Как пользоваться делителем на камазе
Перейти к содержимому

Как пользоваться делителем на камазе

  • автор:

КПП С ДЕЛИТЕЛЕМ НА КАМАЗЕ: УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КПП С ДЕЛИТЕЛЕМ НА КАМАЗЕ: УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

КПП С ДЕЛИТЕЛЕМ НА КАМАЗЕ: УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  1. Принципы устройства КПП КамАЗ
  2. Схема работы коробки передач с делителем
  3. Управление делителем

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов. Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель. Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152. Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП. Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление. Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля. Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.

Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.

Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.

Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.

Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Как пользоваться делителем на камазе

В любом автомобиле коробка передач — один из основных агрегатов. А если речь идет о КамАЗе, то это еще и сложное устройство. Этот материал позволит разобраться с конструктивными особенностями, а также с тем, как переключать скорости на КамАЗе и чего нельзя делать.

Устройство КПП

В зависимости от модели авто, на новом КамАЗе схема управления и расположения передач трансмиссии может отличаться. Отечественные грузовики могут оборудоваться двумя типами коробок передач. Разница в том, что одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15. Пятиступенчатые трансмиссии обычно устанавливаются на автомобили, которые используются как индивидуальные машины. Десятиступенчатыми коробками обычно оснащаются грузовые транспортные средства, относящиеся к категории автопоездов.

Схема привода управления камазовским делителем

По конструкции десятиступенчатая трансмиссия — коробка с пятью ступенями, дополненная редуктором-делителем. Благодаря устройству транспортное средство может использовать 10 передних передач, а также две задние. Когда было начато производство КамАЗов, рассчитывалось, что эти авто будут работать в условиях высокой грузоподъемности. Инженеры автомобильного концерна создали новую модель трансмиссии, которая получила название 152.

Ниже перечислены основные отличия КПП 152 и доработки, которые включает в себя эта модель коробки:

  • трансмиссия стала оснащаться усиленным синхронизатором делителя;
  • усилены шлицы, из коробки убраны их крепления;
  • реализован другой метод фиксации шестеренок трансмиссии;
  • высота зубьев КПП увеличена.

В усовершенствованной версии камазовской трансмиссии процесс управления и активации делительного устройства осуществляется с помощью пневматической системы.

Правильное использование этого узла в ходе управления коробкой передач чрезвычайно важно. Не менее важно, что техническое обслуживание, проверка агрегата на предмет поломок, его ремонт и сборка компонентов производились профессионалами. Этот процесс должен осуществляться с использованием специализированного оборудования и инструментов. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию камазовской трансмиссии:

  1. Картер. В этом узле установлены три вала — промежуточный, первичный и вторичный.
  2. Блок с шестеренками. Они предназначены для включения задней передачи.
  3. Верхняя крышка агрегата.
  4. Механизм переключения передач. Этот узел считается сборно-разборным.
  5. Мотор. Монтируется на передней части картерного устройства.

Видео про коробку передач ZF на КамАЗе 6520 снял и опубликовал пользователь Олег Копаев.

С делителем

Одной из особенностей трансмиссии отечественных грузовиков является возможность работы при пониженном либо повышенном режиме. Инженеры автоконцерна разрабатывали эти варианты, чтобы минимизировать нагрузку на автомобильный двигатель. Причем не важно автомобиль движется с грузом или пустой. В соответствии со схемой коробки передач, делитель представляет собой механический редуктор. Главное его предназначение заключается в увеличении передаточных отношений основной трансмиссии.

Устройство делителя включает в себя:

  1. Золотниковый кран, который применяется для управления редукторным устройством. Он устанавливается на опоре рычага переключения. Работает в режимах прямой и пониженной скоростей.
  2. Редукционный клапан. Применяется для отбора сжатого воздушного потока из пневматического узла. Этот клапан стравливает воздух при слишком высоком давлении в системе. От данного устройства воздух поступает на управляющий кран, а также клапан включения делительного устройства. Это приводит к появлению одновременно двух контуров в системе управления ДВС.
  3. Клапан включения делителя. Выполняет подачу сжатого воздушного потока на устройство, когда водитель отключает сцепление. Это дает возможность активировать и отключить пониженную скорость параллельно переключению передач на основной коробке.
  4. Делительный механизм. Включает в себя поршень, установленный внутри цилиндра. Шток поршня подсоединяется к рычагу, установленному на валике вилки узла. Когда в устройство попадает сжатый воздух, это приводит к смещению поршня в определенном направлении. Его смещение способствует изменению режима работы.
  5. Воздухораспределительный патрубок делительного механизма. Применяется для подачи воздушного потока в цилиндр узла.
Галерея «Схемы устройства КПП»

Ознакомьтесь с фото схем переключения скоростей камазовской трансмиссии.

1. Схема переключения передач для моделей КПП 142 и 144 2. Схема переключения передач для моделей КПП 152

Инструкция

Теперь предлагаем узнать, как осуществлять запуск и в какой последовательности правильно включать передачи на камазовской коробке. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения скоростей отличается от легковых автомобилей.

Начало движения

Необходимо знать, как переключать скорости на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе должно производиться на пониженной скорости. Обратите внимание — при трогании с места переключение передачи осуществляется при отключенном сцеплении. В камазовских коробках схема переключения осуществляется в несколько этапов, это связано с особенностями увеличения и понижения скоростей.

Как включаются скорости на КамАЗе:

  1. Грузовик может быстро ехать по разным видам дорог, но на первом этапе, в соответствии со схемой, рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
  2. После этого производится включение передачи 2В.
  3. На завершающем этапе трогания с места включается скорость 3В.

В соответствии с такой схемой движения, трогание с места производится на пониженной скорости. То есть рычаг переключения на коробке не нужно трогать вплоть до четвертой передачи. Для начала движения нужно увеличить частоту вращения коленвала примерно до семи тысяч оборотов (автор видео-урока о том, как переключаются скорости на КамАЗе — Никита Вагин).

Переключение скоростей

Теперь расскажем, как переключается КПП на КамАЗе, когда машина тронулась с места. Когда автомобиль разгонится, порядок переключения передач на КамАЗе следующий — 4Н-4В-5Н. Для активации второй скорости надо, чтобы частота вращения коленвала увеличилась до трех тысяч оборотов по тахометру. Учтите, что работа коленчатого вала играет основную роль. При правильном переключении скоростей вы сможете добиться экономии расхода горючего. При этом будет достигнута максимально экономичная работа мотора без простоев.

Задний ход

Что касается заднего хода, то в соответствии со схемой для его активации необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Активация задней передачи не допускается во время движения. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, после чего выполняйте маневр.

Правила переключения КПП в разных условиях

Знать, как трогаться с места и как продолжать движения, для правильной эксплуатации камазовской трансмиссии недостаточно. Чтобы в ходе использования коробки передач с агрегатом не произошло проблем, нужно соблюдать правила. Допущенные в ходе эксплуатации ошибки могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как переключать скорости на КамАЗе при движении в гору

Передвижение на отечественном грузовике при подъеме должно производиться на повышенной скорости. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, водителю нужно дважды выжать сцепление. Учитывайте факт, что надо одновременно нажать на педаль газа, а также педаль подачи горючего. Эти действия важны, так как они помогают стабилизировать работу коленвала в целом. Чтобы избежать проблем в работе агрегата, не нужно сбрасывать обороты мотора менее, чем на две тысячи при подъеме. Это приведет к тому, что автомобильный двигатель будет заглушен. Также такая езда способствует увеличению рабочей температуры силового агрегата, а это может стать причиной его поломки.

При управлении автомобилем по такому принципу вы сможете добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима достигается облегчение работы мотора. Причем независимо от того, загружен автомобиль или нет.

На спуске

Если вы едите со спуска, то глушить двигатель не нужно. При глушении мотора произойдет блокировка руля. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении на спуске нельзя отключать вспомогательное торможение, а также выжимать до конца педаль сцепления. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, это позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные детали КПП. Поэтому при движении в критических условиях и на спусках мотор автомобиля не будет изнашиваться.

В КамАЗах используется тормозная система с двойным усилением. То есть, кроме торможения силовым агрегатом, присутствует дополнительная система остановки мотора. Если вы двигаетесь на спуске с активным вспомогательным торможением, то отключать сцепление и переключать скорости нельзя.

Схемы основной и раздаточной коробок на КамАЗе

Обледенелые участки

Езда на грузовике по обледенелым участкам должна производиться с наибольшим запасом скорости и хода. При торможении следует использовать активную вспомогательную систему остановки ДВС. Если торможение аварийное, то водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадете в занос. Притормаживать силовым агрегатом рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, однако протяженность тормозного пути значительно снижается. При торможении не следует допускать проскальзывания колес. Для избежания этого нужно вовремя выключить пониженную скорость, это приведет к падению оборотов коленвала.

Занос

Во время заноса соблюдайте главное правило — не выжимайте сцепление, иначе это ухудшит ситуацию. При производстве автомобилей инженеры внедрили схему, за счет которой автомобиль может ехать с наибольшим запасом хода. Благодаря этому можно добиться стабилизации курса во время езды по любой дороге. Если при движении произошел занос, руль автомобиля нужно вывернуть в его сторону. То есть если машину заносит влево, то рулевое колесо тоже выворачивается влево.

Если грузовик начал буксовать, то нужно как можно быстрее прекратить движение и сразу же отключить мост дифференциала. Регулятор для отключения вы сможете увидеть на приборной панели. Когда мост дифференциала отключится, на приборке появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на повышенной скорости, со второй передачи. Когда вы проедите труднодоступный участок дороги, не забудьте включить дифференциал (видео снял и опубликовал Владимир Никонов).

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

В транспортных средствах КамАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

  1. Когда водитель переключает скорость, педаль сцепления должна быть выжата до упора. Если вы не выжимаете сцепление до конца, в результате это приведет к ускоренному износу синхронизаторных устройств трансмиссии.
  2. Одно из главных требований — запрещается переключаться с повышенных передач на пониженные. То есть переходить с 5, 6, 7 или 8 скорости на 1, 2, 3 и 4, если скорость движения транспортного средства составляет больше 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора демультипликатора.
  3. При необходимости переключиться с повышенной скорости на пониженную, делать это нужно последовательно. Перескакивать через передачу нельзя, поскольку это также станет причиной разрушения синхронизаторов трансмиссии. Если нужно переключиться на повышенную скорость, то такое переключение допускается.
  4. Нельзя полностью обхватывать рычаг коробки, переключаясь с одного диапазона скоростей на другой. Процесс переключения должен осуществляться открытой ладонью.
  5. При необходимости перейти из нейтрального положения I в положение II нужно действовать легким ударом открытой ладони, сцепление при этом не включается. Так переключается демультипликатор.
  6. Нельзя при езде на нейтральной скорости перемещать селектор вправо или влево для поиска нейтралки. В камазовской коробке передач есть крепления, которые фиксируют селектор КПП в нейтральном положении. Причем держат они его между третьей и четвертой скоростями в пониженном диапазоне, а также между пятой и шестой скоростью в повышенном.
  7. Нельзя двигаться накатом под уклон. Маслонасос трансмиссии вращается от движения первичного вала коробки. Когда машина двигается накатом, мотор функционирует на холостом ходу, а маслонасос на пониженных оборотах. Из-за этого образуемое насосом давление будет недостаточным для оптимальной смазки подшипниковых элементов. А если смазки не хватит, то подшипники быстро перегреются.
  8. Не допускается буксировка транспортного средства при подсоединенном карданном валу от коробки передач к ведущему мосту либо к раздаточной трансмиссии. Имеются в виду полноприводные авто. При невыполнении этого правила маслонасос коробки может выйти из строя в результате недостатка смазки.
  9. При запуске мотора буксировкой нужно использовать только скорости повышенного диапазона.
  10. Перед тем как оставить КамАЗ на парковке, нужно выставить селектор КПП в левое нейтральное положение.
  11. Отдельно скажем про задний ход. Его активация возможна при полной остановке машины и падении холостых оборотов до минимума. Это допускается спустя 10 секунд после отключения сцепления.

Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»

Обломанные зубчики на шестеренке привода — последствия несоблюдения правил эксплуатации трансмиссии на КамАЗе (автор видео — Илья С).

Управление делителем передач КамАЗ

Необходимо умело сочетать передачи делителя с пере­дачами коробки передач. Приобретение навыков правиль­ного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить скорости движения, создать для работы двигателя более экономич­ный режиме повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

В коробке передач передачи переключают перемеще­нием рычага переключения передач, в делителе — пере­мещением переключателя крана управления, установлен­ного в головке (корпусе переключателя) рычага переклю­чения передач.

Порядок переключения передач в делителе:

1. Переключатель крана управления перевести в край­нее положение, соответствующее высшей или низшей передаче.

2. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (ориентировочно 0,6—0,8 с).

При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу.

3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передача в делителе выбирается в зависимости от дорожных условий и загру­женности автомобиля.

Для разгона автомобиля (автопоезда) до скорости 30—40 км/ч (т. е. до третьей и четвертой передач) доста­точно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе.

Для разгона до большой скорости (т. е. начиная с третьей и четвертой передач) целесообразно использо­вать обе передачи делителя.

Рекомендуемая последовательность переключения передач:

при разгоне автопоезда на дорогах с твердым покры­тием I—II категорий IB—2В—ЗВ—4Н—4В—5Н—5В;

в тяжелых дорожных условиях 1Н—2Н—ЗН—4Н—4В—5Н—5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переклю­чать передачи в основной коробке и делителе, следует:

1. Перевести переключатель крана управления дели­телем в положение Н.

2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую передачу в основной коробке.

3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличи­лось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует:

1. Перевести переключатель крана управления дели­теля в положение В.

2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более низкую передачу в основной коробке.

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач на Камазе

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 на Камазе

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Включение низшего диапазона в демультипликаторе на Камазе

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Похожие публикации:

  1. Глючат датчики парктроника что делать
  2. Как заправить шприц
  3. Как работает абс на приоре
  4. Как снять обшивку двери шевроле круз

Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ

Устройства

Опубликовано 08.09.2021

Схема переключения передач в КАМАЗе не сильно отличается от таковой в легковом автомобиле. Но каждая система тележек имеет свои особенности.

Переключение передач

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и конструкцию коробки передач автомобилей КамАЗ. Автомобили КАМАЗ оснащаются механическими коробками передач. Они имеют 5 скоростей. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки передач в нужное положение. Из-за веса автомобиля переключение на другую передачу требует нескольких шагов.

Принцип работы коробки передач КАМАЗа таков: с дизельным двигателем она работает либо в режиме повышенной передачи В, либо в режиме пониженной передачи Н. Они были созданы для того, чтобы снизить нагрузку на двигатель тяжелого автомобиля при полной загрузке и в то же время не заставлять его слишком интенсивно работать без нагрузки.

Схема коробки передач КамАЗ с раздаткой несложная, но она отличается в зависимости от модели коробки передач. Рассмотрим схему коробки передач КАМАЗа, которая встречается в дизельных грузовиках. При движении по ровной дороге необходимо переключать передачи без сцепления. Конструкцию коробки передач КАМАЗа можно представить в виде следующей схемы: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Наглядная диаграмма

Переключение передач происходит следующим образом:

  1. Сначала коробка передач переключается с высшей передачи на низшую с помощью рычага.
  2. Затем выжимается сцепление.
  3. Переведите рычаг на нужную передачу и не переключайтесь вверх или вниз, а включайте каждую передачу по очереди.

Коробки передач предлагаются с автоматическим переключением.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач — это дополнительно установленный повышающий преобразователь, который превращает 5-ступенчатую коробку передач в 10-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает расстояния между главными передачами, уплотняя диапазон передач и расширяя его на 20-25%.

Эта модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • тяговое усилие;
  • скорость ускорения;
  • экономия топлива;
  • управляемость.

Механизм размещается перед коробкой передач или немного справа от нее, так как основной блок не подвергается большим нагрузкам и не требует конструктивных изменений. Это позволит вам самостоятельно отремонтировать и отрегулировать разветвитель в случае поломки.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство автомобилей КАМАЗ оснащаются механическими коробками передач с 5 передаточными числами (с распределителем или без него). Переключение передач осуществляется перемещением рычага коробки передач при нажатой педали сцепления. В грузовых автомобилях передачи включаются не сразу, а постепенно. Теоретически, это снижает нагрузку на двигатель при движении с полным грузом и экономит топливо, когда кузов пуст.

Типичные режимы работы коробки передач КАМАЗ — повышенная передача «В» или пониженная передача «Н». В автомобилях, оснащенных мультипликативной коробкой передач, переход из режима «B» в режим «N» осуществляется путем опускания специального рычага одинарного распределителя.

Важно знать, как переключать передачи при вождении полностью загруженного КАМАЗа: опытные водители рекомендуют переключать первые 4 передачи в тяжелом вторичном режиме «H», затем переключить 4-ю передачу в режим «B», переключиться на 5-ю передачу, а затем переключиться в «B». Порядок переключения передач может отличаться в зависимости от конкретной модели коробки передач.

Технические характеристики

Коробка передач КАМАЗ с распределителем состоит из следующих элементов:

  • верхнюю крышку коробки,
  • синхронизаторы,
  • подшипники;
  • картер, в котором собраны приводной, ведомый и промежуточный валы с шестернями;
  • механизм переключения передач.
  • реверс-редуктор в сборе,

Коробки передач в автомобилях КАМАЗ имеют пять и десять передач. Разделитель коробки передач имеет высшие и низшие передачи, и в сочетании с основной коробкой передач обеспечивает 10 передач вперед и 2 передачи назад. Система сплиттеров улучшает тягу, облегчает управление автомобилем и уменьшает необходимость переключения передач с помощью рычага переключения передач. Передаточные числа коробки передач указаны в руководстве по эксплуатации.

Схема коробки передач и распределителя

На коробке передач КАМАЗ 141 установлен выключатель света заднего хода. В крышке имеется шариковый фиксатор, который предотвращает одновременное включение 2 передач, и пальцевый пружинный предохранитель, который предотвращает случайное включение передачи заднего хода. Коробка передач с распределителем весит 320 кг. На крышках валов установлены уплотнения. Они защищают трансмиссию от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к ее повреждению. В коробке передач должно быть 9 литров масла при первой заправке и 8 литров при замене коробки передач.

Технические характеристики коробки передач КамАЗ-141:

  1. Диаметр отверстия под подшипник составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия вала коробки передач составляет 32 мм.
  1. Диаметр пальца переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Диаметр пальца заднего подшипника составляет 59 мм.

Коробка передач КамАЗ-141

Вторичный вал имеет следующие диаметры в частях:

  1. Ступица звездочки четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовые подшипники — 80 мм.
  3. Втулка звездочки заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр ступицы составляет 72 мм.
  1. Диаметр цапфы переднего подшипника — 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр чашки заднего подшипника составляет 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса составляет 65 мм.

Вес коробки передач с распределителем составляет 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, необходимо знать, как устроена коробка передач. Коробка передач сконструирована таким образом, что она часто приводится в движение на пониженной скорости, чтобы автомобиль мог перевозить тяжелые грузы. КАМАЗ имеет 5-ступенчатую коробку передач. Переключение передач осуществляется с помощью педали сцепления и рычага.

Схема управления переключением передач

Начало движения

Перед началом движения необходимо включить пониженную передачу. Переключайте передачи только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на постепенном переключении. Чтобы завести автомобиль, проверните коленчатый вал двигателя.

Вторая передача включается, когда игла на тахометре достигает отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой способ переключения передач продлит срок службы коробки передач и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Порядок переключения передач следует рассматривать, когда автомобиль уже находится в движении. Когда КАМАЗ разгоняется, порядок переключения передач следующий: 4H — 4B — 5H. Для включения второй передачи частота вращения коленчатого вала должна увеличиться до 3000 об/мин, как показывает тахометр. Основную функцию выполняет коленчатый вал.

Задний ход

Чтобы включить заднюю передачу на тележке, переключатель должен быть установлен в нижнее левое положение. Запрещается включать заднюю передачу во время движения автомобиля. Чтобы включить заднюю передачу, машина должна быть полностью остановлена перед выполнением маневра.

Правила переключения в разных условиях

Переключение передач зависит от различных условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Эти правила необходимо соблюдать, чтобы трансмиссия не вышла из строя во время эксплуатации.

Подъем

При подъеме на гору коробка передач должна быть переведена в режим передачи H, что заставит трансмиссию работать с повышенной нагрузкой.

Движение в гору

Необходимо соблюдать следующие правила:

  1. При переключении с 1-й на 2-ю передачу на подъеме дважды выжмите педаль сцепления.
  2. Используйте педаль подачи топлива, которую необходимо периодически нажимать, чтобы обеспечить нормальную работу коленчатого вала при переключении передач. Любой крутой холм можно преодолеть.
  3. При движении в гору обороты должны быть выше 2000 об/мин. В противном случае двигатель может заглохнуть, что приведет к аварии на дороге.
  4. Переключение передач при подъеме облегчает работу двигателя и всех компонентов.

Спуск

Некоторые водители выключают двигатель при спуске с холма, чтобы сэкономить бензин. Это неприемлемо для КАМАЗа.

Если во время движения выключить двигатель, система EPS не будет работать, что приведет к блокировке рулевого колеса.

Торможение КамАЗа осуществляется не только остановкой двигателя, но и включением вспомогательной тормозной системы. Когда тяжелый автомобиль поднимается на холм и водитель задействует вспомогательные тормоза, запрещается выжимать сцепление или переходить с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Управляйте грузовиком на обледенелых участках дороги на максимальной скорости и дальности. При торможении используйте систему помощи двигателю. Если требуется экстренное торможение, оператор должен остановить колеса прицепа. Невыполнение этого требования может привести к заносу.

КАМАЗ зимой

Торможение двигателем допускается только в исключительных случаях, так как это может привести к износу двигателя. Колеса не должны проскальзывать при торможении. Чтобы избежать этого, необходимо замедлить работу двигателя, чтобы уменьшить число оборотов коленчатого вала.

Занос

Не допускается выключение сцепления при пробуксовке. Когда грузовик попадает в занос, поверните рулевое колесо в направлении заноса. Если КАМАЗ попадает в занос, уберите ногу с педали акселератора и выжмите дифференциал. Это следует сделать с помощью регулятора, имеющегося на панели. В результате загорится индикатор на панели. Начните со второй, более высокой передачи. После преодоления пробуксовки дифференциал следует разблокировать.

Особенности переключения в разных моделях

Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций (тягачи 44108 или 5490; самосвалы — 6520 или 55111; грузовики — 5320 или военная модель 5350; автопоезда — 5410, 65206) оснащаются следующими коробками передач:

  • Механическая коробка передач ZF-6S1000 немецкого производства, 6-ступенчатая с полным комплектом синхронизаторов;
  • 152 и 154 — механические коробки передач с мультипликатором, 10-ступенчатые;
  • 141, 142 и 144 — механические, 5-ступенчатые коробки передач (используются в легких грузовиках, по конструкции и принципу работы схожи с коробками передач легковых автомобилей);
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 — механические 9-ступенчатые коробки передач с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей различаются по количеству передач, сложности устройства, конструкции рычага и порядку переключения. Для более подробного описания различных коробок передач смотрите примеры нескольких моделей КАМАЗ.

Руководство по эксплуатации в PDF »

Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем

КамАЗ-5320 оснащается двумя типами коробки передач — пятиступенчатой 142 или десятиступенчатой 152 с раздаточным механизмом. Переключение передач в КАМАЗ-152 осуществляется следующим образом:

  • синхронизаторы — инерционные пальцы;
  • тип управления распределителем — пневмомеханический преселектор;
  • Тип управления коробкой передач — механический;
  • количество шагов — 10;
  • Коробка передач — передняя двухступенчатая.
  • Подшипники — подшипники качения с сепаратором и без (зубчатые колеса), сферические подшипники (зубчатые валы);

КамАЗ-4310: схема переключения

Военные грузовики модели 4310 обладают повышенной проходимостью и оснащены пятиступенчатой трехступенчатой коробкой передач 14 (она отличается от 141 тем, что имеет прямую пятую передачу, в то время как 141 имеет прямую четвертую передачу, пятой передачей здесь является акселератор). Механизм переключения передач аналогичен механизму переключения главной коробки передач КамАЗ-5320 с распределителем. Схема показана на рисунке:

Диаграмма сдвига

КПП КамАЗ-43118

На КАМАЗ-43118 устанавливается коробка передач с распределителем модели КАМАЗ-154, которая имеет такой же механизм переключения передач, как и модель 152.

Передаточные числа коробки передач:

Номера переключения передач

КПП КамАЗ-65115

В зависимости от модификации, самосвал модели 65115 оснащается усиленной коробкой передач с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатой коробкой передач немецкого производства — ZF9.

Механическая коробка передач имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 — 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент составляет 1300 Нм. Схема переключения передач показана ниже:

диаграмма

Неисправности и ремонт

Ремонт коробки передач включает в себя разборку устройства, диагностику, ремонт или замену изношенных деталей. После ремонта механизма устройство собирается и вводится в эксплуатацию. Можно обратиться в сервисный центр, но лучшим вариантом будет самостоятельный ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в раздаточной коробке проверяется следующим образом. Открутите пробку картера. Во время проверки вставьте индикатор масляного поддона в отверстие до упора. Масло сливается из картера 10-ступенчатой механической коробки передач через 3 отверстия. Два из этих отверстий находятся в нижней части картера коробки передач, а третье — в распределителе. Пятиступенчатые коробки передач сливаются через 2 отверстия.

Замена масла

Для замены масла очистите поддон коробки передач моторным маслом. Очистите все металлические частицы с магнитных пробок и заполните до верхней линии индикатора. Проверьте уровень масла через 5 минут. Коробка передач должна работать плавно, свободно переключаться и надежно фиксироваться во время движения автомобиля. Громкий шум может указывать на изношенные подшипники вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку в картере.

Техническое обслуживание редуктора

Как снять коробку

Для разборки коробки передач необходимо выполнить следующие действия:

  1. Необходимо демонтировать трансмиссию. Для этого открутите 4 крепежные гайки.
  2. Снимите блок управления.
  3. Снимите кронштейны стартера.
  4. Отсоедините кабель, идущий к понижающей передаче.
  5. Снимите рычаг переключения передач.
  6. Установите домкрат между маховиком и бадьей двигателя и снимите двигатель, используя деревянную подставку.
  7. Открутите гайки задней поперечины и снимите ее.
  8. Снимите распорную планку.
  9. Выкрутите болты кронштейна выхлопной системы.
  10. Прикрепите лебедку к болтам и затяните их.
  11. Открутите гайки крепления подушки со стороны двигателя.
  12. Выкрутите болты, крепящие коробку передач к двигателю.
  13. Поднимите подъемник, отодвиньте коробку передач от двигателя, пока главный вал коробки передач не выйдет наружу.
  14. Вытащите коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь необходимо отрегулировать коробку передач, проверить узлы и детали. Если они неисправны, их заменяют на новые. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерни необходимо заменить, предварительно осмотрев место крепления на предмет износа или участков, прижатых роликами.

Подшипники валов подлежат замене, поскольку поверхности качения подшипников повреждены трещинами и металлическая стружка попадает в масло, что может привести к выходу из строя коробки передач. Шестерни осматриваются, выявляются повреждения и износ зубьев шестерен. Фаски синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны быть ослаблены. Шлицы не должны быть повреждены.

Как правильно собрать

Соберите коробку передач в обратном порядке. Установите промежуточный вал в корпус редуктора. Установите подшипники — передний роликовый подшипник и сферический роликовый подшипник. Закрутите упорную шайбу. Закрепите гайкой и закройте стопорную крышку заднего сферического роликового подшипника. Установлены прокладки. Вал должен слегка проворачиваться, не должно быть заедания деталей в движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с распределителем необходимо ее разобрать. Разборка включает следующие шаги:

  • Используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный стержень, осторожно извлеките подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не раздавить деталь;
  • затем откройте крышку заднего подшипника, открутив винты, которые ее крепят;
  • Следующим шагом будет снятие вилки выключения и вала, а также синхронизатора;
  • Снимите вал переключения и вилку;
  • Для доступа к мультипликатору коробки передач необходимо также снять опорную шайбу вала, металлическую чашку и подшипник приводного вала;
  • Чтобы снять трансмиссию, сначала снимите воздушный выключатель и открутите крепежные болты;
  • Последним этапом разборки узла является извлечение из коробки передач роликового подшипника, втулки, шестерни и ведущей шестерни.
  • Затем, используя соответствующие гаечные ключи, ослабьте гайку сцепления и гайку давления масла;
  • снимите подшипник и вал;

Затем проверьте все детали и замените те, которые износились, и соберите устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.

Передача

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить коробку передач для КамАЗа можно в специализированном магазине, где вам будет представлен прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки коробки передач зависит от модели грузовика, в котором она будет установлена. Стоимость коробки передач для КамАЗа варьируется от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач для КАМАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на коробки передач КАМАЗ экологического класса Евро-3.

Какая модель трансмиссии установлена на вашем КАМАЗе?

Как пользоваться делителем на камазе

Необходимо умело сочетать передачи делителя с передачами коробки передач. Приобретение навыков правильного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить среднюю скорость движения, создать для работы двигателя более экономичный режим, повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

Переключение передач в делителе осуществляется перемещением переключателя крана управления, установленного в головке рычага переключения передач.

Для переключения передач в делителе следует переключатель крана управления перевести в верхнее или нижнее положение, что соответствует высшей или низшей передаче. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передачи в делителе выбираются в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Для разгона автомобиля до скорости 10… 11 м/с (30…40 км/ч) (т. е. до третьей-четвертой передачи) достаточно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе. Для разгона с третьей или четвертой передачи целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого при разгоне в тяжелых дорожных условиях рекомендуется следующая последовательность переключения: 1Н—2Н-—ЗН—4Н—4В—5Н—5В, при разгоне автомобиля по дороге с твердым покрытием — IB—2В—ЗВ—4Н— -5Н-5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переключать передачи в основной коробке и делителе, то следует перевести переключатель крана управления делителем в положение Н, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более высокую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличилось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует перевести переключатель крана управления делителя в положение В, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более низкую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ

Схема переключения передач на КамАЗе мало чем отличается от схемы автомобиля. Но каждая система грузовой машины имеет свои особенности.

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Читать еще: Как запустить пжд на урале

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Читать еще: Прицеп для лодки какой выбрать

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Читать еще: Как отрегулировать кулису на мазе

Коробка передач Камаз: устройство, делитель, схема переключения

Для автомобиля, механизм переключения передач – устройство, при отсутствии которого, эксплуатация немыслима. Если на легковом транспорте трансмиссия считается не простым агрегатом, то на тяжёлой технике из-за габаритов и веса, дела обстоят намного хуже. Поэтому коробка передач КамАЗ конструктивно сложное устройство, требующее навыков и умения при обращении и уходе.

Большинство зарубежных производителей устанавливают на тяжелой технике автоматическую трансмиссию. Создатели КамАЗ, с целью упростить конструкцию и повысить надёжность изделия, пошли по пути механического устройства. Схема коробки передач КамАЗ, увеличивает эффект использования транспортного средства. Простота и удобство, делают агрегат экономически выгодным.

Устройство и работа коробки КамАЗ

Коробка передач автомобилей КамАЗ отличия в сравнении с коробками аналогичных грузовых автомобилей. Связано это с жесткими условиями эксплуатации транспортного средства, а так же с большим объёмом и весом перевозимого груза, соответственно с большими нагрузками.

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.

Коробка передач КамАЗ ZF:

Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.

Описание коробок передач

Конструктивно, десяти ступенчатая трансмиссия, это коробка с пятью ступенями и редуктором. Такая схема использует 10 передних передач и 2 задние передачи. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспорт, перевозящий тяжелый груз. Механизм получил индекс 15.

Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:

  • Используется в паре с усиленным синхронизатором делителя;
  • Модернизированы и усилены шлицы, крепления деталей убраны из коробки;
  • Модернизирована фиксация шестерёнок трансмиссии;
  • Увеличена высота зубьев.

Клапан включения понижающей передачи (делителя) КамАЗ-15:

Пневматическая система активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. Работоспособность и долговечность агрегата напрямую зависит от правильности использования этого узла. По этой же причине, осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.

Элементы трансмиссии КамАЗ:

  1. Корпус коробки со встроенными валами: ведущий, ведомый, промежуточный;
  2. Шестерёнчатый механизм активации реверса;
  3. Верхний кожух;
  4. Сборно-разборный механизм, переключающий ступени;
  5. Силовой агрегат, расположенный в передней части корпуса.

Делитель коробки

Высокие и низкие режимы эксплуатации, особенность коробок КамАЗ. Такая специфика вызвана желанием снизить нагрузку на силовую установку. Характерно, что не имеет значение, загружена машина, или нет. Делитель, это редуктор, основанный на принципе механики и увеличивающий передаточные отношения. Работа механизма запускается при помощи переключателя на кулисе.

Первичный вал делителя коробки КамАЗ-15:

  1. Управляющий устройством вентиль. Деталь крепится к основе переключателя, использует режимы прямой и пониженной скорости.
  2. Клапан, поддерживающий постоянство напора на выходе. Отбирает сжатый воздух, сбрасывает напор в системе при превышении установленных показателей. Передаёт воздух на управляющий вентиль и на клапан делительного устройства из воздушного узла. Благодаря манипуляциям, в управляющей двигателем системе одновременно два контура.
  3. Клапан включения делителя. Подаёт воздушный напор на устройство при отключении муфты. Это запускает и отключает низкую передачу, параллельно переключению скоростей в трансмиссии.
  4. Делительный механизм. В состав входит поршень, помещенный внутрь цилиндра. Рычаг поршня соединён со штоком, закреплённым на валике вилки узла. При попадании воздушного напора, поршень смещается, это изменяет рабочий режим коробки.
  5. Патрубок распределения воздуха подаёт напор воздуха в цилиндр узла.

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *