До какого напряжения заряжать автомобильный аккумулятор
Перейти к содержимому

До какого напряжения заряжать автомобильный аккумулятор

  • автор:

Каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор — инструкция

Для заряда АКБ, кроме зарядного устройства, необходим так же тестер, измеряющий напряжение.

Ключевые моменты в процессе заряда АКБ:

1. Не превышать напряжение заряда 14,4 Вольта*.
2. Контролировать напряжение заряда тестером**.
3. Если напряжение поднимается 15-16 Вольт и выше, и нет регулировок тока и напряжения в ЗУ, прекратить заряд***.
4. При наличии регулировки тока в ЗУ: выставить ограничение max. тока в начале заряда, а затем в процессе заряда уменьшить его (контролируя напряжение заряда тестером) *** .
5. Обычно увеличение силы тока регулировкой в зарядном устройстве поднимает и напряжение заряда****

*Напряжение заряда свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора 14.4 В! Не превышайте это напряжение по двум очень важным причинам:

— при более высоком напряжении аккумулятор начинает кипеть: выделять ГРЕМУЧУЮ СМЕСЬ из водорода и кислорода, которая может взорваться!
— при кипении пузырьки газов разрушают намазку на пластинах АКБ — электролит станет мутным, емкость батареи уменьшится и заряд она станет сохранять хуже. Произойдет ускоренное старение АКБ.

** В большинстве недорогих зарядных устройств напряжение заряда не ограничено 14,4 Вольт, а может достигать нежелательных 15-16 Вольт. В этом случае необходимо, контролировать напряжение заряда тестером, а если тестера нет, то выкрутив пробки и наблюдая за тем, чтобы электролит не кипел. Если АКБ начала кипеть при зарядке, а напряжение заряда понизить нельзя (нет регулировки), то лучше всего прекратить такой заряд.

*** Высокое напряжение заряда 15-16 Вольт за считанные часы может испортить Ваш аккумулятор.

**** Ток заряда не должен превышать 1/10 емкости аккумулятора, то есть максимальный ток для батареи 60Ач — 6 Ампер, а для 100Ач — 10 Ампер.

****Если есть регулировка уровня тока заряда в вашем ЗУ — ограничьте максимальный ток заряда. Особенно это важно при начальном этапе заряда сильно разряженных АКБ. На практике чаще всего ток заряда не регулируется, а просто на самом устройстве указан его максимально возможный ток. В этом случае к аккумулятору емкости 60Ач покупается ЗУ с максимальным током заряда не выше 5-6 Ампер. Если в вашем зарядном регулируется сила тока заряда, обратите внимание на напряжение заряда! Во многих зарядках увеличение тока заряда автоматически увеличивает и напряжение заряда.

Самое главное требование к процессу заряда АКБ — не превышать напряжение на клеммах выше 14,4-14,6 Вольт.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля — 8 последовательных шагов

Хотя аккумуляторная батарея отдает ток, то есть работает, всего несколько секунд в день, ее сложно переоценить. От исправности АКБ зависит уверенный и своевременный пуск двигателя внутреннего сгорания.

заряжается аккумулятор машины

У современных автомобилей требования к аккумулятору выше — в отличие от старых карбюраторных моделей, где батарее было достаточно прокрутить коленвал и дать искру в трамблер. Сегодняшний источник тока питает ЭБУ, топливный насос и форсунки и еще массу другой электроники.

Как понять, что стоит зарядить автомобильный аккумулятор

Любому, даже начинающему, автолюбителю знаком приятный звук бодро крутящегося стартера, который через пять-десять секунд сменяется звуком работы двигателя — бензинового или дизельного. Если этого не происходит, стартер при повороте ключа зажигания отзывается только несколькими медленными оборотами и останавливается, не успев запустить ДВС. Это часто говорит о проблемах с аккумуляторной батареей.

Кроме разряженной АКБ, помешать запустить мотор могут также другие неисправности:

  • Неплотно прилегающие или окисленные клеммы;
  • отсутствие контакта (окисление) в цепи — на генераторе, стартере, массовой шине;
  • проблемы со стартером.

Проверить всю электрику автомобиля неподготовленному человеку, да еще и в полевых условиях, довольно сложно, но вот заняться клеммами вполне по силам. Их необходимо открутить от аккумулятора, снять, очистить при помощи наждачной бумаги или надфиля, плотно надеть назад и тщательно прикрутить.

После того как клеммы очищены, можно снова попробовать запустить двигатель. Если это не удается сделать, нужно проверить заряд аккумулятора. Сделать это можно несколькими способами:

  1. На некоторых АКБ присутствует индикатор заряда батареи — зеленый шарик, который поднимается, когда электролит в банках аккумулятора имеет достаточный уровень и плотность.
  2. На части автомобилей присутствуют штатные приборы, контролирующие напряжение в сети — вольтметры. Кроме того, можно приобрести дополнительные девайсы, которые вставляются в гнездо прикуривателя. Но эти приборы не всегда могут дать адекватную информацию. Они либо с низкой точностью, либо находятся далеко от источника тока, поэтому показания при проходе через цепь могут искажаться.
  3. Можно проверить выходное напряжение при помощи приборов, подключенных в диагностический разъем: бортовых компьютеров или сканеров на базе ELM327, работающих по Bluetooth. Такая информация намного точнее предыдущей.
  4. При помощи нагрузочной вилки — тестера для аккумуляторных батарей. Прибор дает достоверные данные, но довольно сложен для простого автолюбителя и не применяется в других сферах.
  5. Самое простой, но при этом точный и корректный способ, — при помощи мультиметра (тестера). К тому же, этот прибор обязательно понадобится — и, если придется заряжать АКБ при помощи внешнего зарядного устройства, и при других электрических работах в автомобиле и дома.

Как правильно измерить напряжение на клеммах аккумулятора

Чтобы измерить заряд аккумулятора, переключатель мультиметра нужно перевести в положение DC/20V – «постоянный ток до 20В». Щупы тестера подключить к предварительно очищенным соответствующим клеммам батареи: черный — к минусу, красный — к плюсу. При этом обязательно снять с батареи хотя бы одну из них, или отключить автомобиль другим способом (выключателем массы при его наличии), чтобы снять нагрузку с АКБ. Проводить замеры лучше всего не сразу после выключения двигателя машины, а спустя определенное время — через 10-12 часов или перед пуском.

правильно заряжать аккумулятор авто

При этом нормальным напряжением исправной АКБ считаются показания между 12,0 и 13,0 вольта. Существует даже народная методика определения уровня заряда — приблизительная, но довольно действенная. Согласно ей, десятые доли вольта соответствуют остаточной емкости, например:

  • При 12,9 В аккумулятор заряжен на 90%;
  • 12,5 — на 50%;
  • 12,1 — на 10%.

Таким образом, если прибор, подключенный к батарее, показывает меньше 12 вольт, значит, она нуждается в зарядке. Хотя исправный автомобильный генератор способен зарядить АКБ самостоятельно, при возможности подумайте, как зарядить аккумулятор авто внешним зарядным устройством. Это позволит полнее зарядить батарею, что улучшит ее состояние и продлит срок эксплуатации.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Снимать с автомобиля аккумуляторную батарею для зарядки необязательно и не всегда желательно. Во-первых, на многих современных автомобилях это сделать довольно сложно, а во-вторых, средний вес самой популярной АКБ емкостью 60 Ач составляет 13-15 кг. В случае падения аккумулятора на твердую поверхность (асфальт, металл) его корпус с высокой долей вероятностью может расколоться, а содержащийся в нем электролит, являющийся кислотой, может серьезно повредить одежду и кожу.

Главное — соблюдать температурный режим, то есть, заряжать АКБ при температуре от 0 до 25оС. Если есть возможность оставить автомобиль в отапливаемом помещении или, в теплое время суток, в месте, где в подкапотное пространство не будут проникать солнечные лучи и влага, достаточно лишь снять клеммы, очистить их вышеописанным методом, а также протереть корпус батареи тряпкой.

Если аккумулятор замерз и электролит в нем заледенел, перед зарядкой его нужно отогреть хотя бы до перехода кислоты в жидкое состояние. После этого химические реакции изнутри помогут поднять температуры батареи.

Если аккумулятор все-таки необходимо переместить в теплое помещение, нужно помнить о мерах предосторожности:

  1. Не переворачивать и не наклонять батарею, чтобы исключить вытекание кислоты;
  2. устанавливать аккумулятор на ровную и прочную поверхность;
  3. не пользоваться возле заряжающейся АКБ открытым огнем, поскольку из нее могут выделяться горючие газы;
  4. заряжать аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении;
  5. не пользоваться самодельными, неисправными зарядными устройствами.

Тип аккумулятора также имеет значение при зарядке. Условно АКБ делятся на две основные группы: обслуживаемые и необслуживаемые. К первому типу относятся батареи с сурьмяными пластинами (Ca/Ca), ко второму — кальциевые аккумуляторные батареи (Ca/Ca), где пластины также сделаны из свинца, но легированы они не сурьмой, а кальцием. Кроме того, существует гибридный (Pb/Ca) малообслуживаемый тип аккумуляторов.

Под обслуживанием аккумуляторной батареи понимается необходимость контролировать уровень электролита. И доливать за надобностью дистиллированную воду, поскольку пластины, покрытые сурьмой, имеют свойство ее активно выпаривать. Можно понять, какой перед вами тип, по надписям на аккумуляторе, и по форме пробок на банках. У обслуживаемых батарей они на виду и представляют собой большие пластмассовые винты, вкручиваемые в корпус. В необслуживаемых они также присутствуют, но спрятаны под декоративными крышками.

Заряжать обслуживаемую АКБ необходимо с открытыми крышками, предварительно долив дистиллированной воды (иные жидкости строго исключаются!) таким образом, чтобы уровень электролита был на 1-2 мм выше пластин аккумулятора, стоящего на ровной поверхности.

Для необслуживаемых батарей эти манипуляции необязательны, однако желательны, если есть подозрение, что уровень жидкости в них снизился (выкипел или вылился).

Пошаговая инструкция как правильно заряжать аккумулятор автомобиля дома

На сегодня в продаже доступно большое количество зарядных устройств для АКБ, отличающихся простотой и надежностью. Они оснащены минимумом регулировок. Это переключатель 6/12/24В и ручка потенциометра — регулятора силы тока. Поэтому пользоваться ими может человек любой степени подготовленности. Нужно лишь придерживаться определенных правил при работе с электрическими приборами.

Включить зарядное устройство в сеть. При этом должна загореться световая индикация, подняться стрелка амперметра (или появиться показания на табло).

А также будет слышен легкий гул трансформатора. В случае их отсутствия необходимо проверить предохранитель прибора

При помощи ручки потенциометра поднять значение силы зарядного тока до необходимой.

Таковой считается 1/10 номинальной емкости батареи. Например, АКБ 60 А/ч правильно заряжать током 6 ампер

Дальше большинство зарядных устройств делает все в самостоятельном режиме, владельцу лишь иногда (преимущественно на первых порах) нужно контролировать, чтобы показания амперметра не превышали указанных в п.7.

При правильном течении процедуры по ходу зарядки ампераж должен снижаться — батарея будет принимать все меньше заряда

Желательно также время от времени проверять как заряжается аккумулятор машины, следить за напряжением с помощью мультиметра. Процесс зарядки можно считать законченным, когда значения тока и напряжения не будут меняться на протяжении 1-2 часов. Вольтаж на выходах батареи при этом должен составлять не менее 13 В при выключенном зарядном устройстве.

Советы по эксплуатации аккумулятора

Проверять состояние АКБ и, при необходимости, подзаряжать ее нужно не только в критические моменты, а регулярно — не реже, чем 2 раза в год, перед холодами и после.Необходимо контролировать правильную работу генератора и ремонтировать его в случае проблем. Кроме того, необходимо следить за исправностью электропроводки автомобиля.

Ток АКБ предназначен, в первую очередь, для пуска двигателя. Не стоит злоупотреблять им для питания потребителей, особенно мощных (освещение, мультимедиа) при выключенном ДВС.

За батареей нужно следить — чистить клеммы, протирать поверхность.

Если после зарядки аккумулятора внешним ЗУ проблемы в скором времени повторяются, значит, срок службы батареи подошел к концу и его лучше заменить.

Как можно заметить, следить за аккумуляторной батареей: проверять ее состояние и при необходимости заряжать, довольно несложно и под силу практически всем владельцам автомобилей. Наградой за внимание к АКБ будет гарантированный легкий пуск двигателя при любых погодных условиях.

Как и до какого напряжения можно разряжать автомобильный аккумулятор

Акб состоит из свинцовых пластин, между ними находится специальный диэлектрик, который не дает пластинам соприкасаться, и перемыкать. Все это залито электролитом. Обычно аккумулятор разделен на 6 таких разделов (6 банок) соединенных последовательно по 2,1В.

Так при перезарядах составляющие банок начинают греться, дистиллированная вода испаряться, и пластины осыпаться, а при разрядах падает концентрация серной кислоты, ана оседает на свинцовых пластинах в виде солей, и при сильных разрядах, соли полностью не разрушаются, а остаются на этих самих пластинах. Таким образом падает емкость акб, после каждого глубокого разряда на 2-3%, после 7-10 таких разряда акб теряет 20-30 % своей емкости.

строение аккумуляторной батареи

Зачем нужно периодически разряжать аккумулятор автомобиля

Чтобы разобраться, в чём смысл разрядки аккумуляторной батареи, давайте вспомним, как она работает.

Когда мы поворачиваем ключ в замке зажигания, то запускаем процесс, заключающийся во взаимодействии двух реагентов аккумулятора – свинцовых пластин и электролита. Замыкание электрической цепи инициализирует высвобождение электрической энергии, выделяемой в процессе снижения плотности электролита. Этот процесс сопровождается преобразованием части свинца на пластинах в сульфат свинца. Обратный процесс, то есть зарядка аккумулятора, превращает большую часть сульфатированого свинца превратиться обратно в чистый металл.

Читайте также: Распиновка блока питания ПК

Как вы уже заметили, мы упомянули термин «большая часть». Это означает, что некоторое количество нерастворимого сульфата таковым и осталось, и этот процесс принято называть сульфатацией пластин. По мере увеличения доли нерастворимого остатка на пластинах ёмкость батареи начинает падать. Это, если можно так сказать, старение АКБ, то есть вполне естественный процесс. Аналогия не прямая, но удачная – жизнь аккумулятора, оказывается, тоже можно продлить.

«Правильный» образ жизни предполагает тренировку батареи циклами разрядки и последующей зарядки, во время которых АКБ запоминает, как преобразовывать соли свинца в свинец с минимальными потерями. Такие показательные тренировки необходимо устраивать как минимум раз в год, накануне наступления холодного сезона, а ещё лучше повторять процедуру и весной.

Мероприятие позволяет также с большой точностью оценить состояние автомобильного аккумулятора, степень выработки его ресурса. Нужно лишь осуществлять разряд и заряд с контролем времени и уровня заряда.

Как правильно разрядить АКБ?

Нет, тот способ разрядки, который первый приходит в голову, тут не сгодится. Оставленные на ночь фары разрядят аккумулятор, но совсем не так, как нам нужно. Данному процессу необходим строгий контроль, ведь существуют конкретные показатели напряжения, до которых можно разряжать автомобильные аккумуляторы, о них мы поговорим немного позже. А сейчас расскажем, с чего следует начинать, если Вы решили самостоятельно произвести профилактическую разрядку аккумуляторной батареи своего автомобиля. Для этого существуют несколько способов.

АКБ АВТО

Разряжаем АКБ с помощью заводского устройства зарядки

В идеале, процесс должен проводиться заводской мультифункциональной зарядкой. Это проще всего, так как происходит без Вашего постоянного контроля, и устройство самостоятельно прекратит процесс, дойдя до нужного порога. Хорошо, если данное устройство имеется, но если его нет, рассмотрим и другие, более доступные способы.

Разрядка без снятия АКБ

Чтобы специально снизить заряд АКБ, не обязательно снимать устройство с автомобиля. Его можно оставить в подключённом состоянии под капотом машины.

На некоторых автомобилях на приборной панели имеется вольтметр. Если его нет, не страшно. Устройство достаточно подключить к батарее, соблюдая полярность.

Простой, но эффективный и сравнительно быстрый способ. Для этого нужно:

Контроль показателей

  • убедиться в наличии вольтметра при приборной панели, либо подготовить отдельный измерительный прибор;
  • заглушить двигатель;
  • подключить вольтметр;
  • включить энергопотребители, работающие от аккумуляторной батареи;
  • по измерительному прибору следить за падением показателей;
  • при достижении отметки ниже 10,9 В прекратить разряд.

Чем больше потребителей будет одновременно работать, тем быстрее удастся достичь нужной степени разряда. Поэтому включать можно фары, обогреватели стекла и сидений, печку в салоне и пр.

Разряжаем АКБ подручными средствами

Если вольтметр на панели приборов отсутствует, в этом случае батарею придется снять. Для нагрузки в данном случае используем автомобильную лампочку на 60 ватт или реостат с током в 5А. Если вы будете использовать автомобильные лампочки, помните о том, что в процессе они могут сильно нагреваться, поэтому класть их на пол или стол опасно, иначе что-нибудь может пострадать.

Итак, для начала нам нужно замерить начальное напряжение на клеммах и немного подождать. Нескольких часов будет достаточно, после чего нужно повторить измерение. Нам нужно, чтобы напряжение упало до показателя в 11В. Как только этот момент наступит, для наблюдения за процессом будет необходимо личное присутствие, так как замеры нужно будет производить уже каждые 15 минут. Нужно дождаться, пока показатели будут в интервале от 10.5В до 10.9В.

Можно производить разряжение аккумулятора просто вольтметром, но то будет достаточно долго по времени, так ка нагрузка на АКБ будет небольшая.

До скольки вольт можно разряжать АКБ

Полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор выдает на клеммах 12,6 вольт. При разряде происходят электрохимические реакции, результатом которых является выпадение кристаллов сульфата свинца. Это вещество не растворяется в воде и почти не растворяется в электролите.

Способы быстрой разрядки автомобильного аккумулятора

Налет сульфата свинца на пластинах.

В обычной ситуации при зарядке батареи происходят обратные реакции, и сульфат полностью растворяется (на самом деле, не всегда полностью). Если допустить разряд ниже 1,75 вольт на элемент (10,5 вольт для 12-вольтовой батареи), то при пополнении запаса энергии полной компенсации не произойдет, и часть сульфата останется виде налета на пластинах, «маскируя» часть полезной площади. Емкость АКБ при этом снижается. Поэтому напряжение в 10,5 вольт принято за нижний лимит разряда батареи, ниже которого разряжать АКБ нельзя.

Еще один вредный эффект от глубокого разряда проявляется при низких отрицательных температурах. При снижении плотности электролита он может замерзнуть, что приведет к разрыву пластин, осыпанию активной массы или даже разрыву корпуса.

Как зарядить разряженный АКБ

Чтобы произвести правильную зарядку АКБ, нужно поэтапно выполнить несколько действий.

  1. В каждую банку аккумулятора необходимо залить дистиллированной воды.
  2. Включить батарею на зарядку, рассчитав на зарядном приборе ток потребления 0,1 от емкости АКБ.
  3. Когда в банках появляются пузырьки как от кипения, батарея отключается от зарядки на 30 минут.
  4. После того как аккумулятор остынет, включить его снова на зарядку, но с током заряда 0,01 то есть в 10 раз меньше от первичного номинала.
  5. Если через какое-то время жидкость в банках снова закипела, надо прервать заряд на 30-40 минут.

На полную, правильную зарядку может уйти не один день, так как батарею постоянно придётся то отключать, то подключать к зарядному устройству, устраняя кипение жидкости. В дальнейшем, надо внимательно следить за уровнем жидкости в банках и при необходимости добавлять в неё дистиллированную воду.

Восстановить полностью разряжённый АКБ можно просто поменяв в нём электролит.

Данная процедура хоть и проста, но все же требует качественной подготовки, проводить такие работы нужно в специальном помещении и в защитных очках и перчатках.

  • Для начала аккумулятор надо разрядить до 9 вольт.
  • Затем из банок сливается весь электролит до капли.
  • Заливается свежая дистиллированная вода и батарея настаивается в течение 1-2 часов.
  • Теперь можно включать АКБ в зарядное устройство. При этом ток заряда не должен быть выше 11 вольт.
  • Через 1 час разрешается поднять ток заряда до 0,1 от полной емкости батареи.
  • Зарядка продолжается пока в банках не закипит электролит. Это станет сигналом для снижения тока заряда из расчёта, что процедура будет длиться в течение 10 часов.

Когда АКБ зарядится, его нельзя использовать, его нужно снова разрядить, используя инструкцию и снова зарядить. И так несколько раз, только после 4-5 циклов заряда-разряда, АКБ можно устанавливать на автомобиль и эксплуатировать.

О вреде глубокого разряда

Наверное, каждый водитель наслышан о том, что тот или иной тип автомобильной батареи рассчитан на определённое количество циклов заряда-разряда. Разумеется, это чисто теоретические значение – на практике их могут корректировать в ту или иную сторону целый ряд разноплановых факторов.

Давайте освежим в памяти принцип функционирования классического кислотного аккумулятора. Мы знаем, что номинальное значение плотности электролита – 1,27 г/см3. Эта цифра на самом деле указывает о том, каково соотношение воды и серной кислоты в электролите, в процессе эксплуатации оно может изменяться в ту или иную сторону (чаще – уменьшается).

Как реанимировать аккумулятор автомобиля после глубокой разрядки

Когда аккумулятор используется как источник электроэнергии, то есть находится под нагрузкой, серная кислота оседает на электродах (пластинах) АКБ и реагирует с металлом, образуя соли. А поскольку плотность кислоты намного выше, чем у воды, изменение соотношения этих двух компонентов электролита приводит к уменьшению его плотности. При зарядке (как от генератора, так и ЗУ) происходит обратный процесс – соль распадается на кислоту и свинец (диоксид свинца), а концентрация дистиллированной воды, наоборот, понижается, и плотность электролитической жидкости по теории должна вернуться к исходному значению. На практике некоторое количество солей со временем начинает накапливаться на пластинах, не участвуя в химических реакциях, в результате ёмкость аккумулятора со временем начинает уменьшаться. Если не допускать глубоких разрядов и вообще стараться соблюдать правила эксплуатации батарей, то даже кислотные АКБ прослужат вам 3-4 года, а то и больше.

Но стоит батарее разрядиться сильнее обычного – и объём осевших на положительных электродах солей начинает возрастать, а плотность падать. В конце концов, она достигнет порогового значения, при котором запуск двигателя становится проблематичным или невозможным.

Вы спросите, в чём проблема? Ну, разрядился АКБ почти в ноль, но поставим его на подзарядку, и через пару часов можно снова отправляться в путь!

Увы, но не всё так просто. Дело в том, что, когда соли становится на пластинах слишком много, при зарядке аккумулятора обратной химической реакции могут подвергаться не 100% кристаллов, а немногим меньше – часть солей так и остаётся на пластине. При обычном, некритичном разряде батареи такого не происходит. А если часть площади электрода не покрыта металлом, то соответствующим образом уменьшается и его ёмкость, то есть способность к восстановлению заряда.

Из практики известно, что один глубокий разряд аккумулятора приводит к потере ёмкости в пределах 2-4%. Это много. 8-10 таких ситуаций – и ёмкость безвозвратно упадёт на 30%, и этого будет достаточно, чтобы батарея была бессильна в попытках прокрутить коленвал мотора.

Вот вам и ответ на вопрос, почему так опасен глубокий разряд автомобильного аккумулятора и сколько раз можно допускать такую ситуацию без серьёзных последствий для батареи.

Что делать, чтобы АКБ полностью не садилась? Ответы можно взять из других статей, мы же сосредоточимся на том, можно ли реанимировать аккумулятор, если неприятность уже произошла. Но об этом – чуть позже.

Почему ГР вреден для аккумулятора

Резюмируя вышесказанное, опишем вред глубокого разряда как можно проще и лаконичнее: в подобных ситуациях слой осевшей соли свинца на электродах оказывается таким толстым, что десульфатация в таких же объёмах оказывается невозможной. Полезная площадь пластин уменьшается, процесс заряда будет протекать не полностью, уменьшая время работы АКБ и увеличивая риск возникновения повторного глубокого разряда. В конце концов, после очередного такого повторения АКБ окажется не подлежащей восстановлению.

Производители утверждают, что теоретический предел для свинцовых АКБ – от 15 до 20 циклов, но на практике достаточно и 10 глубоких разрядов, чтобы зимой такой аккумулятор оказался бесполезным.

На что обращать внимание при покупке аккумуляторов

Емкость или резервная емкость
Емкость и резервная емкость — наиболее информативные характеристики аккумулятора глубокого разряда. Они должны соответствовать вашим требованиям и определяют время работы и вес батареи.

Емкость, выраженная в Ампер-часах характеризует нагрузку, которой аккумулятор будет разряжаться в течении заданного времени, до тех пор, пока напряжение на нем не опустится до 10,5 Вольта.

Аккумуляторы проверяются производителями на разрядку в течении 100, 20 или 8 часов. Чем выше ток разряда, тем ниже емкость из-за эффекта Пейкерта (Peukert) и внутреннего сопротивление батареи.

Резервная Емкость (RC) — это время в течении которого полностью заряженный аккумулятор при 26.7° C разряжается током 25 ампер, до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 вольт.

Чем выше емкость или резервная емкость, тем дольше прослужит аккумулятор и тем тяжелее он весит из-за большей толщины свинцовых пластин.

Параллельное и последовательное соединение аккумуляторов

Если необходимо увеличить емкость, два или более новых и одинаковых по типу и емкости 12-вольтовых аккумулятора можно соединить параллельно. Если вы соединяете два аккумулятора разного типа и возраста, вы либо перезарядите один из них, либо не дозарядите другой, поэтому не устанавливайте вместе старые и новые батареи и батареи разных типов.

Правильно соединенные аккумуляторы будут заряжаться и разряжаться одинаково. Для соединения используйте короткий кабель большой толщины, чтобы избежать падения напряжения между батареями — оно не должно превышать 0.2 вольта (200 милливольт).

Тип

Ячейки различного типа в аккумуляторах глубокого разряда

Чтобы запустить двигатель, стартовый аккумулятор в течении пяти – пятнадцати секунд генерирует ток от 500 до 1000 ампер и разряжается не более 5% от емкости. Общее количество циклов полного разряда-заряда, которые выдерживает стартовый аккумулятор — от 50 до 80. На первый взгляд это кажется очень мало, но из-за неглубокой разрядки стартовый аккумулятор способен в течении срока службы заводить двигатель до 80 тысяч раз.

Морские аккумуляторы глубокого разряда работают по-другому. Они предназначены для длительной разрядки током 5-50 ампер, выдерживают разрядку в течении нескольких часов и даже дней и разряжаются до 80% от емкости.

Лодочные аккумуляторы двойного назначения – это компромисс между аккумуляторами глубокого разряда и стартовыми батареями. Они обладают высоким пусковым током и выдерживают большее количество циклов, чем стартовые аккумуляторы. Лучшие аккумуляторы двойного назначения – это AGM аккумуляторы.

Аккумуляторные батареи глубокого разряда с жидким электролитом делятся на два типа–мало обслуживаемые и обслуживаемые. Пластины мало обслуживаемых батарей производятся из свинцово кальциевого сплава, а у обслуживаемых — из сплава сурьмы и свинца. Мало обслуживаемые батареи не требуют регулярного добавления воды для обслуживаемых эта процедура является обязательной. Частота добавления воды определяется условиями эксплуатации аккумулятора, но рекомендуется проверять уровень электролита не реже одного раза в течении двух недель.

Герметизированные или VRLA аккумуляторы также бывают двух видов — AGM и гелевые. Их не требуется открывать для долива воды и обслуживать в течении всего срока эксплуатации.

AGM батареи глубокого разряда

  • Отсутствует жидкий электролит, вместо него в отсеках между пластинами находится пористый заполнитель, пропитанный электролитом.
  • Пластины большой толщины, обеспечивают глубокий разряд и долгий срок службы
  • Подходят для работы с устройствами, которые требуют высоких значений тока и имеют большую потребляемую мощность.
  • Выдерживают среднее количество циклов заряда – разряда.
  • Повышенная надежность
  • Лучше работают при невысоких температурах
  • Электролит находится в неподвижном желеобразном состоянии, напоминающим гель.
  • Не требуют долива воды и обслуживания
  • Выдерживают большое количество циклов заряда-разряда при работе с высоконагруженными устройствами. Хорошо приспособлены для работы там, где требуется более глубокий разряд батареи, чем могут обеспечить батареи AGM. Электролит обеспечивает постоянную во времени производительность
  • Высокая надежность
  • Лучше работают при повышенных температурах окружающей среды.

Оба типа VRLA аккумуляторов в процессе зарядки производят восстановление электролита из водорода и кислорода, поэтому потерь воды в них не происходит. Из-за того, что внутреннее пространство батареи находится под давлением, при перезарядке или коротком замыкания возможна небольшая утечка газа.

VRLA батареи глубокого разряда требуют специальных режимов зарядки. При работе с ними необходимо ограничивать напряжение заряда, избегать перезарядки и высыхания электролита.

Дата выпуска

Хотя определить дату выпуска батареи бывает иногда затруднительно, никогда не покупайте аккумулятор глубокого разряда с жидким электролитом, выпущенный более трех месяцев назад. Если в течении этого времени его периодически не заряжать, начинается сульфатация пластин и падение емкости.

AGM и гелевые аккумуляторы храниться до 12 месяцев, прежде чем их зарядка упадет ниже 80%

Дата выпуска аккумуляторов DEKA проставляется на верхней крышке или боковой стенке и состоит из двух символов – буквы и цифры. Буквы обозначают месяц выпуска – А-январь, В-февраль и так далее, буква I пропускается. Цифра – год выпуска. Например, В6 – февраль 2016 года.

Советы специалистов

Можно ли запустить севший аккумулятор

Как же запустить аккумулятор после глубокого разряда? И будет ли он нормально работать? Если подойти серьезно к проблеме, то можно. Прежде всего необходимо очистить пластины от вредоносной соли. И, сделать это необходимо, как можно быстрее.

АКБ на зарядке

АКБ на зарядке

Если кристаллизация сильная, ее надо удалять физически:

  1. Вынуть пластины из конструкции и очистить от корочки с помощью острого предмета. Когда верхний слой будет снят, можно использовать мягкую нождачную бумагу. Чтобы максимально снять соль. Проблема в том, что вынуть пакет с пластинами будет очень сложно. Придется разрезать корпус батареи. И работать с каждой отдельной пластиной до тех пор, пока она не очистится.
  2. Залить электролит.
  3. Поставить батарею на зарядку.

Это способ реально трудоемкий и долгий. И, не факт, что восстановится полноценный заряд. Для облегчения процедуры можно использовать специальные десульфаторы для пластин. Это химикаты, эффективно разъедающие соль. Пластины полностью помещаются в химический раствор и оставляются в нем до полного очищения. Отзывы об этом варианте разные: кому-то помогло, другие против такого метода.

Специальный десульфатор для пластин

Специальный десульфатор для пластин

Можно ли зарядить литиевые аккумуляторы

Сейчас популярным у многих пользователей стал литиево-ионный аккумулятор 18650. Как быть, если прибор «умер»? Простой подзарядкой его работоспособность не восстановить. Подобные разновидности АКБ глубоких разрядов не переносят. Так, как же восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда?

Литий-ионный аккумулятор (18650)

Литий-ионный аккумулятор (18650)

В литиевых приборах предусмотрен специальный диод, который дает доступ новому заряду. Но на выходе препятствием станет ноль. Его требуется активировать для продолжения подпитки. Нужны такие условия, чтобы произошло изменение сигнала, и достичь нужной цифры напряжения: 3.1-3.2 Вольт. Только так восстановится функционал батареи 18650.

Восстановление свинцового аккумулятора

Аккумулятор свинцовый

Аккумулятор свинцовый

Как зарядить аккумулятор после глубокого разряда, если он свинцово-кислотный? Для этого есть несколько способов. Самым простым методом является многократная зарядка с использованием малого тока. При этом подзарядка должна быть прерывистой. В несколько этапов.

Для восстановления емкости многие применяют метод высокого напряжения. То есть резкой подачей тока к батарее. Высокое напряжение следует держать долго для повышения емкости. Здесь надо понимать, что происходит повышение напряжения, и элементу необходим отдых от резкой подачи тока. Поэтому, используется прерывистая подача.

Есть еще один верный способ: севшую АКБ сначала заряжают, затем сливают из него электролит, промывают обычной водой несколько раз. В чистый элемент заливают раствор аммиака с двумя процентами трилона Б. Химикаты сливают через 40-60 минут, и промывают изделие дистиллированной водой. Вливают электролит и полноценно заряжают.

Что делать, чтобы батарея быстро не разряжалась

  • Зарядка малым током (порядка 1-2 А) предотвращает начальную сульфатацию пластин. Подключайте зарядник один раз в месяц на ночь и обычный аккумулятор отслужит 5-6 лет без проблем, а батарея AGM или EFB – и того больше.
  • Ознакомьтесь с тем, как правильно хранить батарею в гаражных условиях и дома. При стоянке на морозе более суток снимайте источник питания и заносите в теплое помещение (не более +25°C).
  • Регулярно чистите клеммы на автомобиле и токоотводы на источнике питания специальной щеткой для клемм аккумулятора (на фото) или простой наждачкой. Окислы вызывают недозаряд.

почему быстро разряжается аккумулятор автомобиля

  • С приходом холодов чаще подзаряжайте изделие до 100% нормальным током (10% от емкости).
  • Содержите наружную поверхность АКБ в чистоте. Протирать можно 10% раствором нашатырного спирта и калицинированной соды, после чего вытирать насухо.
  • Если батарея обслуживаемая, чистите тонкой проволокой отверстия в крышках банок. Перед зарядкой проверяйте уровень электролита. Норма: +10…15 мм от предохранительного щитка. Сопоставляйте плотность электролитической жидкости с напряжением.
  • Периодически тестируйте бортовую сеть на утечки тока.
  • https://enpartner.ru/novosti/glubokij-razryad-akkumulyatora-chto-eto-takoe-ego-prichiny-i-posledstviya
  • https://remam.ru/elektrik/kak-razryadit-akkumulyator-avtomobilya.html
  • https://ProMotornoeMaslo.ru/avto-vopros-otvet/do-kakogo-napryazheniya-mozhno-razryazhat-avtomobilnyj-akkumulyator/
  • https://DriverTip.ru/osnovy/do-skolki-volt-mozhno-razryazhat-akkumulyator.html
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/kak-razryadit-akkumulyator
  • https://auto-gl.ru/pravil-no-razryazhaem-avtomobil-nyy-akkumulyator/
  • https://remam.ru/elektrik/kak-vosstanovit-akkumuljator-avtomobilja-posle-glubokoj-razrjadki.html
  • https://fisherninja.ru/knowlege-base/deep-cicle-battery/
  • http://akkuminfo.ru/ekspluataciya/glubokij-razryad-akkumulyatora
  • https://autobann.su/pochemu-bystro-razryazhaetsya-akkumulyator.html

Зачем и как правильно разряжать аккумулятор от автомобиля

При обслуживании АКБ чаще всего речь заходит именно о зарядке автомобильного источника питания, главной задачей которого является подача пускового тока на стартер для проворачивания коленчатого вала и последующего пуска двигателя.

Разрядка автомобильного аккумулятора

Намного реже возникает необходимость намеренно посадить АКБ. Обычно, наоборот, автовладельцы делают всё возможное, чтобы аккумулятор не разрядился.

Но бывают и такие ситуации, когда разрядка всё же нужно. Необходимо понять, когда это необходимо и как правильно выполнить подобную процедуру.

Зачем это нужно

Если не вдаваться в подробности, может показаться, что разрядить АКБ предельно просто. Но это ошибочное мнение.

На практике процесс требует очень строгого контроля. Нельзя допускать, чтобы напряжение опускалось ниже критической отметки. Если не контролировать процесс и позволить батарее разряжаться и дальше, последствия будут крайне неприятными. Батарея потеряет заметную часть своей ёмкости, либо её вовсе придётся менять.

Самыми чувствительными к полному разряду считаются кальциевые АКБ.

Но это не означает, что все остальные виды аккумуляторов можно подвергать таким испытаниям.

Есть 2 основные ситуации, когда может возникнуть необходимость в разрядке.

  1. Тренировка АКБ. Это циклы заряда-разряда. Тренировка проводится с целью восстановить характеристики аккумулятора. Тренировку рекомендуется выполнять ежегодно после того, как АКБ прослужила 1–2 года. И лучше это делать перед похолоданиями.
  2. Проверка ёмкости. Ёмкость, указанная на корпусе, с течением времени не соответствует действительности. Чтобы узнать реальные значения, АКБ заряжают, а потом полностью разряжают, засекая время. Это позволяет понять, в каком действительно состоянии находится аккумулятор.

Столкнувшись с одной из таких ситуаций, узнать алгоритм разряда АКБ просто необходимо.

Ток разряда

Чтобы не навредить АКБ, нужно выбрать подходящий ток разряда для забора напряжения у аккумулятора от вашего автомобиля.

Оптимальным значением считается 5 А.

Если использовать ток большей величины, это негативно отразится на состоянии и долговечности свинцовых пластин внутри АКБ.

Специалисты дают рекомендации касательно того, как правильно разрядить нуждающийся в восстановлении или проверке ёмкости автомобильный аккумулятор.

Для этого проверяется напряжение на выводах с использованием мультиметра. Определившись с тем, каким током вы будете разряжать свой автомобильный аккумулятор, делайте повторные замеры с интервалом около 3–4 часов. Важно контролировать показатели, чтобы вольтаж не упал ниже отметки 10,5 В, иначе это будет состояние глубокого разряда, вывести из которого батарею очень сложно.

Как только вольтметр покажет на выводах 11 В, контрольные проверки напряжения проводите уже с интервалом 15 минут. Пределом разряда считается 10,5–10,9 В. После этого разряд прекращается.

Разрядка АКБ для машины

Несложно понять, как разрядом определяется ёмкость. Для этого нужно взять батарею и подключить к ней разрядный ток номиналом 5 А. Если АКБ имеет заводскую ёмкость 60 Ач, но 10,5 В появились уже через 6 часов, то здесь реальную ёмкость можно рассчитать, умножив разрядный ток на затраченное время. В рассматриваемом примере это 30 Ач. То есть из заводских 60 Ач осталось всего 50%. Это указывает на плачевное состояние аккумулятора.

Чем нагрузить АКБ

Вы примерно уже знаете, как можно разрядить аккумулятор от автомобиля. Но ведь эти 5 А следует как-то подать, чтобы АКБ постепенно теряла свой полный заряд.

Если автомобилист размышляет над тем, как быстро и безопасно разрядить свой аккумулятор от автомобиля, ему на помощь придёт обычная лампочка. Выбирать её лучше в соответствии с ёмкостью АКБ. К примеру, для батарей ёмкостью 60 Ач подойдёт лампа на 60 Вт.

Есть также вариант с применением реостата, способным выдерживать от 5 Ампер и более. Но это сложная схема, где реостат соединяется с амперметром по последовательной схеме. Вольтметр соединяется параллельно с контактами источника питания. Перемещая ручку от реостата, выбирайте нужный ток и следите за напряжением. Разряда можно добиться в среднем за 6–10 часов.

Другой вариант предусматривает применение вольтметра. Его нужно просто соединить с АКБ и по шкале или экрану вольтметра наблюдать за постепенным снижением параметров. Минус способа в том, что на него уходит много времени.

Самым надёжным специалисты считают разряд с помощью многофункциональных ЗУ. Они дают возможность забрать заряд у батареи любого типа. Причём процесс протекает в автоматическом режиме. От пользователя требуется задать лишь ток и напряжение. Этим же устройством потом легко зарядить АКБ.

Чтобы ускорить процесс разряда, к схеме подключается нагрузка. Учтите, при ускоренном методе ресурс аккумулятора будет сокращаться. Лучше не спешить.

Отдельно стоит рассмотреть ещё 2 способа разряда.

  1. Без снятия с машины. Выполнить разряд батареи без её снятия с автомобиля очень просто. Особенно если на приборной панели машины присутствует вольтметр. Смысл в том, чтобы выключить мотор, включить какой-то потребитель вроде печки, фар и пр. Параллельно следите за падением напряжения. Опять же, через вольтметр или мультиметр. Когда параметры упадут до 10,9 В, остановите процесс.
  2. Применение подручных средств. Либо же задействуйте разряд подручными средствами, если процедура выполняется вне автомобиля. Оптимальным выбором станет автомобильная лампа примерно на 60–65 Вт. Убедитесь, что плотность электролита составляет от 1,27 до 1,29 г/см³. Далее соедините лампу параллельно с контактами АКБ и сюда же подключите выводы мультиметра в режиме измерения напряжения. Предел измерений должен быть 20 В. Ждите, пока значения упадут до 10,9 В.

Поскольку при работе лампочка будет греться, для предотвращения возгораний её следует положить на негорючую термостойкую подставку.

Какой из этих методов выбрать, решайте сами. Каждый из них эффективный и занимает разное количество времени.

Как определить полный разряд

Также автомобилистов закономерно интересует, до сколько вольт им можно будет разряжать автомобильные аккумуляторы, чтобы избежать серьёзных последствий для их ресурса, долговечности.

Разряд не должен составлять более 10,3–10,9 В.

Таблица заряда автомобильного аккумулятора

Чем ближе параметры будут к критической отметке, тем выше вероятность спровоцировать более серьёзные последствия. Вот почему разрядка требует строгого контроля.

Здесь есть 2 способа определить параметры.

  1. По напряжению. Понимая, до какого напряжения действительно можно разряжать проблемный аккумулятор своего автомобиля, тщательно его контролируйте. Сделать это проще всего по напряжению на контактах. Для этого потребуется взять мультиметр или вольтметр, соединить щупы с выводами АКБ, соблюдая полярность, и сделать замеры. Если на приборе видны цифры от 10,3 до 10,9 В, разряд следует останавливать.
  2. По плотности. Актуально, если аккумулятор обслуживаемого типа. Полностью заряженная АКБ имеет плотность около 1,27 г/см³. Если же ареометр покажет 1,11–1,13 г/см³, это укажет вам на полный разряд.

Какой из методов выбрать, решайте сами. Объективно более правильным и точным будет первый вариант.

Не забывайте о том, до сколько вольт в действительности можно и по инструкциям разрешается разряжать свой автомобильный аккумулятор. Перешагнув пороговые отметки, вы столкнётесь с порой необратимыми процессами.

При сильном разряде усиливаются процессы сульфатации, что загрязняет свинцовые пластины. Они покрываются плотным налётом, от чего падает ёмкость.

Процесс десульфатации провести можно. Но он сложный, требует временных затрат. Плюс не всегда АКБ подлежит восстановлению после сильной сульфатации.

Когда переходить к зарядке

Определившись с тем, как и до сколько вольт можно будет разряжать автомобильный аккумулятор, стоит также рассказать про следующую зарядку АКБ.

Зарядку начинают тогда, когда разряд достиг нужных значений. Продолжать оставлять АКБ под нагрузкой ни в коем случае нельзя. Как и просто держать батарею на хранении.

Как только аккумулятор разрядили до требуемых параметров, сразу же ставьте АКБ на зарядное устройство. Заряжать её можно постоянным током или постоянным напряжением. Есть и ускоренный метод подзарядки, необходимый для тех ситуаций, когда нужно максимально быстро вернуть аккумулятор в машину и запустить двигатель.

Процедуру разряда нельзя назвать сложной. И в некоторых ситуациях она действительно становится необходимостью.

Самым правильным и безопасным решением будет применить многофункциональное зарядное устройство. Оно поможет в разряде и последующей обратной зарядке. Если подобного девайса в вашем распоряжении не оказалось, воспользуйтесь альтернативными методами. Учтите лишь, что каждый этап придётся строго контролировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *