Где стоит датчик массового расхода воздуха
Перейти к содержимому

Где стоит датчик массового расхода воздуха

  • автор:

Датчик расхода воздуха: почему он так важен и как его проверить

Фото: Ozon

Расспросили эксперта, как поступать в случае неисправностей ДМРВ и к чему они приводят, если вовремя не предпринять меры.

  • Что это
  • Для чего
  • Где находится
  • Признаки неисправности
  • Как проверить

Эксперт в этом материале: Евгений Леденев, технический директор «Обухов Митино»

Что такое ДМРВ

ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) — устройство термоанемометрического типа из разряда электронных систем, предназначенное для оценки объема воздушных масс, которые поступают в двигатель внутреннего сгорания. В обиходе его часто называют расходомером. ДМРВ появился в 1980-х годах вместе с управляемыми программными системами впрыска.

Расходомер подключается к электронному блоку управления двигателем. В современных машинах используют два типа ДМРВ, которые находятся во впускной системе:

  • Нитевый, он же проволочный, в составе которого есть платиновые нити.
  • Пленочный — вместо нитей установлен кремниевый кристалл с платиновым напылением.

Пленочный ДМРВ

Пленочный ДМРВ (Фото: Ozon)

Принцип работы датчиков разнится в зависимости от конструкции:

  • Нитевый ДМВР. Каждый из слоев напыления обладает определенным сопротивлением. Датчик обдувается воздухом, и его температура понижается. Компьютер вычисляет объем потребленного воздуха.
  • Пленочный ДМРВ. На подложку нанесена тонкая пленка чувствительных элементов — резисторов. Они нагреваются до 180 °С и охлаждаются проходящим воздухом. Его количество определяется на основании показателей тока нагрева.

Нитевые датчики дают более точную информацию — на 3% лучше по сравнению с пленочными. Но последние гораздо проще и дешевле в производстве: не нужно крепить нити сваркой или фиксировать на подвесах.

Нитевый ДМВР

Нитевый ДМВР (Фото: Ozon)

Для чего нужен ДМРВ

Как понятно из названия, устройство предназначено для измерения потоков воздуха. Сигнал датчика воздушных масс используется:

  • для расчета нужного объема топлива и режимной точки двигателя;
  • в дизеле — для управления рециркуляцией выхлопных газов;
  • для определения и использования необходимого объема топлива;
  • для вычисления нагрузки на двигатель, в результате чего оптимизируется управление углом опережения зажигания и, соответственно, крутящим моментом силового агрегата.

Стехиометрическая, то есть оптимальная по соотношению, смесь, — это почти 15 частей воздуха и одна часть топлива. ДМРВ нужен для контроля этих двух составляющих: данные об объемах воздуха поступают в систему регулировки впрыска. Если датчик исправен, он не только позволит контролировать подачу топлива, но и сократит расходы на него, а также уменьшит износ внутренних частей машины.

Где находится ДМРВ

Обычно расходомер расположен сразу за воздушным фильтром и перед впускным коллектором двигателя. Датчик также может находиться в другом месте во впускном коллекторе, но всегда перед корпусом дроссельной заслонки. Это расположение позволяет ему измерять количество воздуха, поступающего в двигатель. На основании показаний датчика ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое необходимо использовать.

Фото: Shutterstock

Фото: Максим Стулов / ТАСС

Иногда датчик температуры воздуха объединен с ДМРВ. Однако существуют различные типы расходометра, и все они требуют индивидуального обслуживания. Цифровые системы посылают частотный выходной сигнал, а аналоговые датчики массового расхода воздуха выдают переменный сигнал напряжения. Оба выхода отправляются в модуль управления двигателем, чтобы помочь регулировать воздушно-топливную смесь в системе автоматической коробки передач автомобиля.

Воздух, поступающий в коллектор, можно фиксировать и другим датчиком — ДАД, работающим вместе с контролем температуры. ДАД, в отличие от ДМРВ, измеряет разницу давления в вакуумной камере и на входе. В нем стоит высокочувствительная диафрагма. Она растягивается, тем самым меняя сопротивление тензорезисторов.

Датчик массового расхода воздуха в машине Opel Antara 2.0 CDTI

Датчик массового расхода воздуха в машине Opel Antara 2.0 CDTI (Фото: Antonín Ryska / Wikipedia)

Признаки неисправности ДМРВ

Из-за неверной работы воздухомера блок управления не будет получать актуальные данные по расходу топлива, в результате его может поступать недостаточно или, наоборот, слишком много. Не всегда можно определить точную причину по косвенным признакам. Так, аналогичные неисправности возникают при неправильной работе системы зажигания или турбокомпрессора. Присмотритесь к основным и косвенным «симптомам» и решайте проблему с помощью специалиста:

Ошибка на панели приборов

Если ДМРВ выходит из строя, срабатывает датчик сигнализатора Check Engine. При этом происходит уменьшение мощности двигателя. Код ошибки сохраняется в системе для упрощения дальнейшей диагностики. Когда нет бортового компьютера с возможностью определить причину неполадок, придется решать проблему в сервисном центре.

Увеличение расхода топлива

Если поломок не было, а двигатель внезапно начал расходовать больше топлива, причиной может быть выход датчика из строя. На эту же проблему указывают провалы при переключении передач, исчезновение тяги или, например, запуск автомобиля не с первого раза. Когда ДМРВ подает слабый сигнал, расход топлива может увеличиваться до 20%.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

Рабочее напряжение

Попробуйте подключить мультиметр для измерений. Идеальные показатели выходного напряжения — 0,996 В. Более низкие значения свидетельствуют о разной степени износа. Если ресурс подходит к концу (показатели менее 1,040 В), в скором времени датчик необходимо заменить. Учитывайте, что на корректность данных влияет не только состояние детали, но и, например, плохой обжим проводов.

Евгений Леденев: «Когда датчик расхода неисправен, происходит сбой и нарушаются пропорции топлива и воздуха, подаваемого в двигатель. Указанные выше симптомы не являются 100%-ным подтверждением, что вышел из строя именно ДМРВ. Но они указывают на необходимость проверить, все ли в порядке с датчиком».

Как проверить ДМРВ

Евгений Леденев: «ДМРВ проверяется каждое ТО или по обращению клиента, проверка производится с помощью официальной программы GAC. Средняя стоимость услуги:

  • при проведении ТО — входит в стоимость ТО;
  • если клиент приезжает именно по данной проблеме, стоимость будет составлять около 2 тыс. руб.

Отказаться от ДМРВ нельзя, без него модуль управления двигателем не сможет рассчитать, какое количество топлива надо подать. Следствием станет неравномерная работа ДВС и отсутствие фактической мощности двигателя.

Замена данного датчика требуется, если один из резисторов вышел из строя. Чистка требуется очень редко, если показатели начинают отличаться от базовых».

Единственный минус датчика массового расхода воздуха — его цена. Разброс стоимости очень большой, от 3 до 30 тыс. руб. в зависимости от автомобиля и производителя. В некоторых моделях машин ДМРВ встроен в блок управления двигателем. Тогда его замена выйдет значительно дороже.

Как работает датчик расхода воздуха? (трехмерная анимация)

3789

Как работает датчик массового расхода воздуха? Какие есть исполнения датчиков массового расхода воздуха? Для чего нужны датчики массового расхода воздуха (ДМРВ)? Как устроены ДМРВ? Какую функцию выполняют датчики массового расхода воздуха с пленочным нагревательным элементом в автомобиле? Ответы содержатся в этой статье.

Датчик массового расхода воздуха (или ДМРВ) установлен между корпусом воздушного фильтра и впускным коллектором. Он предназначен для измерения количества воздуха, поступающего в двигатель, и передачи сигнала в блок управления двигателем. Полученные значения используются для вычисления количества впрыскиваемого топлива, а в дизельных двигателях — также для регулирования работы системы рециркуляции выхлопных газов.

Таким образом, датчик массового расхода воздуха является важным компонентом систем подачи воздуха и снижения содержания вредных веществ. Датчик массового расхода воздуха в сборе состоит из воздушного патрубка, внутри которого входящий воздух непосредственно обтекает чувствительный элемент датчика. В зависимости от назначения и модели автомобиля, предлагаются датчики массового расхода воздуха в сборе, встроенные в пластмассовый патрубок, а также датчики в виде отдельного съемного компонента. Датчики в обоих исполнениях обозначаются как датчики массового расхода воздуха.

Датчик массового расхода воздуха — признаки неисправности

Датчик массового расхода воздуха - признаки неисправности фото 1

Основные признаки неисправностей датчика расхода воздуха

Для измерения и определения показателей воздуха в моторе автомобиля используется датчик массового расхода воздуха. Воздух перенаправляется в камеру сгорания, где выполняется смешивание с топливом для обеспечения работы ДВС.

Датчик собирает показатели этого процесса, передает их на электронный блок управления (ЭБУ), где дроссельная заслонка регулируется в соответствии с потребностями уменьшить или увеличить поток воздуха. Такая деталь важна для корректного расхода воздуха и мотора в целом, чтобы он соответствовал показателям своей мощности и обеспечивал эффективную работу.

Поскольку функционирование датчика – основа корректной работы двигателя, необходимо регулярно отслеживать работу этой детали. При появлении сигналов о его неисправности, следует переустановить элемент, чтобы отсутствие сигналов о массовых расходах воздуха не привели к более серьезным дефектам и поломкам в механизме вашего авто.

Как работает датчик массового расхода воздуха?

Убедиться в исправности ДМРВ поможет понимание принципов его функционирования. Знание работы устройства, дает возможность быстро подметить его помехи и своевременно на них отреагировать.

Конструкция датчика оснащена специальными терморезисторами, которые изготовлены из платины или вольфрама. Эти элементы пропускают через себя напряжение и нагреваются до определенного предела. Расположены они в двух местах – внутри корпуса ДМРВ и в отдельной камере для перемещения воздуха.

Это позволяет одному резистору охлаждаться, что создает разницу температур. Она, в свою очередь, подается в систему управления, где и выполняется подсчет объемов воздуха. Также здесь корректируется положение заслонки, которая отвечает за регулирование пропорций топлива и воздуха в рабочих смесях.

Соответственно, если произойдет отключение датчика массового расхода воздуха, то узел контроля не получит полных или корректных данных. В результате в смесях будут нарушены процентные соотношения топлива и воздуха, и это не модно будет отследить и исправить.

Современные модели датчиков имеют встроенные высокоточные измерители температуры проходящего воздуха, хотя работают по стандартному принципу. Точная информация позволяет еще более корректно отслеживать изменения.

Датчик массового расхода воздуха - признаки неисправности фото 2

Для работы с воздушными массами, датчики устанавливают в воздушной магистрали. Они располагаются между дроссельной заслонкой и фильтром, что позволяет элементу контактировать с уже очищенным воздухом и меньше загрязняться, ухудшая свою заботу от всевозможных загрязнений.

Признаки неисправностей датчика массового расхода воздуха

При проявлении признаков неисправности ДМРВ стоит также понимать, что уже могут быть и проблемы с другими механизмами автомобиля.

Сами признаки поломки датчика будут одинаковыми для бензинового и дизельного мотора. К ним относятся такие проявления:

  1. Появление сбоев двигателя даже в период «холостого» режима работы транспортного средства. При этом показания датчика колеблются и электронный блок отображает некорректное расположение механического регулятора.
  2. Потеря плавного хода у автомобиля.
  3. ДСВ не запускается. Здесь могут быть разные причины, но одна из них – поломка датчика массового расхода воздуха.
  4. Ухудшилась первичная динамика автотранспорта, что сопровождается сложностями в разгоне машины.
  5. Увеличился расход топлива, поскольку ЭБУ не способно определить объем воздуха внутри и свободное пространство заполняется топливом. Это нарушает пропорции, что вредит двигателю.
  6. Светится лампочка «Check Engine», которая указывает на необходимость проведения диагностики двигателя и, вместе с ним, ДМРВ.

Когда включается лампочка «Проверьте двигатель», рекомендуем сразу проверять код ошибки. Так вы сэкономите время на поиске неисправностей, и сможете сразу установить причину признаков – в повреждении этой детали автомобиля или другого механизма.

При этом, все перечисленные признаки могут быть вызванными другими поломками, а датчик массового расхода воздуха будет исправным. В любом случае, диагностика необходима, ведь появление любых дефектов, будь то в ДМРВ или другой детали, это угроза функциональности машины и безопасности езды. А за этим важно следить ответственно.

Подсказки: как правильно определить неисправности ДМРВ?

Если наблюдаете проявления, которые описаны выше, то следующим действием будет определение точно ли в ремонте или замене нуждается ДМРВ. Проверить поможет отключение датчика. Выполняют это по такой инструкции:

  1. Заведите свой автомобиль.
  2. Легко нажмите на педаль газа на холостом ходу для прогрева двигателя.
  3. Заглушить работу мотора.
  4. Выполните демонтаж клеммы у поврежденного элемента.
  5. Заведите автомобиль повторно.

Если после этой процедуры повороты стали ровнее, тогда причина сбоев была в датчике. Когда запчасть отсутствует, то ЭБУ переключается на заводские установки подачи воздуха, которые предусмотрены его программой.

После определения поломки датчика, не рекомендуем использовать машину без него. Это приведет к усугублению ситуации и более серьезным поломкам двигателя. Выполните замену без задержек, чтобы топливовоздушная смесь не теряла своих правильных пропорций и создавала условия для бесперебойной работы мотора.

Датчик массового расхода воздуха - признаки неисправности фото 3

Учимся проверять датчик ДМРВ

Покажем вам также 3 способы, как можно проверить датчик. Некоторые потребую его демонтажа, для которого понадобится выполнить такие этапы:

  1. Немного ослабьте хомут. Это поможет снять воздушный патрубок.
  2. Демонтируйте крепление датчика.
  3. Уберите черную клемму с батареи для избежания ошибок. Она может быть со знаком минус.
  4. Выключите их разъема корпус датчика.

Метод 1. визуальная оценка состояния

При поломке ДМРВ возникает необходимость проверить, точно ли деталь вышла из строя. В этом поможет первый метод – визуальный осмотр. Это самый простой и надежный прием проверки, ведь наличие загрязнений, механических повреждений или дефектов терморезисторов сразу создает помехи в работе устройства. При осмотре особое внимание уделяйте целостности резисторов и нагревательной пленки.

Поврежденный датчик починить уже не получится, поскольку деталь не поддается ремонту. Понадобится только переустановка запчасти.

Если же обнаружена грязь, то эту проблему можно исправить меньшими тратами. ДМРВ можно очистить от загрязнений, и ниже разберем подробнее, как это сделать.

Метод 2: отключение ДМРВ: что дает?

Датчик массового расхода воздуха можно проверить без мультиметра. Просто отключается разъем подключения датчиков к электрической энергии транспортного средства. После этого необходимо запустить двигатель. Если мотор уже работает без движения автомобиля, то причина находится как раз в датчике.

В таком положении электронный блок переключается на резервный поток со стандартным объемом воздуха от норм, которые утверждены производителем.

Метод 3: проверяем датчик мультиметром

Если предыдущие действия можно было выполнить быстро, то для проверки мультиметром понадобится незначительная подготовка. Важно внимательно осмотреть, где находятся плюсовые и минусовые клеммы, чтобы корректно подсоединить к ним щупы.

После подсоединения щуп к деталям, следите за показателями. Если мультиметр показывает 1 В с колебанием + 0,4 В, запчасть может дальше работать. При показателях выше, деталь следует заменить на новую.

Датчик массового расхода воздуха - признаки неисправности фото 4

Чем и как чистить ДМРВ?

Датчики могут показывать неверную информацию из-за слоя пыли на них. Очистите их, убрав загрязнения, и работоспособность улучшиться. Сделать это можно при помощи специальных очистительных средств. Выбирайте продукцию от:

Также можно чистить ДМРВ очистителями карбюратора. Только это должен быть препарат, который быстро выветривается и не воздействует на нагревательные элементы, повредив их.

Еще один вариант для очистки – спирт. Подходит и изопропиловый, и этиловый, и другие варианты.

Если при проведении вы все-таки повредили деталь, то понадобится замена. Помочь с выбором правильного ДМРВ под ваш автомобиль помогут специалисты автосервиса — Гепард. Они также помогут с заменой, чтобы профессиональная установка с корректным проведением процедуры увеличила срок эксплуатации запчастей.

Датчик расхода воздуха — признаки неисправности

Вариатор — что это?

Датчик массового расхода воздуха ‒ это деталь, которая измеряет и определяет показатели воздуха. Он перенаправляется в камеру сгорания, после чего смешивается с бензином или дизелем для корректной работы ДВС.

Полученные показатели через датчик поступают на электронный блок управления (ЭБУ), осуществляющий регулирование дроссельной заслонки. Таким образом датчик массового расхода воздуха способствует эффективному использовать мотора, исходя из его мощности.

Чтобы предотвратить выход двигателя из строя, лучше заранее знать сигналы поломки детали. Поскольку даже незначительные дефекты и сбои могут привести к поломке вашего авто и более дорогостоящему ремонту.

Принцип работы датчика массового расхода воздуха

Прежде чем разобраться, как проверить ДМРВ, ознакомьтесь с принципом выполнения задач. Так вам будет легче определить поломку запчасти.

Главное конструктивная особенность ДМРВ кроется в наличии специальных терморезисторов. Сырьем для их изготовления служит вольфрам или платина. Напряжение проходит по этим участкам, нагревая резисторы до определенного показателя. Один резистор находится внутри корпуса датчика, а второй ‒ в отдельной камере, по которой перемещается воздух.

Таким образом один из резисторов охлаждается. Разница температур подается в систему управления, где происходит подсчет объемов воздуха и корректируется расположение заслонки для регулирования процентов топлива и воздуха в смеси.

Исходя из этого, легко понять, что будет, если отключить датчик массового расхода воздуха. Блок попросту не получит корректную информацию, а пропорции топлива и воздуха в смеси будут неправильными.

У последних моделей ДМРВ есть высокоточный измеритель температуры проходящего воздуха. Это позволяет получать более точную информацию. Однако процесс в датчиках остается неизменным.

ДМРВ монтируется в воздушной магистрали между дроссельной заслонкой и очищающим фильтром, чтобы запчасть меньше контактировала с потоками загрязненного воздуха.

ДМРВ: признаки неисправности

Уточним, что проявление таких признаков поломки может говорить в том числе и о проблемах с другими запчастями.

Признаки неисправности ДМРВ на дизеле и на бензине не отличаются друг от друга:

  1. Двигатель машины выдает сбои даже при работе в «холостом» режиме. Показания ДМРВ на холостом ходу колеблются, и ЭБУ некорректно регулирует расположение механического регулятора.
  2. Транспортное средство теряет плавность хода.
  3. Водитель не может запустить ДВС – возможно необходима проверка датчика массового расхода воздуха.
  4. Транспортное средство потеряло привычную динамику. Разгон машина осуществляет с большими сложностями.
  5. Увеличился расход топлива. Блок не определяет объем воздуха, который поступает внутрь. Таким образом он увеличивает количество топлива, чтобы водитель мог запустить двигатель.
  6. Если горит лампочка «Check Engine», значит нужно не только провести диагностику мотора, но и узнать, как проверить ДМРВ на дизеле или бензине.

При включении лампочки «Проверьте двигатель» лучшим решением, которое еще и сэкономит время, будет проверка кода ошибки. Таким образом водитель сможет определить, являются ли указанные признаки сигналом повреждения именно этой детали.

Даже при совпадении всех проблем может вполне корректно функционировать датчик массового расхода воздуха, признаки неисправности будут вызваны совершенно иными дефектами и сбоями.

Как определить неисправность ДМРВ

Определить, что датчик нужно чинить или даже заменить, просто – для начала отключите деталь. Для этого тщательно придерживайтесь таких действий:

  1. Заводим автомобиль.
  2. Немного нажимаем на газ на холостом ходу, чтобы прогреть ДВС.
  3. Заглушаем работу мотора.
  4. Демонтируем клемму поврежденной детали.
  5. Снова заводим автомобиль.

Если обороты стали более ровными, проблема заключалась в устройстве. Дело в том, что при отсутствии запчасти, ЭБУ перешел на заводские параметры подачи воздуха, которые прописаны в его ПО.

Не работает датчик расхода воздуха? В случае его поломки обороты ДВС значительно вырастут. Не поменяв запчасть своевременно, вы рискуете столкнуться с тем, что топливовоздушная смесь будет иметь неправильные пропорции, что и помешает мотору исправно работать.

Как проверить датчик ДМРВ

Всего существует 3 приема проверки, однако некоторые из них требуют демонтажа детали, которое проводится так:

  1. Нужно слегка ослабить хомут, после чего вы сможете снять воздушный патрубок.
  2. Демонтируйте крепление датчика.
  3. Во избежание ошибок в блоке управления нужно убрать с батареи черную (-) клемму.
  4. Выключите корпус датчика из разъема.

Метод 1: визуальный способ

В ситуации, когда сломался ДМРВ, как проверить деталь? Визуальный осмотр ‒ надежный прием, поскольку наличие на датчике механических повреждений, загрязнений или деформаций терморезистора, указывает на причину неполадок. Особенное внимание следует уделить целостности терморезисторов и нагревательной пленки.

Если ДМРВ поврежден, исправить ситуацию не выйдет. Такой тип запчастей не является пригодным для ремонта – нужна полная замена запчасти.

На детали большое количество грязи? Тогда нужно будет узнавать, как почистить датчик массового расхода воздуха. С таким вопросом мы разберемся ниже.

Метод 2: что будет, если отключить ДМРВ

Если интересует, как проверить ДМРВ без мультиметра, этот метод для вас. Действия просты и понятны – следует отключить разъем, который подключает устройство к электросети машины. Далее садитесь в салон и запускайте ДВС. Мотор функционирует без движения машины? Значит проблема как раз в ДМРВ.

Так ЭБУ переходит на резервный поток, из-за чего внутрь попадает стандартный объем воздуха, утвержденный производителем.

Метод 3: проверка датчика мультиметром

Проверка ДМРВ мультиметром требует небольшой подготовки. Перед процедурой важно определить расположение плюсовой и минусовой клемм детали, чтобы знать, какие щупы к каким разъемом подсоединять.

Как проверить ДМРВ мультиметром? Щупы подсоединяются к определенной детали, которая выдает сбой. При показателе 1 В с колебанием + 0,4 В можно говорить об отсутствии поломки запчасти. Если цифры выше, датчик следует заменить.

Чем почистить ДМРВ

Если ДМРВ показывал неправильную информацию из-за слоя пыли, попавшей в него, нужно как можно быстрее убрать загрязнения. Однако важно знать, чем промыть датчик массового расхода воздуха. Для этого существуют специальные очистные средства. Лучшим решением станет покупка продукции брендов:

Многих интересует, можно ли чистить ДМРВ очистителем карбюратора. Ответ ‒ да. Только важно подобрать вещество на основе, которая быстро выветрится и не повредит нагревательные элементы. Можно ли чистить ДМРВ спиртом? Да, при этом подходят совершенно разные варианты: изопропиловый, этиловый и т. д.

Если ваш датчик сломался полностью или вы повредили его во время чистки, может появиться вопрос, как узнать, какой ДМРВ должен стоять в автомобиле. Лучше обратиться к специалисту, который подберет запчасть. В Oiler опытные автомеханики не только отыщут замену, но и правильно ее установят. Это значительно увеличит срок эксплуатации комплектующей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *