Нива карбюратор или инжектор что лучше
Перейти к содержимому

Нива карбюратор или инжектор что лучше

  • автор:

Инжектор и карбюратор: в чем разница и что лучше?

Как известно, в современных автомобилях применяется два устройства для создания топливной смеси: инжектор и карбюратор. На первый взгляд принцип работы обоих агрегатов очень похож, но почему количество карбюраторных двигателей неумолимо уменьшается, а число инжекторных растет? Основная причина этого явления — требования, которые предъявляют европейские стандарты к составу выхлопных газов. Карбюраторам все сложнее готовить смесь, безопасную для окружающей среды, поэтому автомобилей, оборудованных исторически первыми топливными смесителями все меньше на рынке. Но возможность соблюдения экологических норм — не единственное различие систем. Чтобы понять, в чем разница между инжектором и карбюратором и что из этого лучше для водителя, рассмотрим принцип работы обоих устройств.

Принцип работы инжекторного и карбюраторного двигателя

Камера сгорания двигателей карбюраторного (вверху) и инжекторного (внизу) типа

Слово «инжектор» образовано от английского «Inject», то есть, впрыск. Значит, инжектор — это впрыскиватель, регулируемый электронным блоком управления. Работа устройства напоминает систему, которая используется в дизельных двигателях: горючее с помощью форсунки впрыскивается прямо в камеру сгорания. Благодаря возможности точной регулировки состава рабочей смеси, инжекторы используют при производстве большинства марок и моделей современных автомобилей.

Название «карбюратор» появилось на заре автомобилестроения. Оно образовано от французского слова «Сarburation» — смешивание. Устройство готовит топливную смесь внутри своего корпуса, распределяя доли горючего и воздуха в соответствии с составом и октановым числом бензина. Полученную смесь просто засасывает во впускной коллектор из-за создавшейся разницы давления.

Карбюратор не оборудован датчиками, способными анализировать число оборотов мотора, поэтому в камеру сгорания попадает одинаковая «порция» топливной смеси что на холостом ходу, что на максимальной скорости движения. Это приводит к нерациональному расходованию бензина и поступлению в систему выхлопа большого количества вредных для экологии веществ.

Инжектор лишен подобного недостатка, ведь электронный блок постоянно следит за числом оборотов двигателя и регулирует впрыск бензина. Благодаря высокой точности, топливо расходуется экономично и в систему выхлопа выбрасывается минимальное количество вредных веществ. Это позволяет пройти тест на соответствие европейским нормам содержания токсинов.

Плюсы и минусы карбюраторных двигателей

Устройство простейшего карбюратора

Главное преимущество карбюратора — простота обслуживания. Чтобы отрегулировать состав рабочей смеси, достаточно прочитать несложное руководство. При этом карбюратор, правильно отрегулированный один раз, способен проработать без сбоев в течение длительного времени. Для ремонта топливного смесителя не нужны дорогостоящие инструменты и приборы, вполне хватит нескольких отверток и гаечных ключей. Все работы можно выполнить прямо в гараже, без обращения в автосервис. Здесь заключается значительна разница между инжектором и карбюратором, ведь неполадки с инжектором исправить уже не так просто.

Карбюраторный автомобиль можно заправлять топливом с невысокими показателями качества, ведь он почти не чувствителен к наличию примесей. Единственное следствие использования топлива с низким качеством — засорение жиклеров, но их можно легко прочистить, или продуть.

Немаловажным плюсом карбюраторных агрегатов является повышенная приемистость двигателя. Режим работы мотора меняется быстро, без рывков. На карбюраторном автомобиле проще преодолевать крутые спуски и ездить по бездорожью.

К минусам карбюратора можно отнести:

  • повышенное образование вредных веществ в выхлопных газах;
  • высокую чувствительность к перепадам температуры;
  • нерациональный расход бензина.

Карбюратор надежен и прост в обслуживании, но его недостатки слишком существенны и нивелируют список достоинств.

Читайте также: Чем отличается 95 бензин от 92 и что нужно заливать.

Плюсы и минусы инжекторных двигателей

Устройство инжекторного двигателя

Устройство инжекторного двигателя

Мощность инжекторного двигателя может увеличиваться на 10% по сравнению с аналогичным показателем карбюраторного. Особый способ впрыска топлива, точная установка угла зажигания, конструкция впускного коллектора — все эти факторы способствуют увеличению мощности.

Кроме этого инжекторные системы экономичнее карбюраторных. Электроника регулирует количество бензина в зависимости от оборотов двигателя. Благодаря точной работе блока управления, в выхлопные газы поступает меньше токсических веществ, ведь топливо сгорает без остатка.

Инжекторный двигатель легче завести в зимнюю пору, ведь его не нужно прогревать, система работает автоматически и не зависит от окружающей температуры. Большинство инжекторных моторов очень надежны. В их конструкции нет трамблера, который часто ломается на карбюраторных автомобилях.

К минусам инжектора можно причислить:

  • сложность диагностики и ремонта;
  • высокую чувствительность к качеству бензина;
  • высокую стоимость запчастей.

Хотя автомобили с инжекторными двигателями и преобладают на рынке, но даже они не лишены недостатков.

Читайте также: Чем отличается тосол от антифриза и что из этого подходит для вашего автомобиля.

Разница между инжектором и карбюратором

Подведем итоги и сформулируем список отличий двух топливных систем:

  • Инжектор, в отличие от карбюратора, чувствителен к качеству топлива.
  • Инжектор ломается реже, чем карбюратор, но его ремонт обходится дороже.
  • Инжектор экономичнее карбюратора.
  • Инжектор экологичнее карбюратора.
  • Инжектор не чувствителен к перепаду температур.
  • Инжектор впрыскивает топливо в камеру сгорания, а топливная смесь из карбюратора засасывается в цилиндр.

Разница между инжектором и карбюратором очевидна. Экономия топлива и соответствие экологическим нормам заставляет производителей автомобилей использовать именно инжекторные двигатели.

В чем отличия между карбюратором и инжектором и какой двигатель лучше

Отличи

Современные автомобили обычно оснащены инжекторной системой подачи топлива. Только «ветераны» советского автопрома помнят такое устройство, как карбюратор и проблемы, связанные с его эксплуатацией. Электроника вытеснила устаревшую механику, заставив автовладельцев следить за качеством бензина и пользоваться услугами СТО. Чем карбюратор отличается от инжектора и каких преимуществ лишилось новое поколение машин, разберем подробнее.

Карбюратор: определение, принцип действия, типы

Устройство для смешивания и подачи топлива в двигателях внутреннего сгорания изобретено в период с 1872 по 1876 год. Со второй половины XX века механические карбюраторные системы начали заменять электронными инжекторными. В автомобилестроении механика уже не используется, но по-прежнему популярна в сборке мотоциклов, генераторов, бензиновой садовой техники и инструментов.

Составные части карбюратора:

  • поплавковая камера — устройство с поплавком и запорной иглой открывает и закрывает подачу топлива;
  • дроссельная заслонка — регулирует количество бензина, поступающего в двигатель;
  • жиклер — цилиндр с отверстиями, через которые поступает бензин в камеру сгорания;
  • диффузор — трубка для подачи воздуха.

Бензин сначала попадает в поплавковую камеру. Когда уровень жидкости высокий, поплавок поднимается, а игла перекрывает подачу топлива. Из поплавковой камеры бензин попадает в жиклер, а потом в диффузор, где смешивается с воздухом. Смешивание происходит, когда давление в камере ниже, чем в диффузоре — на первом такте цикла работы двигателя.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Чтобы определить что лучше, карбюратор или инжектор, необходимо разобраться в видах топливных систем.

Виды карбюраторов

У механических устройств подачи топлива, по-простому карбюраторов, богатая классификация:

Характеристика Вид Описание
Регулировка сечения диффузора С постоянным разрежением Обеспечивает подачу топливной смеси с паровой фракцией до 97 процентов, что невозможно при инжекторе.
С постоянным сечением Типична для советских и российских серийных автомобилей.
С золотниковым дросселированием Золотник изменяет сечение диффузора и подача топлива регулируется. Система типична для мотоциклов
Направление потока топливной смеси Вертикальный Топливо движется снизу вверх или наоборот
Горизонтальный Движение топлива по горизонтали
Количество камер Однокамерный С одной камерой и дроссельной заслонкой
Многокамерный От двух до четырех камер с индивидуальными заслонками, которые открываются одновременно или по очереди
Вентиляция поплавковой камеры Балансированный Воздух попадает в камеру из фильтра
Небалансированный Подача воздуха из атмосферы

Карбюраторы с постоянным разрежением популярны в современном конструировании мотоциклов. Они экологичны наравне с инжекторными системами, проще по конструкции и дешевле.

Инжектор: определение, принцип работы, типы

Распылитель топлива в двигателях называется инжектором. Его особенность — принудительное впрыскивание топлива. Инжекторная система изобретена в конце XIX века. В начале XX века ее частично использовали в гоночных болидах, потом в военном авиастроении, так как принудительное впрыскивание не зависит от гравитации.

Первым серийным автомобилем с инжекторной системой был 300SL или «Крыло чайки», выпущенный немецким концерном Mersedes-Benz в 1954 году. В 80-е годы западное автомобилестроение начало отказываться от карбюраторной регулировки подачи топлива из-за распространения электроники, повышения требований к экологичности выхлопов и стандартам топлива.

Основные части инжекторной системы — форсунки, электрический бензонасос и контроллер. Топливо распыляется через форсунки в цилиндры двигателя, а его количество регулирует котроллер.

Количество бензина рассчитывается автоматически на основании информации, поступающей от множества датчиков, установленных в системе автомобиля. В параметры входит скорость, температура охлаждающей жидкости и поступающего воздуха, даже рельеф дороги.

Инжекторные системы различают по количеству форсунок:

Вид инжектора Подвид Описание
Моновпрыск Топливо распределяется по всем цилиндрам через одну форсунку.
Распределенный впрыск Одновременный На каждый цилиндр приходится отдельная форсунка, и они подают топливо одновременно.
Попарно-параллельный Форсунки работают в тактовом цикле парами: одна открывается на впуске, а другая — на выпуске.
Фазированный Форсунки не связаны друг с другом, но все открываются перед впуском.
Непосредственный Топливо впрыскивается в камеру сгорания напрямую.

В современных электронных системах длительность открытия форсунок регулируют микроконтроллеры, также основываясь на данных от датчиков.

Преимущества и недостатки различных систем подачи топлива

Инжекторная и карбюраторная системы заключают в себе разные подходы к подготовке и подаче топлива. В первом случае используется электроника, и бензин поступает непосредственно в цилиндры.

Во втором случае важную роль играет соотношение давления в камере сгорания и в диффузоре, а бензин перед подачей смешивается с воздухом. Отсюда вытекает первый недостаток, который отличает карбюраторный двигатель от инжекторного — нерациональный расход мощности и топлива.

Работу карбюратора отлаживают вручную. На всех скоростях бензин подается в одинаковом количестве. Неотработанный избыток топливной жидкости выходит с выхлопами, что неблагоприятно для экологии. Но у механики всегда есть преимущества над электроникой.

Карбюратор

Старые топливные системы работают на бензине, октановое число которого ниже допустимого. Разница между инжекторным двигателем заключается в том, что карбюраторный можно заправлять бензином низкого качества.

Другие преимущества механики:

  • легко починить своими руками;
  • бюджетный ремонт на СТО;
  • просто найти устройство под определенную модель автомобиля.

Хода машины с поврежденным карбюратором хватит, чтобы доехать до гаража или станции техобслуживания.

Недостатки карбюраторных систем:

  • быстрее расходуют топливо;
  • засоряются жиклеры;
  • перегреваются в жару и замерзают в мороз;
  • загрязняют природу выхлопами.

Карбюраторы чаще ломаются, но починить их или купить новый дешевле. Для ремонта или замены не требуется специальное оборудование.

Инжектор

Двигатель с инжекторной системой дает до 10 процентов больше мощности. Подача топлива четко регулируется по потребностям машины в реальном времени. Бензин расходуется экономнее на 30 процентов, а в выхлопах меньше токсичных примесей. К преимуществам инжектора также относятся:

  • редкие поломки;
  • не требуется ручная настройка;
  • работа без перегрева и переохлаждения.

Ездить на машине с электроникой удобно, но автовладельцы попадают в своеобразную зависимость от стандартов, которые устанавливают производители. Прежде всего, это касается топлива.

  • автомобиль нельзя заправлять низкооктановым бензином;
  • поломка датчика нарушает работу системы;
  • обнаружить поломку возможно лишь на СТО со специальным оборудованием;
  • высокая стоимость диагностики и ремонта.

Бензин низкого качества выводит из строя инжекторную систему. Починить автомобиль самостоятельно в дороге не получится. Детали на некоторые марки авто дорогостоящие и их трудно найти.

Так что же выбрать?

Зная, как отличить карбюратор от инжектора, можно определить, в каких случаях механика предпочтительнее электроники. Отечественный автопром отходит от европейских экологических стандартов, поэтому новые модели с механической подачей топлива встречаются, например, микроавтобусы.

Автомобили с карбюраторными двигателями считаются подходящим транспортом для мест, где нет крупных станций техобслуживания, и бывают перебои с бензином. Машины с инжекторными двигателями — лучший вариант для поездок в черте города, когда неприемлемо излишне расходовать топливо. В мегаполисах есть СТО, на которых проводят диагностику и ремонт электроники.

Полезные советы по уходу за карбюратором и инжектором

Для поддержания работоспособности обоих топливных систем существуют общие правила:

  • заправлять автомобиль высокооктановым бензином;
  • регулярно проходить техосмотр на станциях техобслуживания с хорошей репутацией;
  • следить за чистотой бензобака, жиклеров и форсунок;
  • менять топливные и воздушные фильтры. Это удобно делать вместе с заменой масла и масляного фильтра.

Автомобили с инжекторными двигателями не рассчитаны на любительский ремонт. Чтобы и дальше благополучно ездить на машине с электроникой, лучше не лезть под капот в случае поломки, а сразу обращаться к специалистам.

Нива-2131 Карбюратор или инжектор?

Действительно, пятидверные «нивы» ВАЗ-2131 сейчас выпускают с мотором 2130 — объемом 1,8 л и карбюраторной системой питания или более скромным 1,7-литровым агрегатом 21214 — с распределенным впрыском топлива. По характеристикам двигатели почти одинаковы: первый обладает большим на 0,6 Н.м моментом, второй более «оборотистый» и мощнее на. одну лошадиную силу. Карбюраторный мотор, судя по паспортным данным, сообщает машине чуть лучшую динамику. Кроме шильдика «1,7i» на корме, опознать впрысковую «Ниву» можно по двум электровентиляторам — их видно под облицовкой радиатора. На карбюраторной единственный вентилятор с ременным приводом стоит позади радиатора. Цены обеих модификаций примерно равны, даже несмотря на дорогие нейтрализатор и лямбда-зонд у инжекторной — в столице около $7500. Кстати, есть подозрение, что запланированное на январь 2004 года введение норм токсичности Евро II, означающее уход со сцены карбюраторной системы питания, будет отложено.

Только я начал все это излагать, как товарищ дал понять: мол, сам грамотный — все рекламные буклеты, инструкции и характеристики уже прочитал. Цифры цифрами, а как эта разница ощущается за рулем? Или нет никакой разницы? Ладно, говорю, перезвони через недельку. Дальше, как в «Бриллиантовой руке»: «А такие же, только синие, есть? Нет? Будем искать». Наконец в автосалоне «Лада» на Варшавке» нашлось то, что нужно: две «31-х» «нивы» яркого металлика (плюс $300) с искомыми моторами готовы к испытаниям. Назавтра они уже катили в сторону Дмитровского полигона.

Тест ВАЗ 2131 Нива

На первой же бензоколонке обменялись колкостями с коллегой: «Слушай, чего ты дергаешься, как эпилептик, да еще пугаешь людей лязгом трансмиссии?» — «На себя посмотри — едешь боком, будто собака с подбитой лапой!» Первое замечание относилось к синей машине: из-за неотрегулированного карбюратора ощущались провалы на переходных режимах и разбалтывающие трансмиссию рывки. Да и вообще — тронуться с места без «подгазовки» и «игры» сцеплением просто невозможно! У вишневого авто свои проблемы — кронштейны реактивных тяг приварены к заднему мосту несимметрично, из-за чего левое колесо смещено вперед на 10 мм! Соответственно мост развернут почти на полградуса вправо: машина едет боком, а руль тянет в сторону.

Роднят обе «нивы» вой раздаточных коробок, крохотные наружные зеркала, страшно хрустящие ограничители хода дверей, неподъемная пятая дверь, дешевый жесткий пластик в салоне, тяжелые рули без усилителя, безбожно врущие бензоуказатели, путаное управление воздухораспределением. Встречаются и вовсе чудные вещи: поводки для подъема полки багажника есть, а крючков, за которые они крепятся к двери, нет! Впрочем, не так все плохо, есть и достоинства: огромный салон, небольшие, точные ходы рычага коробки передач, удобные кресла, карманы во всех дверях, четыре мягких подголовника и столько же плафонов освещения, большой багажник. В общем — «чего же вы хотели за такие-то деньги?»

Эксплуатация ВАЗ 2131

Заводские инструкции не рекомендуют на первых пятистах километрах разгоняться быстрее 3/4 максимальной скорости. Мы и не разгонялись: пока доехали, пока сделали контрольный заезд на экономичность, покатались на подъемах — полтысячи набралось. На шоссе расход топлива карбюраторной машиной составил 9,8 л/100 км, впрысковой — 9,4 л, что даже лучше заводских данных. При взвешивании вторая машина оказалась чуть тяжелее — на 4 кг. К слову, до паспортных 1350 кг снаряженной массы обе недобрали примерно по 30 кг.

На горных дорогах плохо отрегулированный карбюратор уступил точно работающему впрыску. Синяя «Нива» неотвратимо снижала скорость, преодолевая подъемы 4 и 6%, соответственно, на V и IV передачах. А вот вишневая взбиралась ровно или даже с небольшим разгоном. Очень жесткое испытание — троганье с места на 30-процентный подъем — подтвердило тенденцию. Впрысковому вездеходу удалось стартовать хоть и на пределе сил, но сразу, карбюраторному — лишь с третьей попытки, чуть подпалив сцепление.

Точки над «i» расставили заезды с измерительным комплексом — карбюратор проиграл вчистую. Разрыв был столь ощутим, что для корректности решили повторить замеры на одинаковых покрышках ВлИ-10 (изначально машина с карбюраторным мотором 1,8 л была обута в К-156). Поменяли колеса, но чуда не случилось, разрыв едва сократился. В итоге разгон до сотни занял, соответственно, 26,3 и 19,8 с — разница 6,5 с или 25%! В заездах на максимальную скорость вишневая «привезла» синей почти 10 км/ч и более секунды в упражнениях на эластичность. — Алло! Ну, как там с «нивами», разобрался? — Старик, у тебя есть знакомый моторист, чтобы хорошо отрегулировать карбюратор? Нет? Тогда бери впрыск и радуйся жизни.

P.S. Предвижу вопрос: а почему же не настроили карбюратор перед испытаниями? Отвечаю: не наше это дело! Пусть им занимается завод. Если бы стояла задача показать «парадные» цифры — отрегулировали бы и показали. Но ведь большинство машин попадают к дилерам именно в таком виде, а многие так потом и ездят, мучая владельцев. Впрочем, если вы с карбюратором дружны — берите, в заботливых руках он на многое способен.

Расход бензина на шоссе составил 9,8 л/100 км у карбюраторной «Нивы» и 9,4 л — у впрысковой. «Нива» с впрысковым мотором 1,7 л оборудована нейтрализатором выпускных газов и лямбда-зондом.

Мотор ВАЗ-2130: 1,8 л + карбюратор. Мотор ВАЗ-21214: 1,7 л + распределенный впрыск. Из-за неправильно приваренных к мосту кронштейнов левое колесо на 10 мм «обгоняет» правое.

Сравнение карбюратора и инжектора

Первый жидкостный карбюратор, работающий по принципу испарения, был создан в 1872-м, по другим данным — в 1876 году. А через 20 лет (1893) итальянец Донат Банки разработал прибор, в основе которого лежало распыление бензина. Постепенно совершенствуясь и обрастая различными системами, он просуществовал на автомобильных двигателях почти столетие.
История инжектора берет свое начало с тех же времен. Еще начиная с 1902 года, двигатели французского инженера и гонщика Левассера содержали некоторые элементы механического впрыска топлива.
Идею позаимствовали авиационные конструкторы, заинтересованные тем, что работа инжектора не зависит от силы гравитации. К окончанию второй мировой войны инжекторные двигатели появились на некоторых самолетах воюющих сторон, включая и СССР.
Впервые на серийном автомобиле механический принудительный впрыск получил Mercedes-Benz 300SL («Крыло Чайки») в 1954 году. А впрыск топлива с электронным управлением был опробован итальянцами еще до войны.
С 80-х годов минувшего столетия инжекторные бензиновые двигатели получают массовое распространение в связи с появлением доступных электронных компонентов для создания электронных систем управления двигателем. На современных автомобилях карбюраторные двигатели практически не встречаются, кроме некоторых гоночных болидов.

Сравнение инжектора и карбюратора

Инжектор

• Инжектор, в отличие от карбюратора, обеспечивает оптимальный состав рабочей смеси в зависимости от режима работы двигателя, поэтому лучше справляется со своей функцией.
• По динамическим качествам впрысковый мотор превосходит карбюраторный.
• Надежность работы системы впрыска выше. Недостатком карбюраторов является большое количество жиклеров, склонных к засорению. Кроме того, они чувствительны к температурным условиям. Летом страдают повышенным испарением топлива из поплавковой камеры, зимой — от образования и замерзания конденсата.
• Инжекторный мотор устойчиво заводится даже при значительных отрицательных температурах благодаря электронному управлению. Водители со стажем помнят, каких трудов стоило запустить карбюраторный движок, несмотря на пресловутый «подсос».
• Карбюраторные двигатели не отвечают современным экологическим требованиям.
• Электронная система, управляющая инжектором, контролирует содержание вредных выбросов и корректирует состав подаваемой смеси.
• Поскольку на обычных режимах работы инжекторного ДВС в цилиндры подается обедненная смесь, расход топлива сокращается, поэтому инжектор экономичнее карбюратора.
• Благодаря тому, что состав и количество подаваемой смеси регулируется электроникой, мощность впрысковых агрегатов повышается. Прибавка составляет до 10%.

Карбюратор

• Меньшая стоимость устройства. Правда, если сравнивать цены двух новых автомобилей с разными системами подачи топлива, отличаться они будут незначительно.
• В карбюраторе не образуется нагар. Форсунки инжектора более требовательны к топливу, поскольку работают в тяжелых условиях (высокая температура, особенно у прямого впрыска). Сомнительные заправки желательно объезжать стороной.
• Значительно проще в обслуживании, поэтому карбюраторные автомобили до сих пор популярны в глубинке, где далеко до ремонтного сервиса, и водитель в случае поломки вынужден устранять неисправность своими руками.
• Преимущества инжекторного впрыска неоспоримы: улучшение динамики, невосприимчивость к наружной температуре, меньший ущерб окружающей среде, топливная экономичность при одновременном повышении снимаемой мощности.
• Благодаря вышеперечисленным достоинствам инжектор на бензиновых ДВС получил широкое распространение. Сегодня все легковые автомобили оснащаются инжекторной системой питания. Карбюраторные двигатели сохранились только на старых машинах, если не считать некоторых гоночных спорткаров.

Различия между двумя видами двигателей

Чем отличается инжекторный двигатель от карбюраторного? Два типа бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) отличаются между собой как по способу питания, так и составом входящих компонентов.
Главное, что характеризует каждую систему — технология смесеобразования и, соответственно, техническое решение.

В таблице приводится наиболее важные принципиальные и конструктивные отличия.

Тип двигателя Инжектор Карбюратор
Метод приготовления смеси Впрыск бензина перед впускным клапаном внутри коллектора или непосредственно в цилиндр Подготовка топливно-воздушной смеси перед впускным коллектором
Подающее устройство Форсунки Карбюратор
Место установки На каждом цилиндре На впускном коллекторе
Тип бензонасоса Электрический Механический
Система управления ЭБУ Отсутствует

Примечание: При моновпрыске одна общая форсунка устанавливается на впускном коллекторе вместо карбюратора, то есть выполняет его функцию. Однако это решение было промежуточным, и сейчас практически не используется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *