Параллельный импорт автомобилей что это
Перейти к содержимому

Параллельный импорт автомобилей что это

  • автор:

Как работает параллельный импорт автомобилей?

Разрешение на параллельный импорт авто означает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут ввозить машины без получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС).

Раньше эта процедура была обязательной, а без ОТТС ввозить машины могли лишь частные лица.

Теперь юрлицам-поставщикам авто не надо опираться на нормы Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Достаточно будет получить заключение о соответствии машины техническим требованиям у экспертной организации, такой как автомоторный институт «НАМИ».

Вся нормативно-правовая база для реализации механизма параллельного импорта уже готова.

О требованиях и правилах ввоза иномарок подробно можно прочитать здесь.

Список автомобильных брендов, которые разрешено ввозить в Россию с помощью параллельного импорта, можно посмотреть здесь.

Параллельный импорт автомобилей: что надо знать перед покупкой

Параллельный импорт автомобилей: что надо знать перед покупкой

Запасы новых иномарок европейских, американских, японских брендов у дилеров в России стремятся к нулю. Многие автомобили от официальных представительств и с полной гарантией уже не купить. Чтобы сохранить определенный уровень объема продаж, дилеры стали ввозить в Россию новые автомобили по программе параллельного импорта, одобренную Минпромторгом в апреле 2022 года. Схема работает так: физические и юридические лица покупают авто в другой стране не у производителя, а у посредников, а затем ввозят в Россию и растаможивают без разрешения владельца бренда. Благодаря программе параллельного импорта, заметная часть автомобилей и запчастей тех марок, которые приостановили производство в России, без проблем проходит таможню.

Но покупка такой машины несет определенные риски. В частности, на новое авто, привезенное по программе параллельного импорта, не распространяется официальная гарантия автопроизводителя. Некоторые крупные импортеры готовы взять на себя гарантийные обязательства сроком на 1–2 года (иногда за счет страховой компании). В случае покупки экзотической модели могут возникнуть проблемы с уникальными запчастями, потому что создавать в России склад деталей под авто с тиражом несколько сотен экземпляров нерентабельно.

Выбор уже довольно широк, хотя цены подчас астрономические. Например, купить Volkswagen Bora китайской сборки можно от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, цена соплатформенной ему Skoda Octavia IV в момент дебюта на отечественном авторынке два года назад была на миллион меньше.

Оформление документов при параллельном импорте транспорта

Когда ИП или юрлицо ввозит в Россию новую машину, с момента выпуска которой прошло не более трех лет, то достаточно получить заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Этот документ подтверждает, что авто имеет 5 экологический класс, прошло оценку соответствия и разрешено к эксплуатации на российских дорогах. На основании полученного ЗОЕТС оформляется электронный паспорт на транспортное средство, при этом на нем обязательно должна присутствовать кнопка вызова оперативных экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».

Для получения ЗОЕТС необходимо предоставить:

  • карточку организации, на юрлицо которой ввозится транспорт;
  • свидетельство ОГРН;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • руководство по эксплуатации или техническое описание ТС;
  • фотографии ТС и номерных идентификационных табличек.

Что такое СБКТС и почему надо быть внимательнее

Если машина старше трех лет и ее ввозит физическое лицо, то нужно оформить свидетельство безопасности (СБКТС). На основании этого документа выдается ПТС — паспорт технического средства, который закрепляет право собственности на транспорт. Без него машину нельзя зарегистрировать, получить номера, продать или купить, а также передвигаться по дорогам. ЗОЕТС можно оформить в удаленном формате, в то время как для получения СБКТС автомобиль необходимо предоставить в испытательную лабораторию. В нашей стране действует около десяти аккредитованных лабораторий, половина из которых — на Дальнем Востоке. Поэтому для большинства жителей страны их посещение требует длительного вояжа.

К вопросам оформления СБКТС нужно отнестись серьезно, потому что Росстандарт начал отзывать свидетельства, и скоро к этому процессу может присоединиться таможня. Причин для отзыва несколько. Например, были зафиксированы факты выдачи СБКТС без реальной проверки документов, а главное — несоответствие данных в документах и фактических параметров транспорта. В частности, занижают мощность, чтобы сэкономить на налогах и страховке.

Главная проблема новых машин, въезжающих через Казахстан или Кыргызстан, в том, что они не соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, а значит, не могут быть легализованы в РФ. Эксперты отмечают, что махинации с экологическим классом в Казахстане поставлены на поток. При этом, например в Москве есть автосалоны, которые продают транспорт с завышенным экологическим классом, и у купивших их владельцев могут возникнуть проблемы.

Владельцы ввезенного транспорта могут ощутить внимание таможенной службы, поскольку махинации с пошлинами также распространены. В прошлом году резко снизились сборы в бюджет, и причина очевидна — уменьшение официального импорта. В случае с автомобилями произошло частичное смещение баланса в пользу серого импорта с использованием схем, позволяющих сэкономить на сборах, например, за счет занижения таможенной стоимости. Логично, что таможенная служба обратит на это внимание.

Что делать, если отозвали ПТС из-за проблем с СБКТС? Скорее всего, смириться с убытками. Можно попробовать отменить сделку через суд и потребовать деньги с продавца. Но если это физлицо или фирма-однодневка, шансов мало. Легализовать такой транспорт практически невозможно. В случае с экологическим стандартом правила жесткие, никаких вариантов для пересмотра решения нет. В случае с махинациями с мощностью, возможно, получится снова пройти экспертизу и получить новый сертификат, но это очень долго и сложно.

Как проверить транспортное средство?

Можно ли как-то защититься и проверить транспорт до покупки? Проверка VIN-кода, скорее всего, ничего не даст, не во всех моделях прописан экологический класс. Единственный более-менее надежный способ — это покупка только у поставщика, который может показать таможенную декларацию, выданную именно Российской таможней, а также именно российский сертификат безопасности, полученный от лаборатории внутри страны.

Что такое параллельный импорт автомобилей

После того как почти все западные и многие восточные производители автомобилей дружно ринулись вон из России, на автомобильном рынке нашей страны остались только отечественные марки и китайские автомобили. Сборочные заводы встали, ввоз автомобилей из-за рубежа практически прекратился, дилеры распродавали остатки со складов. В итоге образовался дефицит новых автомобилей. Чтобы насытить рынок, и поддержать автодилеров правительство разрешило привозить в страну машины по параллельному импорту. Кстати, такая схема работает не только с автомобилями, но и с запасными частями, и с другими товарами.

Почему параллельный?

Сложно сказать, почему поставка авто минуя официальных импортеров называется параллельным импортом, а не серым или альтернативным. Ведь мы не открываем параллельный официальному канал ввоза, а пытаемся заменить его.

Раньше автомобили привозил в Россию официальный импортер бренда. Обычно это было представительство зарубежной автомобильной компании. Далее машины поступали в розничную продажу через сеть официальных дилеров марки. Через дилеров, под контролем представительства, продавались и авто, собранные в нашей стране. Понятно, что компании были заинтересованы в максимальном контроле над продажами и выступали против серого импорта. Он был запрещен законом.

Согласно новым документам ввозить товары, в том числе и новые иномарки, без согласия производителя или правообладателя можно. Этой возможностью пользуются как физические, так и юридические лица. Машины приобретаются у продавцов за границей, проходят таможенную очистку и продаются россиянам.

Так это же сложно и дорого! Увы, да… И цена – не единственная проблема параллельного импорта.

Проблемы параллельной схемы

Более длинная цепочка перепродаж и сложная логистика сказываются на конечной цене авто не лучшим образом. А еще юридические лица, которые ввозят партии машин, должны получить на них документ, именуемый Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), что тоже стоит денег и немалых. Плюс обязательная установка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Так что цены на «параллельные» авто, ввезенные строго по закону, низкими не будут.

Автомобили по схеме параллельного импорта чаще поставляются из Азии, где всегда тепло. А значит о российских, северных комплектациях придется забыть. Зачем арабскому водителю более мощный обогреватель салона, аккумуляторная батарея повышенной емкости или подогрев всего, чего только возможно?

Если на «официальные» машины гарантию давал производитель, то на авто, поставленные по параллельному импорту, ее может предоставить только продавец. Причем на своих условиях. А может и вовсе не предоставить.

Есть ли плюсы

Есть, конечно. И основной – возможность ввозить автомобили, которые официально к нам не поставлялись. Но и тут не обошлось без ограничений. По параллельному импорту можно поставлять не все что угодно, а только машины тех марок, которые разрешает правительство. Эти списки регулярно корректируются.

Состояние и перспективы

Параллельный импорт автомобилей в России в 2023 году вряд ли сделает погоду на рынке. Машины уже везут: кто-то штучно или даже под заказ – обычно это очень дорогие авто люкс-класса. Кто-то партиями привозит автомобили попроще, но это все равно не самые дешевые модели. Заметных поставок популярных бюджетных авто пока что-то не видно – не выгодно!

Поставки «параллельных» автомобилей наверняка будут расти, а ассортимент ввозимых моделей расширятся. Возможно, и до дешевых машин дело дойдет, пусть они и не будут уже столь доступными. И продавцы надежные в «дружественных» странах найдутся, и логистические цепочки будут оптимизированы. Есть, правда, одна проблема.

Если производитель не хочет продавать свой товар в Россию официально или боится это делать, то он будет всячески препятствовать и параллельным поставкам. Как? Да очень просто. Можно на уровне компании ограничить квоты на авто тем, кто перепродает их нам. А можно и вовсе, на государственном уровне, ввести вторичные санкции против стран, которые не хотят прекращать сотрудничество с Россией.

Если такое случится, бизнес, конечно, будет искать новые возможности для поставки автомобилей. Но это новые партнеры, новая логистика и… новые цены.

Где они продаются

Чтобы приобрести автомобиль, ввезенный в нашу страну по схеме параллельного импорта, совсем не обязательно обращаться к частнику или искать специальный автосалон. Такими машинами, на совершенно законных основаниях торгуют официальные дилеры. Зайдите в один из салонов компании FAVORIT MOTORS и сами все увидите.

Параллельный импорт автомобилей в России

В России разрешен параллельный импорт автомобилей. Условия ввоза упростились, а стоимость сертификации снизилась.

Поделиться
В закладки
20 января 2023 г.

Параллельный импорт – это ввоз иностранной продукции без согласия производителя. Параллельный импорт завезенного товара, в том числе и автомобилей, считается законным, так как предметы ввоза не являются контрафактными и имеют все необходимые сертификаты и лицензии. Машины обязательно проходят таможенный контроль.

Россия официально позволила ввозить в страну автомобили по “серой” схеме в марте 2022 года. Эти меры связаны с тем, что из-за санкций поставки иномарок были полностью прекращены.

Запрет коснулся машин от брендов Европы, Японии и США стоимостью свыше 50 тыс. евро.

Для упрощения процедуры параллельного импорта дилеры стали закупать автомобили в дружественных странах: Индии, Китае, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении.

Как изменилась стоимость авто

В июле 2022 года Правительство внесло изменения в правила параллельного импорта новых автомобилей. После чего условия ввоза упростились, а стоимость сертификации, а вместе с ней и наценка на машины, снизилась:

  • Отменена обязательная установка в автомобилях системы мониторинга происшествий на дорогах – ЭРА ГЛОНАСС. На установку системы дилеры тратили от 50 до 100 тыс. рублей. Пока отмена действует до 1 февраля 2023 года, но, скорее всего, будет продлена.
  • Больше не нужно оформлять на ввозимые машины документ ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Этот сертификат подтверждал соответствие требованиям безопасности ввозимой на территорию РФ партии автомобилей. Получить его можно было только платно у официального представителя бренда в России.

В целом параллельный импорт наиболее выгоден при ввозе премиальных иномарок, стоимость которых начинается от 5–7 миллионов рублей. В этом случае экономия может достигать нескольких миллионов.

Для машин среднего или ниже среднего ценового сегмента существенной экономии, скорее всего, не будет. К примеру, нет смысла привозить из ОАЭ автомобиль Тойота Королла за 2–2,5 млн рублей, так как в России он будет стоить примерно так же. При параллельном импорте к этому автомобилю прибавится таможенный сбор не менее 600 тыс. рублей плюс другие расходы на сертификацию.

Плюсы и минусы данной схемы

Преимущества параллельного импорта:

  • У российских автолюбителей появится возможность приобрести иномарку от брендов, на которые наложено эмбарго.
  • При использовании метода “серого” ввоза машина премиум-класса обойдется покупателю дешевле.
  • Благодаря параллельному импорту будут налажены поставки оригинальных запчастей.

Недостатков у новой схемы поставок пока что больше:

  • При налаженном процессе импорта постоянно будут требоваться посредники – физические лица. Оформлять поставку дорогих машин на юридических лиц невыгодно, так как для них растаможить машину выйдет намного дороже, чем для физлиц.
  • Российским покупателям станет недоступна заводская гарантия от производителя.
  • Гарантия на машины от дилера станет платной и, скорее всего, за нее придется отдельно доплачивать.
  • До введения санкций официальные дистрибьюторы могли контролировать и сдерживать цены на иномарки, теперь такой возможности нет.
  • На маршруты “серых” поставок также могут быть наложены санкции. Посредники будут возить автомобили обходными путями, что в результате увеличит сроки ожидания и конечную стоимость машины для потребителей.
  • Возникнут трудности с сервисным обслуживанием. Бренды, которые уходят с российского рынка, предпочитают блокировать электронные каталоги запчастей с актуальными данными. Также они блокируют сервисные программные обеспечения, необходимые для диагностики авто. Даже если в интернете можно будет скачать каталог, в нем не найдется обновленной информации от производителя. Ремонт самых последних моделей иномарок вызовет затруднения у дилерских сервисов.

Какие автомобили продают с помощью параллельного импорта

Согласно приказу Минпромторга от 19.04.2022, разрешается ввоз машин в Россию по “серой” схеме от следующих брендов:

  • Volkswagen;
  • Skoda;
  • Toyota;
  • Renault;
  • Nissan;
  • Mitsubishi;
  • Subaru;
  • Suzuki;
  • Honda;
  • BMW;
  • Audi;
  • Mercedes-Benz;
  • Volvo;
  • Land Rover;
  • Jaguar;
  • Lexus;
  • Infinity;
  • Porsche;
  • Tesla;
  • Acura;
  • Chrysler;
  • Jeep;
  • General Motors;
  • Chevrolet;
  • Cadillac;
  • Dodge;
  • GMC;
  • Hummer;
  • Lincoln;
  • Bentley;
  • Maybach;
  • Lamborghini;
  • Ferrari;
  • Aston Martin;
  • Rolls-Royce;
  • Maserati;
  • Bugatti;
  • Rover;
  • Seat.

Заключение

Благодаря новой схеме импорта, не требующей разрешения от производителей, российский авторынок будет насыщаться моделями иномарок, которые ранее в страну не поставлялись. Однако будущему владельцу нужно обязательно учитывать, что официальной гарантии на дорогостоящее авто не будет. Либо ее предоставят дилеры на платной основе и в ограниченном виде, например, предложат покупателю всего два года гарантии вместо пяти лет. Скорее всего, эта проблема будет решена в ближайшем будущем, но пока четкого понимания, как выстроить систему обслуживания машин, у Минпромторга нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *