Что такое сим в пдд
Перейти к содержимому

Что такое сим в пдд

  • автор:

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

В последнее время участники дорожного движения стали активно использовать в городской среде современные средства индивидуальной мобильности. К средствам индивидуальной мобильности (СИМ) относят: электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения (далее-СИМ), которые в соответствии с действующими правилами дорожного движения не являются транспортными средствами.

Использование СИМ на дорогах общего пользования становится серьезным источником повышенной опасности, как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами. Важно отметить, что такой транспорт может развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свою жизнь опасности.

С точки зрения Правил дорожного движения лицо, передвигающееся на средствах индивидуальной мобильности, считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов:

  1. Передвигаться на СИМ можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта – в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках.
  2. Чтобы перейти дорогу, нужно спешиться, взять устройство в руки и перейти дорогу по пешеходному переходу, подчиняясь правилам для пешеходов.
  3. Выезжать на СИМ на проезжую часть дороги нельзя.
  1. Используйте защитную экипировку: велошлем, наколенники, налокотники.
  2. Выбирайте для катания ровную поверхность.
  3. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не наехать на других людей и не нанести им травмы.
  4. Соблюдайте безопасную дистанцию до любых объектов или предметов во избежание столкновений и несчастных случаев.
  5. Сохраняйте безопасную скорость, останавливайтесь плавно и аккуратно.
  6. Не пользуйтесь во время движения мобильным телефоном, наушниками и другими гаджетами.
  7. Откажитесь от управления при недостаточной освещенности, в узких пространствах, при больших скоплениях людей, а также в местах, где много помех и препятствий.
  8. Вовремя заряжайте аккумулятор устройства, для устойчивой работы внешних световых приборов с целью обозначения СИМ в процессе движения.
  9. Носите светоотражающие элементы на одежде, чтобы быть заметным.

Стоит отметить, что некоторые устройства, схожие по конструкции с СИМ, могут иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/час (далее устройства, схожие с СИМ). Такие устройства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся к мототранспортным средствам категории L, должны соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011 и для управления ими необходимо наличие специального права управления транспортными средствами соответствующей категории «М» или «А».

Уважаемые родители!

Покупая ребенку средства индивидуальной мобильности, важно понимать, что это не игрушка! Объясните детям основные правила безопасного поведения на улице во время катания. Помните, что неукоснительное их соблюдение – это залог сохранения жизни и здоровья ваших детей!

Поправки в ПДД:
правила для СИМ

Мы разобрали принятые поправки, выделив самые важные моменты для пешеходов и владельцев самокатов.

1 марта 2023 года в силу вступили обновлённые правила дорожного движения. Мы разобрали внесённые поправки, выделив самые важные моменты для пешеходов и владельцев самокатов.

Что такое СИМ?

«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).

«Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства с двигателем» по новым ПДД считаются средствам индивидуальной мобильности. Самокаты без двигателя, роликовые коньки и скейтборды остаются в статусе «пешехода», хотя в первой версии поправок их также планировалось отнести к СИМ.

LETSKICK

Изменения в определениях

В обновлённой редакции сразу несколько определений были изменены.

В определении велосипеда удалили «в частности» перед упоминанием педалей и рукояток. Таким образом футбайки теперь не получится записать в велосипеды. Определение теперь звучит так:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве при помощи педалей или рукояток.

Пешеходными, велосипедными и велопешеходными дорожками при определённых условиях теперь могут пользоваться и владельцы СИМ.

К пешеходам приравниваются и владельцы СИМ в случае, когда ведут его рядом, так что в случае движения по краю проезжей части двигаться нужно навстречу движению транспортных средств.

СИМ и велосипеды не считаются «механическими транспортными средствами», хотя в определении велосипеда всё равно сказано «Велосипед – транспортное средство».

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Максимальная скорость СИМ

Вводится скоростное ограничение для СИМ, независимо от места использования.

24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

В случае создания помех для движения пешеходов, владелец СИМ должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Кстати, мы всегда упоминаем об этом, если наш маршрут проходит через место большого скопления людей, рекомендация актуальная и для обычных самокатов.

LETSKICK

Где передвигаться на СИМ?

К названию раздела №24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов» добавляется «и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», а в содержании появляются возрастные категории и приоритет зон для передвижения на СИМ.

Пользователи СИМ старше 14 лет в первую очередь должны использовать велоcипедные и велопешеходные дорожки, проезжую часть велосипедных зон или велополосы.

Допускается движение в пешеходных зонах, по тротуарам и пешеходным дорожкам, если все перечисленные выше зоны отсутствуют, движение по ним невозможно или лицо на СИМ сопровождает ребёнка до 14 лет на СИМ или велосипеде. Важное условие – вес СИМ не должен превышать 35 килограммов.

В случае отсутствия перечисленной выше инфраструктуры и весе СИМ не больше 35 килограммов допускается передвижение по обочине.

Выезд на правый край проезжей части возможен при отсутствии всей вышеперечисленной инфраструктуры с одновременным выполнением следующих условий: на дороге должно быть разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов; средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой или фонарём белого цвета спереди. В этом случае двигаться можно только в один ряд, а обгон или объезд с левой стороны других транспортных средств запрещён.

Прямого запрета на выезд СИМ с гироскопической стабилизацией на проезжую часть нет, хотя он присутствовал во всех предыдущих проектах поправок. Но стоит быть готовым к следующим моментам: принцип торможения моноколёс не будет признан «тормозной системой», большинство моделей имеет возможность разгоняться до скорости выше 25 км/ч.

Владельцам СИМ от 7 до 14 лет зона катания ограничена тротуарами, пешеходными, велосипедными и велопешеходными дорожками, а также пределами пешеходных зон. Дети до 7 лет должны кататься на СИМ только в сопровождении взрослых.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

В жилой зоне ездить на СИМ можно не только по тротуарам, но и по проезжей части. Важный момент – при выезде из жилой зоны владельцы СИМ, как и водители автомобилей, должны уступать дорогу другим участникам движения. Но здесь пешеходы не должны злоупотреблять своим преимуществом.

В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В велосипедной зоне владельцы СИМ имеют такое же преимущество перед механическими транспортными средствами, как и велосипедисты.

А вот передвигаться на СИМ по автомагистралям (знак 5.1) запрещено.

LETSKICK

Для пешеходов и автомобилистов

В правилах появился новый пункт для пешеходов, позволяющий говорить об ответственности при пересечении велодорожек.

«…при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.»»

Изменения коснулись и пунктов, по которым автовладельцы при выезде на дорогу с прилегающих территорий и повороте на перекрёстке теперь должны пропускать не только пешеходов, но и владельцев СИМ.

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пешеходные переходы

Появился пункт о пересечении пешеходных переходов. Владельцев СИМ внесли в пункт 24.8, одно из предложений которого запрещает пересечение пешеходных переходов. Спешиваться нужно обязательно.

Обязанность пешехода убедиться в безопасности перехода теперь указана для всех видов пешеходных переходов.

На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Сигнал светофора в виде силуэта велосипеда теперь относится и к владельцам СИМ – всё зависит от того, где происходит движение.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Появились пояснения на случай появления регулировщика на дороге.

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

В тёмное время суток

Появился пункт, по которому при передвижении в тёмное время суток наличие закреплённого на СИМ фонаря становится обязательным. В первоначальном проекте предлагалось в случае отсутствия фонаря на СИМ разрешать закреплять его на себе, но в итоговом варианте этого нет.

…на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

В тёмное время суток

В условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Специальные наклейки Let’s Kick отлично подойдут!

Знаки

Расширено объяснение для знака 3.10, «Движение пешеходов запрещено»:

Запрещается движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Расширено объяснение для знака 4.5.1, «Пешеходная дорожка»:

Разрешается движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 — 24.4 и 24.6 настоящих Правил.

Расширено объяснение для знака 5.11.2, «Дорога с полосой для велосипедистов»:

Дорога, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Появляется знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также информационная табличка 8.4.7.2 с изображение электросамокатчика.

LETSKICK

Дополнительные требования

Так как СИМ считается транспортным средствам, то следующий пункт будет применяться и к лицу, им управляющему:

Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

К СИМ теперь относится и пункт 24.8, который вносит дополнительные ограничения.

  • управлять велосипедом, мопедом, средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

Абзацы про перевозку пассажиров позволяют регулировать нарушение правил эксплуатации самокатов, ведь большинство производителей и сервисов проката электросамокатов запрещают катание двух человек одновременно. Для катания с детьми теперь требуется специальная подставка.

Впечатления

Утверждённые поправки выглядят как вполне закономерная реакция на растущую популярность средств индивидуальной мобильности и выводят большинство из них из «серой» зоны ПДД. Возможность использовать для катания велосипедную инфраструктуру (при всём её плачевном состоянии даже в Москве) – определённо положительный момент. Добавление СИМ в большое количество правил и появление информационных знаков тоже. В случае возникновения конфликтных ситуаций появляется возможность аргументации для обеих сторон конфликта.

Классические самокаты, скейты и ролики остаются спортивным инвентарём, а их владельцы «пешеходами» – это тоже важно.

LETSKICK

Исчезли предложения о правилах стоянки и остановки, а ведь жители многих городов страны жаловались на неправильно припаркованные самокаты, в первую очередь шеринговые.

Безусловно, остаётся вопрос контроля за соблюдением правил, скоростного режима и технических характеристик СИМ, ведь не секрет, что большое количество актуальных правил для пешеходов и велосипедистов остаются только на бумаге, а реальный контроль за их соблюдением отсутствует. В проекте предлагалось дополнить пункт 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования…», фразой «фиксация нарушения которых осуществляется также специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи», «поручив» контроль системам городского видеонаблюдения. Но из финального текста этот пункт исчез.

Мы будем следить за развитием дискуссии вокруг принятых поправок, материал будет дополняться.

Поддержите Let’s Kick!

Пожертвование также можно сделать с помощью сервиса YooMoney. Полученные средства мы используем для поддержания работы сайта и развития сообщества. В качестве благодарности мы подарим вам Самокарту, если у вас её ещё нет. Просто оставьте ваше e-mail в комментарии к переводу и получите карту на заезде Let’s Kick.

Группа сообщества
Вконтакте
Канал и чат
в Telegram
Видеоканал
на Youtube

© 2011 – 2024 Движение городских самокатов Let’s Kick. Материалы опубликованы под лицензией Creative Commons BY-NC-SA 4.0: при использовании ссылка на источник обязательна, коммерческое использование материалов сайта не допускается.

Автошкола Профи-Центр

Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023

С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности.

Что такое средство индивидуальной мобильности?

Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Что нужно уяснить из этой формулировки:

  • средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают;
  • к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем.

Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам?

Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: « Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является.

С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ?

Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч.

Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения.

Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года

Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых.

Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет?

Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
  • пешеходным зонам.

Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых . Как это будет работать на практике пока не совсем ясно.

Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет?

Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велосипедным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
  • пешеходным зонам.

Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3.

Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые?

Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия.

Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий :

  • нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним.

Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий :

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч;
  • на дороге разрешено движение велосипедистов;
  • СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой.

Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь .

Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр» .

Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023
Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

2024 © Профи Центр

СИМ — новый вид ТС в ПДД с 1 марта 2023

С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности. Что такое средство индивидуальной мобильности? Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)». Что нужно уяснить из этой формулировки: средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают; к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем. Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам? Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: «Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является. С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ? Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч. Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения. Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых. Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет? Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по пешеходной части); пешеходным зонам. Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых. Как это будет работать на практике пока не совсем ясно. Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет? Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по велосипедной части); пешеходным зонам. Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3. Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые? Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия. Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий: нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним; водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ. Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним. Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним; на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч; на дороге разрешено движение велосипедистов; СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой. Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь. Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр». Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023 Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2024 году

В 2023 году появились правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ). Какой транспорт попадает под это определение, какие ограничения действуют и что планируют изменить в 2024 году — в справке «Ъ».

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Что такое средства индивидуальной мобильности

Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя. В этот список входят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства. Ограничения по максимальной мощности в правилах не прописаны.

Какие ограничения существуют

  • максимальная допустимая скорость составляет 25 км/ч;
  • запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине;
  • пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении;
  • при езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств;
  • запрещена буксировка СИМа или СИМом;
  • движение СИМ по проезжей части осуществляется в один ряд;
  • СИМ не имеет права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева, в том числе припаркованные автомобили;
  • при выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать движение всем участникам движения;
  • при пересечении дороги вне перекрестков СИМ обязаны уступать дорогу всем участникам движения;
  • в велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед всем механическим транспортом и могут двигаться по ширине всей проезжей части.

Если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов.

Правила управления СИМ зависят от возраста

В возрасте до семи лет ездить на СИМ можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
  • пешеходным зонам.

Кроме того, дети до семи лет могут передвигаться на СИМ только в сопровождении взрослых.

В возрасте с 7 до 14 лет ездить можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
  • велосипедным дорожкам;
  • пешеходным зонам.

Правила управления СИМ для водителей старше 14 лет:

По пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам можно ездить на СИМ, если его масса не превышает 35 кг и соблюдено одно из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедные и велопешеходные дорожки, полосы для велосипедистов или возможность двигаться по ним;
  • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

По обочине разрешается ездить, если нет велосипедных или велопешеходных дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара или возможности передвигаться по ним.

По правому краю проезжей части разрешается двигаться при выполнении следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина или возможность ехать по ним;
  • разрешенная скорость на дороге не превышает 60 км/ч;
  • на проезжей части разрешено движение велосипедистов;
  • СИМ должно быть оборудовано фарой, световозвращателями, звуковым сигналом и тормозной системой.

Сигналы светофоров для СИМ

Водители СИМ должны руководствоваться разными сигналами светофоров в зависимости от того, где они едут:

  • при движении по тротуару или пешеходной дорожке СИМ должны пользоваться сигналами для пешеходов;
  • при езде по велосипедной или велопешеходной дорожке и полосе для велосипедистов СИМ должны руководствоваться сигналами для велосипедистов.

Знаки дорожного движения для СИМ

Специально для СИМ были введены новые знаки дорожного движения. Кроме того, было дополнено значение одного старого.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

Теперь этот знак запрещает движение пешеходов и водителей, использующих СИМ.

Знак «Движение СИМ запрещено»

Такой знак ограничивает движение только СИМ. В отличие от других подобных указателей он запрещает движение в одну сторону, а не в обе.

Знак «Вид транспортного средства» для СИМ

Существует специальная табличка, обозначающая СИМ. Она показывает, что находящийся над ней знак относится только к СИМ. Аналогичная табличка со словом «кроме» обозначает, что знак выше не касается СИМ.

Что будет, если нарушить правила

К нарушителям правил для СИМ будет применяться статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф — 800 руб. или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде. Это действующая норма, но она еще может поменяться в рамках нового КоАП, над которым работает Минюст.

Что может измениться в 2024 году

В настоящий момент в Госдуме рассматривается законопроект об обязательной регистрации СИМ на портале «Госуслуг». Предлагается снабдить эти транспортные средства номерами. Авторы документа считают, что это поможет «индицировать владельца и применять совокупность мер государственного принуждения».

В октябре 2023 года правительство РФ утвердило «дорожную карту» «мероприятий, направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития СИМ и обеспечение дорожного движения при их использовании». Она состоит из 27 пунктов, рассчитанных на 2023-2025 годы. Минтранс до конца года планирует подготовить проект поправок к КоАП, усиливающий ответственность для водителей СИМ.

В 2024 году правительство планирует расширить понятия «СИМ», «электровелосипед», «мопед» и «мотоцикл». В ПДД введут правила остановки и стоянки СИМ. Появятся знаки, обозначающие парковки для электросамокатов. Водители СИМ будут должны останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД и проходить проверку на состояние опьянения.

Сенатор Артем Шейкин подготовил законопроект, устанавливающий новые штрафы для СИМ. Его поддержало правительство. Парламентарий предлагает наказывать за следующие действия:

  • управление СИМ в нетрезвом виде (штраф до 30 тыс. руб.);
  • превышение скорости (штраф до 5 тыс. руб.);
  • езду на электросамокате или велосипеде сразу нескольких человек (штраф до 3 тыс. руб.);
  • перевозку детей на самокате (штраф до 5 тыс. руб.);
  • неостановку по требованию сотрудника полиции (до 800 руб.);
  • отказ от медицинского освидетельствования (штраф до 30 тыс. руб.)
  • оставление водителем СИМ или велосипеда места ДТП (штраф до 5 тыс. руб).

Также к открытию сезона самокатов в 2024 году планировалось завершить работу над поправками к Кодексу об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) для пользователей СИМ за нарушение ПДД. Предлагается ввести новый субъект ответственности, чтобы «избежать разночтений в правоприменительной практике, системно подойти к оценке общественной опасности СИМ»,— заявил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. Пока поправки находятся в стадии обсуждения. Помимо прочего, законопроект предусматривает ограничения на использование мобильного телефона без гарнитуры, вводит ответственность за неоказание помощи пострадавшему в ДТП и невыполнение иных обязанностей в связи с ДТП (вызов скорой помощи и полиции).

  • Василий Кузнецов подписаться отписаться
  • Рынок электросамокатов подписаться отписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *