Сколько государство зарабатывает на штрафах
Перейти к содержимому

Сколько государство зарабатывает на штрафах

  • автор:

Сумма штрафов с дорожных камер в России превысила 100 млрд рублей

ГИБДД наложила на российских водителей в 2021 г. 179,5 млн штрафов на сумму 128,3 млрд руб., сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные МВД. На конец года нарушители оплатили штрафы на 72,7 млрд руб., или 56,6% вынесенных постановлений. С помощью дорожных камер было выписано 160,7 млн штрафов на 104,1 млрд руб. — максимум за всю историю работы такой системы.

Больше всего постановлений было вынесено в регионах с наиболее развитой системой автоматической фиксации нарушений, отметило издание. В Москве было выписано 31,9 млн штрафов (30,7 млн — по камерам) на сумму 23,7 млрд руб. В Московской области в 2021 г. вынесли 20,1 млн постановлений на 18 млрд руб. В Московском регионе водители оплачивают около 50% штрафов, однако часть задолженности взыскивают в последующие годы судебные приставы. В Санкт-Петербурге вынесено 6,8 млн штрафов на 4,6 млрд руб. Меньше всего постановлений на Чукотке — около 6000 штрафов на 8 млн руб., потому что в регионе нет дорожных камер.

По данным МВД, количество дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования в 2021 г. осталось примерно прежним — 481 000, а число дел в отношении водителей-наркоманов уменьшилось на 12% до 19 600. Количество предупреждений, вынесенных инспекторами ГИБДД, снизилось на 10%, а число прекращенных дел об административных нарушениях выросло на 76%.

Генпрокуратура готовит предложения по отмене ошибочных штрафов с дорожных камер. Законопроект позволит без заявлений пострадавших отменять штрафы, вынесенные в период, когда дорожные камеры работали некорректно, – сейчас для этого нужно обращение автомобилиста или протест прокуратуры. Прокуроры в регионах России в 2021 г. проверили законность применения дорожных камер и правомочность договоров на эксплуатацию систем фиксации нарушений ПДД. Они выяснили, что часто камеры ставят в местах с наибольшим трафиком для получения дополнительных доходов, а не для профилактики нарушений.

Обратная связь

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1

Рассылки «Ведомостей» — главные деловые новости на ваш email

Подписаться на рассылку

Скачать для iOS
Скачать для Android

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21. 1999—2024

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21. 1999—2024

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

«Вскрытие покажет»: сколько государство зарабатывает на штрафах за нарушения ПДД

В России министерство юстиции предложило увеличить штрафы для нарушителей правил дорожного движения в шесть раз. Для контроля ситуации на дороге хотят устанавливать видеокамеры на каждом участке дороги.

В том случае, если инициативу министерства одобрят, минимальный штраф вырастет до 3 тысяч рублей. Таким образом, за нарушение ПДД можно будет лишиться трети минимального размера оплаты труда (МРОТ). В видеоблоге медиахолдинга 1MediaInvest «Вскрытие покажет» говорится о том, сколько государство может заработать на росте штрафов.

Отмечается, что сейчас в бюджет поступает около 70 миллиардов рублей ежегодно. Если же минимальный штраф увеличится в шесть раз, то эта сумма может увеличиться до 420 миллиардов рублей каждый год. Однако часть дорожных камер принадлежат частным компаниям, в том числе «Ростелекому».

Авторы исследования отмечают, что в Татарстане на дорогах камер больше, чем в Москве. Контролирует их связанная с семьей бывшего министра информатизации и связи РТ Николая Никифорова компания. Он является членом совета директоров «Ростелекома». В частности, компания получила госконтракт по установке камер на 83 миллиона рублей.

Подробнее — в видеоблоге «Вскрытие покажет».

Вас снимают, оплатите. Кто зарабатывает на штрафах с дорожных камер

В Госдуме спорят об эффективности камер на дорогах и готовятся принять закон, упорядочивающий их появление на трассах. А пока автомобилисты платят всё больше штрафов, которые обогащают частников.

Сговор на миллионы

В России комплексы фото­видеофиксации на дорогах появились в 2008 г. Их число постоянно растёт: если в ­2016-м стационарных комплексов было 7,2 тыс., то в 2020-м – уже 17,2 тыс. Соответственно и штрафов по ним выписывается больше. Только в Санкт-Петербурге в октябре 2021 г. с помощью камер было зарегистрировано более 1 млн нарушений ПДД. В целом по стране в 2020 г. дорожные камеры «заработали» 117 млрд руб. За прошлый год суммы штрафов ещё не обнародовали, но миллиардов точно будет больше.

Статья по теме

«Установка систем видео­фиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль. А вопросы безопасности отходят у нас на второй план», – заявил в конце прошлого года генпрокурор России Игорь Краснов во время правительственного часа в Госдуме. По его словам, прокуратура совместно с Росфинмониторингом, ФСБ и МВД выявила множество картельных сговоров вокруг закупки и установки камер. Участники таких сговоров покупали аппаратуру, технические характеристики которой отличались от указанных в конт­рактах, не исполняли «условия контракта при формировании его начальной цены». В качестве примера Краснов привёл Кировскую область с уголовным делом в отношении регионального министра и директора предприятия, которые незаконно ввели в эксплуатацию систему видеонаблюдения, причинив региону ущерб на 78 млн руб.

Но эти истории лежат в плоскости Уголовного кодекса, а те самые миллиарды «зарабатываются» камерами вполне легально. Чей же бюджет пополняют штрафы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять схему, по которой уже не первый год устанавливаются камеры на дорогах. Их покупка и обслуживание – дело недешёвое, поэтому тут государство сотрудничает с частными компаниями. Хотя нарушение ПДД – зона ответственности ГИБДД, камеры переданы на баланс региональных бюджетов. И уже власти на местах отдают это дело на аутсорсинг компаниям и индивидуальным предпринимателям (ИП).

Частники получают до 10 млн в день

Частники имеют право установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах, использовать оборудование для видеофиксации нарушений ПДД, распечатывать фотофиксацию, доставлять постановления о штрафах нарушителям и организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент. ГИБДД лишь визирует разрешение на установку камеры в конкретном месте.

Понятно, что «коммерческий интерес» тут у всех. Чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Выгодно и частнику, который получает от 20–50% суммы штрафных денег либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа. Отсюда и установка камер в «хлебных» местах, погрешности в замерах и пр. Эксперты говорят, что в среднем по России такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10–11 млн руб. в день.

«Под благим предлогом борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда местные чиновники обогащаются, аффилированные фирмы обогащаются, региональные бюджеты пополняются», – уверен депутат Госдумы Ярослав Нилов.

Регион доплачивал из своих

Минувшим летом случился большой скандал вокруг камер видеонаблюдения в Костром­ской области – журналисты выяснили, что львиная доля денег со штрафов уже 6 лет идёт не в областную казну, а в частные руки.

«Нам не хватало в те времена денег на выплату заработной платы бюджетникам, воспитателям в детских садах, а смерт­ность на дорогах росла. Было принято решение, что необходимо привлекать сюда частный капитал. Многие в средствах массовой информации пишут, что это люди, которые приближены к власти, и так далее. Это вопрос другой. Необходимы были деньги», – рассказал вице-губернатор Костромской области Юрий Маков.

В 2014 г. было заключено соглашение с «Безопасными дорогами Костромской области». Установили 54 комплекса, но позже за счёт собранных штрафов инвестору вернули потраченные деньги. Сейчас вся система принадлежит региону, однако большая часть денег от штрафов всё равно оседает не в бюджете области. Обслуживать комплекс продолжает всё та же компания. Всего за время действия соглашения водителям выписали штрафов на 1,3 млрд руб., из которых более миллиарда передали «БДКО». Чиновники объясняют это тем, что частник несёт расходы на электроэнергию, обслуживание камер, коммунальные платежи и доставку писем нарушителям. Таким образом, со штрафа 500 руб. в бюджете остаётся лишь 85. И доход в миллиард – не предел, поскольку камер уже в 2 раза больше и прибыль растёт.

Надо отметить, что каждый регион к договору с инвесторами подходит индивидуально. Где-то коммерсанты получают фиксированную сумму с каждого штрафа: в Московской области – 233 руб., в Тамбов­ской – 243 руб., в Курганской – 149 руб. и т. д. А где-то действует сложная формула с процентами, плановыми цифрами и дополнительными условиями.

Например, Свердловская область меняет подрядчика, но с декабря 2016-го камерами там занималось ООО «УГМК-Телеком». Они заработали почти 3 млрд на нарушителях ПДД. Деньги компания получала за каждого попавшегося автомобилиста. За один штраф «УГМК-Телеком» платили из бюджета области 283 руб. 85 коп. То есть в том случае, когда водитель получал штраф в 500 руб. и оплачивал его в течение 20 дней со скидкой 50%, регион ничего не зарабатывал, а ещё и доплачивал подрядчику! Как заметил депутат Заксобрания области Александр Ивачёв, ещё 55 руб. шли на почтовые услуги, и даже при 100%-ной оплате штрафа бюджет получал крохи: «В итоге в 2017-м с взысканных 333,7 млн до областной казны дошло лишь 74,4 млн. Фантастическая благотворительность».

Отменить штраф

По данным чиновников, в 2018 г. частные компании заработали на штрафах с камер видео­фиксации 3,4 млрд руб. Тогда же выяснилось, что это делается не совсем корректными методами. В 2019-м президент Владимир Путин потребовал от частников «перестать прятать камеры по кустам». «С тех пор камер стало больше. Конечно, это огромные бюджеты, и это уже не 3 млрд в год, а гораздо больше. Думаю, по итогам 2021 г. будет рекорд, – сказал «АиФ» юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. – И самое ужасное, что они работают некачественно и не отрабатывают ту задачу, которая перед ними стоит. Да, Путин требовал перестать прятать камеры по кустам, но они до сих пор устанавливаются там, например, где нет предупреждающих знаков. Камеры на скорость – фикция, потому что перед ними всё равно притормаживают все. Депутаты и представители ГИБДД спорят о том, способны ли камеры фиксировать опасное вождение. Выясняется – нет. Но не факт, что экс­перимент не запустят, и тогда штрафов станет ещё больше. Это замечательная формула для пополнения местных бюджетов и карманов инвесторов».

В планах Госдумы на март – законопроект по камерам, который подготовили сенаторы от «Единой России». «К сожалению, сейчас камеры на дорогах выполняют функцию сбора денег с автолюбителей. Это уже давным-давно не профилактическая, а фискальная мера, – говорит 1-й замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин. – Огромное возмущение вызывают у автолюбителей треноги, когда частные лица прячут камеры в кустах, устанавливают сразу перед знаками скоростного режима. Сегодня нет специальных нормативных актов, ГОСТа, которые бы регулировали порядок установки камер, требования к их техническим характеристикам и работе. Мы хотим обязать правительство эти правила установить, чтобы они были едины для всей страны. Нужно навести в этой сфере порядок».

Согласно законопроекту, если камера установлена с нарушением, то административная ответственность для автовладельца не должна наступать. А уже выписанный штраф необходимо будет отменить.

Москва на парковках и штрафах заработала «полбюджета» российского региона

Доходы бюджета Москвы от платных парковок и штрафов за ПДД в 2017 году выросли до 22 млрд руб. Это соответствует примерно половине бюджета среднего субъекта Центрального федерального округа, указывают эксперты

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Доходы Москвы от платных парковок и штрафов за нарушение правил дорожного движения выросли в 2017 году в среднем примерно на четверть. Такие данные приводит газета «Ведомости» со ссылкой на оперативные итоги исполнения бюджета Москвы. Так, на платных парковках Москва заработала в минувшем году 5,3 млрд руб., это на 21% больше, чем годом ранее. В 2016 году эти доходы составили 4,37 млрд руб. Штрафы за ПДД в 2017 году принесли столичному бюджету 16,6 млрд руб., тогда как в 2016 году таких поступлений было 13,14 млрд руб. Рост составил 26%.

В общей сложности Москва заработала на парковках и штрафах в минувшем году 22 млрд руб. В беседе с изданием старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин заявил, что, несмотря на то, что эта сумма для бюджета Москвы хоть и не очень большая, она соответствует примерно половине бюджета среднего субъекта ЦФО.

Представитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) заявил «Ведомостям», что рост доходов от платной парковки в минувшем году связан с тем, что в декабре 2016 года на ряде улиц — там, где наблюдалась высокая загруженность парковочных мест, — были повышены тарифы. В целом​ доходы бюджета Москвы в 2017 году впервые превысили 2 трлн руб. Вместо запланированного дефицита более чем в 200 млрд руб. был небольшой профицит — около 2 млрд руб, следует из опубликованных данных. В конце января мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Коммерсанту» говорил, что такой показатель — это «серьезная отметка», которая появилась «не случайно, а благодаря активному развитию экономики и росту инвестиций».

​Сколько зарабатывают на парковках и штрафах за нарушения ПДД за рубежом

Парковки и штрафы за нарушения правил дорожного движения (ПДД) — значимая статья доходов для большинства мировых мегаполисов. Например, доход Нью-Йорка от штрафов за нарушение правил парковки по итогам 2016 года превысил $545 млн. Еще более $96 млн принесли взыскания за нарушения ПДД. В совокупности две эти сферы дали 64,5% доходов от общей суммы всех штрафов, поступивших в бюджет американского мегаполиса в 2016 году ($992,7 млн). В Лондоне, где проблемы с парковкой и пробками выражены достаточно остро, городским властям на оплате парковки и штрафах за нарушение правил по итогам 2016 года удалось заработать и того больше — почти £600 млн ($816 млн). Доход от оплаты и штрафов за нарушение парковочных правил и правил дорожного движения еще одного американского мегаполиса, Чикаго, по итогам 2016 года составил $264 млн. Здесь накапливающиеся штрафы часто приводят даже к банкротствам. В 2016 году в городе через эту процедуру из-за неуплаты прошли более 10 тыс. человек со средним долгом перед городскими властями в размере $3900. В австралийском Сиднее доход от оплаты парковочных мест и штрафов за нарушение правил составляет около $45 млн в год. За десять лет доход города по этой статье вырос почти в два раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *