Для чего предназначена трансмиссия автомобиля
Перейти к содержимому

Для чего предназначена трансмиссия автомобиля

  • автор:

Трансмиссия автомобиля: виды и основные неисправности

Фото: Shutterstock

Трансмиссия автомобиля — это совокупность различных узлов и механизмов, передающих крутящий мо­мент от двигателя к ведущим колесам и изменяющий его по величине и направлению. Другими словами, именно трансмиссия позволяет автомобилю тронуться с места, ускоряться и двигаться, в том числе, задним ходом.

Ее конструкция тесно связана с изначальной компоновкой транспортного средства, то есть как расположен двигатель и ведущие колеса относительно друг друга. У переднеприводных авто двигатель и трансмиссия это по сути единый узел под капотом. При заднеприводной компоновке двигатель спереди, а ведущие колеса — задние. Есть и более экзотические варианты, например, с центрально- и заднемоторной компоновкой.

Дополнительно трансмиссия усложняется при наличии полного привода. В этом случае ведущими будут четыре колеса, и тут есть свои нюансы — в каком соотношении распределяется мощность по осям, тип блокировки и прочее.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Кроме того, есть специфические трансмиссии, которые или не нашли массового применения, или используются на тяжелой строительной, сельскохозяйственной и военной технике.

Назначение трансмиссии

Основное назначение трансмиссии — преобразование и передача крутящего момента. От ее конструкции и характеристик отдельных узлов также зависит:

  • динамика и показатели управляемости;
  • безопасность;
  • эффективный расход топлива. Слаженная работа всех элементов трансмиссии обеспечивает максимально возможный КПД с минимальной потерей мощности.

Устройство трансмиссии

Устройство трансмиссии варьируется от типа привода и компоновки, но в самом общем виде к ее основным узлам относят:

  • сцепление — в классическом варианте передает энергию вращения маховика и позволяет включать/отключать трансмиссию от ведущего вала. На автоматах это делает гидротрансформатор.
  • коробка передач — предназначена для изменения крутящего момента в широком диапазоне, для адаптации скорости вращения двигателя к разным режимам движения. Бывают ступенчатыми и бесступенчатыми.
  • кардан — это несколько механических элементов (валы), которые передают вращение к расположенным на расстоянии элементам. Например, при задне- или полноприводной компоновке.
  • дифференциал — благодаря ему пара ведущих колес, то есть расположенных на одной оси, могут вращаться с разными скоростями. Это необходимо, например, при поворотах, в том числе, для исключения пробуксовки.
  • шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) — элемент передне- и полноприводных авто, который передает момент под изменяющимся углом (до 70 градусов) относительно оси. Делятся на внешние и внутренние.
  • раздаточная коробка — применяется опционально. Позволяет передавать крутящий момент на все четыре колеса и использовать понижающую передачу.

В трансмиссии все эти элементы, с поправкой на полный привод и компоновку, последовательно связаны друг с другом и в классическом варианте (заднеприводном) работают так:

  1. через сцепление от маховика крутящий момент передается на первичный вал КПП;
  2. от нее вращение, в соответствии с выбранной передачей, передается на вторичный вал. Он в свою очередь соединен с карданом и главной передачей;
  3. от них мощность перераспределяется по оси на каждое из колес.

У переднеприводных автомобилей выходной вал КПП напрямую соединен с объединенным в один узел главной передачей и дифференциалом. Момент на ведущие колеса, которые в движении постоянно меняют свое положение относительно КПП, помогают передать ШРУСы. При полном приводе, когда ведущие все колеса, за распределение крутящего момента отвечает раздаточная коробка.

Виды трансмиссии

В первую очередь стоит определиться, что брать за основу классификации. Например, все трансмиссии можно разделить по типу привода — передний, задний или полный.

Еще одна классификация, которая часто приводится в специализированной литературе — по способу передачи энергии: механические, гидростатические, гидрообъемные, электромеханические и другие. В массовом легковом сегменте нашли применение не все из них и наиболее распространена первая — та, где мощность передается путем вращения и трения механических узлов.

Но чаще всего под трансмиссией подразумевают все же тип коробки передач: механическая или автоматическая. Такое разделение уже прочно вошло в лексикон, и в этом случае трансмиссия и коробка по факту становятся синонимами (что не совсем так).

Неисправности трансмиссии: советы эксперта

Проблем и поломок у трансмиссии автомобиля может быть ровно столько, сколько рабочих элементов в ее составе. Но редко когда поломка случается внезапно. Любой неисправности, которая без должного внимания способна перерасти в полноценный дефект, предшествуют симптомы. Некоторые из них лучше диагностировать у специалистов, другие можно проверить самостоятельно. Разбираемся с экспертом в наиболее распространенных из них.

Проблемы КПП

В целом, коробка переключения передач — надежный узел в трансмиссии автомобиля. При правильной эксплуатации и соблюдении регламента обслуживания, серьезных проблем может не возникнуть на протяжении всего срока владения автомобилем. Но насторожиться стоит в случае, когда:

  • появился шум и скрежет при переключении;
  • передача не включается или ее выбивает;
  • «коробка», если это автомат, зависает, чувствуются пинки или провалы;
  • очевидная утечка трансмиссионной жидкости.

Юрий Гордеев, мастер-консультант отдела слесарного сервиса АвтоСпецЦентра Nissan Химки:

«В случае, когда не получается сдвинуть рычаг МКПП при выжатом сцеплении, проверяют уровень и качество трансмиссионной жидкости.

Если на АКПП при движении селектор самостоятельно уходит в нейтральное положение, то проводят диагностику синхронизатора и электроники. Когда коробка «зависает», например работает только на третьей передаче и далее не переключается, потребуется диагностика соленоида блокировки переключения, а также проверка датчика переключения. Повышенный шум или воющий звук могут указывать на износ подшипника первичного вала.

Блокировка задней передачи и рывки при смене четных скоростей на DSG требуют диагностики износа фрикционной многодисковой муфты и уровня истирания соленоидов мехатроника».

Трансмиссия автомобиля: устройство и принцип работы

Нельзя установить под капот транспортного средства двигатель, присоединить сцепление и колеса авто к коленчатому валу, а после просто начать ехать. В таком случае конструкция не будет иметь достаточное количество мощности, которая нужна с целью раскрутить колёса, так как основной причиной этого станет сила трения, значительные габариты авто и его масса. Выходом из сложившейся ситуации является установка специального промежуточного механизма, который имеет свойство уменьшать крутящий момент до необходимого количества оборотов, а также выполнять передачу всех необходимых действий передние колеса транспорта. Как вы понимаете, описанным ранее механизмом является именно трансмиссия. Сегодня подробно поговорим об этой части автомобиля!

Описание трансмиссии: устройство

Вас интересует устройство трансмиссии автомобиля? Тогда обратите внимание на то, что данный элемент транспортного средства состоит из следующих элементов:

  • сцепление;
  • приводной вал;
  • коробка передач;
  • мост, который представляет собой главную передачу и дифференциал;
  • раздаточный механизм;
  • ШРУС, то бишь шарнир равных угловых скоростей.

Каждый из элементов, которые были перечислены немного выше, является неотъемлемой частью трансмиссии автомобиля, поэтому неисправность трансмиссии может свидетельствовать о поломке какого-либо элемента, представленного выше. Кроме того, все составляющие автомобильной трансмиссии выполняют какие-либо важные функции и являются неотъемлемой частью механизма, благодаря чему машина имеет возможность осуществлять движение.

Принцип работы

Многие владельцы автомобилей точно знают, что любая коробка передач обладает сразу несколькими скоростями. Режимы трансмиссии действительно разнообразны. В данном случае речь идёт о низкой скорости, высокой и других, которые являются промежуточными. Если выбрать самое минимальное значение скорости, то в таком случае трансмиссия машины будет оказывать минимальное воздействие на движок авто. Машина будет двигаться медленно, что позволит в определенный момент ускорить ее движения, когда вам необходимо будет резко тронуться с места и начать передвижение.

Если же включить на коробке передач высокий показатель, то в таком случае сила вращения снизится, а показатель скорости увеличится. В общем, говоря кратко, стоит отметить, что управлять современными автомобилями, имеющими ручную коробку передач, которая представлена сразу несколькими промежуточными скоростями, можно без каких-либо трудностей, ведь наличие сразу нескольких скоростей гарантирует то, что вам удастся справиться с самыми разнообразными препятствиями на дороге.

Вот вы и узнали, как работает трансмиссия, а сейчас давайте поговорим немного о другом!

Назначение трансмиссии

Итак, какова же основная функция и задача любой трансмиссией для транспортного средства? Главное назначение трансмиссии автомобиля заключается в том, чтобы сделать доступным превращение мощности в так называемый полезный вращательный момент, передающийся на колеса, благодаря чему движение транспортного средства становится возможным.

Кроме того, благодаря этому автомобиль не только начинает ехать, но и может постоянно поддерживать определенную скорость. В общем, если говорить кратко, то станет понятно, что без трансмиссии машина просто никуда не поедет.

Типы трансмиссий

На данный момент специалисты разделяют следующие виды трансмиссий:

  • механическая;
  • электрическая;
  • гидрообъемная;
  • комбинированная.

А какая трансмиссия автомобиля необходимо именно вам?

Признаки неисправности трансмиссии авто

Принцип работы трансмиссии мы уже подробно обсудили, однако всё ещё непонятно, когда нужно волноваться по поводу поломки трансмиссии. Если владелец автомобиля знаком с элементами трансмиссии, то при наличии каких-либо признаков поломки он может попробовать самостоятельно все починить. А вот и основные признаки, свидетельствующие о неисправности:

  • заедание или западение педали;
  • появление рывков при начале движения с места;
  • наличие утечки жидкости в месте, где провода сцепления соединяются;
  • наличие шума в области, где находится сцепление.

Кроме того, одним из признаков может быть буксование автомобиля, поэтому в случае, если вы обнаружили какой-либо признак, представленный выше в этой статье, то вам точно стоит пройти диагностику, а в последствии сделать ремонт своего транспортного средства, чтобы оно прослужило вам еще много лет.

Какое масло выбрать?

Если вы думаете над тем, какое масло залить в трансмиссию, то вам точно следует знать, на какие три вида специалисты делят масла:

  • синтетическое;
  • минеральное;
  • полусинтетическое.

Если сравнивать масло на синтетической основе с маслом на натуральной основе, то стоит отметить, что первое имеет лучшую текучесть. Кроме того, главным преимуществом синтетических изделий является возможность использовать такие масла в достаточно обширном диапазоне температур.

Что же касается полусинтетических товаров, то тут уж очевидно, что они являются чем-то средним между синтетическими изделиями и минеральными маслами. Обратив внимание на свойства такого масла, точно стоит отметить, что оно лучше, чем минеральные изделия.

Обсуждая масла для трансмиссии, нельзя не отметить изделия на минеральной основе. Они пользуются высоким уровнем спроса благодаря тому, что имеют приемлемые стоимость.

Кстати, если вы планируете менять масло в своём автомобиле, то так же вместе с ним можно установить и комплект вывода сапунов, который имеет приемлемую стоимость. Приятных покупок!

Использование материалов разрешено только при условии указания источника.

Назначение и устройство трансмиссии в автомобиле

Трансмиссия — это комплекс механизмов, который передает энергию от двигателя к колёсам, преобразуя её в крутящий момент и перераспределяя его между ведущими колёсами. Кроме того, трансмиссия отвечает за направление и силу передаваемого крутящего момента.

Виды трансмиссий

На современных автомобилях могут использоваться автоматические трансмиссии следующих видов:

  • механическая;
  • электрическая;
  • гидростатическая;
  • комбинированная, в которой сочетаются, например, электрическая и механическая трансмиссии.

Чаще всего при компоновке автомобилей используются механическая или гидромеханическая трансмиссии, при этом в роли ведущих колёс может выступать как передняя (передний привод), так и задняя пара (задний привод). В случае, когда ведущими являются все колёса, автомобиль называют полноприводным.

Устройство трансмиссии

В зависимости от вида привода, устройство трансмиссии будет отличаться по комплектации, однако основные узлы чаще всего остаются неизменными.

  • Сцепление — предназначено для временного отключения трансмиссии от ведущего вала двигателя и их обратного плавного соединения. Сцепление используется для переключения передач в автомобилях с МКПП, а также позволяет защитить от перегрузок узлы трансмиссии.
  • Коробка передач — обеспечивает регулировку крутящего момента в зависимости от скорости движения и дорожных условий.
  • Карданный вал — служит для соединения коробки передач с задним редуктором, где и происходит распределение крутящего момента между ведущими колёсами.
  • Главная передача — используется, чтобы увеличить крутящий момент двигателя и передать его к ведущим колёсам через полуоси.
  • Дифференциал — предназначен для прохождения поворотов и сложных участков без пробуксовки, при этом скорость вращения ведущих колёс, находящихся на одной оси, будет разной.
  • ШРУС — этот элемент устанавливается на автомобилях с передним и полным приводом, отвечает за передачу крутящего момента от дифференциала к ведущим колёсам.
  • Раздаточная коробка — опциональный узел, который как правило устанавливается на полноприводных автомобилях и предназначен, чтобы передавать крутящий момент сразу на все колёса. Также этот элемент позволяет использовать понижающую передачу.

Трансмиссия автомобиля

Техника

Трансми́ссия автомоби́ля, предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам автомобиля . Состоит из сцепления или гидротрансформатора (если трансмиссия автомобиля автоматическая), коробки передач (механической или автоматической ), приводного вала (или валов) и главной передачи с дифференциалом .

В зависимости от вида преобразуемой энергии различают трансмиссию автомобиля:

  • механическую (преобразует и передаёт механическую энергию ; находит наибольшее применение);
  • электрическую (преобразует механическую энергию в электрическую и после передачи к ведущим колёсам – электрическую в механическую энергию, например в автомобиле БелАЗ);
  • комбинированную (электромеханическую, гидромеханическую – т. н. гибриды).

Ведущими колёсами автомобиля могут быть задние (заднеприводной автомобиль), передние (переднеприводной), а также передние и задние (полноприводной). У автомобилей с разными типами привода конструкция трансмиссии имеет существенные различия как по составу элементов, так и по их устройству.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает последовательно расположенные сцепление, коробку передач, карданный вал , главную передачу, дифференциал и полуоси. Сцепление предназначено для временного отсоединения двигателя от коробки передач (необходимо при остановке и торможении автомобиля и при переключении передач) и плавного его соединения при трогании автомобиля с места и после переключения передач, а также предохранения элементов трансмиссии автомобиля от перегрузок и гашения колебаний . Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач. Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также для изменения объёма тяговых усилий при различных условиях движения транспортного средства , в нейтральном положении – для длительного разъединения двигателя и трансмиссии. Карданный вал обеспечивает передачу крутящего момента от вторичного вала коробки передач на вал главной передачи, расположенных под углом друг к другу. Главная передача конструктивно представляет собой зубчатый редуктор , который обеспечивает увеличение крутящего момента двигателя и уменьшение частоты вращения ведущих колёс автомобиля.

На заднеприводных автомобилях применяется гипоидная передача (оси шестерён не пересекаются). Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колёсами, которые могут двигаться с разными относительными скоростями. Это обеспечивается полуосями, которые вращаются с разными угловыми скоростями, что необходимо при повороте автомобиля на неровных участках дороги.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля, в отличие от заднеприводного, имеет шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) и приводные валы (полуоси). На переднеприводных автомобилях главная передача и дифференциал размещаются в картере (защитный короб) коробки передач. ШРУСы служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колёсам. В конструкции трансмиссии автомобиля используются, как правило, 2 шарнира для соединения с дифференциалом (внутренние шарниры) и 2 шарнира для соединения с колёсами (внешние шарниры). Между шарнирами располагаются приводные валы.

Трансмиссия полноприводных автомобилей может иметь различные конструкции, которые в совокупности образуют системы полного привода.

Гаспарян Тигран Гаспарович . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2016.

Опубликовано 28 сентября 2023 г. в 20:39 (GMT+3). Последнее обновление 28 сентября 2023 г. в 20:39 (GMT+3). Связаться с редакцией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *