Что такое втыковый и без втыковый двигатель
Перейти к содержимому

Что такое втыковый и без втыковый двигатель

  • автор:

Почему производители делают все больше втыковых моторов, и чем это плохо для автовладельцев

Давно известно, что моторы делятся на так называемые втыковые и невтыковые. Последние, в случае обрыва ремня ГРМ, не так сильно разорят на ремонте, то есть для рядового водителя они выгоднее. Тем не менее, производители все реже выпускают такие двигатели. В чем причина подобного подхода, выяснял портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Почему производители делают все больше втыковых моторов, и чем это плохо для автовладельцев

Если бы при обрыве ремня ГРМ ни на одном из моторов не загибало клапаны, это было очень удобно. Тем не менее, многие производители делают именно вытковые силовые агрегаты. А в процессе эксплуатации с ними случается разное. То водитель забывает про срок замены ремня или банально игнорирует проблемы с ним, либо прошлый владелец запутался в сроках обслуживания. Вот поэтому и происходит встреча клапанов с поршнем. В последнем ведь нет специальной проточки, которая и не позволяет ему встретиться с клапаном.

Понятие «втыковый двигатель» характеризует вероятность столкновения поршней с клапанами, в результате чего последние получают повреждения.

Получается, что мотор обречен на дорогой капитальный ремонт. При этом «приговор» сервиса касаемый восстановления двигателя может быть разным. Есть вариант обойтись малой кровью, поменяв всего пару клапанов, или сделать расточку цилиндров, если какие-то осколки или детали причинили дополнительный ущерб. Ну а самый плохой выход — замена блока цилиндров. Это не только дорого, но потянет за собой еще и перерегистрацию двигателя в ГИБДД.

Как водители убивают форсунки и клапаны, даже неподозревая об этом

Незнание доведет до дорогого ремонта

Фото из открытых источников

Читайте также

Так почему производители все чаще делают большинство двигателей именно втыковыми? Дело в том, что в Европе вводятся все более жесткие экологические нормы, а покупатели не хотят ездить на маломощных автомобилях. Эту проблему и решают инженеры. Они хотят снять с единицы объема двигателя как можно больше мощности за счет применения технологии непосредственного впрыска топлива, увеличения степени сжатия и облегчения поршневой группы.

А ведь поршень с проточкой под клапана не может быть легким. Иначе он просто не выдержит расчетной нагрузки. Да и степень сжатия с такими проточками сильно не повысить, так как опять же идет нагрузка на поршень и его придется делать еще толще. Вот поэтому невтыковый мотор получается менее мощным, да еще и тяжелым, а это многим не нравится.

Поэтому производителю выгоднее выпускать именно втыковые моторы, потому как с ним автомобиль получается легче и экологичнее. Что же делать покупателям? Просто строго соблюдать сроки замены ГРМ и приводного ремня. Так можно избавить себя от неприятностей.

Как правильно завести автомобиль, чтобы не «убить» мотор

Даже исправный автомобиль может подкинуть проблемы

Фото из открытых источников

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Безвтыковый поршень.
Панацея или скрытая угроза?

Друзья. Каждый из Вас наверняка слышал истории о том, как на двигателях рвутся ремни ГРМ. Причин его обрыва может быть множество: от износа ремня и подклинивания натяжного ролика до рассыпавшегося подшипника помпы. Однако результат, как правило, один — это дорогостоящий ремонт головки блока. При обрыве ремня ГРМ у большинства двигателей гнет клапаны. И сколько раз приходилось слышать сожаления владельцев о том, что были бы на двигателе безвтыковые поршни, серьезных проблем удалось бы избежать.

И действительно, так называемые безвтыковые поршни с лунками под полный ход клапана стали спасением для тех, кто по какой либо причине прошляпил время замены ремня ГРМ. В случае его обрыва открытые клапаны при прохождении поршнем верхней мертвой точки не бьются об его днище, а утапливаются в его тело без каких либо последствий.

Казалось бы, вот оно, решение проблемы. Делай лунки во всех поршнях, и будет всем счастье. Но не все так просто. Если порассуждать о форме и размерах камеры сгорания, степени сжатия и прочих конструктивных особенностях современных двигателей, мы придем к мнению, что для многих двигателей такие лунки в днище поршня — непозволительная роскошь. Да и не всегда они панацея, как выясняется. Сегодня мы рассмотрим случай, когда даже при наличии таких углублений клапан при обрыве ремня ГРМ все одно встретится с поршнем.

А причина этого невероятного события может быть только одна — нагар на днище поршня и на тарелки клапана. Речь идет не о незначительном поверхностном слое, когда он лишь немного подкапчивает поверхности, хотя и от этого двигателю пользы мало. Мы говорим о нагаре, который буквально забивает собой эти самые спасительные лунки, сравнивая их с поверхностью днища поршня.

Нагар нарастает толстым слоем и на тарелке (тарели) клапана, заставляя его выступать над камерой сгорания на несколько лишних миллиметров. В итоге все старания конструкторов становятся тщетными, и при обрыве ремня клапан обязательно уткнется в поршень.

Результат будет таким же, как и на втыковом поршне – клапан загнет. Пусть не сильно, пусть с незначительным изменением геометрии, однако итог будет один – головку блока придется ремонтировать.

Еще больше боятся нагара так называемые цековки. Это незначительные углубления в днище поршня под клапаны, призванные компенсировать нерасторопность последних при возврате их обратно после открытия. Пружина, которая их возвращает, особенно на высоких оборотах, имеет некую инерционность, в связи с чем клапан закрывается чуть медленней, чем открывается. И вот для того, чтобы поршень не догнал клапан прежде чем тот успеет закрыться, и служат эти незначительные выборки. Забитые же нагаром, они уже не могут обезопасить клапан от встречи с поршнем даже при исправном механизме ГРМ.

Так что такое безвтыковый поршень — панацея или скрытая угроза? При использовании качественных ГСМ, исключающих появление нагара, это действительно панацея. А вот если лить в бак сомнительного качества топливо и заливать в двигатель низкокачественное масло, то с ростом нагара любой поршень со временем превращается во втыковый. И когда это произойдет, одному только углероду ведомо. Так что если в камере сгорания, на поршнях и клапанах появился нагар, постарайтесь поскорее от него избавиться.

Для удаления нагара в ассортименте продукции нашей компании есть эффективные препараты. Речь идет о пенной раскоксовке камеры сгорания «ВАЛЕРА» и очистителе масляной системы «ВАЛЕРА» раскоксойл. Для удобства пользования они объединены в набор «Комплексная раскоксовка». Профилактическое применение этих продуктов позволит избежать много проблем, связанных с нагаром, в том числе и встречу клапанов с изначально безвтыковыми поршнями.

Наша страница на DRIVE2:

Превращаем втыковый вазовский мотор в безвтыковый

Вазовский мотор редакционного Datsun mi-DO пережил встречу клапанов с поршнями. Причина: на ремне ГРМ срезало зубья. Эксперты «За рулем» решили не просто отремонтировать, а модернизировать двигатель, чтобы подобного не повторилось. Смотрите, как установить обновленную поршневую группу.

Чтобы модернизировать вазовский моторDatsun mi-DO, нам понадобится заменить ключевые детали и необходимые прокладки.

Но обо всем по порядку.

Делу крышка

Мы оставляем прежнюю клапанную крышку, а сопутствующие прокладки, в том числе и две втулки, вставляющиеся в отверстия на крышке, понадобились новые. Обратите внимание, что при замене втулок герметик не требуется. Многие герметики со временем отслаиваются, попадают через масляные каналы в поддон, а оттуда — в маслозаборник, забивая систему. Поэтому мы рекомендуем по возможности не использовать герметик.

Всему голова

Переходим к головке блока цилиндров. Меняем все клапаны, оказавшиеся загнутыми, на новые. Для этого притираем их и проверяем на герметичность. Затем ставим маслосъемные колпачки, а после — сами клапаны. При снятии головки блока повреждаются все прокладки, и их также необходимо заменить.

Особенно важна прокладка между головкой и блоком. Она двухслойная, металлическая, с пружинящими «зигами», которые обеспечивают герметичность соединения при меньшем моменте затяжки. Благодаря этой детали существенно сокращается объем газов, попадающих в картер двигателя, — это помогает стабилизировать его работу, а меньший момент затяжки снижает деформацию стенок цилиндров. На нашем моторе используются болты М10, затягивающиеся в три приема: сначала — с моментом 20 Нм, затем они дважды доворачиваются на 90°.

Обратим внимание на распредвал. На его подшипниках есть участки, которые необходимо — без фанатизма! — смазать герметиком, чтобы масло не вытекало по торцевым поверхностям. Притянув головку, при установке толкателей нужно проверить зазоры в клапанах, так как все клапаны у нас новые, а шайбы старые. Последние при необходимости также придется заменить. На шайбах есть маркировка, при установке она должна оказаться внутри толкателя. Шайбы располагают так, чтобы они не протирались при контакте с кулачком распредвала.

Тонкости ШПГ

Переходим к самому интересному — к шатунно-поршневой группе. На нашем втыковом двигателе у поршней нет проточек под клапаны. Мы решили поменять поршни на новые, с проточками, причем вместе с шатунами, так как старые погнулись. Запчасти мы заказали у официального дилера Federal Mogul. В комплект на один цилиндр входят поршень, кольца, палец и собственно шатун вместе с болтами для крепления нижней крышки его головки. На днище поршней видны проточки, а также нанесены номер 11189, стрелка, указывающая направление установки поршня в блок цилиндров, и дата выпуска. Юбка имеет улучшенное покрытие из оксида железа, защищающее ее от повреждений.

Нижняя головка шатуна изготовлена по разрывной технологии, за счет чего место стыка практически не видно. Болты, которыми крепится нижняя крышка шатуна, затягиваются в два приема: сначала — с моментом 20 Нм, затем доворачиваются на 135°. Ориентироваться при сборке помогают выступы на нижней крышке и на теле шатуна. На нижней головке этой запчасти, с двух сторон, есть дублирующаяся в двух местах маркировка: указаны дата выпуска детали и ее номер в партии. Все номера должны совпадать.

По диаметру юбки поршни делятся на три класса. У нас были поршни класса В, поэтому и новые имеют тот же класс, о чем говорит соответствующая маркировка на деталях. Пометка есть и на блоке цилиндров — на привалочной поверхности, рядом с резьбовыми отверстиями, где крепится поддон двигателя.

При покупке запчастей также важно учесть класс шатуна по массе! Эта информация есть на крышке нижней его головки. Таких классов три, и они обозначаются точками — одной, двумя или тремя. В комплекте должны быть шатуны одного класса либо соседних, например первого и второго, но ни в коем случае не первого и третьего.

Отдельно скажем о неравномерном износе вкладыша на шатунной шейке, на который после истории с двигателем Datsun mi-DO обратили внимание многие наши читатели. Подобный износ — следствие технологической особенности обработки шеек, он допустим и на ресурсе двигателя никак не сказывается.

После установки поршневой группы и затяжки болтов крепления шатунов ставим алюминиевый поддон. Прокладка здесь не нужна — только герметик. Желательно использовать маслобензостойкий состав. Наносить следует совсем немного герметика, чтобы излишки не выдавило во внутреннюю полость.

Новые зубья

Переходим к приводу ремня ГРМ. Мы выбрали комплект Gates, в который входят помпа от Dolz с прокладкой, ремень и ролик с полуавтоматическим натяжителем. К слову, для натяжения используются разные приспособления. Мы подобрали серповидный захват, рассчитанный под ролик. Захват ставится на ролик, к головке последнего прикручивается болт, и ремень натягивается. Мы отдали предпочтение большому набору с помпой, чтобы подстраховаться: пробег у нашего автомобиля 68 тыс. км, и сколько еще проживет установленная на нем помпа, неизвестно.

Ремень привода вспомогательных агрегатов также было решено поменять — на старом появились отслоения. Мы купили ремень Gates 6PK995 и новый ролик INA вместо посвистывающего старого.

Цена вопроса

Что касается стоимости работ, то и здесь разброс очень большой. В Московском регионе в зависимости от сервиса ремонт подобного вазовского двигателя обойдется в сумму от 15 000 до 40 000 рублей.

Чтобы «довести до ума» мотор ВАЗ-21116, придется потратить время на поиск запчастей и приличную сумму. Но если втыковый двигатель уже накрылся — а случиться с ним это может когда и где угодно, — такая доработка гарантированно избавит вас от повторения подобной ситуации и всех возможных последствий.

Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на [email protected] .

Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

Подпишитесь на «За рулем» в

Что такое втыковый и без втыковый двигатель

В рамках совместного проекта LADA и Официального Лада Клуба «LADA глазами потребителей», мы запускаем опрос о «безвтыковых» двигателях.

Пожалуйста, примите участие и ответьте на вопрос: «Как Вы отнесетесь к установке АВТОВАЗом «безвтыковых» (при разрыве связи коленвал / распредвал поршни не касаются клапанов, конструктивно такая возможность исключена) моторов на автомобили марки LADA?»

Принять участие в опросе — http://simpoll.ru/run/survey/a01acae8

10.05.2016, 17:00

примите участие
принял!
только вот кто додумался у нас, в России, сделать такой двигатель, чтобы клапана гнуло при разрушении ремня ?
ну ещё как-то могу понять, там, у них, в Европе.
но, зачем это делать у нас ?

10.05.2016, 17:27

Принять участие в опросе
Принял.

Если есть возможность, сделать двигатель не втыковым,
за «без денег», нужно делать.

Если два авто будут стоять рядом, а один без втыка в одинаковых комплектациях,
выбор очевиден, да «100 $» бы не пожалел за это, по старому курсу ))) .

10.05.2016, 17:46
я против. ещё нужно бензин мин. 98 и мощность 100.1 лс
10.05.2016, 17:51
я против. ещё нужно бензин мин. 98 и мощность 100.1 лс
— Еще занизить и увеличить цену! )))
Pavlik Morozoff
10.05.2016, 18:58

Смысл опроса: Как вы относитесь к садомазо:
а) Делайте со мной что хотите
б) Я не такой
в) Я готов до платить, чтоб со мной такого не произошло.
В чём смысл втыка. Экология — в стране почитающей Присвятую Углеводородицу, на это наср@ть. МоЩЩЩь — налога на на объём и кол-во цилиндров вроде нету. В чем плюс втыка. Влететь на деньги, ознакомится с расценками на общественный транспорт, поиметь повод зайти на форум( в тему сталинграда..). Одно дело на дороге выставить валы по меркам под новый ремень.

Мастеровой
10.05.2016, 19:45

Я считаю что такой двигатель и нужно было изначально проектировать. Пусть на нём немного упадёт мощность(а может и нет), но зато в эксплуатации будет какая то надёжность при не очень хорошем качестве роликов ГРМ и помпы.

10.05.2016, 19:57
Оставить 11183 двгатель на конвеере. И возможность сборки нужного конфига автомобиля.
10.05.2016, 20:01

Оставить 11183 двгатель на конвеере.
— да они скорее всего заморачиваются с двигателем на Весту и Х Рэй,
там этот наверно слабовастый .

Вячеслав Л
10.05.2016, 20:05
Всеми четырьмя руками ЗА возврат к двигателям, за которые не страшно.
10.05.2016, 20:36

Проголосовал за средний вариант. Хотя, за все время владениями машинами ВАЗа рвался ремень только один раз на девятке, и то, когда я уже собирался его менять, новый лежал в багажнике. Сменил прямо на трассе за 10 минут и поехал дальше. Учитывая, что на продукции ВАЗа накатал в сумме на всех своих машинах около 490 тысяч километров честно скажу — плевать на втыковость, надо просто вовремя обслуживать машину.

10.05.2016, 21:37

честно скажу — плевать на втыковость, надо просто вовремя обслуживать машину.
У меня на работе четыре приоровода. у всех четырёх рвало ремень (по разным причинам ), у последнего вот через 12 т.км. после замены всего ГРМ.
Плевать если от дома на 20-30 км. ездишь. а поедешь к примеру на море и по Ростовом втык словишь, поверь мне, за 183 мотор будешь обеими руками голосовать.

10.05.2016, 21:49

у логана при обрыве гнет так никто не жалуется. мож суть опроса в применении цепи или надежного привода

Добавлено через 38 секунд
183 мотор будешь обеими руками голосовать.
на 1литр больше со слов владельцев жрет, да и мощности всегда мало

10.05.2016, 22:12
И звук работы что у того дизеля.
10.05.2016, 23:36

на 1литр больше со слов владельцев жрет, да и мощности всегда мало
Самый объективный расходомер, имхо, это трасса. у меня при поездке на море по м-4 на Калине 183 на 92 бензине при средней скорости 80 км.ч, расход составлял по б/к 5,4 литра. на ЛГ 186 на 95 бензине при той-же средней скорости 5,7.
..мощности да, маловато. если это кому важно на машине этого класса.

Добавлено через 4 минуты
И звук работы что у того дизеля.

Ну. большой разницы между 183 и 186 в звучании особо нет, а вот при трогании в натяг на Калине с её 183 мотором глушак так не колбасит, а вот на ЛГ колбасит. вот где дизель-то. но это уже другая тема.

11.05.2016, 07:22

на 186 не ездил, а вот 126 очень тихий моторчик, мне крайне нравился, и в натяг на автомате не тронешься, что тоже очень приятно 🙂 При этом он втыковый. Но я и на юг ездил и не на юг, куда только не ездил, ваще не парился 🙂

11.05.2016, 14:35

— Хоть заобслуживайся, хоть заперестраховывайся, брак бывает
у всех, — и если в одном случае, — «ни чего страшного» в другом,
будешь висеть в незнакомом городе или какой деревне.

— Был бы выбор, на втыковый бы и не посмотрел .

— это у законодателей мод — плотность населения позволяет, да и размер страны, в отличии от нас .

11.05.2016, 20:42

— Был бы выбор, на втыковый бы и не посмотрел .
Аналогично. два раза у меня были проблеммы с ремнём. один раз зубья срезало на каленвалу. другой раз банальный обрыв. моторы были «невтыковые», первый раз на тросу домой волок 60 км., нервяк ещё тот. второй раз недалеко от дома был, позвонил, привезли ремень. и через пол-часа я дальше поехал.
А любителям «тихих» моторов желаю дальнейшего оптимизма и многих лет безпроблемной езды.

Chemisterik
11.05.2016, 20:50

Вот это решение вопроса по нашему — по русски. Вместо того чтобы повысить качество ремней и роликов (чтобы приблизить вероятность обрыва к нулю), мы будем конструировать новый двигатель.

Если такой движок внедрят повсеместно, то ремни станут вообще расходником.

12.05.2016, 06:54

Есть же фанаты, кто на 126 мотор с новья ставит безвтыковые поршня, благо они есть в свободной продаже. Что Вам мешает это сделать, раз так боитесь брака?

12.05.2016, 15:58

Лично я боюсь или вернее боялся потерять гарантию из за коробки, ибо что это, не знал ни кто.. И всякие новинки в машине, которые не просто купить.

12.05.2016, 16:01

Всем привет ,купил лада-гранта с пробегом 2500км и столько же проехал,воет коробка. Хочу заменить масло в коробке на Хадо минералку.что скажете и какое масло лить в мотор?

12.05.2016, 16:02

Вот они говорят, конструктивно не возможно, зачем спрашивают тогда? Теоретически конструктивно возможно, что бы клапана открылись, вылезали чуть чуть, но дыры были больше ну и выемки на поршнях, форма домиком . Отодвинуть поршень в низ, а воздух на сжатие нагнетать турбиной или ход увеличить, да наверняка есть варианты.

12.05.2016, 16:29

Всем привет ,купил лада-гранта с пробегом 2500км и столько же проехал,воет коробка. Хочу заменить масло в коробке на Хадо минералку.что скажете и какое масло лить в мотор?

Из личного опыта:
масло хадо — дерьмо, уж простите за откровенность.
Лучше налить лукойловское масло и присадку хадо.

12.05.2016, 18:10

минералку.
Я всегда заливал синьку.
воет коробка.
Не воет, а гудит, — у всех так и не только у Ваза бывает.
Относиська к этому спокойно и проблема уйдет ))) .
какое масло лить в мотор?
Есть спец тема про масло в двигатель,
если её внимательно изучить, то запросто можно начать самому
давать советы, при чем грамотные.

andrey.vlad
12.05.2016, 20:22

Самый объективный расходомер, имхо, это трасса. у меня . на Калине 183 . расход составлял по б/к 5,4 литра. на ЛГ 186 на 95 бензине при той-же средней скорости 5,7.
согласен с данным оратором, разница не велика.
мощности да, маловато. если это кому важно на машине этого класса.
На моей Калине двигатель 11183-50 по мощности с грантодвигом разницы не заметил. в гору тащит мощнее. Там где в гору на Калине на 90 км/час ехал на 5 скорости, Гранта «просит» 4ую.
Ну. большой разницы между 183 и 186 в звучании особо нет, а вот при трогании в натяг на Калине с её 183 мотором глушак так не колбасит, а вот на ЛГ колбасит. вот где дизель-то. но это уже другая тема. соглашусь.

Добавлено через 1 минуту
И звук работы что у того дизеля.
Пока не прогреется до 65-70 градусов. Потом звук работы нормальный.

простоколян57
12.05.2016, 21:46

была девятка лет 6 назад. На загородной трассе заглох двигун. Вышел посмотрел под машиной сыро, подняв капот обнаружил соскочивший ремень и скив помпы на боку, все ясно, позвонил будущему тестю тот привез помпу и тосол. пока ждал, все разобрал, хотя ремонтировать двигатель посте тчательного нагрева — дело не благодарное! при прибытию з/п они были установлены вместе со стареньким ремнем из багажника, на котором проездил еще 2 года с ним и продал машину! все дело проходило в поле! вот она ремонтнопригодность вазовская, которую люди уважают! А теперь на гранте вроде бы с тем же 8 мотором после модернизации если ночью плохо спал, то утром бежишь смотреть состояние ремня, а если на форуме в соответствующую тему залез, то спать не будешь! на вазе должен стоять двс раз уж надежного не получается, то как минимум на коленке чинется!

13.05.2016, 00:06

На моей Калине двигатель 11183-50 по мощности с грантодвигом разницы не заметил. в гору тащит мощнее. Там где в гору на Калине на 90 км/час ехал на 5 скорости, Гранта «просит» 4ую.
на калинах1 коробки городские?

Добавлено через 2 минуты
Есть же фанаты, кто на 126 мотор с новья ставит безвтыковые поршня, благо они есть в свободной продаже. Что Вам мешает это сделать, раз так боитесь брака?
те же фанаты говорят что теряется мощность и увеличивается расход. зато стоят такте поршня как комплект ГРМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *