Густое моторное масло для бензинового двигателя какое
Перейти к содержимому

Густое моторное масло для бензинового двигателя какое

  • автор:

Маркировка моторного масла – как их читать и о каких типах нужно знать? Как правильно выбрать моторное масло?

Маркировка моторного масла – как их читать и о каких типах нужно знать? Как правильно выбрать моторное масло?

Какая маркировка моторного масла? API SL, 10W-40, CG, C3 – эти типы кодов можно найти на упаковке моторного масла. Что они имеют в виду? Они говорят о классе данного препарата. Какова классификация моторных масел? Вот ответ.

Маркировка моторного масла – основная информация

Моторное масло – один из ключевых препаратов, используемых в автомобилях. Это оказывает очень большое влияние на правильное функционирование приводного устройства. Ответственный, среди прочего: для смазки и уменьшения трения, возникающего между элементами двигателя. Он также играет важную роль в охлаждении двигателя и его герметизации.

В зависимости от масляной основы масла можно разделить на три основных типа.

  • синтетический – производятся из базовых компонентов путем объединения отдельных химических соединений; они наиболее технологичны и лучшего качества, выдерживают высокие термические нагрузки и имеют низкую вязкость, благодаря чему хорошо защищают двигатель даже при низких температурах,
  • минеральная – произведенные в процессе переработки сырой нефти; они характеризуются гораздо большей вязкостью по сравнению с синтетическими и не являются однородными; может содержать серу или углеводороды и создавать нагар в двигателе,
  • полусинтетика — произведено на основе минеральных масел с синтетическими присадками; являются промежуточным продуктом.

Какая классификация моторных масел по вязкости – SAE?

Классификация вязкости моторного масла SAE, вероятно, является наиболее известным стандартом. Он был разработан Американским обществом инженеров автомобильной промышленности.

В стандарте SAE представлен класс вязкости моторного масла, определяющий смазочные свойства препарата при низких и высоких температурах. Классификация делит масла на летние и зимние классы. Первые обозначаются цифрами, а вторые – буквой «W» (зима), например 10W. Это означает, что маркировка моторного масла может быть сложной.

В связи с тем, что в настоящее время используются всесезонные масла, стандарт для зимы и лета приводится одновременно, например 10W-40. Чем меньше число перед тире (например, 0W, 10W, 15W и т. д.), тем при более низкой температуре можно использовать масло. В свою очередь, чем выше цифра после тире, например 40 или 60, тем лучше масло сохранит свои параметры при повышении температуры воздуха.

Машинное масло

Что такое американская классификация качества моторного масла – API?

Классификация качества масла API была создана Американский институт нефти. Данный препарат получает свою маркировку после испытаний, которые проверяют, среди прочего: износ гильз цилиндров и колец, скопление загрязнений или степень коррозии агрегата после использования масла. Стоит отметить, что классификация качества масел API учитывает только основные параметры, поэтому между маслами теоретически одного класса могут быть различия.

Класс масла обозначается буквой «С» для дизельных двигателей и буквой «S» для бензиновых двигателей. Чем дальше буква в алфавите после «С» или «S», тем больше препарат соответствует новому стандарту (SA, SB, SC и т. д.). В настоящее время высшие классы качества API — CK для масел для дизельных двигателей и SP для масел для бензиновых двигателей.

ACEA – Европейская классификация качества моторного масла.

Европейская ассоциация производителей транспортных средств ACEA также проводит собственную классификацию качества моторных масел. Как в этом случае выглядит деление?

ACEA делит моторные масла для легковых и коммерческих автомобилей на следующие категории:

  • A/B – типовые масла, которые можно использовать в бензиновых и дизельных двигателях,
  • C – малозольные масла (Low SAPS) для дизельных и бензиновых двигателей, отвечающих новым стандартам по выбросам выхлопных газов.

Чем выше число рядом с буквой, тем выше класс масла (от А1/А1 до А5/В5 и от С1 до С5).

Какова спецификация OEM?

Иногда информацию об OEM-спецификациях можно найти на упаковке моторного масла. Кто она?

Производители автомобилей сами проводят испытания качества эксплуатационных жидкостей. Обозначение типа LongLife 04, VW 507.00 или dexos2 указывает на то, что данное масло рекомендовано маркой для конкретных серий приводных агрегатов (например, с насос-форсунками, для дизельных и бензиновых двигателей определенных годов выпуска и т. д.).

Маркировка моторного масла – правильный выбор

Маркировка моторного масла – как выбрать подходящую?

Как правильно выбрать моторное масло?

Выбор моторного масла для своего автомобиля лучше всего начать с прочтения руководства по эксплуатации. Производитель указывает рекомендуемые характеристики и каким параметрам должно соответствовать масло.

Еще один вопрос – пробег автомобиля. Для старых автомобилей, уже проехавших много километров, часто рекомендуют использовать полусинтетические моторные масла, которые менее «агрессивны», чем синтетические. Синтетика обладает хорошими защитными свойствами, но также и очищающими свойствами, что может стать проблемой в случае старых агрегатов. Это может привести к вымыванию отложений и негерметичности двигателя.

Если мы заменяем масло на другое, помните о правиле: от синтетического, через полусинтетическое, к минеральному. Не рекомендуется заливать жидкое масло в агрегат, если ранее использовалось густое масло.

Маркировка моторного масла это одно, но еще стоит помнить о классе масла. Можно использовать препарат более высокого качества, чем рекомендовано производителем, но не стоит использовать некачественное масло. Например, вы можете заливать в двигатель масло класса A4/B4, если было рекомендовано A3/B3, но не наоборот.

Масло следует менять один раз в год или после пробега примерно 10 000 км. При его замене стоит учитывать возможность его использования. регенератор двигателя. Это препарат, который герметизирует поршневые кольца и продлевает срок службы приводного агрегата. Смешивается с любым типом моторного масла. Особенно рекомендуется для мотоциклов, эксплуатирующихся в тяжелых условиях, например автомобилей доставки или такси. Подробнее о нефтяных проблемах пишем в статье Замена моторного масла – что об этом нужно знать и как сделать самостоятельно?.

Вязкость моторного масла — на что она влияет?

Самое главное свойство моторного масла это вязкость. Её нужно учитывать при выборе подходящего варианта для своего автомобиля. Раньше моторные масла разделялись на две основные категории: зимние и летние. Сейчас же выпускают всесезонные моторные масла, которые отлично подходят как для зимы, так и для эксплуатации летом. В свою очередь автопроизводители дают четкие рекомендации, какой вязкости масло нужно заливать в тот или иной мотор. Но современные тенденции показывают, что масло с каждым годом становится все более редким. Из-за чего это происходит и справляется ли менее густое моторное масло со своей основной функцией? Давайте разберемся.

Что означают индексы вязкости и чем они отличаются

Если посмотреть на вязкость современного моторного масла, опустив при этом рекомендации автопроизводителей, то оно должно обладать двумя основными свойствами:
Летом масло должно оставаться вязким, чтобы задерживаться на трущихся деталях двигателя и достаточно их смазывать;
Зимой масло не должно сильно загустевать, чтобы мотор не молотил “на сухую” после запуска на морозе.
До того, как мир научился производить универсальное масло, справляющееся со своими задачами круглый год, индексы вязкости были двух типов:
0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W – использовались для обозначения температурного режима зимнего масла.
20, 30, 40, 50 и 60 – использовались для обозначения температурного режима летнего масла.

Когда масло стало универсальным, два индекса объединили в один, из чего получились привычные нам “5W-30”, “10W-40” и так далее. Таким образом, сегодня индексы вязкости масла прямо обозначают четкие температурные границы его работоспособности. Проще говоря – это диапазон температур, в котором масло выполняет свою основную функцию. Для наглядного примера существует довольно старая таблица, которая отвечает на все вопросы касательно вязкости.

Почему современные масла менее вязкие и насколько они безопасны?

Но если идеальное решение было найдено, то зачем производители масел начали снова играться с их вязкостью, делая современные масла менее густыми? Во всем виноваты нормы выбросов. Вязкость масла снижают для уменьшение трения деталей, а чтобы оно не навредило двигателю, в него добавляют присадки. Соответственно, опасения по поводу того, что современное масло недостаточно смазывает элементы мотора – не более, чем обычный миф. “В погоне за уменьшением вредных выбросов и экономией горючего человечество вынуждено снижать трение деталей в двигателе. Один из способов, которым этого можно достичь – это снизить вязкость масла, сделать его редким. А чтобы такое масло не приводило к быстрой смерти двигателя, его дооснащают очень мощными защитными присадками”, – говорят эксперты Liqui Moly.
“Современное масло также хорошо защищает современные моторы, как масла прошлых поколений защищали моторы тех лет. Самое главное, чтобы оно соответствовало конкретному допуску производителя автомобиля или двигателя. В этом случае можно быть на 100% уверенным, что масло обеспечивает качественную смазку всех внутренних элементов мотора”, – добавили в компании. Для тех, кто боится заливать “жидкие” масла нового поколения, производители создают специальные серии моторных масел, которые имеют дополнительную защиту, чем разрушают много распространенных мифов, касающихся автомобильных жидкостей.

Моторное масло: пожиже или погуще? Мы испытали масла классов вязкости 5W-30 и 5W-40

Моторное масло: пожиже или погуще? Мы испытали масла классов вязкости 5W-30 и 5W-40

Юрий Ветров

Фото: Степан Шумахер | Юрий Ветров

«Масла с классом вязкости 5W-30 слишком жидкие — для нормальной защиты двигателя от износа нужно использовать минимум 5W-40!» Есть такое мнение, верно? Мы решили проверить это на практике, испытав два масла марки Castrol по ходу ресурсного теста лифтбека Skoda Rapid с бензиновым турбомотором САХА (1,4 л, 122 л.с.). Первое — конвейерной заливки, с классом вязкости 5W-30. А второе — «дилерское», Magnatec Professional OE 5W-40.

А нализировать низкотемпературные свойства масел — то есть те, что зашифрованы в первом числе класса вязкости по SAE (за ним следует буква W, winter, по-русски «зима»), — мы в этот раз не станем. А вот о высокотемпературной вязкости поговорим. Это две последние цифры в классе вязкости — и чем они больше, тем выше вязкость при 100°С.

Почему она так важна для защиты двигателя? Потому что по мере его прогрева температура моторного масла растет, достигая 110—120°С, и оно становится более текучим. При этом масляная пленка становится тоньше — и, соответственно, снижается ее способность не допускать так называемого сухого трения, когда металл трется о металл.

Наш испытательный цикл на «ресурсной» турбо-Шкоде для масел с различной вязкостью был идентичен: длительное движение на максимальной скорости, сотни разгонов-торможений, езда по горной дороге полигона и «отдых» на булыжной мостовой и грунтовках. Итого 12000 км — межсервисный интервал в ресурсных испытаниях мы сокращаем на 20%. Помимо отбора начальных и конечных проб мы делали еще и дополнительные анализы через равные промежутки.

Кинематическую вязкость при 40°С и 100°С наших проб в лаборатории МИЦ ГСМ измеряли автоматическим мультикапиллярным вискозиметром Herzog HVM 472

Первым в зачет пошло масло 5W-30 конвейерной заливки, которое нынче для калужских Рапидов и Polo поставляет именно Castrol. Чтобы приработка деталей в абсолютно новом моторе не сбила нас с толку, мы взяли пробу масла после пробега в 1500 км — и оценивали увеличение содержания продуктов износа только относительно нее.

После 12 тысяч км вместо «заводского» масла залили Magnatec Professional OE 5W-40 — и повторили цикл.

Первый сюрприз: относительная концентрация железа, алюминия и меди за 10500 км пробега в обоих маслах увеличилась практически одинаково! То есть по факту износ фольксвагеновского турбомотора при переходе на смазку с «сороковым» классом высокотемпературной вязкости не уменьшился.

Почему? Очевидно, дело в составе кастроловских масел: противоизносные присадки в сочетании с базовой основой эффективно работают даже с классом 30.

А вот расход на угар изменился — в полном соответствии с теорией: чем жиже масло, тем больше его попадает в цилиндры через зазоры между деталями. Первые 850 мл «конвейерного» масла 5W-30 (именно столько «моторки» нужно для долива от риски Min до Max на щупе Шкоды) Rapid «выпил» за 7000 км. На следующую порцию ему потребовалось куда меньше, всего 5000 км. Итого — 1,7 л за 12000 км.

Масло 5W-40 угорало более скромными темпами: долив 850 мл потребовался лишь спустя 10000 км, на отметке 22120 км. А общий расход на угар за межсервисный пробег составил ровно литр. Другими словами, густого масла гораздо меньше улетает в выхлопную трубу. Это позволило сэкономить 0,7 л, что при нынешней цене «синтетики» от 500 до 1400 рублей за литр помогло нам сберечь 350—980 рублей за 12000 км.

Моторные масла для бензиновых двигателей

Поэтому и перечень свойств моторных масел весьма велик.

Как выбрать моторное масло для автомобиля

Моторное масло для конкретного автомобиля нужно подбирать в зависимости от условий работы бензинового ДВС. Поэтому помимо общепринятых классификаций качества (API, ACEA) используются дополнительные. Например, стандарт ILSAC GF-5 для энергосберегающих масел или собственные системы допусков автопроизводителей. Перечень критичных требований к моторному маслу указывается в сервисной документации. Как минимум в него включаются параметры вязкости по SAE и класс качества и эксплуатационных свойств по API. При этом можно уверенно следовать ряду правил.

  • При подборе вязкости масла летний индекс SAE должен соответствовать указанному в документации или превышать его в условиях жаркого климата. Зимний индекс должен соответствовать указанному значению для умеренного климата. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических поясах, возможно уменьшение до класса 0W. Например: если по документации нужно использовать масла классов SAE 15W-40 и 10W-40, то для облегчения запуска в холодном климате можно заливать SAE 5W-40.
  • У масла на замену класс по API должен соответствовать требуемому производителем или превышать его.

Если автопроизводитель указывает в сервисной книжке требования по ACEA, а также собственные допуски и классы по другим стандартам (JASO, ILSAC и др.), то подмена не допускается. То есть у заправляемого в картер моторного масла должен быть точно такой же набор допусков и классов. Нельзя подменять классы качества по ACEA следующими по нумерации. Как пример: вместо масла группы E6 не заливают масла группы E7, так как у первых более жесткие требования к сульфатной зольности.

Характеристики моторного масла

  • Вязкость – степень густоты смазочного материала и его способность сохранять свойства при перепадах температуры. Описывается далее в соответствующем разделе «Классификация по SAE».
  • Зольность – доля твердого остатка при сгорании масла. Параметр особенно важен для ДВС с многокомпонентными катализаторами, так как сажа забивает их соты.
  • Щелочное число – параметр, который косвенно указывает на ресурс моторного масла. В ходе эксплуатации оно насыщается кислотными соединениями, соответственно, падает щелочное число. Снижение до нуля означает завершение реального срока службы масла наряду с прочими параметрами. Параметр особенно важен при эксплуатации автомобиля на высокосернистом топливе и при значительном износе ЦПГ, из-за которого выхлопные газы проникают в картер.
  • Температура вспышки – показатель летучести масла. Моторные масла с низкой температурой вспышки при прочих равных условиях образуют больший объем нагара, быстрее расходуются на угар. Высокая температура вспышки – показатель качества масла. Максимальное значение достигается при использовании чистой синтетической базы.
  • Температура застывания – обязательно контролируемый параметр для летних и всесезонных масел. Он показывает точку, ниже которой масло полностью теряет текучесть. Фактически температура застывания – это нижняя отметка, когда двигатель автомобиля можно запустить с буксировки, ручным стартером или другим способом.
  • Моющие свойства – это способность масла выносить и удерживать в своем объеме загрязнения, то есть продукты износа и собственного разложения (осадок, нагар). Качественные моторные масла с хорошими моющими свойствами поддерживают чистоту двигателя, не позволяют забиваться масляным каналам.
  • Коксуемость – объем нагара и смолистого остатка, который образуется в процессе эксплуатации. Коксообразование вредно в первую очередь для поршневых колец, так как приводит к потере их подвижности и падению компрессии.

Типы масел для бензинового двигателя

Основа (или базовое масло) прямо влияет на эксплуатационные характеристики моторного масла. Поэтому общепринято разделение моторных масел на группы по использованной базе.

Масла на минеральной основе

Первый в истории класс смазочных материалов. Изначально в роли масла использовалась часть тяжелых фракций нефти. Продукция имела определенный уровень антифрикционных и противозадирных свойств. Однако даже при высокой степени очистки минеральное масло для бензинового двигателя практически неприменимо. Это связано с нестабильной вязкостью, высоким нагарообразованием, неподходящим уровнем коксуемости. Чистая минеральная база может использоваться только летом, межсервисные пробеги малы даже на низкофорсированных двигателях. До середины XX века детали двигателей спортивной техники чистили от нагара после каждой гонки. Эта необходимость объясняется большим объемом нагара, который образовывался при жесткой эксплуатации.

Для коррекции свойств минерального масла в его состав вводится большой объем различных присадок: моющих, антифрикционных, стабилизаторов вязкости и так далее. Благодаря этому минеральные масла производятся до сих пор. В линейке ROLF Lubricants GmbH эти масла наиболее доступны по цене, но их качество полностью соответствует заявленным стандартам.

Синтетические масла

Причина большинства проблем минеральных масел – это сложность состава базы. Серьезные отличия возможны даже при переработке нефти с соседних месторождений. Требования к качеству моторных масел постоянно росли, поэтому увеличивался объем вводимых присадок. Из-за старения присадок неизбежно ограничивался ресурс масла.

Решением проблемы стал прямой синтез базового масла. Если минеральное масло очищается из исходного сложного сырья, то синтетическое создается из других компонентов в ходе химических реакций. Использование чистого сырья помогает добиться в разы большей однородности полученного продукта по изомерному составу. Так «синтетика» получает улучшенные качества и дольше сохраняет свои характеристики.

Синтетические моторные масла для бензиновых двигателей высокой степени форсировки появились в Германии еще в начале 1940-х годов. На практике они стали применяться относительно недавно, когда требования двигателей стали уже слишком жесткими для минерального масла. Известно несколько основных принципов получения синтетических автомобильных масел.

  • Полиальфаолефиновые масла (ПАО) получаются в ходе реакции синтеза тяжелых цепочек углеводородов из легких (например, из попутного нефтяного газа). Высококачественные масла с очень высокой температурой вспышки используются в качестве базы в большинстве сортов вплоть до премиального сегмента.
  • Эстеровые базовые масла – продукт полимеризации эфиров природного происхождения (например, из рапсового масла). Обладают серьезными преимуществами в защите двигателя, но из-за сложности производства и высокой себестоимости пока остаются экзотикой на рынке.
  • Гидрокрекинговая синтетика (HC) – самый доступный класс базовых масел. Сырьем для переработки служит нефть, точнее ее наиболее тяжелые фракции, цепочки которых разрываются и насыщаются водородом. Фактически, это обратная реакция синтеза ПАО-масел. Дешевое сырье делает HC-синтетику наиболее доступной. Есть довольно аргументированные мнения, что правильнее относить гидрокрекинговую синтетику к полусинтетике.
  • Алкилированные нафталины (АН) – базовое масло, которое получают путем алкилирования нафталина в присутствии олефинов. Молекулы АН притягиваются к металлу за счет отрицательной полярности атомов. Благодаря постоянному слою масляной пленки двигатель в любых условиях остается смазанным.

Полусинтетические масла

Полусинтетическое моторное масло – своего рода компромисс. Введение части синтетики в минеральное масло позволяет добиться заметного улучшения эксплуатационных качеств и сохранить низкую цену. Продукция получает достаточно строгие классы качества и эксплуатационных свойств. Если минеральные масла сейчас выпускаются фактически только для устаревших двигателей, то полусинтетические – для современных.

Выбор масла с учетом классификации

Классификация по SAE

Описание вязкости по SAE – удобный способ сравнения характеристик масел. В этом стандарте измеряется вязкость при следующих показателях температуры:

  • отрицательных (моделируются пусковые свойства зимой);
  • условно близких к рабочим (поведение масла на прогретом двигателе).

По результатам измерений выбирается соответствующий класс. Чем выше его индекс, тем масло гуще в равных условиях. Для зимних классов (измерения проведены при отрицательных температурах) указывается суффикс W (Winter). Например, у всесезонного масла обозначение SAE 10W-40 объединяет зимний класс вязкости 10W и летний 40. По сравнению с ним масло 5W-40 будет более жидким зимой, а 10W-50 будет иметь большую вязкость при рабочей температуре двигателя.

Классификация по API

По американскому стандарту API выделяются классы качества для моторов, которые работают на бензине, этаноловых смесях или природном газе (S), а также для дизельных двигателей (С). Чем дальше по алфавиту буква за указанием класса (S или С), тем более жестким требованиям соответствует масло. Например, стандарт API SN жестче, чем API SM. Универсальные масла для дизелей и бензиновых моторов получают оба обозначения (например, API SL/CF).

Классификация по ACEA

Европейская система изначально копировала американскую, только группа для бензиновых моторов получила название A, а для дизельных – B. По нему каждый следующий стандарт получал новый номер по порядку следования, то есть требования ACEA A4 перекрывали требования ACEA A3. В дальнейшем из-за ужесточения европейских норм экологии появились дополнительные классы. Для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют нормам «Евро-4» и превосходят их, была выявлена группа C, для дизелей тяжелых грузовиков – Е. Здесь порядок нумерации уже не полностью означает перекрытие требований, о чем указано выше.

Выбор качественного моторного масла для бензиновых двигателей

Как выбрать масло, если у двигателя большой пробег

Автомобиль с большим пробегом – это и изношенный двигатель, и невысокая цена, если речь не идет о редком раритетном авто. Его владелец обычно стеснен в средствах, а расход масла у мотора увеличен. Поэтому разумно применять более доступные масла на минеральной основе, но в любом случае не меньшей группы качества и эксплуатационных свойств по API/ACEA, чем требует производитель.

Выбор масла для двигателя с турбонаддувом

Любой турбодвигатель – это повышенные удельные нагрузки на основные узлы ЦПГ и КШМ, увеличенные темпы старения масла. Турбодвигатели желательно эксплуатировать на маслах с повышенной температурной стабильностью. В линейке ROLF они обозначаются соответствующим логотипом High Thermal Stability на упаковке.

Моторные масла ROLF

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Синтетическое легкотекучее моторное масло высокого класса в бензиновых двигателях, в том числе с турбонаддувом. Облегчает холодный запуск.

ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN

Синтетическое масло предназначено для смазки современных бензиновых двигателей. Для всесезонного применения в умеренном климате, полностью соответствующее специфическим требованиям стандарта ILSAC GF-5.

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей, в том числе с турбонаддувом. Обеспечивает экономию топлива, эффективно очищая двигатель и поддерживая чистоту на протяжении всего срока службы.

ROLF DYNAMIC 10W-40 SL/CF

Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей (в том числе с турбонаддувом) с пробегом, где производитель допускает применение масел указанных классов качества по API. Имеет повышенную стабильность при высоких температурах и одновременно отличные пусковые характеристики зимой.

ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF

Всесезонное минеральное моторное масло для всех типов бензиновых двигателей. За счет использования современного пакета присадок удовлетворяет требованиям стандарта API SL/CF.

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF

Высококачественное минеральное масло всех типов бензиновых двигателей, в том числе с турбонаддувом и интеркулерами. Имеет хорошие моющие свойства, эффективно защищает двигатель при высоких нагрузках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *