Что представляет собой стояночный тормоз сдо
Перейти к содержимому

Что представляет собой стояночный тормоз сдо

  • автор:

Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы

Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы

Комментарии: 2 09.11.2020 Стояночный тормоз можно отнести к самым важным элементам в транспортном средстве. Среди автомобилистов он имеет более простое название — «ручник», отвечают за фиксацию автомобиля в тот момент, когда он стоит на месте, и не позволяет ему откатываться. Автомобильная промышленность стремительными темпами развивается, и сейчас на рынке представлены не стандартные, а технологичные электронные стояночные тормоза или просто EPB. Для начала разберемся, что собой представляет электронный ручник. Обновленный стояночный тормоз в салоне теперь представлен в виде обычной кнопки, которая располагается либо на месте ручника, либо возле приборной панели — это зависит от желания автопроизводителя. Что касается конструкции, то электронный стояночный тормоз находится на задней оси транспортного средства. Он состоит из:

Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 3

  • тормозного механизма;
  • электропривода; Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 4
  • электронной системы управления. Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 5
  • Все эти элементы, в свою очередь, тоже имеют некоторые особенности. Тормозной механизм — это дисковые тормоза автомобиля. Электропривод включает сразу несколько деталей: электродвигатель, ременная передача, планетарный редуктор, винтовой привод. Главный принцип функционирования электропривода заключается в том, что двигатель с помощью ременной передачи запускает в действие планетарный редуктор, который помогает перемещаться винтовому приводу. В результате таких манипуляций поршень тормозного механизма начинает двигаться.
    Электронная система управления состоит из входных датчиков, блока управления, исполнительного механизма. Сигнал в блок управления идет с входных датчиков из некоторых направлений. Это может быть кнопка активации тормоза, которая находится в салоне автомобиля, датчик уклона, расположенный в блоке, датчик педали сцепления, который стоит на приводе. Когда в блок поступает сигнал, он воздействует на исполнительные механизмы.

    Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 6

    Как работает EPB . Принцип работы EPB можно назвать цикличным, так как включение и выключение постоянно чередуются. Когда человек нажимает на кнопку в салоне, электронный ручник приводится в действие. После этого включается электропривод и фиксирует тормозные диски транспортного средства. Если автомобиль долгое время находится в неподвижном состоянии, EPB активируется самостоятельно. То же самое происходит при открывании дверей, выключении зажигания и отстегивании ремней безопасности. EPB отключается тоже автоматически, как только автомобиль приступает к движению. Кроме того, водитель сам может отключить систему при помощи кнопки. Заметим, что у такого механизма есть как плюсы, так и минусы.

    Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 7

    Плюсы . Основное преимущество заключается в том, что в салоне становится больше места, а пространство выглядит более привлекательно. Среди остальных плюсов можно выделить:

    Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы 8

    • простую и легкую эксплуатацию;
    • повышенный уровень безопасности;
    • отсутствие необходимости настраивать ручник самостоятельно;
    • исключение возможности отката транспортного средства при начале движения на горке.

    Минусы . Главный недостаток такого механизма заключается в его высокой стоимости. У дилеров автомобили с таким оснащением стоят намного дороже, чем со стандартным ручником. Среди остальных минусов:

    • высокая вероятность выхода из строя;
    • нет возможности самостоятельно настраивать усилие торможения;
    • более трудный процесс замены тормозных колодок;
    • если сядет аккумулятор, система перестанет работать;
    • дорогое обслуживание и ремонт.

    Итог . Современные автомобили начали оснащать электронным стояночным тормозом. Такое оборудование успело показать себя в деле, что позволило дать объективную оценку.

    Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

    Общий вид ручного тормоза

    Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

    Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

    Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механического) и тормозных механизмов.

    Какие тормоза срабатывают раньше передние или задние?

    Передние колеса автомобиля блокируются первыми. Получается, что первыми тормозят именно передние колеса. … Если бы задние колеса блокировались первыми, то машину бы бросало в занос, ведь при блокировании задних колес, машине уже вс равно, в какую сторону двигаться.

    Почему тормоза ставят на задние колеса?

    Потому что если будешь тормозить переднее колесо остановится остальные будет ехать потому что можешь есть становиться или случиться из-за этого авария поэтому и ставят на задние чтобы если машина резко остановится чтобы машину или велосипед не перекинула и всё случилось хорошо!

    Виды стояночного тормоза

    По типу привода ручной тормоз подразделяется на:

    • механический;
    • гидравлический;
    • электромеханический стояночный тормоз (EPB).

    Тросовый механизм ручника

    Тросовый привод стояночного тормоза

    Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.

    По способу включения стояночный тормоз бывает:

    • педальный (ножной);
    • с рычагом.

    Вид педального ручника

    Ножной стояночный тормоз

    Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.

    Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:

    • барабанный;
    • кулачковый;
    • винтовой;
    • центральный или трансмиссионный.

    В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.

    При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.

    Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.

    Устройство стояночного тормоза

    Схема механизма ручника

    Схема стояночного тормоза

    К основным элементам ручника относятся:

    • механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг);
    • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению.

    В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй – с рычагом.

    Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

    Электромеханический стояночный тормоз

    Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.

    Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.

    При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.

    Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.

    Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:

    • входные датчики;
    • электронный блок управления.

    Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.

    При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.

    При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.

    Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.

    Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.

    Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.

    Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник») является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

    Общий вид ручного тормоза

    Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

    Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

    Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механическог)о и тормозных механизмов.

    Конструкция тросового привода

    Устройство ручного тормоза данного типа, устанавливаемого на подавляющее большинство легковых авто, отличается простотой и предусматривает автономное включение, не зависящее от основной системы. Как функционируют штатные рабочие тормоза:

    1. Водитель, нажимающий педаль в салоне, приводит в движение поршень главного гидроцилиндра.
    2. Под воздействием поршня в трубках с несжимаемой жидкостью, проложенных ко всем колесам, создается давление.
    3. Передаваясь рабочему цилиндру колеса, давление жидкости выдвигает поршни барабанного либо дискового тормоза. В первом случае колодки раздвигаются и силой трения останавливают вращение барабана. Во втором они плотно сжимают крутящийся диск.

    Для стояночного затормаживания «ручник» использует штатные элементы – колодки, но раздвигает их собственным механическим приводом, состоящим из таких деталей:

    • упомянутый выше рычаг в салоне, оснащенный механизмом фиксации в разных положениях и кнопочным устройством разблокировки;
    • главный трос, подключенный к рычагу и заканчивающийся кронштейном крепления либо дугообразной направляющей;
    • вторичные тросы, соединенные с главным и подключенные к рычагам тормозных механизмов задних колес;
    • регулировочные механизмы тросов (распорные втулки, гайки и пружины), кронштейны подвеса к днищу кузова;
    • распорные планки между колодками.

    Примечание. Подключение основного троса к задним барабанным механизмам производится двумя способами: одним тросом, зацепленным серединой за направляющую, либо двумя отдельными приводами.

    Система тяг обычно прячется под днищем в углублении центрального тоннеля. Тросовые приводы оборудованы защитными кожухами, препятствующими возникновению коррозии. Как работает механический ручной тормоз:

    1. Водитель поднимает рукоятку в салоне, которая автоматически защелкивается на выбранной позиции.
    2. Тяга двигает основной трос вперед, а тот увлекает за собой вторичные приводы посредством крепежного кронштейна.
    3. Рычаг внутри барабанного механизма поворачивается и раздвигает верхние концы колодок. Функцию автоматического регулирования принимает на себя распорная планка.
    4. Когда водитель снимает авто с «ручника», пружины внутри барабанов откидывают рычаг назад и колодки сдвигаются. Одновременно пружина оттягивает в первоначальное положение тросовой привод.

    Вышеописанный стояночный тормоз блокирует колеса с барабанными механизмами, установленные на задней оси. На автомобилях, оборудованных тормозными дисками, работает идентичный принцип: трос тянет за рычажок, который заставляет сжиматься колодки. Разница заключается лишь в расположении и форме рычага – на дисковых тормозах он ставится снаружи, позади ступицы.

    В чем разница между дисковыми и барабанными тормозами?

    — Барабанные тормоза сильнее нагреваются. Связана это с тем, что в отличии от дисковых тормозов поверхности трения у барабанных не обдуваются воздухом. … — Дисковые тормоза проще и дешевле в обслуживании. — При использовании задних дисковых тормозов нет необходимости регулярно подтягивать ручник.

    Какие колеса блокируются при ручнике?

    Ручник блокирует задние колеса и не позволяет им вращаться. Однако это не единственная его функция. Но об этом чуть позже. Для того чтобы включить стояночный тормоз, следует потянуть за рычаг и приподнять его до характерного потрескивания.

    Особенности эксплуатации

    При эксплуатации автомобиля с механическим тормозом рекомендуется соблюдать следующие правила:

    • опускать «ручник» до начала движения, иначе ускорится износ тормозных колодок и дисков;
    • не ставить машину на «ручник» зимой, так как в этом время года возможно примерзание колодок к дискам;
    • всегда поднимать «ручник» в автомобилях с АКПП и функцией «Паркинг», так как это убережет от отката машины назад.

    В автомобилях с EPB необходимо регулярно проверять состояние электромеханического стояночного тормоза. Механизм нельзя оставлять включенным в течение продолжительного отрезка времени. Из-за этого быстро разряжается аккумулятор, вследствие чего станет нельзя тронуться с места. Кроме того, при проведении ремонтных работ в машине электронику EPB нужно перевести в сервисный режим. Это поможет избежать дополнительных поломок. Автор: Федор Аверьев

    Какие тормоза работают при нажатии на тормоз?

    Двухконтурная тормозная система

    В типичной двухконтурной тормозной системе каждая цепь работает для обоих передних колес и одного из задних колес. При нажатии на педаль тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра проходит по тормозным трубкам во вспомогательные цилиндры, расположенные рядом с колесами.

    Почему у автомашин и велосипедов и т п тормоза лучше ставить на задние а не на передние колеса?

    Почему у автомашин, велосипедов и т. п. тормоза лучше ставить на задние, а не на передние колеса? Чтобы не создавать опрокидывающего машину в вертикальной плоскости и поворачивающего ее в горизонтальной плоскости моментов сил, которые могут возникнуть при торможении передних колес.

    Тюнинг гидравлической системы

    Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля. Простая схема включает в себя:

    1. главный тормозной цилиндр;
    2. расширительный бачок;
    3. регулятор давления;
    4. два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.

    При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.

    Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.

    Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.

    По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.

    Внешний вид ручного гидравлического тормоза.

    Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.

    Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.

    Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.

    Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.

    Какие колеса держит ручник?

    Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого задних колёс, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны.

    Какие колеса блокирует педаль тормоза?

    Как работает ручник? В большинстве автомобилей, когда включается ручной тормоз, активизируется тяговый механизм, который блокирует два задних колеса. Но если в автомобиле есть электронный ручной тормоз, его применение активирует механизмы, прикрепленные к тормозному суппорту каждого колеса.

    Как машина тормозит?

    Когда водитель нажимает педаль тормоза, с двух сторон тормозного диска зажимаются тормозные колодки из износостойкого материала. В результате трения колодок с тормозными дисками образуется тепло, также снижается кинетическая энергия автомобиля, который в итоге начинает замедление.

    Принцип работы ручника

    Механизм приводится в действие переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются. Задние колеса блокируются, происходит торможение.

    Чтобы снять автомобиль с ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в исходное положение.

    Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме

    Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:

    • винтовой;
    • кулачковый;
    • барабанный.

    Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.

    В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.

    Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.

    • https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/stoyanochnyi-tormoz.html
    • https://autogearspb.ru/uhod-za-avtomobilem/kakie-kolesa-dolzhny-tormozit-ranshe.html
    • https://AvtoKart.ru/diagnostika-i-remont/stoyanochnogo-tormoza.html
    • https://TeamsPro.ru/tormoza/stoyanochnyj-tormoz.html

    Что такое стояночный тормоз и как он работает?

    Оценка стоимости авто

    В каждом автомобиле имеется две важные тормозные системы: основная и стояночная. Основная тормозит автомобиль во время движения, в то время как стояночная используется для его остановки. Но что такое стояночный тормоз и как он работает? Хотя стояночный тормоз присутствует в каждом автомобиле, его конструкция может существенно отличаться.

    Сегодня все чаще классическим рычагам приходят на замену электронные системы, которые объединяют в себе несколько функций.

    «Ручник» что это такое?

    Стояночный тормоз, также известный как «ручник», является отдельным механизмом тормозной системы автомобиля, который предназначен для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии. Хотя его правильное название — стояночный тормоз, термин «ручник» более распространен среди водителей.

    Это связано с тем, что тормоз активируется вручную, но это не всегда так. Конструктивно стояночный тормоз является самостоятельной системой, работающей на механике, в отличие от гидравлической системы основных тормозов.

    ручной стояночный тормоз

    Все автомобили, без исключения, оснащены стояночным тормозом. Обычно это простой рычаг или «умная» система, которая сама решает, когда блокировать или разблокировать колеса.

    С точки зрения безопасности, стояночный тормоз предотвращает скатывание транспортного средства вперед или назад во время стоянки на уклоне, позволяет начинать движение на подъеме и защищает трансмиссию и основные тормоза от нагрузок, если автомобиль оснащен АКПП или при долгой стоянке на уклоне.

    Стояночный тормоз активируется только после остановки автомобиля. Водители используют его на парковке, особенно если на улице есть уклон или подъем. Он также может использоваться при ожидании светофора, чтобы избежать необходимости постоянного удержания ноги на педали тормоза, что также уменьшает риск того, что автомобиль сдвинется на полосу встречного движения в случае столкновения.

    ручник в авто с АККП

    Кроме того, стояночный тормоз может быть полезен при долгой стоянке автомобиля на парковке, например, на время отдыха в поездке или на работе. В этом случае он защитит трансмиссию и основные тормоза от излишней нагрузки, которая может возникнуть при длительном использовании основных тормозов.

    Как правильно использовать стояночный тормоз?

    При остановке автомобиля необходимо выжать педаль тормоза и затем активировать стояночный тормоз, чтобы удержать машину в неподвижном положении. При трогании с места на подъеме рекомендуется сначала активировать стояночный тормоз, а затем переключиться на первую передачу и плавно отпустить сцепление, при этом машина начнет движение без риска скатиться назад.

    кнопочный стояночный тормоз

    Важно знать, что если стояночный тормоз неисправен или его неправильно использовать, то это может привести к серьезным последствиям. Например, машина может начать движение при остановке на уклоне или даже самопроизвольно двинуться на дороге, что может привести к аварии.

    В связи с этим, необходимо регулярно проверять состояние стояночного тормоза и обращаться к специалистам в случае неисправности. Кроме того, водителям необходимо знать, как правильно использовать стояночный тормоз и придерживаться рекомендаций производителя автомобиля. Таким образом, использование стояночного тормоза является важной мерой безопасности на дороге, которая позволяет избежать многих неприятных ситуаций и сохранить жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

    Разновидности стояночного тормоза

    Разновидности стояночного тормоза в транспортных средствах могут отличаться как по способу активации, так и по типу привода, а также по числу блокируемых колес. Способ активации может быть ручным, ножным или кнопочным.

    • Ручной тормоз включается при помощи рычага, который расположен между водительским и пассажирским сиденьями.
    • Ножной тормоз представляет собой небольшую педаль слева от газа, тормоза и сцепления. Чаще всего он встречается на японских или американских автомобилях.

    ножной стояночный тормоз

    • Кнопочный тормоз располагается на центральной консоли возле селектора АКПП и включается/отключается через нажатие клавиши.

    Тип привода также может отличаться. Механический привод состоит из стальных тросов, которые активируются при активации ручного тормоза. Электромеханический привод использует электромоторы и систему управления, интегрированную с бортовым компьютером, чтобы активировать тормозные суппорты каждого заднего колеса. Гидравлический привод использует давление жидкости, для которой требуется отдельная магистраль. Однако такая схема используется редко в массовом легковом автопроме из-за сложной конструкции и трудного обслуживания.

    По числу блокируемых колес стояночный тормоз фиксирует только два задних колеса у подавляющего числа серийных автомобилей. Это связано с конструктивными особенностями, поскольку тянуть линию тросов и другие механизмы под «забитый» капот проблематично. В отдельных случаях стояночный тормоз удерживает переднюю ось, а также может стопориться карданный вал автомобиля, но такой тормоз называется трансмиссионным и на современные легковые автомобили уже не устанавливается.

    Устройство «ручника»

    • Механический «ручник» состоит из нескольких элементов: рычага активации в салоне, тросов, храпового механизма и уравнителя. Для активации стояночного тормоза водитель тянет в салоне рукоятку, которая передает усилие на уравнитель. Затем тросы, идущие к тормозным механизмам задних колес, вытягиваются, активируя рычаг, который прижимает колодку стояночного тормоза к тормозному барабану или диску.

    Одним из главных преимуществ механического «ручника» является его простота и удобство обслуживания. Кроме того, возможность регулировать силу трения вручную делает его еще более универсальным.

    механический ручник

    Однако, как и у любой системы, у механического «ручника» есть и некоторые недостатки. Например, для того чтобы он работал исправно, его нужно использовать регулярно, иначе тросы могут заржаветь или окислиться. Кроме того, со временем тросы растягиваются, что может привести к уменьшению эффективности торможения. И наконец, рычаг привода занимает некоторое место в салоне, что может быть неудобно в некоторых случаях.

    В целом, механический «ручник» является надежным и удобным устройством, которое помогает обеспечить безопасность при парковке автомобиля.

    • Электрический «ручник»: новый уровень безопасности и комфорта на дороге

    Современные производители автомобилей стремятся к инновациям, в том числе и в области электроники. И это не удивительно, ведь электронные системы позволяют создавать новые функции безопасности и повышать комфортность вождения. Одним из таких примеров является электрический «ручник».

    Он представляет собой систему, включающую в себя кнопку включения и отключения, электромоторы, датчики сцепления и уклона, а также систему управления, интегрированную с бортовым компьютером. Активировав «ручник» в салоне, электродвигатель в каждом суппорте задних дисковых тормозов передает импульс редуктору и приводу винтового типа. В результате колодка прижимает колесо и оно блокируется.

    электрический ручник

    Преимущества электрического «ручника» очевидны. Он прост в активации и не занимает много места на центральной консоли. Кроме того, он значительно повышает безопасность на дороге, благодаря возможности не отключаться, пока водитель не пристегнет ремень или не сработает при скорости выше 8-10 км/ч. Еще одним плюсом является то, что тормоз включится самостоятельно спустя некоторое время после того, как перестанет работать мотор.

    Однако, есть и некоторые минусы. Система электрического «ручника» сложнее и дороже в ремонте, поэтому в случае поломки может потребоваться значительный ремонтный бюджет. Также стоит отметить, что в случае разрядки аккумулятора или пропадания напряжения в сети, «растормозить» колеса будет невозможно. И, конечно же, стоит помнить, что эта система не предназначена для трюков на дороге, таких как дрифт или полицейские развороты.

    Тем не менее, электрический «ручник» — это новый уровень безопасности и комфорта на дороге, который уже стал нормой в многих современных автомобилях.

    Неисправности ручника

    Проверка стояночного тормоза является важной частью технического обслуживания автомобиля. Существует несколько типичных неисправностей, которые могут возникнуть как у барабанных, так и у дисковых тормозов.

    неисправности стояночного тормоза

    Для барабанных тормозов наиболее распространенными неисправностями являются износ задних тормозных колодок, растяжение или обрыв тросов ручного тормоза, а также «закисание» механизма, если стояночный тормоз используется редко. Для дисковых тормозов неисправности могут возникать из-за износа колодок ручного тормоза, расположенных внутри тормозного диска. Работа электрической системы также может быть связана с неисправностью проводки и электромотора.

    Проверить работу стояночного тормоза можно в любом автосервисе или на плановом техническом обслуживании. Тем не менее, есть несколько простых «народных» способов, которые помогают оценить состояние системы. Например, можно проверить, не держит ли автомобиль на подъеме или склоне. Для этого его паркуют на уклоне и включают ручник. Если машина покатится, значит система неисправна.

    неисправности ручника

    Также можно поднять автомобиль на подъемнике или домкрате и попытаться руками провернуть одно из задних колес. Если стояночный тормоз исправен, то колесо будет жестко заблокировано. Наконец, для автомобилей с МКПП можно проверить работу стояночного тормоза, включив первую скорость и нажав до упора на педаль газа. Если стояночный тормоз исправен, то автомобиль дернется и сразу заглохнет. В противном случае потребуется проверить исправность системы.

    Проблемы с эксплуатацией ручника: как избежать ошибок?

    Ручник – это важный элемент тормозной системы автомобиля, который обеспечивает его удержание на месте в любых условиях. Но далеко не каждый водитель знает, как правильно использовать ручной тормоз, что может привести к неприятным последствиям.

    Ошибки в использовании ручника могут быть различными, но большинство из них актуальны для механических стояночных тормозов. Электронные системы, которые сейчас используются во многих автомобилях, умеют обходить многие из них, и с точки зрения эксплуатации они почти идеальны. Вот некоторые распространенные ошибки, которые нужно избегать:

    ошибки в использовании ручника

    • Движение на ручнике, даже если это случайно или намеренно, может привести к быстрому износу тормозных колодок. Не забывайте, что ручник не предназначен для удержания автомобиля при движении, его главная задача – это остановка и удержание автомобиля на месте.
    • Постановка автомобиля на ручник зимой. В современных автомобилях примерзание колодок почти исключено, говорят эксперты. Однако, на автомобилях с тросовым механизмом стояночного тормоза такая вероятность все еще существует. В автомобилях с электронным ручным тормозом такой проблемы не возникает.
    • Трюки на автомобиле в стиле «Форсажа» могут привести не только к растяжению тросов, но и их обрыву. С электронным ручником полихачить не выйдет – система просто не даст выполнить маневр.
    • Не полностью поднятый рычаг стояночного тормоза также может иметь неприятные последствия, вплоть до ухудшения свойств тормозной жидкости. Поэтому перед выходом из автомобиля всегда убедитесь, что ручник поднят до конца.

    Используя ручной тормоз правильно, вы можете сохранить свой автомобиль в отличном состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге. Если у вас возникли какие-то сомнения в работе ручника, не стоит заниматься экспериментами, лучше обратиться к профессионалам.

    Тормозная система: устройство, особенности работы и неисправности

    Недаром говорят, что тормозная система авто является практически настолько же важной, насколько система рулевого управления или двигатель. Во многом от исправности и эффективности работы тормозов зависит безопасность как водителя, так и его пассажиров. Эксперты уверены, что грамотный автолюбитель должен уметь не только выбирать автозапчасти, но также разбираться в особенностях работы отдельных систем авто. Давайте попробуем разобраться, как же работают тормоза в современных автомобилях.

    Компоненты тормозной системы Avto.pro

    Краткий экскурс в историю

    Начнем издалека. 1902 год. Английский джентльмен Уильям Ланчестер запатентовал дисковое тормозное устройство. Это был один из первых действительно рабочих прототипов тормоза для небольших автомобилей. К несчастью, устройство издавало сильный шум при работе. Немногим позже Луи Рено представил более совершенные барабанные тормоза. Но на этом история не закончилась — она только начиналась.

    Вплоть до 50-х годов 20 века инженеры экспериментировали с автомобильными тормозами. Талантливые инженеры Уолтер Крайслер и Уильям Локхид серьезно дорабатывают автомобильные тормоза и благотворно влияют на популярность данных устройств. По мере того как скорость выпускаемых автомобилей возрастала (прямое следствие развития технологий), росла и необходимость использования более совершенных тормозных систем . Тогдашние гидравлические системы хоть и показали свою эффективность, но уступили первенство дисковым тормозам. Эксперименты продолжались, и уже ко второй половине 20 века мир знал несколько тормозных механизмов. Среди них:

    1. Барабанный;
    2. Дисковый;
    3. Колодочный;
    4. Ленточный;
    5. Электрический;
    6. Гидравлический;
    7. Механический, он же фрикционный;
    8. Колесный.

    С появление перфорируемых и вентилируемых дисков эффективность систем, оборудованных этими самыми дисками, возросла. Еще чуть позже появились многопоршневые цилиндры . К слову, потребность в таких цилиндрах была очень высока — диски тормозных систем становились больше , а значит, требовались более крупные колодки, которые было нет так-то просто прижать к дискам.

    И вот что имеют легковые автомобили сегодня (по большей части, разумеется): пара передних дисковых тормозов и еще пара барабанных тормозов на задние колеса. Барабанная система отлично показала себя в тяжелом транспорте. Во многом благодаря гению немецких инженеров компании Bosch мир увидел антипробуксовочные и антиблокировочные системы, а там уже недалеко оставалось до появления систем курсовой устойчивости. К нашему времени тормоза сильно преобразались в сравнении с тормозами 20 века: они стали крупнее, тише в работе, они располагают к маневренной езде и способны сбросить скорость даже очень крупного и тяжелого автомобиля. И, разумеется, они имеют большой эксплуатационный ресурс.

    Тормозные диски Avto.pro

    А как же остальные системы тормоза? Ленточные тормоза используют лишь в отдельных агрегатах, а довольно сложные электрические тормоза пока что являются объектом тестов и тщательных проверок. Довольно часто в грузовиках и прицепах устанавливают электроусилители тормозов , однако до перехода на полностью электрические тормоза еще далеко. Впрочем, в некотором электротранспорте данная система все же применяется.

    Устройство распространенных тормозных систем

    Проще всего разбираться в устройстве тормозных систем на реальных примерах. Мы рекомендуем владельцем авто хотя бы раз взглянуть на то, как выглядят тормозные магистрали, а также разобрать тормозной суппорт и посмотреть на его «начинку». А пока что опишем, что же представляет собой тормозная система и какие элементы она в себя включает.

    В коротких описаниях тормозных систем обычно встречаются два основных наименования: механизм и привод. Первый элемент отвечает за создание тормозного момента (сброс скорости и полная остановка). Подавляющее большинство тормозных механизмов являются фрикционными , то есть работающими за счет силы трения. Тормозной механизм поначалу кажется довольно сложным, но на поверку оказывается, что это относительно простая и необычайно надежная система с большим эксплуатационным ресурсом. В состав механизма входят:

    • Суппорты. В пазах суппортов монтируются тормозные цилиндры, которые и прижимают колодки к диску/барабану;
    • Тормозные диски. Весьма живучие элементы системы, работающий в условиях сильного давление и экстремальных температур. Охлаждаются диски, к слову, исключительно потоками воздухами. Современные дисковые тормоза имеют подвижный суппорт, предотвращающий неравномерное изнашивание колодок;
    • Тормозные барабаны. Ключевые элементы системы барабанного тормоза. Если в дисковых тормозах диск сжимается колодками, то здесь, напротив, они разжимаются, упираясь в стенки барабана. Барабан относительно сложен и не так эффективен, как тормозной диск, но вместе с тем надежен. Барабанный тормоз нашел применения на задних осях;
    • Тормозные колодки. Изначально неподвижные элементы, оборудованные фрикционными накладками и, опционально, датчиками износа. Основной «расходник» тормозной системы легкового транспорта.

    Не менее интересен привод тормозной системы , т.е. управляющий элемент тормозного механизма. Систем привода бывает несколько:

    • Механическая. Сегодня используется в стояночном тормозе. Представляет собой систему рычагов, тяг и тросов. В отдельных моделях авто стояночный тормоз приводится в работу не с помощью рычага, а за счет педали или же электронной системы;
    • Гидравлическая. Основная система привода автомобильного тормоза. В ней компонуется тормозная педаль, усилитель и цилиндры, регулятор давления, а также специальные шланги и трубки (рабочий контур);
    • Пневматическая. Данная система нашла применение в грузовых автомобилях. Как следует из названия, в ней используется сила сжатого воздуха. Включает в себя педаль, компрессор, ресивер, кран, тормозной цилиндр, а также пружину и шток;
    • Комбинированная система привода. Довольна сложная система, включающая в себя приводы нескольких типов. Пример: электропневматика на некоторых грузовиках.

    Нельзя не рассказать и о системе трубопроводов, которую владельцы автомобилей с гидравлическим приводом тормозов могут обнаружить под транспортным средством. По тормозным трубкам движется тормозная жидкость, через которую усилие может передаваться к каждому из тормозных механизмов . Тормозные трубки достаточно длинные, вследствие чего их изготавливают из металла (медь, реже сталь). Аналогичную функцию выполняют и тормозные шланги — передают усилие, возникшее в гидравлической системе, на тормозные цилиндры, которые затем действуют на колодки.

    Как работает тормозная система

    Теперь, когда читателю стало более-менее ясно, какие элементы включает в себя тормозная система, давайте разберемся с тем, как эти элементы работают в тандеме. В качестве примера возьмем наиболее распространенную гидравлическую систему:

    • При нажатии на педаль тормоза в системе возрастает давление. Затем усилие передается главному тормозному цилиндру. В работу также включается усилитель, отвечающий за создание дополнительного усилия;
    • Тормозная жидкость под давление движется по системе трубопроводов к колесным тормозным цилиндрам. Если тормозной жидкости слишком мало, она может подаваться из специального расширительного бачка;
    • В работу включаются поршни колесных цилиндров — тормозные колодки соприкасаются с дисками или барабанами. Автомобиль начинает тормозить.

    Давление в тормозной системе может достигать отметки в 15 Мегапаскаль . Здесь нельзя не отметить, что чем сильнее водитель будет жать на педаль тормоза, тем активнее будет отрабатывать вся система. Также отметим, что наиболее уязвимые, на первый взгляд, элементы тормозной системы — трубки — продублированы. Если вдруг одна трубка разгерметизировалась, то ее функцию возьмет на себя дополнительная. Таким образом существенно уменьшается вероятность полного отказа тормозной системы вследствие разгерметизации.

    Работа тормозной системы

    Убирая ногу с педали тормоза, водитель может не задумываться над тем, вернется ли педаль в исходное положение. Здесь начинает работать специальная пружина. В исходное положение также вернется главный тормозной цилиндр и тормозные колодки, которые будут отводиться отдельными пружинными элементами. Обратно будет вытеснена и тормозная жидкость, вместе с чем упадет и давление в системе.

    Но как быть, если в системе случилась поломка? И этот вариант был предусмотрен инженерами. В автомобиле присутствует так называемая запасная тормозная система. Она включается в работу при аварийном и экстренном торможении , когда основная система торможения вышла из строя. «Запаска» может быть или частью рабочей системы, или же представлять собой отдельный узел.

    Подробнее о стояночном тормозе

    Наиболее простой стояночный тормоз, который в народе прозвали ручником, включает рычаг с храповым механизмом и от одного до трех тросиков. Вообще, ручник по своей сути является дополнением к рабочей гидравлической тормозной системе, хотя в отдельных автомобилях ( ГАЗ-13 , а также ГАЗ-21 ) он работает в тандеме с трансмиссионным тормозом. В транспорте с пневматическими тормозами на передний план выходят т.н. пружинные энергоаккумуляторы.

    В автомобилях с наиболее распространенными на данный момент дисковыми тормозами могут применяться несколько разновидностей стояночного тормоза:

    • Барабанный;
    • Винтовой;
    • Кулачковый.

    Стандартный барабанный механизм используется в системах с дисковыми тормозами, оборудованных несколькими поршнями. Менее сложные, на первый взгляд, винтовые ручники нашли применение в тех же тормозах, но имеющих один поршень. Он управляется вкрученным винтом. Вращение винта обеспечивается рычагом, который соединяется с тросом. Поршень двигается по резьбе, тем самым прижимая колодки к тормозному диску. В кулачковых ручниках движение поршня обеспечивается толкателем, привод которого соединен с кулачком. Последний соединен с рычагом при помощи троса, точно как и в винтовом ручнике. Толкатель начинает перемещаться при повороте кулачка.

    Трос ручного тормоза Avto.pro

    Особых сложностей в эксплуатации ручного тормоза любой конструкции нет, однако автолюбитель важно знать о том, что это устройство требует бережного отношения. Так, например, не стоит ехать на ручнике, ведь это приводит к перегреву и быстрому износу тормозных дисков и колодок. На автомобилях с АКПП имеется режим «паркинг», однако его стоит использовать вместе с ручником. В первую очередь это позволяет дольше эксплуатировать механизм «паркинга». Во вторую, имея подключенный ручник, водитель снижает вероятность отката машины, припаркованной в крайне ограниченном пространстве.

    Главные неисправности тормозных систем

    Так как тормозная система включает в себя множество элементов, неисправностей тоже может быть много. Их условно делят на исправности усилителя тормозов (о них подробно рассказано в данном материале), неисправности тормозного механизма и привода. Обо всех, разумеется, нужно рассказать по-отдельности. Начнем с неисправностей дисковых тормозов:

    • Повреждение, сильный износ или же загрязнение колодок;
    • Износ или деформация самих дисков;
    • Износ, ослабление крепежных элементов тормозного суппорта.

    В первых двух случаях элементы меняют, причем как можно скорее. А во третьем часто помогает чистка деталей и замена некоторых уплотнительных элементов . Подобрать уплотнители несложно – они входят в недорогие ремкомплекты тормозных суппортов. Что до тормозного привода, то неисправностей у него больше и выявить их иногда бывает не так уж просто:

    • Заедание поршней или главного, или рабочего цилиндра;
    • Повреждение тормозных шлангов или их засорение;
    • Попадание в систему воздуха вследствие ослабления крепления;
    • Утечка тормозной жидкости в одной или сразу двух вышеуказанных цилиндрах.

    В вакуумных усилителях неисправности могут быть связаны или с повреждением вакуумного шланга, или с недостаточным разрежением в коллекторе, или с выходом из строя следящего клапана . Все эти элементы в случае чего нужно менять. По факту, вакуумный усилитель тормозов практически неремонтопригоден.

    Тормозные колодки Avto.pro

    Конечно, не всякий владелец авто перед выходом на дорогу проводит тщательный осмотр всех систем и уже потом решает, можно ли садиться за руль. О большинстве неисправностей удается узнать лишь по ходу движения. И вот на что надо обращать внимание:

    • При торможении автомобиль сильно отклоняется от прямой траектории. В этом случае нужно проверить все крепления, подвеску, убедиться в том, что тормозной диск и колодки не имеют механических повреждений. Также на СТО нужно проверить тормозные шланги, рабочий и главный цилиндры тормоза;
    • Слышится сильный шум при торможении. Часто говорят, что тормоз визжит. Такое происходит при критическом износе или сильном загрязнении тормозных колодок. Тот же эффект дают тормозные диски с задирами на своей поверхности. Стоит отметить, что причиной появления шума могут быть низкокачественные тормозные колодки – хоть они и обеспечивают торможение, их стоит заменить;
    • При торможении чувствуется вибрация педали. Проверить стоит в первую очередь ступичные подшипники, тормозные диски и крепления суппортов;
    • К педали нужно прилагать значительные усилия. Нужно немедленно проверить вакуумный усилитель тормозов. В редких случаях причина кроется в заедающих поршнях рабочих цилиндров, а еще реже – в критически изношенных колодках;
    • К педали нужно прилагать совсем малое усилие. В этом случае нужно проверить тормозные шланги и убедиться, что из главного тормозного цилиндра не уходит жидкость.

    Как видите, отклонений от нормальной работы довольно много. В каждом случае систему нужно продиагностировать и провести ремонт как можно скорее . Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев неисправные компоненты тормозной системы нужно менять новыми, а не производить ремонт старых.

    Выбор новых элементов тормозной системы и экскурс по брендам

    Подбор новых деталей тормозной системы не таит в себе больших сложностей. Проблемы могут возникнуть разве что по ходу выбора неоригинальных шлангов и трубок – руководствоваться придется не столько кодами, сколько геометрией запчастей и имеющими данными о совместимости с вашей моделью автомобиля. В остальных же случаях автозапчасти можно искать по чему-то из следующего:

    • Код детали. Зная коды оригинальных комплектующих, можно легко подобрать коды аналогов. В этом очень помогают современные интернет-магазины;
    • VIN-код. Долгое время поиск по данному коду считался самым быстрым и надежным, однако с развитием электронных каталогов и составлением обширных кросс-баз удается обойтись вообще без использования VIN-кода;
    • Данные автомобиля. В случае тормозной системе речь идет только о марке, модели, а также годе выпуска. Иногда могут потребоваться данные мотора. По данным авто чаще всего ищут в интернет-магазинах запчастей.

    Запчасти ATE

    Но и здесь важно понимать, что покупая неоригинальные детали тормоза, автолюбитель рискует получить далеко не то качество, на которое он мог расcчитывать. А в случае со, скажем, тормозными диска, барабанами и колодками качество играет очень важную роль. Если в интересах автолюбителя купить хорошие детали тормоза, ему стоит обращать внимание на продукцию следующих фирм: ATE, Lucas-TRW, Zimmerman, Textar, NK, Sumitomo, Remsa, Raybestos (но только без индекса R в каталогах). На удивление хорошие, но при этом недорогие варианты можно найти в каталогах фирм Bosch, Rider, Mintex. Лучшим выбором является оригинал, однако в большинстве европейских автомобилей стоят комплектующие уже упомянутых ATE и Lucas-TRW, вследствие чего переплачивать за оригинал нет особо смысла. Также учитывайте, что основные компоненты тормозной системы подбирают и в соответствии с особенностями езды. Одним больше подойдут спортивные модели тормозов, а другим, напротив, классические тормоза для городской езды

    Вывод

    В современных автомобиля нашли применение довольно сложные, но крайне надежные тормозные системы. Их относительно легко обслуживать, а современный рынок предлагает множество решений по комплектующим. Неисправности тормоза категорически не рекомендуется игнорировать, ведь это чревато не только снижением комфортности езды, но также и снижением безопасности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *