкость

Среди всех расходных жидкостей автомобиля тормозная на особом счету. От её рабочего состояния зависит не только работоспособность и исправность машины, но и, в первую очередь, безопасность – ваша, других водителей и пешеходов.

Как работает тормозная жидкость и что будет, если её не менять?

Тормозная жидкость (ТЖ) служит прежде всего для передачи давления с усилением от педали через цилиндры и поршни на колодки, которые, прижимаясь к барабанам или дискам, останавливают вращение колёс. Вторая её задача, также важная – смазка трущихся элементов тормозной системы, таких как поршни, цилиндры и резиновые уплотнители.

При торможении выделяется большое количество тепла, что приводит к нагреванию ТЖ. Поэтому её главной характеристикой является высокая температура кипения. У разных марок жидкости этот параметр колеблется от 200 °C (у DOT-3) до 260 °C (у DOT-5).

Нагреваясь, жидкость расширяется, и для выравнивания давления специальный клапан в бачке выпускает лишний воздух. При охлаждении в бачок опять поступает воздух, а вместе с ним и порция влаги. Образовавшийся конденсат постепенно смешивается с ТЖ и медленно, но верно снижает её температуру кипения. Всего три процента воды в тормозной жидкости делают её непригодной к использованию.

Ещё одно вредное следствие насыщения ТЖ водой – коррозия металлических частей системы. Результаты этого явления – от неравномерного и ускоренного износа дисков и колодок до заклинивания суппортов.

Кроме того, мельчайшие частички разрушающихся цилиндров и поршней попадают в тормозную жидкость и ухудшают её свойства. Резиновые трубки и уплотнители также не отличаются высокой стойкостью и постепенно разрушаются, добавляя грязи.

В конце концов, химические присадки в тормозной жидкости со временем теряют свои свойства, что сказывается на её работоспособности. Помимо этого, ТЖ убывает в системе естественным образом – испаряясь в бачке и через уплотнители.

Всё это вместе взятое приводит к тому, что даже при нормальной эксплуатации тормозная жидкость становится через некоторое время неработоспособной. Если её не заменить, то коррозия системы будет прогрессировать. В самых критических ситуациях, например, при длительном торможении, жидкость может закипеть. Это обычно приводит к отказу тормозов. Перспектива малоприятная.

Как проверить тормозную жидкость?

Определить, нужно ли менять тормозную жидкость, несложно. Один из основных признаков – ухудшение работы тормозов. Но до этого лучше не доводить. Есть три способа контроля состояния ТЖ:

  • визуальный. Проверяйте, не изменился ли цвет. Обычно это светло-жёлтый или розовый. Потемнение указывает на то, что пора менять. Так же поступают и при помутнении жидкости;
  • с помощью тест-полосок. Они есть в продаже. Окунув такую полоску в бачок и сравнив её цвет с образцами на упаковке, вы определите состояние вашей ТЖ;
  • с помощью электронного тестера. Сравнительно недорогой прибор. На его корпусе есть несколько светодиодных индикаторов разного цвета, от зелёного до красного. Они и покажут, нужно ли менять жидкость.

Следите за уровнем ТЖ. На бачке есть риски, которые обозначают ее максимальное и минимальное количество. При недостатке жидкости снижается давление в гидросистеме, и тормозные усилия падают. Проверять уровень рекомендуется каждую неделю, а состояние жидкости (одним из описанных выше методов) – раз в месяц.

Бачок с тормозной жидкостью

При постепенном, в течение трёх-шести месяцев, снижении уровня тормозной жидкости её можно немного долить. Какие правила при этом соблюдать – в конце статьи. Если же жидкость убывает быстро, например, опускается до минимума за неделю или месяц, значит, в системе появилась течь, и требуется срочный ремонт.

Процедура замены тормозной жидкости относительно несложная. При наличии определённых навыков её можно сделать самостоятельно. Но, так как это очень ответственная манипуляция, лучше доверить её профессионалам автосервиса.

Виды тормозной жидкости, срок её службы и периодичность замены

Сегодня практически повсюду используются ТЖ стандарта DOT.

  • DOT-3 – устаревший вариант для тихоходных транспортных средств. Быстро набирает влагу.
  • DOT-4 – наиболее распространена, оптимальна для большинства автомобилей.
  • DOT-5 – жидкость с силиконом. Применяется на спортивных и высокоскоростных машинах, совершенно не впитывает влагу.
  • DOT-5.1 – улучшенная присадками DOT-4.

Определять срок замены тормозной жидкости перечисленными выше способами не обязательно, если менять её по регламенту, рекомендованному производителем. Обычно в инструкции по эксплуатации указывается, когда менять жидкость. Чаще всего это нужно делать после пробега в 30-40 тысяч километров. Для спорткаров этот интервал может составлять 15-20 тысяч. В этом же документе рекомендуется и тип жидкости.

Кроме пробега, часто указывают ещё и временной интервал. Как правило, он составляет два года. Даже если машина стояла в гараже без движения, через три года тормозная жидкость, за счёт сезонного перепада температур, насыщается влагой и требует замены. Правда, некоторые производители жидкостей утверждают, что DOT-5 и DOT-5.1 могут служить до пяти лет.

Когда количество тормозной жидкости падает ниже минимальной отметки – это тревожный сигнал. Лучше проверить тормозную систему. На небольшой срок – например, когда остался всего месяц до очередного ТО, – допускается просто добавить немного жидкости. Только нужно учесть, что доливать её нужно той же марки, которая уже залита в систему. Можно также использовать жидкость с более высокими показателями, кроме DOT-5: она несовместима с другими.

Осталось добавить, что тормозная жидкость подлежит замене не только по срокам и пробегу, но ещё и в следующих случаях:

  • после приобретения подержанной машины;
  • при ремонте или замене какого-либо элемента гидравлической системы. Например, тормозных суппортов, шлангов или цилиндров;
  • после замены тормозных колодок или дисков.

Теперь вы знаете зачем, почему и как часто необходимо менять тормозную жидкость. Если будете выполнять эти рекомендации, то тормоза вас не подведут. Счастливого пути!

Понимание того, что такое тормозная жидкость

Тормозная жидкость – это тип гидравлической жидкости, которая служит для передачи усилия внутри тормозной системы автомобиля. Это то, что обеспечивает остановку вашего автомобиля, когда вы жмете на педаль тормоза.

Тормозная жидкость, как и все гидравлические жидкости, не сжимается. Это означает, что при возникновении давления в одном конце тормозной системы в результате нажатия на педаль тормоза жидкость в тормозной магистрали автомобиля начинает перемещаться по контору. При этом сначала происходит передача усилия на вакуумный усилитель тормозов, а затем на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам автомобиля, в результате чего происходит торможение.

По этой причине тормозная жидкость – это важный компонент вашего автомобиля. Все что, может ухудшать качество тормозной жидкости – к примеру, влага, поглощаемая из воздуха – будет отрицательно влиять на рабочие характеристики жидкости и может, в конечном итоге, мешать торможению автомобилем.

Какие типы тормозной жидкости есть на рынке?

Есть два основных типа тормозной жидкости, которые Вы можете встретить. Это DOT 4 и DOT 5. DOT 4 — это тормозная жидкость на основе этиленгликоля, в то время как DOT 5 – это тормозная жидкость на силиконовой основе. Тормозная жидкость DOT 5 отличается тем, что она не поглощает воду и способна выдержать более высокое давление перед тем, как закипеть.

Более высокое число указывает на более высокую температуру кипения, которая является важным фактором в тормозной жидкости. Не следует забывать о том, что гидравлические жидкости выполняют свою функцию за счет того, что они не сжимаются. При применении давления к жидкости в закрытом контуре, такая жидкость начинает двигаться, а не сокращаться в объеме. Однако это не происходит с газом, который зачастую сжимается в ответ на давление со стороны.

Это подчеркивает важность того, что тормозная жидкость должна оставаться жидкой и не закипать. Это также означает, что Вам следует выбирать тормозную жидкость DOT 5 с более высокой температурой кипения, если Вы намерены подвергать свою тормозную систему более высокой нагрузке, в результате чего будет отмечаться тенденция к повышению температуры тормозной жидкости.

Как часто следует проводить замену тормозной жидкости?

Как правило, это необходимо делать один раз в год или один раз в два года, при этом, частота замены также зависит от рекомендаций производителя вашего автомобиля.

Самая распространенная проблема – это влага, поглощаемая из воздуха. Вода, присутствующая в тормозной жидкости, может понижать температуру кипения жидкости, в результате чего могут отмечаться тенденция к снижению давления в тормозной системе и ухудшение рабочих характеристик по вышеуказанным причинам. Помимо этого, влага может стать причиной коррозии прочих компонентов тормозной системы.

По мере старения тормозной жидкости ее светло-коричневый цвет становится более темный. Попадание влаги в тормозную жидкость может вызывать такой же эффект, следовательно, помутнение тормозной жидкости может быть признаком того, что ее необходимо заменить. Вы также можете в любое время проверить содержание влаги в тормозной жидкости у квалифицированных специалистов.

Могу ли я сам заменить тормозную жидкость?

В целом, лучше, если замену тормозной жидкости будет выполнять квалифицированный механик, чем пробовать делать это самостоятельно. Старую тормозную жидкость необходимо полностью слить с системы, при этом тормозная жидкость относится к материалам, с которыми нужно обращаться с особой осторожностью. При замене важно не смешивать определенные типы тормозной жидкости. К примеру, смешивание тормозной жидкости на основе этиленгликоля с тормозной жидкостью на силиконовой основе может привести к ухудшению рабочих характеристик последней.

Тормозная жидкость – зачем и как часто ее следует менять?

Тормозная жидкость

Одной из основных и важнейших систем, которыми сейчас в изобилии обладают автомобили, является, конечно же, тормозная система. Двигатель может быть более или менее функциональным узлом, подвеска тоже может быть в лучшем или худшем состоянии, но даже самый лучший автомобиль не может простить неисправностей в тормозной системе. Правда, есть модели настолько умные, что в машину даже сесть нельзя, если с ней что-то не так. Однако большинство людей ездят по дорогам на более простых автомобилях, за состоянием которых нужно следить самостоятельно. Тот, кто понимает, насколько важно иметь полнофункциональную и исправно работающую тормозную систему, сможет не только постоянно следить за ее работоспособностью, но и соответствующим образом реагировать в случае необходимости.

Как работает классическая тормозная система?

Принцип работы тормозной системы очень прост. Вообще говоря, когда вы нажимаете педаль тормоза, она толкает поршни тормозного суппорта, которые прижимаются к тормозным колодкам. Затем они оказывают давление на тормозные диски или, в некоторых моделях, на колодки с тормозными накладками. Возникает трение и автомобиль тормозит. Вот как это выглядит в очень простой теории. Конечно, на пути встречаются и другие системы, поддерживающие процесс торможения. Очень важным элементом, посредником между педалью тормоза и тормозной колодкой, является тормозная жидкость.

Если тормозная система герметична, утечка тормозной жидкости исключена. Утечка жидкости опасна. Свободное пространство в жидкости затем занимает воздух, который непригоден для торможения. В отличие от тормозной жидкости, она сжимаема. Поэтому, если тормозная система исправна и тормозные колодки или диски периодически меняются, единственной задачей пользователя автомобиля является доливка тормозной жидкости. Он также не может забывать о его периодической замене. На самом деле, нам больше нечего делать с функционирующей тормозной системой.

Некоторые люди, видя, что в их машине полный бачок тормозной жидкости, думают, что все в порядке. Это не обязательно так, ведь так важно не только поддерживать уровень и доливать тормозную жидкость. Не менее важно периодически его заменять.

Замена тормозной жидкости – что и как?

Как любая жидкость в автомобиле, так и тормозная жидкость изнашивается и требует периодической замены. Когда необходима замена тормозной жидкости? Если бы тормозная система представляла собой систему, которая не допускала бы попадания воздуха или воды с течением времени, время между заменами тормозной жидкости могло бы быть значительно увеличено. Тогда замена будет связана только с его старением. Как правило, любая жидкость со временем начинает терять свои свойства, определяющие ее предназначение в автомобиле. То же самое и с тормозной жидкостью. Следует знать, что тормозная жидкость обладает высокой гигроскопичностью. Каждый раз, когда вы открываете бачок для долива жидкости, микроскопические частицы воды попадают внутрь и в тормозные магистрали.

Как часто следует менять тормозную жидкость?

Мало кто точно знает, как часто менять тормозную жидкость. В лучшем случае они делают это, когда машина находится у них достаточно долго, чтобы решиться на это, если только они на самом деле не знают кое-что о замене жидкости. Стандартное правило – тормозную жидкость следует полностью заменять каждые 2 года. Однако есть модели, в основном старые, в которых производитель рекомендовал менять жидкость раз в 4 года. На данный момент он составляет 2 года, и это существенно влияет на безопасность пользователя автомобиля и людей, которых он перевозит, зная, что в нем «свежая» жидкость. Для замены жидкости лучше всего произвести замену в сервисном центре или механической мастерской. Обученные и квалифицированные люди не только заменят всю жидкость, но и правильно прокачают тормозную систему и вернут автомобиль в полностью работоспособное состояние.

Сколько стоит замена тормозной жидкости и какие средства следует использовать?

На самом деле только истинные поклонники своих четырех колес знают, какая тормозная жидкость содержится в тормозной системе их автомобилей. Они также знают общую стоимость замены тормозной жидкости. Каждый производитель автомобилей указывает в своей документации, какой тип тормозной жидкости использовался. Вам следует придерживаться этого, потому что не каждый тип жидкости, хотя и работает одинаково, подойдет для любой тормозной системы.

При восполнении недостатков тормозной жидкости необходимо приобрести специальную жидкость. Обычно его можно купить на заправочных станциях по цене менее 20 злотых за пол-литровую бутылку. Однако стоимость замены всей жидкости у механика зависит от мастерской, но в среднем составляет чуть более 100 злотых, включая жидкость и услугу прокачки тормозной системы.

Поэтому всегда стоит иметь в своем автомобиле небольшую бутылочку, с помощью которой при необходимости можно долить так называемую тормозную жидкость, поскольку поддержание правильного уровня тормозной жидкости не позволит водителю подвергаться утомительному «пищанию» и «мигающие» звуки на приборной панели.

Что такое тормозная жидкость и как ее менять

Что такое тормозная жидкость и как ее менять

Тормозная система автомобиля – ключевой компонент безопасности транспортного средства, позволяющий водителю эффективно и безопасно управлять машиной. Чтобы она работала безотказно, важно не только следить за состоянием колодок и дисков, но и за наличием и качеством тормозной жидкости. Практически невидимая в повседневной эксплуатации, она требует периодической замены для надежной работы тормозной системы.

Что такое тормозная жидкость

Тормозная жидкость (ТЖ) – это специальная жидкость, которая используется в системе тормозов автомобиля для передачи давления с тормозных педалей на колодки или цилиндры, что позволяет замедлять или останавливать движение автомобиля. Также ТЖ играет важную роль в передаче силы с главного тормозного цилиндра на индивидуальные цилиндры на каждом колесе.

Основная функция тормозной жидкости состоит в передаче гидравлического давления от педалей до тормозных механизмов автомобиля. Это позволяет создавать требуемое давление на колодки или барабаны, что, в свою очередь приводит, к снижению скорости автомобиля.

тормозная жидкость

Типы тормозной жидкости

Тормозные жидкости подразделяются на классы согласно регламенту DOT (Department of Transportation) и обозначаются цифровыми значениями от 3 до 5.1.

Кроме того, выделяют типы ТЖ в соответствии с их составом.

Масляно-спиртовые

Этот тип ТЖ, также известный как масляно-спиртовая тормозная жидкость, основан на минеральных маслах и добавках. Он обладает хорошей стабильностью при различных температурах и обеспечивает надежное торможение. Однако этот тип веществ стал менее распространенным из-за ограниченной термостабильности в сравнении с более современными составами.

Гликолевые

Это наиболее распространенный тип тормозной жидкости, который используется в большинстве современных автомобилей. Гликолевая ТЖ создана на основе гликоля и обеспечивает стабильность при высоких температурах и хорошую защиту от коррозии. Она доступна в различных классах DOT (напр., DOT 3, DOT 4, DOT 5.1) и подходит для разнообразных условий эксплуатации.

Силиконовые

Тормозная жидкость на основе силикона (обычно DOT 5) отличается от гликолевого материала. Она обладает высокой термостабильностью, хорошей влагостойкостью и совместимостью с резиновыми деталями. Однако она также имеет ряд ограничений, таких как несовместимость с другими типами тормозной жидкости и повышенная подверженность образованию пузырьков воздуха при неправильной эксплуатации.

тормозная жидкость

Какую жидкость выбрать

Выбор тормозной жидкости зависит от ряда факторов, таких как тип автомобиля, условия эксплуатации, рекомендации производителя и предпочтения автовладельца. При выборе ориентируются на такие факторы как:

  • Рекомендации производителя. Производитель автомобиля указывает тип и класс тормозной жидкости, который рекомендуется для конкретной модели. Эту информацию можно найти в руководстве пользователя или на наклейке в моторном отсеке.
  • Спецификации DOT. Тормозная жидкость классифицируется по стандартам DOT (например, DOT 3, DOT 4, DOT 5.1). Стоит убедиться, что выбранный тип соответствует условиям эксплуатации.
  • Тип автомобиля и условия эксплуатации. Для спортивных авто выбирают ТЖс более высоким параметром температурной стабильности, такие как DOT 4 или DOT 5.1. Для повседневного пользования автомобилей обычно подходит DOT 3.
  • Климатические условия. Экстремально низкие или необычайно высокие температуры окружающей среды также влияют на выбор. Тормозная жидкость DOT 4 или DOT 5.1 имеет более высокие температурные характеристики.
  • Профессиональные рекомендации. Также стоит проконсультироваться с автомобильным специалистом или мастером в автосервисе. Они могут дать рекомендации, учитывая особенности автомобиля и условия эксплуатации.

Как проверить состояние тормозной жидкости

Проверить состояние тормозной жидкости проще всего визуально. Для этого из бумаги конструируют небольшой щуп, который погружают в бачок с тормозной жидкостью и проводят осмотр оставленных следов. Если вещество имеет коричневый или темно-желтый цвет – это говорит о том, что его необходимо заменить. Об этом также свидетельствует присутствующий запах гари.

Для изучения качества состава также существует специальный тестер, показывающий уровень влаги в тормозной жидкости. Если измеряемый параметр превышает величину в 1% – жидкость необходимо заменить.

Зачем нужно менять тормозную жидкость

Замена тормозной жидкости играет важную роль в поддержании надежности и безопасности тормозной системы автомобиля. Существует несколько причин, которые приводят к необходимости регулярной замены тормозной жидкости:

  • Влагопоглощение. Тормозная жидкость со временем может поглощать влагу из окружающего воздуха. Это особенно важно учитывать, так как влага может негативно повлиять на работу тормозов. При нагреве (в процессе торможения) вода может превращаться в пар и создавать пузырьки, что приводит к снижению эффективности тормозной системы. Регулярная замена ТЖ помогает уменьшить наличие влаги в системе.
  • Кипение при высоких температурах. Вещество, которое находится в системе длительное время, может начать плохо себя вести при высоких температурах, возникающих при интенсивном торможении. Это может привести к появлению пузырьков водяного пара, из-за чего педаль тормоза начинает «проваливаться», а сама система не срабатывает.
  • Коррозия. Влага в тормозной жидкости может вызывать коррозию внутренних компонентов тормозной системы, таких как цилиндры и трубки. Это может привести к повреждению системы и снижению надежности.
  • Эффективность торможения. С течением времени, состав ТЖ может изменяться, что приводит к ухудшению ее способности передавать давление на тормозные механизмы. Это может повлиять на эффективность торможения, увеличивая тормозной путь и ухудшая общее управление автомобилем.
  • Профилактика и безопасность. Регулярная замена тормозной жидкости является профилактической мерой, которая помогает предотвратить возможные проблемы в будущем и обеспечить надежную работу системы, что является критическим для безопасности водителя и пассажиров.

замена тормозной жидкости

Как и когда менять тормозную жидкость

Регулярная замена тормозной жидкости проводится раз в 1-2 года или после 16-40 тыс. км пробега. Последний параметр очень разниться для разных марок и моделей автомобилей (стоит ориентироваться на рекомендации компании-производителя транспортного средства).

Полную замену ТЖ в авто рекомендуется проводить на станции техобслуживания, поскольку для этого требуется специальное оборудование, которое помогает полностью удалить старое вещество из системы. При наличии небольшого опыта и помощника, манипуляции можно провести и в домашних условиях.

Алгоритм проведения подобного мероприятия – следующий:

  • Транспортное средство загоняют на эстакаду и снимают колеса, обеспечивая доступ к тормозным цилиндрам.
  • На каждый штуцер детали надеваются шланги для откачки старой жидкости, концы которых помещаются в емкости для слива.
  • Из расширительного бачка удаляют ТЖ при помощи шприца или вакуумной помпы. Отвернув штуцеры на пол-оборота, следует убедиться, что старая жидкость вытекает.
  • В расширительный бачок периодически добавляют новую тормозную жидкость до тех пор, пока она не польется из штуцеров. В этот момент важно не допускать попадания воздуха в систему.
  • Штуцеры возвращают в первоначальное положение, надевают защитные колпачки, а в расширительный бачок добавляют тормозную жидкость до максимального уровня (у большинства ТС на бачке нанесена специальная отметка).

Если у автовладельца нет возможности загнать машину на эстакаду, операцию осуществляют, поочередно снимая колеса.

В большинстве случаев такую замену проводят на СТО – на профессиональном оборудовании манипуляции проводятся быстрее и стоит такая услуга недорого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *