Для чего предназначена левая полоса движения
Перейти к содержимому

Для чего предназначена левая полоса движения

  • автор:

Правила дорожного движения 2024

Количество полос на проезжей части для движения нерельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16 , 5.17.1 , 5.17.2 , а при их отсутствии — самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.

На дороге нанесена разметка 1.3 , разделяющая транспортные потоки противоположных направлений. Учитывая ширину проезжей части, габариты транспортных средств и безопасные интервалы между ними, водители самостоятельно определили, что эта проезжая часть имеет четыре полосы (по две в каждом направлении).

Поскольку знаки, определяющие количество полос, отсутствуют и разметки не видно (или она отсутствует) водители самостоятельно определяют количество полос — по одной полосе для движения в каждом направлении.

500 злотых штрафа за блокирование левого ряда на польских дорогах

правила ПДД в Польше

В правилах дорожного движения Польши четко сказано, что левая полоса дорожного полотна предназначена для водителей, которые хотят совершить обгон транспорта, движущегося по правой полосе, а также левой полосой имеют право пользоваться те, кто поворачивать налево. В других случаях занимать левый пас дороги – это серьезное нарушение ПДД Польши, размер штрафа за которое достигает 500 злотых. И не смотря на это, именно левые полосы на польских дорогах чаще всего “заблокированные”, в отличие от правых. Таким образом, скорость движения в левой полосе резко падает, а это не дает возможности совершить безопасный маневр для обгона.

Согласно ПДД Польши, водители транспортных средств, напротив, должны отдавать предпочтение полосе, что находится справа, а левый пас использовать в конкретных случаях и не допускать его перегрузки. Особенно опасно это на автобанах и скоростных трассах, ведь часто водители, не имея возможности совершить обгон по левой полосе, ищут для этого другие пути, что нередко и становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Важно также знать, что на дороге, где расположены 3 полосы в одну сторону, средний ряд следует воспринимать как левый, то есть занимать его для длительного движения – тоже нарушение. Регулярное игнорирование этих правил ПДД побудило польскую полицию к активным действиям: теперь нарушители будут платить за блокировку левых полос дороги. Размер штрафов будет колебаться от 20 до 500 злотых, к тому же, таким водителям будут начислять 2 пункта карных, пишет moto.onet.pl.

дороги Польши

В Западнопоморском воеводстве несколько десятков нарушителей уже оштрафованы. Во время первой акции, проведенной в июле, только в течение одного дня полицейские задержали 44-х водителей, которые блокировали левую полосу движения, 34 получили штраф, 10 – устное предупреждение.

Однако дорожная полиция Польши не намерена останавливаться и обещает серьезно бороться с блокировкой левых полос движения на территории всей страны.

Очередную акцию под названием «Правостороннее движение» провела полиция Щецина в период с 22 до 25 августа текущего года. Полицейские из Отдела Дорожного Движения KMP в Щецине в течение первых двух дней акции задержали несколько десятков водителей, которые перегородили левую полосу движения. К сожалению, большинство из них не знали, что нарушают правила, занимая левую полосу.

Соблюдение правил ПДД в Польше не только гарантирует вам безопасность, но и убережет от штрафов, которые порой очень высоки. Напомним, что теперь иностранные граждане смогут оплачивать штрафы за нарушение ПДД в Польше карточкой.

Можно ли ехать по левой полосе при свободной правой?

Не только новички, но и опытные водители порой игнорируют при движении авто существующие правила выбора полосы. Вспомним теорию и разберёмся, как предпочтительно двигаться в городе и за ним: по правой или левой полосе. А так же выясним, могут ли наказать, если водитель ошибся или намеренно выбрал «запретную» полосу. А если вы только планируете стать водителем, воспользуйтесь советами как быстро выучить ПДД для сдачи экзаменов в ГИБДД.

Рядность движения

Особенности движения по автодорогам разных стран обусловлены местными правилами. Но, если говорить о рядности движения на дорогах, то почти во всех странах мира правилами регламентировано следующее: для движения потока автомобилей предпочтителен правый ряд. А вот при необходимости маневрирования водители могут выезжать на левую полосу. Не исключение и Россия.

Загородная трасса: на чем основывается выбор полос

  • обгон впередиидущего автомобиля или любого другого транспортного средства;
  • объезд препятствия любого типа на своей полосе;
  • надобность поворота или разворота.

То есть, по левой полосе можно объехать любое препятствие, мешающее движению, в том числе ямы на дороге, ремонт дорожного полотна, чье-то неудачно припаркованное авто и т.д. Так же разрешается занять левую полосу на время обгона другого ТС. не накажут и если водитель перестроился влево перед левым поворотом или разворотом. Но заблаговременность перестроения должна быть в пределах разумного, а не за километр до развилки.

Главное условие: после совершения маневра, водитель обязан вернуться в правую полосу.

Движение в городских «джунглях»: любая полоса?

В какой полосе ехать автомобилисту в черте города, зависит от нескольких факторов.

Когда попутных — две

Если попутных полос две, то ехать теоретически можно по любой из них. Главное, не забыть перестраиваться при поворотах: если нужно налево – занимайте левую полосу заблаговременно, собираетесь направо – перестраивайтесь в правую.

Не вправе выбирать одну из двух полос лишь «тихоходы» — автомобили, которые технически не способны развивать скорость более 40 км/ч. В этом списке не только различная сельскохозяйственная техника, но и неисправные ТС. Им предписано движение только по правой полосе даже в городском режиме. Включенная аварийная сигнализация – правила не отменяет! Естественно, это касается лишь обычного движения, маневрирование осуществляется по общим правилам.

Трёх и более полосная дорога

В городской дорожной структуре нередки дороги, где попутных полос три, четыре или даже больше. Для них действуют правила, описанные ниже.

Легковым авто, если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» — можно ехать по левой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, также разрешается.

Грузовикам ( разрешенная максимальная масса более 2,5 тонн), если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» — можно ехать только по правой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, ему можно ехать по левой полосе.

Особняком в правилах стоят автомагистрали обозначенные спецзнаками (5.1 и 5.3) и прочие дороги, где можно развивать скорость более 80км/ч. На таких скоростных дорогах в городской черте левый ряд при свободном правом занимать нельзя, за исключением замены полосы при обгоне, объезде препятствия, повороте или развороте.

Дороги с односторонним движением

На дорогах с односторонним движением – правила те же: желательно ехать как можно правее, оставляя свободной крайнюю левую. Она традиционно предназначена для поворачивающих и разворачивающихся.

Исключением является лишь выезд на левую полосу для остановки или стоянки. При одностороннем движении в населенных пунктах разрешается остановка и стоянка ТС у левого края дороги. При этом большегрузные машины могут остановиться у левой стороны автодороги только для погрузки и разгрузки.

Могут ли оштрафовать за неправильный выбор полосы движения?

1500 рублей будет стоить опрометчивость водителя, движущегося по левой полосе за городом. Естественно, если весомых причин для такого поведения у него нет.

Инспектор ДПС вправе выписать штраф за неправильное расположение авто не проезжей части

Штрафовать водителей за такое нарушение камеры еще не обучены, сделать это может только инспектор, коих на загородной трассе не так часто можно встретить. А вот в городе или селе, где посты ДПС дежурят гораздо чаще, инспектор ГИБДД может выписать протокол за нарушение по статье 12.15 КоАП:

  • водителям автомобилей движущихся по левой полосе с включённой аварийкой;
  • управляющим транспортными средствами, которые не могут развить скорость свыше 40 км/ч.

Учите правила, чтобы, не только получить права, но и став участником дорожного движения, не создавать аварийных ситуаций.

Движение по левой полосе

В данной статье речь пойдет о правомерности и целесообразности движения по левой полосе (или левее от крайней правой полосы) в населенных пунктах и вне оных, а также какие опасности могут вас подстерегать в процессе движения на этих участках дороги.

Так как проезжая часть дороги бывает разной допустимой для движения ТС ширины, заранее условимся, что многополосной дорогой будем считать дорогу, проезжая часть которой имеет две и более полос одного (данного) направления.

И еще. Поскольку велосипедам и мопедам ПДД разрешают перемещаться только по правым полосам проезжей части, то их движение в числе остальных нерельсовых транспортных средств в этой статье рассматривать не будем.

Далее, по тексту:

Правила движения по левой полосе

В чем заключаются, так сказать, «общие» правила движения по левой полосе?

Левые полосы считаются более скоростными. На относительно больших расстояниях, когда отсутствует техническая возможность для поворотов налево, движение по левой полосе (по левым полосам) очень удобно.

Но есть условная категория ТС, которым движение по левым полосам или въезд на крайнюю левую полосу разрешены только в определенных случаях (об этом — ниже по тексту).

Поток машин

Если скорость транспортного средства не превышает 40 км/ч или по техническим причинам оно не может развить такую скорость, то такое ТС должно двигаться по крайней правой полосе (пункт 9.5 ПДД).

Перестраиваться на крайнюю левую полосу в этих случаях разрешается только для объезда, для поворота налево (разворота) или для остановки в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Как говорится, хотите ехать быстрее — занимайте левую полосу, а не хотите или не можете — оставайтесь ехать в правой полосе.

На любых! дорогах, имеющих для движения в одном направлении три полосы и более, крайнюю левую полосу разрешается занимать только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота (пункт 9.4 ПДД).

Для чего существует вышеуказанное требование ПДД? Дело в том, что крайние левые полосы на многополосных дорогах часто используют службы скорой помощи, МЧС, МВД и прочие госслужбы, выполняющие неотложные задачи.

Поэтому занимать левую полосу без крайней необходимости запрещается.

Грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн на дорогах, имеющих для движения в одном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только для поворота налево или разворота (пункт 9.4 ПДД).

На автомагистралях (дорогах, обозначенных знаком 5.1) и дорогах для автомобилей (обозначенных знаком 5.3) грузовым машинам с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн запрещается выезжать далее второй полосы (пункт 16.1 ПДД).

На этом вопрос правомерности движения по левым полосам исчерпан.

Если у вас легковой автомобиль, и он может ехать быстрее 40 км/ч, вам разрешается движение по любой из полос, в т.ч. расположенных левее крайней правой полосы, в соответствии с пунктом 9.4.

Но помимо правомерности еще необходимо помнить, что процессы движения по левым полосам в населенном пункте и за его пределами между собой отличаются, хоть и незначительно.

Главное отличие — это разная разрешенная скорость движения и наличие перекрестков со светофорами или без оных.

Движение по левой полосе в населенном пункте

Скорость движения в пределах населенных пунктов ограничена величиной в 60 км/ч (пункт 10.2 ПДД). Кроме этого пересечения дорог населенного пункта образуют множество перекрестков разного типа.

Поскольку крайние левые полосы предназначены для движения «прямо» и для поворота налево или разворота (а иногда только для поворота налево или разворота), то следуя по левой полосе в намерении проехать через него «прямо», и если заранее не успеть перестроиться, есть риск «застрять» на перекрестке.

Чтобы не ждать, пока «передний» автомобиль повернет или развернется, и освободит проезд, его можно объехать с правой стороны — выполнить, по сути, перестроение на перекрестке.

Этот маневр нужно осуществить с повышенным вниманием (сначала прояснить для себя обстановку справа-сзади вашего авто), потому что в сложившейся ситуации существует высокая вероятность столкновения с автомобилем, который едет в смежной полосе в направлении «прямо» через перекресток.

В обстоятельствах интенсивного движения, в этих условиях ДТП наиболее вероятно, потому что все спешат успеть проехать за время, пока горит разрешающий сигнал светофора.

Подробнее о других напряженных моментах — в статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке.

Нередко с левых полос организуют въезд на прилегающую территорию, расположенную слева от дороги, например, поворот на АЗС.

Разогнавшись по левой полосе, есть вероятность неожиданно «упереться» в автомобиль, который, пропуская свои встречные машины, ожидает возможность повернуть налево или развернуться на таком участке дороги.

Чтобы проехать дальше, его придется объехать справа, по смежной полосе (другого разрешенного пути нет), опять же, следует делать объезд очень внимательно, сначала убедившись, что перестроение на смежную полосу будет безопасно.

Если вовремя не заметить (еще на подъезде) остановившийся в крайней левой полосе для поворота (разворота) автомобиль, или заметить его слишком поздно, то возможно всякое развитие событий, в т.ч. столкновение с ним по причине того, что остановиться до него уже не хватит расстояния, и возможности объехать его справа тоже не будет.

Один такой случай рассмотрен на примере реальной дорожной ситуации в статье Неожиданный «сюрприз» на второй полосе.

Несколько другой случай ДТП, также связанный с выездом из занимаемой левой полосы, рассмотрен в статье Смена полосы – вот как бывает. В обеих статьях присутствуют видеоролики с происходящим.

Выезд из полосы

На левых полосах в любом месте дороги, а не только на перекрестках, может случиться что угодно, в т.ч. образоваться любое «препятствие» в виде ДТП, остановившегося автомобиля по причине поломки или из-за того, что водителю вдруг стало плохо и др.

Поэтому необходимо вести автомобиль в соответствии с погодными и дорожными условиями, постоянно смотреть далеко, на несколько машин вперед, анализировать ситуацию и заблаговременно принимать меры безопасности (хотя бы заранее снижать скорость).

Движение по левой полосе вне населенного пункта

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 («Автомагистраль») или 5.3 («Дорога для автомобилей») или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, пункт 9.4 ПДД разрешает вести свой автомобиль по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Таким образом, левые полосы на трассах (за пределами населенного пункта) предназначены для опережения своих «соседей» по дорожному потоку, а также для движения по этим полосам в случаях, когда правая полоса занята другими машинами.

Описанная выше варианты потенциальной опасности во время движения в населенном пункте актуальны также и для движения за городом (вне населенного пункта).

Все эти случаи внешне похожи, но дорожные условия за пределами населенного пункта жестче — у транспортных средств значительно выше скорость.

Известно, что зависимость длины тормозного пути автомобиля от его скорости не прямая, а квадратичная, т.е. при увеличении скорости вдвое, тормозной путь увеличивается в четыре раза!

Поэтому, потенциально, времени для остановки на трассе у вас в четыре раза меньше, чем в той же ситуации, но в населенном пункте на значительно меньшей скорости.

На трассе ситуация развивается быстрее. Автомобиль на трассе приближается намного быстрее, чем кажется.

Соответственно, последствия неверной оценки ситуации и вовремя не принятых мер безопасности для избежания ДТП, за пределами населенного пункта бывают очень серьезными и часто трагичными.

Один из примеров такого ДТП на трассе, как раз по данной теме, есть в статье по разбору дорожной ситуации Препятствие на второй полосе.

Перед ДТП

Из-за того, что скорость движения на трассе выше, есть смысл периодически-постоянно следить за обстановкой сзади автомобиля, перестраиваться быстро, а перед съездом включать указатели поворота заблаговременно, чтобы едущим сзади были понятны ваши намерения.

На многополосных дорогах во время движения «между» двух полос еще есть большой смысл обращать внимание не только на ситуацию впереди и сзади своей машины, но и на обстановку на соседних с вами полосах.

В публикации Не занимай левую полосу есть хороший пример того, как, наблюдая за дорогой и своевременно приняв меры, удается избежать серьезной аварии на КАДе в процессе объезда другого ДТП.

Разных примеров можно привести множество. Необходимо понять, что ПДД лишь упорядочивают движение по дороге, расставляют приоритеты.

Но формальное соблюдение вами Правил дорожного движения не может гарантировать того, что ваш автомобиль ни с кем не столкнется.

Беззаботную поездку можете гарантировать себе только лично вы сами, ведя свой автомобиль на безопасной скорости, и своевременно принимая другие меры безопасности, с учетом реальной оценки сложившихся дорожных обстоятельств.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «движение по левой полосе», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 17.05.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *