Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
Перейти к содержимому

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

  • автор:

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля: простые рабочие способы

Наверное, трудно найти хоть одного водителя, с которым не случался бы этот кошмар — застрять где-то с севшим аккумулятором. И хорошо, если это произойдет в черте города. А если на трассе зимой? Но опытные автолюбители говорят, что такой ситуации можно избежать, если правильно ухаживать за АКБ. В этой статье расскажем, как продлить жизнь аккумулятору автомобиля и обезопасить себя от внезапно севшей батареи.

Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля

Конечно, 100% гарантии, что ваш аккумулятор не подведет вас в один не самый прекрасный момент, никто не даст. И все же можно обезопасить себя хотя бы от преждевременной “смерти” АКБ.

Кстати, а какой срок годности аккумулятора автомобиля со дня выпуска? Производители уверяют, что до начала эксплуатации АКБ может храниться до 1,5 лет, а некоторые и вовсе заявляют, что батарея может до 3 лет находиться в магазине — поставите ее в авто и проблем не будет.

На деле же, конечно, лучше брать “свежий” аккумулятор, чтобы со дня изготовления прошло не более 10-12 месяцев. Все же даже при отсутствии эксплуатации в самом устройстве с момента выпуска уже начинают происходить химические реакции, т. е. можно сказать, что он эксплуатируется в щадящем режиме.

В среднем автомобильный аккумулятор должен работать около 4-5 лет, а при правильном использовании его можно увеличить и до 6-7 лет. В то же время многие магазины автозапчастей замечают, что автовладельцы вынужденно избавляются от севшего устройства уже через 2-3 года после покупки.

Да, можно все списать на некачественный АКБ от неизвестных и ненадежных производителей. Но в большинстве случаев дело не в этом, а в неправильной эксплуатации устройства и незнании, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля.

Топ-6 причин сокращения службы АКБ машины

Давайте разберем для начала, по каким причинам аккумулятор авто может прийти в негодность ранее, чем это запланировано производителем.

  1. Плохой крепеж. Если батарея плохо сидит на своем месте, при езде она будет постоянно раскачиваться, биться. В итоге клеммы или другие части могут повредиться и привести к полному выводу АКБ из строя.
  2. Уменьшение уровня электролита в жару. В слишком жарком климате вода из электролита АКБ под капотом может испаряться, затем снижается и уровень самого электролита. Это приводит к оголению пластин устройства, что в конечном счете ведет к его порче.
  3. Частый недозаряд. Например, при коротких поездках, большом количестве энергопотребителей тока в автомобиле аккумулятор будет постоянно недозаряжен, что плохо влияет на него.
  4. Неисправности проводки машины. Негативно влияют на срок эксплуатации аккумулятора, быстро портят его.
  5. Грязь или ржавчина на верхней крышке. Следите, чтобы они не накапливались — это приводит к окислению контактов, а также саморазряду АКБ.
  6. Пониженная плотность электролита. Особенно опасна в мороз — батарея просто замерзнет и испортится, причем происходит это очень быстро.

Как продлить жизнь автомобильному аккумулятору: 7 советов

А теперь перейдем к практике. Давайте рассмотрим самые действенные способы, как продлить жизнь аккумулятору автомобиля без лишних хлопот и затрат.

Обеспечьте плотную посадку аккумулятора

АКБ должна плотно сидеть на своем месте и не двигаться, не вибрировать при езде. Если штатные крепления такую функцию не обеспечивают, можно приобрести дополнительный коврик под нее, стянуть батарею резиновыми ремнями.

Важно! Не впадайте в крайности: некоторые водители так плотно закручивают штатные крепления, что именно этим и повреждают АКБ. Не нужно со всей силы крутить гайки: достаточно лишь плотно закрепить батарею на своем месте.

Выбирайте правильные расстояния

Очень действенный способ, как продлить работу аккумулятора на автомобиле, — избирательно подходить к тому, когда использовать авто, а когда пройтись пешком.

Дело в том, что аккумулятор вашего авто заряжается каждый раз именно во время поездки. А если поездки у вас очень частые и очень короткие, то вы попросту будете разряжать АКБ.

Старайтесь совершать относительно длительные поездки, избегать коротких, на пару минут, чтобы продлить срок службы автомобильного аккумулятора.

Следите за исправностью электрики

По этому поводу мы хотели бы дать 3 важных совета:

  1. Покупайте любое электрооборудование в проверенном магазине, где вам продадут качественное и безопасное устройство.
  2. Устанавливайте магнитолу, боковые зеркала с обогревом и повторителями поворотов и прочие устройства у надежного мастера. Он должен быть не просто механиком: человек должен очень хорошо разбираться именно в электрике автомобиля. От этого зависит не только срок службы аккумулятора, но и пожаробезопасность в авто.
  3. Не усердствуйте с электрооборудованием, если автомобиль не очень новый и мастер говорит вам, что проводка может не выдержать.

Защищайте АКБ от мороза

Аккумулятор боится перепадов температуры и сильных морозов. Наверняка вы знаете, что некоторые водители уносят АКБ на ночь в дом, чтобы сохранить батарею в тепле.

Но делать это необязательно, проще купить чехол теплозащитный на аккумулятор и укрыть с его помощью АКБ на ночь от мороза.

Отключайте электроприборы при выключенном двигателе

Вечером в спешке забыли выключить фары или магнитолу — и вот на утро машина не заводится. Знакомо? Аккумулятор быстро разряжается, когда на него идет нагрузка, а он не заряжается в это время от работы двигателя.

Возьмите себе за правило максимально отключать всю электрику, когда глушите двигатель, даже когда просто ожидаете кого-то. Например, можно оставить себе включенной магнитолу, но погасить фары, отключить авторегистратор от сети, выключить подогрев сидений: это элементарный прием, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля.

Следите за чистотой и боритесь с коррозией

Периодически протирайте верхнюю часть АКБ от пыли, грязи, попавших жидкостей. Старайтесь держать батарею в чистоте — это самый простой способ, как продлить жизнь автомобильному аккумулятору.

Увидели на клеммах коррозию? Отсоедините их и обработайте нашатырем, наждачной бумагой или содовым раствором.

Правильно заводите машину

Очень часто быстрый износ аккумуляторной батареи автомобиля происходит по банальной причине: водитель неправильно заводит машину. Тут есть несколько важных нюансов:

  1. Не нужно крутить стартер слишком долго. Это вредит и ему, и аккумулятору.
  2. Если машина не завелась с первого раза, не спешите повторять попытку. Подождите хотя бы минуту-другую и только после этого пробуйте завестись вновь.

В интернете можно встретить совет включать фары перед запуском двигателя, якобы это “прогреет” АКБ. Однако эксперты расходятся во мнениях, стоит ли это делать. Совсем вредным такой способ будет, если у вас галогенные лампы или ксенон — это только повысит нагрузку на аккумулятор.

Есть и другой совет, позволяющий снизить нагрузку на стартер и АКБ: перед запуском выжать сцепление. Большинство экспертов сходится во мнении, что это довольно неплохой совет, особенно для зимнего вождения, нагрузка действительно снижается.

Перечисленные способы, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля, помогут вам сэкономить — АКБ не нужно будет менять так часто. Да и в целом вы заметите, что выполнение таких простых действий положительно скажется на работе автомобиля.

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

На долговечность функционирования источника питания авто влияют разные причины, и далеко не всем водителям с первого взгляда удается определить, что вывело аккумулятор из рабочего состояния. Сколько служит автомобильный аккумулятор, подскажет соблюдение или пренебрежение нескольких факторов.

Продолжительность работы батареи зависит от уровня ее заряда. Важно выяснить подлинную мощность аккумулятора, поскольку иногда он расходует значительно больше энергии, чем указано в его характеристике, или разряжается намного раньше. От того, насколько часто полностью разряжается батарея, зависит ее работа в целом. Чтобы восстановить запас энергии до максимума, достаточно 24 часа, но не всегда данный показатель подтверждается на практике. Убедившись, что батарея взяла максимум заряда, ее отключают от источника питания.

Автомобильный аккумулятор VARTA

Расход энергии зависит от количества электронных приспособлений в автомобиле. Наличие бортового компьютера, автоматического подъема и опускания стекол, кондиционера, подогрева сидений, сигнализации увеличивает скорость разрядки. Чтобы сохранить баланс, надо правильно сочетать использование таких устройств. К примеру, поездка на небольшое расстояние с включенным кондиционером расходует много энергии, она не успевает восстановиться. Использование системы вентиляции оправдывает себя при поездках на большие расстояния.

Погодные условия и перепады температур могут повлиять на срок максимальной службы аккумуляторной батареи. Мороз усиливает вязкость электролитов, препятствуя качественному прохождению заряда; а жара способствует закипанию жидкости, вызывая перезаряд батареи. Кроме того, низкие и высокие температуры понижают емкость аккумулятора, деформируют его корпус, вызывают коррозию и осыпание деликатных электродов.

Срок службы автомобильных аккумуляторов

Полностью из рабочего состояния блок питания выводит даже наименьшее короткое замыкание. В старых машинах его причиной может стать осыпавшаяся паста, создающая слои так называемого шлама. При наличии огромного количества такого мусора в батарее происходит замыкание. В новых авто причиной такого неприятного обстоятельства чаще всего стают бракованные детали.

Автомобильный аккумулятор Topla Top

Негативно на рабочем состоянии источника питания сказывается окисление пластин (так называемая сульфатация). Данный процесс возможен в тех условиях, когда электроды, даже при длительном пропуске, не получают необходимого напряжения. Причиной является резкое увеличение температуры, вызывающее высокую плотность электролита.

Срок службы современных моделей автомобильных аккумуляторов зависит от места эксплуатации машины. Давно подмечено, что при поездках в чертах города батареи живут намного меньше. Это связано с тем, что малый километраж не позволяет источнику питания подзарядиться после того, как он отдал энергию на запуск автомобиля. Частые недозарядки разряжают аккумулятор до такой степени, что зимой он может и не завести машину.

От надежности крепления блока питания под капотом машины также зависит продление времени его службы. Незакрепленная по всем правилам батарея при различных маневрах может соскочить со своего места. Свободное перемещение устройства вызывает замыкание клеммы о кузов или деформирует ее. Проверять состояние крепления АКБ желательно перед каждой дальней поездкой.

Срок службы автомобильных аккумуляторов

Как увеличить продолжительность жизни автомобильной батареи?

Периодически выполняя несколько несложных действий, можно добиться продления срока службы аккумуляторной батареи. Необходимо отслеживать состояние бортовой сети авто, своевременно замеряя напряжение на аккумуляторных выводах. Данную работу делают при запущенном моторе, включенном радио и работающих печке (кондиционере) и обогреве стекол. Показатели напряжения не должны выходить за рамки 13,5–14,5 В. Такие значения подсказывают, что генератор работает нормально. При состоянии двигателя и остального оборудования в нерабочем состоянии ток утечки не должен выходить за пределы 75–200 мА.

Автомобильный аккумулятор BOLK

Желательно постоянно присматривать за уровнем электролита (нормальным показателем является 10-15 мм поверх электродов). Падения уровня удастся избежать, долив необходимое количество охлажденной дистиллированной воды. Произвести необходимые замеры поможет прозрачная стеклянная (пластмассовая) трубочка. Плотность электролита в устройстве должна составлять 1,27 гр. на кубический см. в средних климатических зонах и около 1,3 гр. на севере.

Просмотрите видео про то как продлить срок службы.

Срок службы аккумулятора автомобиля увеличит регулировка зажигания. Запуск мотора не с первого раза и прокручивание вала более десяти секунд разряжает источник питания и укорачивает его жизнь.

Минимум раз в квартал необходимо заряжать батарею от сетевого устройства. В приспособлениях с полным зарядом значительно снижается сульфатация, а значит – срок службы увеличивается.

Зимой перед запуском двигателя на полминуты рекомендуется включать фары. Такие действия запускают в блоке питания химическую реакцию, позволяя ему быстрее прогреться. Независимо от времени года осматривают корпус устройства, очищая его от налета.

Просмотрите интересное видео про обслуживание аккумулятора.

При эксплуатации автомобиля лишь в городском цикле и на близкие расстояния следует хотя бы раз в две недели увеличить время поездки до 30-45 минут. Даже при стоянии в пробках не стоит выключать мотор, поскольку даже на холостых оборотах генератор дает батарее необходимый заряд.

Аккумулятор Тюмень STANDARD

Бережного отношения требует и хранение аккумуляторных батарей. Если машина несколько месяцев стоит в гараже или на стоянке, желательно отсоединить клеммы с источника питания. А еще лучше снять АКБ, зарядить до максимума и хранить отдельно. Содержание блока питания длительное время без подзарядки приводит к потере его работоспособности.

Важно запомнить, что обслуживание некоторых моделей батарей может отличаться от наиболее распространенных устройств. Гелевые блоки питания, к примеру, не состоят из жидкого электролита, из-за чего проконтролировать его уровень невозможно. Таким свойством они и отличаются от обслуживаемого аккумулятора.

Преимущества необслуживаемых аккумуляторных батарей состоят в том, что в эксплуатации они создают высокий стартовый ток, требуют лишь периодической подзарядки, выполняют свои функции в любом положении. К минусам принадлежат: более высокая цена, боязнь перепадов температур и моментальный выход из рабочего состояния при поломке автомобильного электрооборудования.

Срок службы аккумулятора автомобиля

Из этого вовсе не следует, что продолжительность службы необслуживаемого аккумулятора нельзя продлить. Осмотр корпуса и состояния клемм, удаление грязи и налета, правильная эксплуатация батарей увеличивает их достоинства и устраняет недостатки. Срок хранения необслуживаемого аккумулятора больше, чем у обслуживаемого. На складе и в гараже он почти не теряет заряда, если условия содержания исключают пребывание устройства на морозе и в сильно отапливаемом помещении.

Сколько служит аккумулятор автомобиля необслуживаемый, точно определить трудно. С момента появления таких батарей они вошли в разряд расходных материалов, но количество данных устройств в эксплуатации определенной машины зависит от стараний водителя.

Аккумулятор для грузовиков TAB AGM

Чтобы срок годности аккумулятора автомобиля радовал долговечностью, надо регулярно производить диагностику батареи, грамотно эксплуатировать и использовать только по прямому назначению. И если время службы батарей на машинах из больших автотранспортных компаний или из городских таксопарков определяют соответственно внутренних правил и рекомендаций ГОСТ, то продолжительность жизни аккумулятора на собственных машинах будет неподвластной годам, указанным в гарантийном листе. На легковых авто они служат от 3 до 5 лет, но при надлежащем уходе о проблемах с источником питания удастся забыть на 2–3 года дольше.

Интересные видео на тему службы автомобильных аккумуляторов

Как вам статья?

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Юридический адрес: Частное предприятие «БатКонтактГрупп» Беларусь, Минск, ул. Ваупшасова д.10 пом.159
УНП 192434390
р/с BY10 MTBK 3012 0001 0933 0008 6415 в ЗАО «МТБанк» код MTBKBY22
Дата регистрации в Торговом реестре 29.07.2015 г. номером 279761

Ответим на звонок:

7:50-22:10 (Без выходных)

Закрытьclose

Сеть аккумуляторных магазинов —>

Мы на связиkeyboard_arrow_down

Ответим на звонок:

7:50-22:10 (Без выходных)

Найдете дешевле — купим у вас!

АКБ для легковых автомобилей

АКБ для мотоциклов и скутеров

АКБ для грузовых автомобилей

АКБ для лодок

Аккумуляторы AGM (гелевые)

Б/У аккумуляторы

Зарядные устройства

Провода, клеммы, электролит

Моторные масла и жидкости
По ёмкости:
По ёмкости:
По технологии:
По ёмкости:
По технологии:
По ёмкости:
По технологии:
По вольтажу:
По ёмкости:
По назначению:
По вольтажу:
По вольтажу:
По технологии:
По ёмкости:
По назначению:
По вольтажу:
По ёмкости:

  • BMW
  • FORD
  • NISSAN
  • Renault
  • Volkswagen
  • Аккумуляторы Citroen
  • Аккумуляторы DAF
  • Аккумуляторы Mercedes-Benz
  • Аккумуляторы Peugeot
  • Аккумуляторы Volvo
  • Аккумуляторы Для автокрана
  • Аккумуляторы Для бульдозера
  • Аккумуляторы Для комбайна
  • Аккумуляторы Для лесовоза
  • Аккумуляторы Для погрузчика
  • Аккумуляторы Для трактора
  • Аккумуляторы Для экскаватора
  • Вымпел
  • Exide
  • RoyPow
  • Орион
  • Bosch
  • Carku
  • Solaris
  • TELWIN
  • AutoPower
  • АKОМ
  • Magnum
  • SPARK
  • Uniforce
  • Wester
  • Заводила
  • ЗУ «Оборонприбор»
  • Сонар
  • Aurora
  • AVS
  • General Technologies
  • RDrive
  • RUNWAY
  • Зарядные устройства Airline
  • Зарядные устройства для электромобиля
  • М5
  • МЭТЗ им. В.И. Козлова
  • Оригинальные зарядные устройства
  • СТЕК
  • Автомобильное зарядное устройство с регулировкой тока заряда
  • Зарядное устройство для тяговых аккумуляторов
  • Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
  • Пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
  • Универсальное зарядное устройство для всех типов аккумуляторов

Контактная информация

Юридический адрес: Частное предприятие «БатКонтактГрупп» Беларусь, Минск, ул. Ваупшасова д.10 пом.159
УНП 192434390

Аккумуляторы

Зарядные устройства

Аксессуары

Магазины Каталог

  • Установка аккумулятора
  • Диагностика
  • Ремонт зарядных устройств
  • Ремонт аккумуляторов
  • Прием аккумуляторов
  • Зарядка аккумуляторов
  • Прикурить автомобиль
  • Ремонт источников бесперебойного питания

срок службы аккумулятора авто

Срок службы аккумулятора — важнейший вопрос для автовладельца. Как только он закончится, придется приобрести следующее оборудование — а значит, потратить немало денег. Конечно, хочется, чтобы прибор работал как можно дольше и не создавал дополнительных проблем. Предлагаем разобраться, на какой срок службы АКБ можно рассчитывать, что на него влияет и как замедлить необратимые процессы выхода из строя.

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор

На этот вопрос нет одного правильного или максимально точного ответа. Даже если вы возьмете новый АКБ, то провести какие-то конкретные тесты, которые предскажут срок его эксплуатации, будет невозможно. Все будет зависеть и от изначальных характеристик, и от того, как прибор будет использоваться. И даже с первоначальными свойствами все непросто: самые разные аккумуляторы могут показывать приблизительно одни и те же возможности в первый год использования. И только потом ситуация начнет меняться, что предсказать тоже нельзя.

Если собрать и обобщить опыт специалистов, которые работают с разными АКБ, то экспериментальным путем можно выделить такие сроки службы:

  • гибридный аккумулятор (модель с доступом к банкам, Sb/Ca) — 5-6 лет;
  • гибрид (AGM) с абсорбированным электролитом — 8—10 лет;
  • очищенный AGM (в активной массе отсутствует кальций, TPPL) — 10—12 лет.

Конечно, важно учитывать, что эти цифры приводятся при соблюдении определенных условий. Нельзя допускать, чтобы аккумуляторная батарея получала глубокие разряды, а также заряжалась с нарушением правил.

Если сравнить эти сроки службы с тем, что было раньше, то они выглядят гораздо привлекательнее. Все это следствие того, что новые технологии помогают учесть и исключить многие проблемы. Например, использование конвертов для защиты пластин позволило исключить ситуацию, когда сульфат свинца в виде осыпавшихся хлопьев со временем обеспечивает замыкание. А еще современные аккумуляторы менее чувствительны к глубокому разряду, что тоже очень важно — они не выходят из строя при первом же сильном минусе, как это было раньше.

Что влияет на срок службы аккумулятора

Срок службы автомобильного аккумулятора определяется разными факторами, о них дальше и расскажем. Сразу оговоримся, что за основу взята эксплуатация классических АКБ, но подобные факторы нередко имеют отношение и к современным технологиям.

Первоначальные параметры

Они имеют значение для любого товара, и для аккумуляторных батарей тоже. При выборе АКБ стоит ориентироваться на известных производителей. Они вкладывают огромные деньги и силы в исследования, чтобы создавать конкурентную продукцию. Такие компании выдают соответствующие гарантии (вплоть до пяти лет), но приборы служат обычно дольше заявленного срока.

В случае с аккумуляторными батареями как никогда справедлива мысль о том, что скупой платит дважды. Приобретая дешевое оборудование от неизвестного бренда, будьте готовы к тому, что его придется менять в ближайшее время. Лучше на таких вопросах не экономить.

Температура при использовании АКБ

При холодной температуре, которая наблюдается зимой, емкость аккумулятора снижается. Если перед поездкой хорошо прогреть двигатель, эта проблема неплохо компенсируется. Сложность возникает тогда, когда в холодное время автовладелец совершает много коротких поездок с большими перерывами между каждой из них. Такого лучше не допускать.

А чтобы продлить срок службы автомобильного аккумулятора, на время сильных холодов его лучше снимать и убирать в место, где выдержана оптимальная температура. Исключением являются случаи, когда машина стоит в отапливаемом гараже — тогда никаких проблем с соблюдением температурного режима не будет. Но если гараж холодный или авто всю зиму хранится на улице, оставлять в нем батарею недопустимо.

Для классических АКБ требуется и процесс десульфации, который проводят хотя бы один раз в два года. Для этого необязательно ехать в автосервис — в интернете полно инструкций, которые помогают провести процедуру самостоятельно. Воспользуйтесь ими и сэкономьте время.

Исполнение АКБ (обслуживаемая или необслуживаемая)

Срок службы аккумулятора автомобиля не определяется самим типом исполнения, просто в каждом варианте есть свои особенности. Если необслуживаемые модели грамотно заряжать, то они будут служить дольше. Одновременно с этим у обслуживаемых решений тоже есть неплохой запас прочности. Если следить за их зарядом и вовремя подливать дистиллят, они тоже показывают отличные возможности в плане срока службы.

Качество самой системы зарядки

Больше всего на работу АКБ влияют регулятор напряжения, а также генератор. При эксплуатации важно не допускать высокого напряжения и, как следствие, перезаряда. Те же гелевые батареи при таких условиях максимально быстро выходят из строя. Критична для батарей и глубокая разрядка, что тоже происходит из-за неисправности системы, а при повторении в течение 2-3 раз полностью выводит из строя прибор.

Ток утечки, его значение

Распространенная проблема заключается в том, что дополнительное оборудование, которое питается от аккумулятора, отличается слишком большой мощностью либо подключено неправильно. При таких условиях глубокий разряд может случиться за очень короткий срок — даже за неделю. Если АКБ слишком быстро разряжается, необходимо проверить систему на такую утечку. Это значительно продлит срок ее службы.

Езда по городу

Этот фактор, в отличие от остальных, является вынужденным. Просто автовладельцу необходимо понимать, что городское вождение отнимает у АКБ часть срока службы. Поездки по городу часто короткие, из-за этого аккумулятор отдает часть ресурса на запуск, а затем не успевает восстановиться — происходит маленький недозаряд, который постепенно накапливается. Нахождения в пробках это не касается (если двигатель остается включенным).

Если ваши поездки по городу занимают минимум времени, раз в неделю нужно ездить на машине хотя бы 30 минут без остановок. В этом смысле выигрывают те автовладельцы, которые на выходные отправляются на дачу, проводя подолгу времени в работе.

Особенности установки АКБ

От того, насколько качественно зафиксирован прибор, срок службы АКБ тоже зависит. Важно, чтобы батарея была надежно закреплена, то есть при активной езде по неровностям либо на поворотах она оставалась на месте. А еще надежная фиксация способствует тому, чтобы клеммы оставались целыми, а сам электрический контакт был качественным.

Если посмотреть на все перечисленные факторы, то станет очевидно: срок эксплуатации аккумуляторной батареи зависит не только от производителя. Сам владелец машины влияет на многие параметры, поэтому ему важно понимать, что и для чего он делает, каких результатов хочет добиться.

Как понять, что срок скоро закончится?

Если ваша АКБ выработала срок, максимально обещанный производителем, с большой вероятностью ее придется менять в ближайшее время. В летний период прибор может работать хорошо, но к зиме уже начнутся проблемы, так что нужно заранее подготовиться к покупке.

Нередко батареи не дотягивают до максимально срока, поэтому признаки предстоящей замены начинают проявляться раньше. Они выглядят так:

  • Менее “бодрая” работа мотора в процессе запуска. Речь идет о субъективных ощущениях, но каждый водитель это хорошо чувствует, здесь не нужно каких-то уникальных способностей. Если вы чувствуете, что двигатель начал заводиться менее активно, проверьте аккумулятор. Но дополнительно убедитесь, что сравниваете ситуации с одинаковой температурой, таким же маслом (то есть что нет дополнительных факторов).
  • Изменения в электрике. Тусклый свет (например, от фар) — это первый признак того, что аккумулятор уже не справляется со своей нагрузкой.
  • Наличие внешних нежелательных признаков. Это высолы, подтеки электролита, окисленные клеммы. Если вы заметили такую проблему, нужно проверить батарею самостоятельно или обратиться в сервис.

Проверить прибор можно и без всех этих признаков, для собственного спокойствия. Плотность электролита проверяют ареометром. Оптимально, если этот показатель находится в пределах 1,27–1,28 граммов на кубический сантиметр. АКБ для такой проверки должен быть полностью заряженным.

Напряжение проверяют либо мультиметром (показатели не самые точные), либо нагрузочной вилкой (предпочтительный вариант). Или можно приобрести специальный диагностический тестер, который тоже дает хорошее представление о том, в каком состоянии находится батарея.

Советы, как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля

Чтобы продлить срок службы аккумулятора автомобиля, придерживайтесь простых рекомендаций:

  • Контролируйте напряжение на выводах АКБ. Если оно меньше суммарного для всех банок, устройство нуждается в подзарядке.
  • Не заводите автомобиль с разряженной аккумуляторной батареей. Для начала приведите прибор в оптимальное состояние — и только потом используйте его по назначению.
  • Повторяйте попытки пуска, если первая была неудачной, с небольшим интервалом, а не одна за одной. Лучше всего подождать минуту до следующего раза.
  • В холодное время заводите двигатель с импульсом. Его можно добиться, если выжать сцепление (полностью) и предварительно включить свет.
  • Правильно ухаживайте за вентиляционными отверстиями — не допускайте, чтобы они засорялись на корпусе батареи. То же касается и клемм. Если они окисляются, выясните причину и исключите ее, а сами клеммы очистите от ненужного слоя. Используйте с этой целью содовый раствор, а механическое воздействие может элементам навредить.
  • Если машина долго стоит, отключайте от АКБ все потребители питания. Электроника при выключенном двигателе все равно “съедает” ресурс.
  • Храните прибор только с учетом тех рекомендаций, которые дает производитель. Например, убедитесь, что конкретно ваше устройство можно переворачивать. Также нужно следить за температурой хранения и за тем, чтобы батарея не испытывала механическую, физическую нагрузку. То есть на нее нельзя ничего класть или ставить.

Отдельно уточним некоторые нюансы по использованию гелевых аккумуляторов. Чтобы они служили дольше, следите за тем, чтобы напряжение в сети машины было не более 14.4 В. Также не допускайте замораживания устройства и коротких замыканий по любым причинам. Заряжая гелевую АКБ, каждый раз добивайтесь полного заряда — это для такой технологии непреложное правило.

Если приобрести аккумулятор от известного бренда и в проверенном магазине, а потом правильно его эксплуатировать, срок службы будет максимально долгим. Вечных АКБ не бывает, но вы сможете использовать изначальный ресурс на 100%, тем самым избежав лишних и бессмысленных трат.

Наш специалист Вам поможет!

Все о сроке службы аккумулятора автомобиля

Возраст аккумулятора, срок его службы имеют важное значение для оценки времени, в течение которого автомобиль исправно заводится даже с довольно частыми остановками и повторными запусками двигателя. Без АКБ завести машину можно лишь с «толкача» или на буксире – посредством другого авто.

Сколько служат АКБ в среднем?

Срок службы аккумулятора автомобиля часто не совпадает со сроком годности первого. Для исправной работы его хватает в среднем на несколько лет, после чего машина, будь то легковая или грузовая, перестанет гарантированно заводиться после нескольких попыток. Нормативный срок нескольких известных марок – от 3 до 7 лет; заставить АКБ работать 10-15 лет невозможно в основном из-за высокого тока нагрузки, превышающего в 10 раз ампераж АКБ, – такой «искровой» ток забирает сам стартер. У обычного кислотного свинцового аккумулятора срок безотказной работы составляет 3 года, после чего выявляется более заметная просадка по напряжению в моменты попытки запуска двигателя стартером.

Кальциевый аккумулятор содержит не чистый свинец в составе электродов, а сплав этого же свинца с кальцием. Несмотря на то что свинец – самый неактивный металл в ряду электрохимических напряжений слева от водорода, в инертности по отношению к серной кислоте, из раствора которой состоит электролит, опережают его лишь медь и серебро. В дорогих по цене АКБ применяется серебрение свинцовых пластин.

Попытки омеднить эти же пластины не привели к большему успеху – как благородный металл серебро оказалось ещё более инертным, чем медь.

По времени попытка запуска длится не более 5 секунд, но, срываясь раз за разом, неудачные запуски наводят на догадку о проблемах с удержанием заряда и рабочего напряжения данной батареей. Примерно раз в 5 лет АКБ нуждается в замене. С плановым обслуживанием, например, циклически-тренировочная разрядка-зарядка может продлить его срок службы ещё на 1-2 года, однако наступает день, когда «тянуть» стартер АКБ больше не в состоянии. Если проигнорировать эти признаки, то вскоре пластины разрушатся, электролит превратится в раствор сульфата свинца, отчего восстановить его будет невозможно – такая среда подойдёт лишь для технических целей, не связанных прямо с ездой на машине.

Максимальный срок службы даже самых лучших батарей длится довольно долго, и редко когда превышает лет 8. Теперь, когда вы знаете, как устроен аккумулятор, и сколько по времени прослужит, легко сравнить его рабочие (при активном использовании) показатели, например, с показателями при хранении без какой-либо токовой загрузки.

Срок хранения аккумулятора без эксплуатации

Без токонагрузки аккумулятор «живёт» максимум 3 года, после чего он потеряет полностью весь заряд. Происходит это из-за явления саморазряда, которое присуще любой батарее, будь она даже неперезаряжаемая, одноразовая. Если она лежит на полке и не заряжается, не разряжается (нет признаков хотя бы редкой эксплуатации), то ни о каких 5-8 годах лучше не вспоминать – через 2 года заряд упадёт почти полностью, а через 3 – батарея высохнет.

Не спасёт батарею от порчи и герметизация – батарея из-за падения напряжения сульфатируется настолько, что электродные пластины из свинца рассыпаются, даже являясь кальцинированными, а оставшаяся вода медленно испаряется сквозь микропоры резиновых пробок «банок».

Приклеивание верхней планки АКБ, закрывающей эти резиновые пробки, не делается по кругу, иначе вода из батареи бы не выделялась, а клапаны для сброса газов и паров в современных АКБ всё же есть.

Средний срок службы аккумуляторов разных типов без эксплуатации выстроен следующим образом:

  • чисто свинцовых, изготовленных по устаревшей технологии – 1-2 года;
  • кальциевых (в данном сплаве основным металлом всё же служит свинец) – 2-3 года;
  • свинцовых с серебрением – не более 3 лет.

У более совершенных АКБ – литий-ионных, литиево-железофосфатных – заряд уменьшается со скоростью 10% в месяц, однако старение рабочего материала, обогащённого литием, происходит, вне зависимости от того, используется ли АКБ (до 1000 циклов), или просто лежит на полке. Снижение ёмкости необратимо: старение тренировкой остановить намного сложнее, чем десульфатировать этим же образом свинцовые батареи.

После 3 лет неиспользования литиевая АКБ часто признаётся неисправной – она теряет не 20, а 30% ёмкости, использовать её для серьёзных нагрузок нерационально. Дело в том, что у изношенной батареи напряжение будет быстро падать ниже предельно допустимого минимума, и стартер «добьёт» её гораздо быстрее, чем новую, при продолжающихся попытках раскрутить бензомотор или дизельный двигатель.

Процесс старения литиевого аккумулятора начинается сразу же после его изготовления – со дня выпуска.

Как понять, что срок скоро закончится?

Чем старше аккумулятор, тем заметнее просадка по напряжению при подключении нагрузки. АКБ – своего рода эквивалентный резистор. По закону Ома для полной цепи, удельная энергия (ток в нагрузку) определяется не только сопротивлением подключаемых устройств, но и внутренним сопротивлением аккумулятора. Удельная энергия определяется величиной этого сопротивления, измеряемого в десятках или сотнях миллиом (вплоть до одного ома).

Ток короткого замыкания, по сути, к которому стремится разрядный ток стартера, есть частное от деления ЭДС (напряжения, потенциала) заряженной батареи на её внутреннее сопротивление. И хотя сопротивление стартерного блока заметно выше внутреннего сопротивления АКБ, постоянная «пытка» непрекращающимися попытками завести машину с проблемным стартером бьёт по сроку службы АКБ.

Внутреннее сопротивление относительно годного аккумулятора не должно быть больше 100 мОм. Сопротивление, равное 500 мОм, сообщает о сильном износе, либо о почтенном возрасте АКБ, его неверной эксплуатации. На внутреннее сопротивление АКБ влияет и степень сульфатации электродных пластин.

Тренировка АКБ частично снижает внутреннее сопротивление АКБ (десульфатирование) – мера эта временная, позволяющая на срок до 1-4 лет оттянуть замену аккумулятора. Внутреннее сопротивление, доходящее до 1 Ом или даже несколько превысившее это значение, сообщает о том, что АКБ нужно срочно менять: для 12,6 В она выдаст ток порядка 12 А, чего вполне хватит для автосвета или подзаряда гаджетов, но не хватит для раскрутки стартера.

Узнать, что АКБ нуждается в замене, крайне просто. Включите автосвет и акустику. Если при прослушивании музыки на полную громкость в такт «басам» динамиков те похрипывают, звуковые колонки «захлебываются» от недостатка вольтажа и потребляемого ампеража, а фары, светодиодные лампочки при этом ощутимо подмигивают, блёкнут, то АКБ нужно срочно менять: она не прослужит даже полугода.

Используя общие закономерности вольт-амперной характеристики, нагрузочные параметры батарей конкретного типа (литиевые, кислотно-гелевые и другие), легко «на глаз» определить, насколько изношен аккумулятор, сколько ему лет.

Нельзя сразу же подавать стартерный ток нагрузки на подержанный АКБ – этим вы сразу его «добьёте», воздержитесь также от нагрузочной вилки, которой проверяют АКБ. Начните с «прикладных» нагрузок, проверяя вольтметром и по яркости автосвета напряжение, последовательно подключая фары, ходовые огни и другое.

При заметном падении напряжения – с 12,6 до 10,9 (является минимумом) уже при одном лишь включении фар, стоит потренировать АКБ на сетевом зарядном устройстве, задав программный алгоритм разряда-дозаряда. Либо – отправить его на «дожитие» в гараж/подсобку, например, для аварийной подсветки, – а для авто купить новую АКБ.

Как продлить?

Нормативы ГОСТ 959-2002 предписывают следующие значения срока службы батарей.

  • Обслуживаемые аккумуляторы с жидкостным электролитом (раствор серной кислоты, разбавляемый доливанием дистиллированной воды) – гарантия в год при наработке мотора в 3 тыс. моточасов (мч).
  • Закрытые (герметичные) аккумуляторы – наработка всё те же 3000 мч. Причём в первом случае пробег равен 90-150 тыс. км, во втором – не менее 100 тыс. км.

Для обслуживаемых АКБ при соблюдении указанных рекомендаций годовая наработка может достигать до 2 лет, для герметичных – до 4, но не более. Это те значения, что гарантирует производитель.

Грубые нарушения уменьшают этот срок в несколько раз – или приводят к отказу АКБ почти мгновенно – с даты покупки.

Обслужить АКБ с открытым доступом к раствору СК можно, измерив плотность электролита (норма – порядка 1,25 г/см3) и его уровень. При необходимости доливают дистиллированную воду, которая улетучивается при зарядном электролизе – «впускаемый» в АКБ ток извне приводит к образованию кислорода и водорода в свободном состоянии. В герметичных АКБ присутствует явление ионной рекомбинации – ионы H и OH снова могут соединиться в молекулы воды, однако при разгерметизации они улетучиваются в атмосферу. Атомарный водород при этом соединяется в молекулы, а нейтральные группы OH, являясь неустойчивыми, разлагаются с образованием воды и кислорода, который также улетучивается, поэтому запас воды в обслуживаемых АКБ постепенно падает, её необходимо доливать.

Если вызвать перезаряд – у свинцово-кислотных батарей напряжение перезаряда начинается от 14,4 В из расчёта на все 6 «банок», то вместе с водой закипит серная кислота, отчего вокруг образуется опасный для человека сернокислотный туман. Срок службы АКБ заметно и быстро падает – вместе с ресурсом, так как кипящий электролит начинает «выедать» пластины, превращая их в сульфат свинца (и кальция, если тот добавлен в свинцовый сплав в качестве легирующей присадки).

Чтобы продлить срок службы АКБ, придерживаются следующей тактики. Используйте тренировочные алгоритмы сетевого ЗУ, чтобы снизить застойные процессы при сульфатации пластин «банок». Частота тренировки – один цикл в три месяца. Периодически удаляйте пыль, грязь и налёт с АКБ, которые могут проводить ток. Кислотный конденсат, выпавший из сернокислотного тумана, неплохо проводит электрический ток, имеет сопротивление, измеряемое в десятках и сотнях ом.

Не допускайте повышения плотности электролита выше отметки в 1,3 г/см3. Как ранее отмечалось, высококонцентрированный, более плотный электролит быстрее сульфатирует пластины, отчего потребуется долить немного дистиллированной воды, и провести тренировочные циклы разряда-заряда в целях истончения или полной ликвидации сульфатного слоя. Не допустите перезаряда АКБ свыше 14,4 В при цикличном подзаряде. Противовзрывные клапаны, стравившие часть избыточного давления, защитят АКБ от разрыва корпуса, однако закачать воду внутрь невозможно, не отклеив крышку и не сняв пробки, чтобы подлить внутрь дистиллированной воды. Несколько ощутимых перезарядок – и батарея выкипит, возможно, вздуется.

Аккумуляторы EFB служат 7 лет, AGM – максимум 10. При нарушении правил использования этот срок можно сократить до одних суток – например, забыв вовремя отключить мощное зарядное устройство, не имеющее защитного отключения по окончании заряда. Не используйте АКБ при сверхнизких температурах. Они не выносят работы в условиях северных зим и Антарктиды: температура в –30 по Цельсию является для них условным порогом, ниже которого удельная энергия падает более чем в 6 раз.

После 4 попыток раскрутить стартер отключите АКБ от машины и подключите её к сетевому зарядному устройству. Не передерживайте раскрутку стартера более 5 секунд – делайте длительные перерывы, хотя бы по полминуты, чтобы дать АКБ восполнить энергетический потенциал для выдачи новых импульсов с током до 500-650 А, именно столько тока одномоментно потребляет стартерный блок.

Если вам показалось, что машина вот-вот заведётся, не поддавайтесь искушению, желая ещё покрутить стартер для зажигания и разгона ДВС. Подобные сверхнагрузочные сеансы приведут к деградации рабочих сред АКБ – с последующим её частичным/полным отказом.

Как узнать возраст АКБ?

Если вам достался подержанный автомобиль с таким же аккумулятором, то сделайте следующее. Для начала выясните секреты маркировки, предписывающей шифрования даты изготовления. Она выполняется в интересах производителя – для увеличения объёмов продаж. Дата выпуска – год, месяц – зашифрованы, но офсайты производителей эту информацию публикуют, так как скрывать данные сведения, по закону, они не имеют права. Аккумулятор от малоизвестной китайской фирмы может, вообще, не иметь никаких ключей к расшифровке даты выпуска (партии) батарей.

Проведите сравнительный тест по вышеприведённой методике: подзаряд по напряжению, испытание всё увеличивающимися токами потребления. Свежезаряженная АКБ имеет напряжение порядка 13 В, например, когда она заряжалась буквально вчера.

Убедившись, что она прошла все предварительные тесты, дозарядите её – затем подключите к машине и сделайте одну попытку запустить двигатель. Если стартер вращает вал ДВС слишком слабо, то отключите её и проведите сеансы тренировки на сетевом ЗУ, затем попытайтесь снова завести машину. Если это не удаётся – АКБ как минимум несколько лет, и дальше её «пытать» стартером не стоит, купите новый аккумулятор.

Запомните: АКБ не живёт более 15 лет. Даже при неукоснительном следовании правилам электролит либо высохнет, либо выкипит, либо разъест пластины. Если вы столкнулись с высыханием батареи, то даже попытка «оживить» его дистиллированной водой окажется малоуспешной мерой: СК в свинцовой батарее настолько мало, что вместо 65 ампер-часов она может выдать электрическую мощность, эквивалентную 5 Ач. Использование настолько испорченной батареи нецелесообразно и нерентабельно даже для самого нетребовательного пользователя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *