Если велосипедист врезался в автомобиль кто виноват
Перейти к содержимому

Если велосипедист врезался в автомобиль кто виноват

  • автор:

Спорная ситуация: велосипедист въехал в автомобиль на переходе. Кто виноват в большей степени?

Случай на ул. Киселева, в нескольких метрах от площади Победы, зафиксировал на видео пользователь нашего форума Biohazard. Велосипедист пересекал проезжую часть в установленном месте — по нерегулируемому переходу — однако не спешился, как того требуют ПДД. В то же время водитель не снизил скорость при появлении опасности, что также может считаться нарушением. К счастью, травм удалось избежать, судя по всему, инспекторов не привлекали. Но мы решили выяснить у ГАИ, кого в случае более серьезных последствий считали бы виновным.

Справедливости ради стоит заметить, что велосипедист выехал на переход в тот момент, когда автомобиль находился в непосредственной близости от «зебры».

В Минской ГАИ рассказали Onliner.by, каковы были бы действия в случае, если бы не обошлось без пострадавших: «Была бы назначена проверка. Дело рассматривали бы следователи, назначили бы экспертизу. Нарушителя в любом случае ожидала бы административная ответственность, однако важно установить, чьи действия привели к ДТП. В таких ситуациях эксперту задается вопрос, скажем, мог ли водитель предотвратить столкновение. Тут уже все зависит от конкретной ситуации. Устанавливается точная скорость движения машины и велосипеда. Если последний двигался со скоростью пешехода — более вероятно, что виновен будет автомобилист, если быстрее — другое дело. В случае, когда устанавливается, что водитель мог заметить человека заблаговременно, успеть снизить скорость и тем самым предотвратить столкновение, однако по какой-то причине этого не сделал — вина ложится именно на него».

Можно ли требовать с велосипедиста компенсацию за поврежденный автомобиль?

Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко. О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Вопрос-ответ

Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Вопрос-ответ

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Вопрос-ответ

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

«Давить, что ли, можно?»: как разбирают ДТП с велосипедистами и кого чаще признают виновным

«Давить, что ли, можно?»: как разбирают ДТП с велосипедистами и кого чаще признают виновным

В России велотранспорт становится популярнее с каждым годом. Прямо пропорционально увеличивающемуся количеству велосипедов на дорогах Калининграда растет и число ДТП с их участием. Велосипедисты, с одной стороны, очень незащищенные участники движения по сравнению с автомобилистами, но с другой — нередко сами провоцируют аварии. Порой решать, кто прав, а кто виноват, приходится в суде. Одно из самых частых нарушений со стороны велосипедистов, которое наблюдается повсеместно, — пересечение пешеходного перехода без спешивания. «Новый Калининград» поинтересовался, каким образом разбираются случающиеся из-за этого происшествия и почему правила дорожного движения не дают однозначного решения.

Неудовлетворенные ходом расследования

Вечером 22 июня 2021 года в Калининграде 11-летняя Арина, занимающаяся велоспортом, спешила на тренировку. Когда девочка подъехала на велосипеде к светофору у Королевских ворот на Литовском валу, горел зеленый свет, пешеходы шли по зебре. Решив не спешиваться, Арина стала аккуратно съезжать с тротуара на переход — на записях с камер «Безопасного города» видно, что велосипедистка двигалась даже медленнее, чем идущие рядом с ней пешеходы. Девочка успела выехать на проезжую часть передним колесом, после чего в нее врезался «Рено Меган», поворачивавший направо с улицы Гагарина.

Велосипедистка упала на асфальт, машина проехала еще несколько метров вперед и остановилась у обочины. Из «Рено» вышла женщина и подбежала к девочке, которой уже помогали прохожие. Автомобилистка протянула ребенку салфетки, о чем-то с ней поговорила несколько минут и уехала. Арина немного отошла от шока и позвонила тренеру, чтобы рассказать о случившемся.

«Серьезных травм дочь не получила, но ехать не могла, поэтому просто перешла с велосипедом на сторону улицы Фрунзе. Позвонила тренеру, а та сразу набрала номер супруги. Жена побежала на место ДТП. Я был в другом городе, но позвонил в 112 — они вызвали скорую. Со мной тут же связался участковый — сказал дождаться медиков, а потом прийти в РОВД Ленинградского района. Медики диагностировали у дочери ушибы и ссадины — она легко отделалась», — рассказал «Новому Калининграду» отец пострадавшей девочки Алексей Кольцов (фамилия изменена — прим. «Нового Калининграда»).

Семья написала заявление в полицию, но материалы дела перенаправили в Госавтоинспекцию. «Вот там мы и узнали, что водитель, сбившая нашу дочь, — сотрудница ГИБДД. И оказывается, на дочь составлено определение, в котором написано, что это она наехала на автомобиль, нарушив правила дорожного движения, и нанесла кучу повреждений этому автомобилю. Причем саму Арину за все это время никто так и не опросил, — уверяет Кольцов. — Сотрудница ГИБДД оправдывалась, что она якобы не заметила ДТП, поэтому уехала. Она пишет, что увидела в зеркало, как упал пешеход, остановилась и решила помочь».

Кольцов говорит, что при оформлении ДТП госавтоинспекторы допустили большое количество нарушений и неточностей. Так, удивил калининградца тот факт, что в протоколе, составленном на водителя, не вписано имя потерпевшей — это лишало их семью возможности оперативно узнать, что дело направлено в суд, и присутствовать на заседании.

Неудовлетворенные ходом расследования происшествия Кольцовы отправили жалобы в прокуратуру и в Следственный комитет. Родители девочки опасаются, что если суд признает виновницей ДТП их несовершеннолетнюю дочь, то автомобилистка сможет после этого подать гражданский иск о возмещении ущерба. Тем более что спустя неделю после ДТП к семье домой, по словам Кольцова, приходил пожилой мужчина — по всей видимости, отец женщины — и, ссылаясь на то, что «Рено» по документам принадлежит ему, требовал компенсацию за повреждения.

«Конечно, мы хотим справедливости. Хотим, чтобы водителя привлекли к административной ответственности. Она не включила поворотник, нарушила пункт 13.1 ПДД, согласно которому при повороте водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть. Даже если если велосипедист не спешился, что его тогда, давить, что ли, можно?» — говорит Кольцов.

Иной участник дорожного движения

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) велосипед — это транспортное средство. Соответственно, к нему на дороге должны применяться те же требования ПДД, что и к автомобилю. Если велосипедист спешился и ведет свой транспорт рядом, то он становится пешеходом. Однако велосипедисты все же выделены в ПДД в отдельное определение, поэтому с юридической точки зрения понятия «велосипедист» и «водитель» нетождественны. За нарушение ПДД велосипедистов привлекают к ответственности по статьям 12.29 КоАП РФ и 12.30 КоАП РФ, как «иного участника дорожного движения». Например, велосипедиста оштрафуют, если он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом.

По правилам велосипедисты должны передвигаться по велодорожкам. Однако соответствующая инфраструктура имеется далеко не везде, поэтому велосипедам, согласно ст. 24 ПДД, разрешено ездить по правому краю проезжей части, обочине или даже тротуару.

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Если велосипедист шел пешком по переходу на разрешающий сигнал светофора и катил велосипед рядом, то в случае столкновения с автомобилем именно на водителя последнего будет возложена вся ответственность за ДТП. Автомобилиста могут лишить прав, назначить штраф, а также компенсацию пострадавшему. А вот если велосипедист в момент столкновения с машиной ехал, то тут ситуация сложнее — определять виновника, скорее всего, придется в суде, полагают эксперты.

В положениях п. 24.8 ПДД указано, что велосипедисты не имеют права пересекать дорогу по пешеходному переходу, управляя велосипедом. Однако согласно другому пункту этой же статьи ПДД спешиваться велосипедист должен только в случае, если его езда «подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц».

На практике только в случае пересечения дороги автомобилистом на красный запрещающий сигнал, вне зависимости от положения велосипедиста, вина в ДТП будет полностью возложена на него.

В случае же, если велосипедист пересекал дорогу на красный свет, не спешился на переходе или же еще как-то нарушил правила, чаще всего суд сочтет виновником ДТП именно его. Владельцу двухколесного транспорта придется заплатить штраф и возместить ущерб, причиненный автомобилю.

«Единственный вариант для „двухколесного“ переложить хотя бы часть вины за аварию на водителя — доказать, что тот имел возможность, но не стал предпринимать какие-либо действия для предотвращения ДТП. То есть убедить дознание, что шофер мог своевременно увидеть велосипедиста, но не затормозил», — пишет «Автовзгляд» в своем разборе. Издание отмечает, что сбитый на пешеходном переходе велосипедист также может через суд потребовать от водителя возместить ущерб здоровью и имуществу, даже если пострадавший сам виноват в аварии.

Стоит отметить, что, если велосипедиста сбили на переходе и его же признали виновником ДТП, это все равно не снимает ответственности с автомобилиста.

Если велосипедисту был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, водитель автомобиля будет привлечен к ответственности по ст. 12.24 ч. 1 или ч. 2. При наступлении тяжких последствий, таких как гибель велосипедиста или же тяжкий вред его здоровью, водитель будет привлекаться уже в уголовном порядке по ст. 264 УК РФ. При этом статья 1083 ГК РФ подразумевает, что размер компенсации уменьшается пропорционально доказанной «грубой неосторожности» потерпевшего.

Обоюдная вина

Согласно статистике, главная причина дорожных происшествий с велосипедистами в России — несоблюдение очередности проезда перекрестков (38%). На втором месте — нарушение правил перестроения при движении по улицам и дорогам (10%). Третье место данного рейтинга (около 8%) — ДТП на пешеходных переходах (причем речь идет о случаях, когда велосипедист пересекает проезжую часть по пешеходному переходу, не спешиваясь). Примерно столько же случаев, окончившихся аварией, связано с игнорированием сигналов светофора.

За минувшие пять лет в Калининградской области в ДТП пострадали 438 велосипедистов. Только в 2020 году в регионе было зафиксировано 68 таких происшествий, причем шестеро пострадавших велосипедистов скончались. Это, конечно, далеко не самый большой показатель по России, но отнюдь и не самый благоприятный. По данным ГИБДД на апрель 2021 года, в регионе в 63% случаев виновным в ДТП признавался водитель автомобиля, в 34% — велосипедист, в 14,4% — устанавливается обоюдная вина. К сентябрю 2021 года Госавтоинспекция обновила данные: статистика изменилась не в пользу велосипедистов — водителей виновными стали признавать гораздо реже (48,8%).

Скриншот статистики ГИБДД по ДТП с велосипедистами в Калининградской области (с 2015 года по сентябрь 2021 года)

По данным на апрель 2021 года, примерно седьмая часть (15,5%) всех дорожных происшествий с велосипедистами происходили, когда те не спешившись пересекали пешеходный переход. При этом вина автомобилистов в ДТП с неправильным пересечением пешеходного перехода была установлена только в 7,8% случаев. В основном велосипедисты попадают в ДТП на внегородских автодорогах и перекрестках, а вот происшествия на пешеходных переходах — явление не самое частое.

Автор проекта «Велогород. online» Илья Абросимов полагает, что происшествия на пешеходных переходах с велосипедистами во многом обусловлены неразвитостью дорожной инфраструктуры для двухколесного транспорта в Калининградской области. «По большому счёту, чтобы проехать по пешеходному переходу, нужно оказаться на велосипеде на тротуаре. По правилам оказаться на тротуаре перед зеброй, если тебе больше 14 лет или если ты не сопровождаешь ребенка, достаточно сложно, за исключением плохо спроектированных велодорожек, вроде той, что на улице 9 Апреля», — говорит Абросимов.

Скриншот статистики ГИБДД по ДТП с велосипедистами в Калининградской области (с 2015 года по сентябрь 2021 года)

Однако он подчеркивает, что основная проблема здесь — банальное игнорирование калининградцами правил дорожного движения. «К любому правилу люди относятся приблизительно в одной пропорции: 10% — игнорируют, 10% исполняют всегда, а остальные 80% действуют по обстоятельствам. И российские, и европейские опросы показывают, что люди чувствуют себя безопаснее вне дорожного полотна, поэтому предпочитают нарушать и ездить по тротуарам. К тому же штрафы за езду по тротуару — большая редкость. Так что это как с превышением скорости на 19 км/ч — почему бы не нарушить, если тебе так удобнее и ничего за это не будет, — поясняет Абросимов. — Поэтому справедливо было бы предположить, что большая часть велосипедистов на пешеходных переходах не спешивалась и спешиваться не будет. Это хорошо видно на практике — большинство считает процесс перебрасывания ноги через раму утомительным и старается лишних действий не делать, к тому же срабатывает психология: «Зачем я взял велосипед, если не могу везде на нём проехать?».

Вице-президент Велотранспортного союза Станислав Худатов отмечает, что есть вариант решения проблемы с выделением на переходе отдельной полосы для велосипедов: «В 2015 году, когда готовились поправки в Правила дорожного движения, Минтранс обратился к нашему Велотранспортному союзу с просьбой дать свои предложения. И одно из них было как раз по поводу разрешения езды на вело по „зебре“. Увы, тогда эту идею отклонили. А ведь во многих западных странах узаконен процесс именно переезда, а не перехода улицы на велосипеде. Причем там для этого рядом с „зеброй“ размечена на асфальте специальная велополоса. Таким образом, велосипедисты не мешают движению пешеходов. У нас подобную разметку почти нигде не встретишь», — пояснял Худатов «Московскому Комсомольцу».

Скриншот статистики ГИБДД по ДТП с велосипедистами в Калининградской области (с 2015 года по сентябрь 2021 года)

Правила езды на велосипеде как по дороге, так и по пешеходным зонам стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин. «Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми. Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — рассказывал Евсин «Известиям».

Интересно, что велосипедисты нередко покидают место ДТП — так как велотранспорт не подлежит регистрации, то и административная ответственность за оставление места ДТП для него не предусмотрена. «Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают. Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — уточнил юрист Алексей Гудас.

Скриншот статистики ГИБДД по ДТП с велосипедистами в Калининградской области (с 2015 года по сентябрь 2021 года)

«Резиновый пункт»

Судебное слушание по ДТП на Литовском валу в Калининграде уже прошло — сотрудницу Госавтоинпекции, сбившую велосипедистку, суд лишил водительских прав на год за оставление места ДТП. Автомобилистка подала апелляционную жалобу. Разбирательство продолжается: суду предстоит решить, виновна ли женщина в происшествии или нет. Назначена автотехническая экспертиза.

По мнению калининградского адвоката Павла Мандрыченко, даже при очевидности нарушений ПДД с обеих сторон суду предстоит установить, чьей степени вины больше. «С одной стороны, девочка, конечно, не спешилась. Но будет иметь значение и ее скорость движения, так же как и скорость движения автотранспорта. В уголовных делах такие вопросы ставят перед автотехническим экспертом, который устанавливает скорость движения, используя примерные параметры, утвержденные методиками для расчета времени реакции, времени торможения и так далее. Причинно-следственную связь с наступившими последствиями могут иметь как оба нарушения, так и одно из них», — поясняет Мандрыченко.

Он подчеркивает, что в ПДД существует «волшебный пункт» 10.1, согласно которому водитель автотранспортного средства обязан выбрать такой скоростной режим, который позволит ему четко и своевременно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и обстановку дорожного движения.

«Допустим, девочка могла не спешиваться, но если бы водитель двигался медленнее, то ДТП бы не произошло. Такой вариант решения суда возможен. Есть и другой вариант: машина ехала с разрешенной скоростью, которая позволяла водителю среагировать, но будет установлено, что девочка очень быстро выезжала на пешеходный переход перед автомобилем и водитель просто не имел возможности предотвратить столкновение. Тут суд может сделать вывод, что негативные последствия в виде ДТП стали следствием нарушения правил дорожного движения велосипедисткой», — рассуждает Мандрыченко.

Скриншот статистики ГИБДД по ДТП с велосипедистами в Калининградской области (с 2015 года по сентябрь 2021 года)

Другой калининградский адвокат Дмитрий Матяж уточняет, что суду для определения виновного в ДТП предстоит исследовать все возможные материалы: записи с камер уличного наблюдения, свидетельские показания, выводы экспертизы о повреждениях транспортных средств и прочее. «Проанализировав все эти представленные доказательства, суд сделает вывод о виновности того или иного участника. Есть такие ситуации, когда на полной скорости кто-то пересекает дорогу и водитель физически не успевает это увидеть либо не понимает маневра — бывает, что велосипедист едет параллельно тротуару и резко поворачивает налево. Правда есть „резиновый“ пункт 10.1 ПДД, по которому автомобилист должен двигаться с той скоростью, которая позволяет ему принять все меры по экстренному торможению, чтобы избежать столкновения. Понятно, что это все сложно на практике», — говорит Матяж.

По словам Мандрыченко, если уже есть решение суда по административному делу, то при рассмотрении гражданского иска судья будет опираться именно на него. «То есть эти обстоятельства ДТП не будут подлежать повторной оценке. Суд по гражданскому делу будет обязан руководствоваться установленными обстоятельствами в суде ранее вступившего в законную силу решения по административному делу. И перепроверять их не будет. То есть он будет считать, что виновное лицо установлено», — пояснил адвокат.

Матяж в свою очередь полагает, что выводы о виновности участника ДТП в случае решения гражданско-правового спора о взыскании ущерба могут отличаться от выводов о виновности в административном правонарушении: «Конечно, выводы суда по административному делу будут основным аргументом, но это не значит, что суд взыщет ущерб в полном объеме, например, с признанного виновным в административном порядке в ДТП велосипедиста, так как автомобиль является источником повышенной опасности».

Текст: Екатерина Медведева

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

ДТП с велосипедистом

ДТП с велосипедистом в 2024 году – довольно часто встречающийся на дорогах тип аварии. Кто виновен в происшествии зависит от конкретных обстоятельств. Практика показывает, виновником ДТП может оказаться, как водитель автомобиля, так и человек, управляющий велосипедом. Как распределяется ответственность за аварию между ее участниками, какие последствия ожидают виновного в ДТП и как избежать наказания, рассказывают юристы Европейской Юридической Службы.

ДТП с велосипедистом

Причины аварий с участием велосипедистов

Наезд на велосипедиста – это один из подвидов дорожно-транспортных происшествий. Чаще всего такие аварии случаются из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Ни для кого не секрет, что ПДД придуманы для безопасности всех участников, но, несмотря на то, что за их несоблюдение предусмотрена ответственность, многие, невольно или намеренно нарушают их.

У вас есть велосипед?
Да, регулярно езжу на нем
Да, но езжу нечасто
Нет, велосипеда нет
Проголосовало: 0
У вас есть велосипед?

Да, регулярно езжу на нем 96
Да, но езжу нечасто 65
Нет, велосипеда нет 48

Проголосовало: 0

  1. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. Когда человек пьян, его реакция замедляется. Кроме этого, пьяный с легкостью может уснуть за рулем.
  2. Общение за рулем. К этой группе можно отнести не только разговор по телефону во время езды на машине, но и ведение диалога с пассажирами.
  3. Плохое техническое состояние транспортного средства. Изношенность частей авто может привести к их поломке в любое время.
  4. Неисправность автомобиля. Помните, ПДД запрещает ездить на машине, если она имеет технические недостатки.
  5. Неудовлетворительное качество дорожного покрытия. Ямы на дороге, отсутствие разметки, неправильно расставленные указатели – все это и не только затрудняют управление ТС.
  6. Неблагоприятные погодные условия. Если на улице идет дождь, град или дорога покрыта льдом, водителю нужно быть крайне осторожным и учитывать при езде на авто данные внешние факторы.

Также, авария может случиться из-за плохого здоровья водителя. Например, если за рулем случится приступ, то он не сможет контролировать ситуацию.

Зачастую аварию провоцируют и сами велосипедисты, катаясь по проезжей части, не соблюдая ПДД. Для езды на велосипеде не нужно сдавать на права, а штрафы таким нарушителям выписывают достаточно редко. Вот и получается, что велосипедист, сам того не понимая, обрекает себя на риск попасть под машину.

Мацала Орест Александрович
Юрист по автотематике • Стаж 11 лет
Задать вопрос

Попали в ДТП, вас пытаются обвинить в аварии, но вы ехали по правилам – обращайтесь за помощью к нашим юристам по автомобильному праву. Мы детально разберем вашу ситуацию, проанализируем материалы дела и найдем решение вашей проблемы. Наш многолетний опыт работы в сфере автоправа позволяет выбрать безошибочную стратегию защиты. Положитесь на нас: мы найдем доказательства вашей невиновности, подскажем, как правильно вести себя при общении с представителями власти, а также защитим ваши интересы в государственных, судебных и иных органах.

Виды ДТП с участием велосипеда

Аварии при участии велосипедистов – далеко не редкость. Эксперты уверены, что чаще всего виной всему становится простая невнимательность того или иного участника дорожного движения, либо нарушение ПДД.

Велосипедисты не сдают на права и редко придерживаются установленных законодательством правил. Например, они могут ездить по проезжей части, когда рядом есть велосипедная или велопешеходная дорожка.

Виды ДТП при участии велосипеда классифицируют в зависимости от обстоятельств происшествия.

изображение

Фото: Какие бывают ДТП с участием велосипедиста

Аварии с участием велосипедистов исследуются ровно также, как и другие типы ДТП. Виновного в происшествии и степень вины каждого из участников определяется на основании результатов автотехнической, трасологической экспертизы, свидетельских показаний, сведений, полученных от пострадавших, видео с камер наблюдения, регистратора и других материалов.

Что делать, если попал в ДТП

Если вы сбили велосипедиста на пешеходном переходе или в другом месте, либо человек на велосипеде наехал на вас во время движения, выполняйте все действия, положенные по ПДД:

  • немедленно остановитесь и/или не трогайтесь с места;
  • расставьте знаки аварийной остановки;
  • включите аварийную сигнализацию;
  • вызовите полицию, а если есть пострадавшие – еще и скорую;
  • окажите первую помощь участникам, получившим травмы;
  • если ситуация экстренная, отправьте пострадавших на попутном транспорте до ближайшей больницы или отвезите их туда самостоятельно, но обязательно возвращайтесь назад;
  • найдите очевидцев, запишите их контакты, ФИО.

Ни в коем случае не трогайте, не перемещайте предметы, которые так или иначе относятся к ДТП, а по возможности, зафиксируйте их расположение на камеру.

Уезжать нельзя. За уезд с места аварии предусмотрена административная ответственность. Оформить европротоколом ДТП с участием велосипедиста тоже невозможно.

Обратите внимание! Если вы покинете место происшествия, недожавшись полиции, вас могут лишить водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет ил арестовать до 15 суток.

Как понять, кто виноват в ДТП

Виновником ДТП могут признать, как водителя транспортного средства, так и велосипедиста. Обычно, в аварии обвиняют того, кто нарушил правила дорожного движения.

Допустим, велосипедист ехал по краю проезжей части в дневное время, когда на него наехал автомобиль. Выяснилось, что водитель просто не справился с управлением, так как превысил скоростной режим, в результате чего съехал с дороги. В таком случае виновным признают автолюбителя. Если же ТС ехало на допустимой скорости, а велосипедист резко начал переезжать дорогу в неположенном месте, водитель не успел отреагировать и наехал на него, то скорее всего виновником признают человека на велосипеде.

Вообще, при рассмотрении дела учитывают множество нюансов. Зачастую, по отношению к водителям применяют положения пункта 10.1 ПДД, которые гласят, что при выборе скорости движения водитель обязан учитывать интенсивность движения, состояние ТС, погодные условия, состояние дорожного полотна и другие факторы. Он должен двигаться с такой скоростью, при которой он смог бы обеспечить постоянный контроль за движением ТС.

Важно! На практике, водителя признают виновным в ДТП, если велосипедист не нарушал ПДД, а автомобиль ехал на предельной скорости. Но, такая ситуация вполне оспорима, помните это.

Сбил велосипедиста на проезжей части: ответственность

Если велосипедиста сбила машина, то виновного в происшествии водителя ожидает ответственность за нарушение ПДД, которое он совершил. Также, его накажут за причинение вреда пострадавшему.

Если человек получил повреждения небольшой или средней тяжести, то автовладельца, признанного виновным в ДТП, привлекут к административной ответственности по ст.12.24 КоАП РФ, если травмы тяжелые или велосипедист вообще умер, то тогда водителя ожидает уголовная ответственность по ст.264 УК РФ.

Степень повреждений

Штраф от 2500 до 5000 рублей или

Лишение в/у на срок от 1 до 1,5 лет

Травмы средней тяжести

Штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. или

Лишение прав от полутора до двух лет

Ограничение свободы – до 3-х лет;

Принудительные работы – до 2-х лет;

Арест – до 6 месяцев;

Лишение свободы – до 2 лет

(может применяться дополнительное наказание в виде лишения гражданина права занимать определенные должности или выполнять какую-либо деятельность)

Принудительные работы – до 4-х лет;

Лишение свободы – до 5-ти лет

(доп.наказание – лишение возможности заниматься определенной деятельностью или работать на конкретных должностях).

Если во время ДТП водитель управлял ТС пьяным, был лишен водительских прав или скрылся с места аварии, то наказание за причинение тяжкого вреда или смерть пострадавшего будет намного жестче.

Если в ДТП виновен автолюбитель, то пострадавший велосипедист может обратиться с заявлением в страховую компанию для получения выплаты. Если водителя нет полиса ОСАГО, то вы вправе потребовать компенсации вреда от него. Для этого направьте требование-претензию, а если он откажется платить – обратитесь в суд.

Ответственность для виновного велосипедиста

Если в ДТП признан виновным велосипедист, то его привлекут к ответственности по ст.12.29 КоАП РФ. Максимальное наказание для него – это штраф.

изображение

Фото: Штраф для велосипедиста за нарушение ПДД

Правда от гражданской ответственности его никто не освободит. Водитель автомобиля может потребовать компенсации затрат на ремонт поврежденного транспортного средства.

Если велосипедист не выполнит требования о возмещении расходов, то водитель ТС вправе обратиться для взыскания денежных средств в суд.

Отметим, что в отличие от автомобилиста, автогражданская ответственность велосипедиста не застрахована, поэтому рассчитываться с водителем ему придется из своего кармана.

Как избежать ответственности за аварию

Если водитель сбил человека на велосипеде, то ответственности можно будет избежать только в том случае, если его не признают виновным в происшествии. В любом случае, сразу после аварии вам нужно выполнить все действия, предусмотренные Правилами дорожного движения.

От ДТП никто не застрахован. Как показывает практика, в аварии попадают даже самые аккуратные водители. Если вас обвиняют в происшествии, но вы уверены в том, что не виноваты в ней, рекомендуем подготовиться к разбирательству и заручиться юридической поддержкой.

Внимательно следите за делом, знакомьтесь с материалами. У вас есть на это право. Если на этапе расследования автотехническая и трасологическая экспертиза не проводились, настаивайте на их назначении. Результаты экспертизы помогут установить причинно-следственную связь. Чем раньше проведут анализ, тем больше шансов установить конкретные обстоятельства происшествия.

Подготовьте как-можно больше доказательств. Вы можете защищать себя любыми способами, не противоречащим законом. Найдите записи с камер видеонаблюдения, видеорегистратора, отыщите свидетелей ДТП и пр.

Юристы ЕЮС помогут отстоять ваши права, подготовят влиятельную правовую базу, неопровержимые доказательства вашей невиновности, выступят в вашу защиту на этапе следствия и в процессе судебного разбирательства.

Мы поможем вам оспорить административное наказание за нарушение ПДД, составим жалобу и обратимся от вашего имени в ГИБДД, либо в суд. Большой практический опыт наших автоюристов позволит сделать все без единой ошибки.

Образец заявления

Образец жалобы в суд на постановление о привлечении гражданина к административной ответственности в 2024 году

Скачать Образец жалобы в суд на постановление о привлечении гражданина к административной ответственности

Судебная практика

Практика показывает, в большинстве случаев виновным в ДТП с велосипедистом признают именно водителя, а не второго участника происшествия, но не всегда.

Так, гр-на Колпакова признали виновным в аварии и причинении легких телесных повреждений потерпевшему. Известно, что водитель ехал по дворовой территории, и, не пропустив велосипедиста, когда тот обладал преимущественным правом, сбил его.

На суде Колпаков своей вины не признал. Обвиняемый считал, что в происшествии виновен велосипедист, ведь это именно он неожиданно выехал из-за припаркованных ТС. Мужчина пытался затормозить, но избежать столкновения не удалось.

Суд же признал Колпакова виновным в ДТП и назначил ему наказание в виде штрафа.

Частые вопросы

Кто виноват, если водитель совершил наезд на пьяного велосипедиста?

Если велосипедист ехал по правилам, то виновным в ДТП скорее всего признают водителя, даже если пострадавший был пьян. В любом случае, степень виновности каждого из участников зависит от обстоятельств.

Обязательно ли вызывать полицию, если велосипедист наехал на припаркованный автомобиль?

Да, в данной ситуации все равно нужно вызыать сотрудников полиции.

Могут ли в ДТП признать виновным и водителя авто и велосипедиста?

Могут, если оба участника нарушили ПДД. Степень ответственности каждого из них определят в ходе разбирательства.

Заключение эксперта

Если вы попали в ДТП с велосипедистом в 2024 году, в обязательном порядке следуйте установленным действующим российским законодательствам правилам. Ни в коем случае не уезжайте, даже если второй участник не имеет к вам претензий. Если выяснится, что вы покинули место происшествия, вам грозит административная ответственность.

Публикуем только проверенную информацию

Мацала Орест Александрович Европейская Юридическая Служба

Автор статьи
Мацала Орест Александрович Юрист по автотематике
Стаж: 11 лет
Консультаций: 23000

Эксперт в области автотематики и административного права. Говорит на одном языке с государственными органами и должностными лицами, он помогает клиентам с лёгкостью маневрировать в мире административных процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *